ораторское искусство. Занятие Развитие риторических традиций
Скачать 89.5 Kb.
|
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО 1. Задания к практическим занятиям. ПРАКТИЧЕСКОЕ Занятие 1. Развитие риторических традиций 1. Влияние софистики как духовно-воспитательного учения в Греции на формирование красноречия и всего стиля политической и правовой жизни демократических Афин (Протагор, Горгий). 2. Аристотель и его «Риторика». 3. Цицерон об ораторском мастерстве. 4. Основные риторические положения М.В.Ломоносова, Н.Ф. Кошанского и других представителей российской риторической школы. 5. Современное состояние русской риторики. Неориторика на современном этапе ее развития. Понятие «деловая риторика». Список литературы: 1. Антонова, Л. Г. Уроки риторики. / Л.Г. Антонова. - М.: Академия развития, 2015. - 224 c. 2.. Апресян, Г. З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. - Москва, 2015. - 280 c. 3. Граудина, Л. К. Русская риторика / Л.К. Граудина, Г.И. Кочеткова. - М, 2011. - 670 c. 4. Михальская, А. К. Сравнительно-историческая риторика / А.К. Михальская. - Москва, 2013. - 320 c. 5. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва2015. - 218 c. 6. Степанов, А. Спутник оратора / А. Степанов, А. Толмачев. - Москва: ИЛ, 2012. - 352 c. 7. Тумина, Л. Е. Русская риторика XVII-XX веков: учение о повествовании / Л.Е. Тумина. - Москва: СИНТЕГ, 2012. - 496 c. ПРАКТИЧЕСКОЕ занятие 2. Этапы подготовки речи 1. Классический подход к композиции. Выделение «крупных жанров» диспозиции: обращение, именование темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение. 2. Основные элементы композиции. Вступление (именование темы), особенности его построения. Обращение, виды вступления (наименование темы). 3. Основные правила создания основной части выступления и заключения. Понятие «отмеченные позиции» (заголовок, начало и конец речи), их взаимосвязь и значение в подготовке публичного выступления. 4. Общие рекомендации, выработанные риторикой, к членению речи на части. 5. Роль оратора в создании и исполнении речи. Взаимодействие оратора и аудитории. Условия успеха оратора. Список литературы: 1. Антонова, Л. Г. Уроки риторики. / Л.Г. Антонова. - М.: Академия развития, 2015. - 224 c. 2.. Апресян, Г. З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. - Москва, 2015. - 280 c. 3. Граудина, Л. К. Русская риторика / Л.К. Граудина, Г.И. Кочеткова. - М, 2011. - 670 c. 4. Михальская, А. К. Сравнительно-историческая риторика / А.К. Михальская. - Москва, 2013. - 320 c. 5. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва2015. - 218 c. 6. Степанов, А. Спутник оратора / А. Степанов, А. Толмачев. - Москва: ИЛ, 2012. - 352 c. 2. ЛЕКЦИЯ. ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ Ораторское искусство – это искусство подготовки и публичного произнесения речи, цель которой – информировать слушателей, воздействовать на них, сформулировать в них убеждения, которые станут затем мотивами поведения людей. Основу каждого ораторского выступления составляет общая речевая культура. Она определяется следующими факторами: эрудицией и мировоззрением: культурой мышления; языковой культурой; владением техникой речи; психологической культурой; коммуникативной культурой. Установление и поддержание контакта с аудиторией – ключевая проблема публичного выступления. Личностный, эмоциональный и познавательный контакты Для оратора важно установление личностного контакта со слушателями. Этот тип общения предполагает при работе с аудиторией строить речь так, как беседу с конкретным лицом при непосредственном контакте, одновременно четко обозначая свою позицию. Доброжелательное, уважительное отношение к слушателям вызывает, как правило, ответные чувства. Если выступление намечено на конец напряженного рабочего дня, когда люди уже устали, если накануне выступления произошло какое-то неординарное событие, взволновавшее будущую аудиторию, может возникнуть барьер отрицательных эмоций. Чтобы этого не произошло, оратору следует заранее узнать обстановку и продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Когда оратор и слушатели во время выступления испытывают сходные чувства, принято говорить об эмоциональном сопереживании. Тема выступления должна быть интересна аудитории. В этом случае не появятся познавательные барьеры, возникнет познавательный контакт. Если оратор и аудитория заинтересованы одной и той же проблемой, решают одни и те же вопросы, они заняты совместной мыслительной деятельностью, которую ученые называют интеллектуальным сопереживанием. Важнейшее условие поддержания внимание аудитории – содержательность выступления, подача новой информации. Выступление должно быть понятным, доходчивым, т.е. доступным для данной аудитории. Хорошо действует на слушателей непринужденная манера изложения, которая проявляется в позе, жестах, мимики, звучание голоса. Внимания слушателя привлекает выразительная речь: яркие образы, меткие выражения, меняющаяся интонация, четкая дикция. В речи обязательны паузы, во время которых идет осмысление сказанного. Очень важна убежденность оратора в предмете речи. Подготовка речи: выбор темы, определение цели, поиск материала Работа по подготовки речи – сложный и длительный процесс. В нем выделяют несколько этапов: определение темы и цели речи; подбор, анализ и отбор материала; композиция, план выступления; аргументы и пути доказательства; работа над языком. Тема и цель речи Итак, на первом этапе необходимо определить и четко сформулировать тему выступления. Выбрав тему, следует подумать о ее формулировке. Любая тема является частью большой проблемой и представляет собой одну из ее сторон. Важно осознать это и не стремится в одном выступлении объять необъятное. Формулируя тему, оратор должен четко определить для себя цель предстоящего выступления. В зависимости от основной цели выступления различают следующие виды речей: информационные (повествовательные, описательные, объяснительные); агитационные (воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию); развлекательные. Выбор цели и основной идеи выступления определяется стратегию дальнейшей подготовки речи. Стратегию выступления удобно сформулировать одной фразой (некоторые авторы называют это «целевой установкой»). Например: Рассказать о том, что, что… (тем, что…). «Выступление без плана можно сравнить с путешествием без карты – неизвестно, куда можно прийти» План выступления составляется заранее, а в процессе подготовки речи он корректируется. В зависимости от вида речи план выступления может строиться по-разному. Информационные речи могут включать, в зависимости от целесообразности и характера аудитории, простое информирование (как? каким образом?) и анализ (почему?). План выступления, содержащего анализ проблемы, может включать: описание рассматриваемой проблемы или явления; объяснение причины возникновения проблемы или явления; место данного явления в системе других явлений - закономерно оно или случайно; возникновение и взаимодействие различных сторон этого явления; перспективу развития явления или разрешения проблемы; практический вывод или предложение. План агитационных видов речи может содержать: информирование о том, в чем следует убедить аудиторию; аргументацию в пользу данного убеждения (а если нужно переубедить аудиторию, то и опровержение противоположных взглядов); вывод о значимости данного явления; решение о необходимости каких-либо действий. Поиск и подбор материала С поиска и подбора материала по предварительному плану начинается непосредственная подготовка к выступлению. Основные содержания выступления базируется на собственных знаниях и опыте оратора. Новую информацию, новые идеи, факты, примеры, доказательства он может извлечь из таких источников: специальная литература (научная, научно-популярная); официальные документы; справочная литература(справочники, энциклопедии, энциклопедические и лингвистические словари, статистические сборники, таблицы, карты); периодическая печать (журналы, газеты); художественная литература; беседы, интервью, личные контакты и др. Работа с литературой После подбора литературы оратор начинает работу с ней. Здесь рекомендуется следующие этапы: чтение-отбор; чтение-ознакомление; чтение-изучение. (1) Чтение-отбор ставит своей целью подготовку списка литературы, так как досконально проработать всю имеющуюся по теме литературу невозможно. Чтение-отбор позволяет определить, какие из отобранных книг больше подходят для разрабатываемой темы и какие из них следует изучить детально. (2) Чтение-ознакомление – это внимательное чтение выбранных книг с целью выяснения того, в каком источнике, на каких страницах можно найти нужный материал. С помощью закладок проводится разметка материала. (3) Чтение-изучение – это полная проработка основополагающих источников по теме выступления, итогом которой являются выписки из книг по вопросам предварительного плана. Тесты выступления, конспекты, тезисы Конспект – краткое изложение содержания какого-либо информационного материала. Конспектирование может быть свободным (передача содержания текста своими словами), оценочным (критический анализ прочитанного или услышанного с выражением позиции оратора), творческим (развитие и обобщение пишущим мысли автора), лекторским (преобразование на бумаге письменной речи в устную – так, как она будет звучать в аудитории). Тезисы – краткое изложение одной конкретной идеи, мысли, позиции. Часто при этом важные в принципиальном отношении положения сопровождаются нужной аргументацией, необходимыми доводами. Развернутый план – это подборный перечень освещаемых вопросов. Ценным вспомогательным материалом, позволяющим сделать выступление более убедительным, запоминающимся, наглядным, являются документы, цифры, примеры, цитаты, иллюстрации (в виде рисунков, фотографий, схем). Цифры должны опираться на реальные фоновые знания аудитории. Примеры в выступлении должны быть яркими, лаконичными, без лишних деталей. Цитаты – это высказывания авторитетных людей. Назначение цитат может быть различным. Одни цитаты опираются на авторитет источников, другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным фактическим материалом, третьи рассчитаны на эмоции. Наглядный материал – диаграммы, иллюстрации, фотографии, рисунки, плакаты, слайды, различные предметы – используется в выступлении для подтверждения или пояснения основных положений. Композиция речи: начало, развертывания и завершение Композиция – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. Классической моделью композиции, известной еще с античных времен, считается трехчастная, включающая вступление, главную часть, заключение. Во вступлении определяется актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Основное правило композиции – логическая последовательность и стройность изложения Наиболее ответственна главная часть ораторского выступления. В главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Для подготовки главной части выступления необходимо знакомство с теорией аргументации. Правило экономики. Заботясь о лучшем восприятии выступления, оратору необходимо соблюдать также такие правила композиции, как усиление воздействия и экономия средств. Методы изложения материала На структуру выступления влияет избираемые оратором методы изложения материала: анализ – логический метод, при котором сущность понятия раскрывается путем расчленения понятия; синтез – логический метод, предполагающий соединение в одно целое частей объекта, явления или их признаков, полученных в результате анализа; индукция – логическое умозаключение, состоящее в обобщении частных случаев и получении общего вывода; дедукция – логическое умозаключение от общего к частным выводам; аналогия – сопоставление различных факторов, событий, явлений; концентрический – расположение материала вокруг главной темы, рассмотрение данного явления со сторон; ступенчатый – рассмотрение процесса или явления в его становлении. Убедительность речи. Виды аргументов Важнейшее условие хорошей речи – логичность. Логика как наука о закономерностях в связях и развитии мысли предъявляет к хорошей речи ряд требований: выражаем мысль, т.е. структурировать мысль на мысленных ступенях речевого акта; осуществлять оценку ступеней речевого акта; так передать свою мысль, чтобы она была понятна слушателям, т.е. «оценивать ее восприятие еще на ступени внутренней подготовки» Закон тождества требует, чтобы в процессе определенного рассуждения мысль была тождественной самой себе, т.е. предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным, не подменяться другим. Закон непротиворечия: два противоположных суждения не могут быть истинными в одном и том же высказывании. Закон исключительного третьего: утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными. Закон достаточного основания: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Приемы убеждающего воздействия, Тезис, аргументация, демонстрация. Доказательство Изучаем наиболее эффективных методов и приемов убеждающего воздействия занимается особая отрасль знания – теория аргументации. Аргументация – один из способов обоснования утверждений (суждений, гипотез, концепций и т.п.). Аргументация представляет собой процесс формирования убеждения или мнения относительно истинности какого-либо утверждения с использованием других утверждений. При этом убеждение понимается как полная уверенность в истинности, мнение – как уверенность, но не полная. То убеждение, которое обосновывается, называется тезисом аргументации. Утверждения, используемые при обосновании тезиса, называются аргументами. Способ логического обоснования тезиса посредством аргументов называется формой аргументации, или демонстрацией. В процессе аргументации аратов должен уделять основное внимание тезису: любая вовлекаемая в коммуникативный акт информация должна концентрироваться вокруг тезиса и служить его детальному анализу. Происхождение тезиса связанно с ситуацией. По направленности рассуждения доказательства может быть прямым и косвенным. При прямом доказательстве рассуждение идет от аргументов к тезису. Косвенное доказательство обосновывает истинность тезиса посредством антитеза, т.е. опровержения утверждения, являющегося отрицанием тезиса. Из имеющихся аргументов и антитезиса выводят (дедуктивно и индуктивно) противоречие. В результате делается вывод об обоснованности тезиса. Этот вид аргументации называется аргументацией от противного. Аргументация может быть разделительной («методом исключения»), когда сопоставляются не два положения, как в доказательстве «от противного», а три и более. Опровержение: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации Опровержение – это установление ложности какого-либо изложения с использованием логических средств и доказанных положений. Последнее положение называется аргументами опровержения. Различают три способа опровержения: (1) критика тезиса, (2) критика аргументов и (3) критика демонстрации. По правильности рассуждения критику тезиса подразделяют на критику тезиса путем обоснования антитезиса и критику, которая называется сведением к абсурду. Более простым, «экономичным» способом опровержения считается критика аргументов оппонента. Критика демонстрации заключается в указании на отсутствие необходимой логической связи между доказываемым тезисом и аргументами, признаками которой являются нарушения требований законов и правил логики, т.е. логические ошибки. Наиболее распространенная логическая ошибка по отношению к доказываемому тезису – «подмена тезиса»: доказывается или опровергается не тот тезис, который был выдвинут первоначально. Логические ошибки по отношению к аргументам: «основное заблуждение», «предвосхищение основания», «круг в доказательстве» Если тезис обосновывается суждениями, которые выдают или пытаются выдать за истинные, возникает ошибка, называемая основным заблуждением (подтасовка фактов, искажение статистических данных, ссылки на несуществующие публикации и т.п.). Если в качестве аргументов используются положения, которые не являются заведомо ложными, но сами нуждаются в доказательстве, то тем самым предвосхищается их достоверность. Ошибки такого рода носят название «предвосхищение основания». Логическая ошибка «круг в доказательство» заключается в том, что тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из этого же тезиса. Типичные логические ошибки по отношению к демонстрации Это «мнимое следование», когда связь тезиса и аргументов не имеет необходимого характера, и «от сказанного с условием к сказанному безусловно», когда аргумент, истинный лишь в определенном смысле, при определенных условиях и для определенного времени, используется в качестве верного при любых условиях и для любого времени. Подтверждение – вид аргументации, при котором в рамках подтверждения тезиса из предложенного инновационного решения, нестандартной точки зрения выводится следствие и определяются пути согласования его реальным положением дел, с фактами. Аргументы логические и психологические Аргументы логические имеют отношение к обсуждаемому вопросу и направлены на обоснование истинности доказываемого положения. К логическим аргументам относятся: основоположения или принципы некоторой теории; определения понятия, принятые в науке; суждения, описывающие установленные факты; ранее доказанные положения и т.п. Аргументы психологические не относятся к существу дела и используются лишь для того, чтобы одержать победу в полемике, споре. Они затрагивают личность оппонента, его убеждения, апеллируют к мнению аудитории и т.п. «С точки зрения логики эти аргументы не корректны и не могут быть использованы в дискуссии, участники которой стремятся к выяснению и обоснованию истины». Словесное оформление публичного выступления. Богатство речи: лексическое и фразеологическое, синтаксическое и интонационное, фонетическое Понятие «богатство речи» в исследованиях по риторике отождествляется с понятием «разнообразие речи». При отборе лексических средств оратору следует руководствоваться нормами словоупотребления. Для предупреждения и устранения ошибок в словоупотреблении, для выяснения точного значения слова рекомендуется обращаться к толковым словарям русского языка и специальным словарям (синонимов, омонимов, паронимов). Как составную часть лексического значения богатства рассматривают богатство фразеологическое – использование в речи фразеологизмов различных типов, а также крылатых выражений, пословиц и поговорок. В произносимой и слышимой речи выявляются интонационное богатство (или бедность). Одним из обязательных требований к языку оратора является соблюдение орфоэпических и акцентологических норм – норм литературного произношения и ударения. Только при этом условии может быть использовано фонетическое богатство русского языка. Грамотность речи и чистота речи Грамотность речи определяется соблюдением грамматических норм – правильным выбором словоформ и конструкцией, отвечающих требованиям нормативной грамматики. В словесном оформлении выступления особая роль отводится чистоте речи. Информативность и точность речи. Информативность речи: лаконичность и сжатость. Главное назначение речи – быть средством общения, передавать нужную информацию. Многословие наносит ущерб информативности, затемняет главную мысль высказывания. Многословие может принимать форму плеоназма. Плеоназм – многословие; выражение, содержащее однозначные и тем самым излишние слова. Тавтология (греч. – tautologia из tauto – то же самое + logos – слово). Тавтология, которая возникает при сочетании слов, совпадающих по значению, обычно свидетельствует о том, что говорящий не понимает точного смысла заимствованного слова. Лексические повторы (повторы одного и того же слова) в речи могут свидетельствовать о небогатом словарном запасе выступающего, о неумении лаконично сформулировать мысль. Таким образом, словесные повторы в речи могут выполнять разнообразные функции. Это необходимо учитывать, продумывая словесное оформление публичного выступления. Для развернутого публичного выступления (лекции, доклада) более характерны сложные предложения, которые отражают логико-грамматические связи между частями предложения. Публичная речь на митинге, на совершении и т.п. должна быть немногословной, не перегруженной сложными словами синтаксическими конструкциями. |