Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель занятия

  • Цель

  • Задания по теме 3.3. Сценарно-режиссерские основы организации досуговой деятельности Цель

  • практическая работа3. Практическое занятие 3 (5) (1). Занятие 3 Задание по теме Разнообразие форм организации досуговой деятельности


    Скачать 124.23 Kb.
    НазваниеЗанятие 3 Задание по теме Разнообразие форм организации досуговой деятельности
    Анкорпрактическая работа3
    Дата24.04.2022
    Размер124.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическое занятие 3 (5) (1).docx
    ТипЗанятие
    #493145
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    Практическое занятие 3

    Задание по теме 3.1. Разнообразие форм организации досуговой деятельности

    Цель занятия: формирование умений использовать различные форм организации досуговой деятельности.

    Задание 1. Разработайте фрагмент досугового занятия для детей подросткового возраста, связанного с профилактикой вредных привычек и девиантного поведения в подростковой среде. Аргументируйте потенциал выбранной формы его проведения. Спрогнозируйте возможные результаты его проведения. Осуществите оценку методов решения профессиональных задач и эффективности их качества. Охарактеризуйте информационные технологии, которые Вы использовали при подготовке данного фрагмента.

    Занятие имеет следующую структуру:

    Приветствие, помогающий участникам настроиться на работу, повышающий уровень их активности

    Основная часть, которая может видоизменяться в зависимости от конкретной темы занятия. Она включает упражнения и игры, направленные на развитие определенных навыков; тесты, способствующие самопознанию; мини-лекции, пополняющие имеющиеся знания школьников по теме.

    Рефлексия, предполагающая эмоциональную и смысловую оценку занятия в ходе заключительного обсуждения.

    Ритуал прощания

    ЦЕЛЬ: Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение, понимания. Что решение, принимаемое «всей компанией». Не всегда самое правильное.

    Форма занятия: групповое

    Возрастная группа: 12-15 лет.

    Продолжительность занятия : 60минут.

    Тема занятия: «Всегда ли нужно говорить «ДА», и умей сказать «НЕТ».

    Методы работы: наблюдение, ролевая игра, дискуссия, беседа.

    Ход занятия:

    Приветствие. «Я+Я=МЫ»

    По команде психолога все участники одновременно произносят слово «Я»,затем хлопают в ладоши на знак «+»,снова говорят слово «Я»,два раза хлопают в ладоши на знак «=»,затем произносят слово «Мы» и берутся за руки.

    Игра «Полет в будушее»

    -Вы попали в будушее. В обществе, котором вы оказались, существует угроза жизни. Вот три слова: «соблазн, зависимость, вредные привычки». Перед нами стоят две задачи:

    -выжить

    -определить характер и методы борьбы с опасностью, чтобы, предупредить человечество о грозящей беде.

    Вопросы для обсуждения:

    Что означают слова «соблазн», «вредные привычки»,

    «зависимость»?Все ли они одинаково опасны? Когда возникает соблазн, а когда зависимость? Какие бывают зависимости? Что в них общее, а что отличное? И т. д.

    На ватмане фиксируется список зависимостей:

    Химические зависимости : алкоголь, чай, кофе, сладкое, наркотики, курение и т. д.

    Эмоциональные зависимости : (убегание от неприятностей, так как потом испытываешь чувство вины, бессилия, презрения к себе)

    постоянно включенный телевизор

    стремление к риску, азарт

    откладывать все на потом

    компьютерные игры

    постоянное желание разговаривать по телефону

    постоянное желание спать и т. д.

    -Когда мы выяснили. Чего нам следует опасаться, мы запишем это в «Большой книге идей»

    Каждая команда в течении 5 минут придумает такую ситуацию, когда с помощью дружеского расположении или группового давления постарается соблазнить одного из членов другой команды выпить, закурить, уколоться,а члены другой команды должны бесконфликтно, но твердо противостоять им (план может составить вся команда, а выступать один). Затем команды меняются местами.

    Рефлексия:

    -Как себя чувствовали в этой роли?

    -Когда распознали соблазн?

    -Какие трудности испытывали при противостоянии?

    -Что помогло успешно справиться с ситуацией?

    Ведуший: мы нашли способы противодействия соблазнам. Давайте напишем их в «Большую книгу идей»

    Мини лекция «Умей сказать «НЕТ» !»

    - Мы нашли удачные способы сказать

    «НЕТ!» предлагающим нам алкоголь, сигареты, наркотики. Мы умеем справляться с ситуацией, когда на нас оказывают давление. Но оглянитесь вокруг. Почему люди, знающие об опасности наркотиков, алкоголя и сигарет, испытывающие на себе их разрушительное действие, все же продолжают ими увлекаться?

    (Вместе с ребятами составляем список причин)

    *подражание родителям;

    *желание, чтобы тебя считали взрослым;

    *для избавления от наболевших проблем;

    *для ослабления самоконтроля;

    *чтобы расслабиться;

    *чтобы отважиться на общение;

    для «военных» историй, которые сводятся к тому, как

    «герой» сломался, в каком состоянии очухался, куда попал и как он ничего не помнит и т. п.

    -Что же лежит в основе этих причин? (общее для всех)

    Что случается с человеком, если его потребности не удовлетворены? (хочу, но не могу)

    Ведущий должен направлять ход обсуждения и подвести участников к пониманию того, как наиболее предпочитаемые потребности, которые человек по каким - либо причинам не может удовлетворить. Выходом из создавшейся ситуации человек избирает уход от действительности в зависимость. Не удовлетворенная потребность при этом не исчезает, а как бы замораживается в человеке, и пока человек не поймет, что за льдинка у него в душе и не начнет искать способов удовлетворения замороженной потребности, он будет в плену зависимости.

    Участникам предлагается перечислить несколько ситуаций, в которых им было необходимо отказаться от тех или иных предложений. Ведущий сообщает участникам алгоритм

    «Двух О» (алгоритм «Оптимального Отказа) :

    Я – сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение

    («Мне приятно, что меня пригласил, + но я не могу пойти,

    + так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино). Алгоритм записывается на ватмане.

    Участники делятся на пары, один из них уговаривает другого, второй отказывается, использует предложенный алгоритм, затем участники меняются ролями.

    Рефлексия:

    Участникам предлагается завершить высказывание: «Мне легко (трудно) противостоять группе, потому что…» Это позволит осмыслить индивидуальный стиль психологической защиты.

    Ритуал прощания. Игра: «Солнечные лучики» Дети встают в круг. Нужно всем протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплыми солнечными лучиками.

    Форма работы: групповая.

    Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развитие новых способов образования, педагогических технологий. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.   

    В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

    становление личности младшего школьника,

    - раскрытие его индивидуальных возможностей.

    Поэтому, групповая работа – одна из самых  продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

    - дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;

    - дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;

    - дать каждому ребёнку опыт  выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование;

    - дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

    Дадим следующее определение групповой формы работы. Групповая форма обучения есть способ организации совместной деятельности учащихся в малых группах при опосредованном руководстве и в сотрудничестве с учителем. Суть групповой работы, отличающая ее от других общих форм обучения, выражается, главнымобразом, в двух ее характеристиках:

    -  в наличии непосредственного взаимодействия между учащимися;

    -  в опосредованном руководстве деятельностью ученика со стороны учителя, строящемся по принципу: “учитель – группа сотрудничающих между собой учеников”, то есть учитель взаимодействует не с каждым учеником в отдельности, как при фронтальной работе, а с группой учащихся: предъявляет ей задание, контролирует и оценивает работу группы в целом.  

    Внутри же группы по отношению к каждому ученику все эти функции выполняют сами учащиеся.

    Достоинства и недостатки ролевой игры:

    Достоинства

    Недостатки

    «Обучение через действие» - один из самых эффективных способов научения и приобретения опыта. Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени

    Суть успешной ролевой игры – создание ситуации, приближенной к реальности настолько, насколько позволяют условия. Если группа чувствует, что сценарий нереалистичен или не учитывает некоторых деталей практической деятельности, ценность игры будет потеряна и цели обучения не будут достигнуты

    В большинстве случаев ролевая игра предлагает сравнительно безболезненный и приятный способ усвоения знаний и навыков

    Если цели ролевого упражнения полностью не объяснены и не сделан акцент на важности демонстрации поведения (а не актерских способностей), существует опасность, что ролевая игра будет восприниматься как нечто забавное. Наличие серьезных целей упражнения не мешает людям получать удовольствия от участия в нем и обеспечивает радость от взаимодействия с ситуацией и выходом из нее

    Ролевая игра позволяет участникам понять, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с некоторыми ситуациями. Это понимание может оказаться мощным инструментом обучения; оно может способствовать развитию умения оценивать предпосылки поведения других людей, чего трудно было бы достигнуть каким-либо иным образом

    Как и любой метод тренинга, подразумевающий активное вовлечение участников, ролевая игра содержит долю риска. Игра приносит результат только тогда, когда группа готова к нее включиться. Если члены группы бояться участвовать в игре, стесняются ролевого общения, это упражнение не будет эффективным. Тот факт, что выполнение упражнения контролируется, еще больше усиливает напряжение

    Хотя использование ролевой игры и содержит в себе элемент педагогического риска, он, главным образом, относится к возможным способам реагирования группы, а не воздействия игры на нее. Ролевая игра предоставляет участникам шанс освоить или закрепить разнообразные модели поведения. Преимуществом здесь является коммуникативная среда тренинга, свободная от опасностей, связанных с применением той или иной модели, которые могли бы возникнуть в естественных условиях




    Задание по теме 3.2. Диагностика и проектирование досуговой деятельности обучающихся

    Цель: формирование умений диагностировать и проектировать досуговую деятельность обучающихся.

    Задание 2. Разработайте требования к диагностике и проектированию досуговой деятельности обучающихся в зависимости от их возраста. Определите особенности своего участия в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

    Современная социокультурная ситуация усилила потребность в специалистах, способных анализировать происходящие и предвидеть новые процессы и явления. Для выявления реального состояния социокультурных процессов в сфере организации досуговой деятельности школьников необходимо овладеть методикой поиска, анализа, диагностики и проектирования досуговых ситуаций.

    Значение диагностики и проектирования досуговой деятельности школьников состоит в том, что это позволяет не только уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и упорядочить процессы обучения и воспитания учащихся, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность.

    Основной целью диагностики досуга является выявление структурно-содержательных элементов досуга в соответствии с той или иной моделью деятельности и определение факторов, влияющих на них.

    Однако для этого познавательно-развивающих возможностей досуговой деятельности не достаточно фрагментального описания различных видов и форм ее проведения. Нужен четкий анализ досуговой деятельности, где необходимо исходить из триединства рационального, эмоционального и творческого аспектов. Лишь при этом условии полученная информация позволит распознать значимость различных форм организации досуговой деятельности. Для оценки эффективности досуговой деятельности нами была разработана анкета, изучающая следующие направления:

    Целесообразность организации данного вида деятельности.

    Соответствие результата целям.

    Соответствие формы содержанию.

    Организованность учащихся.

    Активность учащихся.

    Атмосфера проведенного мероприятия.

    Степень взаимодействия учащихся класса, умение общаться друг с другом.

    Сила эмоционального воздействия досуговой деятельности на учащихся.

    Значимость данного вида деятельности для всей системы воспитательной работы.

    В заключение диагностики можно провести опрос среди самих учащихся и попросить их оценить участие и свое и своих товарищей в данном мероприятии. Можно попросить коллег и родителей составить мнение о проведенном мероприятии.

    Основное назначение проектирования состоит в обеспечении научного фундамента намечаемых на перспективу действий и мероприятий.

    Прогнозное проектирование досуга заключается в целостном рассмотрении различных сторон досуговой деятельности, в осмыслении влияния позитивных и негативных факторов, выработке способов корректировки и разрешения тех или иных противоречий. Оно дает реальную возможность выработки более выверенных ориентиров для прогнозного проектирования досуговой деятельности.

    Работа над проектом начинается с обоснования значимости проблемы, на решение которой направлен проект. Здесь необходимо рассмотреть вопросы: Какую проблему решает проект? В чем состоит уникальность проекта? На какую группу рассчитан проект?

    Важное место в разработке проекта занимает формулировка цели и задач проекта. Цель проекта — субъективное представление о том, что изменится в результате реализации проекта. Цель должна быть реалистичной и достижимой в рамках данного проекта. Задачи проекта — это конкретные шаги, которые надо предпринять для решения описанной проблемы и достижения поставленной цели. При формулировке задач рекомендуется оценивать их по следующим критериям: количество, качество, время.

    Рабочий план реализации проекта — это намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и ответственных за планируемые мероприятия. Хорошо продуманный план позволяет целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы досуговой деятельности, а также прогнозировать результаты деятельности.

    Для планирования досуговой деятельности педагогу необходимо изучить:

    —с государственные документы, определяющие задачи воспитательной работы на современном этапе;

    — документы в школе, регламентирующие организацию воспитательной работы;

    — особенности воспитательной ситуации в школе;

    — особенности возраста школьников;

    — уровень развития детей;

    — интересы и ценностные ориентации учащихся для планирования кружковой работы;

    — творческие способности учащихся и учесть это в кружковой работе для дальнейшего их развития;

    — календарь памятных дат предстоящего года и определить мероприятия, необходимые для воспитания идейно-нравственной культуры учащихся;

    — получить консультацию завуча по воспитательной работе по содержанию планирования;

    — привлечь учащихся и родителей к планированию.

    Планирование есть процесс моделирования деятельности на какой-то период времени, когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную.

    Следующий пункт разработки проекта — это описание его ожидаемых результатов. Здесь необходимо указать количественные и качественные индикаторы их оценки. Необходимо решить, какие данные будут собираться для оценки достижения каждого результата.

    Устойчивость проекта — раздел разработки проекта, включающий изучение различных обстоятельств и их влияние на проект (оценка рисков). Необходимо также предположить, будет ли продолжена данная деятельность после окончания срока проекта и необходимо ли ее расширить.

    Прогнозное проектирование досуговой деятельности способствует целенаправленному воздействию на творческое развитие учащихся. Овладение навыками диагностики и прогнозного проектирования плодотворно повлияет на содержательное наполнение досуга, вызовет острую потребность в ломке сложившихся стереотипов в профессиональной деятельности педагога-организатора досуга школьников, творческого поиска нового с опорой на инициативу самих учащихся.

    Задания по теме 3.3. Сценарно-режиссерские основы организации досуговой деятельности

    Цель: закрепление знаний о сценарно – режиссерских основы организации досуговой деятельности; формирование умений их применять.

    Задание 3. Составьте требования к разработке школьной досуговой программы. Кратко охарактеризуйте их. Отразите и  проанализируйте взаимодействие членов коллектива, команды в выполнении данной разработки, предложите разные  варианты вовлечения социальных  партнеров для решения задачи.

    Особенности целей и задач культурно-досуговых программ:

    Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности.

    Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач:

    – развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;

    – приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;

    – формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;

    – укрепление здоровья детей;

    – формирование опыта организации содержательного досуга.

    Основные требования к культурно-досуговым программа.

    Досуговые программы проектируются для всех возрастных категорий детей.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта