Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы для самопроверки

  • Подростковые клубы как наиболее эффективная форма организации досуга детей и подростков

  • Список литературы

  • Дополнительный список литературы.

  • ТЕХНОЛОГИЯ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА Молодежная культура как феномен сферы свободного времени

  • Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деят. Занятие по душе, пообщаться и поделиться своими проблемами и заботами


    Скачать 304.64 Kb.
    НазваниеЗанятие по душе, пообщаться и поделиться своими проблемами и заботами
    Дата17.10.2020
    Размер304.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГригорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деят.docx
    ТипЗанятие
    #143639
    страница11 из 20
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   20
    Раздел «Отдых и досуг» включает работу педагога по исследованию свободного времени и досуга подростка. Исследуется, сколько времени ребенок проводит на улице, перед телевизором, компьютером, какие передачи, фильмы смотрит, какие книги читает. Педагог знакомит ребят с правилами гигиены при работе с компьютером, просмотре телевизора, а также с интересными передачами, фильмами, книгами для подростков. Цель этой работы - увести подростков из сферы только «развлекательного» в сферу «познавательного, духовного и развивающего». Предлагаются передачи, книги, фильмы, рассчитанные не на простое «заглатывание», а предоставляющие возможность для нравственных и интеллектуальных исканий.

    Педагог также проводит опрос о том, какие кружки, секции, студии и т.д. посещают подростки или хотели бы посещать. На основе полученных данных составляется список действующих в школе (районе, городе) учреждений досуговой сферы, способных удовлетворить стремления подростков.

    Воспитатель в ходе занятий рассматривает возможные варианты поведения подростков в той или иной ситуации, дает учащимся необходимые знания для более правильного выбора, который предоставляется самим подросткам.

    В блок «Досуг» входят также вопросы профилактики табакокурения, алкогольной зависимости и наркомании, подробно объясняется действие этих веществ на внешний вид, внутренние органы, психику. Немаловажен опор на нравственный аспект этих вопросов. В практической части этих занятий ребятам предлагается решить различные жизненные ситуации, например: «Если мне предложили закурить..», «Мой знакомый - алкоголик» и т.п.

    С целью повышения культуры общения подростков им предлагаются различные игры самых разнообразных направлений (от психологических тестов до детских игр), темы для обсуждений с друзьями, самостоятельные мини-исследования. Кроме этого, преподаватель может периодически осведомлять ребят о культурной жизни города, (открытие выставок, экспозиций), которые могут их заинтересовать.

    Апробация курса «Тропинка здоровья» осуществляется нами в 7-8-х классах лингвистической гимназии г. Тамбова.

    Таким образом, учитывая реальные и потенциальные возможности региональных учреждений социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распространению новых технологий в сфере досуга и создавать условия для их успешной реализации.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Какие факторы влияют на развитие современных подростков.

    2. Как современная общественная обстановка в нашей стране влияет на мировоззрение подростков, формирование их ценностей.

    3. Какие требования предъявляются к профессиональным и личностным качествам современного педагога

    4. Охарактеризуйте основные проблемные области современных подростков.

    5. Считаете ли Вы необходимым введение валеологич'еского курса в школах, учреждениях досуговой сферы.

    Подростковые клубы как наиболее эффективная форма организации досуга детей и подростков

    Основным местом проведения досуга молодых людей традиционно считаются Дома, Дворцы культуры и Центры досуга. Молодежь же предпочитает собираться во дворах, в квартирах, на зеленых площадках, в подъездах домов по месту жительства. Взрослое население, в основной своей массе, выпадает из поля зрения культурно-досуговых учреждений и проводит свое свободное внутрисемейное время дома.

    В последние годы во многих регионах России развитие культурно-досуговой деятельности имеет вариативный характер. Происходящая реорганизация в культурно-досуговой сфере, ликвидация многих клубных учреждений и изменение их деятельности открыли дорогу для разнообразной работы клубов по интересам в микросоциумах. При целесообразно сформированной педагогической деятельности, имеющей непосредственное влияние на выбор свободного времени подростков и молодежи, происходит развитие организованных и неорганизованных видов и форм самодеятельного творчества. Для того, чтобы удовлетворить запросы и интересы современного поколения, важно и нужно экспериментировать, но не по принуждению, а при условии всестороннего выявления интереса личности. Изменения, наблюдаемые во всех сферах общественной жизни, отражаются как на развитии художественной самодеятельности, так и на развитии любительства. Становится все более сложным как заниматься самим художественным творчеством, так и создавать среду его обитания, что вызывает возникновение новых проблем. Причин для этого множество:

    - во-первых, информированность российского рынка, когда соотношение спроса и предложений не уравновешены;

    - во-вторых, отсутствие опоры в виде теоретического опыта в организации досуговых форм, что порождает неуверенность в действиях руководителей клубных объединений;

    - в-третьих, несущественная поддержка государством культурных учреждений (а иногда и вообще отсутствие ее).

    Несмотря на все трудности в организации работы учреждений досуга, процесс демократизации общества усилил проявление инициативы среди работников социально-культурной сферы. Этому способствовал и отход от заорганизованных форм работы, и модификация ценностной ориентации подростков, стремление к независимым и свободным видам досуга, являющимся основными в работе многих культурно-досуговых учреждений на современном этапе. Множество вариантов дискуссии о возможном перемещении клубных объединений в стены школьных учреждений, где существует довольно большое количество кружковых коллективов, стали основной темой поиска новых путей в организации досуга подростков. Но возлагать на школу всю работу по организации досуга школьников вряд ли правомочно, так как многие из них, особенно в городах, страдают от нехватки помещений (занятия в две-три смены), да и школьная атмосфера не всегда располагает к свободному общению и вовлечению наибольшего количества детей и подростков в сферу любительского творчества.

    В структуре социальных потребностей современного городского населения возросла тенденция к неформальному «дворовому общению». Неформальные группы существуют повсеместно, охватывая большинство подростков. Зачастую эти группы функционируют вне педагогического руководства и контроля, выпадая, таким образом, из сферы внешкольной работы.

    Одним из путей решения этой проблемы явилась во всех регионах страны активизация деятельности подростковых клубов по месту жительства. К тому же с развитием подростковых клубов появилась возможность объединения усилий школы, семьи, государственных учреждений и общественных организаций для непрерывного воспитательного процесса. В книге «Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы» дается следующее определение: «Местожительство - социокультурное пространство, окружающее клуб, в котором: осуществляется жизнедеятельность семьи; проводится время; реализуется быт, Досуг и рекреация (восстановление сил подростков и взрослых); происходит социокультурное общение жителей на базе обмена социальными нормами и культурными образцами; складываются традиции, ценности и инициативы общинной жизни».

    В некоторых регионах, городах России, контингент участия подрастающего поколения в клубах по месту жительства определяется малыми возрастными рамками - это до 15 лет. В городе Тамбове некоторые подростковые клубы посещает и молодежь до 30 лет. Там, где возрастной ценз больше, к услугам молодежи спортивные тренажеры, теннис, неформальное общение по интересам. Тем не менее, повсеместно в организации работы по месту жительства до сих пор существует ряд проблем. Среди них можно назвать следующие: устаревшая нормативно-правовая база не соответствующая новым реалиям; различные подходы к определению статуса подростково-молодежного клуба (клуб зачастую рассматривается как учреждение дополнительного образования; клуб как учреждение культуры, клуб как центр молодежного досуга по месту жительства); сориентированность многих клубов на кружково-секционную работу, отсутствие системы подготовки и переподготовки специалистов, недостаточная защищенность работников; слабое материально-техническое обеспечение. Эта позиция отражается многими теоретиками и практиками в области организации подростково-молодежного досуга.

    В подростковых клубах по месту жительства применяются разнообразные эффективные формы работы, способствующие: снижению уровня девиантности; активизации развивающего досуга несовершеннолетних, молодежи; формированию физической культуры и здорового образа жизни в молодежной среде.

    Рассмотрим деятельность городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэрии г. Тамбова. Основное содержание деятельности детских и молодежных объединений при подростковых клубах составляют программы, которые могут быть всероссийскими, областными, районными или индивидуальными, включающими в себя основную - «Взрослые и дети».

    Таким образом, концепция развития городского Центра по работе с детьми и молодежью строится на реализации следующих программ:

    1. Организация культурно-досуговой деятельности для детей и молодежи в рамках программы «Мир красотой спасется», которая направлена на духовно-нравственное развитие личности на основе познания культуры (концертные программы, театрализованные представления, викторины, конкурсы и другое).

    2. Воспитание у детей и молодежи бережного отношения к природе, расширение познаний о природе родного края (программа «Экология и дети»).

    3. Поддержка детей и молодежи в профессиональном самоопределении в процессе реализации программы «Сто дорог, одна моя».

    4. Создание условий для освоения детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развития творческой деятельности по ее возрождению и сохранению через изучение традиций родного края, календарно-обрядовых праздников, музыкальной и танцевальной культуры, прикладного и изобразительного искусства (программа «Возрождение», «Изба ремесел»).

    5. Создание условий для обогащения личности дошкольников и младших школьников жизненным опытом предшествующих поколений (программы: «Взрослые и дети», «Рост»).

    6. Программа «Познай себя и узнаешь мир людей» направлена на формирование личности с продуктивным, творческим мышлением, на воспитание независимости в суждениях, умения дискутировать, влиять на людей и выбирать пути сотрудничества с ними на основе владения навыками культуры общения.

    7. Формирование высокого уровня гражданственности, воспитание чувства хозяина своей судьбы, ответственности за принятие решений, установление контактов и вовлечение в деятельность клубов «трудных» подростков осуществляется в ходе реализации программы «Я для России», «Голиаф».

    8. Формирование атмосферы, способствующей нормальной адаптации тех, чьи возможности здоровья ограничены, кто не защищен социально - главная задача программы «Милосердие и забота».

    9. Создание условий для реализации военно-прикладных интересов детей и молодежи, их гуманного отношения к окружающему их миру, удовлетворение тяги подростков к приключениям, содействие более полному развитию физических, двигательных способностей в спорте, туризме, техническом творчестве, формирование навыков поведения в экстремальных ситуациях и пропаганда правил дорожного движения (программа «Алые паруса»).

    В соответствии с имеющейся базой, контингентом ребят, посещающих клубы, интересами их и педагога-организатора, профилем кружков, работающих в клубе, определяется и направленность клуба. Однако, независимо от выбора любой из программ деятельности, клуб должен быть местом общения ребят друг с другом и с педагогом, представляющим мир взрослых людей. Непосредственно живой пример и художественная подготовка педагога, руководителя объединения, его компетентность в различных видах искусства не только порождают у подростков и молодежи внутреннее противоречие между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают у них потребность в приобщении к искусству.

    Работа подростковых клубов строится в тесном контакте с различными социально-культурными институтами. Проведенные и планируемые исследования направлены на рассмотрение многих нерешенных задач, стоящих перед работниками сферы культуры. Это:

    определение наиболее приоритетных видов художественного творчества;

    исследование проблем бытования художественного творчества в подростково-молодежной среде;

    выявление роли школьных и внешкольных учреждений в формировании творческих интересов подрастающего поколения: •

    разработка рекомендаций по возрождению, сохранению и развитию любительского художественного творчества на региональном уровне и многое другое.

    Анализ воспитательной деятельности любительских объединений в подростковых клубов города Тамбова показал, что за небольшой период времени изменилась методика организации и планирования досуговых акций. Наиболее популярными становятся такие формы творчества, которые способствуют воплощению идей, замыслов в конкретной идейной форме, а также реализации выдумки, фантазии через индивидуальный и массовый процесс видения многих жизненных явлений. Это студии декоративно-прикладного творчества, спортивно-оздоровительные секции, музыкальные и игровые программы, а также многое другое.

    Произошедший спад интереса к традиционным формам кружковой самодеятельности привел к созданию условий для возникновения авторских видов объединений художественной направленности с целью распространения практики мастеров-умельцев среди любительских объединений детского, молодежного движения, инвалидов и людей пожилого возраста. В результате заметно активизировалась работа во многих клубах и стал наиболее интересным досуг ребят.

