Практические занятия_18-24. Занятие 18 В. Гюго Отверженные В. Гюго теоретик романтизма
Скачать 104 Kb.
|
Практическое занятие № 18 В. Гюго «Отверженные» 1. В. Гюго – теоретик романтизма. 2. История создания романа «Отверженные» — эпопеи жизни Франции. 3. Композиционное построение романа «Отверженные». 4. Социальная проблематика в романе «Отверженные». Романтическое противостояние добра и зла в романе. 5. Роль епископа Мириэля в передаче нравственных идеалов романа. 6. Образ Жана Вальжана как центральный образ романа: идейный смысл образа как воплощения «воскрешения» человека, идеала естественной нравственности и духовной красоты. 7. Особенности выражения авторской оценки в романе. Проследите противоречивость позиции Гюго, которое сказывается на системе образов: Мириэль – Вальжан – Жавер. 8. Роль «эпизода-откровения» в композиции романа «Отверженные». 9. Значение библейских и античных образов в романе «Отверженные». 10. Как автор решает основные проблемы романа «Отверженные» и проявляет себя в произведении? 11. Как в России воспринимали В. Гюго? Высказывания Л. Н. Толстого о В. Гюго. 12. Тема отверженных у Гюго и Достоевского. Тексты: Гюго В. Отверженные (любое издание). Рекомендуемая литература: Евнина Е. М. Виктор Гюго. М., 1976. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы XIX века: Учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. Карельский А. В. Гюго // История всемирной литературы. Т. 6. М., 1989. Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго (любое издание). Роллан Р. «Старый Орфей» — Виктор Гюго // Роллан Р. Собр. соч.: В 14 т. М., 1958. Т.14. С.580-597. Сафронова Н. Н. Виктор Гюго. — Биография писателя. М., 1989. Толмачев М. Свидетель века Виктор Гюго (1802-1885) // Гюго В. Собр. соч.: В 6 т. М., 1988. Т. 1. С. 3-52. Практическое занятие № 19 Теккерей: Анатомия снобизма «Ярмарка тщеславия», или взлет и падение Бекки Шарп 1. Темы, сюжеты, жанры раннего Теккерея. 2. Заголовок романа и его связь с аллегорической традицией английской литературы («Путь паломника» Беньяна). 3. Структура романа: образ и роль автора. Романист как режиссер и кукловод. 4. Подзаголовок: роман без героя и его значение. 5. Английское общество начала века в романе. 6. Психологическая достоверность и актуальность образа Бекки Шарп. 7. Проследите сюжетную линию Эмили Седли. В чем смысл психологического контраста Бекки и Эмили? Можно ли считать майора Доббина единственным положительным героем романа? 8. Образная система в «Ярмарке»: Джозеф Селди, Питт Кроули, Родон Кроули, маркиз Стайн. 9. Как в структуру романа «интегрированы» характерные для Теккерея жанровые формы (эссе, новелла, очерк). 10. Элементы пикарески плутовского романа в «Ярмарке». Бекки Шарп как современный плут. 11. Диккенс и Теккерей: различия в жизненной философии и художественной манере. Тексты: Теккерей У. Ярмарка тщеславия / пред., посл., комм. И.О. Шайтанова. – М., 1982. – Т.1,2 (или любое другое издание). Рекомендуемая литература: Алексеев М.П. Теккерей-рисовальщик // Из истории английской литературы. – М., 1960. Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. – Саратов, 1984. Вахрушев В.С. Теккерей // Зарубежные писатели: биобибл. словарь: в 2 т. – М., 2003. – Т. 2. – С. 417-424. Елистратова А.А. Теккерей // История английской литературы. – М., 1955. – Т.2. Ивашева В.В. Теккерей – сатирик. – М., 1958. Проскурнин Б.М. Из истории зарубежной литературы 1830-1870 гг. Английские реалисты: Ч. Диккенс, У.М. Теккерей, Ш. Бронте: лекции / Б.М. Проскурнин, Р.Ф. Яшенькина. – Пермь, 1994. Ключевые понятия: снобизм; викторианство; скептицизм; демократизация; дегероизация; роман-обозрение; мемуарный стиль; «ярмарка»; «роман без героя»; Экклезиаст; аллегорический роман; «Путь паломника»; художник-иллюстратор. Практическое занятие № 20 Оскар Уайльд: слава и драма художника «Портрет Дориана Грея» 1. Назовите писателей и произведения, ставшие литературными истоками романа. Сопоставьте «Дориана Грея» с «Шагреневой кожей» Бальзака. В чем оригинальность замысла и сюжета Уайльда? Органичен ли роман для художественной системы писателя или стоит особняком в его творчестве? Как в нем сочетаются фантастика и притчевость? 2. К какой разновидности романа относится «Портрет Дориана Грея»: философскому или аллегорическому, к роману-притче или «роману-параболе»? 3. Предисловие и его роль в общем замысле романиста. Следует ли понимать буквально тезис: «Всякое искусство совершенно бесполезно»? 4. Охарактеризуйте экспозицию, кульминацию и развязку действия. Как реализуется в романе мотив рока, судьбы, возмездия, которые настигают Дориана? 5. Проанализируйте образ художника Бэзила Хэллоуорда, его роль в замысле романиста и характер его взаимоотношений с Дорианом Греем. В чем смысл его жизненной и творческой позиции? Как красота, которой поклоняется художник, связана с его правдой. Художник и лорд Генри в борьбе за душу главного героя. 6. Лорд Генри как социально-психологический феномен дендизма. Каково отношение к нему автора? Приведите понравившиеся Вам афоризмы лорда Генри, а также его парадоксы. Имеет ли нравственную основу «новый гедонизм», который лорд Генри внушает Дориану? 7. Через какие фазы развития и «падения» проходит главный герой? Какой смысл имеет эпизод с Сибилой Вэйн? Как объясняет романист ее провал в роли Джульетты? Какова реакция Дориана на ее смерть? Как умерщвляются совесть и душа Дориана? 8. Приведите характеристику романа Ж.-К. Гюисманса «Наоборот», данную герою лордом Генри (см. конец гл. Х). Каково содержание названного роман, этой «библии декаданса», по словам Уайльда, и почему он увлек Дориана? Раскройте смысл фразы «А Дориан Грей был отравлен книгой». Финал романа и его смысл. 9. Какова роль портрета как художественно-философской метафоры? Возможна ли красота вне правды, вне морали и добра? 10. Особенности поэтики романа. Какие черты Уайльда-художника определили силу воздействия романа на читателей? Почему роман считается одним из самых выдающихся образцов английской прозы? 11. Что такое парадокс и какова его природа? Тексты: Уайльд О. Избранные произведения: в 2 т. / вступ. ст. Н. Пальцева. – М., 1993. – Т.1. Уайльд О. Избранное / вступ. ст. А.М. Зверева. – М., 1986. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. – М., 2001 (или любое другое издание). Рекомендуемая литература: Акройд П. Последнее завещание Оскара Уайльда. – М., 1993. Борхес Х.Л. Об Оскаре Уайльде // Литературное обозрение. – 1993. – 1-2. Образцова А.Т. Волшебник или шут? Театр О. Уайльда. – СПб., 2001. Черноземова Е.Н. Оскар Уайльд // Зарубежные писатели: биобибл. словарь: в 2 т. – М., 2003. – Т. 2. Чуковский К.И. Оскар Уайльд // Люди и книги. – М., 1960. Ключевые понятия: притча, автобиографизм, дендизм; парадокс; символические детали; правда; искусство; жизнь. Практическое занятие № 21 Джеймс Джойс: «Улисс» Один день из жизни Леопольда Блума 1. Место главы «Калипсо» в композиции романа. 2. Назовите главы или эпизоды, указывающие на перекличку с «Одиссеей». 3. Образ Леопольда Блума. Мотивы «чувственного и плотского» у Джойса. Взаимоотношения Блума с Молли. 4. Образ Стивена Дедалуса. Что означает его имя? Каков смысл контраста двух персонажей: Блума и Дедалуса? 5. Какие приемы и формы повествования обнаруживаются в этой главе? Как проявляется искусство Джойса перевоплощаться в других персонажей, видеть мир их глазами? Проанализируйте эпизод с кошкой. 6. «Поток сознания» как один из фирменных приемов Джойса. Найдите его в тексте четвертой главы. Проанализируйте наиболее яркий его образец: финал «Улисса», 18 главу («Пенелопа»), представляющую внутренний монолог Молли. 7. Символический смысл некоторых деталей у Джойса. Какой смысл имеют забытые Блумом ключи, в результате чего он весь день проведет без них? 8. Что известно из текста об отце Блума и его сыне? О Молли и ее любовнике? 9. Как героическое начало Гомера приземлено у Джойса? Укажите на комические сцены и ситуации. 10. Опираясь на комментарий к четвертой главе, приведите примеры скрытого и прямого цитирования, намеков, аллюзий и т.д. 11. Какие общечеловеческие черты «аккумулированы» в трех главных героях «Улисса»? Чем обусловлено мировое значение романа? 12. Почему многие истины, заключенные в мифах, исполнены глубокого вечного смысла? Назовите известных Вам художников слова ХХ века, создающих книги на основе мифологической структуры. Тексты:__Джойс_Дж._Собрание_сочинений:_в_3_т._–_М.,_1994._Джойс_Дж._Улисс._–_М.,_1993_(или_любое_другое_издание).Рекомендуемая_литература'>Тексты: Джойс Дж. Собрание сочинений: в 3 т. – М., 1994. Джойс Дж. Улисс. – М., 1993 (или любое другое издание). Рекомендуемая литература: Бушминова Н.И. Английский модернизм: психологическая проза. – Ярославль, 1993. Литературный мир об «Улиссе» // Иностранная литература. – 1988. – №5, 6, 10, 11. Гениева Е.Ю. И снова Джойс... – М., 2011. «Русская Одиссея» Джеймса Джойса: сборник статей / Под редакцией Е.Ю. Гениевой. –М., 2005. Михальская Н.П. Джеймс Джойс // Зарубежные писатели: биобибл. словарь: в 2 т. – М., 2003. – Т. 1. Хоружий С.С. «Улисс» в русском зеркале // Д. Джойс. Собрание сочинений: в 3 т. – М., 1994. Элиот Т.С. «Улисс». Порядок и мир // Иностранная литература. – 1998. – №12. Ключевые понятия: Ирландское возрождение; социальный; И.С. Парнелл; религиозный конфликт в Ирландии; роман-миф; библейские и мифологические аллюзии; поток сознания; художественный космос; символика, музыкальность; Эзра Паунд; мифология в контексте современности; художественный космос Джойса. Практическое занятие № 22 Франц Кафка: обыкновенный абсурд «Превращение» 1. «Превращение» как хрестоматийная новелла Кафки и ее значение. 2. О чем больше всего беспокоится Грегор в то утро, когда обнаруживает себя превратившимся в насекомое? Что больше всего волнует родных Грегора в это утро? Докажите цитатами из текста. 3. Что сообщает писатель о прошлом Грегора Замзы? Была ли у героя цель в жизни? Почему превращение Грегора в насекомое происходит внезапно? Есть ли в тексте объяснение причин происшедшей метаморфозы? 4. Что такое отчуждение личности? Какие проблемы взаимоотношений человека и общества отражены в этой новелле Кафки? 5. Стилистика экспрессионизма в «Превращении». С помощью каких приемов абсурдного стиля передаются отношения, которые устанавливаются в семье Замза с появлением человека-насекомого? 6. Почему в мире Кафки превращение необратимо? Почему Замза погибает? Неизбежна ли его гибель? 7. Автобиографические мотивы новеллы. 8. Особенности соединения в новелле жизнеподобия и фантастики. На традиции каких писателей опирается Кафка? 9. «Превращение» как предтеча экзистенциальных тенденций в литературе. 10. В чем актуальность новеллы Кафки? С героями каких произведений может быть сопоставлен Грегор Замза? Тексты: Кафка Ф. Превращение (любое издание). Рекомендуемая литература: Давид К. Франц Кафка. – Харьков; Ростов н/Д, 1998. Затонский Д.В. Франц Кафка // Затонский Д.В. Австрийская литература в ХХ столетии. –М., 1985. Зусман В.Г. Художественный мир Франца Кафки: малая проза. – Н. Новгород, 1996. Карельский А.В. Австрийский мифологический эпос (Франц Кафка) // Зарубежная литература ХХ века: учебник / под редакцией Л.Г. Андреева. – М., 1996. Седельник В.Д. Франц Кафка // Зарубежная литература ХХ века / под ред. В.М. Толмачева. -М., 2003. Ключевые понятия: абсурд, экспрессионизм, одиночество, автобиографизм, отчуждение; Пражская школа; метафора, фрагментарность, дегуманизация личности, бюрократизация. Практическое занятие № 23 Скотт Фицджеральд: «второе зрение» писателя «Великий Гэтсби» 1. Особенности американской действительности 1920-х гг. в романе. В чем сущность таких понятий, как «просперити», «век джаза», «американская мечта»? 2. Жанровое своеобразие «Великого Гэтсби». 3. Ник Каррауэй как герой-рассказчик и его роль. Взаимоотношения с другими героями и его точка зрения на события. 4. Биография Джея Гэтсби. Его происхождение и обстоятельства возвышения. 5. Проблема иллюзии и реальности в романе. Принцип контраста и его воплощение. Приведите примеры из текста. 6. Гэтсби и Дэзи. Можно ли назвать героя романтиком, верящим в призрачную мечту? Сложность и неоднозначность образа Гэтсби. Докажите примерами из текста. 7. В романе Гэтсби назван «великим». В чем смысл этого понятия? Иронично ли оно? 8. Мир богатых в романе и его представители. Их мораль и стиль жизни. 9. Почему криминальная история на бытовом уровне перерастает в романе в философский диагноз нравственного состояния общества? Правомерно ли его сопоставление с «Американской трагедией» Драйзера? 10. В чем смысл символических образов романа: глаза доктора Эклберга, «зеленый огонёк», «Долина Шлака»? 11. Лейтмотивы романа и их роль. 12. Финал «Гэтсби». Каков смысл последней фразы романа: «Так мы пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое»? 13. «Великий Гэтсби» как один из лучших образцов англо-американской прозы. Роман в критике. Тексты: Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби. Ночь нежна. Рассказы / вступительная статья С. Батурина. – М., 1985 (любое другое издание). Рекомендуемая литература: Горбунов А.Н. Романы Френсиса Скотта Фицджеральда. – М., 1977. Гайсмар М.Ф.Фицджеральд // Американские современники. – М., 1976. Лидский Ю.А. Скотт Фицджеральд: творчество. – Киев, 1982. Тернбулл Э.Ф. Скотт Фицджеральд. – М., 1981. Ключевые понятия: «век джаза»; «американская мечта»; лирический роман; точка зрения; повествователь; бутлегер; сухой закон; лейтмотив; символика; подтекст. Практическое занятие № 24 Сэлинджер: монологи Холдена Колфилда «Над пропастью во ржи» 1. Природа исповедального жанра. Как достигается жизненная, психологическая достоверность книги? 2. С какими проблемами связано изображение процесса инициации? Сопоставьте книгу Сэлинджера с его предшественниками (Марк Твен о Томе Сойере и Геке Финне; Хемингуэй – «В наше время»; Фолкнер – «Медведь»). 3. Психологический портрет Холдена Колфилда. Какими языковыми, стилистическими средствами передан внутренний монолог главного героя? «Болезнь» Колфилда: причина и существо. 4. Мотив одиночества и бунта против «липы» и фальши в мире взрослых. 5. Философия любви в романе: линия Колфилда и Фиби. 6. Смысл «бегства» героя. Уход от мира или поиск смысла жизни? 7. В чем разница между детской литературой и литературой о детях. 8. Как в романе Сэлинджера осуществлен переход от «крутого», «жесткого» стиля в духе Хемингуэя к манере тонкой, субъективной, лирической? Приведите примеры. 9. Роман Сэлинджера как современная классика. В чем мастерство перевода Риты Райт-Ковалевой? 10. Мотивы и образы «малой» прозы Сэлинджера (рассказы, повести) в соотношении с его романом. Тексты: Сэлинджер Дж. Д. Над пропастью во ржи. Повести. Рассказы. – М., 1991 (любое другое издание). Рекомендуемая литература: Борисенко А. О Сэлинджере: с любовью и всякой мерзостью // Иностранная литература. – 2001. № 10. Галинская И. Л. Тайнопись Сэлинджера. – М., 1999. Галинская И.Л. Философские и эстетические основы поэтики Дж. Д. Сэлинджера. – М., 1975. Иткина Н. Л. Лирический герой Сэлинджера // Эстетические проблемы американской литературы ХIХ-ХХ веков. – М., 2002. Мулярчик А. С. Современный реалистический роман США. 1945-1980. – М., 1988. Ключевые понятия: инициация, исповедальная проза; «страна Сэлинджера»; «писатель одной книги»; Сэлинджер и Твен; Сэлинджер и Хемингуэй; писатель-невидимка; психология подростка; новаторство Сэлинджера. |