Главная страница

Зейнолла Алина 2МенР СРС-7. Зейнолла Алина 2Менр эссе Проблема человека в философии Абая Кунанбаева


Скачать 17.26 Kb.
НазваниеЗейнолла Алина 2Менр эссе Проблема человека в философии Абая Кунанбаева
Дата03.04.2022
Размер17.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗейнолла Алина 2МенР СРС-7.docx
ТипДокументы
#438173

Зейнолла Алина 2МенР

Эссе

Проблема человека в философии Абая Кунанбаева

Каждый народ имеет духовные и нравственные опоры. Одной из таких фундаментальных опор в сознании казахского народа является творческое наследие выдающегося просветителя Абая Кунанбаева. В его произведениях максимально отражены традиции народного творчества и осмысление проблем общества.

Абай - один из величайших гуманистов прошлого. Воздействовать на умы и чувства людей, обновлять общество средством поэтического слова, глубокое уважение к достоинству человека - вот что характерно для Абая-гуманиста.

Не для забавы я слагаю стих,

Не выдумками наполняю стих,

Для чутких слухом, сердцем и душой

Для молодых я свой рождаю стих

так сам Абай определил предмет своего творчества.

Именно к молодёжи - к будущему своего народа, а в его светлое будущее, несмотря ни на какие сложности своего времени, великий мыслитель, поэт просветитель-демократ не терял своей веры, утверждая: «Кто не испытывал зла? Теряет надежду лишь безвольный… Ведь истина, что в мире нет ничего постоянного, значит, и зло не вечно… Разве после суровой многоснежной зимы не приходит весна цветущая, многоводная, прекрасная?!». Одно из «Слов Назидания» он заканчивает мыслью «И думаю, что может быть, и хорошо жить так, устремляя взор надежды на будущее». Воспитание гражданственности, патриотизма, гуманизм и просвещение являются основными мотивами в произведениях Абая.
Творения Абая коренным образом отличаются от всего того, что было создано в нашей традиционной культуре. Он обосновал новое мышление, новое мировоззрение, выработал новые этические и эстетические ценности, доказывал необходимость нового принципа жизни, бытия и новых идеалов. С позиции новых идей и мировоззренческих принципов он подверг резкой и универсальной критике жизнь, ценности, идеалы, мировосприятие своих современников. В его произведениях объектом критики прежде всего выступают казах, современное ему казахское общество, хотя это обстоятельство является своеобразной и особой формой, через которую он поднимает общечеловеческие, проблемы, коренные вопросы человечества, идеи добра и красоты, и т.п.

В творчестве Абая центральное место занимает проблема человека. В исследовании этого вопроса надо обратить внимание на два момента. Прежде всего, Абай далеко продвинул развитие традиций восточной философии. В отличие от западной философии, которая больше обращала внимание на построение философской системы, на создание учения о мире, о мировом космосе, исследовала проблему начала, логику, гносеологию, создавала учение об обществе, о государстве, об этике, т.п., восточная философия прежде всего изучала человека, человеческую душу, сердце, психологию. Если западная философия была в основании рационалистична, то восточные мыслители больше обращали внимание на психологическую, эмоциональную, чувственную сторону проблемы. В этом смысле Абай продолжил традицию восточной философии. Он не строил философские системы, а концентрировал свое внимание на изучении человека, размышлял о смысле человеческой жизни, толковал о добродетели, добре и зле, прекрасном и т.п. Разработка своего понимания человека является важнейшей стороной философского творчества Абая. Критикуя эмпирически существующего человека (казаха), Абай разработал идею подлинного и истинного человека, которая принципиально отличается от искаженных и извращенных форм, существующих в эмпирической реальности. В отличие от эмпирического, извращенного человека подлинный человек, по мнению Абая, просвещен, устремлен к знанию, стремится познать науку. У него развит ум, мышление. Он является нравственным человеком, у него развито чувство долга, присутствует умение различать добро и зло. Настоящий человек во всем опирается на свой труд, который является условием его благополучия и свободы, ему чужды безделье, иждивенчество, спекуляция своим возрастом и т.п. Подлинный человек имеет развитую чувственность, сердце, понимает красоту и гармонию.

 Человеческий разум А. К. считал «мерилом оценки» истины. Он утверждал, что непрерывно развивая науку, человек может стать всемогущим. Он всегда был за развитие земледелия и ремесленного производства. Приветствуя новшества в быту, А. К. показал реакционность патриархально-феодальных этических норм. «Сплетню, обман, коварство, леность, расточительство» он считал пятью врагами человечества и возвеличивал такие качества людей, как «упорство, труд, глубокое размышление, умеренность, доброту». По его мнению, человеческое счастье — «это лишь неразлучные разум и труд». Указывая на различия в положении бедных и богатых, А. К. утверждал, что каждый человек должен иметь свое призвание, должен приносить пользу народу. От поэзии он требовал правдивого изображения жизни. Рассматривая литературу как важнейшее средство  просвещения и воспитания народа, он призывал поэтов писать стихи, в которых сочетаются «мастерство и правда» .

Человек должен в этой космической  «песчинке – на земле» найти свое место, найти себя и быть самим  собой.

Он пишет:

«В душу вглядись глубже, сам собою  побудь:

Я для тебя загадка, я и мой  путь!

Знай, потомок, дорогу я тебе открывал.

Против тысяч сражался, не обессудь!» 

Из этого следует: «Познай сам себя» - это одно из древнейших философских направлений всех народов. Познай себя – и ты обретешь Истину! Данный постулат исходит, прежде всего, из религиозной философии. Так как наука не открывает всю истину, Абай пытается найти ее средоточие и полноту. В «Слове» стих 38, он не просто ставит вопрос о пути познания Истины, но очерчивая познавательные горизонты, вводит в его контекст «мир», «самих себя», и «Аллаха». Он недвусмысленно говорит о существовании двух уровней истины: истина от «земли», и человек идет к ней через разум, истоки же «чистой истины» лежат в другом – они во Всевышнем. «Даже тайна создания недоступна мудрейшим из людей, не говоря уже о природе Аллаха. Аллах бесконечен, человеческий разум пределен. Разве может предельное измерить бесконечное».


Легко сказать: вот Бог! Но путь

 К нему лежит не через слово.

 Душой и сердцем чистым будь –

 Не надо истине иного.

Но Бога не постичь умом,

 Зря мой язык о нем толкует.

 Сомненья нет! Господь во всем,

 Что в зримом мире существует.

Для Абая, внутреннее есть основа человека, и именно оно должно определить поведение «внешнего человека». Н. Бердяев ставит человека не только выше любой вещи в мире, но и выше самого мира. Человек для него не как индивид, а как личность. «Весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью». Абай, как и Н. Бердяев наряду с человеком выделяет Аллаха (Бога), который есть «альфа и омега» этого мира, есть Истина. Он пишет: «Правда именуется еще истиной, а истина – это Аллах». Для Н. Бердяева – истина и конечное назначение человека – это его возвращение к Богу (Аллаху). Таким образом, у обоих философов конечное назначение человека и смысл жизни – Аллах (Бог).
Абай считал, что первое достоинство  философа – мудрость, которая и  завтра будет озарять, греть своими лучами людей. Центральным вопросом в философии Абая были нравственно – этические проблемы. Основное свое философское произведение «Книга слов» он написал в форме афоризмов. Также великое произведение - «Основные положения философии будущего».

Абай Кунанбаев оставил в наследие прекрасные творения. В них воплощена вся его жизнь, его мечты о светлом будущем. Его пламенные стихи никогда не утратят своей силы и свежести. Абай вечно с народом. Особую роль Абай сыграл в духовном единении двух народов – казахского и русского. Он много размышляет о сущности жизни и взаимопроникновении культур. Его мысли- это те кирпичики-основания на которых заложена современная философия свободного Казахстана. Сегодня национальная философия становится необходимой частью общественного сознания евразийских обществ. Абай Кунанбаев - это выдающийся гуманист - просветитель. Это доказывается его утверждениями в своих великих произведениях. И каждый человек, прочитав их, должен многому поучиться.


написать администратору сайта