ЗАДАНИЕ №26
|
ТЕРМИНЫ
| Тип речи
| ОПРЕДЕЛЕНИЯ терминов
| ПРИМЕРЫ
|
Тропы
(в основу тропа положено переносное значение слов)троп в переводе с греч. Означает ПОВОРОТ. Он возникает тогда, когда автор соотносит два понятия, которые кажутся ему схожими.
|
1.Сравнение
СОПОСТАВЛЕНИЕ
| троп
| Сравнительный оборот(что-то с чем-то сравнивается) иногда с сравнительными союзами:КАК ,БУДТО, СЛОВНО, КАК БУДТО, ЧТО, ТОЧНО, иногда при помощи слов : ПОХОЖИ, ПОХОЖ и т.п., иногда и вовсе просто по схожести образов. Здесь преобладает форма творительного падежа (кем? чем?)
Похоже на сравнение, но предметы не сравниваются, а сопоставляются
| Он был как будто ангел
Как море, волнуется нива
Вода сегодня как стекло
На глаза осторожной кошки похожи твои глаза
У него нос крючком
Она ланью кинулась в лес (ланью – кем? Тв.п.)
Ночь – колодец без дна
Используются союзы ТАК ЖЕ… КАК И… Н-р: Мы, дети войны, так же, как и наши отцы, ковали победу.
|
2. Метафоры(троп)
| троп
| При метафоре слово всегда обозначается в переносном значении. Это обязательно не одно какое-нибудь красивое слово, как КРОВАВОЕ знамя, а обязательно НАБОР слов, словосочетание! Этим отличается от эпитета. Метафора содержит скрытое сравнение. При метафоре НЕТ сравнительных союзов (будто, как будто, словно и т.п.!). Метафору надо выделять методом исключения: если это не эпитет, не фразеологизм, то это метафора.
| Слов моих сухие листья. ( в данном случае это абсолютно переносное значение, это не похоже не на эпитет, не на сравнение, потому что нет сравнительных союзов, но тем не менее, здесь содержится СКРЫТОЕ сравнение слова = сухие листья). В саду горит костёр рябины красной Водопад звёзд.// лавина писем//стена огня//жемчужина Кавказа//бездна горя//сноп волос В отличие от ЭПИТА в метафоре преобладают существительные, а не прилагательные. В отличие от СРАВНЕНИЯ в метафоре нет сравнительных союзов и частиц ( Н-р: Несчастья свалились на него, как лавина. – это сравнение. Несчастья свалились на него лавиной – это тоже СРАВНЕНИЕ, потому что в сравнении есть особая форма творительного падежа. На него свалилась лавина несчастья. – это МЕТАФОРА(потому что нет сравнительных союзов, нет формы тв.падежа, нет прилагательных)
|
3.Олицетворение(троп)
| троп
| Когда неживому придаются черты живого (чаще всего это ГЛАГОЛЫ)
| Берёза плачет, ручей играет с камушками, мороз-воевода дозором обходит владенья свои.
Зима недаром злиться, прошла её пора, весна в окно стучится и гонит со двора.
|
4. Метонимия Синекдоха (количественная метонимия)
| троп
| Это разновидность метафоры, при котором одно слово замещается другим, сходным по значению
| Вчера перечитал Чехова ( конечно, не Чехова перечитал, а его произведения)
В гостях съел две тарелки (не тарелки, конечно, а содержимое) И слышно было до рассвета, как ликовал француз.(М.Ю.Лермонтов. «Бородино»).
|
5. Эпитеты (троп)
| троп
| ЯРКИЕ прилагательные или причастия(необычные, создающие образы)
| Красное знамя (обычное прилаг.)
Кровавое знамя (эпитет)
Серое небо (обычное прил.)
Свинцовое небо (эпитет)
Черная кровь
весёлый ветер
|
6. Гипербола
| троп
| Чрезмерное преувеличение
| Шаровары шириной с Чёрное море.
В сто сорок солнц закат пылал.
|
7. Литота
| троп
| Противопоставление гиперболе. Сильное преуменьшение.
| Мальчик-с-пальчик, девочка-дюймовочка.
Жизнь человека – один миг.
|
8. Ирония
| троп
| Здесь одно слово заменяется другим по контрасту. Притворное название большого маленьким, глупого умным ит.п.
| Проходите в мои ХОРОМЫ. (в квартиру имеется ввиду )
Это дело обошлось мне в копеечку (о БОЛЬШИХ тратах)
Едва ли кто польстится на такую красавицу (о некрасивой новогодней ёлке)
|
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
|
Синонимы. Контекстные синонимы
| лекс
| Слова, одинаковые по смыслу, но не однокоренные
| Папа-отец
Дорога – трасса
Выходит, что я не посторонний, не чужой!
|
Антонимы(троп)контекстные антонимы
| лекс
| Слова, противоположные по смыслу
| Холодно – жарко
черный-белый
жить – умирать
Когда прикасаешься к высокому и священному, надо прежде всего отмыть душу от житейского, суетного, пыльного, мелкого. (это контекстные антонимы)
|
Экспрессивная лексика(эмоционально окрашенная лексика)
| лекс
| Слова, выражающие ласку, шутку, иронию, пренебрежение, фамильярность и т.п.
| Балбес/рифмоплёт/глупыш/ душонка Напеть начальству Проморгать автобус
|
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
| лекс
| Обычно выражают ласку и снисхождение
| Пальчик, ключик, дельце, оконце, домик, ушки, глазки ит.п.
|
Разговорная лексика
| лекс
| Обычно то, как мы говорим в повседневной жизни, в непринуждённой беседе.
| Картошка (разг.) Картофель (книжн.)
Провалилась на экзамене (разг.) Не сдала экзамен (книжн)
|
Просторечная лексика (просторечия)
| лекс
| Это слова, которые не входят в нормы русского языка, потому что являются грубыми
| Пацан//зёма(земляк)//брюхо// шляться Он НАПЛЕВАЛ на все правила и делал то, что считал нужным.
|
Книжная лексика
| лекс
| Слова, которые используют исключительно в книжной лексике, как правило в обычной жизни мы их не употребляем
| В этом вопросе ПРЕВАЛИРУЕТ лишь одно мнение.
Сегодня ты имеешь НАДЛЕЖАЩИЙ вид.
|
Архаизмы(устаревшие слова)
| лекс
| Слова устаревшие (практически вышедшие из употребления)
| Уста (губы)
Яства (еда)
Ланиты (щёки)
Персты (пальцы) и т.п.
|
Неологизмы
| лекс
| Новые слова
| Интернет, робототехника, скайп, марсоход, гуру, дизайн, лайк
|
Индивидуально-авторские слова
| лекс
| То же, что и неологизмы. Автор сам «придумывает» слова.
| Любовь – это в глубь двора врываться и до ночи ГРАЧЬЕЙ , блестя топором, рубить дрова, силой своей играючи (В.Маяковский).
И, овдовевшая в ночи, вышла луна одиночить.
|
диалектизмы
| лекс
| Слова, которые используются в определённой местности и только. Например, в одной и той же стране говорят на разных диалектах
| В Петербурге говорят ПОРЕБРИК, а в Москве БОРДЮР
В Петербурге –ПАРАДНАЯ, в Москве – ПОДЪЕЗД Бирюк (волк)
Векша (белка)
|
фразеологизмы
| синт
| Устойчивые словосочетания (неразрывные). Можно заменить одним словом.
| Бежать сломя голову, (быстро)
сесть в калошу, (сконфузиться/оказаться посмешищем)
пуститься во все тяжкие (грешить)
бить баклуши (лентяйничать)
сердце в пятки ушло (испугался)
Медведь на ухо наступил (нет слуха)
Делать по-своему (упрямо)
Дать добро (согласиться)
Так себе (удовлетворительно)
Сбиться с ног (устать)
Под вопросом (сомнение)
Откуда ни возьмись (неожиданно)
Между молотом и наковальней (на разрыв)
|
жаргонизмы
| лекс
| От слова ЖАРГОН. Говорить на жаргоне, значит говорить , употребляя слова ненормативной лексики
| Тюремный жаргон (закрой пасть и.т.п.)
Студенческий жаргон (иду на ПАРУ)
|
Заимствованные слова
| лекс
| Слова, пришедшие из других языков
| Жалюзи, метро, галстук, шоссе, шоколад, колпак, барабан, бра ит.п.
|
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ/приёмы
Они имеют дело не с одним словом, а с несколькими словами, расположенными особым образом.
|
1.анафора
| стиль Это всё повторы
| единоначалие
| Светить всегда, светить везде, до дней последних донца. Светить – и никаких гвоздей – вот лозунг мой и солнца.
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
|
2.Лексический повтор
| Повторы внутри предложений
| Вы слышите: грохочет барабан,
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.
Уходит взвод в туман, в туман, в туман,
А прошлое ясней, ясней, ясней.
|
3.эпифора
| Единая концовка
| Я шёл к тебе, я верил в тебя, я любил тебя.
|
Композиционный стык.
| Одинаковые конец и начало следующей фразы или предложения
| Всё сделала для меня Родина. Родина научила меня быть человеком.
|
4.антитеза
| стиль
| Противопоставление. Часто антитеза выражена антонимами
| Волос длинный, а ум короткий.
Кто был никем, тот станет всем.
Роман Достоевского «Преступление и наказание». Полюбил богатый – бедную,
Полюбил учёный – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную,
Золотой – полушку медную.
|
5.градация
| стиль
| Расположение синонимов по возрастанию (усилению) признака, либо по убыванию
| На лице светились, горели, сияли глаза. Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить.
|
6.Парцелляция
| стиль
| Разделение одного предложения на несколько предложений тогда, когда этого делать нет необходимости. Но автор решает привлечь внимание.
| Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (всё это можно было бы написать и через запятую, но автор решил разделить эти однородные подлежащие и сделать отдельные предложения).
-Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! – не понимая сказал Никитин. Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном. Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (тут есть и градация и парцелляция)
|
7. цитирование
| стиль
| Цитаты прямые, заключенные в кавычки
| «Я помню чудное мгновенье», - так начинается одно из великих стихотворений А.С.Пушкина.
« Все мы немножко лошади». (В.В.Маяковский)
|
8.Вопросно-ответная форма изложения
| стиль
| Это когда идёт после вопроса сразу ответ. Автор сам задаёт вопрос и сам же на него отвечает.
| Что это значит? А значит это только одно: правила учить надо. Неужели не нашлось человека, который предвидел беду? Совсем наоборот. ЗасЫпали соответствующие учреждения письмами!
|
9.Риторические вопросы
| стиль
| Вопросы, на которые нет и не может быть конкретных ответов. Автор спрашивает не для того, чтобы получить ответ.
| Сколько это ещё будет продолжаться?!
Быть иль не быть?
|
10.Риторические восклицания
| стиль
| Автор выражает патетику, торжественность атмосферы.
| То было утро наших лет –
О счастие! О слёзы!
О лес! О жизнь! О солнца свет!
О свежий дух берёзы!
|
11. Риторические обращения
| стиль
| Когда обращения используются не для того, чтобы назвать адресата речи, а с тем, чтобы показать , как он относится к тем, о ком пишет.
| Друзья мои! Прекрасен наш союз.
Он, как душа, неразделим и вечен.(А.С.Пушкин). Здесь Пушкин не обращается только к своим друзьям, он обращается к сообществу.
|
12. Синтаксический параллелизм
| стиль
| Это повторяющаяся последовательность однородных членов ( не путать с лексическими повторами!!!)
| Травой зарастают могилы – давностью зарастает боль. (в данном случае две части предложения параллельны между собой, поэтому это и называется СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ). Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? (ПОЛНЫЙ СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ!)
|
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
(это обычные синтаксические конструкции, то есть, построение предложений).
|
| синт
| Конечно, может быть, следовательно; вводные конструкции (деепричастные обороты например)
| Я, конечно, понимаю Вас, но Вы меня поймите. Он сказал это, нисколько не рисуясь.
|
| синт
| Когда автор напрямую обращается кому-то или чему-то
| Сияй, Ташкент, звезда Востока!
|
Восклицательные предложения
| синт
| Это предложение всегда эмоционально заряжено или побуждает к действию.
| Литература не может быть не социальной! Россия! Русь! Храни себя, храни! (Н.Рубцов)
|
Вопросительные предложения
| синт
| Содержится конкретный вопрос, на который ожидается конкретный ответ.
| Тебя как звать-то?
|
Односоставные предложения
| синт
| В таком предложении из главных членов есть только подлежащее или только сказуемое
| Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог. (определённо-личные предложения) И скучно и грустно (безличное) здесь нельзя подставить подлежащее.
Да пусть говорят (неопределённо-личное)
Без труда не выловишь рыбку из пруда. (обобщённо-личное) Для ВСЕХ. Прекрасное утро. (Назывное предложение)
|
| синт
| Однородными могут быль любые члены предложения
| Он ничего не читал, не видел, ни к чему не стремился.
В магазине продают хлеб, масло, сахар.
|
| синт
| Уточняют ГДЕ ИМЕННО , КАК ИМЕННО происходит действие и как именно выглядит предмет.
| В предместье, около боен, выли собаки.
Он встал рано, в третьем часу утра, и теперь у него слипались глаза.
Длинная, в несколько вёрст, тень ложилась от гор на стены
|
| синт
| Когда сравнение вводится в предложение и без него можно обойтись
| Ужас, словно удав, сковал мне ноги.
Иной раз подстрелишь зайца, ранишь его в ногу, а он кричит, словно ребёнок.
|
ФОРМЫ РЕЧИ
|
Диалог с читателем
| Форма речи
| Когда мы видим прямое обращение к читателю
| Онегин – добрый мой приятель. Родился на брегах Невы, где, может быть, родились Вы , или гуляли, мой читатель.
|
Монологи
| Форма речи
| Автор разговаривает как бы сам с собой
|
|
Диалоги Полилог (разговор более двух лиц)
| Форма речи
| Разговор двух или более лиц
| - Что же из этого следует?
-Следует жить. Шить сарафаны и лёгкие платья из ситца.
-Вы полагаете всё это будет носиться?
- Я полагаю, что всё это следует шить.
|