Главная страница

Занятие история как наука университет Синергия


Скачать 0.53 Mb.
НазваниеЗанятие история как наука университет Синергия
Дата27.01.2022
Размер0.53 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаistoriya.docx
ТипЗанятие
#343651
страница4 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



Древнейшие законы объединял целый ряд общих черт:

  1. Разница в наказаниях в зависимости от социального положения преступника. Чем выше стоял человек на социальной лестнице, тем гуманнее для него было наказание. Чаще всего знать и жрецы отделывались штрафом.

  2. В законодательстве действовал принцип: «Око за око, зуб за зуб», то есть человеку, нанесшему кому-либо телесные повреждения, следует отплатить тем же.

  3. Закон охранял интересы высших слоев общества. Самые жестокие наказания назначались тем, кто выступал против власти, наносил вред имуществу царя или его приближенных, грабил жрецов или храмы.

  4. Закон поддерживал патриархальное устройство семьи. Глава семьи – мужчина – одинаково распоряжался и всем имуществом семьи, и каждым ее членом. По закону разрешалось даже продавать в рабство детей, чтобы заплатить долг.

  5. Закон оберегал частную собственность и защищал права наследования. Сурово наказывались кражи и порча чужого имущества.

  6. Все слои общества имели определенные права, которые защищались законом. Даже рабы имели право жаловаться на жестокость своего господина и в случае угрозы своей жизни искать убежища в храмах, которые обязаны были его предоставить.

Таким образом, следует отметить, что даже в древнейших государствах существовали определенные гарантии, защищающие права личности.

Социальная структура древневосточных государств была строго иерархичной. Каждый слой занимал свое, строго определенное место со своими обязанностями, правами и привилегиями.

На вершине социальной лестницы стояли правитель и его окружение – знать и жрецы. Они занимали высшие государственные посты и обладали огромными землями и богатствами. Далее следовали чиновники, купцы, воины, ремесленники.

Основную часть населения древневосточных государств составляли свободные крестьяне-общинники, которые платили налоги правителю – собственнику всей земли в государстве. Кроме свободных общинников были и зависимые крестьяне, которые работали на храмы, знать или царя. У них тоже был свой надел земли, но на правах аренды, и они не имели права уйти со своих участков.

В самом низу социальной лестницы находились рабы. Труд рабов использовался в земледелии, ремесле, в дворцовых и храмовых хозяйствах, на рудниках и строительстве. Но труд рабов не играл определяющей роли в экономической жизни, он был дополняющим по отношению к труду свободных и зависимых крестьян и ремесленников.

Как правило, большинство населения не имело возможности продвинуться вверх по социальной лестнице. Особенно это было характерно для Древней Индии, где царила кастовая система и границы между кастами были непреодолимы.

Оценивая историческое развитие Древнего Востока, следует отметить, что именно там зародились первые очаги цивилизации и возникли первые государства и законы. Высокого уровня достигли материальная и духовная культура общества. Однако такие черты, как деспотизм, традиционализм, власть религии, «застылость» всех форм жизни привели эти древнейшие государства к гибели. Достижения восточной культуры унаследовала цивилизация иного типа – античная.

Древний Египет

В древности Египтом называли долину реки Нил, начиная от первого порога, и обширную дельту Нила, образованную несколькими руслами, впадающими в Средиземное море. Долина Нила (ее ширина колебалась от 1 до 20 км, в среднем 5–10 км) называлась Верхним Египтом, а дельта – Нижним Египтом. В мировой истории немного стран с таким богатым историческим прошлым, исчисляемым в несколько тысяч лет. За это время древнеегипетское общество переживало стадии расцвета и упадка, застоя и медленного движения. На протяжении своей истории Древний Египет формируется как обширная империя, но иногда он становился и объектом иноземной оккупации. Однако, несмотря на все перипетии, древнеегипетское общество, государственность и культура совершенствовались и усложняли свою внутреннюю структуру.

