Он. Законов 1 Электронная библиотека Гражданское общество
Скачать 6.69 Mb.
|
В Европе в силу ее естественного разделения образовалось несколько государств средней величины, где правление, основанное. на Ш. Л. Монтескье. О духе законов 261 Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ законах, не только не оказывается вредным для прочности государства, но, напротив, настолько благоприятно в этом отношении, что государство, лишенное такого правления, приходит в упадок и становится слабее других. Вот что образовало тот дух свободы, благодаря которому каждая страна в Европе с большим трудом подчиняется посторонней силе, если эта последняя не действует посредством торговых законов и в интересах ее торговли. Напротив, в Азии царит дух рабства, который никогда ее не покидал; во всей истории этой страны невозможно найти ни одной черты, знаменующей свободную душу; в ней можно увидеть только героизм рабства. Глава VII. Об Африке и Америке Глава VII. Об Африке и Америке Глава VII. Об Африке и Америке Глава VII. Об Африке и Америке Вот что я могу сказать об Азии и Европе. Африка лежит в климате, сходном с климатом южной Азии, и находится в таком же рабстве. Америка, опустошенная и вновь населенная народами Европы и Африки, не может еще в настоящее время проявить своего собственного духа; но все, что мы знаем о ее древней истории, вполне согласуется с нашими основными положениями. Глава VIII. О столице империи Глава VIII. О столице империи Глава VIII. О столице империи Глава VIII. О столице империи Одно из последствий только что сказанного нами заключается в том, что для государя очень большого государства весьма важен хороший выбор места для своей столицы. Тот, кто поместит ее на юге, рискует утратить север; а кто поместит ее на севере, легко сохранит за собою и юг. Я не говорю о частных случаях: в механике часто приходится сталкиваться с силой трения, которая изменяет или опрокидывает выводы теории; подобная сила трения действует и в политике. Книга восемнадцатая. О законах в их отношении к природе Книга восемнадцатая. О законах в их отношении к природе Книга восемнадцатая. О законах в их отношении к природе Книга восемнадцатая. О законах в их отношении к природе почвы почвы почвы почвы Глава I. Как природа почвы влияет на законы Глава I. Как природа почвы влияет на законы Глава I. Как природа почвы влияет на законы Глава I. Как природа почвы влияет на законы Ш. Л. Монтескье. О духе законов 262 Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ В стране с подходящей для земледелия почвой, естественно, устанавливается дух зависимости. Крестьяне, составляющие главную часть ее населения, менее ревнивы к своей свободе; они слишком заняты работой, слишком поглощены своими частными делами. Деревня, которая изобилует всеми благами, боится грабежей, боится войска. «Кого следует считать добрыми гражданами? – говорил Цицерон Аттику. – Уж не торговцев ли и земледельцев, которых по крайней мере нельзя считать противниками монархии, так как для них все правления равны, лишь бы сами они были спокойны?» Таким образом, в странах плодородных всего чаще встречается правление одного, а в странах неплодородных – правление нескольких, что является иногда как бы возмещением за неблагоприятные природные условия. Бесплодная почва Аттики породила там народное правление, а на плодородной почве Лакедемона возникло аристократическое правление, как более близкое к правлению одного – правлению, которого в те времена совсем не желала Греция. Плутарх говорит нам, что, «после того как в Афинах был усмирен мятеж Килона, город снова возвратился к своим старым раздорам и разделился на столько партий, сколько было разных сортов земель в Аттике. Горцы хотели во что бы то ни стало иметь народное правление; жители равнин требовали правления знати; а те, которые жили близ моря, стояли за правление, смешанное из двух первых». Глава II. Продолжение той же темы Глава II. Продолжение той же темы Глава II. Продолжение той же темы Глава II. Продолжение той же темы Эти плодородные страны – равнины, где ничего нельзя защитить от посягательств более сильного – поэтому ему подчиняются; а раз ему подчинились, дух свободы уже не может вернуться; имущества деревни являются залогом ее верности. Но в стране гористой можно сохранить свою собственность, да там немногое приходится и сохранять. Свобода, т. е. существующее правление, есть единственное благо, которое там стоит защищать, поэтому она