    Наибольшей популярностью пользуются традиционные формы любительских объединений и клубов по интересам, где впроцессе музыкально-педагогического воспитания формируются и развиваются индивидуальные исполнительские способности личности. Творческие, исполнительские способности развиваются в процессе жизнедеятельности человека, поэтому необходимо создавать такие социальные условия, которые способствуют их формированию. Среди главных и ключевых проблем подростков можно отметить организацию досуга и их поддержку в период взросления. Возникает необходимость формирования служб социально-психологической помощи подросткам и молодежи, а также возможность реализации региональных программ социально-психологической, культурно-образовательной реабилитации. А.И. Лучанкин и А.А. Сняцкий в учебном пособии «Социально-клубная работа с молодежью» пишут: «Нужен клуб профессионалов, нужны энтузиасты клубного дела - и, прежде всего, из числа менеджеров социальной сферы, не говоря уже о просто умных людях, способных брать на себя ответственность. В этой связи перспектива пропаганды идеологии социально-культурной работы, обработка механизмов ее внедрения и апробации - задача не только практическая, но и методологическая».

    Каждый клуб - это мини-мир, в котором существуют свои традиции, создается индивидуальная культура общения, питательный микроклимат познания и творчества. Масштабные акции, организуемые городским Центром по работе с детьми и молодежью (ныне Центр внешкольного образования) Комитета по делам детей и молодежи мэрии г. Тамбова, предлагают разнообразные по содержанию и форме проведения игры, праздники, познавательные и просветительные беседы, встречи с интересными людьми. В подростковых клубах подрастающее поколение реализует свой потенциал, здесь каждый компенсирует те или иные проблемы общения, здесь наиболее реально усваиваются социально-культурные образцы поведения.

    Педагог любительского объединения при руководстве коллективом или группой обязан владеть тремя аспектами деятельности, которые создают благоприятные условия для развития личности. Это художественный, педагогический и организаторский, без которых невозможно увлечь, удовлетворить духовные потребности человека, а также реализовать их. Для данного действа необходимы интуиция руководителя, обоюдное вдохновение педагога, личности или группы, наличие новизны в имеющихся формах деятельности и «животворящая струя» оригинальности идей, не характерных для данных условий. Именно тогда может создаваться творческая атмосфера.

    В последнее время в г. Тамбове заметно повышается интерес к национальным традициям и праздникам, в проведении которых с удовольствием принимают участие и дети, и взрослые жители микрорайона. Такое сотрудничество способствует вовлечению «неорганизованных» любителей в коллективное времяпрепровождение и является возможностью передачи мастерства старшего поколения младшему.

    Особым интересом, как среди детей, так и взрослого населения пользуются традиционные праздники - «Рождественские посиделки», «Крещенские вечера», «Масленица» и многие другие, проводимые клубами по месту жительства и перенявшими эстафету по организации местных традиций от Домов культуры. Среди традиционных массовых праздников можно назвать «Лесной карнавал» и нововведение - форум «Культура мира через детское восприятие». Создание форума произошло по инициативе кафедры социально-культурной деятельности ТГУ им. Г.Р. Державина и организовано было впервые в 2000 году подростковыми клубами в виде большой творческой площадки. Она состояла из блоков: «Панорама увлечений», «Мастер-классы», «Дискуссионный клуб», «Детская тусовка - "Я + Ты"», шоу-программы «Однажды в городе» и многого другого.

    Для стимулирования участия подрастающего поколения в совместном времяпрепровождении необходимо обеспечение навыков культурного досуга, которое возможно при:

    • обеспечении благоприятных условий для ежедневного пребывания подростков и молодежи в самодеятельных художественных организациях;

    • создании и реализации программ по организации неформального общения в подростковых и молодежных группах, при учете демографических данных, склонностей и интересов;

    • создании условий для самостоятельного, индивидуального вклада личности в художественно-творческую деятельность коллектива, группы, для чего применять многообразие развлекательных и деловых игр с целью развития фантазии и уверенности в своих силах;

    • осуществлении специфических условий развития каждого индивида при выявлении внутреннего состояния (анкетирование, индивидуальные беседы) и общего развития индивида, не навязывая, а увлекая видами и жанрами художественного творчества в сфере свободного времени;

    • варьировании методов воспитания и увлечений в кружках, студиях, любительских объединениях для самостоятельного выбора индивидом видов и жанров любительского художественного творчества;

    • привлечении местного населения в клубы по интересам и любительские объединения к живому действу гармонии, красоты и старины;

    • организации любительских объединений: «Папа, мама, я - творческая семья». «Папа, мама, я - спортивная семья», «Изба ремесел», «Мастерская умелые руки».

    А для этого необходимо научиться:

    • работать с детьми на близкой психологической дистанции (контакт общения, внутреннее ощущение состояния каждой личности);

    • организовывать семинары-практикумы для повышения мастерства в работе с детьми и молодежью; привлекать в детское и молодежное любительское движение людей старшего возраста, занимающихся каким-либо видом художественного творчества на дому для совместного времяпрепровождения, с целью общения и передачи опыта мастерства; отмечать инициативных участников, а также спонсоров (телевидение, газетные публикации, брошюры из опыта работы сотрудников сферы культуры и досуга), принимающих активное участие в возрождении региональной культуры своего края.

    Таким образом, вышеперечисленные рекомендации направлены на создание единой системы организации любительского движения по месту жительства. Все это говорит о том, что подростковые клубы по месту жительства - это почва для самовыражения, развития и выявления творческих способностей личности, где реализуются сиюминутные желания, зарождается новый талант, складывается атмосфера развития любительства, домашнего неорганизованного творчества. Это координирующее звено в системе социализации подростков и молодежи с привлечением взрослого населения в процесс воспитания, где при условии разнообразных видов деятельности происходит параллельная активизация сферы общения через кружковые занятия по интересам. Именно здесь проявляется воспитывающий эффект педагогического воздействия средствами искусства, с помощью которых раскрываются духовные и творческие качества любого посетителя и участника клуба.

    Наше наблюдение за результатом активности и интереса населения в культурно-массовых акциях показало, что необходимо непосредственно в жилом массиве разворачивать сеть любительских объединений и клубов по интересам, так как не каждый имеет возможность посетить досуговые учреждения, находящиеся в отдалении от места жительства. Поэтому с удовольствием в досуговых акциях клубов по месту жительства принимают участие родители, жители микрорайона.

    Список литературы

    1.Лучанкин А.И., Сияцкий А.Л. Социально-клубная работа с молодежью; проблемы и подходы. 3-е изд., исправ. и реком, Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. 396с.

    Дополнительный список литературы.

    1. Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992.

    2. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 2001.

    3. Батурина Г., Кузина Т. Традиционная культура воспитания в национальной школе. Педагогика, 1995, №2.

    4. Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников.

    5. Борисенков В.П., Краевский В.В., Кутьев В.О., Турбовский Я.С. Философия образования. Педагогика, 1995, № 4.

    6. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под ред.Газманова О.С. М., Изд.АПН СССР, 1989.

    7. Дорогу осилит идущий ...Под ред. Соболевой Е.А. Армавир, 1996.

    8. Крылова Н.В. Ребенок в пространстве культуры. М., 1994.

    9. Крылова Н.В. Философско-педагогические аспекты культуры воспитания. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб. науч.тр. Под ред. Газмана О.С. М., Изд.АПН СССР. 1989.

    10. Культурология. Под ред. Драча Г.В. Р.-на-Д., Изд. Феникс, 1995.

    11. Опыт разработки концепции воспитания. Р-на-Д., 1993.

    12. Отношения личности и вопросы воспитания. Отв. ред. Миттов Н.К. Тамбов, 1973.

    13. Психология. Словарь. М., 1990.

    14. Савитская Т. Ребенок в культуре XX века. Знание-сила, 1995, №4.

    15. Старовойтенко Е.Б. Духовное влияние как основа воспитания и саморазвития личности. Психологический журнал, 2002, № 4.

    16. Щадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.

    ТЕХНОЛОГИЯ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА

    Молодежная культура как феномен сферы свободного времени

    Культуре имманентно присуща способность к «омоложению». Эта особенность лежит в основе процессов ее изменчивости, динамики и тесно связана с проблемой преемственности поколений. От того, какие ценности предпочтет молодежь, во многом будет зависеть то, каким будет общество, какое будущее его ждет.

    Интерес к предпочтениям молодежи смело можно отнести к вечным: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей», - сетовал Сократ еще в 470 году до Рождества Христова.

    Молодежная проблематика в современной науке актуализировалась в середине 50-х годов XX века. В 1956 году вышла монография израильского социолога С. Эйзенштдта «От поколения к поколению», которая содержала теоретические положения по проблеме гомогенных возрастных групп молодежи в сфере свободного времени.

    Причину образования «peer group»1 С. Эйзенштейн видел в антагонизме между социальными ориентациями семьи и вторичных общественных структур, присущих современному индустриальному обществу. Вследствие этого семья утрачивает свою главенствующую роль первичной инстанции социализации. В большей мере ее берут на себя «peer group», которые рассматриваются как неформальные возрастные молодежные группы свободного времени. В дальнейшем интерес к проблемам культурного времяпрепровождения молодежи, ее досугу возрастает.

    Досуг - самая доступная сфера для молодежи, необходимая социальная площадка для своих конкретных дел.

    Слово «peer» этимологически восходит к лат. «par» - равный, причем в данном случае имеется в виду равенство не только по возрасту, но и по социальному статусу, и по взглядам, ценностям и формам поведения ему статусу молодежь не принадлежит еще к миру взрослых, поэтому изучение молодежной культуры тесно связано с ценностями, поведением, активностью молодежи в сфере свободного времени. Ценностная система, которая складывается в молодежной культуре сегодня, через определенное время становится основой ориентации общества в целом, «омоложения» ядра его культуры. Таким образом, проблема свободного времени и досуга, как его специфической части, носит социальный характер.

    Человек и время - понятия неразрывные. Люди всегда стремились к целесообразной и организованной во времени деятельности, пытаясь учитывать его и беречь. К этому принуждала и приучала сама жизнь, природа и вся окружающая действительность, подчиненная определенным социальным и биологическим ритмам.

    Современные исследования проблем свободного времени связаны в первую очередь с его рациональным использованием и организацией, что органически связано с совершенствованием и ростом экономического и культурного потенциала общества. Задача рационализации свободного времени, способов рационального проведения досуга может быть поставлена и решена лишь при учете целого ряда обстоятельств, связанных со способомвключения личности в жизнь общества, ее функционированием в социальной системе и личным осознанием времени.

    Задача рационального использования времени носит конкретно-исторический характер. В древности и даже еще в средние века индивид, жизнь которого была неразрывно слита с жизнью первичного коллектива, не чувствовал себя обладателем времени. Ощущение времени, как принадлежащего отдельной личности и подлежащему сознательному регулированию, возникла, как предполагают ученые, на рубеже феодализма и капитализма. Этому способствовала система частного предпринимательства, расширившая экономическую свободу личности и повысившая ее ответственность за повседневное поведение. В этот период, в соответствии с требованием протестантской этики, труд выступал как жизненное призвание, а игры и развлечения считались не только не рациональными, но греховными. Рационализация времени связывается, прежде всего, с его продуктивностью.

    Однако уже в христианстве возможность осмысления времени и индивидуального выбора обусловливается не только экономической целесообразностью, но и культурой. В идеологии просветителей свободный выбор между добром и злом стал рассматриваться как нравственный атрибут личности. Соответственно время человека характеризуется через нравственный выбор. В дальнейшем, по мере технизации и интенсификации деятельности, формирования целостного личного самосознания принципы рационального времяпользования были распространены на досуг. Потребность рационализации досуга вытекает не из стремления получить большую прибыль, увеличить производство, а из ценностных ориентации. Сегодня эта потребность связана, прежде всего, с пониманием свободного времени как пространства индивидуального развития и социального формирования личности. Такой краткий экскурс позволяет в общем виде представить свободное время как конкретный исторический комплекс общественно-культурных явлений с многообразными социальными функциями, обусловленными как объективными, так и субъективными факторами.

    Довольно часто в литературе понятие «свободное время» используется как синоним «досуг». Категория «свободное время» представляет собой более широкое по своей структуре и содержанию понятие, по отношению к которому досуг относится, как часть к целому. Если свободное время отождествляется с внерабочим временем в целом, то под досугом следует понимать лишь ту часть этого времени, которая остается за вычетом из него всех необходимых затрат на естественные биологические и физические потребности. Таким образом, досуг оказывается частью бюджета свободного времени личности в строгом собственном смысле этого слова.

    Свободным временем человек может располагать по собственному усмотрению, но его бюджет и содержательная характеристика обусловлены уровнем материального производства, характером производственных отношений, общим состоянием культуры данного общества, социально-демографической характеристикой индивида. ему статусу молодежь не принадлежит еще к миру взрослых, поэтому изучение молодежной культуры тесно связано с ценностями, поведением, активностью молодежи в сфере свободного времени. Ценностная система, которая складывается в молодежной культуре сегодня, через определенное время становится основой ориентации общества в целом, «омоложения» ядра его культуры. Таким образом, проблема свободного времени и досуга, как его специфической части, носит социальный характер.

    Человек и время - понятия неразрывные. Люди всегда стремились к целесообразной и организованной во времени деятельности, пытаясь учитывать его и беречь. К этому принуждала и приучала сама жизнь, природа и вся окружающая действительность, подчиненная определенным социальным и биологическим ритмам.

    Современные исследования проблем свободного времени связаны в первую очередь с его рациональным использованием и организацией, что органически связано с совершенствованием и ростом экономического и культурного потенциала общества. Задача рационализации свободного времени, способов рационального проведения досуга может быть поставлена и решена лишь при учете целого ряда обстоятельств, связанных со способом включения личности в жизнь общества, ее функционированием в социальной системе и личным осознанием времени.

    Задача рационального использования времени носит конкретно-исторический характер. В древности и даже еще в средние века индивид, жизнь которого была неразрывно слита с жизнью первичного коллектива, не чувствовал себя обладателем времени. Ощущение времени, как принадлежащего отдельной личности и подлежащему сознательному регулированию, возникла, как предполагают ученые, на рубеже феодализма и капитализма. Этому способствовала система частного предпринимательства, расширившая экономическую свободу личности и повысившая ее ответственность за повседневное поведение. В этот период, в соответствии с требованием протестантской этики, труд выступал как жизненное призвание, а игры и развлечения считались не только не рациональными, но греховными. Рационализация времени связывается, прежде всего, с его продуктивностью.

    Однако уже в христианстве возможность осмысления времени и индивидуального выбора обусловливается не только экономической целесообразностью, но и культурой. В идеологии просветителей свободный выбор между добром и злом стал рассматриваться как нравственный атрибут личности. Соответственно время человека характеризуется через нравственный выбор. В дальнейшем, по мере технизации и интенсификации деятельности, формирования целостного личного самосознания принципы рационального времяпользования были распространены на досуг. Потребность рационализации досуга вытекает не из стремления получить большую прибыль, увеличить производство, а из ценностных ориентации. Сегодня эта потребность связана, прежде всего, с пониманием свободного времени как пространства индивидуального развития и социального формирования личности. Такой краткий экскурс позволяет в общем виде представить свободное время как конкретный исторический комплекс общественно-культурных явлений с многообразными социальными функциями, обусловленными как объективными, так и субъективными факторами.

    Довольно часто в литературе понятие «свободное время» используется как синоним «досуг». Категория «свободное время» представляет собой более широкое по своей структуре и содержанию понятие, по отношению к которому досуг относится, как часть к целому. Если свободное время отождествляется с внерабочим временем в целом, то под досугом следует понимать лишь ту часть этого времени, которая остается за вычетом из него всех необходимых затрат на естественные биологические и физические потребности. Таким образом, досуг оказывается частью бюджета свободного времени личности в строгом собственном смысле этого слова.

    Свободным временем человек может располагать по собственному усмотрению, но его бюджет и содержательная характеристика обусловлены уровнем материального производства, характером производственных отношений, общим состоянием культуры данного общества, социально-демографической характеристикой индивида.

    Социальная сущность и значение свободного времени, как определенной фазы в жизнедеятельности человека, характеризуется:

    формой социального бытия, имеющей конкретно-исторический характер, обусловленной уровнем материального производства, характером производственных отношений и общим состоянием культуры данного общества;

    сущностью данной формы бытия - свободное волеизъявление людей, свободная деятельность, обусловленная не естественной необходимостью добывания средств к существованию, а внутренними социальными потребностями совершенствования физических, нравственных и интеллектуальных сил человека;

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   20


    написать администратору сайта