Главная страница

Философия Замараева. Замараева елена ивановна


Скачать 113.53 Kb.
НазваниеЗамараева елена ивановна
АнкорФилософия Замараева.docx
Дата05.05.2017
Размер113.53 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия Замараева.docx
ТипДокументы
#7096
страница3 из 5
1   2   3   4   5

Признаки патристики (учение Августина)

- Трансцендетность Бога - Бог по ту сторону мира

- Бог это личность, общение напрямую

- принцип откровение - непосредственное знание истин с помощью Бога

- креационизм - учение, мир создан Богом, Бог существовал всегда и сотворил по образу и подобию

- апологизм - труды, защищающие христианство

- секта манихеи - 2 основы: Божественная и нет

- агностики - Бог дал только смыслы, мир сотворил не он

- теория внутреннего человека - знание Божественных норм в душе (совесть)

- иллюминизм - внезапное постижение истины

*"знать и мыслить - не одно и то же" (Августин). знать - знание внутреннего чела, мыслить - наше собственное мышление

- 3 виды знания

- чувственное - знание физич мира

- теоретическое - знание невидимых законов

- сверхчувственное - вера

* "верую, чтобы понимать" (Августин)

- экземпляризм - Бог творит мир по образцам

- линейная трактовка времени (от прошлого к будущему) ( от сотворения мира до апокалипсиса) => в раннем христианстве - психологическая трактовка времени

- три времени

- физическое - время земных событий

- сакральное - время Божественных событий ( не совпадает с земным временем). Если святой - можешь перешагивать сквозь время и пространство

- символическое - связь физического и сакрального времени

=> время и пространство имеют моральную ориентацию

* менялы продавали время (давали деньги под процент на ВРЕМЯ)

- особая трактовка движения - движение - моральное совершенствование

- пессимистическая трактовка истории

- история у человечества всеобщая и движется к страшному суду

=> 2 движущие силы истории

- воля Бога

- воля падшего человечества

=> 3 вида зла

- гос-во (навязывает свои законы, а законы может создавать только Бог)

- тело человека (обитель пороков, страстей... культ тела)

- воля человека (соперничество с Богом)

- 2 града

- царство земное (пороки)

- царство небесное (любовь)

- история человечества - борьба двух градов
=> Августин

- родоначальник христианской философии

- дал 1е док-во существования Бога
УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО (1225-1272?)
Родоначальник томизма
Неотомизм - основа католической философии
Произведения: "Сумма теологии" - свод правил, "Сумма против язычников"
Представитель схоластики - учение позднего средневековья, основанная на философии Аристотеля (9-13вв)
Признаки схоластики (особенности учения Фомы Аквинского)

- отрицание принципа откровения - нужен институт церкви

- отрицание внутреннего человека - Бог творит и мир, и логику нашего мышления

=> полная познаваемость мира (уже в 13м веке)

- религия и наука отличаются только методом - истина одна, но к ней ведут разн дороги

- новая трактовка Бога (до Фомы считалось, что Бог - это сущность, а мир - это существование) - Бог это и сущность, и существование ( и главные, и не главные признаки). Бог это актуальная бесконечность (существует вечно), мир это потенциальная бесконечность (мир непостоянен)

- философия оптимизма - жизнь это высшее благо.

- новая трактовка зла - зло в душе человека, а не в теле (тело и богтство реабилитируется, ценится благотворительность )

- дал второе доказательство существования Бога - 5 аргументов

- от движения: вещь сама себя изменить не может, толчок дает Бог

- от причины: причина причин - Бог

- от совершенства

- от случайности: нет случайностей, Бог это необходимость

- от целесообразности: цель дает Бог
=> Фома Аквинский создал систему христианской философии
Л. 13.14.2014

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ (14-16вв)
Возрождение - освобождение философии от официальной религии (положительного богословия)

- возвращение к античн философии на новой основе
1550 Джорджо Вазари- ввел термин ренессанс
Особенности

- принцип дополнительности - сочетание всех противоположностей

- единичногго и общего

- материального и духовного

- земного и небесного

- созерцание и д-е

- нормы и аномалии

- идеальное и реальное

Пантеизм - отождествление Бога и природы

- мистический - природа растворяется в Боге

- натуралистический - Бог растворяется в природе (природа важнее)

- панлогизм - все есть разум => ценность каждой жизни

- номинализм - сущ-т торлько единичн вещи, общ результат - по договоренности

=> появляется объемное изображение

- принцип молодой телесной культуры

- отнологическая безопасность - нет боязни катастроф, в мире нет боли и страданий

- многозначность и поэтичность языка

- Бог создает многообразие смыслов

Петрарка "философия - это поэзия в образах"

- принцип активизма

Петрарка: "человек - это смертный Бог" => гл предназначение чела - творчество

- принцип перспективы - сочетание противоположностей

- принцип симметрии

Альберти"красота - это пропорциональное сочетание частей"

- амбивалентность - сочетание противоречивых свойств

Фичино " человек живет жизнью растений, демонов и ангелов"

- антропоцентризм - чел в центре всего, он смысл вселенной, он цель всех событий

- гуманизм - чел - цель и смысл развития культурн и соц развития, прогресса
Системообразующие принципы - антропоцентризм и гуманизм
Периодизация

1) Предвозрождение (кон 13-сер 14)

- Джотто, Данте

- особенности

- новая трактовка труда - труд - не наказание, а творчество

- новая трактовка славы -

- стремление к славе при жизни

- сохранение здоровья

- отрицание астрологии - все определяет Бог и человек

- запрет плагиата

Петрарки "нам нужны художники, а не маляры"

2) раннее возрождение (сер 14 - нач 15 вв)

- Петрарка (основоположник гуманизма), Боккаччо

3) высокое возрождение (нач 15 - конец 16вв)

- принцип титанизма - максимальн воплощение творческ возможностей

- Микелянджело, Леонардо, Рафаэль, Фичино, Альберти, Николай Кузанский

4) позднее возрождение (кон 16 - нач 17 вв)

- принцип трагизма

- осознание невозможности изм-ть окр мир

- нахождение предела чел возможностей

- Рабле де Вега, натурфилософы, Галилей, Коперник, Келлер
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (17-19вв)

Меняется парадигма мышления
Особенности мышления

- натурализм - самодостаточность природы , изучение закономерности природы

- методологизм - поиск универсальн метода познания

- в центре - теория познания

- причинно-следственный автоматизм - исключение случайностей

- финализм - возможность нахождения абс истины

- эсенциализм - посик сущности, скрытый за явлением

- количественный анализ мира - знать зхначит измерить

- три онтологические реальности

- Френсис Бэкон. Мир - это треугольник. Его врешины - законы природы, основание треугольника - 16 законов естествознания. Если мы поймем их, то поймем все принципы бытия. Бог за треугольником. Лейбниц. Мир в виде прямоугольника. Много основ мира (монады), мду ними нет пустот. Плюралистическая картина мира (плюрализм)

- дуализм - 2 независящие основы мира. Рене Декарт. Вилка с двумя зубцами, исходящие из точки - Бога.

- мышление (дух основа)

- протяженность (физич основа)

- натуралистический пантеизм. Спиноза. Мир - это окружность. Бог и природа едины. Бог внутри окружности, физич мир вне. Попытка соединить мир физич и духовн - то, что объединяет основы

- однозначиность и математичность языка

- борьба рационализма и эмпиризма.

- Эмпиризм - все рождаетсмя в опыте. Бэкон.

- Рационализм - единственный источник знания - теория. Рене Декарт, Лейбниц, Спиноза

- объективн характер знания

- взаимосвязь религии и науки

- создание механистической картины мира. В основе - законы Ньютона

- комбинаторность - возможность разложения целого на части с последующей сборкой

- редукционизм - сведение сложного к простому
=>

- гл особенность новоевропейск мышления - в изучении движущих причин
ФРЭНСИС БЭКОН (1561-1626)

Гл труд - "Новый органон" - увеличение власти чела над природой.

"Новая Атлантида"

Бэкон "знание - сила (власть)"
2 рода познания

- добра и зла - через Библию

- познание сотворенных Богом вещей
Методы познания

- важно найти кратчайший путь к отрытию

- эксперимент

- индукция - от частного к общему
"Учение об идолах" - о человеч ошибках

1гр - идолы рода - ограниченность ума

2гр - идолы пещеры - индивидуальн ошибки

3гр - идолы площади - расхожие представления и мнения

4гр - идолы театра - заимствование чужих представлений о мире. Ск философск систем, столько театров.
Методы познания

- путь паука - попытка вывести истину из чистого разума

- путь муравья - сбор разрозненных фактов, не создают новый продукт

- путь пчелы - соединяется достоинство 1го и 2го метода. Собирает и вырабатывает новый продукт
=> Бэкон - представитель эмпиризма, тк индукция - гл метод познания
РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650)

Картезианство его учение

Гл книги "начало философии" (Бог создал мир, потом вселенная д-т как сомост механизм

"Рассуждение о методе" - дедукция, от общего к частному
2 основы мира, несотворенные субстанции

- мышление - дух основа

- протяженность
СПИНОЗА

- "Этика"

- учение о единой и единств-й субстанции

Субстанция - природа и Бог

- приравнял природу и Бога

- атрибуты субстанции (нетъемлемые св-ва)

- мышлнение

- протяженность

- аффекты

- удовольствие

- неудовольствие

- желание

- нельзя потакать страстям, они заводят в тупик

- отрицал свободу, say свобода - это осознанная необходимость

- основоположник детерминизма (учение о предопределенности)

- модусы - временное св-во предмета, присущее ему в некоторых состояниях
ГОББС 1588 - 1679

Левиафан
- механистический материализм

- всем открытиям обязаны науки

- ввел учение об аакциденции

- логика - новый метод познания

- государство - Левиафан, чудовище все пожирающее

- война всех против всех - естественное состояние - человек по своей природе жаден

- Государство - результат договора мду людьми или силой

- контролирующая и сохранная роль

- люди изначально равны

- 3 формы гос-ва

- демократия - аристократия - монархия - лучшая, тк сильная власть

- религия - орудие гос вл для обуздания народа

- эпоха начальн капитализма, надо сохр права пр-й

- самосохранение
ЛОКК

Опыт о человеческом разуме
- естественное состояние - полн свобода и рав-во

- право на собств-ть - естественное

- сторонник К монархии и теории общ-го договора

- гос-во - гарант наших прав

- жизнь - свобода - имущество (честно заработанное)

- разделение вл

- законодат - описывает и формулирует законы, самая гл

- исполнит - за исполнением законов

-федеративн (внешняя политика)

- опыт - центральн понятие, сознание чела чисто

- внешн - позхнание внешн мира

- внутр

- педагогические идеи - воспитание джентельмена

- умственное воспитание - трудовое воспитание

- эстетическое воспитание - физическое воспитание

- религиозное воспитание

- основа К монархии Англиии - учение Локка

- родоначальник либерализма
БЕРКЛИ 1685-1753

Опыт новой теории зрения, трактат о принципах человеч нания..

- "существовать - значит быть воспринимаемым"

- родоначальник субъективного идеализма

- " без субъекта нет объекта" - "мир - это комплекс моих ощущений"

- если объекта нет в моем сознании, то он есть в сознании кого-то еще, если и у него нет - то в сознании Бога
ДЭВИД ЮМ 1711-1776

Трактат о человеч природе, исследование человеч разума

- центр - учение о человеке

- агностицизм

- основа теории познания - 2 опыта: - чувственные - рациональные

- сторонник деизма
Л27.11

ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Люди по природе добры => должны быть счастливы здесь и сейчас => развивать науки => улучшение моральн климата
Просвещение - литературно-философское течение, считающее Разум - гл природн ср-во изм-я общ-ва
Задачи Просвещения

- найти основы опт гос-ва

- найти новый вид материализма
2 школы Просвещения

- материализм (атеизм) - Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций

- деизм - Вольтер, Руссо, Кондорсе, Кондильяк, Монтескье
Все просветители - энциклопедипсты, т.е. Писали энциклопедии и были самыми образованными людьми своего времени
Общая характеристика

- критика Церкви как соц института, тк гл - разум. Гос-во от природы, церковь - конкурент гос-ва

* Вольтер : "Церковь - сеть, опутывающая мир 17 столетий"

Гольбах: "Теология - набор небылиц"

- принцип прогрессивизма - развитие природы и общ-ва от низш к высш

- эволюционизм - постепенноге развитие природы и общ-ва

* Ламетри "природа - лестница с незаметными ступенями"

- новая трактовка основы мира - материя

* Гольбах: "материя - то, что воздействует на наши орг-ны чувств"

Толанд: "Движение - способ существования материи" => непрерывное развитие матреии

- принцип разнородности материи

- новая трактовка человека - человек физический, ценится физич здоровье

- !принцип двоичной диталектики - развитие природы и общ-ва без синтеза противоположностей. Проявления двоичной диалектики:

- сочетание аморализма и просветительства

* Гольбах: "Хорошая книга тронет сердце государя"

* Вольтер: "Все правители должны быть философами"

- садизм

- сочетание натурализма ип исторического идеализма. Натурализм - подчинение законам прирроды.

* Гольбах: "Дурное пищеварение монарха может изменить ход истории"

- развитие истории зависит от просвещения

* Вольтер "Идеи правят миром" - идеалогия - манипулирование общ-м сознанием

- сочетание империзма и рационализма. Появляется направление сенсуализм (ощещения - единственный источник знания)

* Дидро: "Ощущения - это клавиши, по к-м ударяет природа"

* Гельвеций: "Понятие - совукупность ощещений"

- сочетание фатализма и антипровиденциализма (все события не контролируются Божественной волей). Незначительные причины могут изменить ход истории

- противоречивая трактовка свободы.

* Вольтер " свобода - наличие частной собственности"

* Руссо " свобода - ограничение частной собственности

- противоречивая трактовка воспитания

- соц оптимизм - все цели будут достигнуты. Оправдание революций

- разумная основа гос-ва

- частн собств-ть

- соц нер-во (не надо бедных просвещать, разнородность материи)

- антимилитаризм - отрицание военных д-й

- война - нарушение природн процессов

- война - результат волевых усилий

- воля - субъективное дух начало, противоречащее природе, отрицание воли
=> Просвещение - половинчатый материализм, тк развитие общ-ва объяснялось дух причинамит. Эк-ка не интересовала.
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19в

На нем философии заканчивается Т классич философии

Иммануил Кант, И Фихте, Ф Шеллинг, Г Гегель, Л Фейербах
И КАНТ 1724-1804
1 период творч-ва Канта - докритический (70гг)

2 период - критический

- "Критика чист разума" - ученеие о познании

- "Критика практич разума" - учение о морали

- "критика способности суждения" - учение об искусстве
Критика - границы нашего познания
Совершил переворот в философии

- до Канта философия изучала истину

- Кант: ф должна изучать непознаваемое
Теория познания (теоретич разум, гносиологич-е..

1) область ощущений

2) область бытия

3) трансцендентальное познание

4) трансцендентальная аперцепция

1-4 - "вещь для нас" или "рассудок"

5) вещь в себе, или ноумен, или разум
1) Ощущение - недостаточное ср-во знания

2) область бытия - область встречи ощущений и понятий
Кант "видит не глаз, а мозг"
4 вида категорий

1) категория качества (камни, солнце)

2) категории кол-ва

3) категории модальности (возможность/ случайность...)

4) категория отношений
Трансцендентальный - доопытный, априорный
Трансцендентальная апперцепция - встраивание нового знания в уже имеющуюся системы
(1-4) Вещь для нас - видимые, но не гл св-ва объекта
Феномен - наше представление о негл св-х предмета
Рассудок - знание с помощью ощущений и понятий
(5) Разум - вид предствалений, где нет ни ощущений, ни понятий
Идея - вероятностное знание об абстрактных сущностях
* кант: "разум впадает в антиномии"
Антиномии - равнодоказуемые, но противоречащие др др суждения
Виды антиномий

- мир бесконечен / мир конечен

- мир простой / мир сложный

- мир случайный / все необходимо

- есть причины в мире / их нет
Вещь в себе - сущность вещи, гл, но не видимые св-ва
Ноумен - наше представление о сущности вещи
* Кант: "Сущность непознаваема"
=> представитель агностицизма, дуализма (вещь для нас и вещь в себе)
УЧЕНИЕ О МОРАЛИ (ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ / АКСИОЛОГИЧ ПОЛЕ)
1) наши потребности

2) моральн поведение - 3 вида поведения

- легальное. Признаки:

- зависит от личн интересов

- подчиняется моральн закону

- аморальное. Признаки:

- зависит от личн ипнтересов

- не подчиняется моральн закону

- моральное. Признаки:

- не зависит от личн интересов

- подчиняется моральн закону

3) наши представления о морали

4) наша воля (максима)

5) категорический императив - приказ, обязательный к исполнению
*Кант "поступай так, как на твоем месте поступило бы все человечество" -

* "поступай так, чтоб чел был целью, а не ср-м"
Кант - родоначальник ригоризма
Ригоризм - учение об абс норме, норма не зависит

- от религии

- от идеалогии

- от воспитания

- от внешн обстоятельств
Свобода - подчинение моральн закону. Ничто не может повлиять на твое поведение
* Кант "Добродетель - внутр сист насилия"

"Ты должен - значит ты можешь"
=> учение о морали важнее учения о познании, тк здесь заложены основы цивилизации

ВОЛЬТЕР кон17 нач 18 в

* философфские письма

- борец с церковью как с институтом

- чел по сути свободен, тк заложен принцип свободы. Но свобода воли - просто абстракция

- этика связана с политикой, общ-я польза

- сторонник соц нерав-ва

- сторонник абс монархии

- церковь - моральн регулятор

- сторонник деизма

-

..............

РУССО 18 век

* Новая элоиза, Общ-й договор, С дидро участвоввали в созд-и энциклопедии

-демократизм

- против соц нер-ва, с 1 стороны шаг вперед с др назад

- частн собственность плохо

- т общ-го договора

- власть должна принаджлежать народу, тк изначально была у него

- свобода, рав-во, братство

- протестанты образованней католиков

- создал референдум, мандат, отзыв депутатов - полит инструменты

- идеальное гос-во - республика, гос-во упр-е законом

- не признает деление влаестей

- должен быть народн совет
ФИХТЕ 18-19вв

* речь к нем нации

- - нравственность немыслима баз свободы воли.

- центр познания - самосознание

- главное - это действовать

- критика общ-го договора

- за естеств права чела

- свобода совпадает с разумностью

- разница мду законами познания и нормами нравств-ти

- законы - неизменные св-ва познаваемого нерушимы

- норма - то, что должно быть, нарушаются

- представитель субъективного идеализма (все начинается с я, мир - ощущение самого себя
ШЕЛЛИНГ 18-сер 19 века

*система трансцендентального идеализма

- диалектика природы

- единство сознат и бессознат

- природа - живая сист, единый механизм

- сторонник объективного идеализма (тождество объекта и субъекта)

- искусство - соединение объекта и субъекта

- мифология - родоначальница религии, первоначальн форма осознания себя в мире, постижении себя

- чел стремится к свободе, не всегда достигает => правовой строй.

- отчуждение - отходит чел от природы
ФЕЙЕРБАХ 19в

*

- Бог, разум, чел

- чувтсвенность - гл источник истинного разума

- достоверность бытия осн на видении и чувствах людей

- Мир познаваем, агностик

-
УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ 1770-1831
*наука логики, философия права, энциклопедия философских наук, феноменология духа
Г поставил задачу открыть общ законы развития природы, общ-ва и мышления.
Философская сист в виде трех разн окр

- логика

- природа

- общ-во

Все вместе - абс идея (мировой разум)

Абс идея - весь объем развития природы и общ-ва по законам диалектики
Идеи сущ-т на 3х ур

1) абс идея сама по себе ("наука логики" - 3 части

- учение о бытии

- учение о сущности

- учение о понятии)

2) абс идея в природе ("философия природы" - 3 части

- механика

- физика

- органика)

3) абс идея в духе ("философия духа" - 3 части

- субъективн дух - человек, личность

- объективн дух - семья, общ-во, гос-во

- абс дух - искусство, религия, философия)
Все вместе - энциклопедия философских наук
История человечества - проявление мирового духа, имеет смысл
Сторонник абс гос-ва (К монархия)
1   2   3   4   5


написать администратору сайта