Задание 2 задание. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в предложении текста Выпишите это слово
Скачать 0.65 Mb.
|
Какое утверждение не совпадает с точкой зрения автора? 1) Человек должен уметь защищать свою честь? 2) Гибель Пушкина на дуэли бесполезна и бессмысленна? 3) Потомкам достается имя и честь отцов, все остальное неважно. 4) Дуэль была способом восстановить нравственное равновесие. Рассмотрим предлагаемый ответ №1. Всем текстом утверждается мысль о том, что «человек должен уметь защищать свою честь». Именно второй ответ не совпадает с точкой зрения автора, который в предложении №17 выражает свои мысли о важности защиты чести даже с помощью дуэли: (17)Да, «невольник чести», но ведь чести! В тексте можно найти подтверждение словам ответа №3: (19) «Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20) Всё остальное им не нужно, всё остальное- неважно». И четвертый ответ совпадает с точкой зрения автора: (7) «Дуэль! (8) Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие». Таким образом, правильный ответ №2. ЗАДАНИЕ 22 ЗАДАНИЕ. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. Выполнение этого задания потребует от вас знания функционально-смысловых типов речи. Их три: повествование, описание и рассуждение. Главное – установить, с какой целью автор создал текст: рассказал о последовательно сменяющих друг друга событиях, решил показать нам «картину» или высказал свои мысли, привёл аргументы, сделал вывод. Справочная информация Назначение монологической речи различно. Выделяют три основных функционально-смысловых типа. Описание - это чаще всего характеристика. Такой текст описывает место, обстоятельство, участников событий, внешность, состояние человека или обстановки, в которой происходят события. Самым типичным примером описания являются описания природы в художественной литературе. Описание невозможно без информации о признаках описываемого объекта. Поэтому описания насыщены прилагательными, выражающими признаки предмета, причастными оборотами, выражающими признак предмета по действию. В них часто используют назывные и безличные предложения. Для описаний характерно использование эпитетов, сравнений, метафор и других средств выразительности. Описание – изображение предмета, лица, явления путем перечисления его характерных признаков. Описание – это один зрительный образ (фотография, картина). Мы встречаемся с описанием человека (портрет), жилища (интерьер), природы (пейзаж). Даже если на картине изображены действия, «кадры» не меняются перед глазами, а значит, вы имеете дело с описанием. (Например, картины Айвазовского наполнены движением, но, описывая то, что вы видите, вы используете такой тип речи, как описание.) Повествование — это сообщение о последовательности действий, о том, что происходило вначале, а что потом, как развивались события. Во многих повествованиях выделяются этапы развития событий, включающие начало, развитие, кульминацию, развязку. В таких текстах может быть много наречий, называющих признак действия, деепричастий и деепричастных оборотов, выражающих добавочные действия, а также глаголов, особенно глаголов СВ в прошедшем времени. Примером может служить краткий пересказ сюжета фильма или книги. Повествование – это связный рассказ о событии, которое протекает во времени, о действии, которое развивается последовательно. Повествование можно перевести в ряд зрительных образов (увидеть кадры кинофильма), к предложениям можно подставить слова: сначала – затем – потом – после этого. Рассуждение — это тип текста, представляющий размышление, объяснение, доказательство точки зрения говорящего. Для рассуждения характерны следующие компоненты содержания: тезис, аргументация, вывод. Рассуждения содержат вводные слова, передающие связь и последовательность мыслей, такие как: во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, значит, следовательно и другие подобные. Рассуждение используется для изложения и обоснования точки зрения, особенно при выражении отношения к чему-либо. Представьте себе, что вы столкнулись с проблемой. Обдумывание ситуации, анализ всех за и против, принятие решения и будут выражены в форме рассуждения. Во множестве текстов можно встретить не только образцы данных типов в чистом виде, но и различные их комбинации. Рассуждение