Главная страница
Навигация по странице:

  • Способы установления рабства

  • Способы освобождения от рабства. В древнем праве освобождение раба (manumissio) могло происходить тремя ЦИВИЛЬНЫМИ способами

  • В классическом праве наряду с формальными способами появилось неформальное освобождение. Освобождение, которое защищалось претором

  • Классическое право ввело ряд ограничений для освобождения из рабства

  • В постклассическом праве из ограничений остались два

  • Так, брак рабов (conturbenium) влек за собой два последствия

  • Виды рабства

  • 2 вид – античное рабство

  • Различие

  • Теория РЧП. Теория РП. Закон (leges) 8 Деятельность римских юристов 10 Литературные произведения и практика старых (классических) юристов 11


    Скачать 0.66 Mb.
    НазваниеЗакон (leges) 8 Деятельность римских юристов 10 Литературные произведения и практика старых (классических) юристов 11
    АнкорТеория РЧП
    Дата17.04.2023
    Размер0.66 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТеория РП.docx
    ТипЗакон
    #1068406
    страница10 из 28
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   28

    Рабы


    Рим был рабовладельческим государством на всех этапах своей истории. Собственники рабов - в основном физические лица, но Рим знал и государственных рабов, и рабов отдельных муниципий.

    Способы установления рабства:

    • основной способ - захват пленных на войне;

    • пиратство и частное порабощение рабов по всему Средиземноморью;

    • в древнем праве - продажа римского гражданина за долги и частные сделки самозаклада;

    • присуждение к некоторым видам наказаний за совершение тяжких преступлений (работы в рудниках, борьба с дикими зверями);

    • вступление свободной женщины в связь с рабом и после нескольких предупреждений не прервавшей с ним связи.

    Способы освобождения от рабства. В древнем праве освобождение раба (manumissio) могло происходить тремя ЦИВИЛЬНЫМИ способами:

    • manumissio vindicta - освобождение путем мнимого процесса о свободе;

    • manumissio testamento - освобождение по завещанию. Оглашалось на собрании. Каждый отпуск на свободу – закон;

    • manumissio censu - освобождение путем занесения раба в цензорские списки, как налого- и военнообязанного.

    • Раб мог стать свободным независимо и даже вопреки воле господина. На основании закона или решения государственных органов свободными становились рабы, донесшие о подготовке бунта или восстания; указавшие или обнаружившие убийц своих господ; старые и больные рабы; рабы, имеющие заслуги перед Римом.


    В классическом праве наряду с формальными способами появилось неформальное освобождение. Освобождение, которое защищалось претором:

    • на основании обычного письма. Хозяин давал рабу письмо, в котором было сказано, что раб свободен

    • на праздниках хозяин мог пригласить к столу. Тем самым признавал раба свободным.

    • освобождение в присутствии друзей. С помощью устного или письменного изъявления.

    • IV век – заявление в церкви об отпуске раба

    • Раб мог сам выкупится. Подкопить деньги, позвать 3 лицо и выкупится за свои деньги {хозяин не должен был знать о этих деньгах}.

    Классическое право ввело ряд ограничений для освобождения из рабства:

    • можно было освободить не всех, а лишь определенную часть рабов, но не больше 100;

    • нельзя было освобождать рабов моложе 30 лет;

    • господин не может быть моложе 20 лет;

    • если освобождение было совершено вопреки интересам кредитора.

    В постклассическом праве из ограничений остались два: господин должен быть старше 20 лет и освобождение не должно иметь место вопреки интересам кредитора.

    Правовое положение рабов в разное время истории Рима было различным. Если в Древнем Риме хозяин имел в отношении своего раба право жизни и смерти, т.е. мог даже убить его, то в христианскую эпоху, безусловно, запрещалось убивать своих рабов даже за совершение тяжких преступлений. Рабы пользовались правом убежища в храме, церкви, монастыре. Излишняя жестокость в отношении рабов рассматривалась как злоупотребление правом, и господин принуждался продать такого раба.

    Убийство чужого раба наказывалось по Закону Аквилия уплатой его наивысшей стоимости в течение последнего года. За вред, причиненный рабом, отвечал его хозяин по ноксальному иску: он должен был сам возместить вред или выдать раба "головой" для обработки долга потерпевшему.

    Вместе с тем положение рабов при патриархальном рабстве было менее тяжелым, чем во времена классического рабства. Раб был членом семьи (familia) хозяина, и работа в натуральном хозяйстве не была столь обременительной, как в последующие века на плантациях.

    Государство жестоко расправлялось с рабами, восстававшими против своих хозяев из-за непереносимо тяжких условий жизни.

    Несмотря на полное правовое бесправие рабов, они пользовались некоторым признанием своей человеческой личности. Хозяин обязан был похоронить раба после его смерти, и место погребения считалось священным (locus religiosa). Признавались родственные и кровные связи рабов, наличие семейно-брачных связей, родительских отношений. Вместе с тем правовых отношений из этих фактических связей не возникало, хотя некоторые правовые последствия признавались.

    Так, брак рабов (conturbenium) влек за собой два последствия:

    • кровное родство, проистекавшее из таких связей (cognatio servilis), было препятствием для заключения брака и после освобождения раба;

    • нельзя было распродавать рабскую семью в разные места и разным господам (separatio dura).

    С развитием хозяйственного оборота Римского государства возникла необходимость правового урегулирования некоторых отношений с участием рабов. Раб мог заключать отдельные сделки, ответственность по которым нес хозяин раба, однако лишь в определенных пределах: если господин сам уполномочил раба на совершение сделок в качестве управляющего, приказчика и т.п., то он полностью отвечал по таким сделкам.

    Практиковалось выделение в управление рабу обособленного имущества для ведения самостоятельного хозяйства (пекулий). Пекулий оставался собственностью господина, он отвечал по сделкам раба в объеме пекулия, но после смерти господина пекулий подлежал специальному наследственному регулированию, а в случае освобождения раба закреплялся за ним.

    Виды рабства


    1 вид – патриархальное рабство; Патриархальное рабство – это форма рабовладения, при которой невольник жил вместе с семьей, имеющей право на него. Он выполнял наиболее сложные и тяжелые работы, а в некоторых регионах трудился наравне со всеми. Бывали даже случаи, когда такого человека принимали в лоно семьи. Полное право собственности на раба принадлежало главе семьи, которого в более поздних источниках принято называть патриархом, что с древнегреческого переводится как «власть отца». Отсюда и пошел термин «патриархальное рабовладение». Но не стоит забывать, что патриархальное рабство – это ещё и полная зависимость детей от своего отца. Юридически патриарх имел такую же власть над собственными чадами, как и над рабами. Он мог заставлять их выполнять различные работы, продавать и даже убивать. Наиболее наглядно власть отца над детьми в патриархальной семье продемонстрирована в одной из книг Библии, где рассказывается, как Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. Впрочем, в большинстве случаев отношение родителей к детям было, конечно же, мягче, чем к невольникам, но в то же время имели место отдельные случаи продажи в рабство и даже убийства собственных отпрысков.

    2 вид – античное рабство (эксплуатация рабов {смертность превышало рождаемость}). Классическое рабовладение в традиционной своей форме возникло гораздо позже патриархального в Древней Греции, но наибольшего развития достигло в Древнеримском государстве. Данная форма эксплуатации была ещё более жесткой. Согласно концепции рабовладения в Древней Риме, раб считался просто говорящей вещью, в то время как на Востоке он был, хотя и низшим, но все-таки почти членом семьи. Кроме того, нужно заметить, что труд невольников в Древнем Риме являлся основой экономики государства. В то же время на Востоке рабство, хотя и играло значительную роль в создании продукта, но уступало в этом плане труду крестьян. Древний Рим известен своими латифундиями - поместьями, в которых работали тысячи зависимых людей. Поэтому неудивительно, что рабовладелец зачастую даже в лицо мог не знать собственных рабов и, соответственно, абсолютно не питать к ним каких-либо чувств. А вот патриархальное рабство в Риме существовало лишь на начальной ступени зарождения государства. Позже оно было полностью была вытеснено так называемым классическим.

    Различие: итак, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что патриархальное рабство – это все-таки более мягкая форма эксплуатации, чем классическое. Если в первом случае рабовладение было только дополнительным способом производства, то в эпоху классического рабства оно стало основным движущим механизмом экономики.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   28


    написать администратору сайта