Главная страница
Навигация по странице:

  • Предмет

  • Мировоззрение

  • Исторические типы мировоззрения

  • Методология

  • История осн вопроса философии (ОВФ)

  • Л2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (6-5в до нэ )

  • ШКОЛЫ РАННЕЙ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

  • Учение Гераклита

  • ДОСОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

  • 3) Софистская школа (5до нэ-5нэ)

  • Источники учения Платона

  • ! Априоризм

  • Философия Замараева. Замараева елена ивановна


    Скачать 113.53 Kb.
    НазваниеЗамараева елена ивановна
    АнкорФилософия Замараева.docx
    Дата05.05.2017
    Размер113.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия Замараева.docx
    ТипДокументы
    #7096
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    ФИЛОСОФИЯ

    ЗАМАРАЕВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА
    Л1
    Философия - метанаука, к-я изучает наиб общ законы развития природы, общ-ва и мышления.

    - особая форма общ-го сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основах и фундаментал принципах человеч бытия

    - обобщает и систематизирует науки

    - термин ввел в 6 в до нэ Пифагор

    - наукой назвал Платон, профессией - Сократ
    Предмет философии - вся окр действит-ть, человек, социум...
    Признаки философии

    - рефлексия – размышление, способ-ть к критич самоанализу; когда познающий отделяет себя от объекта познания

    - изучает парадигмы – способ постановки и реш-я задач в данную эпоху

    - изучает категории – наиб общ понятия

    - воспроизводимость философск проблемы
    Ф-и философии

    - мировоззренческая (формирует мировоззрение, картину мира)

    - методологическая (влияет на выбор методов науки)

    - критическая (послед философск школа критикует предыдущую, => наука развивается)

    - когнитивная (познавательная, раздвигаем границы сознания)

    - культурологическая (развитие в культурном направлении)

    - аксиологическая (формирование дух ценностей)

    - интегративная (объединяет данные всех наук)
    Структура философии

    - метатеория (теория теорий, размышление над теорией, систематизация др наук)

    - онтология (учение о бытии, как устроен мир)

    - гносиология (учение о познании)

    - аксиология (о дух ценностях)

    - мировоззрение

    -мироощущение

    - методология
    Мировоззрение - система взглядов на объективн мир и место в нем человека

    - наиб общ выводы гуманитарн и естестввенных наук в данную эпоху
    Виды мировоззрения

    - обыденное

    - религиозное (ппедставляет мир таким, каким предполагает его вера)

    - естественно-научное (задают естеств науки)

    - философское

    - материализм

    - идеализм

    - дуализм


    Исторические типы мировоззрения

    - миф. Компоненты:

    - когнитивн (познават)

    - нормативно-императивн (опред-ся рамки поведения)

    - предметно-практич (опред-ся соц взаимод-е)

    - религия

    - философия

    - наука
    Мифпартиципация – когда познающий не отделяет себя от объекта познания
    Мироощущение - эмоционально-образная сторона мировоззрения
    Структура мироощущения

    - этика - учение о морали

    - эстетика - учение о прекрасном

    - религия - учение о божественном отровении, форма мировоззрения и мироощущения, осн на вере; вера важнее знания
    Методология - учение о сист принципов и способов теоретич и практич деят-ти.
    Философские методы

    - метафизика

    - диалектика - синергетика
    Метафизика. 1 век. Андроник Родосский ввел термин.

    Метафизика - 1-16вв - учение о 4х невидимых причинах, к-е правят миром (Аристотель)

    - 17вв - учение о природе

    - 18 вв - учение о морали

    - 19вв- Гегель - способ мышления, имеющий 3 признака

    - изучение объектов вне развития

    - однопричинное объяснение объекта (у кажд события 1 причина)

    - внесистемн объяснение объекта

    - 20 вв - ученики Гегеля - учение о развитии противоположн диалектике

    - объект изучается или количественно, или качественно. Если учим только колич параметры - эволюционизм. Эммерджентизм - внезапн, качественные изм-я

    - источник развития за пределами объекта

    - цикличность развития

    Представители метафизики: все материалисты до конца 19вв и все дуалисты.
    Диалектика. 5в до нэ. Школа Сократа. Первоначально - искусство спора.

    Гегель - диалектика - способ мышления, имеющ 3 признака

    - изучение объектов в развитии

    - многопричинное объяснение объекта

    - системное изучение объекта

    20вв - ученики Гегеля - диалектика - учение о развитии, противоположное метафизике. Признаки:

    - источник развития внутри объекта/ системы

    - развитие от низшего к высшему

    - признаются и колич, и кач изм-я

    Представители диалектики - объективн и субъективн идеалисты и все материалисты с конца 19 ва (Маркс, Энгельс, Ленин.
    Синергетика. 70гг 20вв. - о сильно неравновесных саморазвивающихся, самоорганизующихся систем. Направление развития выбирает сама ситема.

    История осн вопроса философии (ОВФ)

    1) ранняя античн философия. Отношение души к телу. Гилозоизм -учение о всеобщ одушевленности мира.

    2) классич античн философия (5-4вв до нэ). Отношеие общ к единичному. Платон: мир вещей и мир идей, кажд вещи соответ идея, мир идей первичней.

    3) Средние века (4-13вв). Мир, созданный Богом от рождения до апокалипсиса.

    4) 19 век. Фридрих Энгельс: "отношение мышления к бытию".
    2 аспекта ОВФ:

    - что первичней (идея или материя и тп)

    - о познаваемости (познаваем ли мир)
    В завис-ти от того, как отвеч-т на 1й аспект - 3 направления:

    - идеализм - признает дух сущность мира первичной

    - объективный - дух основа не зависит от сознания, сущ-т вне сознания.

    - религиозный идеализм (Августин, Фома Аквинский)

    - панлогизм (все есть разум, существует абсолютный, вселенский разум, а мы - порождение этого разума). Николай Кузанский, Гегель

    - волюнтаризм - учение о том, что воля - основа мира. Ницше, Шопенгауэр

    - субъективный - появился в 16в, Беркли. Мир - комплекс ощущений. Эрнст Мах, Нильс Бор, Вернер Гейзенберг. Причины:

    - абсолютизация роли ощущений

    - содержание сознания берется из него самого

    - !!! неизвестен мир без человека.

    - Нач 20вв - приборный идеализм. Мир - показание приборов.

    - Материализм - признает материальную, природную основу мира. 5в до нэ. Демокрит. Материя первична, сознание вторично. Св-ва духа зависит от того, какая материя. Виды материализма:

    - стихийный / наивный. Сущ-л до 16вв. Нет различия дух и материальн. Фалес, Анаксимандр, Анаксемен.

    - метафизич. 16-сер19вв. Природа и общ-во или не развиваются совсем, или развиваются циклически. Гольбах, Фейербах.

    - диалектический. Сер 19вв - до нд. Природа и общ-во развиваются от нисш к высш. Маркс, Энгельс.

    - вульгарный. Сознание выделяет мысли, как печень выделяет желчь.

    - дуализм - 5 век до нэ, Кант. 2 независящие др от др основы мира - дух и материальн

    17 век - деизм - Бог создал мир и не вмешивается в его закономерности
    2я сторона ОВФ

    - гностицизм - мир познаваем

    - агностицизм - мир не познаваем, главное не познааваемо

    - солепсизм - полностью отрицает познаваемость мира. Сущ-ю только я и содержание моего сознания
    Философия и наука

    -сциентизм - наука важнее философии. К Поппер.-

    - антисциентизм - философия важнее науки. В Соловьев.

    - диалоговая - философия и наука - 2 дополняющие др др метатеории. Ю Хабермас

    Л2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (6-5в до нэ )
    Античн философия - совокуп-ть древнегреч и древнерим учений с 6го века до нэ по 6 в нашей эры
    Периоды

    1) ранне античн школы (6-5вв до нэ) - досократические школы

    2) классич античность - Сократ, Платон, Аристотель (5-4вв до нэ)

    3) греко-римский / эллинистический (4в до нэ - 6в нэ)
    Особенности

    - космоцентризм (всеобъемлющая реальность, упорядоченное единое целое). Пифагор. Центр изучения - космос.

    - абсолютн космоцентризм (т.е. Вечный, несотворенный). Боги - закономерности природы

    - внеличностный космоцентризм. Чел - часть космоса. Развивается по тем же законам.

    - одушевленный космоцентризм. Космос - живое тело. Все, что происходит с ним отраж-ся на челе, что происходит с челом отражается на космосе.

    - художественный космоцентризм. Космос совершенен. Благо=добро+польза+истина+красота

    - антиисторизм - вечное сохранение смыслов. Космос не развивается, он статичен, все смыслы заданы.

    - героический фатализм (только др греция). Предопределенность. Свободное выполнение своего косм.ического предназначения.

    - социоморфизм. Законы природы и общва совпадают. Мера, гармония и порядок - центральные понятия античн философии

    - принцип умного бытия. Логос и топос - место в космосе, где хранятся все смыслы вещей. Если что то случается, смысл останется в логосе. Нельзя менять имя.