традиционно вызывает затруднение. Дело в том, что в школе мы привыкли иметь дело с классическим видом рассуждения: тезис – доказательства – вывод. Да, рассуждение строится именно так, и вы таким же образом построите свое экзаменационное сочинение. Но в этом задании вам предлагается проанализировать маленький фрагмент текста. Это может быть лишь небольшая часть рассуждения, вы не найдете здесь тезиса, не увидите вывода. Перед вами – мысль автора, его размышление, раздумье. Вы не сможете создать зрительный образ фрагмента, зато сможете сформулировать тему: над чем размышляет автор, о чем он думает, что говорит. Помните, что есть рассуждения, где нет ярко выраженного тезиса и его доказательства, а речь идет об объяснении чего-либо. Некоторые ошибочно относят такие фрагменты текста к повествованию, считая, что повествовать — значит рассказывать о чем-либо, вообще что-то говорить. Алгоритм выполнения задания. 1. Прочитайте текст или предложенный фрагмент из него. 2. Для определения его типа речи воспользуйтесь приемом воображаемого «фотографирования»: если можно «сфотографировать» весь текст одним кадром – это описание; если можно «сфотографировать» текст последовательным рядом кадров – это повествование; если текст нельзя «сфотографировать» - это рассуждение. 3. Помните о том, что описание показывает; это то, что мы видим (портрет человека, пейзаж, интерьер); повествование рассказывает; это цепь событий или действий и поступков персонажей; рассуждение доказывает и строится по схеме: тезис – доказательство – итоговый вывод. 4. Определите, к какому типу речи относится предложенный фрагмент. Выполним эту часть задания: (8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей. Перед нами раздумье автора о своеобразии живописи Берга. Вы не сможете изобразить то, о чем говорится во фрагменте, в виде картинки. Это рассуждение. (13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. Извлеченные таким образом из контекста, предложения оказываются не связанными по смыслу. Читая предложение 14, вы зрительно представляете глубокое озеро с чёрной водой, предложение 13 тоже позволяет воображению рисовать картину жаркого, безветренного августа. Не представляя собой единого описания, фрагмент содержит его элементы. (45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж». Перед нами цепочка действий, которые разворачиваются во времени. Фрагмент можно представить в качестве кинофильма: Берг вернулся в город – обнаружил извещение – сел к столу – написал. Это повествование. Вторая группа формулировок задания проверяет ваше умение видеть смысловые связи между частями высказывания. Вспомните: выполняя задание 1, вы уже устанавливали эти смысловую, логическую связь. Напомним, какие вопросы могут прояснять эту связь: - условие (при каком условии?) - цель (для чего? с какой целью?) - причина (почему? по какой причине?) - следствие, вывод (итак, следовательно) - пояснительные отношения (то есть, а именно) - объяснение (чем это объясняется?) - противопоставление (наоборот, но, а) - аргументация (во-первых, во-вторых) - уступительные отношения (хотя, несмотря на то что) Выполним эту часть задания: (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. Задаем вопрос: Почему? По какой причине? Потому что (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. Как видите, предложения потеряли логическую связь, в предложении 23 не содержится указание на причину. (27)Берг рассердился. Задаем вопрос: Чем это можно объяснить? (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? Ответ верный: предложение 28 объясняет, почему рассердился Берг. Примеры. Повествование 1. Трое суток добирался Илья Жебровский до участка. Последних сорок километров до зимовья несколько лет уже никто не чистил, и местами дорога была сильно завалена упавшими деревьями. Пилили в две пилы, растаскивали, раскладывали брёвна. Какие-то очень уж здоровые «Уралом» дёргали, проезжали недолго и снова пилили. (В. Ремизов «Воля вольная») 2. Он вышел почти на самый верх, снял рюкзак, отвязал и надел суконку. Карам отстал. Степан обернулся, посмотрел вниз, прислушался сквозь шум ветра, не орёт ли где, но услышал гул вертолёта. ОН взвалил на себя незавязанный рюкзак и заторопился обратно, вниз к ближайшим скалам. Вертушка шла со стороны его участка, её не было видно, только гул нарастал, сбиваемый порывами ветра. Степан торопился, камни ползли под ногами, он бился коленками, резал руки. Он был уже в нескольких метрах от скальника, когда над белоснежным прогибом перевала вырвалась оранжевая машина. Степан сел и замер. Вертушка прошла так близко, что ему показалось, что он слышит запах выхлопа. (В. Ремизов «Воля вольная»). 3. Дядь Саша выругался и полез из кабины. Дядь Саша ждал этой беды, в кузове у него был запасной мост... Он стал набирать на телефоне Мишку Милютина. Потом вызвал Поварёнка. К обеду ясно стало, что сегодня не выехать, конца не видать было. Вместе с мостом надо было менять ещё что-то. Поварёнок обзванивал корешей в поисках нужных сальников и рычагов. Жебровский сначала пытался вникать, потом просто сидел рядом на ящике, скучая и покуривая. Дядь Саша тоже особо не лез, работой молча управлял высокий и худощавый Мишка. (В. Ремизов «Воля вольная») Описание 1. Широкая долина Рыбной синела и чуть туманилась под солнцем, перевальный ветерок налетал резвыми, не сильными порывами. Кедровки орали недалеко внизу. Погода стояла самая охотничья. (В. Ремизов «Воля вольная») 2. Годков капитану было тридцать девять, обитал он в общаге на втором этаже в самой большой угловой комнате, где раньше был общий холл с телевизором. Койка, три стула, стол и в Васькин рост розовый японский холодильник. Иногда появлялась богатая музыка со множеством колонок, плазменная панель в полстены или ещё что-то такое же экзотическое, дико дорогое и специально заказанное в Японии. (В. Ремизов. «Воля вольная») Рассуждение 1. По своему характеру он плюнул бы на это дело, замял и уехал бы, но в области уже знали, и человека надо было представить. Живым, а лучше мёртвым — за оказание сопротивления. «Это надо сделать кровь из носу, ты что, не врубаешься!..» — орал из области зам по оперативной, которому, видно, самому здорово досталось. Александру Михайловичу и так всё ясно было его место из-за беглого Кобяка падало в цене и могло быть отдано только кому-то местному. Интересно, Семихватскому с Гнидюком предлагали? А может, и обоим для конкуренции, размышлял Александр Михалыч... (В. Ремизов «Воля вольная») 2. Жебровский не вмешивался. В России власть всегда была священной коровой. Даже здесь, на её окраинах, где никогда не было крепостного права и где на суровой природе жили вполне самостоятельные мужики, людей возмущало не дурное устройство самой власти, но лишь справедливость или несправедливость её действий. Это необъяснимо глупо, думал Илья и помалкивал. Смысла в этих разговорах не было никакого. (В. Ремизов «Воля вольная»). Повествование с элементами описания 1. Слышал, что три года назад, весной, убили младшего дядь Саши — Сашку. В тот день Сашка вернулся из армии. В кафе дело было, куда он никогда не ходил. Один прыщавый, на голову ниже Сашки, курнув дряни, пырнул ножом. Весь посёлок хоронил. Сашка был красивый, трезвый и в жизни никого не обидел. Его ударили ножом, а он только морщился, улыбался растерянно и виновато, зажимая рукой пульсирующую рану. (В. Ремизов «Воля вольная»). 2. Илья поставил вариться макароны, открыл тушёнку от нечего делать, а скорее, от охотничьего зуда в руках, принёс чехол с новым штуцером. Вспомнил, как ездил за ним в Австрию, как пробовал там на стрельбище, — пуля в пулю ложилась. Работа была штучная, ему надо было к сентябрю, и австрияки всё сделали в срок и нигде не отступили от своего качества. (В. Ремизов «Воля вольная»). Описание с элементами рассуждения 1. Генка встал, отряхиваясь, взял карабин на плечо и пошёл прочь. Странное было дело. Эту вот жизнь в тайге он с годами любил всё больше и больше, а азарт терял. Не то чтобы азарт, но то, что раньше было. Он это точно знал за собой. Жадным никогда не слыл, но когда удавалось добыть больше других, а такое случалось часто, ходил довольный. Бывало и хвастался по пьяни. (В. Ремизов «Воля вольная»). ЗАДАНИЕ 23 ЗАДАНИЕ. Из предложений (указан диапазон) выпишите (фразеологизм, синонимы, антонимы, слово в переносном значении и т.п.) Следует повторить основные понятия лексикологии, которые помогут справиться с заданием: антонимы, контекстные антонимы, прямое и переносное значение слова, фразеологический оборот (фразеологизм), синонимы, контекстные синонимы, лексическое значение слова, однозначное слово, многозначное слово, термин, устаревшее слово, архаизм, неологизм, заимствованное слово, диалектизм. Лексика
Группы слов по происхождению
Основные разряды лексических единиц Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению (кавалерия - конница, смелый - храбрый, идти – шагать,огромный - громадный, есть – кушать; бродить – шляться). Антонимы – это слова одной и той же части речи, противоположные по значению (правда - ложь, добрый - злой, говорить – молчать, хороший - плохой, высоко - низко, правда - ложь). Внимание:
Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению (луг – лук, брак – брак) Омофоны - это слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению и написанию (гриб – грипп, Роман – роман). Омографы – это слова, одинаковые по написанию, но различные по значению и звучанию (замОк – зАмок, парИть – пАрить) Омоформы – это слова, совпадающие по звучанию и написанию только в отдельных формах (три – глагол, три – числительное, стих – существительное, стих – глагол). Паронимы – это слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие разные значения (единый – единичный, будний - будничный, компания – кампания) Фразеологизмы – целостные несвободные единицы, которые воспроизводятся в готовом виде (бить баклуши, мастер на все руки, держать камень за пазухой, звёздный час, заварить кашу, со всех ног). Запомните написание фразеологизмов (запятая не ставится):
Примеры фразеологизмов Фразеологи́зм, фразеологический оборот - это свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Особую трудность представляют книжные фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, преимущественно или исключительно употребляемые в письменной речи (стереть с лица земли, в мгновении ока). Здесь представлены наиболее часто употребляемые, но не всегда узнаваемые фразеологизмы С азов, ад кромешный, адвокат дьявола, а король-то голый!, аллилую петь, альфа и омега, альма-матер, альтер – эго, ананасы в шампанском, аника –воин, антик с гвоздиком, апогей славы (достигнуть апогея), а все-таки она вертится!, аршин с шапкой предать анафеме; баню задать, белая ворона, баюшки-баю, белены объелся, белая кость, бей, но выслушай, без руля и ветрил без задних ног, бисер метать, без сучка и задоринки. бесструйная балалайка, бирюком жить, бить в набат (челом, ключом, отбой), блоху подковать, биться как рыба об лёд блудный сын, бросить камень (тень, якорь, дело), брать верх, брать на арапа, божий одуванчик, больное место, болеть душой, бок о бок, бросить перчатку, будь здоров!, быть на равной ноге; в бутылку загнать, в двух словах, в добрый час, в зените славы, в долгий ящик отложить, взять себя в руки; в Каноссу идти, в кильватере плыть, в конце концов, в мгновение ока, в один прекрасный день, в ореоле славы, в печёнках сидит, в поте лица, в три погибели согнуть, в чужой монастырь со своим уставом не ходят, в чужую дудку дудеть, в эмпиреях витать, в цейтнот попасть, вагон и маленькая тележка, валяться в ногах, вдоль и поперёк, вдохнуть жизнь, вернуться к своим пенатам, вешать нос (собак), взгляд медузы, вздохнуть свободно, взять в оборотвзять за душу, взять на себя взять на карандаш, взять своё, взять себя в руки, вилами на воде написано, во веки веков, висеть в воздухе (на волоске, на телефоне, на хвосте), во все тяжкие пуститься, во всю ивановскую, во всю прыть, во главе угла, водить за нос, воды не замутит, войти в положение, волк в овечьей шкуре, вольному воля волынку тянуть, вот где собака зарыта!, ворона в павлиньих перьях вот так клюква!, вот те крест!, вот те на!, в первую очередь, впросак попасть, время истекло, все собаки знают, все шишки валятся; всеми фибрами души, всемирный потоп, вставлять палки в колёса втирать очки, вывести на чистую воду, выеденное яйцо, выше всех похвал, выдержать характер, выжимать соки, выносить сор из избы, всё равно, высасывать кровь* высший пилотаж, выходить из себя; глаза Аргуса, Ганнибалова клятва, где раки зимуют, Геркулесов подвиг, геркулесовы столпы, Геростата слава, гнуть хребет, гоголем ходить, голова два уха, гомерический хохот, Гордиев узел, горе луковое, голубая кровь, греть руки; Дамоклов меч,два сапога пара, двуликий Янус,дело в шляпе, дело табак, дело пахнет керосином, держать нос по ветру, держать ухо востро, дешево, но сердито, Диогенова бочка, долгий ящик, дойная корова, дотла сгореть, до поры до времени, до последней капли крови, драть шкуру, душа нараспашку, душа в душу,душой и телом, дым коромыслом,длинный рубль, длинная песня,длинный язык, делать большие глаза; жар загребать чужими руками, живой рукой; задний ум,за душой нет ничего,заговаривать зубы,задним умом крепок, закусывать удила, залить глаза, закрыть вопрос, замазать глаза, запретный плод, зарубить на носу, зарыть талант в землю, знать на зубок,заткнуть за пояс, затрапезный вид за уши не оттянешь, засучив рукава, заткнуть за пояс, звонить во все колокола, зеленая улица, золотое руно, золотой дождь, замыкаться в своей скорлупе; Иван родства не помнящий, играть на руку, играть вторую скрипку, играть в бирюльки, играть роль, играть в одну дудку, избиение младенцев, из рук вон, идти в ногу (ва-банк, прахом, в гору, ко дну), идёт речь, иметь в виду, иметь значение, игра не стоит свеч, избушка на курьих ножках; казанская сирота, как Бог на душу положит, как в воду глядел, как вкопанный, как заведенный, как мёртвому припарки, как пить дать, как по маслу, как по писаному, как свои пять пальцев, как снег на голову, как гора с плеч, как обухом по голове, как собак нерезаных, как рукой сняло, как собаке пятая нога, как с гуся вода, как убитый, камень за пазухой, кашу заварить, класть под сукно, класть зубы на полку, клюква развесистая, кожа да кости, козырять, ходить козырем, корчит рожи, комар носу не подточит, крокодиловы слезы, кошки скребут на душе, красная строка, кривить душой, круглый год, куда бы то ни было, куда не кинь — всё клин, круговая порука, куда как хорошо!, кот в мешке, куда кривая вывезет, курам на смех, куры не клюют, корень зла козел отпущения, крылатые слова; лавры пожинать, лебединая песня, лезть на рожон, лезть на стену, лезть в глаза,лить воду на мельницу, лить колокола, литься через край, лопни мои глаза, лыка не вяжет, не лыком шит, лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе, любить как палка собаку; между сциллой и харибдой, мастер на все руки, меж двух огней, медный лоб, методом тыка, метать петли, мы пахали, морочить голову, мерить на свой аршин, мелкая сошка, мели, Емеля, мастер на все руки, мухи не обидит, малиновый звон; на дух не переносить, на второй план, на лбу у него написано, наливаться соком, наливаться кровью, на обухе рожь молотит, на морковкино заговенье, на мякине не проведёшь, на один покрой, на одиннадцатом номере, на самом деле, на седьмом небе, на хутор бабочек ловить, на широкую ногу, навешать собак, не держи сердце, не до смеха, не в бровь, а в глаз, не за горами, не мычит не телится, не мудрствуя лукаво, не находить места, не от мира сего, не резиновая, невзирая на лица, не покладая рук,незваный гость хуже татарина, несмотря ни на что, ни бе ни мени в зуб ногой, ни вашим ни нашим, ни два ни полтора, ни дня без строчки, ни жарко ни холодно, ни за что ни про что, ни кола ни двора, ни пуха ни пера, ни свет ни заря, ни стыда ни совести, низкой пробы; одна ласточка весны не делает, одним миром мазаны, одним духом, один как перст, олух царя небесного, опустить голову, от зари до зари, опростоволоситься, от горшка два вершка, отвёл глаза, откладывать в долгий ящик, от мала до велика, отлегло от сердца,от доски до доски, очки втирать ошеломить, обетованная земля; пальчики оближешь, панический страх, пара пустяков, пасынок судьбы, перековать мечи на орала, петь с чужого голоса, пилюлю позолотить, пиррова победа, плевать в потолок, плевать с высокой колокольни, плечом к плечу, под одну масть, плюнуть негде, плясать, под чужую дудку, под самым носом, под стол пешком ходит, подвести под монастырь, подбитый ветром подложить свинью, подрезать крылья, подрубить под корень подставить ножку, поле боя подставить плечо, попасть впросак, попасть на седьмое небо, попомни моё слово, портить обедню, после дождичка в четверг, пруд пруди, поставить на ноги, потемкинская деревня, правой рукой через левое ухо, принимать во внимание, при царе Горохе, провалиться сквозь землю, принимать меры, проще пареной репы, прокатить на вороных, прометеев огонь, пускать пыль в глаза, пусть у меня руки ноги отсохнут, пушкой не пробьёшь; разделать под орех, разбивать сердце, разговор в пользу бедных, разводить