Главная страница
Навигация по странице:

  • Репетиционный процесс и его роль при постановке тематического театрализованного представления «Защитникам Родины посвящается»

  • Введение

  • Заключение

  • Приложение 2

  • Приложение 4

  • Актуальность данной темы

  • Степень разработанности темы

  • Объектом исследования

  • Методологическая основа исследования: Синтез и анализ литературы; Метод наблюдения; Анализ сценария; Глава

  • Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления.

  • Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления.

  • Тематический вечер как вид театрализованного представления.

  • Массовый праздник как вид театрализованного представления.

  • Репетиционный процесс и его роль при постановке тематического театрализованного представления «Защитникам Родины посвящается». диплом. Защитникам Родины посвящается


    Скачать 1.72 Mb.
    НазваниеЗащитникам Родины посвящается
    АнкорРепетиционный процесс и его роль при постановке тематического театрализованного представления «Защитникам Родины посвящается
    Дата01.05.2022
    Размер1.72 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладиплом.docx
    ТипПротокол
    #507060
    страница1 из 3
      1   2   3

    Министерство культуры Нижегородской области

    ГБПОУ «Нижегородский областной колледж культуры»

    Выпускная квалификационная работа

    (Дипломная работа)
    на тему

    Репетиционный процесс и его роль при

    постановке тематического театрализованного представления

    «Защитникам Родины посвящается»
    Выполнила: Лукина Зинаида Анатольевна

    Специальность 51.02.02 Социально-культурная деятельность

    Вид: Организация и постановка культурно-массовых

    мероприятий и театрализованных представлений

    Руководитель:

    Филиппова Ольга Сергеевна
    Работа допущена к защите___________________

    Председатель ПЦК____________/Шорникова О.В.
    Оценка______________________________

    Протокол ГЭК №_____от «_____»______2022 г.


    Бор

    2022 г

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………..…4

    Глава I. Значение и особенности репетиционного процесса театрализованного представления……………………………………………………...7

    I.1. Театрализованное представление. Специфические особенности основных видов театрализованного представления……..………………..7

    I.2. Репетиционный процесс и его разнообразие……………..…13

    I.3. Основные этапы репетиционного процесса…………………...17

    I.4. Значение репетиций в работе режиссера при постановке театрализованного представления. ……………………...……………………20

    I.5. Театральная этика в репетиционном процессе по системе Станиславского Константина Сергеевича……………………………24

    Глава II. Репетиционный процесс при постановке театрализованного представления Дня Великой Победы «Защитникам Родины посвящается»………………………………………………………………………….28

    II.1. Идейно-тематический замысел и композиционная структура театрализованного представления ……………………………………..…28

    II.2. Технологический процесс подготовки и проведения театрализованного представления…………………………………………..…….31

    II.3. Особенности репетиционного процесса при постановке театрализованного представления, посвященного празднованию Дня Победы в ВОВ «Защитника Родины посвящается».…………………..…………35

    Заключение………………………………………………………………38

    Список литературы и других источников информации……………40

    Приложение 1: Сценарий театрализованного представления «Защитникам Родины посвящается»………………………………………………..43

    Приложение 2: План подготовки театрализованного представления «Защитника Родины посвящается»………………………………………55

    Приложение 3: Афиша театрализованного представления «Защитника Родины посвящается»……………………………………………………58

    Приложение 4: Смета расходов театрализованного представления «Защитника Родины посвящается»…………………………………………59

    Приложение 5: Фото репетиционного процесса при постановки театрализованного представления «Защитника Родины посвящается»………60

    Введение

    Театрализованные представления в честь знаменательных дней, праздников, важных дат в жизни человека или просто для разнообразия досуга занимают всё большее место в нашей действительности.

    Театрализованные представления ассоциируются у людей с праздничным настроением и рождают особый настрой. А для того, чтобы поставить театрализованного представления высокого качества, необходимо уделить большое внимание всему репетиционному процессу.

    Театрализованное представление - одна из форм досуговой деятельности. Оно является достаточно сложным по задачам подготовки и реализации массового действа. Для его воплощения необходимы определенный уровень актерского мастерства, достаточно глубокий и сложный характер драматургии и разнообразие выразительных средств режиссуры.

    Каждый режиссер по-своему планирует репетиции, разбивает их на отдельные этапы и постепенно воплощает в жизнь свой замысел. Сама постановка представления являет собой сложный творческий процесс, при котором происходит возникновение жизни героев, построение мизансцен и выстраивание отношений. В среднем репетиционный период представления длится около 1-2 месяцев. Однако в процессе становления театрализованного представления нередко бывают быстрые постановки, срок создания которых сокращается до недели и даже до трех дней.

    Репетиционный процесс является основным звеном всей творческой, организационно – методической работы. Репетиции принадлежит важная роль в развитии исполнительской, эстетической нравственной культуры участников, в формировании творческого лица художественного коллектива.

    Актуальность данной темы выражается в том, что для качественной реализации замысла театрализованного представлений необходимо владеть навыками проведения репетиционного процесса, разбираться в видах репетиций и их особенностях. Так как в воплощении театрализованного представления самую весомую часть его занимает репетиционный процесс.

    Степень разработанности темы: в процессе написания выпускной квалификационной работы были изучены работы следующих авторов: Горчаков Н.М, Дамаскин И.А, Жаркова А.Д, Кнебель М.О, Туманов И.М, Станиславский К.С, Хнушевич А.Л, Хновский В.Г, Чечеткин А.И, Шароев И.Г, Шихматов Л.М.

    Особенно четкое рассмотрение данной проблемы имеется в книге Шароева Иоакима « Режиссура массовых театрализованных представлений». В книге рассматриваются вопросы современного состояния и истории искусства эстрады, массовых театрализованных представлений. Автор дает анализ многообразных видов и форм представлений, раскрывает специфику режиссерских задач художественного воплощения замысла театрализованного представления.

    Сахновский Василий Григорьевич «Работа режиссера» в своей книге изучил работу режиссёра с различными компонентами постановки: Работа с художником-декоратором, актерским мастерством, с машинистом сцены, с осветителем, с музыкантом. Указаны композиционные приемы режиссера в работе. Все то, что помогает раскрыться теме представления.

    Цель - анализ роли репетиционного процесса при постановке театрализованного представления.

    Задачи:

    • Рассмотреть основные виды театрализованного представления их специфику и особенности;

    • Определить и изучить виды репетиций;

    • Выявить основные этапы репетиций;

    • Рассмотреть значение репетиции в работе режиссера;

    • Установить определенные правила театральной этики.

    Объектом исследования является театрализованное представление.

    Предметом исследования является значение репетиционного процесса при постановке театрализованного представления.

    Методологическая основа исследования:

    • Синтез и анализ литературы;

    • Метод наблюдения;

    • Анализ сценария;


    Глава I. Значение и особенности репетиционного процесса театрализованного представления

    I.1. Театрализованное представление. Специфические особенности основных видов театрализованного представления

    В последнее время в стране активно развиваются многочисленные виды и жанры культурно - массовых мероприятий. Это обусловлено непрерывно возрастающим культурным уровнем молодежи, необходимостью общения и более организованного проведения досуга. Сегодня главным направляющими деятельности организаторов культурно - массовых мероприятий является организация содержательного свободного времени, удовлетворение их разнообразных интересов, воспитания патриотизма и гражданственности.

    Культурно–массовые мероприятия – это заранее спланированное мероприятие, которое проводится согласно действующему законодательству и носит характер праздника. В нем определено место, время проведения и количество участников.

    Задачи культурно–массовых мероприятий формулируются в зависимости от тематической направленности, но в основном направлены на национально–патриотического и нравственно–эстетического воспитание.

    Любое культурно - массовое мероприятие имеет цель и задачи. Цель мероприятия – это спланированный результат мероприятия, который достигается по его окончанию. В ходе проведения мероприятия определяются и реализуются задачи, которые способствуют более эффективному и полному достижению цели.1

    Формы культурно–массовых мероприятий–это праздники, зрелища, театрализованные представления, фестивали, смотры- конкурсы, слеты, агитбригады, тематические концерты, игровые и танцевальные программы. Все культурно–массовые мероприятия для молодежи имеют свою специфику и характерные особенности.

    Театрализованные представления – самая емкая и многогранная форма культурно-массового представления, включающая в себя поэзию, музыку, театр, декорационное искусство, хореографию, кино и пиротехнику, а также некоторые формы спорта – художественную гимнастику, массовые гимнастические выступления, танцы на льду.

    Характерные особенности театрализованного представления, отличающие его от других видов художественного творчества:

    1. В основе сценария театрализованного представления часто лежит документальный материал, который мы называем документальным объектом внимания сценариста.

    2. Театрализованное представление подразумевает не создание психологии вымышленных героев, но создание психологии ситуации, в которых действуют и развиваются реальные силы.

    3. Театрализованное представление решает следующие задачи: дидактически (назидательную), информационную (познавательную), эстетическую, этическую, гедонистическую (получение удовлетворения) и коммуникативную.

    4. Театрализованное представление, как правило, одноразово и существует как бы в единственном экземпляре.

    5. Театрализованное представление отличает многообразие форм, пространственных и стилевых.

    Театрализованное представление, праздник и обряд далеко не исчерпывают возможности использования театрализованного действа в различных вариантах и с различными целями.

    В практике последних десятилетий можно четко выделить следующие виды театрализованных представлений:

    • агитационно-художественное представление;

    • литературно-музыкальная композиция;

    • тематический вечер;

    • массовое празднество.2

    Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления. Идейно-политическая, идеологическая работа может быть разделена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию. В буквальном переводе пропагандировать – значит распространять знания, идеи, воззрения, теории, а агитировать – значит пробуждать определенное стремление, побуждать людей к действию.

    Средствами воздействия на массы, которыми располагают пропаганда и агитация, являются: радио, телевидение, печать, устные выступления, технические средства, наглядная пропаганда и агитация (плакаты, панорамы, панно, стенды, выставки), использование искусства во всех его видах.

    Выразительные средства агитационно-художественного представления: слово, движение, музыка, хоровое пение и живопись, звук и свет, фарс, лирика и сатира, дружеский шарж и пародия, конферанс, пантомима, кукольный театр, звукоподражание, сюжетный танец, клоунада, акробатика – все это может найти применение в агитационно-художественном представлении.

    Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления. Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных коллективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику.

    Литературная – это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Еще может использоваться документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный.

    Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.

    Создание литературно-музыкальной композиции, будучи процессом самостоятельным и творческим, тем не менее, тоже обусловлено уже созданной литературой и потому должно являться результатом углубленного изучения произведений искусства и всего того, что с ними так или иначе связано.

    Литературно-музыкальная композиция, как и любое театрализованное представление, состоит из номеров и эпизодов. Но специфика именно литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности, а порой даже размытости. Это, в сущности, так и есть. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность.3

    Тематический вечер как вид театрализованного представления. Тематический вечер отличается от других массовых мероприятий не только наличием темы и программы, ее раскрывающей, но и тесным слиянием информационно-логической и эмоционально-образной линий в едином клубном сценарии. Диапазон тематического вечера очень широк. Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического и эмоционально-образного начал, но может перерасти в синтетическое театрализованное массовое представление.

    Любой тематический вечер, какова бы ни была степень его театрализации, требует, чтобы в его основе лежала социально важная и близкая аудитории тема. Тематический вечер отличается особым путем раскрытия темы, требующим ее сценарной разработки. Какие бы вопросы ни поднимались на тематическом вечере – социально-экономические, общественно-политические, морально-этические, всегда в центре внимания должен быть человек, его поступки, мироощущение, эмоции.

    Тематический вечер – это сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями. Сюжет такой композиции может и должен раскрываться на широком историческом фоне, подкрепляться и усиливаться художественным материалом, однако в основе своей он предельно документален.4

    Массовый праздник как вид театрализованного представления. Массовое празднество отражает важные события в жизни большой общности людей, а иногда и в масштабах государства и в глобальных измерениях. Для того и другого искусства характерны идейная устремленность, масштабность, обобщенность. И думается, что сравнение композиционных структур этих двух разных форм отражения действительности вполне правомерно.

    Основная тема праздника, развиваясь, также варьируется в разных формах и видах. Это обусловлено и спецификой восприятия массового празднеств. В массовом празднике надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможности органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на празднество.5

    Театрализованное представление имеет множество форм проявления. Их описание и классификация в принципе возможны, но всегда будут неполными, так как в известную форму постоянно вносится что-то новое, что создает множество разновидностей жанра. Театрализованное представление самая многогранная форма культурно-массового представления и для его постановки необходимо разбираться в видах, этапах создания представления.

    I.2. Репетиционный процесс и его разнообразие

    Репетиция – (с латинского – «повторение») – основная форма подготовки (под руководством режиссера) театральных, эстрадных, театрализованных представлений, концертных программ, отдельного номера, сцены – путем многократных повторений, как целиком, так и частями.

    Во время репетиционного процесса происходит полное создание театрализованного представления, включающее разработку и раскрытие режиссерского замысла через все компоненты – от актерской игры до работы всех постановочных цехов таких как - реквизиторского, костюмерного, гримерного, монтировочного, осветительского, звукового, бутафорского. Репетиции проходят под руководством режиссера или его ассистентов, действующих в рамках основного замысла, определенного постановщиком.

    Несомненно, при создании и постановке массового театрализованного представления и праздника важнейшую роль играет репетиция, репетиционный процесс занимает особое место и требует к себе огромного внимания.6

    Репетиционный процесс состоит из разнообразных видов репетиций, которые проходят под руководством постановщика театрализованного представления или его ассистентов, действующих в рамках основного замысла, определенного постановщиком.

    Виды репетиций:

    1) Просмотровая репетиция - просмотр и прослушивание всех исполнителей. Задача этих репетиций – определение репертуара, с которым исполнители или коллективы будут выступать в представлении, режиссер может отобрать имеющийся или предложить репертуар, который необходим для представления как самостоятельный номер или который войдет в состав сводного номера. Просмотр можно проводить и для определения стадии готовности номера.

    1) Индивидуальная репетиция – это по существу, разговор с актером по душам. Такая репетиция помогает исполнителю пройти тщательно и свободно «узкие» места в работе над ролью. Легче добиться единомыслия исполнителя и режиссера. Есть индивидуальные репетиции технического рода (разобраться в тексте, логике ударений). Индивидуальная репетиция преследует большую проникновенность в индивидуальные механизмы исполнителя. Форма, приемы, тема репетиции зависит от одаренности режиссера, его авторитета и фантазии. Такие репетиции могут быть запланированы заранее, но могут возникать и спонтанно.

    2) Корректурные репетиции – связаны со шлифовкой роли, номера. Они могут быть индивидуальными, групповыми, коллективными, как техническими, так и смысловыми. К корректурным репетициям можно отнести такие, когда коллективы прогоняют свои номера на новых для них площадках, проверяют, как звучит фонограмма на новой аппаратуре.7

    3) Монтажная репетиция – ее задачи: выстроить общую композицию, проверить «сцепления» эпизодов, проверить все партитуры и монтажный лист, внести изменения, найти дополнительные средства для обеспечения представления в заданном темпо-ритме, отрепетировать слабые места, добиваясь точности и синхронности исполнения.

    4) Прогонная репетиция – исполнение и отработка представления в его временной последовательности, шлифовка представления. Ими заканчивается работа режиссера над представлением. Становятся ясны, наглядны все достоинства и недостатки: обнаруживаются ненужные паузы, затяжки действия, ритмические «дыры». Здесь определяется, что необходимо уточнить, что поправить и даже переделать; выверяется композиция представления; ритм эпизодов приводится в соответствие с ритмом всего представления, устанавливается его темп; проверяется действие исполнителей во время их выхода и ухода со сцены. Как правило, такие репетиции идут без остановок, чтобы исполнители почувствовали целостность сценического действия, его атмосферу, темпо-ритм. Проверяется драматургия представления, проводится хронометраж. После прогонных репетиций иногда возникает надобность в дополнительном репетиционном времени для ликвидации просчетов и недоработок. Поэтому в репетиционном плане после первого прогона предусматривается время для репетиций.

    5) Монтировочная репетиция – сборка и отработка взаимодействия сценического оформления, художественных и технических средств театрализованного зрелища. В назначенный по плану-графику срок, к которому должны быть подготовлены все элементы оформления (станки, задники, и т.д.), режиссер вместе с художником и всеми техническими службами проводит репетицию, на которой окончательно определяется декорационное и световое решение представления. На сцене в соответствии с эскизами или макетом художника устанавливаются все элементы оформления, разрабатываются способы и средства для быстрой его смены, уточняется размещение отдельных элементов оформления, проверяется техническая часть, предназначенная для получения сценических эффектов. На этой репетиции также отрабатываются перемены, связанные с перестановкой по ходу представления деталей оформления.

    6) Световая репетиция – ее цель – установка света, проверка костюмов и грима при установленном свете. Первая световая репетиция проводится после репетиции монтировочной, она по сути дела прикидочная, предварительная. Окончательно свет устанавливают во время сводных репетиций в присутствии на сцене исполнителей.

    7) Сводная репетиция – на ней режиссер впервые собирает все номера и эпизоды представления подряд, вводя в них музыку, свет, кино и т.п. Именно на ней проверяются все связки между номерами и эпизодами, правильность их чередования, развитие сквозного действия, словом, все содержание и все компоненты концерта. Поэтому сводную рекомендуют проводить после отдельных репетиции со слайдами, фонограммой, радиоаппаратурой, сложным светом и другой техникой, чтобы потом на сводной репетиции как можно меньше времени тратить на технику, а главное внимание уделять исполнителям.

    9) Репетиция «За столом» - проводится перед прогоном театрализованного представления и преследует цель проверить во избежание «накладок», насколько хорошо каждый ассистент, помощники режиссера, ведущий представление и службы знают свой маневр.

    10) Генеральная репетиция – представление, идущее без зрителей или при ограниченном их количестве. Генеральная – это тот же прогон, но с особой целью и на особом этапе. Чаще всего она одновременно является и сдачей режиссером и постановочной группой представления заказчику. Профессиональные режиссеры проводят генеральную репетицию за день-два до показа представления, чтобы можно было внести необходимые, обнаруживающиеся по ходу репетиции изменения.

    Репетиция имеет особое значение как самостоятельное действие, в процессе которого создаётся театрализованное представление, строится коллектив, формируется личность. Репетиционные действия режиссёра и коллектива, осуществляющие связи сценических задач с реальными обстоятельствами и событиями, с актуальными проблемами дня. 8

    Репетиция это не только работа с актерами, но и другими компонентами: грим, костюм, свет, звук, бутафория и реквизит. Это все создаётся во время репетиционного процесса, именно оно направлено на раскрытие тематического театрализованного представления.

    I.3. Основные этапы репетиционного процесса

    Репетиционный процесс - процесс полного создания театрализованного представления, включающий все театральные компоненты от актерской игры, до работы постановочных цехов.

    В процессе репетиций режиссер-постановщик и исполнители:

    - добиваются раскрытия идейного содержания драматургического произведения и яркого воплощения образов;

    - стремятся найти выразительные средства для создания целостного по своему идейному и художественному решению театрализованного представления.

    Существовать репетиционный процесс без каких-либо из этих этапов не может, поэтому стоит учитывать их последовательность, качественно подходить к каждому из них. Именно эта подготовка, учет всех требований и является репетиционным процессом – процессом творчества и рождения искусства.

    Существуют 5 этапов репетиций:

    - застольные репетиции;

    - репетиции в "выгородке";

    - монтировочные;

    - прогонные;

    - генеральные репетиции на сцене.

    Застольная репетиция - первый этап репетиционного процесса, включающий в себя: первую читку сценария по ролям, уточнение реплик, беседы с постановщиком о замысле будущего театрализованного представления, действенный и смысловой анализ драматургической основы.

    Репетиция в выгородке - репетиция в репетиционном зале, в котором места действия и будущие декорации обозначаются подручными вспомогательными средствами: стульями, выгородочными ширмами, переносными раздвижными загородками и др.

    Во время этого периода намечаются и разрабатываются мизансцены, пластика персонажей, идет напряженный процесс поиска характеров и взаимоотношений персонажей. В этот же период некоторые постановщики практикуют репетиции «этюдным методом» - импровизации на темы целого представления или ее отдельных сцен. Такие этюды позволяют актерам точнее понять существо характеров и взаимоотношений своих персонажей. Во время репетиций в выгородке актеры осваивают и постепенно заучивают тексты своих ролей, с тем, чтобы при переходе к сценическим репетициям получить полную «свободу от текста». Эти репетиции проходят еще без костюмов, однако, как правило, костюмерные цеха предоставляют актерам некоторые вспомогательные детали, помогающие в пластической разработке образов (длинные юбки, шарфы, головные уборы и т.п.). В этот период репетируются, как правило, отдельные сцены будущего театрализованного представления.

    Монтировочная репетиция (от фр. Monter – поднимать) предварительная проверка всех элементов декорационного оформления представления. Во время монтировочной репетиции: производится сборка декораций театрализованного представления по номерам в соответствии с авторским эскизом и техническим макетом, разрабатываются способы и средства для быстрой смены декораций, уточняется размещение предметов оформления представления, проверяются механизмы для получения сценических эффектов, художественного освещения декораций. Последние монтировочные репетиции проводятся с участием актеров в костюмах и гриме.

    Прогонная репетиция - проверочный просмотр театрализованного представления или отдельной сцены. Обычно прогон предшествует генеральной репетиции. Во время прогона театрализованное представление идет в декорациях, при соответствующем освещении, актеры играют в костюмах и гримах. Во время прогонов режиссер-постановщик редко прерывает течение отдельных сцен с целью ее уточнения или повтора; все замечания актерам высказываются по окончанию прогона.

    Генеральная репетиция - последняя репетиция перед окончательным выпуском театрализованного представления. Генеральная репетиция проводится: в полном гриме и костюмах, с полным сценическим, световым, музыкальным и шумовым оформлением.

    Генеральная репетиция — это представление, которое идет без зрителей, или при их ограниченном числе, после которой режиссер, выслушав замечания принимающей комиссии, с учетом своих собственных замечаний, возникших по ходу генеральной репетиции, вносит окончательные поправки в представление.

    Успешное осуществление работы на всех трех этапах подготовки театрализованного представления - суть организации репетиционного процесса. Каждый из этих этапов может быть подробен, и растянут во времени, а может быть осуществлен в «свернутом» виде. Однако обойтись без работы по каждому из этапов невозможно.

    I.4. Значение репетиций в работе режиссера при постановке театрализованного представления

    Ответственность за коллектив, за художественную цельность и выразительность представления лежит на режиссере. Творческая работа режиссёра должна совмещаться совместно с работой актёра, не опережая и не связывая её. Помогать творчеству актёров, контролировать и согласовывать его, наблюдая за тем, чтобы оно органически вырастало из единого художественного зерна сценария так же, как и все внешнее оформление представления - это главная задача современного режиссёра.9

    У В.И. Немировича-Данченко есть формула о трех сторонах деятельности режиссера.

    «...Режиссер — существо трехликое…» — говорил Немирович-Данченко:

    1) режиссер-толкователь; он же — показывающий, как играть; так что его можно назвать режиссером-актером или режиссером-педагогом;

    2) режиссер-зеркало, отражающее индивидуальные качества актера;

    3) режиссер — организатор всего;

    Публика знает только третьего, потому что его видно. Видно во всем: в мизансценах, в замысле декоратора, в звуках, в освещении, в стройности народных сцен. Режиссер же толкователь или режиссер-зеркало — не виден. Он полностью в актере. Одно из любимых положенийВ.И. Немировича-Данченко, которое он много раз повторял, — «режиссер должен умереть в актерском творчестве». Как бы много и богато ни показывал режиссер актеру, часто бывает, что режиссер играет всю роль до мелочей, актеру остается только скопировать и претворить в себе, — словом, как бы глубока и содержательна ни была роль режиссера в создании актерского творчества, — надо, чтобы и следа его не было видно. Самая большая награда для такого режиссера — это когда даже сам актер забудет о том, что он получил от режиссера, — до такой степени он вживется во все режиссерские показы.

    «Если зерно не умрет, то останется одно, а если умрет, то даст много плода». Это «библейское» выражение целиком и глубочайшим образом относится к современному творчеству режиссера и актера. Если актер только хорошо запомнит показанное ему режиссером, будет только стараться исполнять, не проникнувшись глубоко в показанное и не создав его в своих актерских эмоциях, то это показанное режиссером так и остается отдельной частичкой, не слившейся со всем образом. Зерно остается одно. Из этого следует, что показывание режиссером - дело вредное. И наоборот: если актер уловил режиссерский показ, то «…зерно возбудит там неожиданную, - а потому и самую драгоценную, - реакцию, вызовет в эмоциях и в фантазии актера новые образы, ему лично присущие, которые и войдут в его исполнение, а само зерно, самый этот режиссерский показ умрет и забудется…». Поэтому режиссер должен обладать актерской предрасположенностью, он сам должен быть глубоким, разнообразным актером.10

    Режиссер - зеркало.

    Важнейшая его способность – почувствовать индивидуальность актера, непрерывно в процессе работы следить, как в нем отражаются замыслы автора и режиссера, что ему идет и что не идет, куда его клонит фантазия и желания и до каких пределов можно настаивать на той или другой задаче. Одновременно и следовать за волей актера, и направлять ее, направлять, не давая чувствовать насилия. Уметь без оскорблений, с любовью, по-дружески, передразнить: «вот что у вас выходит, вы этого хотели?» Чтоб актер воочию увидел себя, как в зеркале…

    Режиссер – организатор.

    Он вводит в свой горизонт все элементы театрализованного представления, ставя на первое место творчество актеров, и соединяет его со всей окружающей обстановкой в одно гармоничное целое. В этой организационной работе он уже полный властелин. «Слуга актера там, где необходимо подчиняться его индивидуальности, приспосабливающиеся и к индивидуальным качествам художника – декоратора, непрерывно принимающий в расчет требования дирекции, он, в конечном счете, является настоящим властелином театрализованного представления. При этом особенно важным его качеством является умение «лепить» куски, целые стены, акты…»11

    На современном этапе подход к постановке театрализованных представлений несколько расширяет формулу, выведенную Немировичем-Данченко.

    Режиссёру необходимы многообразные способности, он выступает в разных ролях:

    а) режиссёр-администратор, который может всё представление поддерживать систематическую работу и порядок. Режиссер организует весь процесс по созданию театрализованного представления и руководит этой работой. Режиссёр обязан спланировать и организовать всю работу по подготовке театрализованного представления (работа с художником и композитором, изготовление костюмов, декораций, реквизита) проведению репетиций (график репетиций, организация помещений, оснащение) выпуска театрализованного представления (определить срок выпуска, организовать изготовление афиш и программок) и проката театрализованного представления.

    б) режиссёр-постановщик. Это тот, который умеет говорить с декоратором, с рабочими, который может провести в жизнь свою или чужую постановку.

    в) режиссёр-литератор, который может повести представление по верной литературной линии;

    г) режиссёр-психолог, который может провести верно внутреннюю линию;

    Все эти роли режиссер осуществляет в процессе выполнения своей главной функции: творческой организации сценического действия, то есть репетиции.12 Для режиссера является главным в своей работе репетиционный процесс, именно на репетиции он раскрывает замысел постановки и выполняет все свои функции.

    I.5. Театральная этика в репетиционном процессе по системе Станиславского Константина Сергеевича.

    В коллективном творчестве необходима организация, образцовый порядок для того, чтобы внешняя, организационная часть театрализованного представлений протекала правильно, без перебоев. Такой организацией служит железная дисциплина. Но ещё большего порядка, организации и дисциплины требует внутренняя, творческая сторона - она требует внутренней дисциплины и этики. Без этого не удастся провести на сцене всех требований «системы».

    Заботиться о воспитании театрального коллектива должен, прежде всего, режиссёр. Если он в этом отношении беспомощен или бездарен, то он не только плохой воспитатель, но и неполноценный режиссёр. Ведь по-настоящему хорошие театрализованное представление может вырасти только в условиях хорошей морально-творческой атмосферы.13

    Во время репетиционного процесса следует знать и обязательно выполнять определенные правила, это так называемая театральная этика.

    1. Каждый участник мероприятия должен постоянно ощущать себя «винтом» большой машины. Он должен ясно осознавать вред, который могут принести всему делу его неправильные действия или неуважение к своим партнерам.

    2. Во всяком коллективном творчестве всегда необходима железная дисциплина. Расхлябанность и «халтура» просто не допускаются.

    3. Перед репетицией нужно очистить себя от психологической и натуральной грязи и пыли. Оставить всё это за дверью. «Грязь, пыль отряхивайте снаружи, галоши оставляйте в передней вместе со всеми мелкими заботами, дрязгами и неприятностями, которые только отвлекают внимание от искусства»

    4. На репетицию нужно приходить в предрабочем состоянии, в бодром расположении духа.

    5. Следует укреплять авторитет тех лиц, которым приходиться стоять во главе дела. Нужно не только уважать таких людей, но и уметь брать полезное. Недостатки перенимать легко, а достоинства трудно.

    6. Опоздание даже одного человека на репетицию способно внести замешательство, а если все будут понемногу опаздывать, то всё рабочее время уйдет на ожидание.

    7. Многие уверены, что работать нужно лишь на репетициях, а дома можно отдыхать. Актеру должно быть стыдно, если на репетиции режиссеру приходится повторять то, что было уже объяснено. Репетиция выявляет, кто работал дома, а кто нет.

    8. На репетициях нужно следить не только за собой и своей ролью в мероприятии, но и интересоваться всей постановкой.

    9. На каждой репетиции каждый её участник должен работать в полную силу. Каждая репетиция проводится для следующей репетиции, а это значит, что должен быть постоянный рост в работе каждого участника мероприятия.

    10.Костюм или реквизит, участвующие в том или ином номере и в программе, перестают быть просто вещью, а превращаются в реликвию. Нужно бережно обращаться с костюмами и реквизитом, каждый участник отвечает за свой костюм.14

    11.Искусство не заканчивается опусканием занавеса. Нужно быть носителем прекрасного и в обыденной жизни.

    12.Участники представления отвечают за его качество каждый по отдельности и все вместе, поэтому «пятно» артиста становится пятном всей постановки.

    13.Репетиция должна начинаться ровно в назначенный час, каждый артист должен знать время своего выхода и следить за этим очень внимательно.

    14. Окончание репетиции объявляется режиссером программы. Только после этого можно покинуть помещение. Пока идет репетиция, все должны оставаться на своем месте.

    15.Каждый участник представления должен быть готов к своему выходу на сцену уже за 15 минут до этого.

    16.Во время действия нужно поддерживать за кулисами величайшую тишину и порядок. Лицам, не занятым в текущем действии запрещается находиться за кулисами.

    17.Появление артиста в публике, в зрительном зале, закончившего свою роль еще до того, как закончилось всё представление, считается бестактным.

    18.До начала мероприятия нельзя появляться в сценическом костюме перед публикой.

    19.Без строго порядка, без уважения к труду своих товарищей, не может быть творчества и искусства.

    Система Станиславского играет важнейшую роль в театральном искусстве. Она учит актёров быть «настоящими» на сцене, а режиссёров быть хорошими руководителями. Каждый начинающий актёр или режиссёр опирается на эти знания, они практиковались на протяжении длинной театральной эпохи.

    Учения Станиславского помогают актёрам в работе над ролью, поэтапно, учат внутренней и внешней техники искусства переживания, тренируют воображение, воспитывают духовность. Точно так же, поэтапно, они помогают режиссёру в работе над пьесой и постановкой, чтобы он не сбился с правильного пути.

    Стало ясно то, что дисциплинарно-этическое воспитание является основой правильной организации театральной работы. Искренность, простота и никакого зазнайства - признаки правильного воспитания актёра. Заботится о внутренней атмосфере театра режиссёр. Если он не может наладить дружеские, сплочённые в коллективе отношения, он плохой руководитель, и театрализованное представление выйдет недейственными и вряд ли запомнятся надолго15. Система Станиславского не уходит в прошлое - она продолжает помогать деятелям современной театральной сферы.

      1   2   3


    написать администратору сайта