мед. 4 урок ответ 1. Закон, научная проблема, гипотеза
Скачать 32.24 Kb.
|
«Организация и методы исследования в сестринском деле» Дайте определения следующим понятиям «научный закон», «научная проблема», «гипотеза», «идея», «заблуждение». Объясните их различие в сравнении друг с другом. Гипотеза – это научное предположение о закономерной связи явлений, содержащее элементы новизны и оригинальности. Научная гипотеза представляет собой стержень, методологическую основу научного исследования. Недаром, по своему этимологическому смыслу, гипотеза означает то, что условно принимается за основание (греч. hypothesis – основание). Гипотеза задает направление и объем разработок, определяет, какие факты следует собирать, какие литературные источники изучать, какие эксперименты проводить. Обосновать гипотезу – это значит показать, что основное ее предположение выдвинуто не случайно, а опирается на ряд теоретических и иных соображений. Проверить гипотезу – это значит установить ее истинность либо ложность, соответствие либо несоответствие действительности. Научный закон - теория, получившая достоверное подтверждение, то есть суждение не изменяемое при вовлечении новых фактов, обладающее высокой степенью предсказуемости (вероятности). Научный закон есть высказывание (утверждение, суждение, предложение), обладающее такими признаками: 1) оно истинно лишь при определенных условиях; 2) при этих условиях оно истинно всегда и везде без каких бы то ни было исключений (исключение из закона, подтверждающее закон, -- это диалектическая бессмыслица); 3) условия, при которых истинно такое высказывание, никогда не реализуются в действительности полностью, но лишь частично и приблизительно. Потому нельзя буквально говорить, что научные законы обнаруживаются в изучаемой действительности (открываются). Они выдумываются (изобретаются) на основе изучения опытных данных с таким расчетом, чтобы их потом можно было использовать в получении новых суждений из данных суждений о действительности (в том числе -- для предсказаний) чисто логическим путем. Сами по себе научные законы нельзя подтвердить и нельзя опровергнуть опытным путем. Их можно оправдать или нет в зависимости от того, насколько хорошо или плохо они выполняют указанную выше роль. Наиболее простая структура всякого объяснения. Она показывает, что объяснение состоит из двух основных элементов, между которыми имеется логическая связь: экспланандума (объясняемого) и эксплананса (объясняющего). Эксплананс всегда включает в себя высказывания двух видов: по крайней мере одно общее высказывание, выражающее закон природы, и высказывания, описывающие условия, при которых данный закон действует, - граничные или начальные условия. Объяснение, таким образом, состоит в подведении частного случая под общий закон. Идея – это форма постижения в мысли явлений объективной реальности. В научном познании идеи выполняет различную роль. Они не только подытоживают опыт предыдущего развития знания в той или иной области, но и служат основой поиска новых путей решения проблем. Проблема — форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) — ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения. При постановке и решении научных проблем необходимо следующее: а) определенная система понятий, с помощью которых исследователь будет фиксировать те или иные феномены; б) система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем; в) опора на научные традиции. Как считает К. Поппер, наука начинает не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим — от менее глубоких к более глубоким. Проблемы возникают, по его мнению, либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при столкновении двух различных теорий, либо в результате столкновения теории с наблюдениями. Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации (выступающей в виде противоположных позиций), которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеют, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Каждой исторической эпохе свойственны свои характерные формы проблемных ситуаций. Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими, существуют и практические проблемы.
Научная проблема – противоречие, для разрешения которого необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Проблема в системном анализе определяется как ситуация, которая требует принятия решения вследствие наличия противоречия между двумя состояниями системы: существующим и желаемым. Разрешить проблему означает устранить разрыв между этими двумя состояниями, осуществив выбор одного из альтернативных вариантов перехода к желаемому состоянию. ЗАБЛУЖДЕНИЕ (лат. erratum) – понятие, фиксирующее момент ограниченности знания, его несоответствия своему объекту или несовместимости с принятым знанием. Как философское понятие заблуждение обозначает неотъемлемый аспект познавательного процесса, состоящий в незавершенности и исторической переоценке его результатов, зависимости знания от изменяющихся условий его производства, а также являющийся источником содержательного многообразия знания, противостоящего познавательным идеалам и нормам. В повседневном общении и словоупотреблении непроизвольность и объективная обусловленность заблуждения отличают его от случайной ошибки, преднамеренной лжи и неосведомленности (отсутствия знания). |