Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деят. Занятие по душе, пообщаться и поделиться своими проблемами и заботами
Скачать 304.64 Kb.
|
частью личного времени человека, объем, содержание и структура которого обусловлены социально-демографической характеристикой и уровнем индивидуальной культуры. Английский социолог С.Б. Линдер указывает на поверхностность распространенного мнения, согласно которому с ходом научно-технического прогресса у людей появляется все больше свободного времени. Это мнение возникло потому, считает Линдер, что экономисты до сих пор рассматривали свободное время лишь как производственное. Между тем, с возрастанием массы потребительских товаров и услуг увеличивается необходимое время для потребления. В связи с этим возникает общий дефицит времени, развертывается «борьба за время», которая порождает спешку, сокращает и рационализирует общение, обнажает целенаправленность и утилитарность даже неформальных приятельских отношений. Мы вынуждены читать ради выгоды, общаться ради контактов, иметь lanch для заключения контракта, играть в мяч для поддержания коллектива, проводить досуг для укрепления семьи. С другой стороны, исследователи обращают внимание на избыток свободного времени. При этом многие из них отмечают, что наличие избытка свободного времени имеется у некоторых малокультурных групп населения. По мнению Б.А. Грушина, недостаток времени - самая главная причина низкого уровня культуры свободного времени. Согласно социологическим исследованиям люди с низким культурным уровнем проведения свободного времени жалуются на нехватку времени. Неспособность освоить свободное время приводит к росту явлений антикультуры. Таким образом, рационализация свободного времени -вечно актуальная проблема. Сегодня эта проблема связана, прежде всего, с нехваткой времени, которая в свою очередь обусловлена интенсификацией всех видов деятельности, а также нерациональной организацией элементов образа жизни, связанной с низким уровнем культурного развития самой личности. Вопросы и задания 1. Какое определение Вы могли бы дать своему личному свободному времени, исходя из общей характеристики социальной сущности свободного времени? 2. Продолжите: мое свободное время это 3. Социальной сущностью свободного времени является «свободная деятельность» человека. Свобода - одна из неоспоримых человеческих ценностей, в которой человек реализует свое внутреннее богатство. Однако, самые радикальные умы, выступавшие в защиту этой «святыни», полагали, что свобода не абсолютна. Почему они так считали? 4. Чем, на Ваш взгляд, обусловлено волеизъявление человека в свободное время? 5. В чем Вы видите отличие свободы от своеволия? Какие социальные и индивидуально-личностные факторы способствуют (или не способствуют) рациональной организации свободного времени. 6. Приведите пример идеальной рационализации свободного времени. В какой степени соответствует этот пример организации Вашего личного свободного времени. Список рекомендуемой литературы 1. Воробьев С.В. Молодежная субкультура как специфическая часть культуры общества. Н. Новгород, 1991, 2. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. М., 1967. 3. Гришенко ЖМ., Поликарпов В.А. Самоопределение молодежи в условиях перестройки: опыт социальной типологии / Социологические исследования, 1990. №7. 4.Григорьева Е.И. Современная технология социально-культурной деятельности. Учеб.-метод, пособие. Тамбов, 1998. 5. Дубин Б. Зеркало юности / Свободная мысль. 1993. №9. 6. Диалог о рок-музыке. М., 1990. 7. Запесоцкий А., Фаин А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990. Сущность, основные понятия молодежной культуры Проблемы свободного времени следует рассматривать в тесной связи с конкретной фазой жизни, в которой формируется личность, детство, юность, зрелость и старость. В каждом из этих периодов так или иначе имеется фаза свободного времени, в связи с чем возникают специфические проблемы. Роль периода юности в сфере свободного времени является темой множества исследований и размышлений. Трудности с молодежью, существующие на протяжении веков, часто состоят в стремлении к значительному расширению сферы развлечений за счет сферы исполнения непреложных обязанностей, протестуя против дисциплины и принуждения. Юность - это период учебы и подготовки к общественной жизни. В современном обществе социализация молодежи протекает большей степени вне первичного института опеки - семьи. В настоящее время более значительную роль играют в этом процессе социальные институты: школа, вузы, СМИ, учреждения социокультурной сферы, группы сверстников (peer droup) и др. В современных условиях молодежь резко противопоставляет ценность свободного времени, проводимого в семье или в местах, где осуществляется заметный контроль со стороны старшего поколения, ценности времени, проводимого вне контроля, главным образом, в группах сверстников. Свободное время молодежи имеет свои культурные особенности, определяющиеся биологическими, психологическими, социальными характеристиками. Характеристика молодежи достаточно изучена в отечественной и зарубежной литературе. Молодежь - эмоциональна, интеллектуально восприимчива, физически активна и подвижна, склонна к игровой деятельности. Для нее характерен альтруизм, что способствует непринужденному вхождению в культурную общественную среду; легкостью сближения со сверстниками, что становится важнейшим «группобразующим фактором». Акселерация, с одной стороны, отодвижение брачного возраста на более поздние сроки и связи с увеличение периода подготовки к профессиональному труду, с другой, расширяют потенциальные возможности молодежи для культурного времяпровождения. Социальный статус молодежи позволяет характеризовать ее как не самостоятельную. Вопреки такому представлению, сама молодежь настойчиво стремится к обособлению. Чтобы утвердить статус своей самостоятельности, молодежь прибегает к различным «неформальным» организованным методам сопротивления против такого «непризнания». Иногда она вторгается в область политики, но больше всего проявляет себя в области культуры. В окружении себе подобных молодежь накапливает знания о культурной жизни и к этим знаниям вписывает свое понимание, уточняет свои предпочтения, выявляет своих кумиров, постигает групповые нравы, сравнивает и сопоставляет их с нравами взрослых, с которыми они часто бывают не согласны. При этом молодежь формирует свои гипотезы, часто иллюзорные, и в соответствии с собственным пониманием или непониманием совершает поступки, строит свой образ и стиль жизни. Из этого складывается то, что называется молодежной культурой. Возникновение обособленной молодежной культуры является результатом индустриального развития общества и иных факторов. Среди этих факторов еще в 1969 году С. Лем обозначил быстрое, благодаря НТР, достижение обществом высокого уровня материального благосостояния. Резкое снижение сопротивления внешней среды создало определенный «люфт», свободный от выполнения необходимых биологических действий от ежедневной борьбы за существование. Постепенно этот «люфт» начал заполняться случайными, избыточными образцами поведения, и прежде всего со стороны молодежи. За спиной молодых людей, обретших свободу от пожизненного труда, - мощный пласт многовековой культуры, который и служит основным материалом для построения молодежной культуры. Лем рассматривает молодежную культуру как имманентный феномен культурно-исторического процесса, с необходимостью возникающий в обществе, достигшем высокого материального благосостояния. Никогда общество не могло предложить молодежи столь массовые формы свободного времяпрепровождения, какие возникли в индустриальных странах «массового потребления». В отличие от прежних социально обусловленных форм досуга современные в большей степени затрагивают художественно-эстетические переживания и ориентированы на специфическое восприятие молодежи. Стержневым элементом в отечественной молодежной культуре оказалось удовлетворение музыкально-развлекательных потребностей. В структуре досуговых интересов современной молодежи среди 12 видов досуга 5 оказались наиболее предпочтительными и они связаны с восприятием музыки. Шествие рок-музыки по российской земле оформилось в рок движение. Рок-музыка в нашем отечестве являла собой вызов окружающему миру, и молодежь использовала ее как средство противопоставить себя, свое мироощущение идеалам старших поколений. Причины же, вызвавшие молодежное культурное движение, еще до конца не выявлены. Зарубежные исследователи, в частности Т. Парсонс отмечают следующие специфические проявления молодежной культуры: - стремление выработать автономные формы поведения и независимые от взрослых формы мышления и выйти из-под контроля взрослых; - резко критическое отношение к традиционным ценностям образа жизни; - «открытость» по отношению к новым ценностям и ценностным ориентациям; - двойственность (амбивалентность) психических переживаний, связанных с маргинальностью, и неоднозначность противоречивых соотношений чувств любви и ненависти. Немецкий исследователь молодежной культуры Гугенбергер основные проявления молодежной культуры охарактеризовал как коллективный «нарциссизм», безучастное сосуществование с общественной культурой, антиурбанистический эффект утомленных групп. К. Кенистон отмечает, что для взрослых обычно допущение: молодежь ведет себя сумасбродно, эксцентрично, неправильно потому, что таков возраст. Но сегодня такое поведение - основа молодежной культуры. Ценности молодежной культуры действительно отличаются от ценностей доминирующей в обществе культуры. Но ценностная специфика каждой из функционирующих молодежных культур признается лишь на время до приобретения общественного статуса. Охарактеризованные проявления молодежной культуры позволяют отметить, что молодежная культура как феномен общественной культуры представляет собой сложное, противоречивое образование, обособившееся в системе культуры общества. При этом место молодежи в общественной жизни, ее отношение к ценностям культуры общества, традициям, зависит от происходящих на каждом данном историческом этапе социокультурных процессов. Это высказывание находит подтверждение у Айзенштадта, который писал, что появление формализованных и возрастно-однородных групп в обществе тем выше, чем более закрытыми или недоступными для молодежи являются его ведущие социальные институты и чем менее эффективно семья, как институт социализации. Таким образом, дистанцированность от общественной жизни и вытеснение молодежи в культурно-досуговую область не всегда зависят от нее самой. Но в зависимости от того, какое место занимает молодежь в жизни общества, складывается и ее отношение к господствующим в обществе ценностям. Отношение к ним может быть как пассивным, некритическим, так и оценивающим, вплоть до отрицания. Рассмотрение сущностных проявлений молодежной культуры позволяет перейти к рассмотрению проблемы дефиниции данного понятия. В этом направлении предпринят целый ряд попыток. Рассмотрим некоторые из них. Одним из так называемых широких определений является следующее: «Молодежная культура - это часть общей культуры общества». Данное определение указывает на соотношение молодежной культуры и общества, как части к целому, без содержательной характеристики указанных явлений и взаимосвязей. Более определенную характеристику молодежной культуры содержит другое определение. «Современная молодежная культура - довольно сложное, социально духовное образование, включающее в себя научное мировоззрение, правовые, политические, нравственные, художественные познания, культурную общность мышления, чувств, быта, досуга». Тем не менее, это определение не позволяет увидеть разницу между молодежной культурой и культурой общества, которое также является «сложным социально духовным образованием». Наиболее полным и содержательным, на наш взгляд, определением является следующее: «Молодежная культура - это исторически сложившееся и обособившееся в культуре общества сложное противоречивое социально-культурное образование со специфическими ценностями, нормами, образцами поведения, носителями которых является молодежь как специфическая социально-демографическая группа». Вопросы и задания Какие факторы определяют культурные особенности свободного времени молодежи? Какие из ниже перечисленных ценностей наиболее значимы для Вас, а какие на Ваш взгляд для Ваших родителей? Перечислите в порядке возрастания значимости этих ценностей.
Как Вы можете объяснить сходство или различие в ценностном предпочтении молодежи и людей старшего поколения? 3. Дать определение молодежной культуре, наиболее полно характеризующее ее сущность. 4. Назвать и объясните факторы возникновения и обособления молодежной культуры. 5. Охарактеризуйте основные специфические проявления молодежной культуры, отмеченные Т. Парсонсом. Список рекомендуемой литературы 1. Актуальные проблемы современной молодежной культуры. Материалы Всероссийской научно-метод. конф. Горький, 1990. 2. Бэр В. Молодежный кризис и молодежный протест. Штутгарт, 1982 // Р.Ж. Общественные науки за рубежом. 1983. Сер.1. №4, С.61-63. 3. Иконникова СЯ, Кон И.С. Молодежь как социальная категория. М, 1970. 4. Илле М. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи / Социологические исследования. 1990. №12. 5. Кетстон К. Чего добиваются студенты? / Америка. 1970. №15 9. 6. Кратова ЮЛ. Педагогика досуга в англоязычных странах СПб., 1994. 7. Киселева Т.Г. Социокультурная деятельность. История, теоретические основы, технология. М.: МГИК, 1995. 8. Криминалоги о неформальных молодежных объединениях. М, 1990. 9. Лисовский В.Г. Советское студенчество: социологические очерки. М., 1990. 10. Молодежная культура: проблемы и перспективы развития / Ред. Козлов А., Саралиева З.М., 1991. 11. Неформальная Россия, М., 1990. 12. Орлов Г.П. Свободное время и вечность. Свердловск, 1982. 13. О чем тоскуют британские подростки? / За рубежом, 1992. №24. 14. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т. Литовского. СПб.: СПб. университет, 1996. 15. Соколов Э.В. Рациональное использование времени и культура досуга / Социология культуры. Методология и практика культурно-просветительной деятельности. Сб. науч. трудов. Л., 1992. Молодежная субкультура Во многих современных отечественных и зарубежных исследованиях подчеркивается субкультурный характер молодежной культуры. Впервые термин «субкультура» был применен к явлениям, обнаруженным в исследованиях молодежной преступности в США. Этот факт обусловил тот негативный оттенок, который прочно связался с этим понятием в целом. Его используют при описании именно негативных культурных процессов. В Великобритании доминирует более поздняя традиция исследования молодежных субкультур, связанная с резкой мировоззренческой дифференциацией внутри альтернативного молодежного движения. В 60-х годах субкультурный подход к молодежной культуре получает широкое распространение в зарубежных исследованиях. Вне зависимости от оценок субкультуры (позитивных, нейтральных, негативных) авторы субкультурных концепций исходят из признания многообразия, разнообразия, своеобразия культур. В отечественной литературе понятие «молодежная субкультура» стало использоваться для характеристики явлений и процессов, происходящих в период «перестройки» российского общества на рубеже 80-90-х годов. Это был период объективно-критического анализа острых проблем в социальной науке и журналистике, вскрывшего пеструю гамму различных противоречий, в том числе, имевших место в молодежном неформальном движении. Неформальные объединения рассматриваются как субъекты, носители и творцы собственной культурной среды, нормативов поведения, общения, ценностей, имеющих глубокий символический смысл для членов группы, создавших собственную культуру. Основные причины возникновения и функционирования субкультур объяснялись тем, что существующие в обществе ценности не в полной мере выражают потребности конкретных социальных групп. Для удовлетворения данных потребностей социальные группы начинают модифицировать доминантные для общества ценности или вырабатывать собственные. Так появляется определенное своеобразие в элементах культуры различных социальных групп, обусловленное спецификой условий и образа жизни. Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы, социальные слои, классы, которые и становятся субъектами и носителями собственной культурной среды. Не претендуя на построение дефиниции, в самом широком смысле молодежную субкультуру можно рассматривать как вид субкультуры, субъектом которой выступает молодежь, представляющая особую социально-демографическую группу. Впервые в отечественной литературе определение субкультуры дает С.Н. Иконникова: «Субкультура - это культура в культуре, имеющая свои достаточно четкие контуры, чтобы распознать ее. Она включает знания, верования, цели и ценности, суждения и оценки, нравы и вкусы, жаргон и манеры поведения, предрассудки и предубеждения, характерные для социальной группы и разделяемые ее членами». В этом определении даны качественные характеристики, обозначенные составляющие субкультуру элементы, которые могут служить признаком отличия ее от общей культуры. Приведенное определение можно рассматривать как имеющее основополагающее, эвристическое значение. Этимологическое значение понятия «молодежная субкультура» складывается из смысла двух составляющих: «суб» и «культура». Слово культура с приставкой «суб-» обретает совершенно новое смысловое значение. При этом само это понятие чаще всего трактуется расширительно. В результате этого оно рискует обрести негативный смысл. Так, по Т. Парсонсу, молодежная субкультура выполняет дезинтегрирующую функцию по отношению к социальной системе. Молодежная субкультура рассматривается и как нечто содержащее инновационные потенции молодежной культуры, как источника дальнейшего прогрессивного развития общественной культуры. Это мнение подкрепляется суждениями М. Вебера, В. Дильтея о том, что молодежь играет роль генератора новаторства. Составная часть слова «суб» в переводе с латинского означает: 1) расположение под чем-либо или около чего-либо; 2) подчиненность; 3) второстепенность. Этимологическое значение понятия «молодежная субкультура» указывает на характер взаимоотношения и взаимодействия культуры молодежной социально-демографической группы и общественной культуры. На возникновение и развитие молодежных субкультур влияют изменения образа и уровня жизни общества, крупные социальные события. Возможны появления и активизация субкультур при улучшении условий жизни молодежной группы (повышение доходов, образовательного и культурного уровня и т.п.). Второй тип молодежных субкультур можно назвать субкультурами «кризиса», т.к. их появление связано с ухудшением социально-экономического положения молодежи. Отличительными чертами молодежных субкультур являются «стили». Можно выделить три основных элемента стиля: 1) образ - элементы костюма, прическа, косметика, бижутерия; 2) манера поведения - особенности невербального компонента общения (экспрессия, мимика, пантомимика, походка); 3) слэнг - специфический словарь и его использование. Одна из основных функций стиля - это установление границ группы отделение от других. Нередко в молодежной культуре существует оппозиция одной группы к другой. Молодежные субкультуры выполняют особые функции. Субкультура дает молодежи условное решение проблем, которые она испытывает. Она предлагает стиль, ценности, идеологию, которые могут быть использованы для формирования особой идентичности, выходящие за пределы, предписанные социальным происхождением и статусом. Субкультура помогает решать молодежи и внутренние экзистенциональные проблемы. С ее помощью молодежь, хотя и иллюзорно, решает свои психологические проблемы. Этим объясняется исключительная притягательность субкультур для некоторой части молодежи. Рассмотрение характеристики и функции молодежной субкультуры позволяет дать ее определение. Молодежной субкультурой называется дистанцирующая от общей культуры совокупность ценностей, норм и самодеятельного поведения молодежи, поддерживающая коллективный стиль социально-культурной молодежной общности, проявляющаяся в специфических, альтернативных потребительских ориентациях в сфере досуга, в особенностях самовыражения. |