Главная страница

1. Особенности исторического развития Первые государства на территории Индии возникли в середине iiiii тысячелетий до н э. в долине Ганга и в примыкающих к нему областях


Скачать 26.5 Kb.
Название1. Особенности исторического развития Первые государства на территории Индии возникли в середине iiiii тысячелетий до н э. в долине Ганга и в примыкающих к нему областях
Дата29.09.2022
Размер26.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаigprz3.docx
ТипДокументы
#704233


1. Особенности исторического развития:

Первые государства на территории Индии возникли в середине III—II тысячелетий до н.э. в долине Ганга и в примыкающих к нему областях. Наибольшую известность получила так называемая Хараппская цивилизация, которая предстает перед нами как высокоразвитая культура, возникшая на местной основе.

О высоком уровне развития хараппской культуры говорят строгая планировка при строительстве городов, монументальная архитектура, наличие письменности, система мер и весов, произведения искусства.

Почти все крупные города состояли из двух частей: из цитадели, которая возвышалась над городом, и нижнего города. В цитадели находились, видимо, городские власти (некоторые ученые считают, что там же были и дома жрецов), в нижнем городе проживало основное население. Общение между двумя частями было ограничено: существовали специальные ворота, которые могли закрываться, дабы не допускать простыx жителей в цитадель.

Основным занятием населения было земледелие, также жители занимались садоводством. В речных долинах широко использовали ирригацию. Разводились крупный рогатый скот, овцы, козы, были одомашнены собака, кошка, осел. Хараппские города были крупными центрами торговли как внутренней, так и внешней. Судя по находкам печатей в городах Двуречья особенно активной была торговля с Месопотамией. Она осуществлялась, очевидно, и морем, и сухопутным путем.

В XIX в. до н.э. после периода расцвета наступил упадок хараппской культуры. Последние исследования позволяют сделать вывод, что одной из главных причин гибели этой цивилизации стали эпидемии. На долгое время значительные территории остались опустошенными. В XI—X вв. до н.э. на территорию Индостана начинается продвижение индоарийских племен и освоение ими областей гангской долины. Это был продолжительный процесс, занявший несколько столетий. Данный период часто называют ведийским. Ведийские племена жили в небольших укрепленных поселениях, которые мало чем напоминали крупные города Хараппской цивилизации.

мало чем напоминали крупные города Хараппской цивилизации. Однако постепенно в долине Ганга возникали города.

В I тысячелетии до н.э. на базе отдельных племен и племенных союзов в Древней Индии начали складываться первые государства. Постепенно среди большого числа государств первостепенное значение в долине Ганга приобрела Магадха. Древняя Магадха занимала очень выгодное географическое, стратегическое и торговое положение. Страна вела оживленную торговлю со многими областями Индии, была богата полезными ископаемыми, в частности металлами. Затем на магадхском престоле утвердилась династия Нандов и была образована крупная империя. Созданное Нандами государство подготовило условия для организации крупной империи Маурьев.
4. Важное место в Законах Ману занимают нормы, касающиеся права собственности: указывается семь возможных способов его возникновения (наследование, получение в виде дара, находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение милостыни). В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения. Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказывать право собственности, ссылаясь на добросовестное владение, запрещалось. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, то она возвращалась прежнему собственнику.
Среди основных видов собственности законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные и земли частных лиц. В Законах Ману говорится, что если несобственник поля засеет чужое поле своими семенами, то он не будет иметь права получать урожай. Лишь сам собственник земли распоряжался своей землей, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняли и движимое имущество. Наиболее ценным из него считались рабы, скот.

В законах упоминаются споры о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При их рассмотрении учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, могла ограничить частное землевладение.Покушение на собственность было отнесено к наихудшему из пороков. В первую очередь закон охранял имущество царя и храмов. Хищение из царских складов, хищение имущества из храма, кража слонов, лошадей, колесниц правителя влекло за собой одно наказание — незамедлительную казнь.Довольно тщательную разработку получили обязательственные отношения. В основном в Законах Ману урегулированы обязательства, вытекающие из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров — договор займа.Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он должен был его отработать.Значительное внимание уделялось и договору найма. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф и неуплату виновному жалованья.Также в Законах Ману содержались нормы, регулирующие договор купли-продажи. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца выступал собственник вещи.Необходимо отметить, что ряд ограничений на субъектов договора купли-продажи накладывали кастовые барьеры. Так, заниматься торговлей было недостойно представителей высших каст. Самопродажа и продажа родственников в рабство влекла за собой изгнание из касты.Законы Ману содержали и положения о деликтных обязательствах. В качестве основания для возникновения таких обязательств указывались порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки. При этом виновный должен был возместить пострадавшему причиненный ущерб и уплатить штраф царю.
5. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Ему принадлежало право наказывать членов семьи своей властью.Брачный возраст для мужчин наступал с 20 лет, для девушек — с 12 и даже с восьми. В идеальном браке возраст невесты должен был соответствовать трети возраста жениха. Выбор жениха и невесты зависел от воли родителей, учитывалось положение молодых в варнах и кастах.В детстве женщине полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, а после смерти последнего — под властью сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью. Законы Ману признавали единобрачие. Брак считался нерасторжимым. Жене запрещалось покидать своего мужа, детей. Ей надлежало всегда быть веселой, искусной в домашних делах, экономной в расходах. Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели.Неоднократно также подчеркивается, что призвание женщины - это рождение детей и забота о семье.Вместе с тем отношение к женщине было двойственным. По ряду норм женщина отнюдь не являлась бесправной. Особо выделялось положение женщины-матери: в некоторых случаях она превозносилась выше, чем учитель (гуру) и отец. Она считалась хранительницей очага, воплощением богини земли. Мораль призывала почитать мать: ей нельзя было причинить вред, с ней нельзя было ссориться, под угрозой штрафа ее нельзя было покидать, оставлять в беспомощном состоянии.Все имущество семьи управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном живших в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить часть от своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.
6. Законы Ману содержат множество статей о преступлениях и наказаниях. Это свидетельствует о наличии острых социальных конфликтов в древнеиндийском обществе: люди страдали от грабежей, насилия, беззакония, воровства и т.д. Законы Ману заполнены статьями о хищении, краже имущества, скота, ограблении, краже людей, убийствах, нанесении тяжких телесных повреждений, клевете, доносах, прелюбодеянии, проституции, мужеложстве, пьянстве.В перечень преступлений входили государственные преступления, преступления против собственности и личности. На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.Говорить о понятии преступления в древнеиндийском праве можно лишь условно, так как в тот период четких различий между частноправовым правонарушением и преступлением еще не проводилось. При рассмотрении конкретных преступлений Законы Ману исходят из неких общих понятий, принципов: из признания форм вины (умысла или неосторожности), необходимой обороны, рецидива, соучастия, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание. Убийца освобождался от наказания, если убил, защищая себя, при охране жертвенных даров и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребенок,престарелый или даже брахман. Подстрекатели к грабежу наказывались двойным штрафом. Как смягчающее обстоятельство учитывались отсутствие умысла, состояние преступника, находившегося в опьянении, умопомрачении. Большая группа норм посвящена насильственным преступлениям против личности. Среди них первое место занимает убийство, влекущее за собой казнь преступника. Самым тяжким преступлением считалось убийство брахмана. Телесные повреждения рассматривались как оскорбление действием. Наказание штрафом в случае их нанесения варьировалось в зависимости от последствий: было ли избиение с кровью, без крови или «почти до смерти», была ли сломана рука или нога, выбиты зубы, отрезаны уши, нос, потерял ли потерпевший способность говорить, двигаться, принимать пищу. В последних случаях наряду со штрафом виновный должен был возместить расходы на лечение. При вынесении наказания учитывались личный статус преступника и потерпевшего, пол, возраст, варновая принадлежность, родственные связи сторон. Как правило, более высокий варновый статус преступника смягчал его ответственность: лица, принадлежавшие к высшим варнам, несли меньшую ответственность за правонарушения. Чаще всего она ограничивалась покаянием, штрафом. Тяжесть уголовной репрессии падала на шудр, людей из низших каст, обездоленных. Значительное внимание уделено в Законах Ману имущественным преступлениям, таким, как кража и грабеж. В Законах Ману проводятся четкие различия между грабежом, сопряженным с насильственными действиями, направленными на присвоение вещи, и кражей — тайным хищением, к которой приравнивалось отрицание получения чужой вещи на хранение. Наказание за эти преступления варьировалось в зависимости от стоимости похищенного и варновой принадлежности преступника. Захват (грабеж) наиболее ценного имущества (крупного рогатого скота, людей, домов, золота) влек за собой крупный штраф. По Законам Ману похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней», наказывалось смертной казнью, захват же коров — отсечением половины ноги преступника. В Законах Ману можно найти нормы, предписывающие применение простой (отрубание головы) и квалифицированной (сажание на кол, утопление и пр.) смертной казни. В ряде случаев квалифицированная смертная казнь могла быть заменена уплатой высшего штрафа, что ставило в неравное положение бедных и богатых преступников. Древнеиндийскому праву была известна и амнистия. В дни рождения раджи, во время полнолуния из тюрем выпускали детей, стариков, больных.
7. В Древней Индии существовали две системы судов: царские и внутриобщинные (кастовые). Суд не был отделен от администрации. Высшей судебной инстанцией был царский суд. Правосудие основывалось на четырех столпах: дхарма; судебное разбирательство; обычай; царский указ. Из них последнему отдавалось преимущество перед другими. Царь мог участвовать в суде только со своими советниками — брахманами. Судебное дело начиналось с подачи искового заявления и дачи показаний в суде сначала истцом, затем ответчиком.Указывалось на необходимость иметь в виду предмет иска, свидетелей, место, время и обстоятельства. Значительное внимание уделялось требованиям, предъявляемым к свидетельским показаниям. Действовал общий принцип: свидетель должен быть равным по социальному статусу той стороне в процессе, относительно которой он дает показания. Различия в процедурах ведения процессов по уголовным и гражданским делам не было. Существовало 18 поводов для начала судебного разбирательства споров и конфликтов: не уплата долга, продажа чужого, не отдача данного, не уплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета, оскорбление действием, насилие, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости, битье об заклад и др. Серьезная роль отводилась судейскому усмотрению. Судья должен был оценивать показания сторон и свидетелей по их голосу, цвету лица, движениям, взгляду, жестам. Ложным считалось показание свидетеля, с которым в течение семи дней после суда случилось несчастье (болезнь, пожар или смерть родственника). Большое значение имели клятвы, которые были различны по своему словесному оформлению: брахман клялся своей правдивостью, иначе ему угрожал грех, распространяющийся на последующие поколения; кшатрии клялись сохранностью колесниц и оружия, вайшии — коровами, зерном и золотом, шудры — всеми тяжкими преступлениями. Если не было достаточных вещественных доказательств, то судье необходимо было следить за тем, как отвечают на вопросы обвиняемые — «по выражению лица, по движениям, по походке, жестам, речи» следовало улавливать их сокровенные мысли. Широко применялись ордалии. Законными их видами были огонь, вода. Утверждалось, что тот, кого пылающий огонь не обжигает, которого вода не заставит подняться вверх, должен считаться «чистым в клятве». Допрос мог производиться посредством пытки. Различались полные, отдельные и повторные пытки. Для женщин устанавливались половинная пытка или словесный допрос. Не подвергались пытке старики, дети, больные, умалишенные, беременные женщины, а также сознавшиеся в преступлении. Брахман полностью освобождался от пытки.
8. Образование Древнекитайского государства было связано с завоеванием племенем Шан соседних племен. Необходимость удержания в повиновении покоренного населения активизировала процесс формирования государства.

Государственный строй Древнекитайского государства с течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь (или Ван) сосредоточил в своих руках всю полноту высшей государственной власти, он и командовал войском, был высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, объясняя это все своим божественный происхождением. Именно поэтому Китай называли Поднебесной. Остальные высшие государственные должности занимали родственники царя, а другие мелкие должности (писцы, сборщики налогов, судьи) занимали профессиональные чиновники.

Понятно, что высшую ступень в социальной иерархии занимал царь, затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен.

Основную часть населения составляли свободные общинники. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и была в распоряжении вана, а в частной собственности находились рабы, дома, орудия труда. Рабами владело как государство, так и частные лица. Они находились в положении скота: не могли иметь ни семью, ни имущество.

Затем племена Чжоу нанесли поражение войскам Шан. Так на смену империи Шан пришло государство под названием Чжоу.

Первые правители Чжоу раздали своим родственникам и предводителям дружественных племен уделы в наследственное владение. Верховная власть находилась в руках царя, однако вся территория страны делилась на области во главе с правителями, назначенными ваном. Централизованного государственного аппарата в течение всего периода Чжоу не существовало. В этот период происходит укрепление индивидуального землевладения.

Наступил период раздробленности и началась борьба между уделами за первенство.

Победило царство Цинь.


написать администратору сайта