Главная страница

Занятие история как наука университет Синергия


Скачать 0.53 Mb.
НазваниеЗанятие история как наука университет Синергия
Дата27.01.2022
Размер0.53 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаistoriya.docx
ТипЗанятие
#343651
страница2 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

В то же время история выступает одной из важнейших форм самосознания людей, одним из основных способов самоидентификации общества, средством «ориентации» людей в социальном пространстве. «История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни», – писал древнеримский философ Цицерон.

Как и всякая другая наука, история имеет свой объект и предмет исследования. Объектом исторической науки в широком смысле выступает общество в прошлом, а в более узком смысле – конкретное явление, процесс, социальная группа или конкретное сообщество, имеющие свои пространственно-временные характеристики. Предмет истории в том виде, в каком мы изучаем его сейчас, определился не сразу. Расширялось и обогащалось содержание исторической науки, происходил процесс все возрастающего накопления знаний. В настоящее время история рассматривается как наука о развитии человеческого общества во всем его многообразии. В свою очередь,

история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Отсюда следует, что предметом изучения истории является деятельность и действия людей, то есть вся совокупность отношений в обществе. В.О. Ключевский писал о сущности истории: «Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, то есть ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».

С какой целью нужно изучать историю своей страны? Ответить на этот вопрос мы сможем, выяснив социальные функции истории.

Первая функция – научно-познавательная (когнитивная), интеллектуально развивающая, которая заключается в изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества, так как невозможно понять настоящее во всей сложности и противоречивости составляющих его процессов без выяснения их исторических корней. Так, русский мыслитель Н. Г. Чернышевский считал, что можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории.

Вторая функция – практически-политическая (практически-рекомендательная). Она позволяет определить тенденции развития общества и государства и выработать научно обоснованный политический курс на основе исторического опыта. Знание прошлого помогает избегать ошибочных решений политического характера. Чтобы определить, куда и как обществу идти в своем развитии, нужно знать, откуда, из какого состояния оно пришло и как прошло свой исторический путь.

Близко к практически-политической функции истории стоит прогностическая функция, которая заключается в возможности предвидения будущего развития общества на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. Существует два способа прогнозирования будущего – это предсказание и предвидение. По своей сути предсказание нерационально, поэтому не может быть отнесено к научной деятельности. Предвидение же это некий прогноз, сделанный на основе тщательного анализа исторических фактов.

Еще одна важная функция – мировоззренческая, определяющая в значительной степени формирование научного мировоззрения. Мировоззрение (взгляд на мир, общество, законы его развития) может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона была и остается фундаментом, на котором базируется наука об обществе. Историческое мышление позволяет ясно осознавать свое положение в современном мире, понимать суть и тенденции происходящих вокруг событий, определить свою гражданскую позицию. На исторической неграмотности спекулируют сторонники догм и лженауки об обществе, так как, не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать все идеологические построения и гипотезы на веру.

Воспитательная функция истории заключается в том, что история способствует всестороннему развитию человека, формирует его гражданские качества, помогает накоплению нравственных и культурных ценностей общества. Знание истории тесно связано с воспитанием патриотизма, уважения к старшим и ответственности перед будущими поколениями. Еще в период Античности исторические сюжеты часто использовались для написания поучительных рассказов. Так, древнегреческий писатель и историк Плутарх отмечал, что его сравнительные жизнеописания (биографии знаменитых греков и римлян) должны служить примером для «подражания лучшим людям и для исправления дурных нравов». Опыт прошлого показывает нам, что в патриотическом воспитании необходимо опираться не только на пропаганду каких-либо национальных идей, но и на общечеловеческие ценности. Не стоит забывать и то, что история, как и всякая наука, стремится к объективным знаниям, поэтому необходимо избегать идеализации и приукрашивания прошлого.

Политико-идеологическая (идейно-политическая) функция истории связана с тем, что практически всегда историческая наука испытывает на себе сильнейшее влияние идеологии и политики. Данная функция признается, однако, не всеми. Втягивание истории в политику неизбежно сказывается на ее объективности и правдивости. Историческая наука вынуждена откликаться на различные вопросы жизни современного общества. Причем дело не ограничивается исследованиями в области новой и новейшей истории. Нередко политически актуальными становятся проблемы древней и средневековой истории, по ним возникают споры, в которые втягиваются различные социальные слои. История при этом должна в первую очередь ориентироваться на поиск истины, а не на чьи-то политические интересы. В противном случае она утратит свой научный характер и подорвет таким образом свой социальный престиж.

Функция социальной памяти позволяет исторической науке выступать связующим звеном между прошлым и настоящим. Исторические знания составляют необходимый элемент духовной культуры, без которой невозможно поступательное развитие общества. Не только отдельный человек хранит память о своем прошлом, это свойственно и любому человеческому коллективу, любой социальной группе, начиная, например, с коллектива какой-нибудь спортивной команды и кончая отдельными народами и нациями. Память о своем прошлом необходима социальной группе для того, чтобы ощущать свое единство, свое отличие от аналогичных групп, свою целостность. Самосознание каждого племени, народа, нации всегда опиралось на сказания и предания, легенды и мифы, повествующие о важнейших событиях его истории, о героях и законодателях, о победах и поражениях. И в наше время любое общество хранит память о своем прошлом, хотя устная информация для передачи социальной памяти в значительной мере утратила свое значение с появлением многочисленных письменных источников и развитием информационных технологий. Однако следует помнить, что социальная память во многом ограничена и фрагментирована, поэтому критическая оценка сведений о коллективном прошлом человечества, их систематизация является одной из важнейших задач исторической науки.

Таким образом, главными целями исторической науки являются воссоздание объективной картины прошлого, систематизация исторических фактов, выявление закономерностей и перспектив исторического развития.

История занимает достойное место в общей системе социально-гуманитарных наук. Она тесно связана с такими науками, как философия, история государства и права, этнография, культурология, экономика, политология, социология, история политических и правовых учений и т. д. Но по сравнению с этими науками, исследующими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история характеризуется тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. И поэтому многие современные проблемы, которыми занимаются специалисты социально-гуманитарного профиля, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, при использовании систематизированного историками материала, позволяющего выявить наиболее общие тенденции общественного развития.

Неизбежным следствие развития самой исторической науки стало ее разделение на отдельные специальности. Наука сегодня накопила такое количество исторической информации, что освоить ее какому-то одному человеку уже не под силу. Изучение различных проблем и исторических эпох требует привлечение многочисленных источников, разных по своему характеру и содержанию. Для работы с историческими источниками необходимы не только особые навыки, но и специальные знания. Дробление исторической науки идет сегодня по хронологическому признаку (история отдельных эпох и периодов), по географическому признаку (история отдельных регионов и стран мира), по тематике исследования (экономика, политика, культура и т. д.). Тем не менее по-прежнему сохраняется интерес исследователей и к созданию всемирной истории, охватывающей процесс развития человечества в целом. С конца XX в. историки начали ставить вопросы о новой модели такой «универсальной истории», о «новой мировой истории» или «новой глобальной истории».

Таким образом, в настоящее время история как наука представляет собой целый комплекс различных направлений, отраслей и дисциплин, которые условно можно разделить на три основные категории:

  1. основные направления исторической науки;

  2. отраслевая история;

  3. вспомогательные исторические дисциплины (ВИД).



К основным направлениям следует отнести всемирную историю, историю отдельных континентов и регионов мира, историю мировых цивилизаций, отдельных стран и народов.

Отраслевая история включает в себя направления, изучающие отдельные виды человеческой деятельности, например, историю государства и права, политическую историю, военную историю, историю военного искусства, историю науки и техники, историю культуры, историю экономики и т. д.

Вспомогательные исторические дисциплины (сокр. ВИД) это «кирпичики», из которых складывается знание о прошлом. Они дают нам ту информацию, благодаря которой мы представляем общую картину того или иного исторического периода. К вспомогательным историческим дисциплинам относят, например, археологию (изучение материальных останков деятельности людей), источниковедение (разработка общих приемов и методов изучения исторических источников), геральдику (изучение гербов), нумизматику (изучение монетной чеканки и монетного денежного обращения), топонимику (изучение названий географических объектов), хронологию (изучение систем летосчисления и календарей), фалеристику (изучение орденов, медалей, значков) и многие другие. Такая сложная структура исторического знания соответствует процессу специализации во всех областях научного знания, ярко проявившему себя в конце XIX – начале XX в.

Историк, как правило, изучает события, которые происходили много лет назад. Поэтому историческая наука опирается на различные исторические источники, комплекс которых обширен и многообразен.



И сторический источник – это памятник материальной и духовной культуры, непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучать прошлое человечества.

В настоящее время выделяют следующие группы исторических источников:

  1. вещественные (предметы быта, орудия труда, оружие, архитектурные сооружения и памятники, захоронения и т. д.);

  2. письменные (уникальные – отражающие единичные события, например, Судебник 1497 г., Указ о заповедных летах 1581 г. и т. д.; и массовые – переписи населения, статистические исследования и т. д.);

  3. устные (сказания, былины, легенды, устные воспоминания и рассказы о каких-либо исторических событиях, песни, которые содержат информацию об исторических событиях);

  4. этнографические (танцы, обряды, костюмы, кулинария и все то, в чем нашли свое отражение традиции и обычаи какого-либо этноса);

  5. лингвистические (названия и имена природных, географических объектов, небесных тел, растений, животных, людей, этносов, государств и т. д.);

  6. фонические или звуковые (звукозапись выступлений по радио, различного рода интервью, воспоминаний, песен и т. д);

  7. фото- и кинодокументы (фотографии, кинохроника, документали-

стика и т. д.);

  1. цифровые (исторические документы и их копии на цифровых носителях, оцифрованные фото – и видеоматериалы, сайты Интернета).



Исторические источники дают нам представление о реально существующих в прошлом событиях – исторических фактах. Можно выделить три категории исторических фактов: 1) это объективные события или явления прошлого; 2) это следы прошлого, отраженные в исторических источниках и 3) это научно-исторические факты, т. е. результаты умозаключений и исследований ученых-историков, основывающиеся на изучении следов прошлого. В своем отношении к фактам история ничем не отличается от прочих наук. Историк всегда заинтересован в том, чтобы найти новые, ранее неизвестные факты. Обнаружив эти факты, он подвергает их тщательной проверке, анализу и сопоставлению с уже известными фактами. Следует учесть, что ученый-историк в своей деятельности сталкивается с бесконечным разнообразием фактов: экономических, политических, социальных, относящихся к духовной жизни общества. Одни факты могут быть случайными, а другие, наоборот, типичными. Одни из них бывают весьма незначительны, другие же оставляют заметный след в истории. Изучение исторических фактов служит для установления связей между ними, для выявления общего и для поиска закономерностей исторического развития.

Научная работа историка состоит, как правило, из нескольких этапов: выбор темы исследования; поиск и определение круга источников, пригодных для решения поставленной задачи; проверка подлинности найденных источников (внешняя критика); сопоставление информации в рамках комплекса источников и проверка ее достоверности (внутренняя критика); анализ и систематизация информации, содержащейся в исторических источниках; написание исследования (изложение результатов).

Собирание, классификация, систематизация и обобщение фактов являются сутью исторического исследования. На основании выявленных фактов и строятся исторические концепции.

В различные исторические периоды существовали разные теории, объясняющие ход исторического процесса. В этой связи необходимо отметить, что методология – это логическая организация какого-либо процесса. В этом широком смысле методология является необходимым компонентом сознательной целенаправленной деятельности. Методология истории – это теория научно-познавательной деятельности, направленная на разработку, анализ и критику принципов и методов исторического познания. Помимо этого, методология истории определяет объект, предмет и основные понятия исторической науки, соотношение общего и особенного в историческом процессе и в историческом познании. Она изучает соотношение истории и современности, а также социальные функции исторической науки.

Превращение получаемых исторических знаний в науку происходило постепенно, на протяжении длительного времени, поэтому правомерно говорить о разных этапах развития исторической науки. Важным этапом стал период античности. Он связан с появлением первых исторических трудов Геродота и Фукидида, живших в V в. до н. э. и описавших греко-персидские и Пелопоннесскую войны.

В период Средневековья историческая мысль находилась под влиянием богословия.

С оответственно и методология истории основывалась на провиденциализме – религиозно-идеалистическом воззрении, которое объясняло все события (в том числе и исторические) как результат борьбы боже-

ственного и дьявольского, а первопричиной всех событий видело волю божественного провидения.

В эпоху гуманизма (XIV–XVI вв.) история стала трактоваться как результат деятельности людей. В центр исторического процесса ставится не Бог, а человек.

В XVII–XVIII вв. – в период Просвещения – исторические знания превращаются в науку. Исторический процесс стал объясняться с естественнонаучных позиций. Появилась новая периодизация истории, актуальная и для настоящего времени: она подразделялась на древнюю, средневековую, новую.

В XIX в. возникли формационный и цивилизационный подходы к изучению истории, которые также являются актуальными.

Основатели формационного подхода К. Маркс и Ф. Энгельс предложили материалистическое понимание истории (исторический материализм). Они утверждали, что человечество в своем развитии проходит через ряд последовательных стадий – общественно-экономических формаций, охватывающих все стороны общественной жизни в их целостности и взаимодействии. По мнению Маркса, в основе каждой формации лежит определенный способ производства материальных благ, представляющий единство производительных сил и производственных отношений. Система производственных отношений составляет экономический базис, которому соответствуют определенные политические, правовые, культурные, религиозные и другие надстройки («надстроечные» институты), в том числе конкретные формы быта, семьи, образа жизни и т. п. Здесь стоит отметить, что, выделяя базисом производственные (экономические) отношения, Маркс и Энгельс признавали определенную самостоятельность правовых, политических и культурно-исторических надстроечных явлений. Например, большое внимание в трудах Энгельса было уделено вопросу об обратном воздействии надстройки на базис.

Маркс выделял три общественные формации: 1) архаическую (первобытнообщинную);

  1. экономическую (частнособственническую);

  2. коммунистическую (основана на общественной собственности).



Позже, в советский период, данная классификация была несколько упрощена, стали выделять пять общественно-экономических формаций:

  1. первобытнообщинную;

  2. рабовладельческую;

  3. феодальную; 4) капиталистическую; 5) коммунистическую.



Каждая из формаций – это последовательная ступень исторического прогресса.

Основателями цивилизационного подхода являются русские мыслители XIX в. Н. Я. Данилевский и К. Н. Леонтьев, чье наследие активно развили в XX в. западные историки О. Шпенглер, Ю. Эвола, Р. Генон, А. Тойнби, С. Хантингтон. Представители цивилизационного подхода рассматривали историю человечества через призму понятий «культурно-исторический тип» и «цивилизация». Каждая цивилизация в своем развитии уникальна, не похожа на другие своими культурными особенностями. Цивилизации имеют свой естественно-исторический возраст: они рождаются, взрослеют, расцветают, потом стареют и умирают. Культурные основы одной цивилизации не передаются другой. По мнению историков данного направления, выделяются такие цивилизации, как античная, китайская, индо-буддийская, романо-германская (западная), арабо-мусульманская, российская и т. д.

Большинство современных историков стремятся к тому, чтобы не противопоставлять два этих подхода, а разумно сочетать их в своих исследованиях, что способно дать продуктивные результаты.

В 30-е гг. XX в. во Франции зародилось новое направление исторической мысли, получившее название «школы Анналов» (М. Блок, Л. Февр и др.). Эти ученые считали, что история призвана изучать человека в единстве всех его социальных проявлений (общественные отношения, трудовая деятельность, формы сознания, коллективные чувства, нравы, фольклор).

В настоящее время можно встретить самые разнообразные теории, объясняющие ход исторического процесса. Так, сторонники презентизма полагают, что история непознаваема и каждое поколение переписывает ее заново, с точки зрения современных политических и идеологических конфликтов. По-прежнему популярны теории, которые считают двигателем исторического процесса какой-либо один фактор: экономику (марксизм), духовное начало (П. А. Сорокин), этапы развития этносов (Л. Н. Гумилев). Сохраняет свое значение и позитивизм. Историки, которые взяли его в основу своей методологии, стремятся выяснить и зафиксировать все возможные исторические факты и факторы (географические, экономические, социальные, этнические, психологические и др.).

Тем не менее все сегодняшнее многообразие подходов к объяснению исторического процесса можно свести к двум направлениям: стадиальной

теории, в которой на первый план выходят общие и единые для всего человечества законы и стадии развития общества, через которые рано или поздно проходят все народы; и теории локальных цивилизаций – в которой обращается внимание на индивидуальное в развитии стран и народов, на разнообразие исторического процесса, его неповторимость и уникальность в историческом движении и культурном проявлении конкретных народов и цивилизаций.

2. Россия в мировом историческом процессе

История России – это часть мировой истории. Каково же место России в мировом историческом процессе? К какому типу цивилизаций ее можно отнести? Эта дискуссия в российском обществе началась в 30–40-е гг. XIX в. в трудах западников (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.) и славянофилов (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков и др.).

Западники отмечали, что Россия – часть Европы и развивается по западной модели. Такой же точки зрения придерживались и сторонники формационной теории, которые считали, что Россия последовательно переходила от одной формации к другой, пусть и с некоторым отставанием от Европы и со своими особенностями. К началу XX в. это отставание в общих чертах было преодолено и Россия, наряду с другими странами, вступила в высшую стадию капитализма – империализм. А затем даже обогнала другие европейские страны, начав строить социализм – первую стадию высшей коммунистической формации. Однако эта концепция не дает ясного ответа на вопросы: почему именно Россия, не являясь самой передовой страной Европы, первой вступила на качественно новый виток развития, и почему за ней не последовали развитые страны Запада?

Разновидностью западнической теории являются взгляды тех современных исследователей, которые также относят Россию к цивилизации западного типа, но считают, что именно попытка строительства социализма нарушила ее естественное развитие, привела к установлению тоталитаризма, наиболее характерного для восточных обществ. С распадом СССР Россия вновь возвращается к западной модели, которая является для нее наиболее приемлемым типом развития.

Противоположностью западничества являются теории, которые предлагают отнести Россию к обществам восточного типа. В качестве аргументов приводятся примеры, что наиболее продуктивно Россия развивалась только в эпоху тиранов (Петра I, Сталина). В то же время все попытки копировать западную модель заканчивались неудачей (католицизм западных земель Киевской Руси, деятельность Лжедмитрия, реформы Александра II, планы Временного правительства, «перестройка» Горбачева). Эпоха же тоталитаризма – типичный вариант восточной деспотии, возглавляемой вождем-тираном. Цикличность развития России (период реформ неизменно сменялся контрреформами) также характерна для восточных цивилизаций, как и традиционализм и коллективизм. Однако есть и ряд моментов, которые в корне отличают Российскую цивилизацию от восточных. В основе менталитета русского народа, который составляет большинство населения нашего государства, лежат христианские ценности, что характерно и для народов западных стран. Не укладываются в восточную модель и такие элементы дореволюционной России, как частная собственность, предпринимательство, рынок, классовая стратификация, многопартийность, элементы парламентаризма и т. д.

Еще в XIX в. славянофилы и консерваторы отмечали, что у России свой, особый путь развития. Эти идеи нашли свое продолжение в концепции евразийства в начале XX в. Они активно обсуждаются и в настоящее время. Евразийцы (П. Н. Савицкий, Н. Н. Алексеев, Н. С. Трубецкой) утверждали, что Россия – это не Европа и не Азия, это – Евразия. Россия изначально формировалась как многонациональное государство, объединившее в себе нацию евразийцев. Россия – это самобытная и самодостаточная цивилизация, особенности которой состоят в огромных территориях и удаленности от морских путей. Сама «огромность» этого пространства вынуждает прибегать к авторитарной модели власти. Отсюда и особая русская ментальность – привязанность к государству, к коллективу. Идейно-религиозной основой русского общества, способствовавшей его объединению, выступает православие. Отмечали евразийцы и значительное влияние Востока (тюрко-татарского фактора) на историю России. События 1917 г. они рассматривали как кризис европейской культуры и возрождение Азии, а Россию евразийцы считали спасительницей мира – в этом ее особая историческая миссия.

Современные евразийцы придерживаются точки зрения, что России необходимо продолжать развиваться своим собственным путем, не копировать западную модель, не искать союзников в Европе и США – своих исторических конкурентах. Будущее России в единении с Азией, в поиске союзников и партнеров среди цивилизаций Востока (мусульманский мир, Китай, Индия).

Оценивая евразийскую теорию следует отметить, что, действительно, невозможно отнести Россию в чистом виде ни к западной, ни к восточной модели. Эти идеи импонируют и своей патриотичностью. Однако ряд положений евразийцев о самодостаточности нашей цивилизации вызывает некоторые вопросы, особенно применительно к новым условиям глобализации. Понятие «единая евразийская нация» тоже весьма условно. Определяющим в понятии «нация» является не только государственность, а также единые культурные традиции, национальный менталитет, языковая общность, что не всегда применимо к евразийской нации. Поэтому и эту теорию, как и любую другую, нельзя абсолютизировать.

Рассмотрев все обозначенные точки зрения, мы можем прийти к следующим выводам:

  1. Россия – часть мировой цивилизации.

  2. Россия соединяет в себе черты и особенности как Запада, так и Востока. Благодаря своему уникальному географическому положению Россия испытывала в разные исторические периоды влияние то одного, то другого цивилизационного центра.

  3. Россия – многонациональное государство, в котором соединены народы различных этнических групп, конфессий (христианство, мусульманство, буддизм и т. д.), присутствует культурное многообразие.

  4. В переломные моменты своей истории (войны, революции, реформы) Россия испытывала «эффект маятника» – «сдвигаясь» то в сторону западного типа развития, то в сторону Востока. Россия соединяла и перерабатывала в себе западные и восточные традиции, периодически рассматривая и выбирая различные варианты цивилизационного развития.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ



  1. Исторические источники дают представление о реально существующих в прошлом событиях – исторических фактах. Собирание, классификация, систематизация и обобщение фактов является сущностью исторического исследования. На основании выявленных фактов и строятся исторические концепции.

  2. Большинство современных историков стремятся к тому, чтобы не противопоставлять формационный и цивилизационный подходы, а разумно сочетать их в своих исследованиях, что способно дать продуктивные результаты.

  3. Многообразие объяснений исторического процесса можно свести к двум направлениям: стадиальной теории, в которой на первый план выходят общие и единые для всего человечества законы и стадии развития общества, и теории локальных цивилизаций, в которой обращается внимание на индивидуальное в развитии стран и народов, на разнообразие исторического процесса, его неповторимость и уникальность в историческом движении и культурном проявлении конкретных народов и цивилизаций.

  4. Россия – часть мировой цивилизации. Она соединяет в себе черты и особенности как Запада, так и Востока. Россия – многонациональное государство, в котором соединены народы различных этнических групп, конфессий, присутствует культурное многообразие.



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ



  1. Охарактеризуйте предмет исторической науки.

  2. Перечислите функции исторической науки.

  3. Что такое исторический источник?

  4. Какие виды исторических источников вы знаете?

  5. Что понимается под словом «методология»?

  6. Охарактеризуйте формационный подход к изучению истории.

  7. Дайте характеристику цивилизационного подхода к изучению истории.

  8. К какому типу цивилизаций можно отнести Россию?



История

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1

Выполните тестовые задания.



  1. Основателем исторической науки считается древнегреческий мыслитель … а) Аристотель

б) Геродот

в) Платон

г) Фалес



  1. В Средние века методология истории основывалась на …

а) фатализме

б) провиденциализме

в) материализме

г) позитивизме



  1. К. Маркс и Ф. Энгельс предложили …

а) материалистическое понимание истории

б) цивилизационный подход

в) теорию локальных цивилизаций

г) идеалистическое понимание истории



  1. Одним из основателей цивилизационного подхода является …

а) Н. Г. Чернышевский

б) В. О. Ключевский

в) Н. Я. Данилевский

г) Н. М. Карамзин



  1. Функция исторической науки, которая заключается в изучении исторического пути России и ее народов, – ...

а) научно-познавательная функция

б) воспитательная функция

в) функция социальной памяти

г) политическая функция



  1. Формация – это …

а) ступень в развитии общества с определенным способом производства и соответствующей ему политической структурой

б) определенный уровень развития общества, наступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства

в) целостная система, в которой взаимодействуют друг с другом различные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, религия, культура и искусство

г) высокий уровень развития культуры общества

  1. Муза истории – …

а) Каллиопа

б) Клио

в) Полигимния

г) Урания



  1. Значительное влияние на историю России тюркского фактора отмечали представители …

а) западничества

б) евразийства

в) славянофильства

г) марксизма



  1. Понятие «культурно-исторический тип» используют представители …

а) божественной теории

б) формационного подхода

в) цивилизационного подхода

г) стадиальной теории



  1. Судебник 1550 г. – это … исторический источник

а) вещественный

б) письменный

в) устный

г) графический

Задание 2

Укажите соответствие между функцией истории и ее определением.

А – прогностическая функция

Б – мировоззренческая функция

В – воспитательная функция

Г – функция социальной памяти



  1. Выступает связующим звеном между прошлым и настоящим

  2. Формирует гражданские качества человека, помогает накоплению моральных и нравственных ценностей общества

  3. Дает возможность предвидеть будущее развитие общества на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего

  4. Формирует взгляды на мир, общество, законы его развития



Ответ: __А-3 Б-4 В-2 Г-1___________________

Задание 3

Заполните таблицу.






Подходы к изучению истории









Представители

Сущность подхода

Типы обществ (примеры)




Формационный подход

К. Маркс Ф.Энгельс



Материалистическое

Понимание истории

Первобытнообщинное

Рабовладельческое

Феодальное

Капиталистическое

Коммунистическое






Цивилизационный подход

К. Н. Леонтьев

Н.Я.Данилевский

О . Шпенглер, Ю. Эвола, Р. Генон, А. Тойнби, С. Хантингтон.

Представители цивилизационного подхода рассматривали историю человечества через призму понятий «культурно-исторический тип» и «цивилизация»

античная, китайская, индо-буддийская, романо-германская (западная), арабо-мусульманская, российская



Задание 4

Отнесите конкретные исторические источники к определенным видам.

А – магнитофонная запись воспоминаний Н. Хрущева Б – Манифест об отмене крепостного права 1861 г.

В – «Сказание о граде Китеже»

Г – иконы



  1. Письменные источники

  2. Устные источники

  3. Вещественные источники

  4. Фонические источники



Ответ: _А-4 В-2 Г-3____________________

Задание 5

Заполните таблицу

«Выдающиеся деятели исторической науки».

Имя

Годы жизни

Главные научные труды

Основные идеи и открытия,

вклад в развитие исторической науки

1.







2.







3.







4.







5.







6.







7.







8.







9.







10.







Задание 5

Выделите в Российской цивилизации исторические черты Запада и Востока. Заполните таблицу.









Российская цивилизация








Черты Запада

Черты Востока




Экономическая сфера

частная собственность, предпринимательство, рынок,

классовая стратификация






Российская цивилизация








Черты Запада

Черты Востока




Политическая сфера

империализм

Тоталитаризм




Культурная сфера



традиционализм и коллективизм



1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта