Главная страница
Навигация по странице:

  • Дуализм частного права

  • Теория РЧП. Теория РП. Закон (leges) 8 Деятельность римских юристов 10 Литературные произведения и практика старых (классических) юристов 11


    Скачать 0.66 Mb.
    НазваниеЗакон (leges) 8 Деятельность римских юристов 10 Литературные произведения и практика старых (классических) юристов 11
    АнкорТеория РЧП
    Дата17.04.2023
    Размер0.66 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТеория РП.docx
    ТипЗакон
    #1068406
    страница7 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   28

    Частное и публичное право


    Частное право противопоставляется публичному и является областью, непосредственное вмешательство в которую регулируется ограниченной деятельностью государства. Оно представляет собой простор автономии отдельных лиц, то есть глав семейств, товаропроизводителей, других частных лиц, представителей класса рабовладельцев.

    В Законе XII таблиц говорится: когда лицо совершает договор займа или приобретает собственность, то его словесные распоряжения да будут правом. Но это право имеет пределы, ограничивается государством, публичным правом. Нормы публичного права охраняются государством и не могут быть изменены по воле отдельных частных лиц. Папиниан говорил: публичное право не может быть изменено соглашением частных лиц.

    Частное и публичное право различались и по методам регулирования общественных отношений. Для публичного права был характерен принцип: нормы публичного права не могут изменяться соглашениями отдельных лиц (ius publicum privatorum pactis potest) – такие нормы сейчас называются императивными, повелительными. Они встречаются и в области частного права – например, институт опеки в римском праве относился к частному праву, но отчуждение опекуном имущества опекаемого регулировалось императивными нормами. Преобладали же в этой области права управомочивающие нормы, например, в Законах XII таблиц содержалась норма, предоставлявшая сторонам, заключившим договор займа, самим решать условия договора: «как они договорятся, так пусть и будет». Но были и такие нормы, которые применялись лишь в тех случаях, когда стороны не реализовывали предоставленные им управомочивающие нормы – такие нормы можно назвать восполнительными, условно-обязательными, диспозитивными.

    Так как Рим был рабовладельческим государством, то основным принципом частного права являлось закрепление власти рабовладельцев и бесправие рабов. Но не все свободные граждане являлись субъектами частного права: первоначально таковыми не были иноземцы, и только в процессе развития товарообмена расширялся круг субъектов частного права. Сфера действия частного права была весьма широка, так, например, кража рассматривалась как частное правонарушение. Следует отметить два правовых института римского частного права:

    1 – институт неограниченной частной собственности, выразившийся в закреплении права рабовладельцев на землю, на полную эксплуатацию рабов, в предоставлении купцам возможности полностью распоряжаться товарами;

    2 – институт договора – подробная разработка типовых договоров, формулирование прав и обязанностей контрагентов на основе твердости договора и безжалостного отношения к должнику, не выполнившему договор.

    К институтам Римского частного права относится и судебная защита прав, что послужило значительному развитию частного права. Претор (и иные магистраты) в порядке осуществления высшей административной власти определяли, какие притязания получают защиту со стороны государства, в каких случаях дается иск, не опираясь на то, регулируется это законом или нет: Я дам иск – вот основное правило при решении претором частноправовых споров. Но преторские эдикты давали лишь общие указания, а конкретной их разработкой занимались римские юристы. При этом действовали два основных правила:

    1) консерватизм – подчеркнутое уважение к постановлениям закона, правилам эдикта, мнениям авторитетных юристов, иногда даже с натяжкой при толковании сложившейся нормы, в знак устойчивости права;

    2) прогрессивность – в случае пробела в праве наряду со старым правом вырабатывались нормы путем вносимых претором дополнений важного эдикта или путем формирования новых норм. Так, наряду с цивильной собственностью была создана бонитарная, или преторская собственность, наряду с цивильным наследственным правом была создана преторская система наследования. Это приводило к постоянному развитию частного права.

    К публичному праву относят (Ульпиан) вопросы религиозного культа (Sacra), правовое положение жрецов – sacerdotes; правовое положение магистратов – magistratus.

    .

    Дуализм частного права


    Дуализм заключается в противопоставлении цивильного и преторского права (ius praetorium или ius honorarium). Если право народов дополняло цивильное право, то преторское право зачастую ему противоречило.

    Сближение систем. Дуализм противоположных укладов - цивильного права и права народов - не мог не привести к их взаимному слиянию. Этому процессу способствовал, прежде всего, собственный интерес господствующего класса в развитии гражданского и торгового оборота и укреплении торговых сношений во всех областях покоренного мира. Унификация права содействовала этому развитию. Предоставление перегринам прав римского гражданства оказывало не меньшее влияние на это развитие. Наконец, преторское право, судебный обычай, неиссякаемая активность юриспруденции привели к тому, что ius civile и ius gentium стали постепенно сливаться. Преторское право, поддерживая и развивая ius civile, реально проводило принципы ius gentium. В этом же направлении двигалось новое обычное право, слагавшееся в недрах торгового оборота. Особенно сильно содействовало развитию ius gentium новое толкование права - nova interpretatio iuris. За 50 лет до н.э. оно выдвинуло значение воли как существеннейшего элемента юридических сделок. Другим, столь же могущественным фактором развития ius gentium являлось введение так называемой экстраординарной когниции, как более свободной формы разбирательства споров.

    Строгость и формализм цивильного права особенно долго держались в области семейных и наследственных отношений, на которых почти не отражалось действие ius gentium. Наоборот, обширная область оборота движимостей, едва намеченная в цивильном праве, развивалась под влиянием ius gentium. Подчеркивая распространенность права народов, римские юристы относили к его области такие исконные институты, как рабство (Гай. 1. 82; D. 1. 5. 4. 1) и даже связанное с завоевательной политикой Рима право военной добычи (D. 41. 1. 5. 7). С особенной силой и быстротой сказалось влияние ius gentium на область договорных отношений. Под этим влиянием создались новые типы договоров, которые, в отличие от цивильного права, строились на основе простого соглашения сторон, независимо от каких-либо торжественных обрядов и вообще формальностей. Описанное влияние права народов на ius civile было взаимным, так как институты права народов быстро поглощались цивильным правом, и одновременно шел процесс включения (и усовершенствования) старых цивильных норм в право народов. Так, старые цивильные сделки стипуляции (Гай. 3. 93), письменного обязательства (Гай. 3. 133) и погашение обязательств - acceptilatio (D. 46. 4. 8. 4) стали распространяться и на перегринов, и на провинции. Этот процесс все усиливался с развитием римской экономики, так что сами римляне приравнивали ius gentium к ius civile.

    Преторское право возникает благодаря деятельности особых должностных лиц: преторов городского и перегринского (со временем количество преторов достигло 18), курульных эдилов, правителей провинций. Источником этой системы норм является судебная практика.

    Претор не мог изменять или отменять нормы цивильного права, которыми в большей степени был связан городской претор, поскольку именно цивильное право являлось правом римлян. В то же время претор перегринов, рассматривавший споры с участием иностранцев, опирался на принципы естественного права. Благодаря этому он стал создавать новые нормы права.

    Не сразу за преторским правом была признана сила закона, этот процесс происходил постепенно. На это указывает следующее утверждение: «Не менее правильно в нашем государстве правом называется “ius honorarium”». (D.1.1.11. Павел).

    Благодаря деятельности претора возникли целые правовые институты: бонитарная собственность, наследование по преторскому эдикту и т.д. В случае, если норма цивильного права противоречила преторскому, применялась норма преторского права. Претор регулировал многие отношения процессуальными средствами, формально не изменяя норм цивильного права. Дуализм частного права в Риме заключается в существовании цивильного и преторского права. Дуализм им-ся в обязательственном, наследственном праве.

    Две системы (Юс цивили и Юс генциум) влияли друг на друга. Право народов заимствовано из цивильного положения о деликтах. Римские юристы были известны с греческой философией. Под влиянием греческой философии возникло абстрактное представление о праве «Юс натурале» - все люди рождаются свободными. Рабство - институт права народов. Натуральные обязательства – обязательства без исковой защиты. Возникли принципы справедливости, доброй совести. Появились иски доброй совести.

    (ЧТО ОТНОСИТСЯ К ПРАВУ НАРОДОВ, ТО ДОЛЖНО БЫТЬ ПРИЗНАВАЕМО И ЦИВИЛЬНЫМ)

    На теоретическую выработку представлений об ius gentium оказали большое влияние доктрины греческой философии, перенесенные и усвоенные римскими юристами. Для них ius gentium, конечно, всегда оставалось правом чисто римским, а отнюдь не правом иностранным. Теоретически право разделялось юристами на две области права: цивильного и права народов. Тут обнаруживалось влияние Аристотеля, разделявшего право на естественное и законное (ius naturale и ius legitimum). Это раздвоение повторяет Цицерон (De origine iuris, 1. 130). В него вносит новую основу Гай (II в. н.э.), противополагающий цивильному праву как продукту законодательства ius gentium как порождение естественного разума (ratio naturalis). На смену описанному представлению пришла новая теория, различавшая три порядка. Она противопоставляла право народов не праву цивильному, а праву естественному (п. 14) в смысле стоической философии, согласно которой iure naturae omnes homines aequales sunt - по праву природы все люди являются равными.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   28


    написать администратору сайта