Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание по теме 4.1. Разнообразие педагогических технологий организации досугового отдыха Цель

  • Социальное проектирование

  • Социальные проекты

  • Групповые технологии (И.В. Первина, В.К. Дьяченко) Цель использования

  • Практическое занятие 333. Занятие 3 Задание по теме Разнообразие форм организации досуговой деятельности


    Скачать 126.43 Kb.
    НазваниеЗанятие 3 Задание по теме Разнообразие форм организации досуговой деятельности
    Дата02.06.2022
    Размер126.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическое занятие 333.docx
    ТипЗанятие
    #564894
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Соответствие содержания программы возрасту и психолого-педагогическим особенностям детей и подростков. Соответственно возрасту определяется длительность досуговой прграммы.

    Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.

    Содержание культурно-досуговой программы связано с:

    – приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;

    – овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;

    – развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;

    – постижением искусства общения, поведения, культуры речи;

    – воспитанием гуманности, толерантности;

    – формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;

    – освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).

    То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ.

    В содержании любой из них может быть вычленено, по меньшей мере, четыре раздела, связанных с:

    – приобщением детей к художественной культуре,

    – воспитанием у них культуры общения,

    – формированием культуры организации досуга,

    – обучением их основам культуры быта.

    Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.

    Особый раздел культурно-досуговой программы составляет характеристика конкретных форм ее реализации – мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.

    Группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (М.Е. Кульпетдинова):

    традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);

    досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) – экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;

    совместные досуговые дела нескольких детских объединений – нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);

    «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей.

    Основанием данной классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников.

    Другая классификация мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, строится в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей (Н.С. Карпова):

    I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации – всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

    II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются: игры на местности, игры на восприятие друг друга, спортивные игры, туризм, вечеринки, встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы), система зарабатывания каких-либо благ, праздники, драматизация.

    III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть: вечера современной музыки, диско-шоу, вечера авторской песни, спортивные игры, дискуссии, тренинги, всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции – этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).

    Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.

    Принципы, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми (М.Е. Кульпетдинова): информационной насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, самостоятельности, диалогичности, комплексности, дифференцированного подхода, преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, многообразия и вариативности воспитательного влияния культурно-досуговой деятельности, формирования у них опыта социального взаимодействия, взаимодействия руководителя и участников.

    Охарактеризуем некоторые из них.

    Принцип информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и фактов, например, организация детского фольклорного фестиваля. В структуре фестиваля выделяется не менее 5-ти направлений:

    – занятия детей в творческих мастерских;

    – участие детей в конкурсах;

    – сочинение участниками фестиваля сказок и загадок;

    – участие детей в играх;

    – просмотр детьми спектакля.

    Такая информационная насыщенность предлагаемых детям видов деятельности обеспечивает не просто их развлечение, а реальное пополнение знаний и практических навыков, расширяет диапазон их актуальной культуры.

    Принцип комплексности заключается в сочетании познавательных, развлекательно-рекреационных, коммуникативных и других компонентов, индивидуальных, групповых, массовых форм работы.

    Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить массовость может применение следующих приемов:

    проведение единых тематических мероприятий;

    привлечение детей (особенно это касается подростков) ко всем фазам досуговых мероприятий – от разработки сценария, оформления школьного вестибюля, зала, сцены до участия в реализации конкретного мероприятия в самых разных ролях – артистов, костюмеров, художников, рабочих сцены, осветителей, диск-жокеев, ведущих, зрителей.

    Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий. Этому может способствовать активное вовлечение в этот процесс вместе с детьми не только педагогов-организаторов, непосредственно отвечающих за подготовку и проведение досуговых мероприятий, но и учителей-предметников, классных руководителей, родителей, желающих и способных принять участие в КТД. Подобное объединение взрослых и детей одной общей идеей способствует сплочению образовательного сообщества, формированию у учащихся ответственности, единения, гордости за метос, в котором он обучается.

    Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать:

    – игровые методы,

    – упражнения.

    – обсуждения,

    – создание, проигрывание и анализ ситуаций,

    – творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.),

    – театрализации.

    Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:

    – осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

    – осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

    – изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;

    – приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

    – освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

    – повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

    – изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;

    – формирование традиций образовательного учреждения.

    Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ учащихся.

    С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.

    Таким образом, правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа может содействовать введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.

    Задание 4. Выявите особенности и принципысценарно-режиссерских основ организации досуговой деятельности, охарактеризуйте их. Путем самоанализа охарактеризуйте свое участие в коллективе и взаимодействие с коллегами, социальными партнёрами при  реализации  данных  принципов.

    Принципы режиссуры культурно-досуговых программ – это художественные закономерности режиссерской организации драматургического сценарного материала. Они определяются как эстетическими законами, так и целями педагогического воздействия на аудиторию.

    Принципы режиссуры досуговых программ, как и принципы любой художественной системы отражают характер взаимодействия структурных элементов этой системы, в нашем случае это факты жизни и факты искусства. Сегодня говорят о группе общехудожественных и активизирующих принципов.

    Результаты представьте в виде таблицы:

    Принцип (особенность)

    Характеристика

    Конкретные  примеры реализации.

    Общехудожественный, эстетический закон

    Общехудожественный, эстетический закон всех зрелищных видов искусств гласит: работа органов чувств будет тем интенсивнее, чем больше разнообразно организованной информации будет поступать к зрителю одновременно или на протяжении сжатого промежутка времени.
    Другими словами речь идет о принципе целостности через многообразие. Единство слова, музыки, света и цвета, мизансцен должно создавать аудиовизуальную гармонию, раскрывающую художественный образ программы.

    Однако не будем забывать один из основных законов композиционного построения сценария, который также актуализируется в контексте данного принципа режиссуры, а именно подчинение всех средств художественной выразительности авторскому сценарно-режиссерскому замыслу.

    Этот закон заставляет режиссера использовать все имеющееся средства художественной выразительности, а именно

    образное слово;


    музыка;


    шумовые и фоновые материалы;


    фото-, кино- и видеоматериалы;


    театральное, хореографическое и пластическое действие;


    световое решение.


    Активизирующий принцип

    Второй принцип определяется сценическими законами, направленными на активизацию аудитории и диктует необходимость подкрепления тех номеров и эпизодов представления, которые эмоционально «встряхивают» зрителя, не позволяют ослабить или вообще потерять его внимание. И это не обязательно кульминация. Ключевое значение может быть заложено уже в экспозиции или завязке. 

    Пример для активизации детей дошкольного и младшего школьного возраста ‒ спектакль «Приключения в Мумидолине», где главные герои ‒ Мумик, Лисенок и Цыпа, сражались со злой Моррой и ее подданными ‒ Мерзляками. Началась история с того, что, заигравшись, ребята случайно нарисовали злую Морру, которая хотела заморозить всю волшебную страну ‒ Мумидолину. ... Например, для того, чтобы активизировать детскую аудиторию физически, можно сыграть в старинную русскую игру «Казаки - разбойники».

    Работая в условиях социального партнерства, мы создаём возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

    Сотрудничество нашего учреждения с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире. 

    Задание по теме 4.1. Разнообразие педагогических технологий организации досугового отдыха

    Цель: формирование умений определять сущность и специфику педагогических технологий организации досугового отдыха.

    Задание 5. Разработайте памятку для организатора досуговой деятельности по использованию различных педагогических технологий ее организации (не менее 10 позиций). Отразите необходимость привлечения помощи коллег и социальных партнеров для организации досуговой деятельности.

    Технология социального проектирования

    Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждений.

    Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности.

    Именно социальное проектирование позволяет обучающемуся решать основные задачи социализации: - формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; - устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

    Под социальным проектированием понимается деятельность: - социальнозначимая, имеющая социальный эффект; - результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте; - задуманная, продуманная и осуществленная подростком; - в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; - через которую формируются социальные навыки подростка.

    Социальные проекты направлены на совместную работу педагогов, родителей, детей и жителей социума.

    Участие детей в реализации проектов позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни, культуре общения и поведения, формировать потребность в социальной активности.

    Групповые технологии

    (И.В. Первина, В.К. Дьяченко)

    Цель использования:

    - Обеспечение активности учебного процесса.

    - Достижение высокого уровня усвоения содержания.

    - Позволяют реализовать основные условия коллективности: сознание общей цели, распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

    К групповым способам обучения можно отнести:

    - классно урочную организацию;

    - лекционно — семинарскую систему;

    - дидактические игры;

    - метод проектов.

    Данную технологию чаще используют при проведении практических работ, при решении конструктивно-технических задач на занятиях творчеством.

    К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных учебных занятий, в которых имеет место разделение группы на подгруппы.

    Например: занятие-конференция, занятие-экскурсия,  занятие-путешествие, интегрированное занятие и др.

    В результате использования групповых  технологии открываются большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности учащихся, развитие самостоятельности учащихся, способствовать углубленному усвоению материала, достижение высокого уровня усвоения материала.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта