Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина: Основы философии Практическое занятие №4 Выполнил: Обучающийся Кириллова Инна Ислановна Преподаватель

  • Романенкова Наталья Дмитриевна Практическое занятие №4Цель занятия

  • Практческая работа 4_Кириллова И.И.. Занятие 4 Обучающийся Кириллова Инна Ислановна Преподаватель Романенкова Наталья Дмитриевна


    Скачать 84.37 Kb.
    НазваниеЗанятие 4 Обучающийся Кириллова Инна Ислановна Преподаватель Романенкова Наталья Дмитриевна
    Дата16.02.2023
    Размер84.37 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаПрактческая работа 4_Кириллова И.И..rtf
    ТипЗанятие
    #940433

    Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


    Программа среднего профессионального образования

    44.02.02 Преподавание в начальных классах

    Дисциплина: Основы философии

    Практическое занятие №4


    Выполнил:

    Обучающийся Кириллова Инна Ислановна

    Преподаватель:

    Романенкова Наталья Дмитриевна

    Практическое занятие №4

    Цель занятия: формирование умения ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, ценностей, свободы и смысла жизни в основных философских концепциях современности как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

    Задание 1: Кто из философов представлял бытие как:

    Единственное (в смысле: «только бытие есть, небытия же нет»)_ПАРМЕНИД

    Идею (или «свет идей»)_ПЛАТОН

    Допущение КАНТ

    Абсолютное понятие_ГЕГЕЛЬ

    Волю к власти_НИЦШЕ

    Энергию ПАЛАМА

    Задание 2: Завершите дефиницию соответствующим понятием:

    1) Предельная философская категория, используемая для обозначения всего сущего, – БЫТИЕ

    2) То, что составляет суть вещи, совокупность ее самых существенных свойств, субстанциальное ядро самостоятельно существующего сущего, – СУЩНОСТЬ

    3) Многообразие, в котором бытие является идентичным самому себе, – СУЩЕЕ

    4) То, что существует благодаря самому себе и в самом себе, – СУБСТАНЦИЯ

    5) Учение о бытии как таковом, о всеобщих значениях и определениях бытия – ОНТОЛОГИЯ

    6) Философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и жизни каждого человека – ФАТАЛИЗМ / ДЕТЕРМИНИЗМ

    7) Широкий спектр философских концепций, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи, – ИДЕАЛИЗМ

    8) Философское направление, полагающее волю высшим принципом бытия, – ВОЛЮНТАРИЗМ

    9) Учение о всеобщем характере причинных связей – ДЕТЕРМИНИЗМ

    10) Философское учение, признающее равноправие идеального и материального, но не признающее их относительности, – ДУАЛИЗМ

    Задание 3 Заполните таблицу

    «Основные виды бытия»

    Виды бытия

    Краткая характеристика

    Материальное

     Видимое. Мир вещей, физический, природный

    Идеальное

     Невидимое. Мир духовный, идейный, созерцательный. Сознание.

    Человеческое

     Человеческая деятельность, мотивация, характер, отношения.

    Социальное

     Социальные отношения, который сами по себе не материальны, но имеют материально конкретное воплощение. Социальное бытие порождает соц. Институты.


    Задание 4Николай Кузанский выделил 4 универсальных тезиса бытия: «А именно есть модус бытия, который называется абсолютной необходимостью. Так, бог есть форма форм, бытие сущего, основа или сущность вещей; по этому тезису все вещи в боге есть самая абсолютная необходимость. Другой модус бытия – тот, в котором вещи существуют в сложной необходимости, где формы вещей, действительные в себе, находятся с отличиями в природном порядке, как в разуме... Третий модус бытия – тот, в котором вещи в возникшей возможности есть то или это. Наконец, последний модус бытия – тот, в котором вещи могут быть; это абсолютная возможность».

    Какому из указанных модусов бытия соответствует (или является близким) понятие «материя», как его употребляли Платон, Аристотель? Какие из этих модусов признает диалектический материализм? 

    Диалектический материализм отрицает первый модус – форму форм, по Аристотель, т.е. Божество. Остальные три модуса, т.е. 2) вещи в сложной взаимосвязи друг с другом (диалектика), 3) вещи как они уже есть (материя, слитая с определенной формой) и 4) возможность той или иной вещи (т.е. по Аристотелю чистая материя, не соединенная ни с какой формой) диалектический материализм не отрицает, хотя, надо полагать, что к четвертому модусу он будет относиться скептически как к метафизическому предположению.

    Задание 5 «Нет никакого понятия бытия, а есть только бесконечное бытие в бесконечных проявлениях. И только благодаря тем явлениям, с которыми я вступаю в некоторые отношения, я устанавливаю связь моего бытия с бесконечным бытием... Сфере моего влияния принадлежит только бесконечно маленькая часть бесконечного бытия. Все остальное проходит мимо меня, как далекие корабли, которым я подаю непонятные для них сигналы. Ради того же, что принадлежит сфере моего влияния и что имеет потребность в моем присутствии, я осуществляю духовное, внутреннее самоотречение в бесконечном бытии и придаю тем самым моему бедному существованию смысл и богатство. Река нашла свое море» (А.Швейцер)

    Что понимает под бытием Швейцер? В чей адрес направлена помещенная в этом высказывании критика (в частности, в словах: «Нет никакого понятия бытия»...)?

    Под бытием он понимает, судя по всему, весь мир в его тотальности, саму жизнь. Мир дан отдельному человеку в маленькой своей части, и с миров в его целостности человек не может контактировать, и даже представить его не может, именно поэтому о мире в целом у человека нет никакого понятия…

    Как видит Швейцер разрешение проблемы человеческого бытия? 

    Проблема человеческого бытия, по Щвейцеру, в его ограниченности в сравнении со всем миром (бытием). Поэтому человек должен отрекаться от самости ради того, что нуждается в его присутствии, т.е. ради другого. Творить добра ради другого, жертвовать, любить и т.д. Разрешение проблемы человеческого бытия – в нравственном преображении своего бытия.

    Задание 6 «События выкраиваются конечным надсмотрщиком в пространственно-временной тотальности объективного мира. Но когда я рассматриваю этот мир сам по себе, то остается только одно неподдельное бытие, какое изменяется. Изменение предусматривает некоторую позицию, где я размещаюсь и откуда вижу прохождение вещей; событий не существует, если нет какого-нибудь, с кем они происходят и чьи конечные перспективы объединяет их индивидуальность. Время предусматривает взгляд на время. Оно, таким образом, не похоже на поток, это какая-то текущая субстанция...»'  (М.Мерло-Понти)

    Что значит «событие»? Что является условием бытия «событий» по мысли одного из известных представителей западной феноменологии?

    Событие в этом фрагменте подразумевает, что кто-то воспринимает нечто, что зовется «событие», и только благодаря этому восприятию событие осуществляется. Без смотрителя нет события. Это напоминает концепцию Беркли, который был уверен, что вещи существуют лишь потому, что я их воспринимаю, для меня; таким образом, сам мир существует лишь потому, что Бог (конечный надсмотрщик) его воспринимает и все еще не отвернулся от него…


    Пермь - 2020


    написать администратору сайта