Правовое обеспечение информационной безопасности. Казанцев С. Я. 1 Правовое обеспечение информационной безопасности. Казанцев С. Защита интеллектуальной собственности
Скачать 112.33 Kb.
|
Тема 5 ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 5.1. Международное право в сфере защиты информации В последнее время в отечественной прессе все чаще стали появляться статьи о нарушении прав интеллектуальной собственности. По данным исследования находящейся в Лондоне Международной федерации производителей граммофонной продукции Россия в настоящее время является одним из мировых лидеров по продажам контрафактной продукции — в 1995 г. в России было продано 222 млн штук записей на сумму более 363 млн долларов. Авторы исследования учитывали продажи аудиокассет, компакт-дисков и долгоиграющих пластинок в 68 различных странах мира. Набирает темпы в России и незаконный оборот нелицензионпого программного обеспечения. Сегодня в России можно свободно приобрести «пиратские» копии программных продуктов фирм Microsoft, Symantec и многих других известных фирм за 2 — 3 доллара США, тогда как один лицензионный пакет программ стоит около 300 долларов. Такая ситуация в любой другой европейской стране привела бы производителей контрафактной продукции на скамью подсудимых. Сложившееся положение угрожает международному престижу России, мешает ее вступлению в международное экономическое сообщество. Очевидно, поэтому, что проблема требует скорейшего решения. Развитие международной системы охраны авторских прав До середины прошлого столетия авторское право не существовало как таковое. Право собственности могло распространяться лишь на конкретные овеществленные произведения искусства (картины, скульптуры и т. п.). Начиная с середины XIX в. авторское право становится самостоятельной формой собственности — произведения интеллектуального труда стали отвечать всем признакам товара. Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» 1886 г. Работа по созданию правового инструмента по охране авторского права была начата в Брюсселе в 1858 г. па состоявшемся там конгрессе авторов произведений литературы и искусства. Затем последовали конгрессы в Антверпене (1861 и 1877 г.) и Париже (1878 г.), с 1883 г. работа была продолжена в Берне, где в 1886 г. после трех дипломатических конференций было выработано международное соглашение, получившее название Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Соглашение было подписано девятью государствами: Бельгией, Великобританией, Испанией, Италией, Либерией, Гаити, Тунисом, Францией и Швейцарией. Конвенция вступила в силу 5 декабря 1887 г. Основные положения Конвенции подлежали обязательному включению в национальные законодательства стран-участниц в тех случаях, когда национальные законодательства обеспечивали менее благоприятный режим для обладателей авторских прав. В этом проявилось стремление создателей Конвенции к унификации основных положений авторского права. Парижская конференция 1896 г. 15 апреля 1896 г. в Париже состоялась первая конференция по изменению Конвенции 1886 г. В конвенцию было включено понятие «публикация», определенное как выпуск копий. Таким образом, представление и исполнение драматических, драматическо-музыкальных и музыкальных произведений, выставки произведений искусства к публикации не относились. Было также принято уточнение к ст. 3, в соответствии с которым охрана предоставлялась произведению, впервые опубликованному в стране —участнице Конвенции даже в том случае, когда автор был гражданином страны, не входящей в Бернский союз. Территориальный принцип Конвенции оставался неизменным, однако акцепт был перенесен с издателя на автора произведения. Берлинская конференция 1908 г. Результатом работы конференции явился почти полный пересмотр всех основных положений Бернской конвенции. Новая редакция содержала 30 статей, и основные нововведения относились к следующим проблемам. Конвенция 1886 г. ставила охрану авторского права в зависимость от условий выполнения формальностей, предусмотренных в стране первой публикации. На Берлинской конференции было решено отказаться от всех формальностей даже в том случае, если в стране первой публикации они существуют. Берлинский вариант Конвенции более полно определил и существенно расширил круг объектов охраны, включив в него произведения хореографии и пантомимы, кинематографии, фотографии и архитектуры. Были признаны права композиторов на разрешение адаптировать их произведения для исполнения аппаратами механического воспроизведения и их публичное исполнение. Правила, регламентирующие право перевода, были расширены. Берлинская конференция признала их действительность на протяжении всего срока действия авторского права без всяких ограничений. Срок охраны авторского права был установлен равным 50 годам, исчисляемым со дня смерти автора. Правило не носило обязательный характер — допускались различия в сроках охраны авторских прав, определяемые законом страны, где ищется защита. Конвенция более четко определила понятия литературного и художественного произведений и закрепила положение о том, что они должны охраняться во всех странах-участницах с обязательным отражением этого в национальных законодательствах. Римская конференция 1928 г. Римская конференция проходила в период бурного развития средств массовой информации и коммуникаций. Это нашло отражение в признании охраны прав авторов при трансляции по радио их произведений (ст. 11 bis), в расширении числа объектов охраны, признании личных прав автора и т.п. Уровень охраны авторского права был повышен в связи с включением в число объектов авторского права устных литературных произведений (лекций, речей, проповедей и т.п.). К числу наиболее важных нововведений следует отнести признание так называемых личных прав автора, которые сохраняются за ним и при отчуждении имущественных прав (издание, публикация, постановка и т. п.). Брюссельская конференция 1948 г. Бернская конвенция подверглась существенным изменениям в Брюсселе в 1948 г. Основной целью конференции было стремление добиться более полной унификации правил Конвенции и национальных законодательств, а также учесть новые условия научного и технического развития. Унификация правил применения Конвенции была достигнуга путем усиления принципа ее главенства над национальными законодательствами. Стокгольмская конференция 1967 г. К этому времени на международной арене появилось большое количество развивающихся стран с их специфическими нуждами и проблемами, которые стремились понизить уровень охраны авторских прав с целью получить свободный доступ к произведениям науки и культуры. Добившиеся высокого уровня охраны авторских прав, развитые капиталистические страны боялись наметившейся тенденции и всячески ей противились. Для сохранения прежнего уровня охраны авторского права предполагалось пойти на сужение границ Бернского союза. Результатом сложной борьбы между двумя основными тенденциями в международном авторском праве явился протокол, отразивший в определенной мерс проблемы развивающихся стран и предоставивший им значительные послабления. К наиболее существенным изменениям следует отнести: усовершенствование критериев применения Конвенции и определение понятий страны происхождения и публикации; признание права на воспроизведение; особый режим кинематографических и приравненных к ним произведений (телефильмы и т. п.); расширение личных прав автора (личные права существуют независимо от имущественных прав и даже после их отчуждения); расширение сроков охраны авторских прав. Конференция приняла специальную резолюцию, поощряющую стремления некоторых стран выработать особое соглашение о продлении срока действия авторского права свыше установленных 50 лет, исчисляемых со дня смерти автора. Что касается России, то она присоединилась к Бернской конвенции лишь спустя почти 100 лет после ее первого опубликования, в ноябре 1994 г. Всемирная конвенция об авторском праве Говоря о причинах принятия Всемирной конвенции об авторском праве, следует иметь в виду прежде всего стремление к этому Соединенных Штатов и ряда других стран, которые хотели иметь соглашение с как можно меньшим количеством императивных условий и формальностей. Всемирная конвенция об авторском праве была принята на состоявшейся в Женеве в сентябре 1952 г. межправительственной конференции с участием представителей 50 стран. Конвенция вступила в силу в сентябре 1955 г. Женевская конвенция об авторском праве содержит общую декларацию о стремлении стран —участниц конференции создать международно-правовой инструмент, приемлемый для возможно более широкого круга стран и направленный на облегчение распро-^ странения произведений интеллектуального творчества в целях лучшего международного взаимопонимания. Проблеме урегулирования соотношений между Конвенцией и уже существующими соглашениями по вопросам авторских прав посвящены ст. 17, 18, 19 и специальная Декларация, прилагаемая к ст. 17 Конвенции. Регулируются в основном две проблемы: защита Бернского союза от конкурирующего влияния Всемирной конвенции; установление порядка применения Конвенции странами Бернского союза. Основную правовую нагрузку в установлении связей между Бернской и Всемирной конвенциями несет прилагаемая к ст. 17 Декларация, которая является неотъемлемой частью Конвенции и имеет правовое значение для государств, являющихся членами Бернского союза на 1 января 1951 г., и тех, которые присоединились к нему позднее. В соответствии с Декларацией произведения, территорией происхождения которых является страна, вышедшая из Бернского союза после 1 января 1951 г., не пользуются охраной, предоставляемой Всемирной конвенцией в странах Союза. Следует обратить внимание на то, что эти положения, по существу, налагают обязательства на страны в обход их регионального суверенитета, что было одной из основных причин отказа ряда стран от присоединения к Всемирной конвенции. Всемирная конвенция не должна применяться ко взаимоотно- ■ шениям между странами —членами Бернского союза тогда, когда! речь идет о произведениях, страной происхождения которых является страна Союза. Таким образом, если речь идет об охране италь-; ямского произведения во Франции (обе страны — участницы как Бернского союза, так и Всемирной конвенции), то для этого можно применять лишь положения Бернской, а не Всемирной конвенции. Однако если речь идет, например, о французском произведении, впервые опубликованном в США, то Италия при охране произведения французского автора должна пользоваться положениями Всемирной конвенции. Несколько другой принцип применяется во взаимоотношениях j Всемирной конвенции со всеми другими много- и двусторонними соглашениями, существующими между двумя или более государствами-членами ко времени вступления в силу Конвенции, которая не аннулирует эти соглашения. В случае расхождения между положениями таких действующих соглашений с положениями Всемирной конвенции преимущество отдается правилам последней. При этом права на какие-либо произведения по действующим конвенциям или соглашениям не затрагиваются. Говоря о приоритете положений Всемирной конвенции, следует отметить, что само условие о возможности расхождений создает почву для различного толкования положений Конвенции. В соответствии с первым вариантом толкования положения Конвенции должны применяться при условии, когда результат применения правового режима, предлагаемого каким-либо соглашением, отличается в любую сторону от результата применения режима Конвенции. Второй вариант толкования сводится к тому, что в случае различия в результатах применения положения предыдущих соглашений и Всемирной конвенции положения последней применяются только в том случае, если они предоставляют автору более благоприятный правовой режим. Третий вариант толкования основан на применении так называемого принципа «несовместимости», означающего, что для применения правил соглашения, заключенного позже, требуется наличие в нем прямого указания на отрицание правил предыдущего. Рассматривая проблему толкования правил о соотношении положений Всемирной конвенции с другими договорами и соглашениями, следует особо отметить, что положения Конвенции сформулированы таким образом, что на практике все три толкования ведут к одному и тому же результату в связи с провозглашением принципа национального режима основным принципом Конвенции, тем более что Всемирная конвенция не затрагивает нрав, приобретенных на какое-либо произведение по конвенциям или соглашениям, действующим в договаривающихся государствах до вступления в силу Всемирной конвенции. По крайней мере до настоящего времени споров по толкованию ст. 17 и 19 пе возникало. Избрав своим основным правилом охраны интереса обладателей авторских прав принцип национального режима, Всемирная конвенция содержит ряд материально-правовых норм, наличие которых обеспечивает необходимый минимум охраны авторских прав в участвующих государствах. К этим нормам относится закрепление права перевода и установление минимального двадцатипятилетнего срока охраны. Следует подчеркнуть еще два важных момента: оговорки к Конвенции не разрешаются. Таким образом, страна, присоединяющаяся к Конвенции, принимает все без исключения ее положения; нее споры между государствами, участвующими в Конвенции, по поводу ее толкования либо ее применения, не разрешенные самими сторонами, передаются на рассмотрение Международного Суда. Каждое государство, присоединяющееся к Конвенции, обязуется предпринимать в соответствии со своей конституцией меры, необходимые для обеспечения применения Конвенции. Во всяком случае, имеется в виду, что ко времени депонирования документов о присоединении к Конвенции присоединяющееся государство должно быть в состоянии по своему внутреннему законодательству применять постановления Конвенции. Такое обязательство возлагается на государство именно при депонировании документов о присоединении к Конвенции, а не к моменту вступления ее в силу на территории этого государства. Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1224 Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г. и Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. Основные институты и понятия международного авторского права Авторское право и регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают всемерную охрану имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом. Международное авторское право является частью международного частного права. Произведения, пользующиеся охраной В первоначальном тексте Бернской конвенции 1886 г. понятие i «литературные и художественные произведения» было определено через перечисление различных конкретных видов произведений (книги, брошюры, картины и т. п.). Здесь же говорилось о произведениях в области литературы, науки и искусства, которые могут быть выпущены в свет «любым способом издания или воспроизведения». На сегодняшний день круг произведений намного расширился. Можно выделить ряд основных объектов международного авторского права. Литературные произведения составляют значительную часть объектов авторского права. Особенность их в том, что мысли, чувства, идеи и образы выражаются посредством слова в оригинальной композиции и оригинальном изложении. В структуре литературного произведения выделяются тема, материал, идеология, образная система, сюжет, язык, заглавие. Эти элементы литературного произведения разделяются на юридически безразличные, т.е. тема, материал, сюжет, идейное содержание, и юридически значимые — образная система и язык. Использование значимых элементов произведения в ряде случаев требует согласия автора. Литературная обработка — особый объект авторского права. Она представляет собой музыкальную или литературную обработку произведений авторов, которые в силу некоторых причин (отсутствие навыков и др.) не в состоянии сами привести свое произведение в законченный вид. Кроме того, обработке могут подвергаться народные произведения, произведения неизвестных авторов и т.д. Записанный и обработанный литературный материал отвечает требованиям, предъявляемым законом к литературным и музыкальным произведениям. Музыкальные произведения выражаются в сочетании звуков, образующих мелодию и связанных ритмом и гармонией. Они имеют форму ораторий, симфоний, песен и т. п. Кроме музыкальных произведений существуют также музыкально-драматические произведения, которые создаются на литературно-драматической основе (либретто) и исполняются на сцене в виде опер, балетов, оперетт. Музыкальные произведения записываются композитором особыми знаками, позволяющими фиксировать его творческий замысел. Нотная запись музыкального произведения образует клавир, представляющий собой переложение музыкального произведения для фортепиано, или же партитуру, содержащую все партии многоголосного музыкального произведения. Музыкальное произведение может фиксироваться также на аудиопосителях (кассеты, компакт-диски и т.п.). Обработка чужих произведений, оркестровка, переложение относятся к объектам авторского права, если они содержат элемент творчества. Хореографические произведения, или пантомимы, — произведения искусства, создаваемые при помощи пластических движений человеческого тела. В сочетании с музыкой хореографическое произведение образует музыкально-сценическое произведение. В связи с тем, что хореографические произведения довольно сложно закрепить с помощью каких-то особых знаков на бумаге, для этих целей, как правило, используют фото-, кино- и видеозапись. Произведения изобразительного искусства — это произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и т. п. Художники, скульпторы создают оригинальные произведения, которые могут воспроизводиться путем изготовления копий либо самими авторами, либо иными лицами. Архитектурные произведения (проекты) также являются объектами авторского права. Они представляют собой синтез инженерного искусства, бионики, живописи, скульптуры, науки, архи- гектуры. В них слиты наука, техника, искусство. Эскизный архитектурный проект, в котором воплощается замысел автора, содержит решения будущего произведения, внутреннее развитие его сочлененных пространств, их объемы, фактуру и цвет. На основе эскизного архитектурного проекта строятся здания, сооружения, комплексы и т. п. Аудиовизуальные произведения — достаточно широкая категория, охватывающая многообразные произведения для кино, телевидения, радио, интерактивных сетей и т.п.: сценарии, сценарные планы, тексты песен, кинофильмы, телепередачи, радиопередачи, заставки и многое другое. Данная категория произведений, как правило, закрепляется на аудио-, кино- и видеоносителях (пленка, кассеты, цифровые носители и т. п.). Программные продукты для средств вычислительной техники могут представлять собой как отдельные прикладные программы (текстовые редакторы, компиляторы и т.п.), так и базы данных, энциклопедии, мультимедийные программы. Кроме того, особенность этой категории заключается в том, что в программах для ЭВМ может иметь место использование других объектов авторского права, это могут быть произведения литературы, музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, кинематографии, а также многое другое. В связи со стремительным прогрессом в области использования вычислительной техники закономерно ожидать появления новых норм внутригосударственного и международного права, направленных на разрешение множества коллизий. Все вышеперечисленные объекты международного авторского права можно отнести к категории оригинальных произведений, создаваемых авторами. Кроме них конвенционной охране подлежат также зависимые произведения, возникшие на основе существующих оригинальных произведений. Эти произведения появляются в результате перевода, переделки, составительства. Зависимость перевода литературного, художественного, научного произведения от оригинала не лишает его самостоятельности. Конвенция относит переводы к объектам авторского права, сохраняя для них те же критерии охраноспособности, что и для других произведений. Если же переводчик ограничивает свою работу лишь подбором равнозначных слов к языку оригинала, то подобный перевод («подстрочник») не может быть объектом авторского нрава. Перевод, выполненный с согласия автора или его правопреемников одним лицом, не может препятствовать другому лицу осуществлять новый перевод этого же произведения. К объектам авторского права относятся сборники произведений. В сборники могут включаться произведения, не являющиеся предметом чьего-либо авторского труда (законы, статистика, судебные решения и т.д.), а также произведения отдельных авторов. Творческий характер труда составителя заключается в подборе и расположении материала. Авторское право составителя сборника не может мешать другому лицу самостоятельно систематизировать, обрабатывать и выпускать в свет те же произведения. Научное произведение — это определенная система понятий. Научное произведение может быть выражено в форме учебника, монографии, статьи и т.д. Существуют и другие формы воплощения научных произведений: чертежи, планы, эскизы, модели, компьютерные программы, различного рода карты и т.п. Основное отличие авторского права от режима правовой охраны других результатов интеллектуальной деятельности состоит в том, что произведение литературы, науки и искусства становится объектом авторского права в силу самого факта его создания автором без какой-либо регистрации, оформления или соблюдения иных формальностей. Субъекты авторского права Субъектами авторского права выступают лица, создавшие творческим трудом произведения литературы, науки и искусства (авторы). Возникновение субъективных авторских прав у гражданина не зависит от возраста, имущественного положения, места создания и выпуска произведения в свет и т.п. Субъектом авторских прав может стать даже человек, признанный судом недееспособным (например, по причине душевной болезни). Иностранный гражданин может быть субъектом российского авторского права, если его произведение впервые выпушено в свет на территории страны либо не выпушено, но находится на се территории в какой-либо объективной форме. Когда произведение иностранного автора впервые выпушено в свет за границей или находится там в объективной форме, этот автор становится субъектом российского авторского права только в силу заключенных Российской Федерацией соглашений и в пределах, ими установленных. Наряду с авторами произведений к субъектам авторского права относятся лица (граждане и организации), которые пе участвуют в творческом создании произведений литературы, науки и искусства. Их называют правопреемниками. К правопреемникам переходит определенный круг авторских правомочий по использованию произведений автора, основанием такого перехода служит закон, наследование или договор с автором. Как правило, автором того или иного произведения выступает одно лицо, которое создало его творческим трудом. Однако в ра- ооте над произведением литературы, науки и искусства могут быть объединены усилия нескольких лиц — соавторов. Особое место в международной системе охраны авторских прав ишимают обладатели так называемых смежных прав. Это новое понятие для нашего права, а в некоторых странах понятие «обладатели смежных прав» вообще не используется. К такого рода субъектам относится достаточно широкий крут лиц, таких как режиссеры, актеры, исполнители, продюсеры и т.п. В международном праве охрана прав, примыкающих к авторским, осуществляется в соответствии с международной конвенцией об охране прав артистов, исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, подписанной в Риме в 1961 г. Эта Конвенция представляет собой попытку сбалансировать охрану всех категорий субъектов авторского права. Права обладателей авторских прав Автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Автору произведения принадлежит исключительное право на свое произведение, включающее: право авторства; право на имя; право на неприкосновенность произведения; право на опубликование произведения; право на использование произведения (право осуществлять или разрешать его воспроизведение любыми способами — в печати, путем публичного исполнения, передачи в эфир, в видео- и звукозаписи, по кабельному телевидению, с помощью спутников, иных технических средств; перевод, переработку произведения; распространение экземпляров воспроизведенного произведения; реализацию архитектурного и дизайнерского проекта и т.п.); право на вознаграждение за разрешение использовать и использование произведения. Автор может передать право на использование своего произведения как на территории своего государства, так и за рубежом любым гражданам и юридическим лицам, в том числе и иностранным. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более граждан, принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также самостоятельное значение. Взаимоотношения соавторов могут определяться договором между ними. Каждый из соавторов сохраняет авторское право на созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, и вправе использовать такую часть произведения по своему усмотрению. Составители сборников произведений, которые представляют собой по подбору и расположению материалов результат творческого труда, пользуются авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов каждого из произведений, включенных в сборник. Авторы произведений, включенных в сборник, сохраняют авторское право каждый на свое произведение и могут использовать свои произведения независимо от сборника в целом. Организации, выпускающие в свет энциклопедии, энциклопедические словари, газеты, журналы, периодические и продолжаемые сборники научных трудов и другие периодические издания, пользуются правом на использование издания в целом, если иное не установлено в договорах с авторами, произведения которых включены в такое издание. Авторы кино-, теле- и видеофильма по авторским договорам передают право на использование фильма его изготовителю в пределах, предусмотренных договором. Авторы произведений, использованных в фильме, сохраняют авторское право каждый на свое произведение, передают изготовителю право на его использование и могут использовать произведение независимо от фильма в целом. К наследникам автора переходит право охраны неприкосновенности произведения, право осуществлять или разрешать его опубликование или использование, а также право на получение вознаграждения за разрешение использовать или использование произведения. К иным правопреемникам автора, в том числе юридическим лицам, может переходить только право на использование произведения. Обладатели «смежных прав» имеют следующие права. Исполнителям-артистам, режиссерам-постановщикам и дирижерам принадлежит право на имя, право на защиту постановки и исполнения произведения, право осуществлять или разрешать использование постановки и исполнения и право на вознаграждение. Запись исполнения, трансляция и иное использование могут производиться только с согласия исполнителя. Лицу, создавшему звуко- и видеозапись, принадлежит право осуществлять или разрешать ее воспроизведение. Использование зву- ко- и видеозаписи допускается только с разрешения этого лица или его правопреемника (правообладателя). Право на звуко- и видеозапись включает право ее воспроизведения любыми способами, право ее публичного распространения, в том числе передачи за границу, а также право на защиту от импорта и распространения экземпляров записи без разрешения правообладателя. Если право собственности на экземпляр звуко- или видеозаписи принадлежит не ее создателю, то исключительное право коммерческого проката сохраняется за лицом, создавшим звуко- или видеозапись. Организациям эфирного вещания принадлежит право разрешать другим организациям ретрансляцию, запись и воспроизведение их передач. Организациям публичного вещания принадлежит также право разрешать публичное воспроизведение телевизионных передач, если оно производится за плату в местах, доступных неопределенному кругу лиц. Создатели звуко- и видеозаписей, организации эфирного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с автором и исполнителем, а организации эфирного вещания — также без ущерба правам создателей звукозаписи. Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых ими произведений. Международное право в сфере охраны программных продуктов Правовая охрана программных продуктов на международном уровне определяется двумя конвенциями и двумя директивами: Всемирная, или Женевская, конвенция об авторском праве в редакции 1952 и 1971 г. (вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г.); Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 и 1979 г.; Европейская директива 1991 г. «О правовой охране программ ЭВМ»; Европейская директива 1996 г. «Об охране баз данных». В настоящее время прорабатывается проект нового международного договора по охране программных продуктов в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Приверженность новой России нормам и принципам международного права наиболее последовательно и юридически весьма содержательно проявилась в разработке и принятии текста ныпе действующей Конституции Российской Федерации. Она провозглашает (ч. 4 ст. 15), что общепризнанные принципы и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эта комплексная конституционная норма уже своим содержанием в максимальной степени способствует «гармонизации» внутреннего российского законодательства и норм международного права, что является одной из основных целей дея тельности Всемирной организации интеллектуальной собственности. Кроме того, Конституция РФ, гарантируя судебную защиту личности (в том числе иностранцу и лицу без гражданства), предоставляет каждому право в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 1,3 ст. 46). Нашли свое применение в России и нормы международного частного права. Приведем пример из судебной практики. В сентябре 1996 г. Московский арбитражный суд вынес беспрецедентное решение, удовлетворив иск концерна Microsoft к фирме «Триаторис», и взыскал с нее 75 млн рублей за незаконную установку программного обеспечения на компьютеры, которыми торговала фирма. Аналогичный иск Microsoft предъявил и фирме «Дисконтекст». Немногим ранее Государственный антимонопольный комитет России (ГАК) по заявлению Microsoft наложил запрет на незаконную продажу московской фирмой «Виза» компьютерных программ концерна. Таким образом, к борьбе с компьютерным пиратством, которую начали российские производители программ силами милиции, подключился и крупнейший зарубежный производитель. Продукция названных компаний была арестована. В судебном разбирательстве было доказано, что российские фирмы не только нарушили авторские права Microsoft, но и нанесли ему крупный ущерб, продавая по демпинговым ценам (6 американских долларов вместо 100 —150 долларов) некачественные программы. «Визе» было запрещено торговать программами, и ее руководство поспешило заключить с Microsoft лицензионный договор. В то же время все попытки представителя фирмы «Триаторис» оправдаться ссылками на Бернскую конвенцию не привели к положительным результатам. Суд, оценив доводы сторон, обязал «Триаторис» прекратить незаконное распространение программных продуктов, принадлежащих Microsoft, и выплатить производителю 75,9 млн рублей. Представитель Microsoft в суде заметил, что это судебное решение — первый реальный шаг крупных производителей программного обеспечения в борьбе с компьютерным пиратством. Борьба с компьютерным пиратством усиливается, что приводит к значительному сужению поля его деятельности. В настоящее время за рубежом разрабатываются серьезные программы борьбы с пиратством. В США, например, действует Международный альянс по интеллектуальной собственности (МАИС), который постоянно анализирует предпринимательскую деятельность ряда американских фирм в различных сферах интеллектуальной собственности за рубежом, в том числе и в России. За защитой своих прав в отношении исключительного права па использование программного продукта правообладатель может обратиться в суд, арбитражный суд или в третейский суд и требовать возмещения причиненных убытков, в размер которых включается сумма доходов, неправомерно полученных нарушителем, или выплаты нарушителем компенсации, определяемой по усмотрению судебных органов. Помимо возмещения убытков или выплаты компенсации по усмотрению судебного органа в доход бюджета России может быть взыскан штраф в размере 10%. суммы, присужденной в пользу истца. Судебный орган может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров программного продукта, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и об их уничтожении либо о передаче их в доход бюджета Российской Федерации, либо истцу по его просьбе в счет возмещения убытков. Тем не менее в настоящее время существующую судебную практику защиты прав правообладателя нельзя, к сожалению, считать совершенной; описанные выше случаи обыкновением пока еще не стали, однако обнадеживают, так как еще несколько лет назад в судах подобные дела к производству практически не принимались. 5.2. Защита авторских и смежных прав в законодательстве Российской Федерации В современных экономических и политических условиях развития России все большую роль играют процессы, происходящие в сфере высоких технологий. Как и информационные отношения, отношения в области интеллектуальной собственности органически связаны практически со всеми сферами жизнедеятельности общества. Движущей силой научно-технического прогресса является интеллектуальное творчество как одна из предпосылок социального, экономического и культурного развития общества. При надежной охране интеллектуальной собственности повышается уровень стимулирования авторов, что, в свою очередь, способствует увеличению количества творческих произведений и в целом ускоряет социально-экономическое развитие страны. В настоящее время положение с охраной и защитой нрав на интеллектуальную собственность в России характеризуется как весьма тревожное. Высокая доходность и доступность интеллектуальной собственности стала особенно привлекательной для дельцов «теневой» экономики. Преступность в данной сфере приняла устойчивые организационные формы. Налажены нелегальные каналы быстрого получения экземпляров новых программных продуктов, их взлома в случаях, когда они защищены ключами аппаратной защиты или программными средствами, а также получения новинок аудио- видеопродукции, организованы подпольные технологические линии по тиражированию носителей программ для ЭВМ и аудио- видеокассет, установлены криминальные связи с легальными заводами—производителями компьютерных носителей (компакт-дисков) и по изготовлению крупных партий контрафактного программного обеспечения, аудио-видеопродукции и производству дополнительных (официально не учтенных) тиражей легальной продукции без ведома правообладателя, созданы и действуют оптовые и розничные сбытовые сети. В отличие от темпов развития законодательства, защищающего авторские права на объекты интеллектуальной собственности, организованная преступность в этой сфере развивается довольно стремительно. Этому способствуют: извлечение из данной деятельности крупной прибыли при минимальных издержках; коррумпированные связи дельцов в государственных органах, в том числе и правоохранительных; несовершенство законодательства и низкий уровень правосознания общества. Под интеллектуальной собственностью в российском законодательстве понимается совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты, такие как средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг)1. Понятие «интеллектуальная собственность» включает в себя не только авторские права и права на промышленную собственность, но и права на средства индивидуализации товаров и услуг. Кроме этого, имеются специальные законы о специфичных объектах интеллектуальной собственности — топологии интегральных микросхем и селекционных достижениях. В юридической литературе существуют и другие мнения о понятии «интеллектуальная собственность». Под интеллектуальной собственностью иногда понимают нематериальные объекты авторского и патентного права, иногда их еще называют «промышленная собственность» или «литературная собственность». Однако произведение (изобретение, товарный знак, фирменное наименование и т.д.), охраняемое авторским и патентным правом, имеет такие особенности духовного порядка, которые пе позволяют отождествить его с вещью. Материальное воплощение идей и образов представляет собой «вещь» настолько условную, что по отношению к праву на объект любого творческого произведения правильнее применять термин «интеллектуальные права». Авторское и патентное права, специфическим объектом которых как раз и является творческое произведение, регулируют данные отношения настолько своеобразно, что становится невозможным даже проведение аналогий между нормами о праве собственности и нормами об интеллектуальных правах. Однако следует отметить, что правовой режим охраны нематериальных объектов выполняет в отношении нематериальных объектов ту же функцию, что и право собственности в отношении материальных объектов (вещей), устанавливает абсолютное право, дающее возможность субъекту (обладателю права) вводить объект в хозяйственный оборот. Понятие «право собственности» в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности в данном обществе и действительно для всех членов общества, а нарушение этих норм влечет за собой применение принудительных санкций государства. Право интеллектуальной собственности не является разновидностью права собственности. Это два различных правовых института. Под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, т.е. на нематериальные объекты, тогда как право собственности относится к вещным правам. Можно выделить две основные группы исключительных п р а в в зависимости от характера объектов этих прав. Первая группа охватывает права «промышленной собственности» («промышленные права»), под которыми понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, используемые в производстве, а также на охраняемые законом символы и обозначения, используемые в торговом обороте (товарные знаки, наименования мест происхождения товаров и др.). Защита прав промышленной собственности основывается на системе патентной охраны, закрепляющей исключительные права за патентообладателем. Патенты Российской Федерации на изобретения и промышленные образцы, а также свидетельства на полезные модели, товарные знаки, наименования мест происхождения товаров выдаются в установленном законом порядке Российским агентством по патентам и товарным знакам (Роспатентом). Вторая группа охватывает исключительные нрава па объекты авторского права, которые пе требуют специальной регистрации. Новое российское законодательство значительно расширило сферу действия авторского права. Наряду с охраной традиционных объектов (произведений науки, литературы, искусства) теперь охраняются также смежные права (исполнителей произведений, права на фонограммы, постановки, передачи эфирного и кабельного вещания). Система охраны произведений литературы распространяется также на программы ЭВМ и базы данных. Конституцией РФ каждому гражданину гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. При этом творчество не следует полностью отождествлять с интеллектуальной деятельностью, имеющей рационально-материальную основу, хотя, разумеется, творчество — часть (вид) интеллектуальной деятельности. В целях обеспечения защиты авторских, издательских, иных прав па интеллектуальную собственность принят пакет специальных законов об охране результатов интеллектуальной деятельности. К основным из них следует отнести законы Российской Федерации от 23 сентября 1992 г.: Патентный закон (охватывающий отношения, связанные с созданием, использованием и охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов); «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров»; «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; «О правовой охране топологий интегральных микросхем»; а также Закон «Об авторском праве и исключительных правах» от 9 июля 1993 г. Защита прав па результаты интеллектуальной деятельности осуществляется в судебном (общем) и административном (специальном, применяемом в прямо указанных законом случаях) порядке. Жалобы заявителей на решения Роспатента об отказе в выдаче патента (свидетельства), а также возражения третьих лиц против выдачи патента (свидетельства) рассматриваются Апелляционной палатой Роспатента. Принятие окончательного решения по этим спорам отнесено к компетенции Высшей патентной палаты, которая должна действовать на основании специального закона. Следует лишь отметить, что в соответствии с этим законом патентная палата обязана рассматривать и ряд других патентных споров. В Гражданском кодексе РФ отсутствует конкретный перечень охраняемых объектов интеллектуальной собственности. Однако из ст. 138 ГК РФ следует, что правовая охрана результатов интеллектуальной собственности обеспечивается «в случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами». Действующий Уголовный кодекс РФ 1996 г. предусматривает уголовную ответственность за преступления в сфере интеллектуальной собственности по ст. 146 «Нарушение авторских и смежных прав», ст. 147 «Нарушение изобретательских и патентных прав», ег. 180 «Незаконное использование товарного знака». Конституция Российской федерации гарантирует каждому свободу литературного, научного, технического и других видов творчества, при этом подчеркивается, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Одной из гарантий реализации авторских и смежных прав, декларированной ст. 44 Конституции РФ, является уголовно-правовая защита этих прав, установленная ст. 146 VK РФ. В УК РСФСР предусматривалась ответственность за нарушение авторских и изобретательских прав в одной норме (ст. 141). В УК РФ, как видно из ст. 146 и 147, уголовно-правовая защита ангорских и изобретательских прав разграничена. Но различия со- I' 1 оя г не только в этом. В ст. 146 УК РФ предусмотрена защита помимо авторских также и смежных прав. С другой стороны, в новом УК РФ исключена ответственность за нарушение всех указанных прав, если оно не причинило крупного ущерба. В качестве характерного примера нарушения авторских прав можно привести следующий факт. В июне 2002 г. в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками УБЭП МВД Республики Татарстан (PT), была получена информация о реализации контрафактной аудио-видеопродукции в торговой точке, расположенной в Ново-Савиновском районе г. Казани, принадлежащей частному предпринимателю гр-ну Г. Позже в данной торговой точке была проведена контрольная закупка реализуемой продукции. В результате чего сотрудниками были закуплены 5 CD-ROM дисков, из них 3 нелицензионных СПС «Гарант» и 2 с фильмами порнографического содержания. Также были сняты с реализации и направлены на исследование в Экспертно-криминалистическое управление МВД PT 420 CD-ROM дис-; ков. Всего было изъято 5 CD-ROM дисков СПС «Гарант». По материалам' представителей правообладателя СПС «Гарант» ущерб, причиненный реализацией 5 CD-ROM дисков, составил 250 тыс. руб. Было возбуждено уголовное дело по ст. 146 УК РФ. Поставка в торговые точки контрафактной продукции осуществляется из специальных «подпольных» цехов, где она изготавливается, хранится и тиражируется. Так, УБЭП МВД PT в 2001 г. были получены сведения о том, что на территории ОАО «Казанский льнокомбинат» частный предприниматель гр-н В., житель г. Казани, арендует помещение с целью тиражирования аудиопродукции с признаками контрафактности. В результате успешно проведенной операции сотрудниками УБЭП МВД PT в данном помещении были изъяты 15 тыс. аудиокассет с записями, готовых к реализации, около 10 тыс. чистых кассет, 2 станка для запечатывания аудиокассет, 1 компьютер, принтер, фак- совый аппарат, аппаратура, предназначенная для тиражирования аудиопродукции. Также было изъято около 500 мастер-аудио-мини-компакт-дисков, 1000 мастер-аудиокассет, 300 мастер-компакт-дисков, черновая финансо- во-бухгалтерская документация. По данному факту Прокуратурой PT было возбуждено уголовное дело по ст. 146, 171 (незаконное предпринимательство) УК РФ. Был установлен организатор преступления — гр-н С. Таким образом был ликвидирован подпольный цех по производству аудиопродукции и перекрыты каналы поступления контрафактной аудиопродукции в городах Казань, Сызрань, Самара и Тюмень. Информация, являющаяся результатом интеллектуальной деятельности, может охраняться и с позиций правового режима коммерческой или служебной тайны (например, сведения о техноло- i гии производства, внедрении изобретений). Служебная или коммерческая тайна обладает наибольшей универсальностью среди других объектов интеллектуальной собственности, поскольку под понятие служебной или коммерческой тайны |