и царит главным образом в странах горных и неудобных, а не в тех, которые, невидимому, всего более облагодетельствованы природой. Ш. Л. Монтескье. О духе законов 263 Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ Горцы пользуются более умеренным правлением, потому что им менее грозит опасность завоевания. Защищаться им легко, а нападать на них трудно; собирание и доставка военного снаряжения и провианта в войне с ними требуют больших издержек, так как в их стране ничего этого добыть нельзя. Таким образом, вести с ними войну труднее, а предпринимать ее опаснее, поэтому там нет такой надобности в законах, которые издаются для охранения безопасности народа. Глава III. О с Глава III. О с Глава III. О с Глава III. О странах с высокоразвитым земледелием транах с высокоразвитым земледелием транах с высокоразвитым земледелием транах с высокоразвитым земледелием Степень развития земледелия в стране зависит не от ее плодородия, а от ее свободы. Если мы мысленно разделим землю, то удивимся, так как увидим по большей части пустыни в наиболее плодородных областях и густое население там, где земля, кажется, ничего не дает человеку. Весьма естественно, что народ покидает плохую страну, чтобы искать лучшей, а не хорошую страну в поисках худшей. Поэтому нашествиям чаще всего подвергаются страны, которые созданы природой для счастливой жизни; и так как нет ничего столь близкого к опустошению, как нашествие, то опустошению чаще всего подвергаются наиболее благодатные страны, между тем как ужасные страны севера всегда бывают населены именно по той причине, что они почти непригодны для жизни человека. Из того, что нам говорят историки о переходе народов Скандинавии на берега Дуная, видно, что это было не завоевание, а только переселение на пустующие земли. Очевидно, эти благодатные страны некогда были опустошены прежними переселенцами, и мы ничего не знаем о трагедиях, которые разыгрывались там. Аристотель говорит, что «Сардиния, судя по многим ее памятникам, есть греческая колония. Некогда она была очень богата, и Аристей, столь прославленный своею любовью к земледелию, дал ей законы. Но с тех пор она пришла в упадок, потому что завладевшие ею карфагеняне разрушили в ней все, что могло давать пищу людям, и под страхом смертной казни запретили обрабатывать там землю». Сардиния Ш. Л. Монтескье. О духе законов 264 Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ еще не оправилась во времена Аристотеля; она не оправилась и до сих пор. Самые умеренные по климату части Персии, Турции, Московского государства и Польши не смогли оправиться от опустошений больших и малых татарских орд. Глава IV. Прочие следствия плодородия и бесплодия страны Глава IV. Прочие следствия плодородия и бесплодия страны Глава IV. Прочие следствия плодородия и бесплодия страны Глава IV. Прочие следствия плодородия и бесплодия страны Бесплодие земли делает людей изобретательными, воздержанными, закаленными в труде, мужественными, способными к войне; ведь они должны сами добывать себе то, в чем им отказывает почва. Плодородие страны приносит им вместе с довольством изнеженность и некоторое нежелание рисковать жизнью. Было замечено, что немецкие войска, набранные в местах, где крестьяне богаты, как в Саксонии, уступают по качеству прочим. Военные законы могут восполнить этот недостаток посредством более строгой дисциплины. Глава V. Об островитянах Глава V. Об островитянах Глава V. Об островитянах Глава V. Об островитянах Островитяне более склонны к свободе, чем жители континента. Острова бывают обыкновенно небольших размеров; там труднее употреблять одну часть населения для угнетения другой; от больших империй они отделены морем, и тирания не может получить от них поддержку; море преграждает путь завоевателям; островитянам не угрожает опасность быть покоренными, и им легче сохранять свои законы. Глава VI. О странах, созданных трудолюбием людей Глава VI. О странах, созданных трудолюбием людей Глава VI. О странах, созданных трудолюбием людей Глава VI. О странах, созданных трудолюбием людей Страны, которые стали обитаемы благодаря труду человека и существование которых поддерживается этим же трудом, стремятся к умеренному правлению. Есть три главные страны этого рода: две прекрасные провинции Китая (Цзаннань и Чжзузян), Египет и Голландия. Древние императоры Китая не были завоевателями. Первое дело, которое они совершили для увеличения территории своей страны, более Ш. Л. Монтескье. О духе законов 265 Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ всего доказало их мудрость. Благодаря им выступили из вод две самые прекрасные провинции империи; они созданы людьми, и они-то своим беспримерным плодородием и внушили Европе представление о благоденствии этой обширной страны. Но необходимость постоянно заботиться об охране столь значительной части империи от разрушения требовала скорее благоразумия народа, чем изнеженности, скорее законного правления монарха, чем тиранической власти деспота. Эта страна нуждалась в умеренной власти, какая некогда была в Египте, какая есть в настоящее время в Голландии, которую природа создала для того, чтобы она заботилась о себе самой и не предавалась беспечности или прихотям. Таким образом, несмотря на климат Китая, по природе своей располагающий к рабскому повиновению, несмотря на ужасы, связанные с чрезмерной обширностью империи, первые законодатели Китая были вынуждены издать очень хорошие законы, а правительство часто оказывалось вынужденным соблюдать их. Глава VII. О делах человеческих рук Глава VII. О делах человеческих рук Глава VII. О делах человеческих рук Глава VII. О делах человеческих рук Посредством труда и хороших законов люди сделали землю более удобной для обитания. Реки протекают там, где прежде были лишь озера да болота. Это благо, которое не создано природой, но ею поддерживается. Сделавшись властителями Азии. персы дозволяли всякому, кто проведет воду на земли, еще не пользовавшиеся орошением, владеть ими в течение пяти поколений; и люди не останавливались ни перед какими издержками для проведения воды из бесчисленных ручьев, стекающих с гор Тавра. Теперь они находят эту воду в своих полях и садах, не зная, откуда она течет. Подобно тому как есть народы – разрушители, причиняющие зло, которое переживает их самих, есть и народы трудолюбивые, творящие добрые дела. которые не погибают вместе с ними. Глава VIII. Общее соотношение законов Глава VIII. Общее соотношение законов Глава VIII. Общее соотношение законов Глава VIII. Общее соотношение законов Законы очень тесно связаны с теми способами, которыми различные народы добывают себе средства к жизни. Народ, Ш. Л. Монтескье. О духе законов 266 Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ занимающийся торговлей и мореплаванием, нуждается в более обширном своде законов, чем народ, который довольствуется возделыванием своих земель; последний – в более обширном, чем народ, живущий скотоводством; и скотоводческий в свою очередь – в более обширном, чем народ, который живет охотой. Глава IX. О землях Америки Глава IX. О землях Америки Глава IX. О землях Америки Глава IX. О землях Америки В Америке потому так много диких народов, что там земля сама собою производит много плодов, которыми можно питаться. Кусок земли вокруг хижины, обрабатываемый женщинами, доставляет людям маис, а охота и рыбная ловля довершают их изобилие. Сверх того, животные травоядные, как, например, быки и буйволы, там более распространены, чем плотоядные. Царством последних была всегда Африка. Я думаю, что Европа не имела бы ни одного из этих преимуществ, если бы ее земли не обрабатывались. В таком случае она была бы покрыта лесами дубов и прочих неплодовых деревьев. Глава Х Об отношении между Глава Х Об отношении между Глава Х Об отношении между Глава Х Об отношении между народонаселением и способами. народонаселением и способами. народонаселением и способами. народонаселением и способами. которыми люди добывают себе пропитание которыми люди добывают себе пропитание которыми люди добывают себе пропитание которыми люди добывают себе пропитание У народов, не возделывающих землю, народонаселение определяется следующей пропорцией: число дикарей одной страны относится к числу земледельцев другой страны, как продукт невозделанной земли относится к продукту земли возделанной. Если же народ, который возделывает землю, занимается, кроме того, ремеслами, то получается пропорция, требующая более сложного расчета. Такие племена не могут образовать большого народа. Если они занимаются скотоводством, то для существования в определенном количестве они нуждаются в большом пространстве земли; если они живут охотой, то они еще малочисленное, и для того, чтобы жить, должны образовать еще меньшую группу. Страна их обыкновенно покрыта лесами, и так как люди там не осушают почвы, то она усеяна болотами, среди которых мелкие племена образуют отдельные небольшие народны. Ш. Л. Монтескье. О духе законов 267 Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ Глава XI. О диких и варварских народах Глава XI. О диких и варварских народах Глава XI. О диких и варварских народах Глава XI. О диких и варварских народах Между дикими и варварскими народами та разница, что первые представляют собой малые, рассеянные народцы, которые по каким-либо особым причинам не могут объединиться, между тем как варвары – это малые народцы, которые смогли объединиться. К первым обыкновенно принадлежат народы охотничьи, ко вторым – народы пастушеские. Все это мы видим на севере Азии. Народы Сибири не могут вести совместного образа жизни, потому что в таком случае им нечем было бы питаться. Татары способны к совместной жизни на некоторое время, потому что они могут на некоторое время сгонять свои стада в одно место. Итак, все татарские орды могут объединиться. Это объединение и происходит, когда какой-нибудь их вождь подчинит своей власти многих других вождей, после чего им остается одно из двух: или снова разойтись, или отправиться совершать завоевания в пределах какой-нибудь империи юга. Глава XII. О международном праве у народов, не Глава XII. О международном праве у народов, не Глава XII. О международном праве у народов, не Глава XII. О международном праве у народов, не занимающихся земледелием занимающихся земледелием занимающихся земледелием занимающихся земледелием Так как эти народы не занимают определенного пространства с точно обозначенными границами, то у них всегда будет много причин для раздоров. Они будут спорить из-за невозделанных земель, как у нас спорят из-за наследств. Они будут вести частые войны друг с другом за места для охоты или рыбной ловли, за корм для скота, за похищение их рабов и, не имея определенной территории, должны будут тем чаще разрешать свои столкновения путем международного права, чем реже можно будет разрешать их посредством гражданского права, Глава XIII. О гражданских законах у народов, не Глава XIII. О гражданских законах у народов, не Глава XIII. О гражданских законах у народов, не Глава XIII. О гражданских законах у народов, не занимающихся земледелием занимающихся земледелием занимающихся земледелием занимающихся земледелием Раздел земель – вот главная причина, увеличивающая объем гражданского свода законов народов. У народов, не имеющих этого раздела, гражданских законов очень мало. Учреждения этих народов скорее можно назвать обычаями, чем законами. Ш. Л. Монтескье. О духе законов 268 Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ У таких народов старики, помнящие дела минувших лет, пользуются большим авторитетом; там люди приобретают почет не богатством, а силой рук и разумными советами. Эти народы ведут кочевой образ жизни и рассеяны по лесам и пастбищам. Брак у них не так прочен, как у нас, где он скрепляется общим жилищем и где женщина принадлежит к дому; поэтому им легче менять жен, обзаводиться несколькими женами, а иногда и иметь с женщинами беспорядочные сношения наподобие животных. Пастушеские народы не могут разлучаться со своими стадами, которые дают им пропитание, а потому не могут разлучаться и со своими женами, которые ухаживают за этими стадами. Все это должно быть неразлучно, тем более, что в противном случае их жены, дети и стада сделались бы добычей неприятеля, так как они обыкновенно живут на больших равнинах, где имеется мало мест, защищенных природой. Законы их должны установить правила дележа добычи и, подобно нашим салическим законам, обратить особое внимание на воровство. Глава XIV. О политическом состоянии народов, не Глава XIV. О политическом состоянии народов, не Глава XIV. О политическом состоянии народов, не Глава XIV. О политическом состоянии народов, не занимающихся земледелием занимающихся земледелием занимающихся земледелием занимающихся земледелием Эти народы пользуются большой свободой, так как, не занимаясь возделыванием земли, они и не связаны с нею. Они ведут кочевой образ жизни, и если бы какой-нибудь из их вождей захотел лишить их свободы, то они или стали бы искать свободы под главенством другого вождя, или удалились бы в леса, чтобы жить там со своими семьями. У этих народов свобода личности так велика, что она естественно влечет за собой и свободу гражданина. Глава XV. О народах, которым известно употребление денег Глава XV. О народах, которым известно употребление денег Глава XV. О народах, которым известно употребление денег |