Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деят. Занятие по душе, пообщаться и поделиться своими проблемами и заботами
Скачать 304.64 Kb.
|
Вопросы для самоконтроля 1. Объясните термин «субкультура». По отношению к каким явлениям это понятие впервые стало употребляться в зарубежной литературе? 2. Для характеристики каких явлений молодежного движения в России стало использоваться понятие «субкультура»? 3. Что означает «субкультурный подход» к молодежи? 4. Дайте определение понятию «субкультура». 5. Какие факторы влияют на возникновение и развитие субкультур? 6. Охарактеризуйте понятие «стиль», как отличительную черту молодежной субкультуры. 7. Являетесь ли Вы субъектом какой-либо субкультуры? 8. Какие проблемы помогают Вам решать принадлежность к субгруппе.? 9. Можно ли использовать понятия «молодежная субкультура» и «молодежная культура» как идентичные? Список рекомендуемой литературы с 1. Андреева КН., Галубева Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы, система ценностей. / Социологические исследования. 1989: №4. " 2. АриарскипМА. Педагогика досуга. Л.: ЛГИК, 1989. ' 3. Борисова-Лукашанец Е.Г. О лексике современного молодежного жаргона / Литературная норма в лексике и фразеологии. М., 1983. 4. Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений / Общественные науки и современность. 1996: №3. 5. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. Учеб. пособие., М.:МГИК,1991.С.25. 6. Стрельцов Ю.А Социальная педагогика. Учеб. пособие М.: МГУК, 1998. 7. Суртаев В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. СПб.: А. К, 1997. 8. Трегубое Б.А. Свободное время молодежи. Сущность, типология, управление. СПб.: СПб университет, 1991. 9. Чеснокова В. Ф, Проблемы молодежных субкультур, возникающие на базе занятий искусством в свободное время / Народное творчество: перспективы развития и формы социальной организации. М.: НИИ культуры, 1990. 10. Щепанъская Т.Е. Символика молодежной культуры: опыт исследования системы. СПБ, 1993. Неформальные объединения молодежи '} в социальной жизни общества Потребность самовыражения, самоутверждения и общения . на основе единства взглядов, интересов сверстников привела к появлению в различных социально-возрастных группах неформальных объединений. В основе большинства неформальных группировок и объединений лежит стихийно-групповое общение. Несмотря на то, что эти группировки существуют независи- мо от официальных объединений и организаций, определенная часть этих группировок сотрудничает с ними. Анализ объективных и субъективных факторов появления различных группировок молодежи свидетельствует о наличии в молодежной среде иногда диаметраль противоположных взглядов на окружающий мир, действительность, общество и нравственные ценности Необходимо отметить, что основная часть молодежи, входящей в неформальные объединения, имеет позитивную направленность своих действий, что требует широкой поддержки этой деятельности со стороны официальных учреждений. В первую очередь это относится к объединениям социальных инициатив, экологического и историко-культурного движения. Серьезные упущения в культурно-воспитательной работе по месту жительства, работы и учебы привели к распространению в обществе примитивного вкуса, пошлости, росту алкоголизма, наркомании, преступности. Если обратиться к данным социологического опроса 1999 года, проведенного среди подростков и молодежи в возрасте от 14 до 25 лет в г. Тамбове Центром медицинской профилактики, ТМО «Психиатрия-наркология», при участии кафедры социально-культурной деятельности, то можно увидеть, что из 500 опрошенных 35,8% респондентов уже пробовали наркотические вещества: из них юноши - 25,3%, и девушки -10,5%. И если у девушек первое употребление наркотиков происходило в возрасте 15-17 лет, то у юношей - в 11-14 лет. Были даже зафиксированы случаи употребления наркотических средств в 7-8-летнем возрасте. Особенно большие недостатки видны в семейном воспитании, которое не могут заменить ни школьные, ни внешкольные учреждения. Данные исследований в различных регионах страны свидетельствуют, что неблагополучие в семьях, безответственность к родительским обязанностям, отсутствие у родителей времени на воспитание детей становятся основными причинами аморальных проявлений у молодежи. Семья слабо воспитывает трудолюбие, растит иждивенцев, потребителей, запросы молодежи растут год от года. Отсутствие контактов с родителями, снижение их авторитета в глазах молодежи приводит к бездуховности, эгоизму, жестокости. Немалую роль играет и процесс отчуждения части молодежи от традиционных институтов социализации, которые наряду со школой и другими учебными и культурно-досуговыми учреждениями снизили свое влияние на молодежь. Отсюда и стремление молодежи к самореализации через группировки, кампании и объединения. Данные социологического исследования, проведенного весной 2000 года в некоторых школах города Тамбова, свидетельствуют, что 35% опрошенных нами школьных педагогов однозначно квалифицировали любую досуговую деятельность подростков вне школы и семьи как отрицательно влияющую на их поведение и воспитание. Это при условии, что сами подростки в 96% случаев считали ее для себя необходимой, а 32% подростков пояснили, что именно неформальное общение в досуговой среде позволяет им легче переносить трудности, невзгоды, конфликты и другие негативные моменты, связанные с взаимоотношениями в семье, педагогами. Среди подростков с девиантным поведением об этом заявили почти 80% опрошенных респондентов. Велика роль социально-психологических факторов вступления молодежи в неформальные группировки. Психологическая зависимость, подражание лидеру группы с твердым характером, волей и авторитетом в сочетании со стремлением уйти от опеки и контроля родителей, школы, являются основными причинами прихода молодежи, особенно подростков в антисоциальные группы. Существуют различные подходы к типологии неформалов. Так, например В.Т, Лисовский подразделяет неформальные группы на: - общественно-политические; - социально-культурные, творческие (художественные, театральные, клубы по интересам); - прикладного характера (клубы самодеятельных инициатив); - клубы социальной помощи; - религиозные и полурелигиозные; - правозащитные группы и объединения; - спортивные; - спортивные и музыкальные фанаты; - асоциальные в сфере свободного времени (панки, металлисты, рокеры и т.п.); - антисоциальные (национал-социалистические, хулиганствующие и др.); - националистические; - этические (или социально-психологической направленности, семейные, родительские клубы); - историко-патриотические. Среди группировок асоциальной направленности можно выделить следующие: Случайная группа, в нее входят молодые люди, лишенные самоконтроля, склонные к дракам на улице и в общественных местах, жестоким избиениям взрослых, сделавших замечание, и способные к актам вандализма. Это моталки - противостоящие друг другу группировки, организованные по территориальному принципу. У каждой моталки есть свой условный знак, которым они помечают дома и улицы, «принадлежащие» группе. Уличные -группировки с предельно низким общим уровнем развития, которые общаются на почве пьянства, токсикомании и сексуальной развращенности. Группа переродившегося интереса, к ним относятся спортивные и музыкальные «фанаты», слепо поклоняющиеся своим «кумирам», «рокеры», для которых нормой является езда на мотоцикле со скоростью 150 км/час на заднем колесе в ночное время. Другое их название «ночные всадники». Противоречивость групп «ночных всадников» заключается в том, что, с одной стороны, в своем большинстве это обычно ребята, жаждущие приключений, общения, а с другой, идущие на нарушение общественного порядка. Ретретистская группа, члены этой группы считают себя невинной жертвой каких-то враждебных сил, чаще всего со стороны взрослых и для них характерно стремление ухода от настоящей действительности. Это панки у которых довольно низкий уровень трудолюбия, крайне высокое самомнение о своих творческих способностях. Хайрасты - (системные люди»), -члены этой группы путешествуют по стране без денег, потребляют наркотики, бездельничают, занимаются «свободной любовью». Вседозволенность и распущенность - их основное кредо. Пацифисты - отличительными признаками этой группы явля-ются моральная незрелость, потребительский подход к жизни. Баба - члены этой группы пассивны, проповедуют смирение и ничегонеделание, что приводит к пьянству и наркомании. Преступная группа, эти группы создаются осознанно для совершения преступлений. К ним относятся: теляги, которые объединены к «блатной жизни» и во всем стремятся копировать преступный элемент. Фашиствующие группировки. Это особо опасная группа, для которой характерна железная воля, дисциплина, культ насилия, вандализм, особая агрессивность. Остановимся более подробно на причинах появления и развития группировок с антисоциальной направленностью. В стихийно возникающих в некоторых микрорайонах группировках с хулиганскими установками с наибольшей полнотой проявляется групповой эгоизм, юношеская тяга к коллективным действиям. Особо важную роль в организации и деятельности этих антисоциальных групп играют лидеры, чаще всего бывшие преступники. Немало написано о «казанском феномене». Долгие годы подростковая преступность в Казани привлекала внимание многочисленных комиссий, которые стараются оказать помощь различным учреждениям города в решении проблемы растущей подростковой преступности. Тамбовская область тоже не является исключением. По данным социологических исследований, проведенных в последние годы в Тамбовской области, было зафиксировано более 40 видов различных неформальных объединений, как уже сформировавшихся, так находящиеся в стадии: формирования сегодня в пределах нашей области особое распространение получили объединения по месту жительства, как стихийные общности сверстников, складывающиеся по территориальному принципу. В основном возрастной состав колеблется от 13 до 25 лет. Первую возрастную группу составляют подростки от 13-14 до 18-19 лет, вторую - молодые люди от 19-20 до 23-25 лет, называемые на их жаргоне «стариками». Через эти объединения проходят до 80% юношей. Корни многих объединений по территориальному признаку уходят в историю. Социальный состав этих группировок довольно широк, от учащихся школ, ПТУ, техникумов до студентов вузов. Эти группировки объединяют в основном юношей и их влияние на девушек незначительно. Любопытно отметить, что различные территориальные группировки делят сферы своего влияния в Тамбове следующим образом: «Бугор», «Центр», «Юг», «Монастырь», «Автовокзал», «Белый бак», «Пехотка», «Летка», «Шацкая», «Авангард», и пригороды: «Ласки», «Полынки», «Перикса», «Пригородный лес», «Донское». «Строитель», «Бокино» и другие. Для Моршан-ска характерны такие территории, как: «Вокзал», «Привокзал», «Центр», «Базево», «Громок», «Химмаш», «Климовка», «Со-ловьевка», «Коршуновка», «Америка», «Устье», а в городе Рассказове: «Большие дома», «Арженка», «Дубняк», «Чибизовка», «Мальщина», «Лесные», «Восточные», «Платоновка», «Совхоз» и другие. Основное содержание деятельности территориальных группировок - это совместное проведение свободного времени. Процветают в этих группировках пьянство, токсикомания, сексуальная распущенность и отличаются они агрессивностью по отношению к другим объединениям молодежи. Эти группировки диктуют молодежи антисоциальные нормы поведения, поэтому часто происходят территориальные конфликты, которые возникают на танцах, дискотеках, в местах массового скопления молодежи. Процветает в этих группировках определенная система подавления более слабых сильными, различные формы самосуда. Лидеры территориальных группировок являются некоронованными королями улиц и микрорайонов. Чаще всего лидеры - бывшие уголовники и преступники - имеют определенные клички и используют в поведении и жаргоне элементы преступного мира. Наибольшую опасность для нашего общества представляет деятельность группировок фашиствующей молодежи. Бездумное увлечение определенной части молодежи фашистской символикой и атрибутикой иногда сопровождается противонравственными действиями, насилием, жесткостью. И несмотря на то, что сами подростки называют эти действия играми, прежде всего в них надо видеть уголовщину и вызов нравственным принципам демократического общества. Фашистские группировки крайне малочисленны на фоне неформального движения в целом и рецидивы их появления зафиксированы, прежде всего, в крупных городах. Исследователи пытаются определить причины участия молодежи в неформальных группировках. Главная причина заключается в общих просчетах в политическом, гражданственном, нравственном, патриотическом и интернациональном воспитании молодежи. Противоправные действия являются и откликом на социальную незащищенность, и ущемленность в правах молодежи. Согласно данным социологов, только 17% молодежи считают, что они имеют право участвовать в управлении государством, так как молодежь была практически выключена из участия в политической жизни страны. Много недостатков в заполнении свободного времени молодежи. О каком духовном росте можно говорить, если большинство школьников и молодежи ничего не читают. Анкетирование, проведенное среди участников некоторых неформальных объединений, показало, что большинство участников их отмечает формализм, фальшь, бездуховность, показуху в работе с молодежью социальных институтов (семья, школа, училище, вуз и др.) Нельзя требовать решения проблем только от правоохранительных органов, в работу должны включаться общественные организации, профсоюзы, трудовые коллективы, учебные заведения и культурно-досуговые в особенности. Необходимо создание эмоционально-привлекательной альтернативы антисоциальному движению. Необходимо выработать четко выраженную стратегию и тактику в отношении неформальных объединений молодежи. Чаще всего в отношении к молодежным группировкам виден поверхностный, недеффиренцированный подход. Нельзя видеть только отрицательные стороны в неформальном движении, надо пресечь равнодушие со стороны социальных институтов к неформалам, так как они являются носителями не только отрицательных, но и положительных тенденций. К сожалению, пока трудно противостоять неформалам, т.к. мы отстаем в осмыслении и прогнозировании явлений молодежной среды. Основная задача заключается в том, чтобы вывести неформальные объединения на поверхность, научиться работать с неформалами не формально. Особое внимание должно быть уделено формированию личности молодежи, т.к. необходимо избежать социальной пассивности значительной части молодого поколения. Активизация самой личности, самостоятельность в освоении и осмыслении знаний, критический подход к различным точкам зрения могут способствовать повороту неформального движения к активному участию в положительной практической деятельности. Несмотря на то, что современная молодежь вырабатывает и усваивает жизненные установки и ценности в сложной социальной обстановке, характеризующейся трудностями и противоречиями как субъективными, так и объективными, есть много путей социальной активизации молодежи. Основные стратегические задачи социализации личности молодого человека заключаются в: - усилении самодеятельных начал в деятельности подростков и молодежи; - повышении политической культуры молодежи; - развитии творческого потенциала и активности личности; - осуществлении индивидуального воздействия на отдельную личность с учетом специфики его интересов, потребностей и психологических данных. Список рекомендуемой литературы 1. Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы: кто есть кто? М: Мысль, 1990. С. 269. 2. Криминология о неформальных молодежных объединениях. М.: Юри-дич. лит-ра, 1990. 3. Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М.: Педагогика, 1990. •• •-•• •'•'•• 4. Неформальная Россия: О неформальных политизированных движениях и группах в РСФСР (опыт справочника) / Сост. В. Березовский, Н. Кротов. М.: Молодая Гвардия, 1990. С. 382. 5. Молодежь в XXI веке: социальное участие. Материалы Всероссийской научно-практич. конф. 11-12 июля 2000 г. Тамбов. ТГУ, 2000. Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке Происходящие в жизни человеческих сообществ значимые изменения осуществляются в лоне культуры с присущими ей самобытностью и специфичностью. Изменения в культуре, т.е. формирование новых идей, ценностей, норм поведения вызываются группами причин: внутренними, возникающими и реализующимися в процессе саморазвития, самоорганизации культуры данного общества, и внешними. Системный кризис в российском обществе привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых западных ценностей не могла не повлиять на социальные и культурные установки молодежи и без того носящие крайне неустойчивый противоречивый характер. Молодежь оказалась под влиянием многосторонних процессов. С одной стороны, закономерных, связанных со становлением личных качеств, с другой, возникшего в обществе кризиса тотального характера. Кризис, который продуктивно понимать не как упадок всего и вся, а как предел возможности прежней социокультурной системы, проявляется не только в экономике, политике, но и в духовной сфере, в культуре, в системе ценностных ориентации и установок молодежи. Анализ реальной социокультурной ситуации в стране -предмет самостоятельного исследования. При всем разнообразии взглядов, подходов к пониманию состояния общества ситуация выбора ориентиров не вызывает возражения у большинства ученых самых разных социокультурных ориентации. Перед ситуацией выбора поставлена и современная молодежь. От того, какие ценности предпочтет сегодня молодежь, во многом будет зависеть то, какое будущее ждет российское общество. Изучение ценностных ориентации молодежи в сфере досуга предоставляет возможность выявить не только степень ее адаптации к новым социальным условиям, но и ее инновационный потенциал. Именно в сфере досуга молодежь проигрывает на модельном уровне все возможные варианты своего будущего поведения, в том числе вносимые бурно меняющейся реальностью инновационные моменты, для которых еще не существует одобренных обществом форм поведения. Для утверждения статуса своей самостоятельности молодежь самоорганизуется в неформальные образования. Под неформальными образованиями можно понимать определенные типы молодежного сообщества, возникшего и существующего для удовлетворения потребностей и интересов его членов, чья деятельность не регламентирована правовыми документами и не подотчетна государственным организациям. По оценкам некоторых специалистов-исследователей, около 50% молодежи до 30 лет входят в неформальные объединения. В этих группах собственной субкультурой идет достаточно творческий процесс принятия, переработки, отторжения официальной культуры и разработки образцов, стандартов, стиля собственной микрокультуры. В этом смысле подобные группы являются своеобразными субъектами культуры, способными в известной мере и при определенных обстоятельствах повлиять на развитие и изменение культуры общества. Саморазвивающиеся структуры и группы в сфере досуга являются следствием определенной системы ценностей. К субъектам современной молодежной культуры досуга, как правило, относят следующие направления молодежных неформальных образований: экологические, историко-культурные, национально-патриотические, правозащитные, миротворческие, экономические, культурно-художественные, религиозные и др. В обозначении этих ориентации отчасти видится стремление сравнивать происходящие социокультурные процессы в среде российской молодежи с движением «новых левых», «зеленых» и другими альтернативными движениями Америки и Западной Европы 60-70-х годов. Наблюдение за развитием неформальных движений, анализ их программных документов позволяет отметить, что природа и специфика даже антитехнократической ориентации российской молодежи исходит скорее из отечественных проблем, чем глобальных цивилизационных. При анализе динамики ценностных ориентации молодежи необходимо учитывать действие двух механизмов преемственности и изменчивости. Динамику ценностных ориентации в таком случае можно представить такими типами: - сохранение старой системы ценностей субъектом, несмотря на происходящие в обществе перемены; - расстройство индивидуальной ценностной системы, состояние индивидуального ценностного вакуума, состояние отчуждения, по определению Э. Дюркгейма - аномии; развитие - изменения в ценностно-ориентационной сис- теме личности, когда обогащается внутреннее содержание ценностных ориентации с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной среде. Изучение ценностных ориентации в сфере досуга - достаточно разработанное направление в отечественных исследованиях проблем молодежи. Данные многочисленных исследований указывают на существование в молодежном сознании противоположных тенденций, что соответствует социокультурной ситуации «выбора», перед которой сегодня стоит российская молодежь. Нарушение связей между различными сферами жизни молодежи (труда, потребления, досуга) привело к возникновению нередко противоположных друг другу ценностей. Так, например, ослабление мотивации труда происходит одновременно с усилением досуговых ценностей в молодежной среде. Отмеченная тенденция характерна и для западной молодежи. Однако особенность ее проявления в России состоит в том, что распространение в молодежной среде постиндустриальных досуговых ценностей является не следствием индустриального бума или экономического перепроизводства, а результатом диффузии западной культуры и образа жизни. В условиях неразвитой экономики и кризиса производства противоречие между трудовыми и досуговыми ценностями в сознании молодого поколения могут обостряться, принимая подчас извращенные формы детских и молодежных общественных объединений Организация и методика воспитательной работы молодежных и детских общественных объединений должна быть направлена на стимулирование и развитие социально значимых качеств личности. Для достижения успеха на этом пути часто бывает недостаточно формального соблюдения целей и задач общественного объединения и осуществления деятельности по программам общественного объединения. Требуются определенные условия, которые способствовали бы максимальному проявлению социальной и творческой активности. Осуществление этих задач невозможно без выработки четких представлений у членов организации о социально-культурной среде, государственных и негосударственных формированиях, взаимодействующих с данным общественным объединением, а также без достижения взаимо-. понимания с конкретными представителями властных, образовательных и воспитательных учреждений. Участник общественного объединения должен иметь вполне определенные представления и отношение к тому досуговому коллективу, в работе которого он принимает участие, а также понимать и принимать то место, которое он в нем занимает. Руководитель общественного объединения должен выступать не только в роли воспитателя и учителя, но являться прежде всего товарищем, способным помочь каждому участнику общественного объединения, научить новому, способствовать приобретению уникального опыта общения и деятельности в рамках общественного объединения. Соблюдение вышеперечисленных условий, как нам кажется, позволит участнику молодежного или детского общественного объединения оптимальным образом проявлять свою самостоятельность и социально-культурную активность, направленную на преобразование своего города, села, поселка. Одной из главных психолого-педагогических особенностей работы руководителя подобного общественного объединения или же социального педагога (руководителя программы) можно назвать обязательное требование создания атмосферы уверенности в своих силах у всех членов общественного объединения. Практическое осуществление данного положения основывается на поощрении конкретных видов деятельности, в которых добивается тех или иных успехов каждый из членов общественного формирования. Подчас именно в рамках проведения какого-либо мероприятия общественного объединения возникает ситуация первого серьезного успеха личности, что, в свою очередь, ведет к повышению самооценки, способствует преодолению трудностей общения и переходу личности на новую социально-культурную ступень развития. Среди причин, тормозящих развитие личности, можно выделить позицию изгоя (отвергнутого), в которую иногда попадает отдельный член общественного объединения; личностные особенности (характер, темперамент); некоторые заболевания (нарушения нейропсихологического статуса), способные оказать серьезное влияние на процессы общения, деятельности и социального взаимодействия; конфликтные отношения с социальным окружением. Для устранения вышеперечисленных причин, способных оказать отрицательное воздействие на процессы личностного роста и социализации, необходимо проведение комплекса психолого-педагогических мероприятий. Они включают в себя использование элементов арт-терапии, психотренинга, аутогенной тренировки. Для проведения коррек-ционных занятий подойдут не только искусственно созданные условия групповой деятельности. Иногда для этого можно эффективно использовать некоторые значимые события, произошедшие в жизни членов общественного объединения. На таком примере бывает интересно рассмотреть то, какие социально-психологические потребности и установки реализовывал в процессе социального взаимодействия тот или иной участник этой ситуации. На конечном этапе обсуждения руководитель занятия совместно с его участниками приходит к общим выводам относительно мотивов, установок, морально-нравственной атмосферы и тех потребностей, для удовлетворения которых совершали определенные действия участники этого события. Создается альтернативный сценарий развития событий. Такое моделирование разнообразных социально-культурных ситуаций позволяет участникам общественного объединения планировать свое поведение, создает новые социально-психологические установки, способствует осуществлению контроля за процессами удовлетворения потребностей и результатами деятельности. В тех случаях, когда в работе общественного объединения принимают участие профессиональные психологи и социальные педагоги, возможно эффективное применение и других методик совместного проведения досуга. Обращает на себя внимание тот факт, что одной из принципиальных особенностей работы с теми, кто имеет затруднения в области социально-культурного взаимодействия, является воспитание у них чувства привязанности и доверия к окружающим, а также развитие навыков общения в непривычных ситуациях. Эта работа, как правило, становится частью тех задач, которые ставит перед собой социальный педагог (руководитель программы) в рамках практических занятий по различным направлениям своей деятельности. Хорошо, если это сочетается с получением навыков правовой культуры и творческим подходом к решению трудных жизненных ситуаций. Ясно осознаваемые цели общественного объединения, четкие способы их осуществления, приемы, используемые в работе по программам, становятся примером для многих участников общественного объединения и в некоторых случаях способны выступить основой для выработки собственного мировоззрения. Общение в группе на занятиях общественного объединения должно происходить в форме коллективного диалога, обсуждения или беседы. Во время таких встреч необходима большая опора на личные высказывания участников, это способствует преодолению рецидивов «псевдоинтеллектуальных бесед» в которых отвлеченными рассуждениями прикрываются истинные мотивы поведения. Иногда возможно возникновение таких ситуаций, в которых один или несколько участников общественного объединения начинают проявлять негативное отношение к занятиям в общественном объединений. Руководитель программы в этом случае может стать заложником своих субъективных представлений о личности этого молодого человека. Для предотвращения подобных тенденций безусловно необходима консультация специалиста-психолога. Чтобы дать возможность социальному педагогу самому оперативно принимать решения в той или иной ситуации, был составлен «Примерный перечень нарушений, связанных с изменениями нейропсихологического статуса». С другой стороны, учеными давно было замечено, что с наступлением подросткового и юношеского возраста периодически могут возникать ситуации пресыщенности общением. Результатом этого процесса становится стремление к уединению, одиночеству. Подчас, такое самоуглубление способствует формированию навыков самоанализа, компенсации негативных переживаний, общему становлению и развитию личности. Для создания атмосферы уединения, спокойной домашней обстановки в рамках занятий по программам общественного объединения подойдут такие формы работы, как «Вечер встреч», «Домашняя гостиная», «Встреча с друзьями» и другие. Помимо этого, следует определенным образом видоизменить пространство повседневного взаимодействия участников общественного объединения. Если занятия проходят в одной большой комнате, то в ней следует выделить одно или несколько мест, где человек смог бы уединиться. Для более эффективного обучения навыкам саморегуляции, способности противостоять эмоциональным и психофизиологическим перегрузкам полезно выделить отдельное помещение с целью проведения в нем занятий по аутогенной тренировке, медитации и т.п. Участники общественного объединения и его руководитель должны понимать и то, что далеко не всякая деятельность может способствовать развитию личности. В работе общественного объединения необходим контроль за формированием, реализацией и удовлетворением разнообразных потребностей тех личностей, которые принимают участие в социально организуемой коллективной деятельности. Всякое развитие должно иметь свою основу. Основой развития личности, на наш взгляд, выступает процесс удовлетворения разнообразных потребностей личности. Удовлетворение или неудовлетворение какой-либо из потребностей так или иначе обязательно скажется на результатах процесса социализации в рамках общественного объединения. Как нам кажется, молодежное или детское общественное объединение призвано перевести процесс спонтанного удовлетворения потребностей и формирования мотивов деятельности в акт осознанного принятия решения на основе сопоставления всех «за» и «против», и, как следствие, трансформировать развитие личности в рамках общественного объединения в саморазвитие личности. Изначально побудительным мотивом организации молодежного или детского общественного объединения становится осознанное стремление к изменениям в своей жизни. Группа молодых людей начинает понимать, что по отдельности они уже не могут эффективно решать свои личные проблемы. Основным движущим механизмом такого стремления выступают потребности. Говоря точнее, эти молодые люди поднялись до уровня, на котором для развития их личности потребовалось удовлетворение комплекса социогенных потребностей. Однако чаще всего юноша или девушка вступают в уже существующее общественное объединение. Приходя в него, они находятся на различных ступенях развития потребностной сферы. Если это самые простые - биогенные - потребности, то они, скорее всего, будут стремиться к получению безопасности, эмоциональному контакту, двигательной активности или же к пониманию своего места в окружающем их мире. Удовлетворение биогенных потребностей является необходимым условием для начала развития следующих за ними психофизиологических потребностей. По мере удовлетворения большей части психофизиологических потребностей возникают социогенные потребности личности, а затем и духовные. Такой переход может происходить только путем постепенного и последовательного закрепления и удовлетворения потребностей личности на каждом этапе ее развития. Свободное «перескакивание» через некоторые этапы становления личности часто заканчивается соскальзыванием на низшие ступени пирамиды потребностей. Для составления планов своей работы, написания программ социальный педагог или руководитель общественного объединения должен использовать таблицу классификации потребностей. Это позволит прийти к постепенному возвышению потребностной сферы личности в рамках деятельности молодежного или детского общественного объединения. Результатом развития личности станет соотнесение тех качественных изменений, которые происходили в личности под воздействием социализирующего влияния работы общественного объединения с общегрупповыми запросами коллектива. Высшей же ступенью развития пирамиды потребностей считается осознанная потребность в творчестве. Создание и эффективное функционирование любого общественного объединения требуют от его руководителей определения целей и задач, ради которых будет осуществляться вся дальнейшая деятельность. Необходимо четко представлять, кто будет принимать участие в работе общественного объединения, каким будет социальный статус его членов. Помимо этого, надо определить все возможные препятствия на пути к достижению цели, имеющиеся ресурсы, а также разбить весь процесс деятельности на этапы. Независимо от того, на какой стадии становления находится организация, при разработке плана работы полезно образно представлять себе весь процесс деятельности и конечный результат труда. В процессе создания общественного объединения его организаторам важно иметь представление об организационно-правовых формах, в которых может осуществлять свою деятельность нарождающееся формирование. В законе «Об общественных объединениях» перечисляются следующие организационно-правовые формы общественных объединений: - общественная организация; • - общественное движение; - общественный фонд; - общественное учреждение; - орган общественной самодеятельности. Применительно к деятельности в рамках культурно-досуговой сферы наиболее подходящими и жизнеспособными формами организации общественного объединения можно назвать общественную организацию и орган общественной самодеятельности. В ст.8 закона «Об общественных объединениях» говорится: «Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан». ; Ст. 12 этого же закона говорит о том, что «Органом общественной самодеятельности является имеющее членства общественное объединение, цель которого не совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания». Юридическая регистрация общественного объединения поможет в привлечении средств для реализации программ от государственных структур (Комитетов по делам молодежи, Департаментов образования и культуры), негосударственных благотворительных фондов. Как уже говорилось выше, для определения целей и задач общественного объединения необходимо обозначить основные проблемы, над решением которых будет работать организация. Тем самым, инициативная группа по созданию общественного объединения определяет основной круг актуальных потребностей участников. Решить эту проблему можно несколькими способами. Первым можно назвать письменный ответ на вопросы: Чего ты хочешь получить от общественного объединения? Чего ты хочешь сам в данный момент? Что ты можешь дать общественному объединению? Еще одним вариантом получения объективной информации о потребностной сфере членов общественного объединения может стать анализ их личных высказываний. В этом случае требуется обобщить большой эмпирический материал, касающийся тех или иных мнений, суждений, имеющих отношение к работе общественного объединения. Третьим вариантом может стать тестирование, то есть использование широко распространенных формализованных методик изучения личности (Люшер, Айзенк, MMPI и т.д.). Нельзя забывать о том, что любая организация живет, взаимодействуя с окружающей ее социально-культурной средой, и поэтому представляет собой открытую систему. Вследствие этого необходимо определить факторы, оказывающие влияние на деятельность организации. Их можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним факторам, действующим в молодежной или детской общественной организации, можно отнести социально-психологическую атмосферу коллектива, уровень развития навыков социально-культурного взаимодействия участников общественного объединения, половозрастные, социально-экономические и иные составляющие социально-культурного портрета членов общественного объединения, роль руководителя общественного объединения, программно-методические особенности деятельности организации и реализация в их рамках принципа возвышения потребностей. Внешние факторы социально-культурной среды - особенности взаимодействия с властными структурами (администрациями различных уровней на местах, представителями учреждений культуры, образования, воспитания), совместное с Комитетами по делам молодежи определение приоритетов детской и молодежной политики, потенциальные члены организации (студенты, школьники, рабочая и сельская молодежь), другие молодежные организации, законодательная база деятельности общественных объединений. После определения внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на деятельность организации, необходимо выделить приоритеты в работе общественного объединения. Это позволит более эффективно использовать в управлении организацией материальные и духовные ресурсы. Важно помнить, что выживает та организация, которая сможет адекватным образом реагировать на внутренние и внешние изменения окружающей среды, поэтому следует разбить обе группы факторов (внешние и внутренние) на те, которые способствуют выполнению основных целей и задач в общественном объединении, и те, которые им препятствуют. Все вышеперечисленные моменты необходимо учитывать при составлении программ общественного объединения. Особо следует отметить факторы внутренней и внешней субкультуры, способные оказать существенное влияние на процессы эффективной работы организации. В научной литературе считается признанным фактом интегративная функция культуры. Под этим подразумевается ее способность объединять, направлять, а иногда и координировать процессы совместной деятельности, создавать некое ментальное поле, заставлять действовать множество людей как единый организм. Члены общественного объединения приходят в него, будучи уже подвергнуты определенному воздействию, подчас нескольких культур. Помимо той культуры, которая пропагандируется сейчас в рамках официальной культурной политики государства, существует еще, по крайней мере, несколько особых культурных направлений (субкультур). Среди них можно назвать традиционную городскую культуру, народную или сельскую культуру, молодежную субкультуру. Каждое из этих направлений в различной степени оказывает воздействие на подрастающее поколение. Однако в первую очередь, это, конечно, относится к разнообразным направлениям молодежной субкультуры. Приходя в организацию! и принося с собой те или иные культурные представления, молодые люди создают в рамках деятельности общественного объединения новые, иногда принципиально отличные от уже существующих культурные стереотипы поведения. Возникает, так называемая, корпоративная культура, появляются новые традиции, обряды и ритуалы. Принципиально важное значение имеет тот факт, принимаются или не принимаются в рамках новой культурной среды основные цели и задачи организации, как определяется ее основная миссия, какие основополагающие ценности принимаются большей частью членов организации. Для этого также необходимо периодически проводить определенные исследования социально-культурной среды внутри организации. По результатам этих исследований все организационные ценности должны быть распределены по степени важности и определены приоритеты. Как показывает опыт, главные организационные ценности должны быть обязательно продекларированы в уставе организации. Подчас, именно на их основе принимаются важнейшие решения в кризисные моменты деятельности объединения. В некоторых организациях введена традиция создания собственной истории организации, в которой фиксируются важнейшие мероприятия, их участники и результаты. Выше уже упоминались специфические обряды, ритуалы и традиции различных организаций. Особо интересными могут быть обряд вступления в организацию, традиция совместно отмечать знаменательные даты в жизни организации, ритуал вступления в должность нового руководителя организации, а также его выборы. В рамках реализации корпоративной организационной культуры интересно проследить ее знаковые элементы. К ним относятся знаки отличия, элементы одежды, лозунги, плакаты, печатная продукция организации и т.д. Человеческая психология тесно связана со знаково-символическими представлениями и поэтому важно привязывать какой-либо символ к определенной качественной составляющей жизни организации (руки, соединенные в рукопожатии - дружба и коллективизм, весы Фемиды и символическое изображение щита - защита прав и свобод личности). |