Теоретические и методические основы организации продуктивных вид. Занятие 2 Цель практического занятия систематизировать, закрепить и углубить теоретические знания
Скачать 355.47 Kb.
|
Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста (ДО) Практическое занятие 2 Цель практического занятия: - систематизировать, закрепить и углубить теоретические знания; - научить студентов приёмам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнять разные виды заданий; - научить студентов работать с методической, справочной и научной литературой; интернет-ресурсами; - формировать умение учиться самостоятельно; - обеспечивать развитие творческой активности студента. Задание 1 . Максимальное количество баллов - 4 1. Проанализируйте основные положения парциальной и комплексной программ воспитания и развития продуктивной деятельности дошкольников: 1) «От рождения до школы»; 2) «Цветные ладошки». Результаты анализа отразите в таблице:
Задание 2. Максимальное количество баллов – 2 Вы являетесь руководителем методического объединения молодых коллег. Как опытному воспитателю Вам предстоит грамотно сформулировать цель занятия и задачи, учитывая специфику продуктивных видов деятельности. Сформулируйте цель и программные задачи (образовательные: изобразительные умения, технические навыки; развивающие; воспитательные) к занятию по рисованию во 2 младшей группе по теме «Леденцы на палочке». Рекомендации: Для выполнения данного задания рекомендуется использовать материалы программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы и др. Задание 3. Максимальное количество баллов – 2 Вы являетесь воспитателем средней группы. Во время на занятия по рисованию на тему «Волшебный цветочек» один из ваших воспитанников отказался выполнить работу, объяснив это так: «Это мне не интересно, не буду рисовать цветочки!». Вопросы: 1. Каким образом Вы можете заинтересовать мальчика этой темой занятия? Предложите интересные и нестандартные методы мотивации. Свой ответ обоснуйте. 2. Объясните, какой принцип нужно учитывать при планировании работы с детьми? Подтвердите Ваш ответ примерами и пояснениями. Задание 4. Максимальное количество баллов – 2 Во время тихого часа в методическом кабинете детского сада проходил практикум по перспективному планированию занятий. В ходе практикума участники выполняли задания. Вам досталась тема «Планирование занятий по аппликации». Даны темы занятий по аппликации: средняя группа: «Неваляшка», «Грибок», «Детский сад», «Машина «Скорая помощь», «Лодка с парусом», «Бусы на елку», «Угостим ежика яблоками и ягодами»; старшая группа: «Полет на луну», «Весенний хоровод», «Кувшин», «Ваза с цветами», «Бокал», «Девочка в нарядном платье», «Снегурочка», «Петрушка на елке»; подготовительная к школе группа: «Праздничный хоровод», «Золотой петушок», «Вазы с фруктами, ветками, цветами» (с натуры), «Корабли на рейде» (коллективная аппликация), «Фрукты, овощи, грибы» (с натуры), «Пингвины на льдине», «Рыбки в аквариуме», «Уточки плавают в пруду». Вопросы: 1. Расположите темы занятий в каждой группе в порядке их усложнения. 2. Укажите приёмы обучения вырезанию. 3. Результаты работы отразите в таблице:
Задание 5. Максимальное количество баллов – 5 В группе, где Вы работаете воспитателем, мало наглядности для занятий лепкой. Создайте технологическую карту по лепке, отобразив поэтапно создание фигуры. Тематика на выбор: младшая группа – «Ёжик», «Цыплёнок», «Пирамидка»; средняя группа – «Черепашка», «Зайчонок»; старшая группа – «Лисичка», « Бегемотик»; подготовительная группа «Снегурочка», «Дед Мороз», «Клоун». Рекомендации по выполнению работы Важно! Сфотографируйте процесс лепки фигуры на всех этапах. Алгоритм действий: 1. Ознакомьтесь с различными технологическими картами в открытых источниках. 2. Подготовьте необходимое оборудование для лепки (доска для лепки, пластилин, стеки, салфетки) и съемки. 3. Выберите способ лепки (конструктивный, пластический, комбинированный). 4. Фотографируйте весь процесс «пошагово»: деление куска пластилина на части, последовательность лепки крупных деталей, затем более мелких и т. д. 5. Сделайте снимок готовой фигуры. 6. Создайте коллаж в формате Word (пример ниже), в котором с помощью изображений отразите процесс создания фигуры (в качестве помощи используйте Приложение 1). 7. Заполните технологическую карту. Количество этапов — в зависимости от выбранной фигуры. Технологическая карта по лепке фигуры____________________ для детей _____________ группы (укажите выбранную фигуру и возрастную группу детей)
Пример коллажа по созданию фигуры животного «Собака» Задание 6. Максимальное количество баллов – 3 Авторское право на видео принадлежит каналу «YouTube». Материал видео используется для студентов АНПОО «НСПК» в учебных целях. Ссылка на видео хостинга канала YouTube: https://yandex.ru/video/preview/?text=ютуб%20посмотреть%20занятие%20по%20рисованию%20в%20детском%20саду&path=wizard&parent-reqid=1626178724065717-11781617900834830510-vla1-3402-vla-l7-balancer-prod-8080-BAL-4593&wiz_type=vital&filmId=2571400097124028156 Вопросы: 1. Посмотрите открытое занятие «Рисование ладошками и пальчиками» в детском саду № 5 г. Краснокамск. 2. Проанализируйте занятие по предложенной схеме (автор С.В. Погодина). 3. Подчеркните и запишите ответы. Схема анализа занятия по развитию детского изобразительного творчества Вид занятия__________________________________________ Этап: обучение, закрепление, совершенствование (нужное подчеркнуть). I. Организационный аспект: Готовность помещения к проведению занятия: 1) наличие оборудования и материалов, необходимых для работы детей и педагога: • оборудование и материалы разнообразны и полностью соответствуют типу и содержанию занятия; • оборудование и материалы не полностью продуманы и не всегда соответствуют педагогическим нормам; • имеющееся оборудование и материалы не соответствуют организуемому занятию; • свой вариант: ___________________________________________________________ . 2) соблюдение психологических и гигиенических требований к проведению занятия: ______________________________________________________________ 3) стилистическое оформление помещения для занятий по развитию детского изобразительного творчества: • оформление помещения стилистически гармонично; • оформление для занятий традиционно, многие аспекты не отражают единой концепции; • в оформлении наличествует полный стилистический хаос; • свой вариант: ____________________________________________ . 4) функциональность помещения: • помещение функционально, удобно в использовании; • помещение не всегда удобно и практично; • помещение не практично и функционально неудобно; • свой вариант: ____________________________________________ . 5) конструктивность помещения: • конструктивная сторона в помещении соподчинена остальным аспектам (функции и эстетике), зонирование продуманное; • конструктивная сторона в помещении не всегда соподчинена остальным аспектам, зонирование не всегда гибко продуманно; • конструктивная сторона в оформлении помещения не соответствует ни функциональному назначению, ни его эстетике, в помещении не наблюдается гибкости и динамичности зон; • свой вариант: ____________________________________________ . 6) доступ детей к материалам и пособиям: • дети имеют свободный доступ к материалам; • дети имеют ограниченный доступ к материалам; • дети совсем ни имеют самостоятельного доступа к материалам; • свой вариант; Готовность педагога к проведению занятия: 1) наличие конспекта занятия или плана-конспекта; 2) наличие различных пособий и стимулирующего материала; 3) эстетичность и педагогическая целесообразность подготовленного материала; 4) психологический настрой педагога перед занятием и на всем его протяжении. Организационные умения педагога: 1) профессионализм в организации детей на занятии; создание положительной атмосферы в группе; способность заинтересовать детей; 2) умение педагога правильно распределить время между всеми частями занятия; 3) умение педагога варьировать, по необходимости, части занятия без нарушения его целостности; 4) умение педагога завершить занятие; 5) умение качественно и педагогически верно провести анализ занятия и анализ деятельности детей; 6) принципы деления детей на подгруппы (или деление отсутствует). II. Дидактический аспект: 1) правильность постановки задач; 2) степень реализации педагогом поставленных задач, выполнение программного содержания; 3) характеристика методов и приемов, используемых педагогом на занятии; 4) целесообразность методов и приемов; 5) соответствие методов и приемов возрастной группе; 6) владение педагогом материалом; 7) умелое использование стимулирующего материала; 8) способность педагога осуществлять индивидуальный подход к детям; 9) наличие разноуровневых заданий; 10) наличие межпредметных связей на занятии. III. Воспитательный аспект: 1) степень решения воспитательных задач; 2) наличие связи изобразительного творчества с другими сторонами воспитания; 3) характер формирования эстетического вкуса у детей. IV. Личностный аспект: 1) внешний вид педагога; 2) педагогическая культура; 3) речь педагога; 4) умение педагога урегулировать возникающие конфликты или негативные моменты, проявляющиеся со стороны детей на занятии; 5) умение педагога поддерживать настроение и интерес детей на протяжении всего занятия. V. Деятельность детей: 1) степень заинтересованности; 2) степень активности; 3) навыки работы в конкретном виде творчества; 4) владение детьми материалами; 5) владение приемами работы; 6) владение цветом; 7) владение формой; 8) владение композиционным построением; 9) владение техниками; 10) наличие индивидуального стиля в детских работах; 11) выразительность создаваемого детьми образа; 12) способность детей поэтапно выполнять свою работу; 13) способность детей возвращаться на один из этапов, в случае неудачи; 14) умение детей приходить на помощь к другим детям; 15) характер взаимоотношений детей друг с другом на занятии: • дети работают самостоятельно, изолированно друг от друга, во время занятия не общаются; • дети общаются, но только по теме занятия; • дети не общаются друг с другом, но постоянно прибегают к помощи педагога; • дети стараются подглядывать друг у друга, копировать, но при этом не высказывать недовольства; • дети часто жалуются друг на друга во время занятия; • во взаимоотношениях ярко выражена напряженность, дети проявляют зависть и агрессию по отношению друг к другу; • свой вариант: 16) способность детей анализировать свою работу и работы других детей. VI. Перечислите положительные моменты занятия. VII. Перечислите отрицательные моменты занятия. VIII. Сделайте общие выводы по анализу увиденного занятия. Задание 7. Максимальное количество баллов – 2 Вы являетесь экспертом конкурса детских рисунков «Мир вокруг нас». На конкурсе Вам запомнилась следующая работа: Проанализируйте работу участника этого конкурса по следующим критериям (по Т. С. Комаровой): • передача цвета, общего колорита, настроения маленького рисовальщика; • изображение формы, её характерных признаков, деталей; • передача пропорций предмета, его размеров; • наличие выразительных образов; • композиция (связь главного образа с другими деталями или предметами); • ритм, симметрия; • умение передать динамику, движения. Задание 8. Максимальное количество баллов – 5 Создайте интерактивную игру с использованием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) на определение цвета и /или формы (в формате Microsoft PowerPoint). Варианты можно посмотреть по ссылкам: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2015/04/22/interaktivnaya-igra-tsvet-i-forma https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2021/04/05/interaktivnaya-didakticheskaya-igra-izuchaem-tsveta-dlya-detey-2-3 https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/interaktivnaia_igra_tsvet https://easyen.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/igry_dlja_doshkolnikov/igrovoe_uprazhnenie_na_temu_kakoj_formy_predmet/346-1-0-63636 https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2021/10/21/igrovoe-uprazhnenie-po-femp-na-temu-kakoy-formy-predmet Создание интерактивной игры в Microsoft PowerPoint (пошаговая инструкция) I. Предварительная работа: Создайте папку, скачайте в нее необходимый фон (или можно использовать предложенную текстуру или заливку фона, необходимые для игры картинки. Этапы работы: 1. Откройте программу MicrosoftPowerPoint, создаем пустой слайд («макет» «пустой слайд») 2. Выберите или создайте фон слайда. Это можно сделать тремя способами: - используйте готовый фон, взятый из интернета (кликаем правой клавишей мыши, выбираем формат фона – рисунок или текстура – файл – выбираем папку, в которой есть данный готовый фон – выбираем фон, кликаем левой клавишей мыши – вставить – применить ко всем – закрываем окно крестиком); - используйте готовую текстуру (кликаем правой клавишей мыши, выбираем формат фона – рисунок или текстура – выбираем текстуру – применить ко всем – закрываем окно крестиком; - создайте фон с заливкой (кликаем правой клавишей мыши, выбираем формат фона – заливка – выбираем сплошную или градиентную заливку – выбираем цвет - применить ко всем – закрываем окно крестиком). 3. Создайте нужное количество слайдов (кликаем левой клавишей мыши под слайдом – Enter. Делаем так столько раз, сколько слайдов нам нужно) Таким образом, мы создали слайдовую базу, подходящую для любой игры. 4. Первый слайд оформите как титульный: вставляем надпись – название игры, по желанию можно вставить надпись – создателя игры (автора, дополняем слайд соответствующими картинками (по вашему выбору). 5. Второй слайд является ознакомительным, т. е. слайдом, где вы прописываете правила или условные обозначения, объясняете, какими управляющими кнопками и когда можно пользоваться. К этому слайду вас будет возвращать управляющая кнопка «МЕНЮ». На данный слайд вы разместите управляющие кнопки: «СТАРТ» - по которой будет начинаться игра, «МЕНЮ» - возврат к правилам игры или к выбору игр (если в вашей игре собрано несколько видов игр) и «ДАЛЕЕ» - переход на следующий слайд. Создайте управляющие кнопки. «СТАРТ»: вставка – фигуры – выбираем любую – вставляем на слайд. Можно добавить в фигуре надпись СТАРТ, поменять размер и цвет. Теперь «оживим» эту кнопку. Сделаем ее действующей. Находим на панели задач вставка – действие – действие по щелчку мыши – перейти по гиперссылке – слайд…- выбираем номер слайда, где у нас начинается игра – далее можно добавить звук (по желанию) – ОК. Теперь при нажатии на эту кнопку мы всегда будем попадать на первый игровой слайд. Данную кнопку мы ставим только на втором слайде. Для удобства переключения слайдов в нужный нам момент, по окончании выполнения задания, лучше добавить кнопку переключения на следующий слайд, т. е. создать кнопку «ДАЛЕЕ» 6. Создайте кнопку «ДАЛЕЕ»: вставка – фигуры – управляющие кнопки (выбираем любую, например стрелку) – выбираем перейти по гиперссылке – следующий слайд – ОК. Этой кнопке также можно придать звуковой эффект. Для этого перед тем, как нажать ОК, выбираем звук – затем ОК. Кнопку «ДАЛЕЕ» делаем нужного вам размера, цвета (правой клавишей мыши – формат фигуры – сплошная заливка – цвет – закрыть, копируем кнопку и вставляем на каждый слайд, кроме последнего. Теперь при нажатии на данную кнопку вы будете передвигаться на следующий слайд. 7. Создайте кнопку «МЕНЮ»: создается аналогично кнопке «ДАЛЕЕ» и располагается на каждом слайде, начиная со второго до последнего. II. Переходите к созданию игрового слайда. Создадим слайд для игры «Четвертый лишний», где из группы картинок нужно выделить одну лишнюю. 1. Выложите на слайд нужные картинки из папки, которые мы скачали в предварительной работе (кликаем левой клавишей мыши на панели задач вставка – рисунок – выбираем нужную нам папку с картинками – открыть – выбираем картинку – вставить) Подгоняем картинку по размеру (увеличиваем или уменьшаем, при желании можно сделать рамки. Есть второй вариант оформления слайда игры (более сложный, но более красивый): можно вставить картинки в готовые фигуры (например, вам хочется, чтобы картинки находились в кружках или овалах, или в закругленных прямоугольниках). Дизайн такого слайда смотрится лучше, чем простой набор картинок. Для этого на панели задач кликаем левой клавишей мыши вставка – фигуры – выбираем нужную фигуру – кликаем на слайд левой клавишей. Далее эту фигуру доводим до нужного размера, затем копируем ее и вставляем на слайде столько раз, сколько нам нужно картинок. В игре «Четвертый лишний» их должно быть четыре. Расставляем фигуры на слайде так, как нам нужно. Теперь нам нужно, чтобы в этих фигурах появились нужные нам картинки. Левой клавишей выделяем фигуру – кликаем правой клавишей – формат фигуры – рисунок или текстура – файл – выбираем нужную папку – открыть – выбираем картинку – вставить. То же делаем с остальными фигурами. 2. Теперь необходимо «оживить» наши картинки, чтобы они реагировали на ответ игроков, то есть придать картинкам анимацию. В данной игре нам нужно выделить одну картинку, которая является лишней. Можно сделать, чтобы при нажатии на нее она увеличивалась или исчезала. Для этого выделяем нужную фигуру левой клавишей мыши – на панели задач выбираем анимация – настройка анимации – справа высветится панель задач для настройки анимации – выбираем добавить эффект – выбираем нужный нам эффект (например, выделение) – изменение размера (или др.) Ниже у вас высветился прямоугольник с названием данного триггера (фигуры). ! Триггер в игре – это картинка, фигура или надпись, при нажатии на которую происходит какое-либо действие анимации. Например, овал4 (если картинка вставлена в круг или овал). Далее нам нужно сделать так, чтобы картинка реагировала только тогда, когда мы нажимаем на нее, а не в других местах слайда. Для этого в прямоугольнике с названием триггера нажимаем на стрелочку справа – время – переключатели – начать выполнение эффекта при щелчке – находим и выбираем в прямоугольнике название нужной фигуры (овал4). Далее можно добавить звуковой эффект: Эффект – звук (выбираем нужный звук) – ОК. Другие три картинки на слайде можно оставить как есть, без анимации. Тогда при их выборе (нажатии на них, не будет происходить никаких действий. А можно и этим картинкам придать анимацию. Например, при нажатии на них, картинки будут покачиваться и (или) издавать соответствующий звук. Для этого мы действуем по тому же алгоритму, что и с «правильной» картинкой, только эффекты анимации выбираем другие. Например, выбираем эффект выделение – качание – звук – щелчок – ОК. Тогда при нажатии на данную картинку, она будет покачиваться и издавать щелчок. Важно! На общей панели задач (ленте вверху) необходимо убрать галочку из квадратика, где написано «по щелчку», кликнув на него левой клавишей мыши. Это делается для того, чтобы слайд не переключился после первого щелчка мыши, так как ребенок может щелкать и выбирать ответ несколько раз, ища правильный. Если этого не выполнить, то при любом первом ответе (щелчке, даже неправильном, слайд будет переключаться на следующий, а нам этого не нужно. Нам нужно дождаться правильного результата! Более сложный эффект в интерактивных играх, когда картинка при ее выборе должна переместиться с одного места на другое. Рассмотрим, как это можно сделать на примере игры «Засели домашних животных»: 1. На готовый слайд (с фоном и управляющими кнопками) размещаем фигуру (например прямоугольник, доводим его до такого размера, чтобы он занимал примерно 2/3 слайда. Это будет фон картины. Вставляем в него картинку фермы (Левой клавишей выделяем фигуру – кликаем правой клавишей – формат фигуры – рисунок или текстура – файл – выбираем нужную папку – открыть – выбираем картинку – вставить.) 2. Рядом с этим прямоугольником – фоном вставляем картинки домашних и диких животных. Картинки должны быть на прозрачном фоне, чтобы при перенесении их на общий фон не терялась целостность картины. Как сделать картинку на прозрачном фоне, если она скачана на цветном фоне? Вставляем картинку из папки, выделяем ее левой клавишей мыши – на панели задач высвечивается работа с рисунками – формат – перекрасить – установить прозрачный фон – кликаем мышкой на фон картинки. 3. Анимируем картинки животных. Делаем так, чтобы картинки домашних животных «ушли» с фона слайда и «встали» на фоне в нашем прямоугольнике – картине «Ферма». Для этого выбираем картинку домашнего животного, копируем, вставляем копию на фон «Ферма» туда, где мы будем ожидать ее появления в игре. Далее работаем с каждой из копий: *выбираем картинку животного на фоне слайда – анимация – настройка анимации – добавить эффект – выход – исчезновение – переходим к триггеру рисунок, нажав на стрелку – время – переключатели – начать выполнение эффекта при щелчке – выбираем название данного триггера (например, рисунок 4) – эффект - звук – выбираем нужный – ОК. *переходим ко второй копии на фоне «Ферма»: выделяем картинку – анимация – настройка анимации – добавить эффект – вход – появление – перейти в раздел анимации начало – с предыдущим (здесь же можно выбрать направление и скорость появления) – переходим к триггеру с данным название (например, рисунок 8, щелкаем по стрелке – время – переключатели – начать выполнение эффекта при щелчке – выбираем название триггера предыдущей картинки (рисунок 4)- ОК. Это делается для того, чтобы появление данной картинки на фоне «Ферма» происходило одновременно с исчезновением этой же картинки с фона слайда. Важно! Далее нужно прямоугольник с названием данного триггера (рисунок 8) подчинить предыдущему триггеру, закрепив его правой клавишей мыши и перетянув под триггер (рисунок 4). Таким образом, на панели задач «настройка анимации» будет запись: сверху в выделенном прямоугольнике надпись «Триггер: рисунок 4», ниже – Рисунок 4, еще ниже – Рисунок 8. Выполняем аналогичные действия с каждой картинкой домашнего животного. Картинки диких животных можно оставить без эффекта анимации. Тогда при нажатии на них не будет происходить никаких действий, а можно анимировать. Например, сделать так, чтобы при выборе неправильной картинки она качалась или обесцвечивалась, или выделялась звуковым эффектом. Например, выбираем эффект выделение – качание – звук – щелчок – ОК. Тогда при нажатии на данную картинку, она будет покачиваться и издавать щелчок. Проверить работу слайда можно нажав в правом нижнем углу монитора «показ слайдов» Заключительный (последний) слайд любой игры можно сделать итоговым. То есть можно скачать и вставить анимационную картинку или надпись типа «СПАСИБО!», «МОЛОДЦЫ!», «БРАВО!», «ТАК ДЕРЖАТЬ!» и т. п. Таким образом, можно создать игровые слайды по любой теме и любому образовательному направлению. III. Размещение задания: Поскольку презентация является одним из заданий практической работы, то файлы с ответами на другие задания и презентацию необходимо поместить в архив и только потом загрузить в СДО. |