Главная страница
Навигация по странице:

  • Нейробиология «Я буду», «Я не буду» и «Я хочу»

  • Под микроскопом: что труднее

  • Умопомрачительный случай потери силы воли

  • Под микроскопом: знакомство с двумя рассудками

  • Ценность обеих ипостасей

  • Что где когда. Занятие по курсу Наука о силе воли 6 Я буду, Я не буду, Я хочу что такое сила воли и почему она важна


    Скачать 376.77 Kb.
    НазваниеЗанятие по курсу Наука о силе воли 6 Я буду, Я не буду, Я хочу что такое сила воли и почему она важна
    АнкорЧто где когда
    Дата16.06.2022
    Размер376.77 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла91755122.a4.pdf
    ТипЗанятие
    #595284
    страница2 из 3
    1   2   3
    1. «Я буду», «Я не буду», «Я хочу»: что
    такое сила воли и почему она важна
    Когда вы задумываетесь о том, что требует силы воли, какая мысль в первую очередь приходит вам на ум? Для большинства из нас классическое испытание силы воли – искуше- ние, будь то пончик, сигарета или приключение на одну ночь. Когда люди говорят: «Я безволь- ный», обычно это означает: «Мне трудно сказать нет, когда мой рот, желудок, сердце или…
    (подставьте свою часть тела) хочет сказать да». Называйте это силой «Я не буду».
    Но умение говорить нет – лишь одна из составляющих силы воли. В конце концов, «про- сто скажи нет» – три любимых слова волынщиков и лежебок со всего мира. Временами гораздо важнее сказать да – иначе как сделать все то, что вы откладываете на завтра (или навсегда)?
    Сила воли помогает вам включить это в список сегодняшних дел, даже когда неуверенность,
    мелкие заботы или нескончаемый поток телевизионных реалити-шоу пытаются вас переубе- дить. Эту способность делать, что должно, даже если какая-то часть вашей души этого не желает, мы назовем силой «Я буду».
    Силы «Я буду» и «Я не буду» – две стороны самоконтроля, но он ими не ограничива- ется. Чтобы говорить впопад нет и да, нужна третья сила: способность помнить, чего вы дей- ствительно хотите. Понимаю, вам кажется, будто вы и впрямь хотите шоколадный коржик,
    третий мартини или отгул. Но, сталкиваясь с искушением или заигрывая с медлительностью,
    вы должны помнить, что на самом деле хотите влезть в узкие джинсы, получить повышение,
    погасить долг по кредитке, сохранить брак или не сесть в тюрьму. Иначе что удержит вас от сиюминутных желаний? Чтобы владеть собой, нужно знать, что для вас по-настоящему важно.
    Это сила «Я хочу».
    Самообладание – это управление тремя силами: «Я буду», «Я не буду» и «Я хочу», и оно помогает вам достичь целей (или не попасть в беду). Как мы убедимся, мы – человече- ские существа – являемся счастливыми обладателями мозгов, которые поддерживают все три функции. По сути, развитие этих трех сил и определяет нас как человеческий вид. Прежде чем мы перейдем к грязному делу – анализу, почему у нас не получается их использовать, давайте проникнемся, какая это удача, что они у нас есть. Мы заглянем в мозг и увидим, где соверша- ется таинство, а также узнаем, как нам натренировать силу воли. Мы также вкратце остано- вимся на том, почему силу воли бывает трудно найти и как привлечь к делу другую уникаль- ную человеческую способность – самосознание, чтобы наша выдержка не знала поражений.
    Откуда у нас сила воли
    Вообразите: мы перенеслись на 100 тысяч лет назад, и вы новехонький гомо сапиенс среди всего эволюционировавшего многообразия. Да, я подожду, пока вы порадуетесь своим отстоящим большим пальцам, прямой осанке, подъязычной кости (которая позволяет вам выработать некое подобие речи, хотя я уверена, что ни слова не разберу). Кстати, поздравляю:
    вы умеете разводить огонь (не устраивая пожар), а также рисовать буйволов и бегемотов с помощью передовых каменных инструментов.
    Несколько поколений назад ваши жизненные задачи были так просты: 1) находить обед;
    2) размножаться; 3) избегать неожиданных встреч с Crocodylus anthropophagus (в переводе с латыни – «крокодил, который лопает человеков»). Но вы выросли в дружном племени и зави- сите от других гомо сапиенс в вопросах выживания. Это означает, что к вашему списку при- оритетов приходится добавить «не злить никого по ходу дела». Общинность подразумевает сотрудничество и распределение ресурсов: нельзя просто брать, что хочется. Если вы утянете

    К. Макгонигал. «Сила воли. Как развить и укрепить»
    12
    чей-то бутерброд с буйволятиной или друга-подружку, вас могут изгнать из племени и даже убить (не забудьте, у других гомо сапиенс тоже есть острые каменные инструменты, а ваша кожа намного тоньше бегемотьей). Более того, племя вам необходимо: оно заботится о вас, когда вы хвораете или ранены, а потому не можете охотиться или собирать ягоды. Даже в каменном веке правила, как завоевать друзей и оказывать влияние на людей, были похожи на сегодняшние:
    помогайте, когда соседу потребуется кров, делитесь обедом, даже если вы еще не наелись, и подумайте дважды, прежде чем сказать: «Эта набедренная повязка тебя полнит». Иными сло- вами: пожалуйста, хоть немного следите за собой.
    На кону не только ваша жизнь. Выживание всего племени зависит от вашей способно- сти выбирать, с кем драться (желательно не со своими) и с кем сочетаться браком (не с двою- родными родственниками: нужно повышать генетическое разнообразие, иначе все ваше племя скосит одна болезнь). А если вам посчастливилось найти пару, ожидается, что вы соединитесь на всю жизнь, а не на разок за соседним кустом. Да, у вас, человека (почти) современного,
    появилась уйма новых способов попасть в передрягу благодаря проверенным временем пище- вому, агрессивному и сексуальному инстинктам.
    Так возникла потребность в том, что мы теперь называем силой воли. В ходе (до)истории растущий уровень сложности наших социальных миров требовал все большего самооблада- ния. Потребность вписываться, сотрудничать и поддерживать долгосрочные отношения загру- зила наш первобытный мозг, и он развил-таки стратегии самоконтроля. Современные мы –
    это ответ на те давние требования. Наш мозг наверстал недостающее, и вуаля: у нас появилась сила воли – способность контролировать свои порывы, которая и помогла нам стать людьми в полном смысле этого слова.
    Зачем она нам сейчас
    Вернемся к современной жизни (конечно, оставьте при себе свои отстоящие большие пальцы, но, наверное, вы захотите слегка приодеться). Сила воли превратилась из того, что отличает людей от других животных, в то, что отличает людей друг от друга. Возможно, все мы родились со способностью к самоконтролю, но некоторые используют ее чаще других.
    Люди, которые лучше управляют своим вниманием, чувствами и действиями, успешней, как ни взгляни. Они здоровее и счастливее. Близкие отношения приносят им больше радости и длятся дольше. Они больше зарабатывают и добиваются большего в карьере. Они лучше справ- ляются со стрессом, разрешают конфликты и преодолевают невзгоды. Они даже живут дольше.
    Если сравнить силу воли с прочими добродетелями, она окажется наивысшей. Самоконтроль в большей степени, чем интеллект, предопределяет успехи в университете (получи, школьный тест на способности к обучению
    3
    ), он вносит больший вклад в эффективное руководство, чем харизма (прости, Тони Роббинс
    4
    ), и важнее для семейного счастья, чем чуткость (да, секрет долгого брака зависит от того, научились ли вы держать язык за зубами). Если мы хотим жить лучше, сила воли – отнюдь не плохое начало. Для этого мы попросим наш мозг стандартной комплектации слегка поднапрячься. Итак, приступим: посмотрим, с чем нам приходится рабо- тать.
    3
    Школьный тест на способности к обучению (Scholastic Aptitude Test) – стандартизованный тест для приема в высшие учебные заведения США, используется наряду со средним школьным баллом, оценивает общую грамотность и математиче- ские способности. Прим. пер.
    4
    Тони Роббинс – автор книг о лидерстве в жанре популярной психологии. Прим. пер.

    К. Макгонигал. «Сила воли. Как развить и укрепить»
    13
    Нейробиология «Я буду», «Я не буду» и «Я хочу»
    Наши современные возможности самоконтроля – результат давней необходимости быть хорошими соседями, родителями, супругами. Но как именно ответил на нее человеческий мозг? Похоже, развитием префронтальной коры – обширным участком нервных угодий прямо на уровне лба и глаз. На протяжении почти всей эволюционной истории префронтальная кора контролировала преимущественно физические действия: ходьбу, бег, хватание, толкание – это своего рода первичный самоконтроль. У человека префронтальная кора разрослась, увеличи- лись ее связи с другими зонами мозга. Из всех биологических видов у нас данная область занимает самый большой процент от всей поверхности мозга: это одна из причин, по которой ваш пес не делает запасов на черный день. По мере роста у префронтальной коры появлялись новые функции: она стала управлять тем, на что вы обращаете внимание, о чем думаете, даже что чувствуете. Так ей лучше удается контролировать то, что вы делаете.
    Роберт Сапольски, нейробиолог из Стэнфордского университета, доказал, что главная задача современной префронтальной коры – склонять мозг (а следовательно, и вас) к тому,
    «что труднее». Когда легче валяться на диване, ваша префронтальная кора заставляет вас пожелать подняться и побегать. Когда легче сказать десерту да, ваша префронтальная кора вспоминает причины, по которым вместо него лучше заказать пустой чай. И если легче отло- жить дела на завтра, именно префронтальная кора помогает вам открыть файл и поработать.
    Сила воли в мозге

    К. Макгонигал. «Сила воли. Как развить и укрепить»
    14
    Префронтальная кора – не какая-то там клякса серого вещества: в ней есть три основные области, которые делят между собой задачи «Я буду», «Я не буду» и «Я хочу». Одна зона находится в верхней левой части и отвечает за силу «Я буду». Она помогает вам начать и продолжать заниматься скучными, трудными или напряженными делами, например оставаться на беговой дорожке, когда вы бы предпочли уже отправиться в душ. Правая сторона, напротив,
    отвечает за силу «Я не буду» и не дает следовать всем импульсам и желаниям без разбора.
    Можете поблагодарить ее за недавний случай, когда вы хотели прочитать за рулем эсэмэску,
    но предпочли смотреть на дорогу. Вместе две эти области контролируют то, что вы делаете.
    Третья зона, чуть ниже и по центру префронтальной коры, следит за вашими целями и стремлениями. Она решает, чего вы хотите. Чем быстрее срабатывают ее нервные клетки, тем более рьяно вы действуете или противостоите искушению. Эта часть префронтальной коры помнит, что вы действительно хотите, даже когда весь остальной мозг вопит: «Съешь это!
    Выпей это! Выкури это! Купи это!»
    Под микроскопом: что труднее?
    Каждое испытание силы воли требует чего-то трудного, например устоять перед искушением или не стоять столбом в напряженной ситуации.
    Вообразите, что вы столкнулись со своим испытанием. Что самое сложное?
    Почему вам так тяжело? Что вы чувствуете, когда представляете себя в деле?
    Умопомрачительный случай потери силы воли
    Насколько важна префронтальная кора для самоконтроля? На этот вопрос можно отве- тить, если узнать, что бывает, когда ее теряют. Самый знаменитый случай повреждения пре- фронтальной коры головного мозга – история Финеаса Гейджа. И предупреждаю: это кровавая история. Лучше отложите в сторону бутерброд.
    В 1848 году Финеас Гейдж в свои 24 года командовал бригадой железнодорожных рабо- чих. Подчиненные считали его лучшим бригадиром, уважали и любили его. Друзья и семья описывали его как спокойного, уравновешенного человека. Личный врач, Джон Мартин Хар- лоу, сообщал, что подопечный был силен и телом, и духом, «обладал железной волей и сталь- ными мускулами».
    Но все переменилось в среду 13 сентября в 4:30 пополудни. Гейдж с бригадой расчи- щал взрывчаткой путь для строительства железной дороги между Бёрлингтоном и Ратлендом в штате Вермонт. Гейдж закладывал заряды. Процедура повторялась уже тысячу раз, но вне- запно что-то пошло не так. Взрыв произошел слишком рано, и метровая трамбовка пробила
    Гейджу череп. Она вошла в левую щеку, пронзила лобные доли и приземлилась в 30 метрах от него, прихватив с собой какое-то количество серого вещества.
    Возможно, вы вообразили себе, что Гейджа постигла мгновенная смерть. Но нет, Гейдж не умер. По свидетельствам очевидцев, он даже не вырубился. Рабочие просто посадили его на тачку и дотолкали два километра до таверны, в которой он остановился. Врач аккуратненько залатал Гейджа, вернув на место крупные осколки черепа, собранные с места происшествия,
    и наложил швы.
    На полное физическое выздоровление у Гейджа ушло более двух месяцев (возможно, во многом ему мешали радикальные назначения доктора Харлоу: тот прописал клизмы от грибка,
    что появился на открытых участках мозга Гейджа). Но к 17 ноября пациент был уже достаточно подлечен, чтобы вернуться к прежней жизни. Гейдж и сам заявлял, будто «чувствовал себя лучше во всех смыслах» и боли его не мучили.

    К. Макгонигал. «Сила воли. Как развить и укрепить»
    15
    Похоже на счастливый конец. Но Гейджу не повезло: его история на этом не заканчива- ется. Внешние раны зажили, однако в самом мозге творилось странное. По отзывам друзей и коллег, у Гейджа изменился характер. Доктор Харлоу описал перемены в медицинском отчете о последствиях травмы:
    Похоже, нарушен баланс… между умственными способностями и животными наклонностями. Он порывист, непочтителен, временами позволяет себе сквернейшие ругательства (чем прежде не отличался),
    неуважительно обращается с друзьями, не приемлет ограничений и советов,
    если те противоречат его желаниям… изобретает множество планов, но тут же теряет к ним интерес… В этом смысле его разум в корне переменился,
    настолько явно, что друзья и знакомые заявляют, будто «это уже не Гейдж».
    Иными словами, вместе с префронтальной корой Гейдж потерял и самоконтроль: силы
    «Я не буду» и «Я буду». Его железная воля, которая казалась неотъемлемой частью его харак- тера, была разрушена трамбовкой, пролетевшей сквозь череп.
    Большинству из нас не приходится опасаться внезапных железнодорожных взрывов,
    лишающих самоконтроля, но в каждом человеке сидит маленький Финеас Гейдж. Префрон- тальная кора не столь надежна, как нам бы того хотелось. Некоторые состояния – когда мы пьяны, не выспались или просто рассеянны – подавляют ее и имитируют повреждение мозга,
    которое получил Гейдж. Из-за них нам труднее справляться со своими порывами, даже если наше серое вещество все еще благополучно скрыто черепной коробкой. Да, все мы способны делать то, что сложнее, но у нас есть еще и желание поступать с точностью до наоборот. Это побуждение надо сдерживать, но, как мы убедимся, оно живет своим умом.
    Проблема двух рассудков
    Когда сила воли нас подводит: мы слишком много тратим, слишком много едим, кани- телимся, выходим из себя – мы можем усомниться, есть ли у нас вообще префронтальная кора. Конечно, возможно устоять перед искушением, но это не значит, что мы так и поступим.
    Вполне допустимо, что мы способны сделать сегодня то, что можно отложить на завтра, но чаще побеждает завтра. За эту печальную правду жизни вы тоже можете поблагодарить эволю- цию. Люди развивались, но их мозг почти не менялся. Природа предпочитает достраивать уже созданное, а не начинать с нуля. Людям требовались новые навыки, однако наш примитивный мозг не был заменен совершенно новым образцом – система самоконтроля нахлобучена на старую систему желаний и инстинктов.
    То есть эволюция сохранила нам все инстинкты, которые когда-либо приносили пользу, –
    даже если теперь они сулят неприятности. Хорошо еще, что она дала и способ справляться с бедами, до которых мы себя доводим. Взять, к примеру, восторг от вредной пищи, в который впадают вкусовые рецепторы. Эти ненасытные лакомки помогали людям выжить, когда еды было мало и жировая ткань служила страховкой. Но в современном мире фастфуда, джанкфуда и органических продуктов нам не нужны запасы. Избыточный вес стал угрозой для здоровья,
    а не защитой, и способность воздерживаться от соблазнительной еды оказалась важнее для долгосрочного выживания. Но поскольку тучность была выгодна предкам, наш современный мозг все еще инстинктивно тянется к жирному и сладкому. К счастью, мы можем использовать новейшую систему самоконтроля, чтобы отвергать эти желания и не лазить в конфетницу. Да,
    мы сохранили импульсы, но снабжены и контролем над ними.

    К. Макгонигал. «Сила воли. Как развить и укрепить»
    16
    Проблема двух рассудков
    Нейропсихологи даже утверждают, что у нас один мозг, но два рассудка, или что в нас живут два человека. В одной ипостаси мы действуем импульсивно и ищем сиюминутных насла- ждений, а в другой – контролируем свои порывы и отказываемся от удовольствий, которые отвлекают от долгосрочных целей. Обе эти сущности – мы, и мы же мечемся между ними.
    Порой нас можно отождествить с человеком, который просто хочет печеньку. В этом и заклю- чается суть волевого испытания: отчасти вы желаете чего-то одного, отчасти – чего-то иного.
    Или ваше настоящее «я» хочет одного, а будущее «я» предпочло бы, чтобы вы занимались совсем другим. Когда две эти личности ссорятся, одна должна взять верх над другой. Та, что хочет поддаться искушению, не плохая – просто у нее иные взгляды на то, что важнее.
    Под микроскопом: знакомство с двумя рассудками
    Каждое испытание силы воли – это спор между двумя сторонами личности. Как они ведут себя в момент вашего волевого испытания?
    Чего хочет импульсивная ипостась? А чего – мудрая? Порой полезно дать импульсивной ипостаси имя, например Печенюшкин, если она жаждет безотлагательных удовольствий, или Нытик, если она любит вечно жаловаться на все и вся, или Волынщик, если никогда не хочет приниматься за дело. Это поможет вам распознать ее, когда она начнет вас одолевать, и призвать мудрое
    «я» усилить волевую оборону.
    Ценность обеих ипостасей
    Весьма соблазнительно вообразить систему самоконтроля несказанно высшим «я», а более примитивные инстинкты – досадным пережитком эволюционного прошлого. Конечно,
    давным-давно, когда мы по щиколотку увязали в грязи, инстинкты помогали нам выжить,
    чтобы мы передавали гены будущим поколениям. Но теперь они нам мешают, приводят к болезням, пустым банковским счетам и свиданиям, за которые приходится извиняться по теле-

    К. Макгонигал. «Сила воли. Как развить и укрепить»
    17
    визору перед всей страной. Вот бы влечения древних предков не обременяли нас, цивилизо- ванных существ!
    Но не так быстро. Хотя наша система выживания не всегда действует нам на пользу, оши- бочно полагать, будто нам нужно в корне побороть первобытное «я». Медицинские исследова- ния случаев, когда люди теряли инстинкты из-за локальных повреждений мозга, показывают,
    насколько важны примитивные страхи и желания для здоровья, счастья и того же самокон- троля. Например, молодой женщине, чтобы избавить ее от судорожных припадков, операци- онным путем частично разрушили средний мозг. Она потеряла способность испытывать страх и отвращение, что лишило ее двух самых важных инстинктивных источников самообладания.
    У нее появилась привычка напихиваться едой до тошноты, а еще бедняжка стала недвусмыс- ленно клеиться к близким родственникам. Не слишком хороший образец самоконтроля!
    Как мы узнаем из книги дальше, без желаний мы бы пребывали в унынии, а без страха не смогли бы защитить себя от грядущей опасности. Отчасти, чтобы побеждать в волевых испы- таниях, нужно находить пользу в первобытных инстинктах, а не бороться с ними. Нейроэко- номисты – ученые, которые исследуют, как ведет себя мозг, когда мы принимаем решения, –
    обнаружили, что система самоконтроля и инстинкты выживания не всегда конфликтуют. Пред- ставьте: вы бредете по универмагу, и вдруг вам бросается в глаза нечто интересненькое. Ваш примитивный мозг взвизгивает: «Купи это!» Вы проверяете ценник: 199,99 доллара. Пока вы не видели эту безумную цену, требовалось серьезное вмешательство префронтальной коры,
    чтобы заткнуть порыв к растратам. Но вдруг мозг регистрирует инстинктивный болевой ответ на цену. Исследования показали, что именно так все и происходит: мозг может воспринять внушительный ценник как физический удар под дых. Инстинктивный шок облегчает работу префронтальной коре, и уже почти не требуется применять силу «Я не буду». А поскольку мы намерены укрепить силу воли, то постараемся понять, как лучше использовать каждый аспект нашей человеческой сущности, включая самые примитивные инстинкты: от тяги к удоволь- ствиям и до потребности вписываться – чтобы достичь своих целей.
    1   2   3


    написать администратору сайта