Главная страница
Навигация по странице:

  • Список рекомендуемой литературы

  • 1.4. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса

  • ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Методами социально-культурной деятельности являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты

  • ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Задачи и основные направления информационно-просветительной деятельности

  • Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деят. Занятие по душе, пообщаться и поделиться своими проблемами и заботами


    Скачать 304.64 Kb.
    НазваниеЗанятие по душе, пообщаться и поделиться своими проблемами и заботами
    Дата17.10.2020
    Размер304.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГригорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деят.docx
    ТипЗанятие
    #143639
    страница3 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    Контрольные вопросы

    1. Какие группы социально-культурных технологий вам известны?

    2. Выделите основные подходы к определению « технология»,

    3.Назовите основные виды функциональных технологий, применяемых в учреждениях культуры и досуга.

    4. Приведите примеры дифференцированных технологий и дайте им краткую характеристику.

    5. Выделите характерные черты современной социокультурной ситуации в России.

    Список рекомендуемой литературы

    1. Григорьева ЕМ., Веяитнова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций. ТГГУ, 2000.

    2. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусста. М., 1998.

    3. Киселева Т.Г., Красилъников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 1995.

    4. Культурно-досуговая деятельность. Учеб. пособие / Под ред. А. Д. Жар-J кова и В.М. Чижикова. М.: МГУКД998.

    5. Новаторов В. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник.J Омск, 1992.

    1.4. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса

    Рассматривая технологию социально-культурной деятельности, нельзя не остановиться на основных методах, формах и средствах, которые используются в практике работы учреждений культуры и досуга. Попытка проанализировать сущность терминов, так или иначе связанных с технологией социально-культурной деятельности, позволила сформулировать обозначаемые этими терминами понятия.

    средства социально-культурной деятельности

    Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.

    В арсенале работников социально-культурных институтов имеются разнообразные средства и способы воздействия на человека. Как специалист широкого профиля организатор досуга должен, во-первых, удовлетворять социально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов, а, во-вторых, разрабатывать инновационные технологии, которые будут способствовать более содержательному и развивающему досугу населения. «Принципиальная особенность такого специалиста в том, что знание психологии, педагогики, культурологии, социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других общественно-значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафизики социально-культурной деятельности - приобщение человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала».

    К числу основных средств социально-культурной деятельности относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность.

    Следует отметить что все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).

    Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике организатора досуга исследователи советуют соблюдать ряд требований и правил:

    выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;

    • количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

    • всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;

    • имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности»

    ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Попытки исследовать формы социально-культурной деятельности были предприняты разными авторами. Анализ публикаций свидетельствует о том, что понятие «форма» в социально-культурной деятельности трактуется авторами неоднозначно.

    Так, например, академик А.Д, Жарков рассматривает формы как:

    1) выражение содержания кулътурно-досуговой деятельности;

    2) структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.);

    способ организации культурно-досуговой деятельности.

    Он же отмечает, что «под формами-программами культурно-досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания». Вместе с тем, В.Е. Триодин определяет форму клубной работы как «способ организации педагогического процесса в клубе».

    «В самом широком виде досутовую программу или форму можно рассматривать как крупное, самостоятельное, законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой, индивидуальной). Программы и формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей.

    Нет оснований для опровержения всех приведенных формулировок. Все они имеют право на существование. На наш взгляд, форма социально-культурной деятельности - это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель — донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.

    Сегодня в организации досуга населения мы наблюдаем сложные и противоречивые явления. С одной стороны, посетители часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, которые им предлагают учреждения сферы культуры и досуга. С другой стороны, существующие кружки, любительские объединения и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоянное стремление населения и особенно молодежи к самостоятельности и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени. Что же сегодня могут сделать учреждения социально-культурной сферы для того, чтобы привлечь к себе как можно больше посетителей?

