Философия Замараева. Замараева елена ивановна
Скачать 113.53 Kb.
|
Особенность - абс идеализм (система) - диалектика (развитие) Г - родоначальник диалектич логики * логика - направл-ть изменений Принципы диалектической логики - принцип развития сущности (сущность - гл невидимые св-ва объекта) - сущнность - есть процесс, должна созреть - принцип соотнесенного бытия - объяснение объекта зависит от всех сист сущ-я - принцип совпадения историч и логич Историческое - данный этап развития логическое - отражение данного этапа в теории - принцип восхождения от абстрактного к конкретному абстрактное - начальн тап рахвития и знания конкретное - конечн этап развития и знания т.е знание и развития преемственны - принцип противоречия - - противоречие - критерий истины, учитывая все противополож-ти можно охарактеризовать объект - открыл 3 закона диалектики - закон перехода колич изм в кач-е - закон единства и боррьбы противополож-й - отрицание отрицания отрицания - категории диалектики - сущность и явления - причины и следствия - возможненость и действительность -.......... НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (сер 19в - 70гг 20вв) Классич философия - оприается на разум, жизнь чела имеет смылс, ценность - мир - упорядоченное целое - определяющее понятие - сущность Неклассич философия - не видит логики в развитии мирового процесса - ключевое понятие - жизнь во всем мноогообразии - Экзистенция - существование человека - жизнь берется во всем потоке - важна не сущность, а существование Осн направления (школы) - философия жизни - экзистенциализм - герменевтика - фрейдизм Общие особенности - природа и общ-во чужды человеку - у чела нет постоянной сущности - внутренний мир чела нестабилен - отрицание истины (истина заменяется оценкой) 1) ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ. УЧЕНИЕ НИЦШЕ (1844-1900) Опровергает всю предыдущую философию, мораль, культуру Суть - нет порядка, мир эта хаос, жизнь человека не имеет смысла, ценности Периоды 1) влияние учения Шопенгауэра - 72-78гг * "человеческое слишком человеческое" 2) критика прежней философии - 78-82гг * "веселая наукка" 3) собственная философия - 82-88гг * "по ту сторону добра и зла", "так говорил Заратустра", "антихрист" Особенности философии Ницше - изменение предмета философии - нет никаких ограничений * "Я не человек, я динамит" - взорвал прежнюю культуру - изменение метода философии - отрицание понятийного мышления - отрицание приемственности и логики мышления - метод Ницше - афоризмы и метофоры * "если долго всматриваться в пропасть, пропасть напичает всматриваться в тебя" * "меня поразило не то, что ты меня обманул, а то, что я тебе больше не верю" * "текст - это эхо" - в любом тектсе несколько смыслов, искажение - новая трактовка человека (я - ты, я- чужой (у ницше), я-другой, я-любой) - новая трактовка времени - внутренне время - твой внутр мир - внешнее время - влдияение чужого внутр мира - новая трактовка сознания * "сознание по ту сторону мира" Принципы философии Ницше (ключевые понятия) - переоценка ценностей - отрицание прежн теории морали. - Совесть, мораль мешает, ими обладают слабые люди. - моральное не всегда хорошо * "раньше была любовь к ближнему, а должна быть любовь к дальнему" (дальнее - сверхчеловек) - сверхчеловек должен любить только себя и ответ-ть перед собой - переоценка ценностей - отрицание счастья * "чел не обязан быть счастливым, обязан быть свободным" - отрицание христианских норм * "быть христианином неприлично" * "если Бога нет, значит все можно" * "падающего подтолкни". Не надо помогать слабому. * "то, что нас не убивает, делает сильнее" - нигилизм - отрицание всех ценностей, отрицание бытия * "бытия нет, есть только становление" - причины - отрицание гегелевской трактовки истории. * "история - слово-ублюдок" - утрата чувства целого (чувствую часть целого - защита) провозглашается абс индивидуализм - теория истощения. Любое доходит до предела. - воля к власти - воля - основа жизни, стремление к власти * "жизнь - это стремление к макс воли" - что снижает волю? - высок интеллект - демократия - женское начало * "когда идешь к женщине, бери плеть" * "в женщине скрыты и раб, и тиран" - как вырастить волю? Стать сверхчеловеком? - надо опуститься в состояние "ничто" Ничто - стостояние жизни буз норм, предельно-кризисная ситуация. - принцип сверхчеловека - это не лидер, не идеал * "бесконечное возрастание мощи" - для него хороши любые средства - боится - того, что не станешь сверхчеловеком - человека работающего, добродетельного * "япризываю вас не к работе, а к войне" - принцип вечного возвращения - цикличность истории, развития - отрицание истории и прежних норма - отрицание стандартного поведения => учение Ницше - первое направление неклассич философии 11.02.2015 ПРАГМАТИЗМ Ч. Пирс, У. Джеймс СТРУКТУРАЛИЗМ Леви-Стросс ПОСТМОДЕРН Ж Дерриза, Дж Ваттимо, Рорми Л1. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (нач 20вв (1 мировая война, а развитие - 2я мировая) ) Сартр "История жизни - это история неудач" А Камю "Ад - это другие". "этот мир не имеет значения. Кто это понял - свободен" Экзистенция - внутреннее самочувствие, переживание своего существования в данный конкретный момент Dasein - бытие здесь и сейчас Экзистенциализм - переживание, ощущение, описание существования в данный конкретный момент Появился в Германии, потом во Франции, потом в Испании (Хосе Ортега-и-Гассет), Америка и СССР - 80гг Источники: - Ницше - Кьеркегор "Чем меньше я мыслю, тем больше я существую" - Гуссерль - родоначальник феноменологии Причины: - 1 мировая, ее жестокость, танки, - технический прогресс - не имеет отношение к гуманности, человеку, массовые гибели Особенности: - наличие онтологических чувств (бытийные чувства), есть чувства, определяющие поведение чела на протяжении всей жизни: - тошнота к жизни;- абсурд;- постоянная тревога;- страх;- вина; - тоска - критика Гегелевской философии, т.е. Критика традиционного рационального мыления; - особая трактовка философии. ОВФ: О - объект философии (внутр разорванный мир чела), В - восприятие, переживание опыта (я и моя разорванная психика), все смыслы только в твоем личном опыте, Ф - формы изложения (литературное эссе) Камю: "философия - учительница жизни" (учит быть свободным) - новая трактовка сознания - сознание это всегда страдание - новая трактовка времени - время это личное переживание и предчувствие смерти К Ясперс: "учиться жить - это учиться умирать" - онтологическое значение страха: - страх перед смертью. Сартр "Предчувствие смерти обостряет мою индивидуальность" - страх перед выбором - страх перед враждебным миром - отрицание стандартов поведения. Особенно у французов - отрицание официальн норм и есть свобода Вывод: Э - это пантрагическое учение об абсурдности человеческой жизни НЕМЕЦКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ 1) К ЯСПЕРС (1883-1969) Труды: "Экзистенциальная философия", " Духовые ситуации", " Проблемы немецкой вины" Осн положения - только экзистенциализм изучает человека полностью; - центральное понятие - пограничная ситуация - понимание смысла жизни в кризисной или предкризисной ситуации ; - новая трактовка истории : "История - не общая задача, а общая судьба" (не гос влияет на чела, развитие истории идет от высшего к низшему ; - "осевое время" - период, когда на смену мифологич созн-ю приходит философск, рациональное, пытается разумом осознать; - теория асоциального человека. Ясперс: "Здоровые люди это вредные люди"; - человек должен быть религиозен. "У каждого человека есть внутренние установки". Это и есть религиозн нормы; 2) МАРТИН ХАЙДЕГГЕР (1889-1976) Труды: "бытие и время" Время - главная характеристика бытия, конечность бытия Осн положения: - 2 вида бытия: 1) ман - не истинное бытие, растворение личн образа жизни в коллективн поведении 2) Dasein - истинное бытие проявление смысла жизни в аллогичных непредсказуемыхъ ситуациях - новая трактовка бытия. Человек внутри природы. "человек - пастух бытия, а не господин сущего". Сущее - то, что вокруг, бытие - где проявляется экзистенция; - ничто - тревога не найти предназначение своей жизни; - применяются экзистенциалы - эмоционально окрашенные понятия: брошенность (зависимость от общ-х устоев), забота (ответ-ть за свое индивидуальн поведение), покинутость, падение в мир, страх и ужас Вывод: в экзистенциализме нет моральной, политической, правовой, религиозн вины, а есть только экзистенциальная вина (только перед собой) ФРАНЦУЗСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ 1. ЖАН ПОЛЬ САРТР (1905-1980) Труды:"Бытие и ничто", худ лит - "Тошнота" "Существование раньше сущности" Осн положения - свобода - центральн понятие. "Чел осужден быть свободным" - это не свобода духа, а свобода выбора. Только выбор дает понимание свободы и экзистенции; - абс свобода - это абуза. Она разъедает если все выборы равнозначны, то выбор абсурден; - новая трактовка чела - нет постоянной сущности. "У человека нет сущности, только существование". "нет предопределения, только самоопределение". "человек это проект самого себя". "человек это то, что он сам изх себя делает"; - отчуждение. Индивидуальность чела стандартизирована. Дежурная улыбка. Чел вынужден подчиняться соц институтам; - новая трактовка сознания и бытия. 2 вида: 2 вида сознания: 1) сознание-вопрос (личн оценка событий), 2) сознание-ответ (представление о предметном мире => 2 вида бытия для мира: 1) бытие-присутствие (воспринимаемый мир), 2) бытие-отсутствие (воображаемый мир). 3 виды бытия для человека: 1) бытие для другого (влияние на наше сознание др личн-ти), 2) бытие в себе (природе) - подчинение природн закономерностям, 3) бытие для себя *не подчиняется общ-м законам). "Чел - это дырка в бытии" - он самоопределяет свою жизнь.Выход - обеспечить свободу себе и другому - абсурдный человек: нет прошлого; не понимает смысла жизни (нет преемственности сознания); все выборы равнозначны. Вывод: учение Сартра близко к субъективному идеализму. 2. АЛЬБЕР КАМЮ (1913-1960) Труды: "миф о Сизифе", "Бунтующий человек", "Посторонний" Основной вопрос - вопрос самоубийства Ответы: - да - неверный с тзр Камю - смирение с действительностью - путь маленького человека - бунт - правильно: мы бунтуем, значит, живем Основные положения - признание абсурдности жизни как ср-ва борьбы (с абсурдом). - Миф о Сизифе - катил камень в гору; - Бунт - желание и осуществление реформ, дает смысл жизни, способ солидарности людей, бунтуя против абсурда люди объединяются; "я бунтую, следовательно, мы существуем" "бунт - стратегическое, революция - тактическое" (Камю - противник революции) - высшее воплощение абсурда - попытки переустроить мир; "бунт говорит бытию "да", а революция - "нет" - трагический человек - не может коренным образом мир переустроить Славянофилы и западники 1840-50гг Креевск, хомяков Славянофилы - самобытность - придерживались патристики - религиозны - соборность - общее превалирует над частным - петр 1 сбил рф с пути истинного Течения - ранние - поздние Западники -заимствование у запада - философия гегеля - нерелигиозны, атеисты - права личности - петр 1 - образец Течения -либералы - социал-демократы Общее - отмена цензуры - ограничение самодержавия - против крепостного права - введение полит свобод Философия Соловьева 1853-1900 Труды: Три разговора, оправдание труда, смысл любви Учение о всеединстве - объединение рац и иррац - всеединство -- мировая целостность и гармония - 5 ступеней эволюции мира минеральное царство растит царство дивотн йарство природно чел царство бого человеч царство - аспекты онтологич - единство Богаё чкла и космоса аксиолооич - елиество истины, красоты, добра гносеологич - единство 3 видов знания: эмпирич (наука), рац (философ), мистич (религия) практич - единство общва, госва и церкви Учение о соборности - органич единство оьщ и индивидуал Цчение о Софии - мирова душа, женское творческое начало, мудрость " абсолютное осцщт благо через истинц в крачоте" Ключевое понятие - любовь, истина, благо Розанов 1856-1919 Труды: легенда о великом инквизиторе, уединенная, апокалипсис нашего времени Религиозность Антропологич проблематика - 1 из первых начал говорить о проблемах пола (любрвь, деторождение - источник творческой энергии Развитие цивилизации - сужает рамки свободы Тема маленького человека Самрпожертвоваеие Россия. истоки гуманизма в привязанности к родному не принЛ революцию, это конец рф 25.02.2015 Л. ФИЛОСОФИЯ ВОСТОКА Индия и Китай. ФИЛОСОФИЯ КИТАЯ философск системы: - даосизм; - легизм; - конфуцианство. Север Китая - чжоусы (кочевники и скотоводы), юг - шанцы (более развиты). ОВФ китайской философии - о легитимности вл. Особенности мышления: - центральное понятие - небо (справедливость, порядок, судьба); - нет материализма и идеализма, только натурализм (мир един, все правила и законы для него, нормы повед-я для природы и чела. Норма - должное и сущее. Законы природы нельзя изм-ть => законы гос-ва не изм-ть); - особая трактовка философии (это учение о правильном упр-и. ОВФ - ? Легитимности вл); - принцип традиционализма, приемственности (сохр-е канонов, неизменность норм поведения); Конфуций: "не нужно ничего создавать, нужно только передавать". " а говорит ли небо что-нибудь?" - китайская культура - культура молчания. - соц этика. Учение о гос-ве - вид моральн философии. Гл объект изучения - чиновник, уважаем. Сочетание теории управления и теории морали; - принцип меритократии - власть достойных. Управление зависит от личн качеств, его способностей; - отрицание формальной логики (док-во). Китай ничего не доказывал, тк все уже создано, надо только сохр и передавать. Гл способ объяснения - притча, это оценка;знания и оценка совпадают; - мин знач-е религий; - отрицание концептуализма (описание свойств). Знание - это выполнение моральн норм. "даже волос не пройдет мду моралью и образованием"; "великий человек должен иметь детское сердце;; - отрицание телеологизма (учении о целях). Нет понятия цель. Они могут быть только промежуточные. Надо вести себя оптимально в кажд момент существования. "важно не куда ты идешь, а как идешь". "чел делает путь великим"; - синкретизм мышления - целостное понимание мира. Мир как единая система. Философия - политическое, правовое, природное учение; - прагматизм - задача философии в стабильности гос-ва.для этого нужна философия. УЧЕНИЕ КОНФУЦИЯ (551-479гг) Лучший ученик - Мэн Цзы. Труд: "Лунь Юй" (беседы и суждения). Конфуцианство - учение о совершенном человеке. Антипод - низменный человек. Качество конфуцианства: - ли - 1) нормы, ритуалы, традиции. "без ли рушится гос-во". 2) вид соц различия и соц общения (традиции - передача мспособов поведения. Поведение несет ф-и речи. "отец должен быть отцом, сын - сыном, а государь - государем" - кажд выполняет свою соц роль. 3) отрицание наказания. "когда ветер дует, трава гнется" - ветер это государь, трава -подданные. 4) уместность обстоятельств. Золотая середина. Умеренность во всем. 5) обязательность регламента."ли не знает исключений" - норма обязательна для всех; - сяо. Путь предков, семейные нормы."1й шаг к злодейству - неуважение к отцу". - и. Чувство внутр долга. понятие внутр стыда. Нет понятия вины и греха. Оценка со стороны ближайшего окружения. Схема Конфуция: ФОТО. "И" - совокупность имен, статус чела. "упр-е начинается с исправления имен"; - чжен. Антикоррупционность, искренность поведения. "Лучше быть глупым, чем корыстолюбивым"; - жень. 1) Самообладание: "как можно управлять другими, если не управляешь собой". 2) Безотчетное автоматическое выполнение норм. 3) Личн пример поведения. Теоретические враги конфуцианства: - легизм. Жестокие нормы и наказания; - даосизм. Конфуцианство (2-19вв) - официальная идеология Китая. => Конфуцианство - вид философии соц упр-я, восточн рационализма. ИНДИЯ Направления: - ортодоксальные; - Неортодоксальные. 1) Философия буддизма. Гл книга - "Трипитака", написана через 300 лет после смерти Будды (просветленный). Имена Будды: 1) Сидхартха-Гаутама (563-483гг) - наследный принц, до 29 лет не покидал стен дворца. Начал странствовать. 4 истины буддизма: - дуккха - в мире есть страдания. "рождение уже есть страдание". "все, что существует, уже недостаточно". Страдание - тотальное состояние космоса; - танха - у страдания есть причины: 1) наши желания и изменчивость мира. 2) Сансара - круговорот рождения и смертей в предыдущих жизнях, зависит от кармы (совокупность добродетелей и пороков в предыдущих рождениях); - ниродха - избавление от страданий, прекращение Сансары, достижение Нирваны (потеря индивидуальных св-в, отказ от всех желаний, единство с природой, пустотная психика - сознание освобождается от земных образов вообще). Архат - человек, достигший Нирваны, прекративший колесо Сансары. Паранирвана - устранение физич бытия; - магга - путь избавления от страданий. Восьмиричный путь (8 этапов). 1) правильные взгляды (не важно, что делаешь, важно, что думаешь): принцип ненасилия, отрицание мести и наказания: "ненависть прекращается от любви"; 2) правильные стремления: принцип гуманности, прнцип непривязанности к отдельному, 3) правильная речь: отрицание лжи и лицемерия, отрицание легкомыслия (нельзя отдавать пустых обещаний), 4) правильные действия, 5) правильный образ жизни, 6) правильное мышление - понимание, что ты смертен, 7) правильная память - искоренение страхов, дурных мылей, 8) правильное сосредоточение; 2) Шакья-Муни; 3) Татхагатта. Направления в буддизме: - индийский буддизм - центральное понятие - Нирвана; - чань-буддизм - китайский. Центральное понятие - медитация; - Дзэн-буддизм - японский центральное понятие - медитация. Медитация - прекращение интеллектуальной деят-ти, очищение сознания, чувство единения с природой. 2 школы буддизма: - махаяна - для всех буддистов; - хинаяна - для монахов, отшельников. Общие черты: - особая трактовка истины. "мне не важно, куда летит стрела, важно, куда она попадает"; - особое влияние морали. "не важно, куда летит стрела, важно что ни в кого не попадает"; - особая трактовка просветления - знать Будду - это знать себя, знать себя - знать вещи, как они есть, знать себя - забыть себя, забыть себя - быть равным др вещам. => буддизм - религия, культура, мораль, философия. Особенности современной западной философии: (кон 20 - нач 21 вв) - новые отношения с наукой: сциентизм - наука в центра (прагматизм, неопозитивизм, структурализм,); антисциентизм - философия в основе, она структурирует знание (герменевтика, феноменология, постмодернизм) - тенденция к преодолению метафизики - философия просто способ поддержать разговор, общ культурн уровень; - лмнгвистический поворот- языковой, внимание к роли и значению языка, поворот от философии срзнания и мышления к философии языка и смысла; ПРАГМАТИЗМ - направление философии, которая рассматрт де людей как постановку и достижение цели рациональными способами. 1. Пирс "закрепление веры", "начала прагматизма" - сформулировал прогу течения - взаимосвязь рациональности знания и разумной цели - выражает дух лаьоратории, характерные ученому рассуждение хорошо когда можем сделать правильные заключения и можно его испть Способы закрепления веры : научн, упортсва Ключевые понятия : вещь и объект прагматическся максима - критерий познания не истинность, а полезность. Истинно то, что несет прагматич пользу. 2. Джеймс 1842-1910 Основатель функционализма "зависимость воли от веры", вселенная с плюрацлистич тчк зрения СТРУКТУРАЛИЗМ - философское направление, которое считает выделение и изучение структур, систем осн назначениме науки, структура и системы всжнее элв. 1830гг Клод Леви-Стросс "Раса и история" , структурная антропология" Нет всеобщей единой истории, нет причинно следственной связи, а есть структурно функциональная Структура разума бесслзнательга 2 культуры предшествующие - холодные, текущие - горячие ПОСТМОДЕРНИЗМ - Культура постиндустриал ного информаыионного обществм 70-80гг Отказ от понятий разум, прогресс и истина Плюрализм - нет универсальности Неспособность чела познать и изменить мир Распад субъекта как центра познания Жак Деррида Язык основа познания бытия "о грамотологии", "письмо и различие" Деконструктивизм - разложение на составные части и произвольная сборка - ... Легизм Даосизм Дзэн-буддизм 25/03/2015 Л ДЗ: законы диалектики и категории диалектики; Онтология - учение о бытии; раздел философии, в к-м рассматр-ся фундаментальн принципы бытия, его структура и закономерности. Появилось в 17 веке. Новое время (17в) - 3 модели бытия: - дуалистическая. Декарт. 2 основы: мышление и протяженность. Бог обеспечивает согласованность.- монистическая. Спиноза. Модусы - основа мира. - плюралистическая - бесконечное множество основ. Лейбниц. Монады - основы. Все это согласует божественная предустановление. Проблема бытия в эпоху просвещения: - бытие природы - вещественная концепция материй, внутр активность материй, идея всеобщ причинности и закономерности. - бытие чела и общ-ва - разум это доминанта общ-го развития; чел не зависит от сверхъестественных сил; идея общ-го прогресса. Неклассич философия - антологический нигилизм. Отрицается бытие как таковое. Аппелирует к непознанному. Бытие не познается рационально. Постмодернизм - крах социального бытия. Отрицаются ценности, единые стандарты, отказ от единой сист ценностей и приоритетов. Филососфия анализирует лишь смыслы, знаки и символы оказывают большее влияние. Новое время. Всплеск религиозности, тк чел опять пытается обрести смыслы жизни. Формы бытия: 1гр. Бытие неживой природы: - весь естественный природн мир: звезды, вода, планеты...; - весь искусственно-материальный мир, что создано челом. 2гр. Бытие живой природы: - необладающие сознанием биоорганизмы (растит и животн мир); - бытие человека (бытие опред людей,, общ-е бытие,, идеально-дух бытие - культура, релгия, искусство...), вкл его сознание. 2 категории: 1) Материя. Поиск первоосновы. Гольбах: материя - то, что возд-т на наши орг-ны чувств. Ленин: материя - объективная реальность, данная нам в ощущения. Аттрибутивные (неотъемлемые) св-ва материи: - системность; -активность; - самоорганизация; - пространственно-временная форма бытия; - отражение; - информативность. Принцип системности мира. Вместе иные качества, чем по отдельнности. 21в: неисчерпаемость материи в неограниченных возможностях структуры. Осн понятия общ теории систем: - система - упорядоченное множество элементов, взаимосвязи мду к-ми сильнее их связей с внешней средой; - элемент - минимальный неразложимый компонент системы; - структура - способ связи эл-в мду собой, наиб устойчивый аспект системы; Структурные ур орг-и материи: - системы неживой природы: субмикроэлементарный; микроэлементарный; ядерный; атомарный; молекулярный; макротела; планетарный; галлактический; метагаллактический. - биосистемы: биомакромолекулярный; клеточный; микроорганизменный; ур органов и тканей; организменный; популяционный; биоценозный; биосферный. - социальные системы ДВИЖЕНИЕ Толанд: "движение это способ существования материи". Характеристики движений: - объективность; - абсолютность и относительность; - вечность Покой - состояние временного равновесия Движение неотъемлемо от материи. Форма движения материи (Энгельс): - механическое; - физическое (свет, гравитация...); - хим движение (хим рекции); - био движение (сущ-е и развитие живых орг-в); - соц движение (забастовка, война). Современ наука добавляет и др виды движения Высшие формы вкл в себя низшие, но это не сводится к сумме; из низших возникают новые кач-ва. Типы движения: - перемещение - предметы, находясь в движении, не меняют свое кач-во, меняются только количественные хар-ки: механическое, хаотическое, круговорот; - развитие - необратимое, направленное, качественное изм-е структуры объекта / системы. Сопровождается перестройкой внутр структуры и кач-но объект меняется. Виды: прогресс (от прост к сложн) и регресс. 2 концепции развития: диалектика (мир рассматр-ся в движении, учитыв-ся все фак-ры); метафизика (мир рассматрся в сост покоя). Сформировалась концепция глобальн эволюционизма. Синергетика - учение о сильнонеравновесных, саморазвивающихся систем. Пространство и время Пространство - онтоогич категория, характеризующая протяженность объектов и взаимн расположение и относит величину. Св-ва пространства: - трехмерность; - изотропность (равноправие всех направлений); - обратимость (можно перемещаться вперед-назад и тд). Время - онтологич категория, хар-я длит-ть сущ-я объектов, последоват-ть смены их состояний, темпов скорости протекания процессов. Осн св-ва: - одномерность; - необратимость. 2 концепции объяснения природы времени-пространства: - субстанциональная (демокрит). Пространство-время - 2 самостоят-е, независимыек от материи и др от др субстанции; - реляционная (аристотель, Лейбниц, Энгельс, Ленин). Пространство и время понимаются в кач-ве особ отнош-й мду объектами и явлениями, к-е отдельно от них не сущ-т. 2) Сознание Сознание проявляется через действие и речь. Биологич аспект сознания - мозг. Сознание - присущее только челу способноссть целенаправленно и обобщеннно воспроизводиьь действит-ть в идеальной форме, что обеспечивает возможность ориентации в окр среде и ее преобразование. Фрейд: - сознательное - предсозание - бессознательное - то, что не контролируем (сны, галлюцинации, озарения) Юнг: коллективное бессознательное. Возникает в результ того, что чел пытается обуздать первобытные инстинкты. Западная цивилизация поражена излишнем подавлением бессознательного => психозы, революции. Подавлять нельзя. Избавиться от негативн последствий можно сублимацией. Религия, спорт... Традиционная материалистич концепция сознания Осн положения: - сознание вторично, возникает на опред этапе эволюции материи; - сознание - ф-я головного мозга; - гл задача сознания - познавать. Созанние - св-во высокоорганизов-й материи отражать объективн мир. Отражение - св-во материальн систем в процессе взаимод-я воспроизводить особ-ти др др. - функциональное - проявляется на био и соц уровне; - нефункциональное - следы. Сознание связано с трудовой деят-ю. Этапы формирования чела: 1) прямохождение; 2) высвобождение руки; 3) изготовление орудий труда; 4) потребность в инфо взаимод-и. Культура - соц проги поведения, к-е не передаются генетич способом. Сознание и мозг Сознание - субъективн образ объективн мира, активное отражение объективн мира в идеальных образах. Специфика образов в сознании: - образы наблюдаются только формирующим их субъектом; - образы не содержат физ/хим или др материальн св-ва объекта; - сознание - активное отражение объективного мира. Наши образы всегда субъективны. Ф-и созания: - ориентирующая; - познават; - регулятивн; - контролирующ; - креативн; - оксиологич; - прогностич....... Св-ва сознания: - идеальность - бытие как представление; - интенциональность - направленность; - креативность. Мышление и язык. Сознание - переживание. Мышление - способность фиксировать события. 2 понятия: ментальность и язык - социальные знаковые системы. Язык - экстернальная (внешняя) система. Ментальность - интернальная (внутр сист). Не мау ве передана др. Язык - универсальн знаковая система, служащая важнейшим ср-м общения. Ф-и языка: - коммуникативн; - когнитивн - познавательная; - аккумулятивн - собирательное; - эмоциональное; - волюнтативн - ф-я возд-я. Язык и речь: - язык - сущность, общее; - речь - частное, индивидуальное явление ЛЕКЦИЯ ОЛИ 22.04.2015 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Антропологич - философск учение о челе, философск взгляды на происхождение, развитие и специфику сущ-я чела как носителя особого рода реальности. ПРОБЛЕМА АНТРОПОГЕНЕЗА (т происхождения чела). 1) До 19в - теистическая концепция (божественное происхождение); 2) 19в - эволюционная т Дарвина, 3 фактора эволюции в органич мире: изменчивость, наследственность, естественный отбор. Дарвин не учел: соц фактор, роль труда; 3) трудовая теория антропогенеза (Энгельс): трудов деят-ть - основа развития чела; 4) 20в - мутационная т. Новые виды возникают скачкообразно, в результ единичных мутаций; 5) 40гг 20в - синтетич т (обновленный дарвинизм). С Четверяков; 6) Креационизм - чел венец божественного творения. => чел уникален и универсален (мы венец природы, но и обладаем инстинктами); чел это соотношение внешнего и внутреннего (интерналистского и экстерналистского), гл - внутреннее; чел это единство частей (био, действующий, разучный, чувственный, этический); чел - существо историческое (обеспокоен будущим); существо кризисное; несет бремя отв-ти перед самим собой. Особенность человека - проявл в сферах бытия: - природное сущ-во; - ментальное существо (обладает чувств и рац ур познания); - владеет языком; - предметно-деятельностное существо (д-т с предметами). => чел - существо пограничное, тк рождением обязан природе, становлению обязан обществу, развитию обязан самому себе. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ Гесиод, историк, "Труды и дни". История как регресс. 5 веков: золотой, серебрян, медн, героич, железный. Философия Ср веков. Августин. Религиозн эсхатологич концепция истории. Линейная трактовка времени. Начало - сотворение мира. Движется к апокалипсису. Эсхатология - учение о конце света. Задача чела - подготовиться. 17вв. Вико. Отделяет истори земную от божественной. 3 века: - век богов (детство чела) - век героев (юность) - век людей (старость) Все философск концепции истории делятся на: - монистич - история человеч-ва обладает внутр единством и представляет собой поступательн процесс (концепции Гоббса, Гегеля, Маркса); - плюралистич - отверают идею единства истории, нет единого историч процесса (концепции Данилевского, О Шпенглера, А Тойнби). История рассматривается в разн концепциях как: - линейный процесс от низш к высш (Гегель); - регресс (Гесиод); - циклич круговые (Гераклит); - спираль (Маркс). Современ концепции развития истории: 1) религиозн; 2) натуралистич - естественно-научн объяснение истории: - Монтескье - т географич детерминизма (история страны объясняется геогр положением и климатом; - Мальтус - приросн народонаселения в геометрич прогрессии, рост ср-в к жизни в арифметич => нищета, войны, за счет чего отсев населения; - Мечников - история делится на 3 периода (речные цивилизации (Индия, Китай, Египет), морские цивилизации (Греция,, Рим, Испания), океанич цивилизации (США) ), решающий фактор - гидросфера; 3) технико-детерминистск - 20в, историю определяет развитие тихники и технологии, это основа изм-й общ-но культурн жизни: - Д Белл, 3 этапа (доиндустриальное (аграрное), индестриальное (18в), постиндустриал (20в) ведующая роль инфе, ср класса, возникает новая элита, чья особ-ть - высок образование и проф подготовка); 4) культурно-историч - ведущий фактор духовный, культурный. Делится на монистич и плюралистич; 4.1) монистич концепция: Гегель (монистическая концепция): всемирн история - результ деят-ти мирового духа, проявл-ся через сознат деят-ть людей, носитель духа - опред народ => выделяет историч (воплощают в себе дух) и неисторич. Историч личность - выражение мирового духа. Делит историю на 4 царства: - восточное (Египет, Китай, Индия - теократич форма правления, индивид не выдел-ся из общ-ва, сковано церемониями); - греческое (единство индивидуал и коллективного); - римское (конфликт общ и индивидуальн, страна держится вместе за счет закона - Римское право); - германское (Ср века-19в, гос-во становится гарантом интересов всех, концепция гражданск общ-ва); 4.2) плюралистические концепции (цивилизационные) - совокупность локальн цивилизаций. =Данилевский "Россия и Европа". 10 культурно-историч типов: - египетский; - китайский; - халдейский; - индийский; - иранский; - еврейский; - греческий; - римсский; - аравийский; - романо-германский (европейский). 2 типа уничтожены: перуанский, мексиканский. Признаки культурно-историч типов: - 1 или неск языков общения; - полит независимость; - самобытность; - разнообразие этнографич элементов. =О Шпенглер "Закат Европы" 1918. Отрицает понятие единой мировой культуры. Истоия -множ-во независимых культур. Цикл сущ-я кажд культуры примерно 100 лет. Культура - акт жизнь, развитие Цивилизация - бездушн интеллект Осн понятия цивиизации: город и провинция. Особ-ть цивилизаций - народ превращается в массу. 8 цивилизаций: - египеская - индийская; - вавилонскач; - китайская; - апполоновская (греко-римская); - магическая (византийско-арабская); - фаустовская (западно-европейск); - культура майа. Нач 20в - формируется русско-сибирск цивилизация. = А Тойнби. История человечества - совокупность цивилизаций. Каждая цивилизация проходит одинак цикл развития => его можно прогнозировать: возникновение, рост, надлом, разложение, гибелью. Цивилизации возникают в ответ на историч вызов народу или группе народов. Если они могут дать ответ => возможн рност. Гл роль росту принадлежит думающей элите. Если элита может решить проблемы => она становится господствующей и обеспеч-ся рост цивилизации. 5) соц-эк (форационные). = Марксизм. Основа общ-ва - способ пр-ва. Эк базис - едиство производит сил (орудия труда, машины) и производственных отношений. Над базисом - надстройка (культура, искусство..). Общественно-эк формации - опред историч тип общ-ва, основывающийся на господствующем способе пр-ва. История чел-ва - смена формаций. - первобытно-общин, - рабовладельч - капиталистич - коммунистич Соц революции сменяют формации. Формацион и цивилизацион подходы дополняют др др, тк в 1 учитыв-ся культура, в др - эк. СУБЪЕКТЫ ИСТОРИИ Субъект истории - народ. Значения слова народ - все население; - трудящиеся; - организов-е целое, имеющ един психологию, культуру. Народ - устойчивая общ-ть людей со своими интересами. Гегель: великие люди - воплощение абс духа. => великие люди живут коротко Вывод: формационный и цивилизационный подходы дополнчют друг друга. Народ три значения: 1 население 2 трудящиеся, создающие материальные и духовные ценности 3 организационное целое, устойчивая общность с собственными интересами. 6.06 ЛЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Социальная философия - это раздел философии, который изучает наиболее общие законы развития общества. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ Особенности: 1. В самом объекте присутствует субъект; 2. Социальные обхекты сложнее природных; 3. Социальные объекты изменяются быстрее; 4. В социальном объекте всегда присутствует субъект =) социальное познание - это всегда действеная активность познающего субъекта; 5. Социальное познание всегда ценностно-смысловое; 6. Соц познание ориентировано на процесс =) главный принцип - историзм 7. Соц познание имеет текстовую природу. Стороны социального познания: -онтологическая ( бытие общества и человека) - гносеологическая (познавательная) - аксиологическая (ценностная) Функции социальной философии: - методологическая - мировоззренческая - прогностическая Основные концепции общества в историческом аспекте: - государство Платона - социальная физика позитивистов (Конт) - феноменология (людей объединяет схожесть сознания) - герменевтика (люди вместе потому что способны к общению и пониманию друг друга) - аналитическая философия (языковая деятельность образует общество) - по Марксу труд создает общество Общество - это совокупность взаимодействующих людей, которые обладают общей системой ценностей, общей территорией, общей историей. Государство - это политический инститкт, осуществляющий управление общество Структурные еденицы общества: - человек - социальные группы - это объединения людей, взаимодействующие между собой и осознающих свою принадлежность к соц группе - социальные институты - это совокупность людей с устойчивыми социальными связями и отношениями Структуры общества: - сословия - передающиеся по наследству права и обязанности - касты - передающиеся по наследству права и обязанности, но без права перехода - классы - различия в отношениях к средствам производства - социальные слои или страты - разные критерии, по уровню дохода, по воспитанию, по обрпзованию и т.д. В России - элита+ субэлита, средний слой, базовый слой, нижний слой + социальное дно. -Социальная среда или окружение - это среда воспитания и жизни. ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА Два вида отношений: - материальные ( складываются объективно, сами по себе) - духовные, идеологические (создаются осознанно) 4 типа деятельности общества: - материальная деятельность - регулятивная или управленческая - социальная - духовная Выделяют 4 сфера общественной жизни: - материальная - производство - регулятивная - установление связи между группами и людьми - социальная сфера - вузы, школы и тп ( развитость этой сферы - критерий постиндустриального общества) - духовная - религия, культура, искусство, наука СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ 1.Теория организованного капитализма Скот Лэш, Джон Урри Концентрация капитала кладет конец суободному рынку, а значит усиоивается взаимодействие между государством и монополиями и вндущее место приобретает средний класс =) конец анархии, конец экономическим кризисам. 2. Теории менеджериального общества Джеймс Бернхэм Власть от капиталиста перезодит к менеджеру и важнее правильно управлять капиталом, чем иметь его. 3. Теория корпоративного общества Чарльз Милз Главная форма организации общества - корпорация, которая определяет вершину треугольника. На вершине - олигархические и властные и армейские элиты, а ниже - слой наемных рабочих. 4. Теория информационного общества Элвин Тоффлер Доминирующим становится труд на основе компьютерных технологий. Это порождает разнообразие стилей и субкультур. При этом идет массовое потребление и дестандартизация общества. Больше прав и ответственности для работников. 5. Теория массового общества Хосе Ортега-и- Гассет Масштабное производство и гигантский бюрократический аппарат, массовая культура, господство СМИ. Человек теряет индивидуальность 6. Теория тоталитарного общества Ханна Арендт Власть концентрируется в руках немногих и они осуществляют тотальный контроль над всеми сыерами обшества. При этом происходит иллюзия одобрения всем обществом. 7.Теория открытых и закрытых обществ Карл Поппер, Анри Бергсон Общества делятся на открытые и закрытые(традиционные, докапиталистивеские и социалистические). Закрытые общества - примат коллектива над личномтью, идейный догматизм и демагогия. Открытое общество - плюрализм в культуре, политике и тд, развитое гражданское общество. Глааное во всех теоричх: - доминирующее значение экономической сферы - новые технологии - становление социальных мегаструктур - конфликт между мегаструктурой и личностью ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ПАРАДИГМА НЕКЛАСС Главное отличие исследовательской программы - наличие методологии. 2 программы: - натурализм (до 19) природа и общество имеют одну базу изучения - культуроцентризм - культура - это все то, что создано человеком. Изучение и систем и эволюции проимходит в социальной синергетике. Универсум включает в себя: - неживую природу - живую природу - общество Глобальный эволюционизм - это совмемтное разаитие в неравновесной системе ее компонентов. Компанентами являются: - человек - техника - экономические отношения - экология - культура Особенности неравновесных систем: 1 открытость общества (обмен энергией и информацией. Гомеостаз - стремление и способность системы сохранять равновесное состояние, характеризующееся устойчивостью, стабильностью и консервативностью.) 2 нелинейность развития, те неадекватность причинно-следственных связей Нелинейность имеет несколько значений: - система избирательно реагирует на внешние воздействия - скачкообразное изменение общества - коридор вариантов событий - неодинаковость структурных связей -наличие аттракторов - Аттракторы - это цели и напрааленость развития неравновесных систем. Хаос с точки зрения синергетики пончтие амбивалентное(двойственное). Порчдок - это организованный хаос. - социальная энтропия - мера неопределенности, непредсказуемости 3. Новая трактовка времени - время необратимо Бифуркация - точка, которая не имеет движения назад 4. Чрезвычайная роль личного фактора. Человек может стать аттрактором. 5. Флуктуации - это отклонения от вероятностного развития - 20/05 ГЛОБАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОСТИ 1990гг предложен термин глобализация Глобализация - процесс универсализации, становление единых для всех планеты структур, связей и отношений в разн сферах общ-й жизни Многоаспектный характер: - массовое общ-во и массовая культура; - инфо-технол революция (инет); - межправительствен орг-и (после 2й мировой); - транснац корпорации; 3 гр глобальных проблем: 1) взаимод-е общва и природы: экологич проблемы; 2) взаимод-е соц общн-й людей: богатые и бедные; 3) антропосоц проблемы: - демографич, - адаптация чела в усл НТР; - Римский клуб (основатель - Аурелио Печчеи) - дает заказ на доклад глобальн проблемах челов-ва, задача - привлечение внимания к проблемам. ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО Природа - объективн реальность, к-я сущ-т вне и независимо от нашего сознания. 2 тзр на природу: 1) это хаос; 2) сущ-т строгие законы, все упорядочено. Др Греция: - космоцентризм; - чел это микро космос; - природа и чел единое целое. Ср века: - природа и чел это творение Божье. Возрождение: - природа это источник вдхновения. Новое время: - чел должен природу покорить. Современность: - разумный баланс. Значения взаимод-я с природой: - утилитарное (получение р-в); - эстетич; - нравственное; - научное.......... Географич среда - животн, растит мир, вода, почва - все, что вовлечено в жизнь чела. Географич детерминизм (Монтескье) - природа влияет на гос устройство, менталитет, эк-ку, особ-ти гос-ва. Окружающая среда - не только поверхность земли, но и недры, солн сист... 2 компонента: 1) естественная среда обитания (гео и биосфера); 2) искусственная среда обитания(техносфера - что создано челом). Биосфера (Вернадский ввел) - то, что вкл в себя весь биологич компклекс. Вкл в себя ноосферу - сферу разума. Чел-во достигло такого ур развития, что оно влияет на развитие всех. Геополитика (1916 Р Челлен ввел, Ф Ратцель - основатель) - внешн политика госва, к-я опред-ся географич фак-ми. Борьба за жизненное простр-во, за тер-рию. Осн задача - исследование механизмов и форм контроля над тер-ми. Чел и космос Чижевский - активность солнца влияет на чела и бунты, революции, массов беспорядки. Теория этногенеза Гумилева - происхождение народов и его зависимость от географич среды. Возникновение народов и их исчезхновение зависит от космич факторов. Концепция пассионарности - развитие этносов опред-ся развитием пассионариев - тех, кто обладает сверхэнергией, способны приянять судьбоносные реш-я. ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ 1) потепление; 2) загрязнение окр среды; 3) нарушение озонового слоя№; 4) истощение мирового океана; 5) сокращение полезн ископаемых 6) исчезновение животных и растений ЭТИКА - учение о морали. Аристотелль (по нему - способ регуляции поведения чела) Этос - совместн проживание. Этика и мораль. Этика шире морали. Этика - наука о морали, к-я исследует процесс мотивации поведения, обосновывает необходимость и наиб целесообразн форму правил совместного проживания людей. Мораль - система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения согласия. Ф-и морали: - регулятивная; - оценочно-императивная; - идеалполагающая - позхнавательная - трансляция культуры Признаки морали: - всеобщность выражения - внеинституциональн характер - императивность - апелляция не к внешней целесообразности, а к моральному долгу. - конфликт должного и сущего - мораль предъявляет к личности завышенные требования, к-е не всегда можно выполнить. - свобода выбора. Исторические типы морали: 1) -первобытная -классовая (мораль раннеклассовго общ-ва, средневековая мораль (религиозн и сословн хар), буржуазн (индивидуализм, эгоизм, культ разума), социалистич); 2) - традиционное общ-во (строго нормативна, сословно-корпоративн характер, строго закреплено деление на богатых и бедных); - индустриал и постиндустриал общва (мораль псевдо рав-ва и псевдо свободы и псевдо братства); Постиндустриал: капиталистич (индивидуализм, эгоизм, утилитаризм, прагматизм, соц пассивность, пессимизм) и социалистич (мораль коллективн общ-ва, альтруизм, бескорыстие, соц активность, оптимизм). Современ концепции этики: 1) этика ответ-ти. Х Йонас "принцип ответственности". В техногенную эпоху надо взять ответ-ть за свои деяния, если этого не произойдет => глобальн катастрофы. 2) этика ненасилия. В противоввес неклассич т. 3) этика благоговения перед жизнью. А. Швейцер. Сохранение жизни и облегчение страданий людей. Равноценность всех чел жизней. ИСКУССТВО - способ духовно-практич освоения действитеьности в осн к-го - категория эстетическая. Смысл искусства, самовыражение, дух развитие, метод познания, оставить след, эстетич удовольствие. Ф-и искусства: - когнитивн (познание и самопознание); - воспитат; - аккумулятивная (собираем и передаем культурн ценности); - аксеологическая (ценностная); - эстетическая. Особенности искусства - аппелирует не к разуму, а чувству: - худ образы как символы как гл ср-ва возд-я на реальность.; - предельн конкретность и обобщенность; - фантазия и вымысел + жизненная правда; - ведущая роль формы по отношению к содержанию. Виды искусств: 1) по жанрам: - изо (живопись, скульптура); - зрелищн (кино, театр, цирк); - неизо (выразительные) (архитектура, музыка, хореография); 2) по утилитарности: - прикладные (посуда, мебель..) - изящные (нет практич назначения) 3) - статич; - динамич (пространственные, временные). Современ концепции искусства Дегуманизация искусства (Х Ортего-и-Гассет) "дегуманизация исскусства - осн отличие нового искусства от старого - оно обращено к элите. Искусство не должно быть популярным, массовым и общепонятым. В общ-ве с рын эк неизбежно измельчание искусства. 3/06/2015 14 28 ФИЛОСОФИЯ И НАУКА. Наука - особый вид познават-й деят-ти, направл-й на выработку объективных системно организов-х и обоснованных знаний о мире. Ф-и науки: - когнитивн (развиваем сознание, мышление); - объяснительн; - практически-действенная; - прогностич; - мировоззренческ; - кумулятивн. Типы наук: - описательная (опис законы природы, они не устанавл-ся людьми) (естествен науки); - аксиологич (понятие явл-ся ценностью, к-е устанавл-ся людьми) (гуманитарн науки); - формальн (их объекты не даны непосредственно). Единица научн знания - гипотеза и теория (гипотеза - предположение, когда она подтверждается фактами, то становится теорией). Современ концепция развития науки - концепция научн революций и катастроф: 1) концепция структуры научн революций Т Куна 1962: - ввел понятие парадигма (способ постановки и реш-я задач в опрде эпоху). Форм-е парадигмы - признак зрелости научн знания; - наука развивается скачкообразно через научн революции (это смена 1 научн парадигмы на др); - ввел термин "нормальная наука" (рутинная ежедневная работа ученых в рамках опред парадигмы). - ход научн революции: нормальная наука (появл нов открытия, дается с позиции господствующей теории), экстраординарн наука (появл-ся необъяснимые факты, их увеличение ведет к появл-ю альтерн теорий => назревает кризис), научн революция (смена 1 парадигмы на др). 2) методология научно-исследовательских программ И Локатос. - развитие науки это конкуренция научно-исследовательских прог; - структура прог: жесткое ядро (неопровержимое), негативн эвристика (вспомогат гипотезы, к-е снимают противоречия с недопустимых фактов), позитивн эвристика (доводы направл-е на изм-е в развитии); - научн революция это вытеснение 1 проги другой. Особ-ть современ науки - единство процессов дифференциации и интеграции. |