    - рационализм. Способ познания логоса и топоса.

    - особая трактовка геройста (только др греция). Герой - тот, кто выполняет свое предназначение, мастер своего дела.

    - вневременная система отсчета. Мышление только в настоящем времени. Смыслы неизменны, заданы космосом, не могут меняться.

    - мышление предельн понятиями. Все смыслы имеют законченный вид.

    - особая трактовка общ-го сознания (только др греция). Особая трактовка воспитания - гражданск ориентация сознания. Остракизм - изгнание (лишение гражданства)

    - антипсихологизм.

    - недоверие к эмоциям. Эмоции искажают смыслы космоса. Мера и гармония во всем. Эмоции мешают познанию истины, космоса. Понятие совести - очень поздно.

    - отсутсвие страданий. Избегали бурного проявления, тк отвлекает от истины.

    - принцип честности.

    - отрицат отнош-е к украшениям

    - театральное восприятие жизни. Мы выполняем волю космоса.

    - скульптурн восприятие мира. Скульптура - материальн воплощение неизменного дух смысла

    - состязательный уклад жизни.

    - онтологическая безопасность. отсутствие боязни катастроф. Все вернется в гармонию. Законы космса.

    - принцип законопослушности.

    - особое отношение к технике. Это обман природы. Мешает космич смыслу.

    - телеологизм. Учсение о предустановленных целях космоса. Все цели заданы.
    => единство общ-го и индивидуального сознания.

    ШКОЛЫ РАННЕЙ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
    1) Милетская школа. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен - 1е философы, отв на ?: какова основ мира ; какова причина изм-я мира.

    - Фалес: все вещи сост-т из воды, это первооснова. Первым различил сущность (главные, невидимые св-ва) и явление (внешнее). Родоначальник гилозоизма - у всего есть душа.

    - Анасксимандр. апейрон (неопределенное, беспредельное и бесконечное в-во). Впервые - закон сохр энергии и материи. Перенес понятие закон из человеч общ-ва в природу.

    - Анаксимен. Основа - воздух. Открыл закон Взаимосвязи колич и кач изм-й. Все изм-я - сгущения и разряженияю
    => милетская школа - наивн материализм (не различ физ и дух)
    2) Учение Гераклита
    Поставил проблемы

    - почему у вещей есть противоположн св-ва

    - почему происходят изм-я
    Основа мира и вещи приобретают противоположн св-ва. "все течет, все покоится в изм-и". "в одну и ту же реку нельзя войти дважды".
    Родоначальник объективной диалектики.
    Диалектика - учение о развитии природы и общва через противоположть

    Осн положения:

    - абсолютн различие противополож-ти. "морская вода чист для рыб и грязн для чела"

    - единство противополож-й. " путь вверх и вниз same" ; "война и мир same"

    - переход противоположностей др в др. "мы живем жизнью других".
    Центральные понятия философии Гераклита

    - логос - основа мира, закономерность космоса.

    - огонь - энергетич состояние космоса. Энергия. "у пьяного и больного душа мокрая". " всякая страсть покупается ценою души". (тратим энергию)
    Гераклит - идея цикличности вселенной.
    =>Гераклит - представитель объективн диалектики. Его учение нетипично для греческ мышления

    ДОСОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
    1) Пифагорейская школа 580-500

    - философия аккумулировала в себя почти все знание

    - философск взгляды обусловлены мат представлениями

    - в этическом учении – вести жизнь так, что цель – освобождение души от тела посредством ее очищения. Самая высок lv очищения – созерцательная жизнь, направл-я на научн поиски истины и блага

    - учение о бессмертии души и переселениях душ

    - право

    - подчиняться пророкам

    - все вещи суть числа

    - цель жизни - освобождение души от тела посредством очищения

    - учение о бессмертии души и переселении душ

    - Боги->пророки -> старшие, родители, закон.

    - "нет большего зла, чем безвластие"
    2) Элейская школа

    - Ксенофан, Парменид, Зенон

    - Ксенофан – основатель (570-478).

    - Гл труд – «О природе». Первоначало мира – земля.

    - Открыл, что жизнь зародилась в воде, потом развивалась на земле.

    - Отвергал антропоморфизм в отношении к богам, люди создают богов по своему образу. Бог – абсолютный и вечный космос (пантеизм: Бог сливается с природой)

    - Парменид (540-480). Ничто не меняется, бытие вечно, не имеет частей, неподвижно. Небытие не сущт.

    - бытие - предел, небытие - беспредел (несовершенное)

    - разум- пусть истины, тк только он дает истинные знания, чувства – путь мнения (рационализм).

    - предмет и мысль одно и то же (есть слово - ему есть соответствие)

    - Зенон (490-430). Изобрел диалектику.

    - разум – орудие достижения истины, к-я доступна только мышлению.

    Заслуга элеатов – первые стали анализировать мир человеческой мысли

    - родоначальник метафизики тк истинное бытие неподвижно

    - Впервые ввели понятие бытие. "бытие есть, небытия нет"

    - две проекции космоса - 1) горы, моря, гос-ва - физически измемнчивый мир. "Существование" 2) все стабильно, прочно, ничего нельзя изменить, космос задал все смыслы. "Бытие". Истинное бытие неподвижно.

    => из школы вышли материалисты и идеалисты
    3) Софистская школа (5до нэ-5нэ)

    - открывают рационалистич период греческ философии.

    - их возникновение обусловлено потребностью ярко и убедительно говорить в народн собраниях

    - стали брать плату за «уроки мудрости»

    - софизм - искажение истины в логическом споре

    - цель – не достижение истины, а умение отстоять свою тзр => важно – риторика

    Школу можно разделить на

    - старших (Протагор, Горгий, Продик)

    - младших (Алкидам, Ликофрон, Критий..)

    Протагор (480-410)

    - родоначальник прагматизма (учение о пользе и выгоде)

    - человек есть мера всех вещей

    - истина зависит от состояния человекаы

    - изменчивость – гл св-во материи. Это основа релятивизма софистов.

    - важно – соц-полит вопросам

    - чел must руководствов-ся законами природы, тк законы общ-ва не истинные

    - нет объективного зла и добра, зависит от чела

    Горгий

    - родоначальник нигилизма и релятивизма (относит-ть истины и знаний)

    Фрасимах

    - "истина - выгода сильнейшего"

    - "боги это чучела для правителей"

    => повернули философск мысль с проблем космоса на проблему чел жизни, рассматривая ее в теоретич и практич аспектах

    - развивали субъективную диалектику и логику мышления
    4) Атомисты

    - осн проблема – из чего состоят вещи

    - Левкипп, Демокрит, Анаксагор

    - создание атомистики – учения о прерывном строении материи

    - мир лишь внешне кажется единым

    - первоначало мира – атомы и пустота

    - пустота бесконечна

    - атомы неделимы, вечны, непроницательны, в непрерывном движении

    - при сцеплении атомов образуются тела

    - сцепленияи расцепления атомов обусловлены мировой необходимостью

    - атомы, пустота и движение объясняют все сущее

    - родоначальник детерминизма (учепние о причиннолсти и обусловленности)

    Цель познания - выявление причин

    Гомеомерии - основа мира - мельчайший элемент всякого качества, к-й содержит в себе т бесконечность сущ-х качеств вообще. "все во всем".

    - Нус - космический ум, к-й соединяет все гомеомерии

    =>не различали духовное и физическое

    Л3.
    КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА
    Платон (так его прозвал Сократ) 427-347
    Парменид - законы, "гос-во", "политик" и тд в форме диалога
    Платон - родоначальник объективн иделизма
    Источники учения Платона

    - школа Пифагора

    - школа элеатов

    - школа Сократа
    Платон: как выглядит логос, где содержатся смыслы?

    Истину физич мир дать не может, истина в логосе.
    Платон делит мир на 2 части

    - материальн - мир вещей

    - духовная - мир идей (все уже задано там)
    Значение понятия "идея"

    - духовн сущность класса вещей

    -идея - образец развития

    -идея - должное состояние вещи (к чему это придет, цель развития)

    - идея - целостн образ (идея дает и гл, и не гл признаки)

    (- идея - мужское восприятие (целостное))

    - идея - абстракт понятие (понятие - заместители идей)
    Платон 1 стал работать с категориями, абстрактные понятия
    Платон представлял космос как лестницу

    1) единое (благго)

    2) идеи

    3) души

    4) вещи

    5) материя
    Вещи и материи никогда не соединятся с миром идей
    ! Телеологизм - учение о предустановл-х целях
    Души сначала сущ-ли в мире идей и знали полную истину => учение о познании - о припоминании, вспоминают, что знали, когда были в мире идей
    ! Априоризм - доопытное знание
    Единое - единство мира и общ закон природы

    - состояние опт выполнения

    - Платон "я не назову ни 1 признака единого" (все признаки соединились в одном
    Идеи - дух сущность класса вещей
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта