отп. Законотворческий процесс в Республике Беларусь 47 Реализация права 49 Правоприменительный процесс понятие, стадии 50
Скачать 217.41 Kb.
|
Происхождение государства и права
1. С древнейших времен известны самые разные политико-юридические теории, продолжают они создаваться и в настоящее время. Существует множество взглядов на процесс происхождения государственности: в зависимости от общих мировоззренческих позиций их авторов, от избранной методологии построения той или иной концепции, от исторически определенного уровня знаний о прошлом человеческого общества. Сторонники практически всех этих доктрин признают, что государство существовало не всегда, что данный социальный институт появляется на определенном этапе развития общества под воздействием определенных причин. Таким образом, в каждой теории происхождения государства речь в той или иной степени идет, во-первых, о характеристике догосударственного состояния общества, во-вторых, о причинах и процессе возникновения государственности, и, в-третьих, о государственно-организованном обществе, о наиболее существенных признаках, свойственных государству и следующих именно из данного способа его образования. Отечественная теория государства и права традиционно и достаточно давно рассматривала некоторые доктрины, однако лишь в плане их критики, противопоставления немарксистских концепций истинным взглядам, базирующимся на марксизме-ленинизме. В настоящее время предлагаются более взвешенные подходы к оценке различных учений о государстве и праве. Теперь подчеркивается, что каждая концепция, возникнув в определенный момент времени, была обусловлена исторически определенным уровнем развития науки, который зависит от уровня развития всего человеческого общества. Знакомство с различными взглядами на происхождение государства помогает уяснить специфику современных представлений об этом процессе; изучение существующих правовых теорий способствует более глубокому пониманию феномена государства и права. Следует иметь в виду, что с методологической точки зрения следует четко различать теории происхождения государства и теории государства, объясняющие его сущность. 2. Одной из самых старых теорий происхождения государства является теократическая теория, которая связывает происхождение государства с Богом. Эта теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. У истоков данной теории стояли Аврелий Августин (Блаженный), Фома Аквинский – христианские философы и богословы, светские ученые XVII – XIX вв.– Клавдий Салмазий, Жозеф де Местр, Фр. Моль. В настоящее время ее развили современные идеологи католической церкви Маристен, Мерсье; идеологи исламской религии и др. Общий смысл всех теологических теорий сводится к тому, что государство имеет божественное происхождение, оно создано или непосредственно Богом или же людьми по велению Бога. Поэтому необходимо подчиняться существующей государственной власти как проявлению божественной воли. Государство незыблемо, вечно, необходимо смирение перед ним, поскольку оно исходит от Бога. Попытки изменить государственную власть (революции, восстания и т.п.) являются не только государственными преступлениями, но и преступлениями против церкви. Таким образом, большинство теологических теорий обосновывали правомерность существования конкретного государства. Теологические теории происхождения государства ранее, с позиций атеизма, подвергались безоговорочной и жесткой критике. Эта критика велась и ведется по разным направлениям: несоответствия данной теории историческим фактам, недостаточной аргументированности ее основных суждений, научно не обоснована и т.д. Однако подобного рода критика не достигает своей цели, так как теократическая теория в любых ее формах – это вопрос веры, а не научного знания. Патриархальная теория рассматривает происхождение государства как естественное развитие первичных форм человеческого общения – семьи, рода. Т.е. государство образовалось из объединившихся семей. Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель. Само название данной теории (от слова патриарх – праотец, родоначальник) указывает на то, что государство возникло из расширения родового союза, а государственная власть есть не что иное, как развитие и продолжение власти родоначальника, отца семейства, которая переходит сначала во власть родового старейшины, а потом во власть государственную. По мнению Аристотеля, объединение семей ради потребностей жизни приводит к появлению более совершенного вида общежития – селения. Общество, состоящее из нескольких селений, по мнению Аристотеля, есть вполне завершенное государство, существующее ради достижения благой жизни. Данная концепция, особенно в изложении Роберта Фильмера, который доказывал, что власть королей берет свое начало непосредственно от Адама, также направлена на признание абсолютной и не контролируемой со стороны населения власти государства. Необходимо беспрекословное подчинение этой власти. Власть главы государства (монарха) – это продолжение власти главы семейства (патриарха), которая была очень значительной. Монарх объявлялся отцом всех своих подданных. Но патриархальная теория не дает ответа на главный вопрос: в силу каких причин государство приходит на смену семейной, родовой или племенной организации. Исторически семья никогда не существовала изолированно и вне более всеобъемлющей организации, т.е. рода, племени или государства. Договорная теория возникновения государства получила распространение в XVII – XVIII вв. Ее авторами в разное время являлись: Гуго Гроций – голландский мыслитель и правовед; Джон Локк, Томас Гоббс – английские философы; Шарль-Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан Жак Руссо – французские философы-просветители; А.Н. Радищев – русский философ и писатель-революционер. Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой. Договорная теория относится к числу рационалистических объяснений происхождения государства. Образование государства рассматривается как результат свободной и сознательной воли человека, как некий воображаемый или действительный юридический акт заключения общественного договора. При этом предполагается, что до возникновения государства люди жили в естественном состоянии. Они не только не были подчинены государству, но не составляли общества, не были связаны никакими социальными узами. Существует множество вариантов договорной теории происхождения государства, иногда значительно расходящихся друг с другом. Рассматривая взгляды различных авторов, целесообразно обратить внимание на следующие моменты. 