Главная страница

Философия Замараева. Замараева елена ивановна


Скачать 113.53 Kb.
НазваниеЗамараева елена ивановна
АнкорФилософия Замараева.docx
Дата05.05.2017
Размер113.53 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия Замараева.docx
ТипДокументы
#7096
страница2 из 5
1   2   3   4   5

Души - средство знания, ее ф-я - знание идей
Вещи (физич мир) - только могут приближаться к миру идей, но никогда не соединятся, тк они смертны
! Материя - первоначальное состояние вещи, когда она только стремится стать вещью
По Платону знания получаем из космоса

Бог - Демиург , выполняет 2 ф-и

- познавательн (знает все идеи)

- регулирующие (возвращает все в гармонию и порядок)

Платон: "Бог - это скульптор" (возвращает все в состояние нормы, справедливости, в гармонию)
Платон: надо вести деятельную жизнь.
Эрос - стремление к тому, чему у тебя нет
Теория познания - теория припоминания

Эксперименты: П опрашивал рабов, давал задачи по геометрии, а они давали правильный ответ (т.е. Они когда-то знали все это)
2 вида знания

- не истинное (знание вещей)

- истинное (знание идей)

П: "все правители должны быть философами" - т.е они должны знать мир идей, системный взгляд
Тело = темница души (тк оно соединяет в себе материальное и идеальное)
У П отрицат отношение к технике и искусству ("искусство - копия копий" - мир вещей - копия мира идей => мы копируем еще раз)

Риторика - макияж
3 общ-х класса в зависимости от индивидуальн способностей

- Разум - правители

- Чистолюбие - воины и стражники

- вожделение - торговцы, ремесленники, крестьяне
Вывод:

- П - родоначальник объективн идеализма (мир идей - самое главное, мир идей сущ-т вне зависимости от нашего сознания)

- П - родоначальник дуализма (2 начала, 2 мира: идей и вещей)
УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ
В 17 - в академию Платона, учится 20 лет

Стал учителем Александра Македонского

В Афинах основал свою школу - ликей
Аристотель создал 1ю картину мира (сказал, земля - шар и центр вселенной) - космологическая
Картины мира

- космологическкая (земля - шар и центр вселенной) до 16 века)

- механистическая - 17в - Ньютон

- Релятивистская - учение об относительности - Эйнштейн

Произведения:

- "метафизика" (первая философия" - описывает надфизический мир)

- "органон" (метод)

- "этика"

- "политика"
Аристотель первый дал систематизацию философского знания.
Делит науки на разделы

1) теоретич - ведут поиск знания ради знания (физика, математика, метафизика..)

2) практический - познает ради морального совершенствования (этика, политика)

3) поэтический / творческий -
Аристотель критикует мир идей Платона

- идеи - двойники вещей => их надо убрать

- мир идей не влияет на мир вещей (т.е. Живая лошадь не зависит от идеи лошади, мир идей не ведущий, дух и физич мир не пересекаюстя)

- мир не может уходить в бесконечность (космос статичен => общее и сущность содержатся в самих вещах, Аристотель убирает мир идей и говорит, мир един и называет его субстанция)
! Субстанция - то, что ни от чего не зависит, основа вселенной
Т.е. По аристотелю мир состоит из субстанции - тк у кажд вещи есть 4 причины бытия

- формальн

- материаль

- движущая

- целевая
1, и 2 - самые гл, тк основа бытия - 2 сущности

- материя - как потенциальн бытие

- форма - сумма св-в, сущность предмета, суть бытия всякой вещи
Форма господствует над материей, как душа над телом.

Главная форма - Бог

Бог - космический ум, перводвигатель, закономерности природы, поддерживает смыслы вещей, основа. "Бог - это форма форм". Отношение мира и Бога - отношение присущности, т.е. Обязат-го выполнения своей программы жизни, Бог направляет.
А впервые рассматривает жизнь предмета на протяжении периода
Формальная причина - "то, что" - прога жизни объекта по законам данного класса вещей, модель по к-му объект развивается
А различал природу человека (формальн причина, заданная форма) и сущность (движущаяся целевая причина, что ты сам из себя сделаешь)
Материальн причина - "то, из чего" - состав.
Действующая причина - "то, откуда", способность вещи развиваться по своей программе, развивать свою сущность, что опред-ся нашими предками
Целевая причина - "то, ради чего", назначение вещи, выполнение своей программы на каждом этапе
! Когда все 4 причины сочетаются => называется энтелехия, внутренняя сила.
! Акциденция - только внутр св-ва чела
!!! А впервые опред-Л термин возможности - потенциально заложенные св-ва, к-е потом раскрываются. "действит-ть раньше возможности" (возможность -потенциал, действит-ть уже задана)
=> 3 способности знания

- чувственное - знание мира

- логическое - аргументация, рассудочное знание

- разум - знание формы, программы жизни
Аристотель - родоначальник формальн логики

!!! Логика - учение об осн логич законах, что такое суждение, умозакл, понятие
!!! Ввел понятие категория(наиб общ понятие, 10 шт)

- субстанция, время, кол-во....
Вывод:

- А - представитель дуализма, тк материя и форма, 2 основы, форма - главное

!!! - А - представитель объективн идеализма (форма на 1м месте, форма как дух сущность, исходит не от нас)

Л4.

ФИЛОСОФИЯ ЭЛИНИЗМА
147г нэ Греция - часть Римской империи

Греция влияет на римск парадигму мышления
Особенности древнеримского мышления

- принцип индивидуализма. Эпикур "проживи незаметно" - ты не гражданин, а подданный, не может влиять на события

- трансвестийность мышления - возможность многозначн форм и сущностей. многофункциональность

- Особая трактовка общ-ва. Римляне нагружали ощущенияф. Натурализм мышления. Жажда остроты.

- общ-во - организация юридических отношений. Законы "римское право" держало в повиновении всю тер-ю. Юридическое и социальное совпадает. Законы - ср-во сохр-я гос-ва

- особая трактовка религии. молитва - вид контракта с богом

- универсализм мышгления - понимание всех событий с тзр вечности римск империи

- особая трактовка Судьбы (центральн понятие в римск философии).

- безличностный психологизм. Отрицание ценности отдельной личности.

- эклектизм мышления - сочетание несочитаемого, нет понятия одномерности истины.

- низкая оценка интеллекта, понижение его роли. Все через ощущения, не нужно искать истину.

- стремление к мистике.

- прагматичность языка. Появились придаточные

- появление портретной живописи. Ценится индивидуализм
=> в римском мышлении нет единства индивидуального иобщественного сознания
ШКОЛА ЭПИКУРА. 340-270г до нэ

Эпикур - родоначальник гедонизма.

Гедонизм - учение о наслаждениях (наслаждение - свобода от страданий тела и сметений души). Жизнь - это дружба, любовь...
Эпикур - основал школу Сад.
Основные черты

- вторая школа, учившая сопротивляться судьбе (1я - киников)

- герой тот, кто умеет управлять своими чувствами и ощущениями. Для управления - избавиться от страхов: перед богами (они не могут на тебя повлиять), страх перед злом (этр временное состояние, реакция на зло - новые страсти), перед смертью ( когда мы живем - смерти нет, когда нас не будет - бояться некому)

- чтоб управлять ощущениями, надо различать 3 вида удовольствия:

- естественные и необходимые (Сон, еда..)

- естественные, но не необходимые (то, без чего можно жить - то убираем)

- неестественные и не необходимые (слава и богатство)

- для сопротивления судьбе, надо впасть в состояние атараксии

* атараксия - невозмутимое состояние духа, быть выше неудач

"корона атараксии важнее, чем империи"
=> счастье рождается изнути, смысл жизни создается человеком
ШКОЛА СТОИКОВ
3 вида стоик

1) древняя / ранняя / греческая (3-2 в до нэ)

- Зенон, Хрисипп
2) средняя 2-1 вв до нэ
3) поздняя / новая / римская (1-3в нэ)

- Сенека, Марк Аврелий

- задача - научиться подсчиняться судьбе.

- мир- 3 окружности одна в другой.

- внешний - космополис - надмировое природное гос-во (в нем есть логос, т.е. мировая душа). Подчиняться судьбе тк она в логосе, это разумное и правильное природн состояние. Логос это душа, душу изменить невозможно.

* Сенека: "когда подчиняешься судьбе, она тебя ведет, когда сопротивляешься - тащит."

- средний - гос-во

- внутренний - внутренний мир человека

* надо, чтоб внешний и внутр круг совпали

- соединили учение гераклита и Аристотеля

- от Гераклита - взяли логос и переделали в мировую душу

- учение о противоположности (=> можно обяъснить многие вещи)

- от Аристотеля - учение о форме (форма выполняется всегда, судьба тоже) => судьба разумна, она вышла из мировой души. Судьба материальна.

- впервые применили понятие долг.Хрисипп: "выполняй долг, даже если никто не видит". Если мы часть мировой души, а душа разумна, надо этому подчиняться.
Согласно ранним стоикам- з вида наук

- физика (скорлупа) - учение о природе

- логика (белок) - учение об аргументации

- этика - самая главная (желток) - учение о долге
Стоики впервые в европейск философии оправдали зло.

- зло и добро - противоположности. Без зла не оценишь добра.

- зло закаляет душу и тогда ты можешь подчиниться судьбе

- для части - зло, для целого - добро
Чтобы подчиниться судьбе, надо впасть в состояние апатии

* Апатия - бесстрастное подчинение судьбе

- состояние силы и знания судьбы

- Чтобы впасть в апатию, надо избегать эмоций: страха, развлечений, любви и ненависти
Квиетизм - тип мышления, когда от нас не зависят обстоятельства, но зависит отношение к ним.
Основной Вопрос Философии: "что мое, что не мое" (какая цель дает следование судьбе, какая нет)

=> надо ставить цели, к-е следуют судьбе. Ложные цели искажают судьбу.
Общее для ранней и поздней стоики

- принцип морализма (выполняй долг и помогай другим)

- презрение к богатству

- особая трактовка космоса (космополис, не космос; считают себя гражданами мира)
Особенности поздней стоики (Сенека, М. Аврелий)

- усиление субъективизма. Судьба велика, чел ничтожен

* М Аврелий: "все человеческое есть дым" - все ничтожно, чел ничтожен перед мощью судьбы

- принцип промысла - взаимосвязь причин и следствий. На него можно повлиять.

* М Аврелий: "все сплетено др с др"

- усиление мистики и религиозн переживаний. Заниматься надо только собой и внутр миром

* М Аврелий: "свернись внутрь". Займись собой, внешн круги изменить нельзя.
=> это первое теоретическое (мировоззренческое) обоснование христианства
ШКОЛА НЕОПЛАТОНИКОВ 2-3в нэ

- Плотин, Прокл, Порфирий
Последователи Платона.
Единое - дух начало, не зависящее от чела

- бесконечн источник рождения мира
Ступени

1) ум - мир идей в уме Бога

2) душа - принцип жизни, что делает все живым

3) материя - физич мир
Ипостаси - равные по сущности формы одной и той же вещи
Эманация - истечение Бога в мир (выходит в этот мир)
Человек может впасть в экстаз - гиперрациональное постижение сущности Бога.
Теургия - отождествление Бога и человека.
Платин: "жизнь - бего одного к Одному" (человека к Богу)
=> второе теоретич (мировоззренч) обоснование христианства

СКЕПТИКИ (IVдо нэ)

Пиррон из Эллады (360-270)

- человек всегда должен сохранять невозмутимое спокойствие и стремление к счастью

- надо воздержаться от суждений, тк познать истину нельзя

- дает невозмутимость духа - высшая степень блаженства
- возник как реакция на предшествовавшие философские системы, провозглашавшие всесилие научно-философск знаний, с помощью к-х объяснялся весь мир

- главное - сомнения в сущ-и надежн критерия истины, относительность человеч-го знания => ограничение человеческой любознат-ти
УЧЕНИЕ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Общее

- представители классич этапа греч философии

- создали системы философии

- А ученик П

- предмет философии - исследование сущности вещей
Отличия

Платон

Аристотель

Объективный идеалист

- познание - воспоминание души

- сущность вещей отделяется от них самих

и обитает в царстве вечных и неизменных вещей

- всякое явление затемняет, портит свою идею

- не объяснял явлений


- познание чувственно

- сущность вещей заключается в них самих
- каждое явление проникнуто идеей и служит живым ее выражением

- новая задача философии - исходить из общ начал для объяснения частн явлений

- отделил в философии науку о явлениях внешнего мира от учения о нравственности.

Указав новую цель дал средстваа - логику.

- задача науки - познание причин явлений

Два рода знания: посредственное (чувства) и непосредственное (умозаключения)



ШКОЛА СОКРАТА (469-399)
добродетели

- справедливость

- сдержанность

- мужество
Особенности философии

- метод субъективн диалектики - установление истины знаний в ходе споров

- материальный мир не познаваем

- в центре философии - человек
Методология

- индуктивизм - от частного к общему

- диалогизм - истина возникает в диалоге,

- малевтика - система постановки наводящих вопросов, оппонент должен прийти к общей тзр

- ирония - ироничные вопросы

- этический рационализм - истина и мораль, добротетель и знание неразрывны
Общее и различияч мду софистами и сократов

- для софистов главное в споре - победа, для Сократа - переубедить и прийти вместе к общему

- общее - вопросы человека, морали, этики
ШКОЛА КИНИКОВ стр 60 5-4вв
Основатели Антисфен и Геоген
Главная идея - учат сопротивляться судьбе с помощью абсолютной свободы
Принципы

- аскетизм - максимальное ограничение потребностей

- Антисфен: богатство не относится к числу необходимых вещей

- цинизм - отрицание дух и нравств-х ценностей, образования (ограниччение свободы, зависимость от чужого мнения)

- автаркия - независимость от гос-ва, политики, потребностей, семьи, богов

- номинализм - признает только единичные вещи, общие понятия - договорные
=> школа киников - переходное мышление мду греческой и римской философией
Проблема универсалий : борьба реализма (13в) и номинализма (14в)
Номинализм - признает сущ-е только единичн вещей. Общ понятия (универсалии) - сущ-т только в языке и сознании

- победил только к 14в
Реализм - общие понятия (универсалии) сущ-т на самом деле
2 вида реализзма

- крайний - общее сущ-т до вещей (в мире идей по Платону)

- умеренный (победил в 13в) - представитель Фома Аквинский - сущ-т 3 вида общего

- общее до вещей (образцы творения)

- общее в вещах (сущность кажд класса вещей)

- общее после вещей (человечческ понятия как результ абстрактн мышления)


Л5. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (5-13вв)

Б Спиноза, Дж Беркли, Д Юм, Дж Локк

4в - Христианство - официальная религия - Константин
Черты

- универсализм - кто знает Священное Писание, тот знает все

- иерархизм -равная степень существования, но разн степень бытия.

- устройство мира - окружность, Бог за пределами ее. Внутри - лестница. Внизу ад, вверху рай. Выше всех - священник и король

- парадигма подобия - чем выше по лестнице, тем ближе к Богу

- проблема раннего христианства - проблема разорванного бытия (первородным грехом)

- символизм мышления - способ связи земного и божественного миров

- у кажд вещи 2 смысла - земной и божественный

- вещность слов и словестность вещей - кажд слово, событие имеет символич смысл, вещи и события - речь Бога, обращенная к нам.

- анонимность культуры - нет подписи

- назидательность культуры - искусство - очищение души

- традиционализм мышления - обращенность в прошлое, в момент творения мира были заданы все нормы

- допустимость плагиата - все задано изначально. Это общее знание

- геоцентризм - все главн события происходят на земле (борьба за душу человека)

- амбивалентность - возможность перехода духовного в материальное и наоборот

- особая трактовка бедности (только раннее средневековья) - не стыдно быть бедным

- сотериологизм - учение о спасении души

- эсхатологизм -

* эсхатология - учение о конце света

- антиномичность мышления - невозможность переходных состояний мду добром и злом

- анахронизм мышления - наличие нескольких времен в 1 реальности, наложилось 1 время на другое

- текстовый характер знания - понятия, слова отражают сущность вещи

- качественный характер знания - качество задано Богом
=> теоцентризм - системообразующий принцип средневековой философии
УЧЕНИЕ АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА 354-430гг

Главные произведения "исповедь", "о граде Божьем"
Принадлежит к отцам церкви - те, чьи труды ценятся также высоко, как и Библия
Представитель патристики - учение раннего христианства. Основанное на учении Платона (4-8вв)
1   2   3   4   5


написать администратору сайта