Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальная структура общества по Законам Хаммурапи

  • 4 Вопрос Законы Хаммурапи: семейно-брачное и наследственное право.

  • Тирхату

  • 5 Вопрос Законы Хаммурапи: уголовное право и процесс.

  • 6 Вопрос Законы Ману: общая характеристика, право собственности, обязательственное право.

  • Дхармашастры

  • Способы приобретения собственности

  • Обязательственное право. Виды договоров

  • Обязательства из деликта.

  • 7 Вопрос Законы Ману: семейно-брачное и наследственное право.

  • 8 Вопрос Законы Ману: уголовное право и процесс.

  • 9 Вопрос Особенности возникновения государства в Афинах. Реформы Тесея, Солона, Клисфена.

  • Подготовка к ИГПЗС Материалы. Содержание. Законы Хаммурапи общая характеристика, право собственности, обязательственное право


    Скачать 0.92 Mb.
    НазваниеЗаконы Хаммурапи общая характеристика, право собственности, обязательственное право
    АнкорПодготовка к ИГПЗС Материалы
    Дата15.01.2023
    Размер0.92 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСодержание.doc
    ТипЗакон
    #887745
    страница2 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    Обязательства из причинения вреда:

    -Возмещение ущерба за поручу ирригационных сооружений

    -Возмещение ущерба за порубку деревьев в чужом саду

    -Возмещение ущерба за гибель груза, перевозимого по реке

    -Возмещение ущерба за потрав растений на чужом поле (животные съедали растения)

    Социальная структура общества по Законам Хаммурапи:

    1. Вардум-раб

    2. Авилум-свободный, рабовладелец (коренной житель)

    3. Мушкенум-свободный, рабовладелец (житель покоренных народов)

    4. Тамкар-ростовщик, торговец

    5. Редум,баирум,декум-военнослужащие


    4 Вопрос Законы Хаммурапи: семейно-брачное и наследственное право.

    Семейно-брачное право.

    Семья была патриархального типа, моногамной. Брак считался сделкой, необходимо было письменное заключение договора между будущим мужем и отцом невесты. Признавалось абсолютное господство мужа над женой и детьми. Замужняя женщина могла иметь имущество, нажитое в браке (полученное по наследству, дарению и т.п.) и распоряжаться им и сохраняла права на приданное. Более того, женщина могла заключать сделки купли-продажи и займа, наживать деньги, приобретать землю, рабов. Мужу запрещалось расточать имущество жены или распоряжаться им без согласия последней Жену, которая «позорила» своего мужа или «расточала его имущество», разрешалось «отвергнуть» и выгнать из дома. Бездетная жена могла выбрать мужу наложницу, оставаясь при этом хозяйкой в доме. Обладая абсолютной властью, в случаях крайней нужды отец был вправе продать своих детей всякому, кто захочет купить их, продать безвозвратно. Также, он мог жениться вторично, оставив жену в качестве наложницы. Для супруга не существовало юридических препятствий к разводу. Однако женщина могла развестись только в трех случаях: прелюбодеяние мужа; оставление им дома и местности проживания; неосновательное обвинение в супружеской неверности. Если в разводе была виновата жена, то ее приданное оставалось у мужа. В случае измены со стороны жены, ее бросали в воду. Если муж изменит, то жена лишь могла уйти из дома с приданным. По ЗХ жена имела имущественную самостоятельность (долги мужа до брака не распространялась на нее). Муж не вправе распоряжаться собственным имуществом жены до брака. В случае смерти жены (при отсутствии детей) ее нажитое имущество возвращалось в дом отца

    Тирхату-выкупная плата; Библу-подарок семье невесты от жениха; Шерикту- приданное невесты

    Наследственное право.

    Различают два вида наследования: по закону (возникло первым) и по завещанию.

    -Сыновья и дочери получали равную долю

    -Долю умершего сына поровну делили его дети-внуки наследодателя

    -Усыновлённые дети наследовали на равных правах с детьми, рожденными в браке

    -Дети от рабыни-наложницы в случае их признания отцом наследовали часть движимого имущества; если отец не признавал их своими детьми, получали только свободу

    -Дети от раба дворца или мушкенума и свободной наследовали только половину имущества, вторая половина шла хозяину раба
    5 Вопрос Законы Хаммурапи: уголовное право и процесс.

    Уголовное право.