1. Характеристика догосударственного, «естественного» состояния, в котором находились люди. Различные авторы понимали его по-разному. Известны два противоположных взгляда – это «война всех против всех» (Т. Гоббс) и «золотой век», всеобщее благоденствие (Ж.-Ж. Руссо). 2. Причины, которые обусловили заключение общественного договора и образование государства. В их анализе обращалось внимание на невозможность надлежащего обеспечения своих «естественных» прав (на жизнь, на собственность и т.д.), на невозможность устранить насилие и установить порядок. 3. Понимание самого общественного договора. Здесь имелся в виду обычно не какой-то реально существующий документ, а некое общее согласие, сложившееся естественным образом, в силу которого каждый индивид отчуждал часть своих прав государству и должен был ему повиноваться. Государство, в свою очередь, должно гарантировать каждому надлежащую реализацию оставшихся естественных прав. 4. Выводы, которые следуют из возникновения государственности именно договорным путем. Взгляды сторонников рассматриваемой концепции в этом отношении тоже расходятся. Одни утверждали: поскольку государство возникло и до сих пор основано на общественном договоре, государственно-правовые институты должны соответствовать своему изначальному смыслу, в противном случае их необходимо заменить. Противоположную точку зрения высказывал Т. Гоббс. По его мнению, индивиды, заключив однажды общественный договор, утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из-под верховной власти, которая возводится в абсолют. Умозрительный характер договорной теории дал основания для всесторонней критики ее основных положений. Указывается, что данная концепция не соответствует историческим фактам. Однако сторонники договорной теории и не пытались основывать ее на исторических фактах. Договор рассматривался не как историческая реальность, а как политический идеал, к которому нужно стремиться, как регулятивная идея, согласно которой нужно оценивать государственную жизнь. В XIX в. появились новые концепции о происхождении государства и права. Успехи естествознания неожиданно привели к попыткам распространения открываемых закономерностей развития живой природы на процессы развития человеческого общества. Так возникла органическая теория, выдвинутая Г.Спенсером, в соответствии с которой под влиянием различных факторов, общих для всех живой природы, в процессе эволюции общества люди объединяются в единый организм – государство. Таким образом, государство возникает как результат естественного развития животного мира от низших форм к высшим. Согласно этой теории цепь живых существ, которая идет от простейших организмов к более сложным и доходит, наконец, до человека, не кончается на нем, а развивается дальше. За человеком, или точнее, над человеком существует целый ряд высших организмов. Это – организмы общественные, которые состоят из отдельных людей, как организмы животных и растений из клеток. Теория насилия возникла в качестве критики рационалистических теорий. Теория насилия опирается прежде всего на исторические факты и ищет причины возникновения государства в материальных условиях жизни общества. Эта теория выдвигалась различными авторами на протяжении столетий. Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 – 338 до н.э.) – китайский политик. В более позднюю эпоху ее разрабатывали Е. Дюрринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Наиболее полно и последовательно теория насилия изложена польско-австрийским социологом и государствоведом Гумпловичем (1838 – 1909) в его работах «Раса и государство» и «Общее государственное право». Он считал, что люди появились первоначально в виде отдельных, совершенно обособленных групп. Человечество, по его мнению, с самого начала было разделено на расово-этнические группы, которые постоянно враждуют между собой. В результате порабощения одних общественных групп другими возникает государство. Совместное существование на одной территории двух или более враждебных групп требует установления определенного порядка в форме государственной организации. Представителями историко-материалистической теории происхождения государства считаются К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. В основу теории положен диалектико-материалистический метод познания государственно-правовой действительности, согласно которому все общественные явления в конечном счете сводятся к материальным условиям жизни общества. Производительные силы и производственные отношения образуют основу общественной жизни, а все остальное – государство, право, политика, культура – это лишь надстройка над экономическим базисом. Наиболее полно историко-материалистическая теория изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанной им в 1884 году. Суть этой концепции можно схематично изложить так: - произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля); - возник прибавочный продукт; - появилась частная собственность; - в результате произошло имущественное неравенство, возник раскол общества на антагонистические классы; - появляется публичная власть и создается специальный аппарат принуждения – государство (для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми). Непосредственная причина образования государства – Раскол общества на классы с непримиримыми интересами. К наиболее существенным недостаткам историко-материалистической теории относится то, что для данной теории, как и для большинства учений XIX - начала XX века, характерен европоцентристский взгляд на общественное развитие, при котором не принимаются во внимание социальные процессы в глобально мировом масштабе. В своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс практически ничего не говорит о зарождении государственности в странах Древнего Востока. В философских, политических и юридических науках существуют и другие концепции происхождения государства. Одни из них утратили свое значение, другие не получили достаточно широкого научного признания. Таким образом, ни одна из рассмотренных теорий не может претендовать на истину в последней инстанции. Причина почти одновременного зарождения государственности в различных районах мира до сих пор остается загадкой истории. Исторические науки не дают нам ответа на вопрос, как и где зародились ранние государственные образования. Они не позволяют нам судить даже о том, что предшествовало государству – первобытное состояние, родоплеменная организация или какие-то иные политические общности, которые принципиально отличались от государства. Общее учение о государстве не содержит ответа на вопрос, что есть государство по своей исторической сущности. Из множества определений государства рождается и многообразие теорий его происхождения. |