Олимпиадные задания по литературе. Литература_Задания. Задания 9 класс По данному отрывку назовите автора и его произведение
Скачать 70 Kb.
|
Задания 9 класс По данному отрывку назовите автора и его произведение. Молвил князь, поникнув головою,- На кровати тисовой меня Покрывали черной пеленою. Черпали мне синее вино, Горькое отравленное зелье, Сыпали жемчуг на полотно Из колчанов вражьего изделья. Златоверхий терем мой стоял Без конька, и, предвещая горе, Вражий ворон в Плесенске кричал И летел, шумя, на сине море". Что же девица?.. Дрожит... Гибель близко... но не спит Голубочек белый. Встрепенулся, развернул Легкие он крилы; К мертвецу на грудь вспорхнул... Всей лишенный силы, Простонав, заскрежетал Страшно он зубами И на деву засверкал Грозными очами... Снова бледность на устах; В закатившихся глазах Смерть изобразилась... Глядь, ... о творец! Милый друг ее — мертвец! Ах!.. и пробудилась. Ей снится, будто бы она Идет по снеговой поляне, Печальной мглой окружена; В сугробах снежных перед нею Шумит, клубит волной своею Кипучий, темный и седой Поток, не скованный зимой; Две жердочки, склеены льдиной, Дрожащий, гибельный мосток, Положены через поток: И пред шумящею пучиной, Недоумения полна, Остановилася она. Мне снилося, что лестница крутая Меня вела на башню; с высоты Мне виделась Москва, что муравейник; Внизу народ на площади кипел И на меня указывал со смехом, И стыдно мне и страшно становилось — И, падая стремглав, я пробуждался... И три раза мне снился тот же сон. Не чудно ли? И перед утром сон желанный Глаза усталые смежил; Но мысль ее он возмутил Мечтой пророческой и странной. Пришлец туманный и немой, Красой блистая неземной, К ее склонился изголовью; И взор его с такой любовью, Так грустно на нее смотрел, Как будто он об ней жалел. То не был ангел-небожитель, Ее божественный хранитель: Венец из радужных лучей Не украшал его кудрей. То не был ада дух ужасный, Порочный мученик — о нет! Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!.. Соотнесите произведение и художника, который его иллюстрировал. «Слово о полку Игореве», «Горе от ума», «Пиковая дама», «Герой нашего времени», «Шинель». А. Бенуа, В. Васнецов, М.Врубель, Д. Кардовский, Кукрыниксы. Ответьте на вопросы, связанные с жизнью и творчеством Н.В. Гоголя. Где родился Н.В. Гоголь и в какой повести было использовано название этого места? Как выразил свое отношение к пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» во время премьеры император Николай I? Кто «подсказал» Н.В. Гоголю сюжет «Ревизора» и «Мертвых душ»? Как сам Н.В. Гоголь определил жанр «Мертвых душ»? Назовите известные вам пьесы Н.В. Гоголя. Дайте толкование следующим терминам: Аллегория, амфибрахий, конфликт, экспозиция, эпос. Назовите литературные журналы, которые издавали Д.И. Фонвизин, А.П. Сумароков, И.А. Крылов, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин. Охарактеризуйте художественное своеобразие стихотворения Д.В Веневитинова ВЕТОЧКА В бесценный час уединенья, Когда пустынною тропой С живым восторгом упоенья Ты бродишь с милою мечтой В тени дубравы молчаливой,- Видал ли ты, как ветр игривый Младую веточку сорвет? Родной кустарник оставляя, Она виется, упадая На зеркало ручейных вод, И, новый житель влаги чистой, С потоком плыть принуждена. То над струею серебристой Спокойно носится она, То вдруг пред взором исчезает И кроется на дне ручья; Плывет - всё новое встречает, Всё незнакомые края: Усеян нежными цветами Здесь улыбающийся брег, А там пустыни, вечный снег Иль горы с грозными скалами. Так далей веточка плывет И путь неверный свой свершает, Пока она не утопает В пучине беспредельных вод. Вот наша жизнь!- так к верной цели Необоримою волной Поток нас всех от колыбели Влечет до двери гробовой. Примерный план анализа лирического произведения Определите тематику стихотворения, его идею. Охарактеризуйте настроение лирического героя. Прокомментируйте образный строй стихотворения. Какие стилистические приемы использует автор для усиления выразительности поэтической речи? Определите рифму и размер стихотворения. 10 класс По данному отрывку назовите автора и его произведение Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам. Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне... Вдруг увидел я вороты и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтобы батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише, — говорит она мне, — отец болен при смерти и желает с тобою проститься… Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады. Изредка кто-нибудь вдруг поднимет со сна голову, посмотрит бессмысленно, с удивлением на обе стороны и перевернется на другой бок или, не открывая глаз, плюнет спросонья и, почавкав губами или поворчав что-то под нос себе, опять заснет. А другой быстро, без всяких предварительных приготовлений, вскочит обеими ногами с своего ложа, как будто боясь потерять драгоценные минуты, схватит кружку с квасом и, подув на плавающих там мух, так, чтоб их отнесло к другому краю, отчего мухи, до тех пор неподвижные, сильно начинают шевелиться, в надежде на улучшение своего положения, промочит горло и потом падает опять на постель как подстреленный. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали… Снится ей, что она заперта в сыром, темном подвале. И вдруг дверь растворилась, и Верочка очутилась в поле, бегает, резвится и думает: "как же это я могла не умереть в подвале?" - "это потому, что я не видала поля; если бы я видала его, я бы умерла в подвале", - и опять бегает, резвится. Снится ей, что она разбита параличом, и она думает: "как же это я разбита параличом? Это бывают разбиты старики, старухи, а молодые девушки бывают". - "бывают, часто бывают, - говорит чей-то незнакомый голос, - а ты теперь будешь здорова, вот только я коснусь твоей руки, - видишь, ты уж и здорова, вставай же". - Кто ж это говорит? - А как стало легко! - вся болезнь прошла, - и Верочка встала, идет, бежит, и опять на поле, и опять резвится, бегает, и опять думает: "как же это я могла переносить паралич?" - "это потому, что я родилась в параличе, не знала, как ходят и бегают; а если б знала, не перенесла бы"… …я проснулся и про все это позабыл и не чаю того, что все эти погибели сейчас по ряду и начнутся. Но только через некоторое время поехали мы с графом и с графинею в Воронеж, - к новоявленным мощам маленькую графиньку косолапую на исцеление туда везли, - и остановились в Елецком уезде, в селе Крутом, лошадей кормить, я и опять под колодой уснул, и вижу - опять идет тот монашек, которого я решил, и говорит: "Слушай, Голованька, мне тебя жаль, просись скорей у господ в монастырь - они тебя пустят". Я отвечаю: "Это с какой стати? А он говорит: "Ну, гляди, сколько ты иначе зла претерпишь". Соотнесите произведение и художника, который его иллюстрировал «Обломов», «Отцы и дети», «Война и мир», «История одного города», «Человек в футляре». П. Боклевский, Кукрыниксы, Л. Ройтер, Д. Шмаринов, С. Шор. Ответьте на вопросы, связанные с жизнью и творчеством И.С. Тургенева Как называлось родовое имение писателя? Назовите первый сборник рассказов И.С. Тургенева. Кто из литературных критиков написал статью «Базаров»? Перу И.С. Тургенева принадлежат такие произведения, как «Воробей», «Порог», «Два богача», «Памяти Ю.П. Вревской». Назовите жанр этих произведений. Перечислите не менее трех романов И.С. Тургенева. Дайте толкование следующим терминам: Аллитерация, дольник, лейтмотив, сказ, новелла. Назовите литературные журналы 19 века: Журнал, в котором критический отдел возглавлял В.Г. Белинский. Журнал, который издавали славянофилы. Журнал, который Ф.М. Достоевский издавал вместе с братом Михаилом. Журнал, редактором которого во второй половине 19 века был Н.А. Некрасов, а первым издателем – А.С. Пушкин. Юмористический журнал, с которым сотрудничал А.П. Чехов. Охарактеризуйте художественное своеобразие стихотворения И.С. Тургенева Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. Вспомнишь обильные страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи, последние встречи, Тихого голоса звуки любимые. Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное далекое, Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. Ноябрь 1843 Примерный план анализа лирического произведения Определите тематику стихотворения, его идею. Охарактеризуйте настроение лирического героя. Прокомментируйте образный строй стихотворения. Какие стилистические приемы использует автор для усиления выразительности поэтической речи? Определите рифму и размер стихотворения. 11 класс По данному отрывку назовите автора и его произведение. Разворачивайтесь в марше! Словесной не место кляузе. Тише ораторы! Ваше слово товарищ маузер. Довольно жить законом, данным Адамом и Евой Клячу истории загоним. Левой! Левой! Левой! Эх ты, горе-горькое, Сладкое житье! Рваное пальтишко, Австрийское ружье! Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови – Господи, благослови! Я тем завидую, Кто жизнь провел в бою, Кто защищал великую идею, А я, сгубивший молодость свою, Воспоминаний даже не имею, Какой скандал! Какой большой скандал! Я очутился в узком промежутке. Ведь я мог дать Не то, что дал, Что мне давалось ради шутки. Мы мчались, мечтая Постичь поскорей Грамматику боя – Язык батарей. Восход подымался И падал опять И лошадь устала Степями скакать. Но «Яблочко» - песню Играл эскадрон Смычками страданий На скрипках времен… Прославим, братья, сумерки свободы, Великий сумеречный год! В кипящие ночные воды Опущен грузный лес тенет. Восходишь ты в глухие годы — О солнце, судия, народ. Прославим роковое бремя, Которое в слезах народный вождь берет. Прославим власти сумрачное бремя, Ее невыносимый гнет. B ком сердце есть — тот должен слышать, время, Как твой корабль ко дну идет. Соотнесите произведение и художника, который его иллюстрировал. «Петр I», «Мать», «Я», «Василий Теркин», «Двенадцать». В. Маяковский, О. Верейский, Ю. Анненков, Д. Кардовский, Кукрыниксы. Ответьте на вопросы, связанные с жизнью и творчеством И.А. Бунина. Где и когда родился И.А.Бунин? За перевод какого произведения американского автора И.А. Бунину в 1896 г. была присуждена Пушкинская премия I степени? Назовите известные вам произведения И.А. Бунина (не менее 5). В какую страну эмигрировал И.А. Бунин из Советской России? Как называется художественный фильм, посвященный И.А. Бунину, снятый в 2000 г. режиссером А. Учителем? Дайте толкование следующим литературоведческим терминам: сюжет, ямб, футуризм, метонимия, антиутопия. V. Соотнесите литературное объединение начала ХХ в. и его идейно-художественного руководителя. «РАПП», «Серапионовы братья», «ОБЭРИУ», «ОПОЯЗ», «ЛЕФ». Е.Замятин, В. Шкловский, Д. Фурманов, В. Маяковский, Д. Хармс. Дайте художественную интерпретацию стихотворению А.А. Ахматовой «Они летят, они еще в дороге…». М. Лозинскому Они летят, они еще в дороге, Слова освобожденья и любви, А я уже в предпесенной тревоге, И холоднее льда уста мои. Но скоро там, где жидкие березы, Прильнувши к окнам, сухо шелестят, — Венцом червонным заплетутся розы, И голоса незримых прозвучат. А дальше — свет невыносимо щедрый, Как красное горячее вино. Уже душистым, раскаленным ветром Сознание мое опалено. Лето 1916 Слепнево Примерный план анализа лирического произведения Определите тематику стихотворения, его идею. Охарактеризуйте настроение лирического героя. Прокомментируйте образный строй стихотворения. Какие стилистические приемы использует автор для усиления выразительности поэтической речи? Определите рифму и размер стихотворения. |