руками, разевать рот, раз плюнуть, рано или поздно, рассыпаться мелким бесом, рвать и метать, рог изобилия, рожки да ножки, родиться под счастливой звездой, родился в сорочке, рукой подать; сбоку припека, свет клином не сошёлся, святая простота, связать по рукам и ногам, связывать себя узами Прометея, сгибаться кольцом, с гулькин нос, семь смертных грехов, семь пятниц на неделе, семь чудес света, восьмое чудо, сидеть на шее, сжечь корабли, сизифов труд, скатертью дорога, сколько лет, сколько зим, слаб на язык, с легким паром, смотреть в глаза, смотреть сквозь пальцы, собаку съесть, со всех ног, сойти с неба на землю, соль земли, сорок сороков, со щитом или на щите, пересолить, с первым апреля, уйти несолоно хлебавши, спустя рукава, с серьёзной миной, ставить точку над, стреляный воробей, с утра пораньше, суета сует, считать ворон, сучок в глазу замечать, сыр-бор загорелся, сыграть роль; танталовы муки, терновый венец, типун на язык, три грации, тридцать сребреников, то и дело, трубить на всех перекрёстках, тьма кромешная, то и дело, тянуть канитель, тьфу-тьфу, толочь воду в ступе, чтоб не сглазить, точить лясы, точит байки, тяп –ляп, тощ как овощ, тютельку в тютельку; указывать пальцем, ума палата, у черта на куличках, умывать руки, упасть на добрую почву, упасть духом, утереть нос, уязвимое место; филькина грамота; хранить под спудом,хоть волком вой, хоть глаз выколи, хоть караул кричи, хоть в петлю лезь, хоть плюй в глаза- всё божья роса, ходить на, цыпочках, ходить гоголем, хуже всякой критики; чёрная кость, чёрная дыра, чем свет, через пень-колоду, чти отца твоего и матерь твою,чучело гороховое; чудеса в решете, черным по белому; шиворот-навыворот, шарашкина контора, щека щёку есть; эзопов язык; Юпитер, ты сердишься, — значит тыне прав; яблоко раздора, яблоку негде упасть, язык проглотишь, ящик Пандоры. ЗАДАНИЕ 24 ЗАДАНИЕ. Среди предложений (указано) найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью (указано средство связи). Напишите номер этого предложения. Чтобы установить средства связи между предложениями, надо прочитать заданное предложение вместе с предшествующим, иногда с несколькими предшествующими (номера этих предложений обычно указаны в формулировке задания), сопоставить их, обнаружить информацию, которая повторяется, и определить способ передачи информации в каждом последующем предложении. Легче всего обнаруживается повтор слов, однокоренные слова, личное местоимение, союз, вводное слово, труднее — синонимы, антонимы, контекстные синонимы (человек — выдающаяся личность), контекстные антонимы (будни — карнавалы). Советуем повторить морфологию, в частности разряды местоимений, союзов; указательные слова (местоимения, наречия); разграничение союзов и частиц. Средства связи между предложениями Основные средства связи между предложениями в тексте
Внимание! Связь предложений в тексте может быть не только контактной, но и дистантной (т. е. связываться могут и удаленные друг от друга предложения). Это отмечается в задании так: Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущими при помощи союза и наречия. ЗАДАНИЕ 25 ЗАДАНИЕ. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 25 – 34. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания 35, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Необходимо иметь полное представление об основных языковых средствах художественной выразительности, то есть знать перечень средств, понимать особенности каждого из них, знать термины, с помощью которых называются эти средства, осознавать отличия между этими средствами. • Тропы: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, гипербола, литота, ирония, метонимия и др. • Приёмы: синтаксический параллелизм, парцелляция, анафора, эпифора, многосоюзие, противопоставление, цитирование, вопросно-ответная форма изложения и др. • Лексические средства: фразеологический оборот(фразеологизм), синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, термин, устаревшее слово, архаизм, неологизм, заимствованное слово, диалектизм, оксюморон и др. • Синтаксические средства выразительности: вводные слова, неполные предложения, назывные односоставные предложения, ряд однородных членов и др. • Фигуры речи: риторический вопрос, риторическое обращение и др. Средства выразительности
|