    Общего понятия преступления ЗХ не дают

    Вида преступлений:

    • против личности (неосторожное убийство, членовредительство, причинение побоев. Об умышленном убийстве ничего не говорится)

    • против имущества (кража скота, рабов, грабеж, укрывательство рабов)

    • против семьи (прелюбодеяние и кровосмешение, а также действия, подрывающие отцовскую власть)

    Принцип Талиона - равным за равное (око за око) ; ответственность равная, если люди находились в одной социальной лестнице, что исключало установление субъективной стороны действия-умысла, неосторожности, случайности.

    В уголовном праве по ЗХ было объективное вменение (когда полагалась ответственность без вины). Тот, кто неосновательно обвинял другого в убийстве, должен был умереть сам. Господство кровной мести продолжалось до той поры, пока единственной платой за жизнь человека могла служить жизнь другого человека. Появление избыточного продукта меняло дело: на смену мести приходит выкуп, потом денежный штраф.

    Не было различий между исполнителем преступления и его соучастниками, также не различались стадии развития умышленного преступления

    Виды наказаний:

    -Смертная казнь

    -Членовредительские

    -Телесные наказания

    -Наложения знакового бесчестия

    -Изгнание из родной местности или дома

    -Отстранение от должности

    -Денежные штрафы

    Судопроизводство

    Судоговорение происходило публично, на паперти храма. Дело возбуждалось по частной инициативе потерпевшего, поэтому его с речью начиналось обыкновенно и само судоговорение. В качестве доказательств выступали главным образом свидетельские показания, клятвы (тогда в разбирательстве участвовали жрецы), а также ордалии. Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней. Судебные функции осуществлялись, как правило, специальным чиновником но были и судебные коллегии, составленные из «старейших и именитых людей города». Высшей судебной инстанцией был царь
    6 Вопрос Законы Ману: общая характеристика, право собственности, обязательственное право.

    Общая характеристика Законов Ману.

    Видный санскритолог Г. Бюлер утверждал, что основой Закона Ману явилась какая-то недошедшая до нас дхармасутра. Дхармашастры-сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры-трактаты о политике и праве. Написание ЗМ относится ко 2 веку до н.э.-2 веку н. э. Авторами ЗМ были жрецы одной из древнеиндийских брахманских школ. Они же дали этой кодификации имя Ману, одного из мифических прародителей человека. ЗМ изложены от имени божественного прародителя людей Ману в стихотворной форме, что должно было облегчить запоминание. ЗМ написаны в форме двустиший; всего 2685 статей. Содержание ЗМ выходят за пределы права, т.к. они трактуют и о политике, морали, религиозных предписаниях благочестивому человеку. ЗМ написаны в период, когда преобладала семья патриархального типа. Главное в Законах Ману -закрепление существующего варнового устройства:

    1глава-представления о происхождении Вселенной, сословий (варн), человеческого общества

    2 глава-правила жизни в период обучения

    3-4 главы-правила жизни семьянина-домохозяина

    5 глава-религиозные нормы

    6 глава-правила жизни отшельника

    7 глава-наставления об обязанностях царя и управлении государством

    8 глава-наставления о судопроизводстве и юридической практике

    9-10 главы-посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн

    11 глава-предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов

    12 глава- содержит описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни

    Право собственности

    Имущество было движимым и недвижимым. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику

    Способы приобретения собственности:

    1. Наследование

    2. Дарение

    3. Находка

    4. Покупка

    5. Завоевание

    6. Ростовщичество

    7. Исполнение работы

    8. Получение милостыни

    9. Давность владения

    Виды собственности:

    1. Земля (царская, общинная, личная. Сам собственник распоряжался землей, он мог ее продать, купить, заложить, сдать в аренду)

    2. Скот

    3. Рабы

    4. Инвентарь

    Обязательственное право.

    Виды договоров:

    1. Заем (Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он должен был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего)

    2. Наем рабочей силы (условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье)

    3. Аренда (получил развитие в ввиду проникновения в общину процесса имущественной дифференциации-землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее)

    4. Купля-продажа (считался действительным лишь при свидетелях. Продавцом был только собственник вещи. Запрещалось продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи)

    5. Дарение

    Обязательства из деликта.

    Возмещался причинённый ущерб и уплачивался штраф царю

    1. Порча имущества

    2. Вред, причиненный движением повозки по городу


    7 Вопрос Законы Ману: семейно-брачное и наследственное право.
    Семейно-брачное право.

    Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей-в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа-под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни. Жена должна была принадлежать к той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, женщинам-нет. Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим.
    Наследственное право.

    Наследования по завещанию не знали, было только наследование по закону. Имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли
    8 Вопрос Законы Ману: уголовное право и процесс.
    Уголовное право.

    Вид преступлений:

    1. Государственные (служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот)

    2. Должностные преступления (мздоимство служащих царя, их злоупотребления, поношение богов и святынь)

    3. Преступления против собственности (кража, грабеж

    4. Преступления против собственности и личности (убийство, телесные повреждения, оскорбление словом)

    5. Преступления, посягающие на семейные отношения (прелюбодеяние, посягательство на честь женщны)

    При рассмотрении конкретных преступлений Законы Ману исходят из неких общих понятий, принципов:

    1. Из признания форм вины (умысла или неосторожности)

    2. Необходимой обороны

    3. Рецидива

    4. Соучастия

    5. Обстоятельства смягчающие (отсутствие умысла, состояние преступника, находившегося в опьянении, умопомрачении) и отягчающие (групповой характер преступления, рецидив) наказание

    Наказание зависело от тяжести преступления и социального положения преступника. При вынесении наказания учитывались личный статус преступника и потерпевшего, пол, возраст, варновая принадлежность, родственные связи сторон. За правонарушение человек нес наказание в этом мире и в других мирах. Он рисковал судьбой своих близких и последующих поколений.

    Виды наказаний:

    1. Смертная казнь (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками)

    2. Для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы

    3. Членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног)

    4. Штрафы

    5. Изгнание

    6. Тюремное заключение

    Судопроизводство.

    Для рассмотрения исков Законы Ману называют 18 поводов. Процесс носил состязательный, формальный характер, разграничения на уголовный и гражданский процесс не было. В Древней Индии существовали две системы судов: царские и внутриобщинные (кастовые). Суд не был отделен от администрации. Высшей судебной инстанцией был царский суд. Предпочтение отдавалось коллегиальному решению дел. Судебное дело начиналось с подачи искового заявления и дачи показаний в суде сначала истцом, затем ответчиком. Рассмотрение дела прекращалось, если ответчик признавал свою вину, в противном случае ему предоставлялась отсрочка для ответа. Присутствовала формальная оценка доказательств свидетеля. Свидетелей, как правило, должно было быть не менее трех. Широко применялись ордалии. Различались полные, отдельные и повторные пытки
    9 Вопрос Особенности возникновения государства в Афинах. Реформы Тесея, Солона, Клисфена.
    Особенности возникновения государства в Афинах.

    Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя — базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки, и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов — батраков или за долги попадали в рабство.

    Первыми собственниками рабов стали богатые семьи. Первые рабы – военнопленные. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Однако оно не было способно разрешить противоречия между:

    1. Складывающимися классами рабов и свободных;

    2. Между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой;

    Географические условия, истощение локальных природных ресурсов, развитие обмена и связанное с ним увеличение межплеменных контактов, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки – все это стало поводом для создания единого государства.

    Реформы Тесея.

    Тезей (около XIII в. До нашей эры) - легендарный афинский царь. Одной из значимых реформ была реформа, связанная с объединением (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. Он требовал единообразного и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся социальных отношений. Стали проявляться имущественные конфликты, связанные с усиливающейся имущественной дифференциацией в Аттике. Эти конфликты, наиболее отчетливо проявившиеся в углубляющихся противоречиях между свободными афинянами и различными группами неполноправного и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и т. д.), создавали почву для формирования новых механизмов власти. Возникла необходимость в политической власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой — силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на:

    Общественные группы по реформам Тезея:

    Эвпатриды — благородных – к эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей.

    Геоморы — земледельцев и демиургов — ремесленников - Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала.

    Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.

    Государственный строй.

    Эвпатриды, опираясь на свое богатство и исключительное право на занятие общественных должностей, постепенно ограничивают власть базилевса, связанную с традициями родовой демократии. Его функции переходят к новым, выборным из эвпатридов должностным лицам — архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII в. до н.э. стали избираться девять архонтов сроком на один год. Коллегия архонтов не только восприняла военные, жреческие и судебные функции базилевса, но и со временем взяла в свои руки все руководство страной. Тогда же, в VIII в. до н.э., возник еще один новый орган публичного управления — ареопаг. Заменив совет старейшин, ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т. е. опять-таки представители эвпатридов. Аттическое общество превращается в политическое общество — общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним. Одновременно продолжает развиваться и другой процесс, характерный для возникновения государства, — территориальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа — навкрарии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта