Главная страница
Навигация по странице:

  • «культурных

  • Художественный аспект в сфере домашнего хозяйства

  • «Друзья Исторической Шотландии»

  • Вопросы для самопроверки

  • ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА Семья как социальный институт и малая социальная группа

  • Функции семьи и их реализация в сфере досуга

  • Репродуктивная функция

  • Функция содержания детей

  • Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деят. Занятие по душе, пообщаться и поделиться своими проблемами и заботами


    Скачать 304.64 Kb.
    НазваниеЗанятие по душе, пообщаться и поделиться своими проблемами и заботами
    Дата17.10.2020
    Размер304.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГригорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деят.docx
    ТипЗанятие
    #143639
    страница15 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

    Вопросы для самопроверки

    1. Какие формы работы с пожилыми людьми Вы знаете?

    2. Охарактеризуйте опыт работы с пенсионерами в Московской области.

    3. Технология работы клубов по интересам.

    Литература

    1. Буранова Т., Дементьева В. Активный возраст. // Клуб и художественная самодеятельность. 1985. № 13.

    2. Витебский Л.Я. Уроки клубного мастерства. М., 1988.

    3. ЕлентаМ, О тех, кому за ... // Клуб. 1988. №1. С.17-19.

    4. Клуб - организатор семейного досуга: Метод, реком. М., 1988.

    5. Культурно-досуговая деятельность / Под науч. ред. акад. РАЕЙ

    А. Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. М., 2000. з

    6. Меркин Г. С. Душа обязана трудиться. М., 1989.

    7. Отдых в кругу друзей: Метод, реком. Горький, 1988.

    Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах

    В 1980 году специальная комиссия по вопросам старения палаты представителей американского Конгресса провела обследование столетних граждан США, которых в то время насчитывалось 13 тысяч человек, а также тех, кому было от 85 до 100 лет (около 2 млн.). Исследование показало, что значительная их часть ведет активный образ жизни, участвуя при этом в различных клубных учреждениях. Многие из них через клубы знакомств вступали в брак после 70-80 лет.

    Институциональные формы вовлечения населения в куль-турно-досуговую деятельность разнообразны и характерны для всех индустриально развитых стран. Швеция - одна из стран, где придается большое значение участию широких масс в культуре и предпринимаются сознательные усилия для демократизации культурной жизни. При этом «культурное равенство» по значимости приравнивается к экономическому и социальному статусу граждан. Важную роль в шведской культурной политике играют добровольные объединения или ассоциации для взрослых. В настоящее время в стране 12 таких ассоциаций, которые действуют в рамках различных народных организаций - религиозных, профсоюзных и т.п. Особое место занимает Народный университет. По данным 1994 года, примерно 3,2 млн. людей среднего и пожилого возраста вовлечены в какую-либо ассоциацию, которую поддерживают как государственные, так и местные власти. Досуговая деятельность в стране имеет форму «тематических кружков», так называемых «культурных групп» (хоры, танцевальные, театральные группы) и «культурных программ» (лекции, выставки и т.п.). Специальные гранты программам и группам выделяет Национальный совет искусств. Шведам удалось создать «культурную окружающую среду высокого качества», обеспечив доступ широких слоев населения к культуре. Люди пожилого возраста принимают активное участие во многих программах в качестве экспертов, консультантов, организаторов и участников различных акций, движений, ассоциаций. Среди рекомендаций, которые дают эксперты в области социально-культурной деятельности, можно выделить следующие:

    • побудить учреждения культуры соперничать в борьбе за аудиторию;

    • полнее знакомить шведскую публику с международными достижениями в области театра, музыки, изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

    • содействовать многостороннему культурному сотрудничеству разновозрастных объединений на межрегиональном уровне;

    • совершенствовать поддержку любительского искусства встране, используя интеграцию опыта, творческого потенциала и инновационных технологий досуговой деятельности;

    • творчески использовать позитивный опыт других европейских стран.

    Швеция является одной из лидирующих стран в Европе по объему затрат на развитие культуры. В среде шведских политиков сфера культуры и досуга чрезвычайно авторитетна. Роль законодательства ограничена, существуют лишь законы, защищающие культурное наследие страны и гарантирующие свободу печати. В 1988 году в Швеции была создана Ассоциация искусства и бизнеса в поддержку культурного спонсорства. В программу действий включена подготовка менеджеров в области искусства, введение художественного маркетинга и др.

    Особая роль в Швеции отведена культурному туризму. Разработаны программы как для детей, так и для людей среднего и пожилого возраста. Интересно поставлена работа в моноклубах по спорту (футбольные или хоккейные), мультиклубы (многопрофильные или состоящие из нескольких секций). В каждом - своя схема руководства: председатель, секретарь, казначей. Председатель - особая личность. Он не чиновник, а лидер, вожак, ветеран. В скандинавских странах непрофессиональный спорт финансируется государством.

    Несомненный интерес представляет реализация долгосрочной культурно-педагогической программы на общенациональном уровне в ФРГ. 300 текстов стали результатом проекта «Штутгарт пишет»: письма, дневники, автобиографическая проза, рассказы и зарисовки, собранные вместе, дают как бы мозаичную картину города. В проекте принимали активное участие люди среднего и пожилого возраста. Выяснилось, что многие из них нуждаются в поддержке, квалифицированном совете, иногда просто в одобрении. Развитие культуры письменного творчества способствовало реализации различных форм общения людей разных возрастов. В проекте «Игра и сказки» выступления детского театра в дортмундском центре пенсионеров «вызвали» к жизни ответное действо - спектакль «вечер сказок». В этом проекте важна идея общения двух поколений - сегодняшних детей, подвергающих мощному воздействию технизированного развлечения и сегодняшних пенсионеров, сохранивших со времен своего детства и юности традицию рассказывания историй и сказок. История о принце из Эмдена была задумана как скрытый театр. Детей ждали «детективные» путешествия с пожилой «писательницей», которая попросила помощи в розысках кумира своей юности, своего «принца». «Сказка для детей и взрослых» помогла общению и дружбе двух поколений.

    Художественный аспект в сфере домашнего хозяйства стал темой одного из гамбургских проектов. Цель его - раскрепостить, изменить сферу домашнего хозяйства. В течение года в культурном центре для взрослых «Калепнагель» были организованы шесть тематических мастерских под общей вывеской «Кухонная латынь»: «Курс грязи и чистки», «Швейная аэробика», «Чудо-стирка» и др. Кроме того, в культурных центрах города были проведены соответствующие представления: «Танец с метлой», «Демонстрация половых тряпок» и т.п., в которых с одинаковым успехом принимали участие и дети, и люди среднего возраста, и пенсионеры. «Старые - да, но не слишком старые» - художественный проект для пенсионеров. Пластика, графика, искусство - связующая материя между одинокими людьми. Успех курса был необычно велик. Культурная комиссия муниципалитета г. Кобленца согласилась частично финансировать его еще два семестра. Не был обойден проект и вниманием общественности: заключительная выставка работ прошла в краеведческом музее при полном аншлаге.

    Проектная форма работы в области культурной политики стала популярной в Германии и некоторых странах Европы. Клуб «Друзья Исторической Шотландии» объединяет 300 тыс. энтузиастов охраны исторического и культурного наследия. Для членов клуба ежеквартально издается бюллетень, организуются экспедиции. Особое внимание уделяется работе со школьниками и пожилыми людьми. Под эгидой исторической Шотландии в Эдинбурге работает реставрационный центр. Главной целью образования в сфере культуры считается трансформация пассивных потребителей культуры в энергичную, критическую и творческую публику независимо от возраста.

    Во Франции, начиная с 1973 года, Министерство культуры поручало Департаменту научных исследований и перспектив изучать виды культурной деятельности и досуга. Было проведено три общенациональных исследования культурного досуга французов: в 1973, 1981, 1988-1989 годах. Результаты показали наличие таких видов досуга в зависимости от сфер культуры, как аудиовидение, прослушивание музыки, чтение комиксов, «вечеринки у друзей» и т.п. Наблюдается своеобразное смешивание «современных вкусов» с «изящными» симпатиями классического типа, причем часто досуговая деятельность молодежи созвучна развлечениям лиц пожилого возраста. Почти полвека во Франции существует понятие «социокультурный аниматор» (лицо, владеющее совокупностью методов деятельности, позволяющих активно вовлекать членов коллектива в культурную и социальную жизнь группы). Французские аниматоры - это люди-энтузиасты, работающие на добровольных началах в свободное от работы время или лица пожилого возраста (преподаватели, ученые, общественные деятели, служащие, пенсионеры и др.). Выделяется два типа аниматоров: руководители (координаторы) и аниматоры - специалисты кружков (ремесла, техническая и художественная самодеятельность и т.п.), преподающие на различных курсах (обучение автомобилистов, туристов, популяризация науки и техники, актерские и режиссерские курсы и т.п.). Аниматоры осуществляют юридическое консультирование, способствуют социальной адаптации эмигрантов, ведут досуговую деятельность по месту жительства и даже оказывают психологическую помощь («служба доверия» и др.).

    Как правило, аниматоры стремятся уйти от влияния политических институтов. Их деятельность предполагает создание условий для многогранных контактов между людьми разных возрастов, развития их творческого потенциала.

    На пороге XXI века специалисты в области «терапии рекреацией» спорили о путях, средствах и методах работы с людьми старшего поколения. Пожилые, часто одинокие люди, которые в западных странах составляют довольно большую часть населения, все настоятельнее требуют особого внимания со стороны общества. Ученые в области «терапии рекреацией» признают, что одним из средств такой терапии для каждого конкретного человека может стать обращение к миру его детства, юности в окружении определенных предметов, вещей, особо хранящихся и заботливо ими оберегаемых. Нередко такие вещи играют роль талисманов, оберегов, передаются по наследству в качестве семейных реликвий. Ученые считают, что символика таких предметов и вещей очень важна для создания психологического комфорта пожилого человека, облегчения адаптации на новом месте или в другом качестве. Интересен опыт изучения проблем стариков, живущих как в обычных условиях, так и в домах-приютах, с точки зрения удовлетворенности жизнью. Более высокий уровень активности, состояния комфортности наблюдался у пожилых людей, находившихся в мире своих «грез и воспоминаний», символами которых служили их вещи, предметы, памятные подарки и т.п. Семейные реликвии и фотографии, символические драгоценности имеют особое значение для пожилого человека. Некоторые предметы «из прошлой жизни» служат «визитной карточкой» людям старшего возраста, помогают в общении, в досуговой деятельности. В комнатах имеются специальные выставочные витрины, где приносимое имущество становится доступным для обозрения, обсуждения, вызывает воспоминания-ассоциации, способствует большему взаимопониманию, доверию и взаимодействию. Апелляция к таким предметам помогает и во время общественного, «юмористического» расслабления, терапии животными, контактов пожилых людей разных поколений, национальностей и культур.

    Вопросы для самопроверки:

    1.Дать сравнительный анализ досуговой деятельности пожилых людей в Швейцарии и Шотландии.

    2.Каковы основные рекомендации в области социально-культурной деятельности Швеции?

    3. Охарактеризовать культурно-педагогические программы для пожилых в ФРГ.

    4. Какие методы работы с людьми старшего возраста в США вы знаете?

    Литература

    1. Всеобщая Декларация прав человека // Диалог. 1990. № 8.

    2. Донцов А.И. Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психология, 1980. №6.

    3. Империя Уолта Диснея // Культура в современном мире: опыт. Проблемы, решения. 1992. Вып. 11-12.

    4. Культурный досуг французов в 1973-1989 г.г. / Сост. О. Донна и Д. Конько. Париж, 1990.

    5. Панорама культурной жизни капиталистических стран // Экспресс-информ. 1990. Вып. 9.

    6. Экспресс-анализ: панорама культурной жизни зарубежных стран // Культура в современном мире. 1998. Вып. 2.


    ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА

    Семья как социальный институт и малая социальная группа

    Отечественная философская мысль определяет семью как ячейку общества и важнейшую форму организации личного быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях.

    В Словаре русского языка С.И. Ожегова под семьей понимается группа живущих вместе близких родственников или объединение людей, сплоченных общими интересами. При этом семьянином является человек, обладающий определенными качествами, необходимыми для семейной жизни.

    Видный специалист в изучении семьи А.Г. Харчев определяет семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

    Современные исследователи семьи А.И. Антонов и В.М. Медков понимают под семьей основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

    Разных авторов объединяет взгляд на семью как основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

    Тем не менее, в рассмотренных дефинициях семьи исследователи в качестве семьеобразующих отношений выделяют различные стороны семейной жизни. Разнообразие подходов к определению понятия «семьи» дают основания представлять ее как сложное, социальное образование, сочетающее в себе свойства социальной структуры и малой группы.

    На сегодняшний день исследователи осуществляют классификацию семей по следующим признакам:

    1) по количеству детей: бездетная семья, малодетная и

    многодетная семья;

    2) по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;

    3) по структуре: с одной брачной парой, с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них, с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей и другими родственниками и т.д.;

    4) по структуре лидерства в семье: эгалитарные (демократические) и традиционные, авторитарные семьи;

    5) по однородности социального состава: в зависимости от наций; уровня образования, профессии и т.д., (т.е. социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

    6) по семейному стажу, молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

    7) по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, неблагополучная, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная семья;

    8) по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах);

    9) по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная» семья;

    10) по характеру проведения досуга: открытые и закрытые (ориентированные на внутри домашний досуг);

    11) по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.

    Определение семьи включает множество укладов. Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по шести параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.

    В общей системе родственных отношений существуют два основных типа семейной структуры:

    • Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и дтей, которые от них зависят.

    • Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например, дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.

    В большинстве обществ нуклеарная семья считается важным и основным социальным объединением.

    Таким образом, семьи бывают различными и по количеству входящих в семью членов, и по взаимоотношениям между членами, и по количеству (отсутствию) детей, и по ряду других признаков, но проблемы существуют буквально во всех типах семей и эти проблемы по мере возможности необходимо решать, так как роль семьи в современных исторических условиях крайне велика.

    Функции семьи и их реализация в сфере досуга

    Функции семьи представляют собой набор исторически обусловленных форм деятельности, роль и значение которых меняется в каждую историческую эпоху. Функции семьи тесно связаны с потребностью общества в институте семьи и с потребностью личности в принадлежности к семейной группе. Значительная часть этих функций выполняет женщина.

    Понятие функций семьи непосредственно связано с пониманием потребности и возможности их удовлетворения. С точки зрения Н.А. Соловьева, Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого, функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет. В современной науке возникла объективная необходимость в выделении специфических и неспецифических функций семьи. Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

    Репродуктивная функция

    Одной из основных функций семьи является репродуктивная функция, которая состоит в воспроизводстве жизни, т.е. в продлении человеческого рода. Данная функция характеризует наличие личных потребностей в семье и детях, определенную жизненную стабильность, наличие домашнего хозяйства и конкретного уровня качества жизни.

    Репродуктивная функция - это естественный биологический процесс продолжения жизни, в котором участвуют женщина и мужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и с обществом.

    Семья, как закономерно возникший институт развивающейся цивилизации, выполняла функцию воспроизводства населения, она обеспечивала выживаемость человека в тяжелых условиях жизни.

    Историческая трансформация форм семейного общежития обусловила изменение репродуктивной функции.

    Репродуктивная функция семьи может выступать, как и неспецифическое явление жизнедеятельности семьи. «Институт семьи существует не потому, что выполняет жизненно важные для существования общества функции, а потому, что вступление в брак, рождение и воспитание детей отвечают каким-то глубоко личным потребностям миллионов людей. Ответом на сложные проблемы современной семьи являются «ослабление, угасание ... личных мотивов и желаний», что «ярче всего раскрывает кризис семьи как социального института и, в этом смысле, кризис самого общества». Ослабление созидательной и преобладание разрушительной мотивации есть закономерный результат «расщепления» мотивационной целостности психической активности человеческой индивидуальности под влиянием требований современной постреформенной российской цивилизации.

    Функция содержания детей

    Статистическое исследование доказывает многочисленные факты реализации репродуктивной функции вне брака. Все более возрастает количество детей, рожденных вне семьи. В среднем около 20% детей рождается у незамужних женщин, что составляет около 250 тысяч новорожденных в год. Например, в 1994 году стали матерями 14 миллионов женщин, из них 276 тысяч женщин - это матери-одиночки .

    Количество детских воспитательных учреждений в стране из года в год увеличивается, систематически возрастает и численность воспитываемых ими детей.

    Современный кризис усугубляет материальное и духовное состояние семьи. Содержание, уход за детьми неразрывно связаны с отношением к детям и воспитанием их. Они находятся в прямой зависимости от достатка слоя, к которому принадлежат родители.

    Функция содержания детей составляет основу жизни семьи. Данная функция семьи в периоды экономических трудностей и дефицитов или невысокого социального и материального положения родителей приобретает большое значение, становясь тяжелой необходимостью. Увеличилось количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в России в 1993 году их было 16 тыс., в 1994 году стало более 420 тысяч детей-сирот и детей без попечения. К началу 1998 года эта цифра приближалась к числу 600 тысяч детей, к концу 1998 года их число увеличилось до 2 млн. детей. Аналогичное количество детей-сирот было в послереволюционные и послевоенные годы. Причем, в настоящее время только у 5% детей нет родителей, у остальных родители оказались не в состоянии воспитывать свое потомство.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта