Главная страница

Репетиционный процесс и его роль при постановке тематического театрализованного представления «Защитникам Родины посвящается». диплом. Защитникам Родины посвящается


Скачать 1.72 Mb.
НазваниеЗащитникам Родины посвящается
АнкорРепетиционный процесс и его роль при постановке тематического театрализованного представления «Защитникам Родины посвящается
Дата01.05.2022
Размер1.72 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файладиплом.docx
ТипПротокол
#507060
страница2 из 3
1   2   3
Глава II. Репетиционный процесс при постановке театрализованного представления Дня Великой Победы «Защитникам Родины посвящается»

II.1. Идейно-тематический замысел и композиционное построение театрализованного представления «Защитникам Родины посвящается»

Тема: это предмет художественного исследования сценариста. Тема: всегда проблема и является понятием объективным. Формулировка темы отвечает на вопрос: о чем пойдет речь в сценарии. В постановке театрализованного представления «Защитникам Родины посвящается» темой является победы в Великой Отечественной войне, вечная скорбь по погибшим войнам в борьбе за свою страну с немецко-фашистскими захватчиками.

Целью является воспитание у детей уважительное отношение к защитникам Отечества, к памяти павших в сражениях и содействовать формированию интереса к историческому прошлому России.

Идея: субъективна и являет собой личностное отношение сценариста к данной теме. Идея: синтез мыслей и чувств сценариста, которые рождает в нем тема. В постановке «Защитникам Родины посвящается» идея: это показать всю трагичность событий военного времени, и донести до молодого поколения, какой ценой досталась победа в Великой Отечественной войне над немецкой коалицией.

Сверхзадача: привить у молодого поколения память и почитание о великих подвигах советских воинов в годы войны и призвать испытывать гордость за свой народ и историю своей страны.

Жанр: литературно-музыкальная композиция;

Афиша: это возможностью информирования людей о проведении различных культурных мероприятий. Своим оформлением афиша должна передавать тематику представления и обязательно должна заинтересовать зрителя. Вся информация должна быть понятна и читаема. Все правила создания и оформления афиши соблюдены (См. Приложение 3)

Композиционная структура: последовательность и соразмерность частей объединённых в единое целое. К основным элементам композиции относятся экспозиция, завязка, основное действие, кульминация, развязка.

Экспозиция это предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. В театрализованном представление «Защитника Родины посвящается» экспозицией является музыка, военные песни, такие как «День победы», «Вставай, страна огромная», «В лесу при фронтовом», погружая зрителей в атмосферу и тему представления.

Завязка: это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт конфликты. Появление девочки с книгой, которая спрашивает зрителей - «Но часто ли мы находим время для того, чтобы вспомнить? Вспомнить о тех, кто воевал и не вернулся с войны, вспомнить о тех, кто боролся за жизнь и смог выжить» и является завязкой.

Развитие действия: вся система последовательного развертывания той части событийного плана от завязки до развязки, которая руководит конфликтом. От блока к блоку показано, как шла эта война, как люди переживали этот ужас войны, чтобы люди вспомнили, как дорог это праздник.

Кульминация: это вершина развития драматургического конфликта в сценарии, высшая точка эмоционального восприятия зрительской аудитории. В центре кульминации лежит главное событие, задача которого - в разрешении всего драматургического конфликта в сценарии. В данном театрализованном представление кульминацией является минута молчания.

Развязка: это структурный элемент композиционного построения выполняет функцию завершения сюжетной линии сценария. Развязка ставит последнюю точку в развитии сквозной линии. В данном театрализованном представление развязкой является выход всех участников представления на сцену и финальные слова ведущей «Ужас войны нам не просто представить, но мы должны о ней знать и помнить это событие нашей истории».

Финал следует за развязкой и означает полное завершение сценического действия. Финал служит средством подведения итогов всего драматургического действия, происходившего на сцене. В театрализованном представление финалом стала Песня «День Победы!», которую исполняют все участники театрализованного представления.

II.2. Технологический процесс подготовки и проведения театрализованного представления

Технологический процесс включает в себя несколько этапов работы режиссёра-постановщика над сценарием и его воплощением: 1 этап – планирование, 2 этап – написание, обсуждение и утверждение сценария, 3 этап – реализация сценария (творческий и организационный аспекты), 4 этап – проведение культурно-досуговой программы, 5 этап – подведение итогов анализ результатов. 16

1 этап (планирование) включал в себя создание организационно-постановочной группы, проведение заседаний и составление самого плана подготовки (ответственные – Исакова М.В; Гончарова Д.В; Кашина Т.И) (Приложение №2). Вместе с нашим куратором базы практики мы поставили цель и задачи театрализованного представления, идеи и концепцию мероприятия в целом. Определили форму проведения программы, место и время. Дата – 6 мая 2019 г; Время – 9:30; Форма – театрализованное представление. Название – «Защитникам Родины посвящается». Целью является воспитание у детей уважительное отношение к защитникам Отечества, к памяти павших в сражениях и содействовать формированию интереса к историческому прошлому России. Аудитория - смешанная. Место проведения мероприятия - ЧОУРО "НЕРПЦ (МП)" "Православная гимназия Димитрия Донского" г. Бор. За организацию и подготовку театрализованного представления были ответственные – Исакова М.В; Гончарова Д.В; Кашина Т.И (практикантки). За музыкально-шумовое оформление – Ведев А. (ученик гимназии), а также я, Исакова Мария Владимировна (в моих задачах было составление музыкально-шумовой партитуры для звукорежиссёра). За мультимедийное и световое сопровождение ответственная Кашина Т.И. За костюмное решение, декорации, бутафорию и реквизит ответственная Гончарова Д.В и куратор практики Черепанова О.Н.

Далее следует 2 этап – написание, обсуждение и утверждение сценария - ответственный: Черепанова О.Н. Построение сценария было следующим: всё мероприятие было поделено на 3 блоков, также присутствовал пролог и финал.

Эпизод 1: “Ах, война, что же ты подлая сделала”;

Эпизод 2: «Почтальоны»;

Эпизод 3: «Сцена»;

Также в сценарий были включены концертные номера, которые непосредственно были связаны с военной тематикой представления:

  1. Довоенный вальс в исполнении учеников 7 класса.

  2. Монолог «Войну я видела» Лаврова Надежда.

  3. Монолог «Глаза закрою…» Брызгалина София.

  4. Монолог «У операционного стола» Гончарова Дарья.

  5. Монолог «Бомбежка» Журкина Карина.

  6. Песня «Нас не нужно жалеть» в исполнении учеников 8 класса.

  7. Финальная песня « День победы» в исполнении всех участников постановки.

После успешного выполнения данной задачи, организационно-постановочная группа приступила к 3 этапу – осуществление сценария, который подразделяется на организационный и творческий аспекты. Он по проведению является самым длительным. Организационный аспект включал в себя ряд таких задач, как подготовка гримёрок, подготовка музыкальной, световой и мультимедийной аппаратуры, составление сметы. (Приложение №4),организация репетиций, организация фото и видео съёмки и т. д.

В творческом аспекте большое количество задач. Во-первых, был разработан эскиз афиши, который далее был утверждён куратором и реализован. - ответственный Исакова М.В. Афиша получилась привлекающая внимание людей, соответствующая названию и тематике театрализованного представления (Приложение №3). В наши задачи входило: подбор музыкального (составление музыкально-шумовой партитуры для звукорежиссёра), а также мультимедийного сопровождения, подбор костюмов и необходимого реквизита, запись голоса за кадром. После обсуждения всех задач, начался репетиционный процесс. Были проведены репетиции, которые следовали по правилам 5 этапов: застольные репетиции, репетиции в "выгородке", монтировочные, прогонные, генеральные репетиции на сцене. На каждой из этих этапов раскрывался замысел и идейно-тематическая основа сценария.

После выполнения всех задач третьего этапа, совместно с нашим куратором Черепановой О.Н. перешли к 4 этапу – проведение культурно-досуговой программы. Театрализованное представление, посвященное празднованию Великой Победы «Защитникам Родины посвящается» прошел 6 мая 2019 года в ЧОУРО «НЕРПЦ» (МП) «Православная гимназия во имя святого благоверного князя Димитрия Донского». На протяжении всего представления был использован экран на котором шла презентация с картинками и видео связанный с тематикой мероприятия, которая хорошо дополняла мероприятие. Музыкально шумовое оформление использовалось на протяжении всего праздника, были включены различные мелодии и песни связанные с данной тематикой. Все объединяла финальная песня «Этот День победы». В целом, театрализованное представление прошло без накладок. Зрители в зале аплодировали. Некоторые даже всплакнули. В конце все весь зал пел финальную песню, метод активизация. Подготовка мероприятия прошла на должном уровне, поставленные задачи были выполнены. Было получено очень много хороших отзывов.

5 этап технологического процесса – это анализ. После мероприятия практикантки вместе с куратором базы практики, обсудили все положительные моменты. Также был подготовлен фото и видео отчёт в дневник практики и в приложение выпускной квалификационной работы, также методическая папка, включающая в себя сценарий, смету, афишу и другие документы.

Таким образом, технологический процесс – это неотъемлемая часть при подготовке и проведении театрализованного представления. В ходе подготовки к мероприятию каждый ответственно подходил к своим задачам, поэтому итоговая работа получилась на хорошем профессиональном уровне и получила высокую оценку зрителей. Нам, организаторам удалось достичь поставленной цели.
II.3. Особенности репетиционного процесса при постановке театрализованного представления, посвященного празднованию Дня Победы в ВОВ «Защитника Родины посвящается»

В жизни народа праздник - День Победы играет особую роль, которую нельзя отрицать, и значение праздника очень велико и для старшего, и для младшего поколения.  Празднование Дня Великой Победы нацелено на воспитание патриотических чувств, показывает героизм и важность этого подвига русского народа. 17

Как много разрушений и бед принесла Великая Отечественная Война в каждый дом, в каждую семью нашей многонациональной страны. Хоть и прошло много лет с тех пор, но война не стёрлась из людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе четыре года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное мужество.

Ежегодно в нашей стране особое внимание уделяется празднованию Дня Победы в Великой Отечественной Войне. Большое внимание при подготовке к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне необходимо уделить проведению торжественных мероприятий. В образовательных учреждениях рекомендуется широкомасштабное празднование Дня Победы (9 Мая).

При постановке мероприятия необходимо применять художественное оформление ведь оно помогает раскрыть тему и основную задачу театрализованного представления. Оно играет большую роль в создании целостной атмосферы всего представления, помогает перевоплотиться актеру в нужный образ, а зрителю войти в сценическое действие. Огромное значение в массовом театрализованном представлении играет декоративно-художественное оформление. Особое внимание уделяется, прежде всего, сценической площадке.18

Костюмы, реквизит, грим все эти художественные средства направлены на создание атмосферы праздника. Любой элемент направлен на привлечение внимания зрителя. Музыка и звуки также оказывают помощь режиссеру в создании настроения мероприятия, его психологической окраски. Элементы, направленные на раскрытие темы представления, на создание атмосферы праздника создаются и утверждаются во время репетиционного процесса.

При постановке театрализованного представления «Защитникам Родины посвящается» Были соблюдены 5 этапов проведения репетиционного процесса, в котором раскрывалась тематика представления.

1 этап - застольные репетиции. Знакомство с театральным коллективом, куда входят очень талантливые и очень артистичные ученики гимназии. И благодаря руководителю кружка, который очень хорошо знает возможности своих детей, в один день провели кастинг на все роли, и был утвержден состав участников театрализованного представления «Защитникам Родины посвящается». Мы обсудили, какое значение имеет этот праздник для нашей страны в целом и для каждого из учеников. Были разъяснены цели и задачи проведения данного мероприятия и составлен график репетиций.

2 этапов - репетиции в выгородке. Следующие репетиций были направлены на расстановку отдельных мизансцен, выстраиванию диалогов между персонажам, намечена пластика, траектория перемещения на сцене. Актеры постепенно заучивали текста своих ролей, входили в характеры своих персонажей. Подбиралась музыка военной тематики, которая будет создавать необходимую атмосферу.

3 монтировочные репетиции – Была произведена сборка элементов декорации и отработано с технической группой, когда и куда переставить бутафорию. Подбор реквизита, который точно будет переносить зрителя в те времена (письма треугольники, старая книга, старый фотоаппарат) Подобраны костюмы солдат и медсестер, старинные платья для школьников. Утвержден окончательный плейлист, разработан видео ряд военных фрагментов для фоновой проекции.

4 прогонные - Во время прогона театрализованное представление все элементы декорации, бутафории, реквизита, грима, костюмов были соединены в пробном прогоне. Проработаны связки.

5 генеральные репетиции - последняя репетиция перед окончательным выпуском театрализованного представления. Все проходило в полном гриме и костюмах, с полным сценическим, световым, музыкальным и шумовым оформлением. Оценивал всю работу куратор Черепанова Ольга Николаевна. В целом представление ей понравилось и она утвердила его для показа.

Репетиционное действие организует и направляет сам процесс коллективной творческой деятельности на раскрытие замысла режиссера. Репетиция дает актеру возможность открыть себя в роли. Ведь актер должен войти в те обстоятельства, в которых он не был никогда - это война, военное время, для школьников это не просто. Для этого были проведено достаточное количество репетиции, где мы помогали участникам творческого коллектива раскрыть себя в роли, что бы в целом театрализованное представление раскрывало свою тему.

В течении репетиций находились и подбирались различные выразительные средства, прорабатывалось художественное оформление, чтобы все было направленно на раскрытие военной тематики представления.

Заключение

Для качественной реализации замысла театрализованного представлений необходимо владеть навыками проведения репетиционного процесса, разбираться в видах репетиций и их особенностях. Так как в воплощении театрализованного представления самую весомую часть его занимает репетиционный процесс.

Задачи поставленные в начале работы были выполнены и изучены: были рассмотрены основные виды театрализованного представления их специфику и особенности, определены и изучены виды репетиций, выявлены 5 основных этапов репетиций, рассмотрено какое значение имеет репетиция в работе режиссера, установлены определенные правила театральной этики. Эти задачи доказали, что репетиционный процесс играет огромную роль при постановке театрализованного представления.

Репетиционный процесс является основным звеном всей творческой, организационно – методической работы. Репетиции принадлежит важная роль в развитии исполнительской, эстетической нравственной культуры участников, в формировании творческого лица художественного коллектива.

Репетиционное действие организует и направляет сам процесс коллективной творческой деятельности на раскрытие замысла режиссера. Репетиция дает актеру возможность открыть себя в роли. Ведь актер должен войти в те обстоятельства, в которых он не был никогда- это война, военное время.

Во время репетиций актер с самого начала познает персонажа, его жизнь, слова, действия, поступки и пытается подстроить их под себя. Актер и режиссер, осуществляя прежде всего собственные творческие идеи, служат вместе с тем воплощению замыслов друг друга.

При постановке мероприятия необходимо применять художественное оформление ведь оно помогает раскрыть тему и основную задачу театрализованного представления. Оно играет большую роль в со-здании целостной атмосферы всего представления, помогает перевоплотиться актеру в нужный образ, а зрителю войти в сценическое действие.

Во время репетиционного процесса происходит полное создание театрализованного представления, включающее разработку и раскрытие режиссерского замысла и тематики через все компоненты – от актерской игры до работы всех постановочных цехов таких как - реквизиторского, костюмерного, гримерного, монтировочного, осветительского, звукового, бутафорского.

При постановке театрализованного представления «Защитникам Родины посвящается» в репетиционном процессе, находились различные компоненты, которые были направлены на раскрытии темы представления - день победы в Великой Отечественной войне, вечная скорбь по погибшим войнам в борьбе за свою страну с немецко-фашистскими захватчиками. Репетиция занимает главное место при постанове любого тематического театрализованного представления.

Список литературы

  1. Анастасьев А.Н. Режиссерское искусство. - История советского театроведения. М., 1981, С.227

  2. Гончарова Н. П. Организация деятельности учреждений культуры клубного типа, 2015 г. – 241 с.

  3. Горчаков Н.М Станиславский о работе режиссера с актером. М. 2014 г. – 103 с.

  4. Дамаскин И.А, Кошель П.А. Великая Отечественная война. 1941-1945: Энциклопедия ОЛМА-ПРЕСС, 2017 г. - 446 с.

  5. Жаркова А.Д., Чижикова В.М. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие, 2015 г. -49 с.

  6. Захава Б. Е. «Мастерство актера и режиссера» Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. Училищ. Москва, «Просвещение», 1973 г. с.31

  7. Кнебель, М.О. Слово в творчестве актёра/ М.О. Кнебель. – М.: РАТИ–ГИТИС, 2014. – 160 с.

  8. Крыжицкий Г.В., Немирович-Данченко о работе над театрализованным представлением. – М.: Сов. России, 1968, С.273

  9. Режиссерские экземпляры К.С. Станиславского, 1898 – 1930. – М.: Искусство, 1980. С.64, 139, 216

  10. Станиславский, К. С. Работа актера над собой в 2 ч. Часть 1 / К. С. Станиславский. — М: Издательство Юрайт, 2018. — 171 с.

  11. Товстоногов Г.А.О профессии режиссёра. - М.: 2007. – 164 с.

  12. Туманов И.М. «Режиссура массового праздника и театрализованного концерта», М, - 2015 г. - 78 с.

  13. Ханушкевич А.Л. Режиссерское искусство - Казан/2499, Режиссерское искусство - Ханушкевич/5548 Изд.4- 2015 г. – 48 с.

  14. Сахновский В.Г. Работа режиссера. - М.-Д., Изд.3- 2017.

  15. Чечётин А. И. Основы драматургии театрализованных представлений: учебник. -Изд.5-е, стер. - 2017. ЭБС

  16. Чечётин А.И. Искусство театрализованных представлений. - 2014г. - 136 с.

  17. Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений. - М.: 2017. – 185с.

  18. Шихматов, Л. М. Сценические этюды: учебное пособие. -Изд. 8-е, стер. - 2014. ЭБС -98 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Виды, структура, планирование репетиций в коллективе: [Электронный ресурс] URL: https://studwood.ru/1039181/pedagogika/vidy_struktura_planirovanie_repetitsiy_kollektive_kruzhke (Дата обращения: 6.01.19)

  2. Методические рекомендации по подготовке театрализованного представления: [Электронный ресурс] URL: https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-podghotovkie-tieatralizovannogho-priedstavlieniia.html (Дата обращения: 11.01.19)

  3. Репетиционный процесс. Виды репетиций: [Электронный ресурс] URL:https://mydocx.ru/8-96296.html (Дата обращения: 6.01.19)

  4. Театрализованное представление и его особенности: [Электронный ресурс] URL:https://studwood.ru/519644/kulturologiya/teatralizovannoe_predstavlenie_osobennosti (Дата обращения: 10.01.19)

  5. Театрализованное представление. Виды и специфика проведения: [Электронный ресурс] URL: https://works.doklad.ru/view/laijaCbZCMY/all.html (Дата обращения: 11.01.19)

  6. Театральная этика в любительском коллективе: [Электронный ресурс] URL: http://dramateshka.ru/index.php/methods/org-questions/6718-organizaciya-i-rukovodstvo-lyubiteljskim-teatraljnihm-kollektivom?start=13 (Дата обращения: 2.03.19)

1   2   3


написать администратору сайта