К.Р. Философия. Атомизм Демокрита и Эпикура. Атомизм Демокрита и Эпикура. Заключение Список использованной научной литературы
Скачать 92.5 Kb.
|
Содержание Введение..............................................................................................................3 Атомизм Демокрита..................................................................................4 Атомизм Эпикура......................................................................................9 Сравнительный анализ атомизма Демокрита и Эпикура....................13 Заключение.......................................................................................................15 Список использованной научной литературы..........................................16 Введение Учение о дискретном (прерывистом) строении материи – атомизм возникло в древнегреческой философии. Атоми́зм – натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из неделимых частиц – атомов [6]. Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей – их множества, движения и изменения. Учение атомизма явилось попыткой разрешения трудностей, связанных с противоречивостью взглядов о бесконечной делимости вещей. Исходное положение атомистической системы заключается в том, что существование атомов и пустоты, образует своими бесконечными многообразными соединениями все сложные тела. Основателем атомизма является Левкип, он утверждал, что все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты. Продолжателем атомизма был Демокрит (460-370 гг.до н.э.) являвшийся активным приверженцем рабочей демократии. Его труды охватывают вопросы философии, логики, психологии, политики, педагогики, теоретических искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Эпикур приняв основные положения атомизма Демокрита, доказывал, что учение о причинной необходимости всех явлений природы не должно вести к выводам о невозможности для человеческой свободы, потому в рамках необходимости должен быть указан путь к свободе. В связи с этим, в контрольной работе рассмотрены особенности атомистического учения Демокрита и Эпикура, как учение о жизни и душе. Контрольная работа состоит из введения, основной части, раскрывающей содержание контрольной работы, заключения и списка литературы. Атомизм Демокрита Демокрит из Абдер родился около 470 г. до н.э. Демокрит считается основателем атомизма, возникшего главным образом под влиянием философии элеатов, отрицающих множественность и движение. Демокрит, признавая явления, т.е. множественность и движение, признавал реальность и небытие, пустоты. Бытие не едино, а состоит из бесчисленного множества неделимых и незримых тел, атомов, движущихся в пространстве. Демокрит рассматривал органическую природу, в том числе человека, как с точки зрения физиологии, так и с психологии. Душу человека он представлял себе в форме атома, которым можно объяснить особенности душевной жизни. Демокрит советовал заботиться о ней больше, чем о теле. Цель жизни Демокрит видел в блаженстве, но блаженство определял как внутреннее спокойствие души. Наслаждение и страдание – вот, по его мнению, мерило полезного и вредного. Философ считал, что государство – это единство, поглощающее индивидуум, а греческая мифология – порождение фантазии. Возникновение религии объяснял сильным впечатлением, произведенным на человека явления природы. Демокрит допускал существование высших по организации существ, и их влиянием объяснял пророческие сны и т.п. Демокрит стал первым последовательным материалистом, и сделал в этой среде столь много и весомо. Умер около 380г. до н.э. Жизнь и смерть организма сводится к соединению и разложению атомов. Душа не бессмертна, она состоит из огненных атомов, которые являются их временным соединением. Действуя в направлении поиска первоначал, опираясь на наивный числовой атомизм пифагорейцев, и отталкиваясь от невозможности небытия, Демокрит создает учение об атомах – неделимых первоначалах. Так, он отличает то, что существует во мнении от того, что существует в действительности (например, в мнении существует сладкое, теплое, холодное, а в действительности – существуют атомы и пустота), но при этом он не отрицает реальность чувственного восприятия. Для объяснения реального многообразия действительности Демокрит допускает, что атомы различны по форме порядку и положению, эти отличия лежат в основе всех наблюдений отличий, которые не являются беспричинными. Основой познания служат ощущения, через которые человек получает верный образ предмета. В случае, если предметы слишком малы и недоступны чувствам, их свойства постигаются умом, которые, по мнению Демокрита, также могут быть достоверны. Демокрит полагал, что вечные начала (т.е. атомы) по своей природе – маленькие сущности, бесконечно многие по числу, потому что эта бесконечность необходима для объяснения всех явлений, наблюдаемых в физическом мире. Эти сущности – атомы – «настолько малы, что недоступны восприятию наших органов чувств». В учении об «атомах» («идеях») Демокрит – материалист. То, что он называет «идеями», есть телесные формы, или сущности. Это бесконечные по числу; атомы, частицы вещества, движущиеся в бесконечном пустом пространстве. Согласно его учению, чувственно воспринимаемые качества тел не существуют в телах в действительности. Различия между телами по цвету, теплоте, вкусу не отвечают природе самих вещей. В атомах действительны не эти качества, а только различия между ними по форме, по величине, по порядку и по положению в пространстве. Эти качества, различимые у различных атомов, и пустота, в которой движутся обладающие этими качествами атомы – это все то, что поистине существует в действительности. Учение Демокрита о качествах тел было совершенно новой точкой зрения, впервые введенной в древнегреческую философию и науку. Согласно его взгляду, существуют наблюдаемые нами в телах качества, которые объективно принадлежат не только телам, но и составляющим тела атомам. Эти качества – коренные, или основные, физические свойства материальных предметов и материальных элементов всего существующего. И есть качества, которые нам только представляются находящимися в самих телах, но в действительности не принадлежат ни телам, ни атомам. Они воспринимаются нами в зависимости от особого отношения между основными первичными свойствами тел и органами нашего чувственного восприятия. Впервые развивая это учение, Демокрит заложил основы будущего, сложившегося лишь в XVIII в. естественнонаучного воззрения, которое, отвлекаясь от качеств, непосредственно воспринимаемых нами в предметах и явлениях мира, провозглашает эти качества производными, вторичными. Стремится обнаружить их основные, объективно принадлежащие им, но не улавливаемые нашими чувствами коренные (первичные) свойства материальных элементов природы. В XVIII в. этот взгляд наука стала противопоставлять как новый «качественной» физике средневековых схоластиков. Однако будучи новым по отношению к понятиям схоластиков, взгляд этот восходил к учению о качествах тел, впервые развитому Левкиппом и Демокритом. Замечательное атомистическое воззрение Демокрита развилось в неразрывной связи с понятием о вечности времени. Для Демокрита вечность времени была средством доказательства того, что существует невозникшее бытие. Атом есть мельчайшее «неделимое» тело, не подверженное никаким изменениям. Неделимость атома аналогична неделимости «бытия». Всем атомам присуще свойство непрерывного движения, и даже внутри макротел, – которые образованы благодаря сцеплению атомов между собой, – они совершают колебательные движения. Друг от друга атомы, число которых бесконечно, отличаются тремя свойствами: «фигурой», «размером» и «поворотом» (положением в пространстве). Например, «В» отличается от «в» размером, «В» от «Р» – фигурой, а «Р» от «Ь» – поворотом; четвертая отличительная характеристика – «порядок» – относится к способу соединения атомов друг с другом (ВРР в отличие от РВР и т.д.), вследствие чего составленные из атомов макротела обладают разнообразными качествами. Демокрит одним из первых указал на зависимость качеств вещей от способа их познания. Все понятия, составляющие язык нашего описания внешнего мира, не соответствуют ничему «поистине», оттого все наше познание, по существу, имеет характер соглашения: «по обычаю сладость, по обычаю горечь, по обычаю холод, цвет, теплота, на самом же деле – атомы и пустота». По Демокриту, у атомов нет качеств (цвет, запах, вкус и т.д.), то этих качеств нет и у вещей, ибо «из ничего ничего не бывает». Все качества сводимы к формально-количественным различиям атомов: тело, состоящее из «круглых и умеренно больших» атомов, кажется сладким, а из «округленных, гладких, косых и малых по величине» – горьким, и т.д. Качества образуются в ходе акта восприятия, причина их возникновения – взаимодействие атомов души и так или иначе развернувшихся атомов предмета. Душа, как и огонь, состоит из мельчайших атомов шарообразной формы, поэтому она придает телу тепло и движение (шар – наиболее подвижная из всех фигур). Демокрит не вводил специальных различий между душой и умом, и процесс мышления объяснял также через «отпечатывание образов». Этика Демокрита является продолжением его атомистической физики: как атом есть полное и самодостаточное бытие, так и человек есть самодостаточное бытие, тем более счастливое, чем более замкнутое на себе самом. Таким образом, в основе философии Демокрита лежит учение об атомах и пустоте как двух принципах, порождающих многообразие космоса. Пустота в системе Демокрита выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их бесконечное «вместилище». Называя пустоту «небытием», Демокрит явно отказался от постулата о несуществовании небытия, однако понятия бытия и небытия включены в более общее понятие «то, что на самом деле», благодаря которому реальность признавалась и за пустотой. Атомизм Эпикура Философия Эпикура разделяется на этику, физику и канонику (учение о познании). В этике, исходя из идей Демокрита, Эпикур объявлял истинной природой человека способность к ощущениям (а не разум), поэтому смысл и конечная цель человеческой жизни – в достижении удовольствий. Удовольствие, по Эпикуру, есть отсутствие страдания. Причина страданий заключена в самом человеке – это страсти и страх, от которых призвана излечить людей философия. Этика Эпикура основывается на положении, что «наслаждение есть начало и конец блаженной жизни». Человек, как и все живые существа, по природе стремится к наслаждениям и избегает страданий, и в этом смысле наслаждение является мерилом блага. Однако блаженная жизнь заключается вовсе не в получении все новых и новых наслаждений, а в достижении предела наслаждения – свободы от телесных страданий и душевных тревог («атараксии»). Для достижения этого состояния самодовлеющего душевного покоя человеку необходимо преодолеть страдания, возникающие вследствие неудовлетворённых желаний. Согласно Эпикуру, желания бывают: 1) естественными и необходимыми (голод, жажда и др. элементарные жизненные потребности); 2) естественные, но не необходимые (например, изысканные яства); 3) вздорные желания, которые не являются ни естественными, ни необходимыми (жажда славы, богатства, бессмертия). Большинство людей несчастливо потому, то их терзают непомерные и пустые желания. Эпикур призывал человека соизмерять удовольствие, которое он получает, с возможными последствиями. Подлинное наслаждение доступно лишь тому, кто умеет довольствоваться легко достижимым минимумом естественных и необходимых потребностей. В физике Эпикур, следуя атомистическому учению Демокрита, внёс существенные изменения: вихревое движение атомов заменяется у Эпикура падением, вводится понятие «веса» атомов. В борьбе с традиционным для античной натурфилософии понятием рока Эпикур доходил до беспрецедентного отрицания точной закономерности небесных явлений. Источником знания Эпикур признавал ощущения и понятия, рождающиеся из повторения ощущений (prolepsis) или их предвосхищения. Критерий истины – соответствие ощущениям, происхождение которых объяснялось демокритовской теорией истечений. Отвергая представления народной мифологии о богах как нечестивые, Эпикур считал, что боги ведут блаженное и безмятежное существование в пространствах между мирами («метакосмии», или «интермундии») и не вмешиваются в жизнь миров, являя этим мудрецу образец для подражания. Человек, по мнению Эпикура, не должен страшиться богов, поскольку они, вопреки мнениям толпы, не оказывают никакого влияния ни на мир, ни на людей. Освобождение души от гнетущих ее страхов открывает путь к блаженной жизни. Философия Эпикура явилась новым этапом античного атомизма и оказала значительного влияние на позднеантичную и новоевропейскую философию. Как полагают историки, Эпикура жил 341 – 270гг. до н.э., он являлся продолжателем атомистической традиции в древнегреческой философии. Эпикур вносит в атомистическое учение некоторые дополнения и изменения, которые лишь совершенствуют атомистическую концепцию, достраивают ее, делают более разумной и интересной. В развитие философской мысли Эпикур внес свой вклад, связанный с возникновением традиции целостного нравственно-поведенческого учения, являющийся важным и длительным явлением в истории человеческой культуры. Эпикур развивал идеи атомизма. Во вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве, они воспринимаются нашими чувствами. По его мнению, атомы могут самопроизвольно отклоняться; атомам присуща свобода воли, поэтому они способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, в результате чего возникает мир. Впервые в истории философии Эпикур выдвинул идею об объективности случайности. Согласно его взглядам, жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти. Когда смерть есть, нас более нет». Эпикур признавал наличие души у человека, которая состоит из самых мелких и самых гладких элементов: чувства, ощущения. Нравственное и этическое учение было построено в форме определенных рекомендаций личности: как вести себя, как строить свою жизнь, как организовать свои занятия для того, чтобы жизнь была приятной и счастливой. Часто учение Эпикура проникало в идейные споры последующих веков, этапов развития человеческой мысли и культуры в некотором огрубленном изложении и выражении. Он полагал, что движение обусловлено внутренним свойством атомов – их тяжестью, которая наряду с формой, положением и порядком становится важным объективным определением атома, количество которых ограничено, т.к. он может обладать тяжестью. Эпикур к свойствам атома прибавил вес. Он подчеркнул, что атомы имеют не только величину, фигуру, размеры, но и, будучи «тельцами», имеют определенную тяжесть. И под действием того или иного веса различные атомы образуют тела. Он стремился более глубоко обосновать атомистическую концепцию, выдвигая на первый план вопросы логики атомизма, логики атомистического рассуждения. Эпикур старается основательно разработать внутреннюю логику атомистической концепции, пытается осмыслить, почему стал необходим атомизм. Необходимо, чтобы первоначала были неделимыми телесными природами (субстанциями). Неделимые и полные тела, из которых образуются соединения и в которые они разрешаются, имеют необъятное число форм. В каждой из форм подобные атомы безграничны по числу, а различие форм в них не совсем безгранично, но только необъятно. Идея Эпикура о свойствах тел сводится к тому, что формы, цвета, величины, тяжести, как постоянные свойства тел, присущи или всем телам, или видимым и познаваемым через чувственное восприятие этих свойств, но не следует думать того, что эти свойства суть самостоятельной сущности (независимые субстанции). Все тело в целом обязано своим существованием этим свойствам, однако не в том смысле, что оно сложилось из этих свойств, а в том смысле, что оно обязано своим постоянным существованием. Все эти свойства имеют свои специальные возможности быть познаваемыми и различаемыми (познаются отдельно и различаются), если только целое сопутствует им и никогда от них не отделяется, но вследствие совокупного представления свойств имеет название тела. Таким образом, свойства не самостоятельные материи, они присущи телу, но вместе с тем тело не есть простая, механическая совокупность свойств. Тело обладает свойствами, но тело не есть непосредственно его свойства, а свойства не суть непосредственно тело. Сравнительный анализ атомизма Демокрита и Эпикура Современные исследователи, сообщающие о взглядах Демокрита и Эпикура отмечают, что атомы бесконечны в числе, и число конфигураций атомов также бесконечно, разнообразно, т.к. нет основания, почему бы они были скорее такими, чем иными. Согласно Демокриту, существование бесчисленных атомных форм обусловливает бесконечное разнообразие направлений и скорости первичных движений атомов, что приводит к их встречам и столкновениям. Все мирообразование детерминировано и является естественным следствием вечного движения материи. Его атомы не одушевлены (атомы души являются ими только в связи с телом животного или человека). Вечное движение – это сталкивание, отталкивание, сцепление, разъединение, перемещение и падение атомов вызванное первоначальным вихрем. Больше того, у атомов имеется свое, первичное движение, не вызванное толчками: «трястись во всех направлениях» или «вибрировать». Эпикур же скорректировал демокритовскую теорию движения атомов, введя понятие произвольного отклонения атомов от прямой. В своей картине строения материи Демокрит исходил из принципа сохранения бытия «ничто не возникает из ничего». Он связывал его с вечностью времени и движения, что означало определенное понимание единства материи (атомов) и форм ее существования в мире, природе. Эпикур же считал, что этот принцип относится только к умопостигаемому «истинно сущему». Учение Демокрита в большей степени носит натурфилософский характер, больше повернуто к природе; учение Эпикура в большей степени посвящено внутренней логики атомистической концепции, больше повернуто к телам и пространству. Развивая учение Демокрита о чувственном восприятии, Эпикур отмечает, что образы телесны, свойства тел объективно, реально существуют, а возникновение образов происходит с быстротою мысли. Концепция Демокрита относительно движения атомов – это концепция жесткой необходимости, здесь все предопределено. У Эпикура атомам должна быть присуща некоторая свобода, случайность в их движении. Они не движутся в строго предопределенных направлениях. Так, происходит по виду беспорядочное, обладающее множеством степеней свободы движение атомов, и потому в сочетаниях, которые из атомов возникают, заключено немало элементов случайности, возможны отклонения от жесткого порядка. Так, необходимость диалектически соседствует со случайностью. Заключение Атомистическая картина мира представляется несложной, но она грандиозна. Картина движения атомов в мировой пустоте, их столкновения и сцепления – простейшая модель причинного взаимодействия. Характерной особенностью античного атомизма как метода собирания целого из частей является то, что при этом целое не мыслится как нечто действительно единое, имеющее свою особую специфику, не сводимую к специфике составляющих его элементов. Он мыслится как составное, а не как целое в собственном смысле слова. Демокрит не признает качественного своеобразия новообразования. Воззрения атомистов тем не менее оказались чрезвычайно плодотворными для естественных наук. Ими руководствовались великие основатели современной физики и химии: Галилей, Декарт, Бойль, Ньютон и т.д. Значение атомистической теории велико не только для естествознания. Это была первая в истории мысли теоретическая программа, последовательно и продумано выдвигавшая методологический принцип, требовавший объяснить целое как сумму отдельных составляющих его частей – индивидуумов (индивидуум – неделимый). Объяснять структуру и свойства целого исходя из формы, порядка и положения составляющих это целое индивидуумов. Такая программа легла в основу целого ряда не только физических теорий древности и нового времени, но и многих психологических и социальных доктрин. Список использованной литературы Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1998. Визгин, В. П. Взаимосвязь онтологии и физики в атомизме Демокрита / Визгин В.П. – М. – С.54-61. Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. – т. 40. – М., 1995. – 166 с. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. Под ред. М. Дьшника. - М.: Госполитиздат, 1955. - 238 с. Мотрошилова Н.В. Судьба древнегреческого атомизма и философский вклад Эпикура / История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья. – М.:Греко-латинский кабинет, 1995, – С.89-93. Янчук В.А. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник. – Минск: АПо, 2001. – 48с. |