    Во-первых, необходимо комплексное исследование направленности и структуры проведения свободного времени населения;

    во-вторых, должна быть целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в некоторых регионах России - это выявление, поощрение и тиражирование инновационных идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи;

    в-третьих, освоение и внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности. Учреждения социально-культурной сферы должны притягивать подростков и молодежь не меньше, чем уличная компания;

    в-четвертых, информирование, а также обучение населения современным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки;

    • в-пятых, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подрастающего поколения.

    В настоящее время в некоторых регионах России накоплен значительный опыт инновационных методик, которые можно успешно применять в любом другом регионе, но для его внедрения необходима оптимизация культурной жизни региона, которая должна базироваться на преемственности, сохранении и создании опыта предшествующих поколений.

    Анализ деятельности различных учреждений социально-культурной сферы Центрально-Черноземного региона показал, что в последнее время совершенствуются методики по организации художественно-эстетического воспитания и образования. В школах происходит освоение культурного наследия прошлого, исследуются социально-демографические проблемы бытования художественных традиций в современной городской и сельской среде, а также создаются региональные программы по профилактике вредных привычек в подростково-молодежной среде, методики экологического и семейного воспитания.

    В городах Тамбове, Липецке, Воронеже, Рязани успешно реализуются многие социально-культурные программы и проекты. Среди них наиболее значимыми являются психолого-педагогические, экономические, правовые и досуговые программы. Так, например, в рамках реализации федеральной программы «Молодежь России» на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэрии г. Тамбова разработаны программы: «Возрождение», «Я для России», «Экология и дети», «Взрослые и дети», которые включают множество других познавательных и образовательных проектов и программ. Достаточно назвать программы «Рост», «Познай себя и узнаешь мир людей», «Мир красотой спасется», «Милосердие и забота», которые вызвали интерес и нашли последователей в других регионах России.

    Таким образом, учитывая реальные и потенциальные возможности региональных учреждений социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распространению новых технологий в сфере досуга и создавать условия для их успешной реализации.

    МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Во взаимодействии с такими понятиями, как средства и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы социально-культурной деятельности».

    Слово «метод» (methodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо».

    Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором Новаторовым.. Он предлагает следующую структуру методов социально-культурной деятельности: а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя, политинформато-ра, просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просветительных учреждений или самими участниками мероприятий; Упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование введений искусства или их фрагментов при проведении мас- совых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);

    б) методы формирования сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);

    в) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;

    г) методы стимулирования общественного поведения и культурно-досуговой деятельности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение, (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание.

    Приведенная классификация методов довольно условна. В социально-культурных институтах рассмотренные методы чаще всего используются не изолированно, а в тесном контакте между собой и варьируются в зависимости от основных целей и задач, поставленных перед организаторами досуга и контингента посетителей.

    Таким образом, анализ основных подходов к изучению методов социально-культурной деятельности позволил сформулировать следующее определение.

    Методами социально-культурной деятельности являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты.

    Изучение форм, средств и методов социально-культурной деятельности позволило нам прийти к следующим выводам.

    1.Современная технология социально-культурной деятельности характеризуется большим разнообразием средств, форм! методов организации досуга.

    2. Приоритет учреждений культуры и досуга сегодня направлен на развитие региональной культурной политики и целенаправленную поддержку культурных инноваций.

    3. Технологические инновации обладают огромным педагогическим и культурологическим потенциалом, будучи воплощенными конкретными методами и содержательными формами социально-культурной деятельности, они способствуют не только развитию личности, но и противостоят девальвации культуры.

    Контрольные вопросы

    1. Дайте определение формам социально-культурной деятельности. Аргументируйте свою позицию.

    2. На конкретном примере из практики дайте оценку современным формам социально-культурной деятельности.

    3. Что вы понимаете под средствами социально-культурной деятельности.

    4. Дайте классификацию средств социально-культурной деятельности.

    5. Назовите требования, предъявляемые к использованию средств социально-культурной деятельности в практике работы учреждений культуры и досуга.

    6 Приведите общую классификацию методов социально-культурной деятельности.

    7. Какие методы, на ваш взгляд, наиболее часто применяются в практике социально-культурной деятельности?

    8. Дайте характеристику каждому методу социально-культурной деятельности.

    Список рекомендуемой литературы

    1. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. М., 1998.

    2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 1995.

    3. Культурно-досуговая деятельность. Уч. пособие / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М.: МГУК, 1998.

    4. Мышление и кибернетика // Вопросы философии, 1963. №1. С.36.

    5. Новаторов В.Е. Словарь-справочник.

    6. Образование и культура: традиции и новаторство. Материалы научн. конференции. СПб., 1998. С.50.

    7. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. Сб. статей / Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, Ю.А. Стрельцова, Б.Г. Мосалева. М.: МПСИ, 2000.

    8. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. М., 1984. С. 134.

    ТЕХНОЛОГИИ

    ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

    Задачи и основные направления информационно-просветительной деятельности

    В предыдущей главе мы уже говорили о том, что в современном обществе все больше внимания уделяется информационным процессам и технологиям, и давали определение таким понятиям, как «информация» и «пропаганда». Сегодня «информация» - один из основных способов отражения внешнего мира с помощью различных сигналов и знаков. В системах различной природы действия с информацией: обмен, хранение, обработка, трансляция, называют информационными процессами. Последние, в свою очередь, вызывают к жизни такие понятия, как «информационное пространство», «информационная культура», «информационная этика». Многие научные дисциплины используют теорию информации, чтобы подчеркнуть новое направление в старых науках. Нередко в теоретических построениях термин «информация» наполнен разным смыслом, а, следовательно, сами теории высвечивают лишь часть граней некоторой системы знаний, которую можно назвать общей теорией информации или «информологией» — наукой о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации, возникшей в конце 50-х годов XX века.

    По подсчетам ученых, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, третье - в 1950 году. Сегодня знания удваиваются за 5 лет. Это явление, получившее название «информационный прорыв»,

    Опираясь на количественные меры аналитической теории, информации, американский ученый Д.С. Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом:

    • уровень 0 - информационная емкость отдельного человека! О7 бит;

    • уровень 1 - устное общение внутри общины (деревни, племени), где количество циркулирующей информации приблизительно 109бит;

    • уровень 2 - письменная культура; мерой информированности Александрийская библиотека, имеющая 532000 свитков с объемом информации в 1017 бит;

    • уровень 3 - индустриальное общество с информационными коммуникациями в 1020 бит;

    • уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом в 1025 бит.

    По мере развития и углубления познания окружающего мира становится очевидной необходимость не только профессионального, но и самодеятельного интеллектуального творчества, массового приобщения к информационной культуре.

    «Технологическая революция», «цифровое будущее», «портативные кибертехнические устройства», «компьютерные программы», «виртуальные миры», и информатизация... - эти и другие понятия все больше входят в нашу реальность и дополняют привычные познания и представления о современном мире. В мировом рекреационно-досутовом опыте одним из важнейших направлений социально-культурной деятельности населения является прикладная педагогика досуга, в которой наиболее полно реализуется образовательный и воспитательный потенциал свободного времени.

    По определению Аристотеля, свободное время - это «высокий досуг», ибо в нем проявляется «самоценность» гражданина и, прежде всего, развивается разум - высшая способность в человеке. Древнегреческий философ точно увидел и отразил в своей «Метафизике» специфику человека в сфере свободного времени. Если в государственной, социально-политической, профессионально-трудовой деятельности поведение человека детерминировано определенными обстоятельствами, субординацией или другими факторами, корректирующими позицию личности, то в условиях свободного времяпрепровождения он остается самим собой, ориентируется на свои интересы и потребности, в меру своих способностей реализует себя как индивидуальность.

    Культурно-информационные ценности могут усваиваться как стихийно, на основе саморазвития личности, так и целенаправленно - с помощью специалистов, способных квалифицированно передавать эти ценности другим людям. Поэтому всегда базовыми понятиями культуры были образование, воспитание и социальная адаптация личности. Понимая, что чем человек просвещеннее, тем он полезнее Отечеству, русская интеллигенция XVIII-XX веков внесла достойный вклад в развитие российской культуры. В этот период времени формировались педагогические концепции, теория самообразования, подвижнически осуществлялась практическая просветительская деятельность, внешкодьная работа. В становлении современных культурно-нравственных, духовных исканий сыграли роль взгляды деятелей «ученой дружины» Ф. Прокоповича, А. Кантемира, В. Татищева, а также социальные идеи московских прогрессистов А. Курбатова, И. Филиппова, С. Яворского, прогрессивные взгляды А. Радищева, М. Ломоносова, Н. Новикова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Н. Добролюбова, Н. Чернышевского, Н. Пирогова, В. Соловьева, Н. Бердяева, А. Сахарова и многих других.

    Научная, техническая, творческая интеллигенция на основе добровольной самоорганизации, при поддержке меценатов всегда осуществляла пропаганду знаний, искусства, передовых идей, тем самым создавая предпосылки для современной системы непрерывного образования и воспитания, для информационно-просветительской деятельности. В прошлом веке возникли и были популярны такие традиционные формы, как народные чтения, народные университеты, воскресные школы, лектории, дискуссии, встречи в салонах и гостиных, активный обмен культурной информацией.

    Сегодня социальная ценность досуга возрастает, и для того чтобы человек любого возраста и общественного положения осознанно предпочитал конструктивные, социально оправданные занятия, в свободное время необходимо:

    • последовательно обучать его навыкам самоорганизации досуга;

    • создавать условия для овладения новейшими информационно-просветительскими технологиями на уровне поиска, обработки и трансляции информации;

    , • включать в интерактивные формы потребления знаний, развития навыков.

    В настоящее время мы живем в информационном обществе, признаками которого являются:

    • возрастание значения информации как стратегического ресурса развития;

    • разнообразие релаксаторских технологий (релаксация -расслабление, освобождение тела, психики от ненужного напряжения; снятие стресса);

    • увеличение информационной емкости всех сфер человеческой деятельности, расширение информационных услуг;

    • широкое использование информационных технологий.

    Однако информационная перенасыщенность, борьба за средства массовой информации, явление пиара, порой откровенное лоббирование политической, экономической, правовой информации затрудняют общественное восприятие, «раскачивают» общественное мнение, обостряют ощущение нестабильности, рождает социальный пессимизм. Во многих странах принято устраивать «политические каникулы» в электронных СМИ на летний период, насыщая эфир теплыми, лирическими, веселыми, мажорными сюжетами. Психика людей должна отдыхать, заряжаться положительной энергией. На наших телеэкранах - переизбыток «охоты на человеческую жизнь», «черной» информации. Поэтому вся социальная работа, - а именно к ней относится и социально-культурная деятельность, - должна быть направлена на анимацию общественного настроения, на формирование позитивного мышления и конструктивного действия. Неслучайно многие досуговые технологии включают в открытую информационную систему, с помощью которой обеспечивается свободный доступ к информации через музеи, библиотеки, Дома науки и техники и т.п.

    Люди нуждаются в оперативном информировании о текущих событиях в контексте реформ и должны иметь возможность участия в обсуждении проблем и оценках, в формировании обоснованного общественного мнения, особенно на местном уровне. В связи с этим расширяются диапазон информационного процесса, номенклатура информационных услуг, появляются экспресс-университеты, статистические службы, каникулярные школы, консультационно-справочные бюро, общественные приемные специалистов. Проводятся информационные встречи с руководителями акционерных компаний и представителями мэрии, районной, областной администрации, организуются деловые и творческие отчеты, конференции, дискуссии, создаются и дискуссионные клубы.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта