Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деят. Занятие по душе, пообщаться и поделиться своими проблемами и заботами
Скачать 304.64 Kb.
|
Художественная самодеятельность - это огромный вклад в развитие творчества разных уровней общественной значимости. Это представление касается всех видов самодеятельного творчества: научного, технического, художественного, которые реализуются в художественно-эстетическом, прикладном творчестве, спортивно-туристическом, оздоровительно-валеологиче-ском, культурно-образовательном, психолого-коммуникативном, техническом, военно-патриотическом, эколого-природоведческом, досуговом и социально-педагогическом направлениях. Функцией творчества является развитие, движение человеческого общества, прогресс. Тем не менее, каждый человек имеет талант, который по-своему индивидуален, самобытен и неповторим. Само понятие «творчество» еще с древнейших времен имело обозначение «Божественная деятельность». Начиная с эпохи Возрождения и появления первых исследований и изобретателей, понятие «творчество» открывает возможность возвеличивания человека в ранг творца и в искусстве. Особенно это относится к эпохе романтизма. В XX веке понятие «творчество» (эпитет творческий») стало применяться к различным видам жизнедеятельности человека (профессиональной деятельности, общению, управлению и др.). Появились такие определения, как творческая экспрессия, творческое отношение, творческое развитие, творческая личность. Наряду с этим, в 20-х годах XX века наблюдалось многообразие форм организации творческой деятельности масс, что способствовало изменению и традиционных форм самодеятельного творчества. В это же время создается множество любительских объединений, студий, кружков, стремительно стала развиваться художественная самодеятельность (агитколлективы, изостудии, музыкальные коллективы, певческие кружки, агитсуды, литмонтажи, театральные студии - постановки клубных оперетт, говорящий хор - коллективная декламация и пр.). Современные аспекты рассмотрения феномена творчества (процесс, результат, совокупность факторов, определяющих социальный климат человеческой деятельности, соединение индивидуальных особенностей субъекта) привели в 30-40-е годы к развитию эвристики - методологии творческой деятельности. Этому предшествовали работы многих ученых, в числе которых были: Декарт, Паппа, Лейбниц, Больцано, Буль, Пойа и др. К началу XXI века творчество становится объектом особого изучения по возможностям развития творческих предрасположений и умений людей. В вузах появляются новые предметы «Педагогика творчества», «Психология творчества», программы курса «Общие вопросы природы одаренности», «Диагностика одаренности», «Развитие творческих способностей у детей», «Психологические требования к учителю и воспитателю одаренных детей» и т.п. Важность рассмотрения проблемы происхождения одаренности (роль природного и социального) касается творческих групп художественной деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной, хореографической и др.), которые используют и вносят множество путей, способствующих созданию творческого эмоционального подъема. Так, в краткой литературной энциклопедии охарактеризованы пять главных комплексов в художественном творчестве. Это искусство: слова, воображения, звуков (музыка), вещей (архитектура и прикладные искусства), зрелищные искусства. Ведь каждому возрасту присуще свое личностное новообразование творческого развития, и в этом большую роль может сыграть мастерство руководителя, лидера коллектива и группы. A.M. Горький писал, что талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант в сущности его - и есть любовь к делу, к процессу работы. Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд - даже самый грубый - возвышается до творчества. / Следовательно, творчество выражается не только в удовлетворении потребности быть личностью, но и является условием ее становления. А для этого руководителям творческих групп, любительских объединений необходимо знать и применять принципы педагогики и психологии творчества. Так среди наиболее значимых принципов Г.Н. Алова отмечает следующее: • раскрыть самого «себя» (принцип педагогики творчества); • развивать склонности к самостоятельному познанию и творчеству через творческий процесс (принцип соответствия); • ориентировать на сотворчество (принцип открытости диалогу и пониманию); • инициировать ситуации творческой деятельности для развития самосозидающей активности личности (принцип синергизма); • побуждать к поисковой деятельности личности (принцип открытого содержания); • создавать условия для воплощения творческого потенциала, ' расширяющего возможности человека шире его специализации " (принцип опережающего развития общих творческих способностей); ' • преодолевать инерционность интеллектуальной позиции личности, используя всю полноту инструментов познания - эвристические правила (принцип диалектичности и системности); • усиливать возможности межличностного взаимодействия (принцип группового творческого поиска) Понятие «творчество» основывается, прежде всего, на том, что творчество - это появление чего-то нового применительно ко всем процессам жизни человека. На протяжении долгого пути развития, становления и возрождения культуры народов постоянно происходило отдельное Угасание некоторых видов и форм народного художественного 89творчества. Замена традиционных видов искусства новыми технологическими и художественными приемами не всегда и не везде несла в себе разрушение уже созданного. Мастерство творца было основой научения. Эта основа способствовала введению самобытности, индивидуальности в творческий процесс последователя (преемника) мастера. Нельзя не согласиться с высказыванием Е.И. Смирновой, которая говорила, что «...мастерство и творчество взаимосвязаны. Чаще всего творчество возможно на основе мастерства, хотя бывают и исключения. Если мастерство - результат школы, тренировки, опыта, то творчество как оригинальное, неожиданное, нестандартное решение проявляется необязательно как результат «школы». Творчество детей, художников-примитивистов, научные открытия энтузиастов-любителей подтверждают, что новаторство возможно и не на основе высокого мастерства». Список рекомендованной литературы 1. АлповаГ.Н. Педагогика творчества: Учеб. пособие. СПб., 1998. 2. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. М.: Просвещение, 1983. Классификация самодеятельного творчества Происходящие организационные процессы в области художественного творчества имеют прямое воздействие на формирование внутреннего мировосприятия человека. Осознание роли творческого культурного потенциала народной художественной культуры, музыкальной педагогики и перспективности использования такого опыта в современной культурной практике ставит задачу создания условий для существенного преобразования во всех сферах общественной жизни. Творческий поиск, нестандартный подход к проблеме развития и становления таланта способен зародить интерес к художественной деятельности. Эта предрасположенность к творчеству заложена в самой природе человека. Поэтому XXI век определяет множество задач в организации целенаправленного и систематического педагогического процесса по формированию и развитию творческих потенций личности, как среди городского, так и сельского населения. Многообразие форм самодеятельного творчества, видов и жанров поднимает перед теоретиками искусства проблему классификации его ответвлений от сложившихся типов ориентации. К таким типам относится: профессиональное искусство, фольклорное и любительское творчество. К тому же возможна «... внедренная классификация, объединяющая группы жанров по признаку единства характера творчества. В одних случаях это авторская самодеятельность, представляющая непосредственную художественно-творческую реакцию человека на действительность; в других - это самодеятельность исполнительская, где участник выражает себя через специально подобранный репертуар профессиональных и самодеятельных авторов. Иногда в самодеятельности автор и исполнитель совмещаются». Е.И. Смирнова выделяет две основные категории самодеятельности: 1) самодеятельность в области потребления художественной культуры; 2) самодеятельность в области производства художественных ценностей. К традиционным видам и жанрам самодеятельного творчества Е.И. Смирнова относит: 1. Музыкальное искусство (хоры: академический, народной песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструментальные и духовые оркестры; музыкантов-исполнителей и певцов). 2. Театральное искусство (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюр; агитбригады, коллективы художественного слова). 3. Хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца). 4. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства). 5. Цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра). 6. Киноискусство (фотокружки, детские любительские киностудии). 7. Техническое творчество (моделирование, радиоэлектроника, клубы изобретателей и рационализаторов и др.) [3, с. 102-108]. А.С. Каргин отмечает современные аспекты художественной самодеятельности с устойчивой жанрово-видовой структурой, подразделяющейся на народные и классические жанры. Он предлагает осуществлять классификацию по шести признакам.. Сюда относится: ориентация на освоение различных пластов художественной культуры; рассмотрение типов художественного исполнительства, а также видов и жанров искусства. К этому добавляется ориентация по институциональной принадлежности и по социально-демографическому составу. Большая роль, по его мнению, должна отводиться выявлению аспектов самодеятельного творчества в регионах, специфике развития существующих форм, видов и жанров, их новообразованию. Следовательно, современное художественное творчество имеет синтетические, традиционные и организационно-образующиеся жанры. Классификацию самодеятельных коллективов можно представить следующим образом: Классический тип (традиционный): музыкальное, театральное, хореографическое искусство, изобразительное искусство Каждый жанр представлен автором различными видами. Например, в фольклорные виды входят: фольклорные театры, группы скоморохов, кукольников и др. Народно-певческие коллективы имеют солистов, организуются в ансамбли: народной песни, фольклорные. Сюда относятся и народные хоры. Народно-инструментальные и народно-танцевальные также имеют солистов и ансамбли: народных инструментов, народного танца и др. Раскрывая традиционный классический тип, можно представить музыкальные коллективы такими жанрами и видами, как академические (хоры и ансамбли), симфонические и духовые оркестры. Театральные - народными театрами и новыми формами - музыкально-театральными, народными коллективами. Хореографические коллективы - это танцевальное искусство классического, бального, эстрадного жанра. Изобразительное творчество включает студии живописи, авторско-оформитедь-ского искусства (разработка эскизов и пр.). Жанрово-видовое многообразие, различающееся по типам творчества, имеет и Дальнейшие пути развития в самодеятельности. Так как в человеке с рождения уже заложены задатки творческого восприятия, то в процессе жизнедеятельности, развивая свои способности и используя приобретенный опыт, человек, непроизвольно способствует проявлению новообразований в самодеятельности. Мнения исследователей самодеятельного художественного творчества имеют некоторые расхождения в определении классификации самодеятельного творчества, видов деятельности и функций. Так, например, Т.И. Бакланова отмечает наличие нескольких видов самодеятельного творчества (авторский, исполнительский, импровизаторский и создание новых «технологий») и видов деятельности, имеющих организационно-воспитательную, художественно-личностную основу (реализация внутренних потребностей личности). Нам близка позиция Е.И. Смирновой, которая в зависимости от целей и задач, стоящих в деятельности коллективов художественной самодеятельности, классифицирует их по следующим основным признакам: /. По ориентации на основные пласты художественной культуры: - ориентированная на этно-фольклорные виды народного, национального искусства (с внутренним подразделением на виды или формы этнофольклорной культурной культуры); - ориентированная на виды, школу и стили профессионального (академического) искусства (с внутренним подразделением на виды и жанры); - оригинальная, включающая виды художественной самодеятельности, не имеющие аналога или образца ни в профессиональном, ни в народном искусстве. 2. По типам творчества и ориентации на основные пласты художественной культуры: - исполнительская деятельность; - авторская и авторско-исполнительская; - импровизационная. 3. По степени организации и субъекту организации: ;. - «неорганизованная», «неформальная» или самоорганизующаяся самодеятельность; - самодеятельн9сть нестабильных организационных форм (организуемая средствами массовой информации, ситуативная и др.). - организованная в стабильные объединения разных типов на базе различных социо-культурных институтов, социально-контролируемая и педагогически направляемая. 4. По преобладающему виду деятельности: - объединения учебного типа; - объединения познавательного и художественно-исследовательского типа; - художественно-пропагандистские и художественно-организаторские объединения; - игрового типа; - творческие; - объединения комплексного типа с широким спектром видов деятельности. 5. По месту локализации: - сельская художественная самодеятельность; - художественная самодеятельность малых городов (со слабым художественно-профессиональным фоном); - художественная самодеятельность крупного города (с сильным художественно-профессиональным фоном). 6. По возрастному составу: - детская (младшего школьного возраста, подростков), юношеская; - художественная самодеятельность взрослых (молодежи, старших возрастных групп) Творческий потенциал и потребность самоактуализации заложена в самой природе человека. Однако самодеятельность и есть деятельность, не утрачивающая свободного проявления характера в организованных и неорганизованных формах, т.е. самодеятельном творчестве. Многими исследователями в области художественного творчества отмечается преимущество неорганизованной самодеятельности. спонтанной. В большинстве случаев она быстро появляется и распадается, и не многие из них приобретают организованную форму жизнетворчества (учебная деятельность, предполагающая творчество; профессиональное искусство; художественная самодеятельность масс). Подобная созидательная деятельность имеет высшую форму проявления человеком своих творческих сил и умений. Актуальной на сегодняшний день является и задача по оптимизации неорганизованного самодеятельного творчества, помощи в ее организации, как в клубных, так и школьных, внешкольных учреждениях, по месту жительства. Активность личности, коллектива проявляется в процессе реализации своих способностей и навыков в различных сферах творческой деятельности. Для того чтобы активизировать творческий процесс в различных объединениях, клубах по интересам и привлечь наибольшее количество участников, организатор обязан творчески подходить к каждому индивидуально. Стараясь помочь найти личности «себя» в любой роли позитивной деятельности, руководителю необходимо создать единый творческий ансамбль, в котором легко перейти от подражательности к инициативе. Таким образом, в участниках «творческого ансамбля» самодеятельного художественного творчества непроизвольно будут закладываться основы творческого метода. Зарождая будущую природу коллективного творчества в каждой личности, важно использовать путь вовлечения в разнообразные виды деятельности. Этим способен возродиться полноценный духовно нравственный человек. Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте основные категории самодеятельности (по Е.И. Смирновой). 2. Какие виды и жанры художественной самодеятельности предлагает А.С. Каргин? 3. Дайте классификацию коллективов художественной самодеятельности. Список рекомендованной литературы 1. Каргин АС. Народная художественная культура. М., 1997. 2. Бакланова Т.Н. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности. М., 1992. 3. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. М.: Просвещение, 1983. 4.Смирнова Е.И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1989. 488 с. Понятие и основные признаки любительских объединений и клубов по интересам Разные авторы по-своему трактуют такие понятия, как «любительские объединения», «клубы по интересам», «любительское творчество», «любительская деятельность». Эти понятия исследуются с разных позиций, но речь идет об одном и том же явлении - «творчестве любителей» в самодеятельных формах его проявления. Вместе с тем в Положении о любительском объединении и клубе по интересам принятом в 1986 году было сказано, что любительское объединение, клуб по интересам являются организованной формой общественной самодеятельности населения, создаваемой на основе добровольности, общих творческих интересов и индивидуального членства участников, с целью удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов людей в сфере свободного времени. Под термином «любительство» сегодня мы понимаем такое состояние деятельности, благодаря которому увеличивается уверенность в себе, укрепляется вера в свою способность «творить», стремиться к конкретной нравственной цели. Эта уверенность вовлекает в сферу художественного творчества многих талантливых людей, которые готовы отдать этой деятельности свое свободное время. Любительские занятия обогащают общество новыми творческими личностями. В результате ими создаются материальные и духовные ценности. По нашему мнению, в процессе любительской деятельности человек создает свою микросреду, тем самым снимая напряжение, стрессы. Любительство - это своеобразный уход от однообразия реальности. Оно не связано с реализацией достижений в профессиональной деятельности. Однако любительство - это не только отдых, но и труд, так как индивид в результате рекреации занят трудом. Это активное расслабление, переключение на ту сферу, которая не затронута основным видом жизнедеятельности человека, его профессией. Любитель - творец - «сам себе хозяин», «сам себе режиссер», создающий свой собственный мир, проявляющийся в индивидуальных и массовых формах. Создаваемый в процессе творчества мир связан с повседневной реальностью и внутренним субъективным миром человека. Творческая необходимость, представляющая внутреннее состояние человеческого познания, выражается в способности воображения и является одним из путей к художественному воспитанию. Уже с XVIII века активно начинает развиваться любительское художественное творчество, в организованной деятельности которой отмечается активное участие интеллигенции. Вторая половина ХЕК века отмечается активизацией различных обществ любителей искусства, при которых создаются творческие мастерские, возникают литературные объединения, кружки, студии и т.д. Широко распространенные сегодня термины «любительское творчество» и «художественная самодеятельность» впервые появились в конце XIX века и характеризовали значительный интерес различных слоев русского общества к художественному творчеству. Связано это было с массовым внедрением в культуру и быт русского общества организованных форм занятий различными видами любительского искусства (театры, духовые оркестры и оркестры народных инструментов, хоры, изобразительное искусство, прикладное творчество). Это была широко спланированная программа включения народных масс в различные виды творчества, так как именно в нем можно было найти пути выхода из кризиса в решении многих социальных проблем (борьба с пьянством, безработица). В рамках народного художественного творчества уже тогда появилось многообразие форм и жанров, таких, как массовые гуляния, ярмарки, театрализованные представления, частушки, народные пляски, народное инструментальное исполнительство, камерные пьесы, куплетные песни и многое другое. Сюда же можно отнести организуемые праздники и выставки, где непосредственное участие принимали любители, выступавшие в качестве организаторов всевозможных направлений деятельности в культуре. Они оказывали влияние на различные стороны жизни, как участников, так и зрителей. Богослужения, обряды, «процессии дураков», «встречи поста и масленицы», ярмарки с балаганами, с выступлениями фокусников и жонглеров, кукольные представления на постоялых дворах и в тавернах, выступления ораторов, проповедников, застольные речи и песни - все это можно причислить к искусству средневековья, поскольку искусство тогда естественно и стихийно вплеталось в быт. Господствовала стихия ремесла и фольклора, фольклор - всегда прикладное искусство, ибо никогда не обособляет себя от повседневности». Многие исследователи приходят к мнению, что именно фольклор является одной из начальных форм художественной культуры, существующей на профессиональном и любительском • уровне творчества. Этой же точки зрения придерживается и Э.Е. Алексеев, который отмечает, что «самодеятельность в форме фольклора и любительства выполняет важную культурно-творческую роль. В ее рамках рождаются новые художественные ценности, она вносит огромный вклад в социальную организацию общества: благодаря нормально развивающемуся художественному творчеству достигаются укрепление общественных связей между людьми и упрочение целостности общества». Любители - это те, кто «врастает» в сферу культурно-творческой деятельности, где существуют традиции народного художественного творчества. Усвоение культурных традиций и художественных форм деятельности, а именно любительских (пение, музицирование, занятие художественно-прикладным творчеством и т.д.) является ориентиром деятельности любителя. Самодеятельность в процессе познания преобразуется в эстетические убеждения, нормы и принципы поведения. Основным, неизменным ядром его является человеческая индивидуальность, побуждающая личность к движению, стремлению проявить себя в занятиях творчеством. Художественное творчество любителей более всего тяготеет к индивидуальным формам куль-турно-досуговой деятельности, однако может включать и коллективные формы (самодеятельность). Чтобы «временное» любительство превратить в организованное любительское занятие, где состоявшиеся любители или желающие стать таковыми учатся управлять своей фантазией, необходима стабильная подготовительная работа всех социальных институтов, способствующих формированию самодеятельности. Так, в 60-70-е годы появляется множество течений любительского творчества, среди которых можно отметить: «наивное творчество», спонтанную самодеятельность, оригинальную самодеятельность, традиционную, «подражательную» (культовое искусство), репродуктивное творчество, авторское и другие. Самодеятельные организации, а именно любительские объединения и клубы по интересам, имеют более высокую форму внутри-клубных объединений. В их основе заложено удовлетворение нравственных, внутренних потребностей и способностей личности. В любительских объединениях оцениваются желание, энтузиазм, включающие человека в организационную деятельность средствами художественного творчества. Увлечение художественным творчеством в таких коллективах формирует новые способности, так как там собираются группы людей, имеющие много общего, независимо от уровня одаренности. Именно «интерес», «страсть» в художественном творчестве могут дать значимый результат, который будет неповторим, оригинален и непосредственен. Его итоговым проявлением являются различные формы представления творчества на суд зрителей, слушателей. Таким образом, на основании различных подходов к проблеме любительского творчества мы предлагаем собственное определение любительских объединений и клубов по интересам. Любительское объединение — это совокупность любительских знаний, увлечений, источник духовного обогащения личности, где происходит новое последовательное включение творческого аспекта деятельности любителей в процесс социального опыта, в том числе в форме индивидуального членства, при реализации саморазвития и самообразования каждого индивида в свободном временном пространстве. Клубное объединение, или клуб по интересам - это форма совместного удовлетворения социальных и культурных потребностей (групп, близких по интересам; участие в кружках, студиях, клубах), при создании условий для духовного общения и побуждения к самодеятельному творчеству, где могут самоорганизоваться множество различных любительских объединений. Очень часто работники учреждений культуры и досуга подменяют любительские объединения и клубы по интересам объединениями кружкового типа. |