Занятие история как наука университет Синергия
Скачать 0.53 Mb.
|
Духовные процессы Определяющую роль в жизни средневекового общества играла религия. В Европе в рамках единой христианской веры было два течения: восточная церковь во главе с константинопольским патриархом (Византия) и западная во главе с папой римским. Между ними были определенные разногласия в догматах (основных положениях) веры и борьба за сферы влияния. Тем не менее до XI в. христианская церковь была единой. В 1054 г., во время очередного конфликта между папой и патриархом, обе церкви предали друг друга проклятию и разделились на католическую («всемирную») и право- славную («правильно славящую Бога»). В период Раннего Средневековья временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого мира, постепенно сменяется ее подъемом. Решающую роль в этом сыграли начавшийся синтез варварского мира с римской культурой и утверждение христианства. Христианская церковь в этот период оказывала решающее воздействие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия. В XI–XIII вв. католическая церковь достигла наибольшего могущества. Без ее участия не совершалось ни одного крупного события. Церковь имела громадную земельную собственность, каждый европейский житель должен был платить налог – церковную десятину (1/10 дохода). Немалую долю доходов составляла и продажа индульгенций – грамот о прощении грехов. С целью расширения своего влияния на новые территории католическая церковь организовала крестовые походы (1096–1270). Под лозунгом освобождения гроба Господня осуществлялась попытка захвата арабских территорий. Борьба велась с переменным успехом, но, в конце концов, крестовые походы потерпели поражение. Усилению папства способствовало то, что к концу XI в. большинство европейских стран переживало период феодальной раздробленности. Относительно сплоченная католическая церковь стала влиятельной силой, самым стабильным институтом феодального общества. В условиях ослабления королевской власти авторитет церкви значительно возрос. Как правило, в светской администрации места, требовавшие образования, замещались клириками (духовенством). В руках духовных лиц находилась переписка книг, документов, которые стали играть все более заметную роль в формировании общественного мнения. Однако крупные церковные иерархи не всегда выступали в поддержку папы, они иногда становились проводниками королевской политики, способствовали укреплению светской власти. Зенита своего могущества папство достигло в XIII в. при Иннокентии III (1198–1216 гг.). Он широко использовал такие церковные наказания, как отлучение от церкви, интердикт (запрет на проведение христианских обрядов и богослужения) и низложение монархов. При нем три государя – германский, французский и английский – были отлучены от церкви, а на их страны был наложен интердикт. Вплоть до XII в. христианская церковь в Западной Европе имела почти монопольное влияние на духовную жизнь общества, формируя его религиозное сознание и способствуя развитию культуры – письменности, литературы, философии, архитектуры и изобразительного искусства. Именно церковь на этом этапе являлась главной хранительницей античного культурного наследия Христианская религия способствовала созданию и укреплению цивилизационного единства Европы, приобщая европейские народы к новым этическим ценностям. Вместе с тем церковь занимала положение крупного земельного собственника, а также главной идеологической силы феодального общества, чье учение освящало феодальные порядки. В период Развитого Средневековья культурная жизнь идет под знаком развития городской культуры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены зарождением идей раннего гуманизма. Как ни была сильна церковь, всегда находились те, кто выступал или против ее учения, или против ее деятельности. Таких людей называли еретиками. Церковь активно боролась с распространением ересей. Был организован церковный суд – инквизиция, который использовал такие методы, как доносы, слежка, пытки. По Европе запылали костры, на которых сожгли тысячи людей. Общие социальные процессы периода Позднего Средневековья сказались и на христианской церкви. Реформация церкви стала неизбежной. 2. Византия Политические процессы История Византии как самостоятельного государства начинается с 395 г., когда Римская империя распалась на Восточную и Западную. В 476 г., после падения Западной Римской империи, Византия стала преемницей Рима. Поскольку столица Византии – Константинополь – находилась на месте греческой колонии Византий, то и всю восточную часть Римской империи стали называть Византией. Византия была империей, в которой император обладал неограниченной властью и считался одновременно главой правительства, единственным законодателем, высшим судьей и главнокомандующим. На первый взгляд это напоминает восточный деспотизм, но императорская власть в Византии имела ряд существенных особенностей. Обожествлялся лишь сан императора, а не человек, его носивший, его власть не передавалась по наследству и была ограничена законом. Сильная централизация, единодержавие помогали Византии сохранять свою целостность. Но, с другой стороны, власть была в значительной степени изолирована от общества, и в результате многие социально-экономические процессы выходили из-под контроля. Социально-экономические процессы В Византии иерархия господствующего класса определялась не вассальными отношениями, а чинами и должностями, занимаемыми при дворе. Аристократия была открытым слоем, так как ее социальное положение было неустойчивым и напрямую зависело от милости императора. Государственная власть в Византии подавляла активность различных слоев и порождала раздробленность общества, так как отсутствовали стабильные группы – сословия. За тысячелетнюю историю Византия эволюционировала в экономическом отношении от рабовладельческого строя к феодальному. Окончательно феодализм утвердился в X–XII вв., но он значительно отличался от европейского варианта. Наряду с зависимыми крестьянами в вотчинах трудились и рабы. Зависимые крестьяне считались не только собственностью феодалов, но и собственностью государства. Феодал не имел права их судить, а крестьяне платили как феодальную ренту, так и налоги казне. Значительную часть экономики составлял государственный сектор – крестьяне, принадлежащие государству. В византийских городах не сложилось цеховой системы подобно европейской. Ремесленники объединялись в корпорации исключительно в интересах государства, с целью более удобного собирания налогов. В Византии не сложился внутренний рынок, не состоялся процесс накопления капиталов, задавленный гнетом со стороны государства. Духовная жизнь Основой духовной жизни Византии было православие. Византийские императоры самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению. Церковь в Византии занимала подчиненное по отношению к власти положение и никогда не имела такого могущества, как западноевропейская. Особенностью духовной жизни Византии было то, что, несмотря на победу христианства, в империи сохранилось глубокое уважение к знаниям, в том числе к античной философии и литературе, которые преподавались в византийской школе. После гибели Византии ее духовной преемницей стала Россия, а Москва превратилась в главный центр православной религии и культуры. 3. Средневековый Восток Китай Переломным моментом в истории Китая стало появление конфуцианства, которое превратилось в государственную религию.
Главой китайского государства был император, власть которого была неограниченной. Он реализовывал свою власть через аппарат чиновников. В Китае действовал уникальный для Средневековья принцип равных возможностей. Каждый китаец знал, что если упорно учиться, то можно сдать государственный экзамен и стать чиновником. Феодальные отношения стали развиваться в Китае с III в. В стране сложился особый тип феодализма – государственный феодализм. Главным феодалом было государство, которое взимало налоги с мелких крестьян. Чиновникам также давался земельный надел с зависимыми крестьянами, но только на период службы, он не передавался по наследству. В Китае не было вассальной системы, единственным господином было государство в лице императора. В Китае не оформились сословия, была распространена система коллективной ответственности за преступления. В результате это привело к тому, что огромную силу приобрели семейно-клановые связи. К началу Нового времени Китай представлял собой могущественную державу с хорошо налаженной экономикой, сильной армией и большими возможностями для развития, что и позволило ему сохранить независимость в отношениях с Европой. Япония Япония – одна из самых молодых стран Востока. Ее история начинается с III–IV вв., когда в центре острова Хонсю образовалось первое государство – Ямато. Наличие сильного и развитого соседа – китайского государства – привело к тому, что в VII–VIII вв. происходит активное заимствование китайской модели развития. Однако идея сильной центральной власти не реализовалась в полной мере, так как не имела прочной опоры в лице чиновников. В результате феодализм в Японии стал развиваться по западной модели. К X в. власть на местах перешла в руки знати, которая стала создавать отряды воинов – самураев, являвшихся ее вассалами. Самураи за свою службу получали надел земли с крестьянами. С XII в. в японской истории появилось новое явление – сегунаты (власть военоначальников над определенной территорией). В XVII в. сегун Токугава Иэясу объединил Японию в единое государство и провел ряд реформ, которые ограничили самостоятельность феодалов, прикрепили крестьян к земле и объявили страну закрытой от европейцев. Реформы законсервировали существующий в Японии политический и общественный строй. Таким образом, в Японии проявились черты, присущие как Востоку, так и Западу, что позволило ей развиваться достаточно динамично в Новое время. Индия Периоды централизации в средневековой Индии были непродолжительными по времени. Главной силой, цементирующей индийское общество, стала не государственная власть, а сельская община. Община охватывала большую территорию и объединяла не только земледельцев, но и ремесленников, торговцев и ростовщиков. В общине выделялись полноправные общинники (землевладельцы) и неполноправные (разорившиеся землевладельцы, пришлые), которые арендовали землю или работали батраками. Руководил жизнью общины совет. Община платила налог государству – 1/6 часть урожая.
Община тормозила развитие феодальных отношений, которые начали формироваться только после завоевания Индии мусульманами в XIII в. Приверженная традициям община, придавая устойчивость индийскому обществу, в то же время сдерживала и тормозила его развитие. В Новое время это помешало Индии противостоять европейской экспансии. Арабское государство
VII–VIII вв. – эпоха арабских завоеваний, в ходе которых сложилось мусульманское государство – Арабский халифат. Халиф считался главой и государства, и церкви, его власть опиралась на разветвленный бюрократический аппарат, армию и полицию. В халифате господствовал государственный феодализм. Халиф считался верховным собственником земли. Государство сдавало землю в аренду крестьянским общинам, частное землевладение ограничивалось. Города и купцы также находились под контролем государства. Традиционализм и коллективизм породили медленный темп развития мусульманских государств и привели к тому, что, несмотря на высокий уровень развития науки и культуры, они были колонизированы европейцами. 4. Россия в Средние века Киевская Русь В начале I тыс. на территории Восточной и Средней Европы расселились славянские племена, из которых в VI в. выделилась ветвь восточного славянства – предки русского, украинского и белорусского народов. К IX в. у восточных славян сформировались предпосылки для образования государства. Причинами образования государства у восточных славян являлись: быстрое развитие производительных сил (т. е. увеличение посевных территорий, усовершенствование орудий труда, применение двуполья и трехполья с озимыми и яровыми посевами, переложной системы в сельском хозяйстве); развитие городов (Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород и др.); город был укрепленным центром ремесла и торговли, а также показателем степени общественного разделения труда; образование военно-дружинной знати; 4) совместные военные походы; 5) общие культурные традиции. В середине XI в. на территории восточных славян образовались два крупных восточнославянских объединения, куда были приглашены править варяжские (норманнские) князья – на севере с центром в Новгороде (князь Рюрик (862–879), который и стал основателем древнерусской княжеской династии), и на юге с центром в Киеве (князья Аскольд и Дир). Их объединение произошло в 882 г., когда князь Олег, ставший править в Новгороде после Рюрика, захватил Киев и сделал его столицей государства Русь. (Киевской Русью его стали называть историки, чтобы отличать от Московской Руси). Образование государства у восточных славян оказало благоприятное влияние на их развитие. Укрепилась обороноспособность славянских племен, развивались их связи с другими государствами. Восточные славяне перешли на новую ступень развития, образование государства способствовало утверждению феодальных отношений. Древнерусское государство заложило основы государственности русского, белорусского и украинского народов и стало преградой на пути продвижения кочевников с Востока на Запад. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял Великий князь Киевский. Ему подчинялись князья подвластных племен (в составе восточного славянства было около 15 племен). Отношения киевского князя с племенами строились на выплатах дани – полюдья. При князе Олеге (879–912) в состав Руси вошли земли древлян, северян и радимичей. В 907 и 911 гг. Олег совершил два военных похода в Византию, в результате которых был заключен выгодный для русских купцов торговый договор. Деятельность Олега продолжил сын Рюрика – князь Игорь (912–945). Ему удалось подтвердить торговый договор с Византией в 944 г., но на менее выгодных условиях. Игорь был убит в ходе восстания древлян, потребовав у них повторно заплатить дань. Правление жены Игоря Ольги (945–964) – первой христианки на Руси, отмечено присоединением земель тиверцев и уличей и упорядочиванием сбора дани. Она ввела уроки – размер дани, и основала погосты – места сбора дани. Трагическая ситуация с Игорем больше не повторялась. Князь Святослав (964–972) – сын Игоря и Ольги – присоединил земли вятичей, нанес поражение Волжской Булгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, отразил натиск печенегов. Святослав боролся с Византией за Балканский полуостров, но неудачно. Князь был убит по дороге в Киев, попав в засаду печенегов. После смерти князя Святослава началась борьба за власть, в ходе которой киевским князем стал Владимир Святославович (980–1015). Владимиру I удалось объединить все земли восточных славян в составе Киевской Руси, обеспечить защиту русских земель от набегов кочевников.
|