Египтяне создали высокоразвитую цивилизацию, оказавшую большое воздействие на историческое развитие народов Ближнего Востока и Древней Греции. Значительных успехов достигли древние египтяне в экономике. Сооружение хорошо организованной общеегипетской ирригационной системы в долине Нила, создание плодородных земледельческих районов в заболоченных пространствах Фаюма и Дельты позволили поднять земледелие и сельское хозяйство страны на новый уровень. Расцвет египетских ремесел – ткачества, кораблестроения, гончарного дела, металлообработки, стеклоделия, особенно монументального строительства и обработки камня – означал дальнейшее развитие производительных сил на Древнем Востоке.

За три тысячи лет в Древнем Египте сложилась оригинальная социальная структура с широким спектром общественных состояний, определенными противоречиями между ними и напряженной внутренней борьбой. Вместе с тем господствующему классу Древнего Египта удавалось поддерживать выгодный ему социальный порядок с помощью централизованного бюрократического государственного аппарата, детально разработанной системы мировоззрения, гибкой социальной политики.

Бюрократическое государство во главе с фараоном, с обширным царским хозяйством, постоянным вторжением в экономические отношения, тщательным учетом всех хозяйственных ресурсов страны и их использованием в интересах господствующего класса является своего рода образцом древне-

восточной деспотии.

Древние египтяне стали создателями одной из первой в истории мировой державы, т. е. огромного полиэтнического государства, образованного в результате завоеваний соседних народов.

В основе культуры Древнего Египта лежит монументальное строительство, оригинальная скульптура и живопись, богатая литература и своеобразные религиозные системы. Все это поражает своей неповторимостью, художественным совершенством, глубиной содержания.

Периодизация истории Древнего Египта:

  1. Первый додинастический период (начало IV тыс. до н. э.). Начало разложения родовых отношений.

  2. Второй додинастически период (середина IV тыс. до н. э.). Появление социальной дифференциации, создание элементов ирригационной системы, появление первых государственных образований. В конце периода – создание Верхнеегипетского и Нижнеегипетского царств.

  3. Раннее царство (ХХХШ–XXIX вв. до н. э.). Образование единого египетского государства.

  4. Древнее царство (XXVIII–XXIII вв. до н. э.). Централизация египетского государства.

  5. Первый Переходный период (VII–X династии, XXIII–XXI вв. до н. э.). Распад единого египетского государства на отдельные номы (области).

  6. Возрождение централизованного египетского государства в эпоху Среднего царства (середина XXI–XVIII в. до н. э.).

  7. Второй Переходный период (XIV–XVI вв. до н. э.). Ослабление Египта. Народные восстания. Захват Египта кочевыми племенами гиксосов.

  8. Расцвет египетской цивилизации в эпоху Нового царства (XVI– XI вв. до н. э.). Создание обширной египетской империи.

  9. Третий Переходный период (XI–X вв. до н. э.). Упадок Египта.

  10. Позднее царство. Египет под властью иноземных династий (XI– VIII вв. до н. э.). Возрождение Египта при саисской династии (VII–VI вв. до н. э.).

  11. Завоевание Египта Персией и включение его в состав Персидской державы (конец VI–IV вв. до н. э.).

  12. Эллинистический период (332-30 гг. до н. э.).



Раннее царство характеризуется образованием централизованного и сильного рабовладельческого государства, формированием государственного аппарата, выделением административных округов – номов. В этот период утверждается неограниченная власть фараона, его обожествление, которое нашло материальное закрепление в сооружении гигантских пирамидгробниц (в частности, знаменитая пирамида Хеопса в Гизе).

В основе своей египетская цивилизация была городской, но города почти не сохранились, т. к. строились из недолговечного материала. Значительного расцвета в эту эпоху достигает материальная культура. Наибольшее значение в хозяйственной жизни страны имело земледелие, которое основывалось на широко развитом искусственном орошении и являлось ведущей отраслью хозяйства. Сельскохозяйственные орудия долго сохраняют свой первобытный характер. Но наряду с этим все шире распространяется примитивный плуг.

Значительное развитие в этот период получают ремесла. Высокого расцвета и технического совершенства достигает обработка камня. Особых успехов в строительном деле добиваются египетские каменотесы. Огромные пирамиды и расположенные около них храмы дают яркое представление о расцвете строительной техники.

Каменные орудия все больше вытесняются металлическими, чаще всего изготовленными из меди, добытой в рудниках Синайского полуострова. Наряду с техникой ковки была известна и техника литья. Особое место в Древнем Египте занимало ювелирное искусство. Из золота, серебра и естественного сплава золота с серебром египетские ювелиры выделывали изящные изделия и украшения. Наконец, значительного развития достигают в эту эпоху и другие ремесла, в частности обработка глины, папируса, кожи и выделка льняных тканей.

Для Древнего Египта была характерна развитая внутренняя и внешняя торговля, изначально в примитивной меновой форме. На стенах гробниц периода Древнего царства сохранились изображения рыночных сцен, причем художник тщательно изобразил обмен одних товаров на другие. Среди этих товаров встречаются продукты питания, такие как зерно, хлеб, сладкие пирожки, овощи, плоды, масло, рыба, а также ремесленные изделия, в частности украшения, зеркала, обувь. Товарным эквивалентом стоимости было зерно и слитки металлов, чаще всего меди.

Ярким показателем развития духовной культуры Египта является появление собственной письменности, которая возникает из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. Эта сложная рисуночная система письменности была весьма наглядной, но не удобной. По мере усложнения языка и потребности обозначения множества отвлеченных понятий знак-пиктограмма превращается в алфавитный знак. Уже в эпоху Древнего царства в египетской письменности возникает система, напоминающая алфавитную. Однако египетские писцы не смогли отрешиться от архаических пережитков древности и создать систему письменности, состоявшую лишь из одних алфавитных знаков. Медленность развития и сложность египетской письменности в значительной степени объяснялись тем, что она полностью находилась в руках жрецов, которые обладали «монополией» на знания.

По мере развития земледельческого искусства в религию древних египтян начали проникать представления о «священной земле» – богине материприроды. Земледелец, живший на земле, питавшийся плодами земли и погребавший своих покойников в землю, видел в ней начало жизни и смерти. В качестве первородной стихии, которая дает жизнь и пропитание человеку, египтяне рассматривали и воду, которая считалась основой всей природы, поэтому они обожествляли реку Нил.

Египтянин населял растительный и животный мир множеством духов и богов, видя в отдельных растениях, деревьях и зверях воплощение того или иного божества. Сначала собирательство и охота, а потом скотоводство и земледелие создали тот круг верований, представлений и обычаев, которые легли в основу древних культов растений и животных. Этот культ священных животных нашел свое отражение в обожествлении и в титулах фараонов. Покровителями царской власти издревле считали священного сокола, пчелу и змею.

Возвеличивание царской власти проявлялось в том, что египетского фараона называли «благой бог», «великий бог», в честь него строились храмы, в которых совершали особый культ царя, таким образом, фараон считался сверхъестественным существом. В связи с развитием царского культа происходит глубинный процесс видоизменения основных форм египетской религии. Древние боги природы постепенно превращаются в «государственных» богов – покровителей государства, царя и царской власти. Так, бог умирающей и воскресающей природы Осирис с течением времени становится царем загробного мира, первым царем Египта и покровителем царской власти и поэтому часто изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти.

В Древнем Египте существовал также культ предков и связанный с ним заупокойный культ, который способствовал идеологическому укреплению власти и авторитета родоначальника. Египтяне, как и многие другие древние народы, верили в то, что смерть есть не уничтожение человеческого существа, а лишь переход его в другой мир. Полагая, что загробная жизнь это лишь своеобразное продолжение земного существования, египтяне старались дать возможность умершему пользоваться в этом воображаемом мире всеми теми предметами, которыми он пользовался при жизни.

За почти четыре тысячи лет в Древнем Египте было создано большое количество самых разнообразных литературных произведений, которые свидетельствуют о высоком уровне развития этой древней культуры, о богатстве художественного творчества египетского народа.

Высокого развития в Египте достигло изобразительное искусство и архитектура. О техническом совершенстве архитектурных форм говорят сохранившиеся до наших дней храмы и гробницы. По мере развития строительной технологии гробницы становились все монументальнее. Поблизости от пирамид строились заупокойные «храмы царей». Стены этих храмов украшались рельефами, изображавшими жизнь и подвиги обоготворенного царя.

Знания в Древнем Египте накапливались и передавались в особых школах. Существовали придворные школы, где учились дети аристократов, школы при центральных ведомствах, в которых готовились писцы-чиновники, школы при храмах. В этих школах царила строгая дисциплина, которая поддерживалась применением телесных наказаний. В школах помимо письменности давали знания прикладного характера. Так, знания арифметики и геометрии использовались при определении размеров поля, кучи зерна или вместимости амбара; египтяне так же, как и вавилоняне, умели составлять схематические карты местности и примитивные чертежи. О высоком уровне развития математических знаний древних египтян свидетельствуют грандиозные здания, которые могли быть воздвигнуты лишь на основе ряда точных вычислений. Одним из крупных достижений египетской математики было развитие десятичной системы счисления. В египетской письменности уже существовали особые знаки для обозначения чисел 1, 10, 100, 1 000, 10 000, 100 000 и даже миллиона. Очень характерны для египетской математики особые единицы длины – палец, ладонь, ступня и локоть.

Древние египтяне обладали знаниями в области астрономии: на потолках различных зданий, главным образом гробниц и храмов, сохранились карты звездного неба, предназначавшиеся для определения времени в ночные часы. Днем время определяли при помощи солнечных и водяных часов. Составленными египтянами картами расположения звезд пользовались и позднее, в греко-римскую эпоху.

Значительное развитие в Египте получила медицина. Проводившиеся во время мумификации вскрытия трупов способствовали развитию медицины: египетские врачи имели достоверные познания о строении человеческого тела и функционировании организма человека; в дошедших до нас папирусах описаны симптомы многих болезней, способы их диагностики и лечения.

Подводя итог, можно сказать, что Древнеегипетская цивилизация прошла все закономерные стадии развития – от возникновения к расцвету и упадку. Но все завоевания древнеегипетской культуры имели непреходящее значение для дальнейшего поступательного развития человеческой культуры.

Древняя Индия

Периодизация истории Древней Индии:

  1. Древнейшая цивилизация (Индская, Хараппская) (XXIII–XVIII вв. до н. э.). Возникновение первых городов, образование ранних государств.

  2. «Ведийский период» (с конца II тыс. до сер. I тыс. до н. э.). Можно выделить два его основных этапа:

  • ранний (XIII–IX вв. до н. э.), который характеризуется расселением племен ариев в Северной Индии;

  • поздний (VIII–VI вв. до н. э.), основным содержанием которого была социальная и политическая дифференциация, приведшая к образованию государств, главным образом в долине реки Ганг.

  1. «Буддийский период» (магадхско-маурийский период) (V–III вв. до н. э.). Время возникновения и распространения буддийской религии. С точки зрения социально-экономической и политической истории он отмечен началом урбанизации и появлением крупных государств. Создание общеиндийской державы Маурьев.

  2. «Классическая эпоха» (II в. до н. э.– V в. н. э.). Время формирования наиболее характерных особенностей социально-политического строя и культуры Южной Азии.

Древнеиндийская цивилизация возникла в долине реки Инд. Ее становление связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия. Для этой цивилизации характерно использование бронзы, строительство городов и изобретение письменности. Еще в эпоху неолита местное население стало заниматься земледелием.

Древнейшими центрами индской цивилизации были города Хараппа (появление ок. 2500–2300 гг. до н. э.) и Мохенджо-Даро (ок. 2600 г. до н. э.). В них были найдены крупные постройки, считающиеся храмами или дворцами правителя. Города были разделены на улицы и кварталы. Их отличал высокий уровень благоустройства: в домах располагались комнаты для омовений, система канализации была более совершенная, чем во многих других странах Древнего мира.

Несмотря на высокий уровень городского строительства, большая часть населения Индской цивилизации жила в сельских поселениях и занималась преимущественно земледелием. Индская долина была одним из древнейших центров земледелия на Востоке. В основе древнеиндийской земледельческой культуры лежало выращивание пшеницы, ячменя, проса, хлопчатника. Помимо этого, были развиты ремесло, ткачество, освоено изготовление обожженного кирпича, глиняных статуэток.

Наибольший интерес для изучения Индской культуры представляют небольшие каменные печати. Предполагается, что их основным назначением было указание собственных прав владельца. Изображение на печатях сопровождается краткой надписью. Печати и другие предметы «хараппской» культуры находят далеко за пределами долины Инда (в Месопотамии, Иране) – это говорит о широких внешних связях. По некоторым особенностям можно говорить о существовании внутренней торговли.

Изображения на печатях говорят о культе деревьев, животных, небесных светил. Культ богини-матери указывает на земледельческий характер религии. Некоторые скульптуры посвящены мужскому божеству. Для Хараппской цивилизации был характерен политеизм и культ животных, о чем свидетельствуют многочисленные изображения животных на печатях. В качестве наиболее встречаемых выступают бык, слон, тигр, носорог.

Несмотря на свои значительные материальные и духовные достижения, постепенно Хараппская цивилизация приходит в упадок и к XVIII в. до н. э. перестает существовать. Наиболее вероятно, это случилось в результате нерационального ведения поливного земледелия и вырубки лесов. Природные условия стали менее благоприятными. Но главную причину ученым еще предстоит установить.

Ведийский период назван по «Ведам» – древнейшей индийской религиозной литературе. Веды это не только сборник священных гимнов, заклинаний и молитв, но и различных философско-религиозных трактатов, в которых затрагиваются вопросы познания, этики, повседневной жизни. Эти тексты были созданы на языке, принадлежащем к индоевропейской языковой группе, что свидетельствует о появлении в это время в этом районе индоевропейских племен (индоарии). Арийские племена расселились во второй половине II тысячелетия до н. э. в Северной Индии и в дальнейшем ассимилировались с местными племенами.

Основными занятиями населения Древней Индии в ведийскую эпоху были земледелие и скотоводство. Развитию земледелия, переходу населения к оседлому земледельческому образу жизни способствовало появление железа, его применение в различных отраслях производственной деятельности. Судя по раскопкам, железо бы известно в Северной Индии еще в XI в. до н. э., но широкое распространение оно получило позднее. С помощью железных орудий стало легче осваивать лесные районы Ганской долины, обрабатывать почву, создавать в необходимых случаях искусственное орошение. Железо способствовало также и развитию ремесла. Поля обрабатывали с помощью плуга с железной вкладкой, мотыги, при сборе же урожая применяли серпы. Население ведийской эпохи выращивало такие злаки, как ячмень, рис, пшеница, бобовые.

Наряду с земледелием большую роль в жизни ведийских племен играло скотоводство. В ведийских текстах неоднократно говорится, что владение скотом составляет главное богатство человека. Авторы ведийских гимнов постоянно обращаются к богам с просьбой наделить людей коровами. Захват скота являлся одной из главных причин столкновений между племенами.

Изначально ведийские племена жили в небольших укрепленных поселениях, которые мало чем напоминали крупные города Хараппской цивилизации. Города в то время представляли собой скорее сельские центры, состоящие из небольших деревянных, глинобитных и каменных построек и укрепленные земляными валами.

Судя по раскопкам, рост городов в долине р. Ганг сопровождался развитием ремесла. В ведийских текстах упоминаются различные ремесленники – кузнецы, гончары, плотники, ювелиры, оружейники и т. д. Наиболее почитаемым было искусство плотников и кузнецов, которые изготовляли земледельческие орудия, военное оружие, строили жилища. Получает развитие как внутренняя торговля между отдельными племенами, так и внешняя.

Вначале население ведийских племен объединялось в общины, которые состояли из больших патриархальных семей. Родовые связи были еще очень сильны, и влияние родственных связей сказывалось во всех областях жизни. Постепенно племенные коллективы расслаивались, появлялось имущественное и социальное неравенство, органы племенного управления перерастали в органы государственной власти, менялось положение племенного вождя, который становился правителем государственного объединения. Образование государства было длительным процессом, который сопровождался сохранением в течение долгого времени пережитков старой политической организации. Большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении царя. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных правителя. Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе со специальным начальником.

Наряду с богатой верхушкой, владевшей значительным количеством скота, в общине существовали и беднейшие слои. В ведийских сочинениях появляются данные о дарении и купле земли, хотя право собственника было в значительной степени ограничено волей племени. Постепенно некоторые члены племенного коллектива богатели, становились привилегированным сословием, владели рабами, а разорявшиеся общинники утрачивали независимость и превращались в зависимых соплеменников. Появление рабства явилось ярким показателем процесса развития имущественного и общественного неравенства. Ели в ранневедийский период племена находились на стадии первобытнообщинных отношений, то в поздневедийский появляются классовое общество и государство.

Индия же дает наиболее яркий пример развития особой социальной организации, приобретшей в условиях индийского общества крайнюю форму замкнутости. В древнеиндийском обществе существовали т. н. варны – сословия. Вопрос о происхождении варн весьма сложен, но закономерно связывать их появление с разложением первобытнообщинного строя и развитием социально-экономического неравенства. Жрецы составляли высшее сословие брахманов. Военная знать образовала варну кшатриев, свободные общинники входили в варну вайшьев. Затем оформилась варна шудр, занимавших самое низкое положение в социальной иерархии.

Как правило, правителями становились представители варны кшатриев. Они же контролировали такой важный инструмент власти, как армия, и занимали важнейшие военные посты. Уже в поздноведийских сочинениях имеются некоторые данные о соперничестве кшатриев и брахманов. Две эти варны составляли самую привилегированную группу, жившую за счет трудящегося и зависимого населения. Самой же многочисленной была варна вайшьев, куда входили свободные общинники, земледельцы, торговцы. Вайшьи являлись основным податным сословием. В ведийскую эпоху вайшьи еще сохраняли некоторые политические права и даже участвовали в решении ряда государственных дел.

Началом нового периода в истории Древней Индии – буддийского или магадхско-маурийского, продолжавшегося в течение четырех столетий, исследователи обычно считают середину I тысячелетия до н. э. Политическая история Северной Индии в VI–IV вв. до н. э. насыщена многими яркими событиями. Это был период образования первых крупных государств, их усиления, борьбы за гегемонию. Историческая традиция относит жизнь Будды именно к этому периоду времени.

Из письменных источников мы знаем о многочисленных войнах и столкновениях государств друг с другом, династических распрях и соперничестве. В распоряжении исследователей этой эпохи имеются сочинения буддийского канона, в которых наряду с изложением вопросов доктрины и этики буддизма содержится важный материал по политической, социальной и культурной жизни древнеиндийского общества.

Согласно раннебуддийским сочинениям, в середине VI в. до н. э. в Северной Индии существовало 16 махаджанапад («великих стран»). Ведущей силой па политической арене Северной Индии, центром, вокруг которого шло объединение североиндийских государств, стала Магадха. Это государство занимало очень выгодное географическое, стратегическое и торговое положение. В источниках сохранились свидетельства о плодородии магадхских земель, подвергавшихся тщательной обработке. Страна вела оживленную торговлю со многими областями Индии, была богата полезными ископаемыми, в частности металлами.

Иное положение было в Северо-Западной Индии, где в отличие от долины Ганга не было крупного государства, способного объединить вокруг себя остальные племена и народы. Здесь жили различные в этническом, языковом и культурном отношении племена. Наиболее сильными государствами были Камбоджа и Гандхара, которые входили в число вышеупомянутых 16 «великих стран».

Некоторые районы Северо-Западной Индии в конце VI в. до н. э. вошли в состав персидской Ахеменидской империи. В империю Ахеменидов входила лишь часть Северо-Западной Индии, но эти, а также некоторые другие районы страны испытали на себе определенное культурное и политическое влияние персов.

Если о районах Индии, входивших в империю Ахеменидов, на Западе было известно довольно широко, то о Восточной Индии и политических событиях в долине Ганга античные писатели в это время почти ничего не знали. По словам Геродота, эти области представляли собой пустыню. Иными стали связи индийской цивилизации с государствами Запада после походов Александра Македонского – одного из ярчайших событий в истории Древнего мира. В результате завоевательного похода Александра в 327 г. до н. э. часть территории Индии оказалась под властью македонцев. После же изгнания македонских гарнизонов царем Чандрагуптой им была основана новая дина-

стия Маурьев (317–180 гг. до н. э.). Он подчинил огромные территории Индостана.

Расцвета династия Маурьев достигла в сер. III в. до н. э. при внуке Чандрагупты – царе Ашоке (правил в 273–232 гг. до н. э.). Его держава простиралась на всю территорию Индостана, за исключением самых южных областей. Была проведена унификация материальной и духовной культуры (введение единых законов, единой монеты). Произошло усиление царской власти. Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. При нем существовал Совет царских сановников.

Царь Ашока покровительствовал буддизму, но призывал к веротерпимости, т. к. на территории государства существовали и другие религии. При Ашоке проводится миссионерская деятельность с целью распространения буддизма (так буддизм проникает на Шри-Ланку). Этические положения буддизма имели практическое значение и находили широкую поддержку среди различных социальных групп. В конце своего правления Ашока перестал следовать провозглашенному им самим принципу веротерпимости и стал проводить пробуддийскую политику, что вызвало решительную оппозицию приверженцев других религий. В итоге против царя был устроен заговор, а его преемникам не удалось сохранить целостность империи, и она распалась.

Хотя создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок, но империя Маурьев состояла из племен и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому Маурьям не удалось сохранить единство государства: во II в. до н. э. Индия, несмотря на сильную ар-

мию и крепкий аппарат управления, распалась на множество государственных образований.

Со II в. до н. э. центр развития Индостана сместился в северо-западные районы, которые фактически стали независимыми от центральной власти. Именно здесь происходило взаимодействие разных нардов, несших с собой свои языки и свою культуру. Сначала в ряде северо-западных районов бывшей империи власть захватили индо-греческие царьки. В I в. до н. э. в Северо-Западную Индию из Средней Азии проникли иранские племена саков. Эти племена, столкнувшись с индо-греческими династиями, какое-то время находились под их верховенством, а затем образовали собственные государства.

В I в. н. э. в северо-западных районах Индостана появились кушаны – народ, пришедший сюда из Китая. Кушаны включили Северо-Западную Индию в свою великую империю, которая достигла расцвета при царе Канишке (II в. н. э.). С его именем связан подъем экономики огромной территории. Когда Канишка взошел на престол, границы его империи простирались от Центральной Индии, включая районы современных Афганистана и Пакистана, до долины Ганга. По его владениям проходили выгодные торговые пути. Так, на север шел Великий шелковый путь, торговая артерия между Китаем и Римской империей. Морские пути связывали дельту Инда с Персидским заливом, из западных индийских портов отчаливали корабли, направляясь в Александрию.

Правление Канишки отмечено миром и политической стабильностью, подъемом культуры и распространением буддизма. Канишка сам принял буддизм и был ревностным его покровителем. Именно в кушанскую эпоху буддизм начал превращаться в мировую религию.

Власть кушан на индийских территориях оказалась недолговременной. Уже к концу II в. от империи отошли области в долине Ганга, а к концу III в. под властью кушан в Индии оставалась лишь небольшая территория по среднему течению Инда. В IV в. в долине Ганга вновь возникла большая империя во главе с династией Гупт. Область Магадхи, как и во времена Маурьев, становится центром цивилизационного развития. Появляются условия для возникновения нового государства общеиндийского масштаба со столицей в Паталипутре.

Первым великим правителем новой империи стал Чандрагупта I, который в 320 г. принял императорский титул правителя великих царей. За годы своего правления он оправдал свой титул, ибо к моменту его смерти (335 г.) Гупты владели всей территорией бассейна Ганга. Но только при сыне Чандрагупты I Самудрагупте династия приобрела действительно императорский статус. В результате пятнадцати лет жестоких завоевательных войн ловкий и удачливый полководец Самудрагупта превратил государство Гупт в мощную силу. При Гуптах роль буддизма заметно снизилась. Самудрагупта и большинство других императоров династии поклонялись индуистскому богу Вишну. Со времени Гуптов можно уже говорить о сложившемся индуистском культе, о комплексе религиозных верований, который называют индуизмом. При этом всех императоров династии отличали веротерпимость и хорошее отношение к буддизму.

Наивысшего расцвета древнеиндийская цивилизация достигла в правление Чандрагупты II (правил ок. 380 – ок. 413 или 415 гг.). Годы его царствования это были годы мира, стабильности и процветания, «золотой век» цивилизации, выразившийся в высочайшем расцвете искусства, литературы и религии. Возникла изысканная и глубоко духовная величайшая культура классической Индии, которая оказала влияние на развитие других народов, а ее наследие живо и актуально и в наши дни. «Золотой век» длился с IV по V в., а затем наступило время внутренних распрей и возобновившихся военных вторжений, но уже новых завоевателей – гуннов-эфталитов. Не выдержав изнурительных войн, крупнейшая империя древности распалась, и ее конец завершил историю Древнеиндийской цивилизации.

3. Античная цивилизация

Термин «античность» появился в годы Возрождения. Он происходит от латинского слова «антиквус» – «древний». Под античностью понимают особый период истории Древней Греции и Рима, а также завоеванных ими городов.

Древняя Греция

Периодизация истории Древней Греции:

  1. Период раннеклассовых обществ и первых государственных образований (крито-микенская цивилизация) (XXX–XII вв. до н. э.).

  2. Формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры (XI–IV вв. до н. э.).

  3. Завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств (IV–I вв. до н. э.).



Условия формирования греческой цивилизации (Эллады) во многом были иными, чем на Востоке. В отличие от «речных» цивилизаций, Балканский полуостров изрезан горными хребтами и морскими заливами. Плодородной земли в горных долинах было мало, и земледелие было малопродуктивным. Истинным богатством Греции было море. Море кормило Грецию и открывало торговые пути в другие страны. С полным основанием мы можем говорить о греческой «морской» цивилизации.

Греция богата полезными ископаемыми: мрамором, железной рудой, медью, серебром, деревом, гончарной глиной хорошего качества, что обеспечивало греческое ремесло достаточным количеством сырья.



О сновой социально-политической организации греческого общества являлось государство-полис. Полис вырос из земледельческой общины, он состоял из городского центра и прилегающих к нему территорий.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта