|
Полит. Политология занятие №3. Задания к занятию 3
Задания к занятию № 3.
Сформулируйте достоинства и недостатки однопартийной, двухпартийной и многопартийной систем (с точки зрения наличия или отсутствия политического соперничества; возможности выбора для избирателей; влияния на степень демократичности общества (работа в группах)
| Однопартийная
| Двухпартийная
| Многопартийная
| Достоинства
| 1. снижение кризисных моментов.
2.придерживаются стабильного курса на протяжении долгого времени
3. Позволяет сконцентрировать все силы государства на решении какой-либо одной задачи
| 1.большая эффективность исполнительной власти
2.большое количество вариантов развития общества
3наличие выбора у граждан, с их политическими убеждениями
| 1.большее освещение проблем в стране
2.меньшинства имеют больше возможности быть представленными в парламенте
3партийные коалиции, политический курс определяет сразу несколько партий
| Недостатки
| 1.Отсутствие выбора у граждан
2.Перестает выражать интересы народа
3.отсутствие конкуренции
| 1. две политические партии по факту монополизируют представительство на уровне государства
2.подверженность системы кризисам
3.меньшинство остается непредставленным в парламенте
| 1. борьба между партиями
2. для достижения своих целей партии прибегают к любым, порой нечистоплотным средствам
3.непрерывная борьба ведет к ослаблению правительственной власти
|
Сравните между собой западный и восточный тип политической культуры:
Характеристики
| Западная
цивилизация
| Восточная
цивилизация
| Восприятие власти и основание её
легитимации
| Стремление к постоянному обновлению, быстрое развитие, прогресс и постоянные преобразования
| Приверженность традициям, консервативность, неприятие изменений в обществе
| Восприятие политики и её роли в обществе
| Правовое государство демократической формы правления
| Неразвитость прав,вера в мудрого правителя
| Отношение к человеку. Роль человека в
политике
| Сильный дух индивидуализма. Отдельный человек воспринимался, как индивид, ценный сам по себе. Равенство людей перед законом способствовало развитию состязательности между ними. Высоко ценились свобода и самостоятельность
| Сильный дух коллективизма и единства народа, сплочённого общей собственностью, религией, централизованной властью государства, традициями и обычаями. Отдельный человек воспринимался лишь как винтик в государственной машине
| Отношение к государству
| Главенство закона, перед которым равны все граждане. Государство являлось не повелителем, а инструментом в руках общества, с помощью которого оно защищало свои права и законы
| Государство важнее, чем общество. Административный произвол процветал, и власть конкретного начальника (чиновника) на деле была сильнее власти закона.
| Отношение к политическим лидерам
| Признание индивида главным субъектом и источником политики, отношение к государству как к институту, зависимому от гражданского общества, гаранту прав и свобод личности, орудию предпринимательской деятельности индивида и групп
| Признание главенствующей роли в политике элит и государства, предпочтение патроната государства над личностью; признание приоритета над личностью руководителей общин, сообществ, групп; доминирование ценностей корпоративизм
| Рациональные/ иррациональные мотивы
участия
| Рациональное отношение к исполнению правящими элитами и лидерами своих функций по управлению обществом, понимание необходимости контроля за их деятельностью и соблюдения правил контрактной этики
| Обожествление (сакрализация) правителей и их деятельности по управлению обществом, отсутствие убежденности в необходимости их контроля
| Политический и идеологический плюрализм
| Предпочтение личностью множественности форм политической жизни, состязательного типа участия во власти, плюрализма и демократии; предпочтение усложненной организации власти (наличия партий, разнообразных групп давления и т.д.)
| Предпочтение личностью исполнительских функций в политической жизни и коллективных форм политического участия, лишенных индивидуальной ответственности; тяготение к авторитарному типу правления, упрощенным формам организации власти, поиску харизматического лидера
|
Проанализируйте существующие идеологии по следующим параметрам:
| Классический
либерализм
| Классический
консерватизм
| Социализм
| Определение
| политическая идеология, ветвь либерализма, которая утверждает гражданские права и политическую свободу, реализуемые под управлением государства, строго ограниченного рамками закона
| правая идеология, отмеченная авторитетом, порядком и традицией, как в классической аристократии
| общество трудящихся, в котором каждый трудоспособный обязан добросовестно трудиться в меру своих способностей и имеет право получать в соответствии с количеством и качеством вложенного труда
| Представители
| Джон Локк,
Жан-Батист Сэй, Томас Мальтус, Давид Рикардо
| Э.Берк,
С.Кольридж,
Ж. де Местр,
Л. де Бональд, А.Мюллер,
А.Мозер
| Анри Сен-Симон,
Шарль Фурье, Роберт Оуэн
| Идеи и
Ценности
| Либерализм исходит из идеи изначального равенства людей (люди рождаются не только свободными, но и равными). Речь идет о равенстве всех граждан перед лицом закона, об обладании каждым человеком основными политическими правами и свободами, а также принципы терпимости к инакомыслию и защиты прав меньшинства.
Неравенство рассматривается как естественно биологический, социальный и исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов и трудолюбия людей.
Вера в разум – идея о решающей роли знаний в общественном прогрессе.
| Традиции определяют общественное бытие индивида Великая нация Социальное неравенство Пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти Независимость общественной жизни
| Фундаментальной ценностью социализма является социальное равенство, как равенство возможностей индивидов для своей самореализации, для всестороннего развития своих способностей. На смену индивидуализму идёт добровольная совместная деятельность людей, интересы которых не вступают в разрушительный конфликт. Материальной основой должна явиться общественная собственность, как альтернатива частной.
| Отношение к
государству
| Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых.
| Отношение классического консерватизма к государству произрастает из его понимания человеческой природы. Как неоднократно отмечалось, в основе консервативной идеологии лежит «философия человеческого несовершенства». В то время как иные идеологические течения исходят из того, что люди по природе «добры» или же что их можно сделать «добрыми», изменив материальные обстоятельства их жизни, консерватизм настаивает на порочности и неизменности человеческой сути. Для того чтобы быть абсолютно свободными, люди слишком испорчены.
Предназначение государства состоит в том, чтобы держать индивидуальный разум в узде, противопоставляя его безграничным притязаниям непостижимую тайну властвования. «Правительство — это настоящая религия. Она имеет свои догматы, свои таинства, своих священнослужителей.
| Альтернативная и модель экономического развития государства, при котором производство и распределение ресурсов контролируется непосредственно обществом или правительством
| Отношение к
личности
| Взгляды классических либералов характеризуются тем, что ни правительство, ни какая-либо группа или социальная единица не должны каким-либо образом вмешиваться в свободу человека, и единственное допустимое ограничение – это когда человек представляет реальную угрозу чьей-либо свободе или собственности.
| Принятие только крайне необходимых перемен; Нежелание что-либо менять в жизни кардинально; Максимальное сохранение текущего положения вещей; Устоявшаяся система ценностей и приверженность традициям; Опора на опыт предков, соблюдение иерархии в семье, на политическом, государственном и общественном уровне.
| Суть социализма заключается в предположении о том, что все люди по своему характеру настроены на кооперативную работу, за которую они будут получать свою долю от общего блага.
| Работу выполнили:
Данилевская Дарья, 50 группа
Абдиева Диляра, 50 группа
Чупеков Нурсали, 50 группа
Хайрашев Куаныш, 50 группа |
|
|