данте. Занятие 10 божественная комедия
Скачать 61.21 Kb.
|
ТЕМА 5. ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ Занятие 10 «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» ДАНТЕ.(ЧАСТЬ I «АД») Жизнь и творчество Данте – важнейшие события и произведения: традиции античной и средневековой философской мысли в эстетике Ренессанса; основные черты гуманизма. Его называют последней выдающейся личностью Средневековья, и первым "титаном" Возрождения. Он был основателем литературного итальянского языка и автором величественного памятника Эпохи Возрождения. Строгая иерархия рая или ада, или части мира, описанная в главном труде его жизни была однозначно принята богословами. Родился в середине мая 1265г. во Флоренции в старинной, но обедневшей дворянской семье. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии. Они смогли оплатить обучение сына в школе, а впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения. Не о родителях, не о детских годах сведений почти не сохранилось. Вероятно, мать Белла умерла рано, после ее смерти отец женился, и в этом браке родились сын Франческо и дочь Гаэтана. Около 1283 года умер отец писателя, оставив при этом, маленькое, скромное жилище во Флоренции и загородный домик. Его образование было, довольно, поверхностным, но приобретал их в течение жизни и благодаря своей любознательности и упорству, стал одним из самых образованных людей эпохи. В 9-ти летнем возрасте Данте полюбил свою ровесницу Беатриче, ей суждено было стать первой и единственной музой мыслителя. В 17 лет во время очередной встречи на флорентийской улице понял, что влюблен больше в образ возлюбленной. Он испытывал к ней трепетные и возвышенные чувства, но никогда не предпринимал попыток сблизится. 1292 - автобиографическая повесть в стихах и прозе «Новая жизнь» (La vita nuova), рассказывающая о любви Данте к Беатриче с момента первой встречи и до смерти Беатриче в июне 1290г. Стихи сопровождаются прозаическими вставками, объясняющими, как появилось то или иное стихотворение. В этом произведении Данте развивает теорию куртуазной любви к женщине, примиряя её с христианской любовью к Богу. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией, создал несколько аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы», а также нежные и трогательные сонеты. Как поэт Данте начинает с подражания самому влиятельному в то время лирическому поэту Италии Гвиттоне д'Ареццо, но вскоре меняет поэтику и вместе со своим старшим другом Гвидо Кавальканти становится основоположником особой поэтической школы, самим Данте названной школой «сладостного нового стиля» (Дольче стиль нуово). Её главный отличительный признак - предельное одухотворение любовного чувства. В 18 лет Данте с уверенность говорил, что умеет писать стихи, и при чем, он этим мастерством овладел самостоятельно. Тяжелые отношения были с Кавальканти. Чтобы облегчит боль утраты 34 летний Данте женится на Гемме Донати и посвящает себя общественной деятельности [13]. Огромную роль на развитие поэта оказал Брунетто Латинни, который обладал энциклопедическими знаниями и имел уважение в городе. 1295-1296 - Данте несколько раз призывается на государственную службу, включая участие в Совете Ста, ведавшего финансовыми делами Флорентийской республики. Во времена работы в партии "белых" гвельфов, выдвигается на видные должности, получает дипломатические задания. С мая по октябрь 1296 года - член Совета , в 1297 году является одним из пяти членов Совета. В 1300 году его избирают в компанию шести приоров правящей городом. 1300 - в качестве посла едет в Сан-Джиминьяно с призывом к гражданам города объединиться с Флоренцией против папы Бонифация VIII. В том же году Данте избран членом правительствующего совета приоров - эту должность Данте занимает с 15 июня по 15 августа. Исполняя её, он пытается воспрепятствовать обострению борьбы между партиями Белых гвельфов (выступавших за независимость Флоренции от папы) и Чёрных (сторонников папской власти). В последствие, началась политическая борьба. Партия влиятельных горожан верфи разделилась на "белых" сторонников короля и "черных" - ярых приверженцев папы. Белый верфь Данте отправляется защищать интересы Флоренции при дворе в Рим. В то время, как упоенно борется с папой Бонифацием VIII сатирическими памфлетами, в его родном городе в его родном городе одерживает победу "черная" верфь. В 1302 году они лишают Данте всех постов, обвиняют в ереси и мошенничестве, конфискуют имущество и даже приговаривают к сожжению. в случае возвращения во Флоренцию. В одночасье, от него отвернулись все, даже бывшие союзники. Он был изгнан из родного города, где все напоминало о любимой Беатриче. Несправедливость глубоко оскорбила Данте. Два года поэт-изгнанник пытался восстановить свое доброе имя и вернуться в родной город, однако потерпев фиаско в переговорах с новыми властями во Флоренции. Оставшись без средств, отдалился от всех и целиком посвятил себя литературному творчеству. После 13 лет скитаний Данте решил поселиться в Ровене. В последние два года жизни Данте пишет латинским гекзаметром две эклоги. Это был ответ профессору поэзии Болонского университета Джованни дель Вирджилио, который убеждал его писать на латыни и приехать в Болонью для увенчания лавровым венком. Исследование «Вопрос о воде и земле» (Questio de aqua et terra), посвящённое вызывавшему множество споров вопросу о соотношении воды и суши на поверхности Земли, Данте, возможно, публично читал в Вероне. Из писем Данте подлинными признаются одиннадцать, все на латыни(некоторые упоминались). Продолжал заниматься общественной деятельностью. В 56 лет поэт отбыл к посланникам в Верону, но в пути заболел лихорадкой и 14 сентября 1321 году скончался, завершив незадолго до смерти «Божественную Комедию». Смерть как и изгнание настигла его за исполнением общественных обязанностей, которые он почитал священным долгом. В его судьбе переплелись взлеты и падения. А неутомимая любовь к Беатриче, сплелась с тоской по родине. Эти чувства, в сочетании с литературным талантом подвигли его на создание грандиозной поэмы, достойной называться божественной. В основном, все его лирические произведения созданы в 80-90 годы XIII века, а в XIV веке его стихотворные формы медленно уходят. В самом начале своего творчества Данте подражал самому влиятельному лирическому поэту в Италии Гвиттоне д'Арицио, но очень скоро сменил манеру поэтики и вместе со своим другом Гвидо Кавальканти основали особую политическую школу, сам же Данте ее называл "сладостной нового стиля" (Долоче стиль нуово). Философские мысли Данте неоднозначны и неоднородны по своей сути. Он испытывает влияние Аристотеля, схоластического аристотелизма и аверроизма, а также - отчасти - неоплатонизма, стоицизма и арабской философии. Данте специально изучал тексты Псевдо-Дионисия Ареопагита, Иоанна Скота Эриугены, а также Бернара Клервоского, Алана Лилльского и Сигера Брабантского. В условиях перманентной гражданской войны формируются политические идеалы Данте: становится важным единое светское государство как гарант мира и воплощение законности, где будет ликвидирован сепаратизм и отменена частная собственность на землю. Управление таким государством Данте видит по платоновской модели: решения монарха должны быть фундированы советами философа ("О вы, несчастные, ныне правящие! О вы, несчастнейшие, которыми управляют! Ибо нет философского авторитета, который сочетался бы с вашим правлением"). Оптимальное, с точки зрения Данте, политическое устройство, с одной стороны, основано на презумпции мирового единства, а с другой - предполагает сохранение местного самоуправления и обеспечение свободы. Одно это уже свидетельствует о том, что для Данте основными являются ценности не только христианские. Несмотря на то, что общая картина мира вполне укладывается в рамки католического миросозерцания, отдельные штрихи ее не вписываются в русло традиционного понимания: к примеру, Сигера Брабантского, известного еретика, главу аверроистов, Данте помещает в раю рядом с Фомой Аквинским, всю жизнь боровшимся с аверроизмом. Античных же философов (Демокрита, Сократа, Платона) Данте также помещает не собственно в аду, несмотря на общепринятое мнение, а в лимбе -- самом первом круге ада. Картина мира в этом произведении средневековая, чисто католическая, но сама иерархия небес рая во многом напоминает неоплатоническое построение. Более того, Данте не противопоставляет земную природу Божественному миру, а наоборот, указывает, что сама природа так же божественна, а человек как существо, имеющее тело и душу, причастен одновременно двум природам -- земной и небесной, и потому предопределен к двум целям. Следовательно, человек стремится к двум видам блаженства. К земному блаженству ведет путь, как указывает Данте, философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному наслаждению ведет путь наставлений духовных, сообразующихся с учением Святого Духа. Философия, таким образом, оказывается для устроения земной жизни гораздо более нужной, чем богословие, и это тоже не укладывалось в рамки католического и вообще христианского миросозерцания. Философия нужна для управления государством, а церковь -- для того, чтобы вести людей в Царство Небесное. Поэтому монарх должен быть независим от церкви. Поэтому и смысл жизни на земле Данте видит не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а наоборот, в жизни сообразно с природой, человеческими, земными целями и в совершенствовании земных условий жизни. Признавая свободу воли, Данте считал, что от личной ответственности она не избавляет: нельзя свалить вину на Бога или на ряд каких-то абстрактных причин. В учении о двояком предназначении человека ярко проявился разрыв Данте со средневековой традицией. Как уже ранее упоминалось о его возлюбленной Беатриче, после ее смерти в 1290 году флорентийский поэт сложил ряд стихотворений о ней. Затем, собравшие воедино стихотворения в одну книгу - "Новая жизнь". Книга, привела поэта к огромной известности. В ней были изложены настоящие чувства человека, скорбящей душе, которая утратила свою любовь. Она включает в себя 24 сонета, 5 канцон и одной баллады. Здесь он изобразил поэтическую историю любви, когда до этого времени никто не писал своего рода автобиографию души человеческой. После смерти Беатриче, поэт увлекается философией, общается с Фра Ремиджо Джиролом - последователем Фомы Аквинского. В это же время знакомится с философией Фомы Аквинского, Пьетро Ломбардии, Альбертом Великим, Августином Блаженным и другими. Более глубокое представление о классиках расширил в результате общения с такими именами: (Лукан, Гораций, Овидий). Судьба Данте оказалась надломлена после изгнания из родного города. Лишенный дома, поэт-одиночка, скитается по разным городам Италии. Выбирается даже за пределы страны, в Париж. Самые богатые и знатные люди с радостью распахивали перед ним двери, но нигде долго не задерживался. Обида, боль и тоска по Родине гнали поэта все дальше. В самом начале изгнания, находит себе приют В городе Ареццо. В те времена, этот город был приютом изгнанных из Флоренции гибеллинов. Вместе они разрабатывали план вторжения во Флоренцию, и предлагали Данте участвовать в подготовке. С одной стороны Данте поддерживал политические лозунги гибеллинов, но с другой стороны, любовь к родине выше политических авантюр. Он понимал, что кроме мести в этих людях нет ничего. Видя все это решает стать одиночкой. Изгнание из Флоренции позволило понять и переосмыслить все сделанное самим, обществом Италии, произошло духовное созревание поэта. Наблюдая за миром, везде виделась злость, вражда, разобщенность. Не иссекаемые войны между республиками, и внутри самих городов: интриги, алчность священных служителей, разруха городов и бедные и несчастные люди... Повсюду в городах вспыхивают народные протесты. В Милане происходит мятеж против правителей, отовсюду сыпется еретические движения. Новые веяния появились в народных массах, появились силы для борьбы с несправедливостью, все это подталкивало Данте на поиск выхода из бедствий. С февраля 1306 по май 1308 года пишет морально-философский трактат "Пир". по задумке самого же автора, выступает как энциклопедия , основанная по методу "Новой жизни". Но здесь автор показывает свою новую идеологию изложения. В произведении , который состоит из 4-х трактатов, оторванный от дома, поэт, ищет поддержки в дворянской среде. здесь затрагиваются божественные вопросы, морали, натурфилософии. Автор рассуждает о бессмертии человеческой души. Он призывает к сознанию народа, сплотиться единой культурой. Задолго до творения Данте, сложилась средневековая традиция, согласно которой. все сочинения писались по латыни. Вопреки всем, он обращается к своему родному - итальянскому языку. Появление следующего, не менее значимого трактата, наполненный значением народного языка, как могучей силы духовного сплочения нации. Лингвистический труд "О народном красноречии" (1306), являлся первым научным исследованием в Европе по языкознанию. Но к сожалению, оба труда остались не завершенными, так как поток событий направил мысли в другую стороны. В 1313 году Данте написал трактат "Монархия", где главным ставит то, что народ является основателем власти, и, именно, воля народа главный правовой источник. Во время остановки в Вероне, начинает работу над "Божественной комедией", а заканчивает в Равене. «Божественная комедия» - главный труд гения Данте [6]. Когда Данте достигает зрелости, его начинают мучить вопросы практики и общественной нравственности. Ему начинает казаться, что все плутают в темени заблуждений. Историки считают, что Данте прервал работу над Пиром ради написания Божественной комедии. В этом произведении он хотел представить двойное видение общественно-политического устройства: с одной стороны, как божественно предустановленного, с другой - как достигшего невиданного разложения в современном ему обществе ("нынешний мир сбился с пути" - Чистилище, ХVI, 82). Основной темой Божественной Комедии можно назвать справедливость в этой жизни и в загробной, а также средства к ее восстановлению, отданные, по промыслу Божьему, в руки самого человека. Свою поэму Данте назвал Комедией, поскольку она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности), и, кроме того, написана простым стилем (в отличие от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии), на народном языке, "каким говорят женщины". Эпитет "Божественная"впервые появился в издании, вышедшем в 1555 в Венеции и, соответственно, был придуман не Данте. В поэме около ста песней примерно одинаковой длины; она делится на три части - Ад, Чистилище и Рай - по тридцать три песни в каждой. Размер Божественной Комедии - одиннадцатисложник, схема рифмовки, терцина, изобретена самим Данте, вкладывавшим в нее глубокий смысл. Божественная Комедия - непревзойденный пример искусства как подражания, за образец Данте берет все сущее, как материальное, так и духовное, сотворенное триединым Богом, наложившим на все отпечаток своей троичности. Поэтому в основе структуры поэмы лежит число три, а удивительная симметричность ее строения коренится в подражании мере и порядку, которые Господь придал всем вещам. В письме кКан Гранде Данте объясняет, что его поэма многозначна, это аллегория наподобие Библии. Одной из ведущих тем «Божественной комедии» является разоблачение папства. В поэме нашел отражение всенародный протест против антинациональной политики папской власти, ненависть народа к паразитизму и стяжательству католического духовенства. Пап и кардиналов Данте поместил в ад, среди лихоимцев, обманщиков, изменников. В Дантовых обличениях папства рождались традиции антиклерикальной сатиры эпохи Возрождения, которая станет разящим оружием гуманистов в борьбе против авторитета католической церкви. Недаром церковная цензура то и дело подвергала запрету отдельные части «Божественной комедии», и по сей день, многие ее стихи вызывают ярость Ватикана. Так же в «Божественной комедии» видны проблески нового взгляда на этику и мораль. Продираясь сквозь глухую чащу богословской казуистики, Данте движется к пониманию соотношения этического и социального. Тяжеловесные схоластические рассуждения философских частей поэмы то и дело озаряются вспышками смелой реалистической мысли. Стяжательство Данте именует «жадностью». Мотив обличения жадности звучал и в народной сатире, и в обличительных проповедях низшего духовенства. Но Данте не только обличает. Он старается осмыслить социальное значение и корни этого порока. Жадность несет жестокие социальные бедствия: вечные распри, политическую анархию, кровопролитные войны. Поэт клеймит служителей жадности, изыскивает им изощрённые пытки. Отразив в обличениях «жадности» протест нищего, обездоленного люда против стяжательства сильных мира, Данте заглянул вглубь этого порока и увидел в нем знамение своей эпохи. Но не только предательство, жадность, обман, греховность и разорение затрагивает «Комедия», но и любовь, ведь поэма посвящена Беатриче. Её образ живёт в «Комедии» как светлое воспоминание о великой, единственной любви, о её чистоте и вдохновляющей силе. В этом образе поэт воплотил свои искания истины и морального совершенства. Также «Комедию» называют своего рода летописью итальянской жизни. История Италии предстаёт в «Божественной комедии», прежде всего, как история политической жизни родины поэта, в глубоко драматических картинах борьбы враждующих партий, лагерей, групп и в порождённых этой борьбой потрясающих человеческих трагедиях. От песни к песне разворачивается в поэме трагический свиток итальянской истории: городские коммуны в огне гражданских войн; вековая вражда гвельфов и гибеллинов, прослеженная от самых ее истоков; вся история флорентийской распри «белых» и «черных» с момента ее зарождения вплоть до дня, когда поэт стал бездомным изгнанником... Пламенная, негодующая страсть неудержимо рвется из каждой строки. В царство теней поэт принес все, что сжигало его в жизни, -- любовь к Италии, непримиримую ненависть к политическим противникам, презрение к тем, кто обрек его родину на позор и разорение. В поэме встает трагический образ Италии, увиденной глазами скитальца, исходившего всю ее землю, опаленную огнем кровопролитных войн. Подводя итог главе, можно сказать, что творческие скитания Данте помогли сформироваться личности человека. Именно изгнание из родной Флоренции помогли увидеть весь ужас мира. Хотя и путь этот начался еще с юности философа, но путем проб и ошибок, мы видим его, таким зрелым и величественным. Несущим своими мыслями горькую, но такую неповторимую жизнь. Флорентинец повествует о разных судьбах, и разделяет их на светлых и темных. Поражает и патриотизм человека, тем, что даже пройдя через муки, обиды, несправедливость со стороны своей родины, он не растерял и донес до остальных это чувство. Особенности жанра «Божественной комедии». Основное произведение Данте, принесшее поэту мировую славу, – «Божественная комедия». Комедия – это всякое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом. Поэма делится на 3 большие части («кантики»), посвященные изображению 3-х частей загробного мира: ад, чистилище и рай. Каждый из 3-х кантик состоит из 33 песен, причем к первой кантике добавляется еще одна песнь, носящая характер пролога ко всей поэме. Поэма написана трехстрочными строфами – терцинами. Поэма Данте имеет многочисленные средневековые источники («видения», «хождения по мукам»), а также имеет античные источники («Энеида» Вергилия, в которой описывает нисхождение Энея в Тартар с целью повидать своего покойного отца). Данте оперирует материалом, взятом из жизни итальянской действительности, злободневным для первых читателей его поэмы. «Божественная комедия» – эпопея Данте, написанная на итальянском языке. Данте назвал свою поэму «Комедия» («La Commedia»), имея в виду ее «средний стиль», счастливый финал и к определенной мере развлекательность. «Божественная комедия» написана в жанре видения, популярного в средневековой литературе, в котором по обыкновению изображали «хождение по мучениям» (т.е. в ад, где находились грешники), при этом туда могли попасть лишь святые, иногда — Богородица. Данте значительно видоизменил этот жанр, срисовав не одни лишь бездны Ада, а и весь универсум, и вдобавок прошел через все круги потустороннего мира лично; живой, грешный мужчина, он сделал универсум частью своей личной жизни. И хотя Данте писал о своем «сне, видении», много его современников считали, что он на самом деле побывал в «реальном» потустороннем царстве. В те времена бытовал даже анекдот о двух женщинах, которые якобы видели, что борода Данте «обожжена адским огнем». Идя по средневековой традиции, Данте вложил в свое произведение четыре смысла: буквальный, аллегорический, моральный и анагогичный (мистический). Первый из них предусматривал «натуральное» описание потустороннего мира со всеми его атрибутами — и поэт сделал это настолько убедительно, словно видел на собственные глаза то, что было лишь произведением его чрезвычайного воображения. Второй смысл предусматривал выражение идеи бытия в ее абстрактной форме: в мире все двигается от тьмы до света, от страданий до радости, от ложи до истины, от плохого до доброго. Главной можно считать идею восхождения души через познание мира. Моральный смысл предусматривал идею отплаты за все земные дела в потусторонней жизни. Данте искренне верил в то, что любой человеческий поступок обязательно будет иметь божественную благодарность, отсюда и идея жестокой отплаты тиранам, и идея благодарности «вечным светом» святым. Поэт считал себя обязанным быть максимально конкретным и описательным в этих потусторонних картинах. Анагогичный смысл предусматривает интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты самой поэзии как языка также божественного, хотя и созданного умом поэта, земного человека. Жанровую своеобразность дантовской «Божественной комедии» определить нелегко, по этому поводу существует обширная литература. Можно констатировать то, что это поэма универсально-философского характера и в этом аспекте может быть сопоставлена с такими произведениями «синтезированных жанров», как трагедия Й. В. Гете «Фауст» или созданным в XX ст. под влиянием и Данте, и Гете роман Г. Булгакова «Мастер и Маргарита». Новаторство лирики Петрарки Петрарка разрабатывал жанры любовной лирики. Свою возлюбленную Петрарка называл Лаурой, после ее смерти он воспевал ее еще 10 лет и в дальнейшем разделил сборник посвященных ей стихов, обычно называемый «Канцоньере» («Книга песен»), на 2 части, озаглавленные «При жизни мадонны Лауры» и «После смерти мадонны Лауры». Помимо сонетов и канцон, в сборнике имеются также образцы других жанров – баллад, мадригалов и др. Кроме любовных стихотворений в сборник включены канцоны «Моя Италия» и «Высокий дух», которые являются примером патриотической лирики. Петрарка изображает свою возлюбленную образцом добродетели, средоточием всех совершенств, но Лаура не теряет своих реальных очертаний и сам поэт не свободен от чувственного влечения к ней. В конце своей жизни Петрарка обращается к «высокому» жанру аллегорической поэмы-видения (поэма в терцинах «Триумфы»). Историческое значение лирики Петрарки заключается в освобождении итальянской поэзии от мистики, аллегоризма и отвлеченности. Петрарка довел до совершенства жанр сонета, ставшее отныне достоянием всех европейских литератур. “Канцоньере” (или “Книга песен”) представляет собой собрание стихотворений, написанных Петраркой в различные периоды жизни и расположенные согласно общему замыслу, представляющему собой значительную степень новаторства для 14 века. Традиция лирики на volgare основывалась на произвольном расположении стихотворений: они никогда не следовали какой-либо строгой схеме. Петрарка впервые составляет целостную и законченную книгу, структуре которой он уделяет очень большое внимание. Собрание этих “фрагментов”, отражающих различные состояния души поэта, состоит из 366 стихотворений, пронумерованных самим автором. В это число включены 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад, 4 мадригала, которые создавались Петраркой на протяжении всей его жизни: некоторые из них написаны еще до встречи с Лаурой. Строение Вселенной Данте и композиция произведения. Принцип троичности как основа композиции. Архитектоника «Ада». Образ мира. Вселенная Данте. Mысль Данте о жизни неделима и универсальна; она, как говорят в наше время, интегральна. Наука и поэзия едины в его творениях, поэтому Данте удалось то, чего не смогла сделать никакая другая эпоха: он создал образ мира. Дантовская модель вселенной является великой художественной темой, его космология -- замечательная поэтическая картина вселенной. Данте придерживается птолемеевской системы. В соответствии с ней, Земля - центр вселенной, а вокруг нее располагаются Луна, Меркурий, Венера, Солнце и другие планеты. В северной, худшей части Земли есть глубокая воронка, которая вершиной своего конуса уходит к самому центру Земли. Это Ад. Ад - средоточие мирового зла. Он образован низшей материей - неодухотворенной материей. Поэтому в Аду совсем нет света - «свет немотствует всегда». Поэтому в Аду грешники, которые наказаны страшнее всех - у них нет никакой надежды на спасение. Ад. Данте представляет его в виде воронки, ступенями или кругами уходящей к центру Земли. Этих кругов ровно 9. На каждой ступени Ада – определенный вид грешников, и чем ниже эта ступень, тем страшнее наказываемый порок. Данте не собирался устанавливать подлинную или вероятную топографию Того Света. Он сам в известном письме к Кан Гранде, написанном по-латыни, сказал, что сюжет «Комедии» - попросту состояние душ после смерти, а в аллегорическом смысле — то, что человек своими заслугами или проступками сам создает себе награду или казнь. Джакопо ди Данте, сын поэта, развил эту мысль. В прологе к его комментариям читаем, что «Комедия» стремится показать в аллегорической форме три состояния человека: в первой части, именуемой «Ад», рассматривается порок, во 2-й — «Чистилище» — переход от порока к добродетели, в 3-й— «Рае» — совершенный человек, «чтобы постичь Высшее благо, человеку необходимы и высшая добродетель и блаженство». Так понимали и прочие комментаторы древности, к примеру, Джакомо делла Лора объясняет: «Поэт разделил книгу на три части — Ад, Чистилище и Рай, чтобы показать, что жизнь возможна в трех видах: жизнь порочных, жизнь кающихся и жизнь добрых». Еще одно достоверное свидетельство: Франческо да Бути, изучавший «Комедию» в конце XIX в., говорит: «Сюжет поэмы буквально — состояние души, разлученной с телом, а морально — кары и награды, которые достанутся человеку вследствие свободы воли». Вселенная Данте обусловлена астрономией Птолемея и христианской теологией. Земля — неподвижная сфера. В центре северного полушария (дозволенного людям) — гора Сион; на востоке, в 90° от горы, кончается река — Ганг, в 90° на западе — рождается река: Эбро. Южное полушарие покрыто водой, не землей, и запретно для человека. В центре его — гора Чистилища, антипод Сиона. Две реки и две горы образуют на земном шаре крест. Под Сионом (но намного шире его) открывается и идет к центру земли перевернутый конус Ада, разделенный на суживающиеся круги, подобные ступеням амфитеатра. Кругов 9, их топография ужасна, состоит из руин; первые пять образуют верхний Ад, последние четыре — нижний — город с красными башнями, окруженный железной стеной. Внутри — гробницы, колодцы, пропасти, болота и пески; в вершине конуса — Люцифер, «червь, который пронзает землю». Трещина, пробитая в скале водами Леты, соединяет недра Ада с основанием Чистилища. |