Главная страница
Навигация по странице:

  • Основной психофизический закон.

  • 8.Классические психофизические методы.

  • 35.Основные феномены цветового зрения.

  • Ответы к зачету по философии. Значение и проблемы исследования ощущений и восприятия


    Скачать 117 Kb.
    НазваниеЗначение и проблемы исследования ощущений и восприятия
    АнкорОтветы к зачету по философии
    Дата11.06.2022
    Размер117 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаotvety_po_obshey_psikhologii.doc
    ТипДокументы
    #585525


    билет1. Значение и проблемы исследования ощущений и восприятия
    ОЩ и ВО это познавательные процессы непосредственного отражения действительности в конкретных образах, в момент воздействия стимула на органы чувств. ОЩ-псих познав процесс непосредственного отражения действительности, дающее частные, аналитические, единичные свойства объекта. ВО-псих познав процее непоср отраж действительности, дающий целостный образ ,облад осмысленностью, константностью. Связаны с мышлением,памятью,с эмо,с процессами регуляции. задачи в эмпирике как изучать?, в теории как устроено? Подходы:1.генетический 2.функциональный,3.дифференциальный,4.патопсихологический,5.культурный,5.комплексный.
    проблемы:1.является механизм восприятия врожденным или приобретенным. 2.какова роль опыта в восприятии 3.об адекватности восприятия 4.о подобии действительного образа, отражаемого действительностью. 5.проблема первичности Ощ и воспиятия 6.как изучать воспиятие,как устроено.

    билет2. Развитие взглядов на ощущения и восприятие.
    Аристотель счител ощущения источником знаний, связывал их с мотивацией, опыт строится на основе ощущений, врожденность ОЩ.
    Платон говорил о приобретенности ОЩ.
    декарт считал что ОЩ и ВО лишь размытое представление оь окружающей действительности
    Локк -ОЩ напрвлены как вне себя так и на себя,-выделил первичные и вторичные качества объекта.
    Беркли -субъективный идеализм,дал почву для развития взглядов Мюллера.
    Бекон. первичные ОЩ-опыт,описал установки на восприятие.
    ГАЛЕН. роль мозга в ВО.-объекты,удаляющиеся от испытуемого уменьшаются,-линии сводятся в точку,-объекты удал от нас теряют цвет и аидятся в серых и голубых тонах,-изучал строение глаза.
    Ньютон -разложение белого цвета на спектр
    Ломоносов теория цветового зрения,К,С,Ж.

    билет3. Рецепторная и рефлекторная теории ощущений. Гипотеза уподобления А.Н. Леонтьева.
    рецепторная(теоретическая)концепция отвечала субъективно-идеалистической философии,а рефлекторная широко использует рецепторную для защиты своих позиций. Рецепторная:спецефическое качество ОЩ определяется свойствами рецептора и проводящих нервных путей. мюллер:1. у нас нет Ощ,кот вызываются только внешними причинами,без участия наших чувствительных нервов 2.ОЩ свойственны каждому чувственному нерву 3.одна и та же внешняя причина может вызывать разные ОЩ 4.ОЩ передает в сознание качества и состояния чувственного нерва. Ощ не дают нам знание качеств воздействующих вещей,так как отвечают им соответственно качеству самого чувственного органа.для возникновения ОЩ достаточно возбуждения,вызванное в рецепторе той или иной внешней причиной,достигло мозга,где оно преобраз в субъективное явление. роль изучения функционального развития ОЩ. 1.влияние проф деятельности.2.прощесс перестройки Ощ идет в сторону его номализации 3.взаимодействие ОЩ. 4.изучение участия эффекторных процессов в возникновении ОЩ. Ощ как психическое явление при отсутствии ответной реакции или при ее неадекватности невозможно.
    Гипотеза уподобления А.Н. Леонтьева.Осязание выполняет ф-ию воспроизведения своей динамикой отражаемого свойства объекта. Специфическая механизма осязания заключается в том,что это механизм уподобления динамики процесса в рецептирующей системе свойствам внеш воздействия. Вопрос рассмотрения процесса уподобления как общий механизм чувственного отражения действительности. исследование слуха дало основание на понимание мех чувственного отражения. вопрос как возможно детектирование сигналов,приходящих от чувственных экстрацептивных приборов,в рез-те которых происходит воспроизведение специфических качеств раздражителя. вопрос всегда ли детектирование должно при участии мышечной переферии или следует говорить об участии различных эффекторов. При ВО звука процесс уподобления первоначально происходит в форме выраженного движения,но оно способно далее интонироваться. переход от внешнего пропевания к внутреннему не устраняет воздействия экстрасенсорных раздражителей на пепереф орган и слуховая рецепция не прекращается.

    билет4. Основные характеристики ощущений.
    1.интенсивность 2.простанственно-временные характеристики 3.модальные
    1.интенсивность отражает субъективную силу воздействия стимула,проблемой соотношения интенсивности стимула с интенсивности ощущения занимается психофизика.есть зона отсутствия чувствит,физиологич порог,субсенсорная область.
    2.простанственно-временные характеристики такие свойства ОЩ которые отражают динамичную сторону стимула.1.латентный период,время когда стимул уже дествует,а Ощ ещё не появилось,зависит от:необходимости уточнения инфо,или физиол особ:удаленность,пути проведения. латентный период спещается в связис тренировками. Время реакции=ЛП+время принятия решения+время на ответ. 2.Собственно ОЩ. Ощ в этом периоде могут различаться, в случае повышения стимула будет колибаться внимание.Детекторы новизны-клетки фиксирующие изменения. 3. Последовательный образ.некоторое время после исчезновения стимула Ощ имеет свойство продолжаться. Зрение:прямой и обратный. Обратный чаще,это образ имеющий те же самые параметры по форме,но имеющий обратные цветовые характеристики. Последовательный образ теряет локализацию в пространстве. редко при соблюдении условий стимул повыш интенсивности кратно времени,на этот период повышается уровень активации анализаторов.
    3.модальные хар-ки.(качественные)чем выше чувствительность эпикретического компанента,тем больше модальные характеристики. Мод хар-ки:1.цветовой тон(отнести тон по тому или иному цвету) 2.насыщенность(в какой мере цветовой поток разбавлен цветовыми излучениями. монохром-100%насыщенности)3.светлота(видимая яркость)
    короткая длина волны--фиолет-синий-зеленый-желтозеленый-желтокрасные.

    билет5. Проблемы и задачи психофизики. Концепция дискретности сенсорного ряда. Концепция непрерывности сенсорного ряда.
    Психофизика — это наука о количественных зависимостях между внешней стимуляцией (физическим параметром) и ощущением(психологическим параметром).
    Дискретность сенсорного ряда.идеей «абсолютного нуля», или точки исчезновения ощущений,Порог как бы плавает. Каждый раз мы получаем несколько различные значения. Иными словами, даже для очень слабых раздражителей существует некоторая (ненулевая) вероятность их обнаружения, а для относительно сильных — ненулевая вероятность их необнаружения,несовершенство анализаторов.
    Непрерывность сенсорного ряда.Мюллер высказал идею о непрерывности сенсорного ряда,суть которой состоит в том, что не существует порога как такового: любой стимул может в принципе вызвать ощущение. мы не обнаруживаем некоторые слабые сигналы Потому, утверждал Мюллер, что на
    возможность обнаружения стимула влияет не только его физическая интенсивность, но и расположенность сенсорной системы к ощущению.эта расположенность зависит от множества случайных, плохо контролируемых
    факторов: усталости наблюдателя, степени его внимательности, мотивации,
    опыта. Сенсорный ряд непрерывен. Если бы мы могли со-
    здать идеальные условия наблюдения, то сенсорная система восприняла бы
    сколь угодно малый сигнал. билет6. Теория обнаружения сигнала.
    словами, стимулы одной и той же ин-
    тенсивности порой фиксируются, а порой — нет. Это изменение распознаваемости стимулов одной и той же интенсивности красноречиво свидетельствует об изменении величины порога во времени. во многих житей-
    ских ситуациях мы зачастую не уверены в том, перешли ли порог чувствительности, т. е. правильно ли восприняли слабый или пограничный сигнал. Мы сталкиваемся с многочисленными ситуациями, связанными с внешними раздражителями,которые — если говорить о вызываемых этими раздражителями ощущениях — неоднозначны, но, как правило, принимаем в отношении них правильные решения.пример,когда мы ждем подруги и прислушиваемся к шагам показывает, что особенности восприятия слабых раздражителей,создают вполне определенные проблемы для традиционных представлений о пороге чувствительности.
    даже при полном отсутствии внешних раздражителей и для сенсорных систем, и для мозга характерна непрерывная спонтанная нейронная активность. (некая форма постороннего фонового шума в сенсорной системе) Хотя этот шум и не является частью внешнего раздражителя, или сигнала, который нужно обнаружить, возникая в неоднозначной (неопределенной) ситуации,
    он способен существенно повлиять на обнаружение слабого сигнала.
    ТОС обращает основное внимание на то, что когда
    наблюдатель оказывается перед необходимостью обнаружить пограничный или
    очень слабый сигнал, на его решение относительно того, присутствует этот сигнал или нет, влияет ряд таких несенсорных факторов, как внимание, ожидания и мотивация, и они способны исказить его ответ. ТОС позволяет выделить и оценить влияние на поведение наблюдателя двух факторов сенсорной способности и психологических параметров несенсорного характера.
    ложная тревога_нет сигнала,испытуемый говорит что есть.
    пропуск-сигнал есть,но не слышит чем меньше число попаданий,тем меньше количество ложных тревог

    билет7. Основной психофизический закон.
    проблемой психофизики, связанной с именем Фехнера, является проблема зависимости величины ощущения от величины физического стимула или основного психофизического закона.Что же можно использо-
    вать в качестве единицы измерения ощущений? Фехнер предложил для
    этого величину едва заметного различия, которая представляет собой минимальное различие между физическими значениями стимулов, которое вызывает ощущение различия. После достижения абсолютного порога ощущение появляется. Абсолютный порог— нулевая точка на оси ощущений. Но слишком малое различие между стимулами мы не замечаем.
    приращение ощущения при возрастании стимула на одно едва заметное различие вызывает всегда одинаковое по величине увеличение ощущения, то измерять ощущения можно, считая количество едва заметных различий, накопленных при увеличении стимула от абсолютного порога. Итак, первое допущение Фехнера, использованное им при выводе формулы основного психофизического закона, состояло в том, что приращение ощущения при приращении величины раздражителя на одно едва заметное различие константно (всегда одно и то же).
    ОЩ увеличивается медленнее чем интенсивность сигнала S=klogI(s-величина ОЩ,k-константа,logI-логарифмич интенсивность физического сигнала)
    Стивенс. связь между величиной ощущения и интенсивностью сигнала не логарифмическая,а степенная функция. метод опредеоения величины. Связь между величиной сигнала и величиной вызываемого им ОЩ-степенной закон.Величина сенсорного ОЩ высоко пропорцонально физической интенсивности сигнала,возведен в степень.S=kIв степb(s-величина ОЩ,k-константа,I- интенсивность стим) билет

    8.Классические психофизические методы.
    Методы, традиционно используемые при определении абсолютного порога, были
    разработаны Фехнером.
    Метод границ (метод минимального изменения). После нескольких серий опытов по уменьшению и увеличению интенсивности света рассчитывается средняя интенсивность, соответствующая точке перехода от невоспринимаемого света к воспринимаемому.Определяем численное значение абсолютного порога.Одним из недостатков этого простого по исполнению метода является системная ошибка(ожидание,становится предсказуемым, привыкание,тенденция продолжать отвечать да),утомление.
    Метод постоянных раздражителей также является одним из методов опреде-
    ления абсолютного порога. Он требует проведения серии экспериментов с принудительным выбором. Определенное число стимулов разной интенсивности, изменяющейся в относительно широком интервале, в случайном порядке поочередно и многократно предъявляется испытуемому. При каждом предъявлении стимула наблюдатель должен дать либо утвердительный ответ, если сигнал принят, либо отрицательный, если сигнал не принят.Хотя метод постоянных раздражителей не только трудоемкий, но и достаточно сложный, он все же дает наиболее стабильные и точные значения абсолютных порогов чувствительности.
    Процедура уравнивания стимулов (метод средней ошибки). Особенностью
    этого метода является то, что интенсивность стимула контролируется наблюдателем, т. е. наблюдатель должен довести интенсивность до едва распознаваемого уровня, который признается пороговым. Хотя это прямой и быстрый метод, он, как правило, дает наименее точные данные. Его основной недостаток — плохая воспроизводимость результатов.

    билет9. Виды шкал. Методы субъективного шкалирования.
    Виды шкал.1.Шкала наименований(классификационная, эквивалентность деление на шкалы характеризуют критерии,на основании которых производится классификация; для использования шкалы наименований, экспериментатор должен расклассифицировать данные и установить в отношении равномерности)2.Шкала порядка(эквивалентность+порядок, установление между вещами отношения равенства и сверх того отношение порядка,преписывание вещем символов,номеров,в том же порядке что и вещи).3.Шкала интервалов(сравнение разностей,доп возможности;нахождение такой операции,при которой дистанция между одними вещами равна дистанции между другими вещами ,можно будет приписывать вещам числа, так что двум эксперим. равным дистанциям будут соответствовать два равных числовых различия).4.Шкала отношений.(сравнение попарных отношений;предложен Стивенсом,состоит в том чтобы экспериментально определить что понимают когда говорят что отношение между двумя какими нибудь вещами равно отношению между двумя другими, когда достигается этот результат можно приписывать вещам, обладающих этими же свойствами числа, отношения между которыми равны)
    Методы субъективного шкалирования: 1.метод фракционирования(в кратных отношениях от предъявляемого эталона) 2.оценка отношений(отношения между стимулами) 3.постоянная сумма(различие в %) 4. метод оценки величины, вводим шкалу, например в единицах билет10.Изменение порогов ощущений: адаптация, сенсибилизация. Сенсорная адаптация-понимается процесс изменения порогов чувствительности в сторону повышения или полного исчезновения ОЩ под действием раздражителя.Ф-ии:-предохранение от перезагрузки, -способность к отражению нового. более подвержены адаптации:тактильные,обонятельные,зрительные,темпират.мене подвержены:слухов,болев. при полной сенсорной адаптации ОЩ исчезает.(для обоняния,для темпиратуры до 45град,для зрения при неподвижном расположении объекта)Закономерности протекания:1.протекает с обратным ускорением 2. время адаптации прямо пропорционально интенсивности стимула. 3.время сенсорной адаптации прямо пропорционально субъективной рецепторной поверхности, подвергшейся воздействию стимула.4. уровень сенсорной адаптации обратно пропорционален субъективной рецепторной поверхности, подвергшейся воздействию стимула.Сенсибилизация — повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя. При применении сенсорных раздражителей сенсибилизация обычно маскируется одновременно развивающимся процессом сенсорной адаптации. Соотношение процессов сенсибилизации и адаптации может быть оценено параллельным измерением чувствительности к электрическому раздражителю и сенсорному. Так, при освещении глаза вместе со снижением световой чувствительности (адаптацией) наблюдается повышение электрической чувствительности (сенсибилизации). В темноте развивается обратное отношение. Электрическое раздражение адресуется к нервным элементам анализатора, лежащим выше рецепторных образований, и является прямым способом измерения сенсибилизации.

    билет11.Изменение порогов ощущений: взаимодействие и взаимосвязь нервных процессов, другие факторы.
    закономерности:1.слабый стимул другой модальности ведет к повышению чувствительности другой модальности. 2.сильный стимул подавляет ОЩ других модальностей(повыш порог,сниж чув-ти) 3.сенсорная система,которая выполняет сходную функцию и усиливаеи чув-ть друг друга,система выполняет различные функции ослабления. 4.эффект избирательности ВОС,отбора инфо разной по модальности. 5.отсечение информации,которая не имеет на данный момент значение. 6.организация взаимодействия сенсорных систем,обеспечение настройки сенсорных систем на сигнал; возникают парадоксы чув-ти при ряде психич заболеваний(галюцинации)

    при сенсорной адапации стимулы должны быть постоянны, и должны действовать на одни и теже рецепторы. формирование изменения чув-ти по типу условного рефлекса. Сенсорная адаптация-понимается процесс изменения порогов чувствительности в сторону повышения или полного исчезновения ОЩ под действием раздражителя.

    билет12.Явление синестезии.
    Синестезия-явление возникновения Ощ одной модальности под действием стимула другой модальности. ;возникновение целостного полимодального представления. человек может оценить яркость цвета и соотнести с другими.
    плд синестезией понимают такое слияние качеств различных сфер чувтвительности,при котором качества одной модальности переносятся на другую. пример-цветовой слух.качества зрительной сферы на слуховую. так же может быть общность различных афферентных моментов,придающим ОЩ разных видов один и тот же эмоцон выразительный хар-ер.
    зрение,обоняние,вкус-чаще всего. лурия "маленькая книжка о большой памяти"(мнемонист Шеришевский). пр-р:тяжелый запах,мягкий звук. билет13.Классификаций ощущений.
    Виды ОЩ:зрение,слух,осязание,обоняние,вкус по Аристотелю.
    Трудности классификации:1.вопрос о критерях классификации,критерии отражают сущностные ОЩ. 2.отсутствие общей схемы в описании. 3.не существует единых правил выделения ОЩ в качестве самой модальности.

    1. классификация по признакам:а.пространственные(зрение,вестиб аппарат) б.временные.(слух,обоняние) в.простр-временные.(осязание)
    2.вундт ОЩ по хар-ру источника. а.физический раздрадитель(электоромагнитные волны;слух,зрение) б.химический раз-ль(хеморецепция,вкус,обоняние) в.механич.(осязание)
    3.шерингтон. экстерорецептеры(взаимод с окр средой,5 чувств), интерорецепторы(о внутренней среде организма), проприорец.(мышечные.)
    константные(вкус,осязание) и дистантные(зрение,слух,обоняние)

    билет14.Восприятие как познавательный процесс: определение понятия, критерии.
    ВО-псих познав процес непоср отраж действительности,дающий целостный образ,облад осмысленностью,константностью. Связаны с мышлением,памятью,с эмо,с процессами регуляции.задачи в эмпирике как изучать?, в теории как устроено?
    восприятие или перцепция-процесс обработки сенсорной информации,результатом которй является интерпретация окр нас мира как совокупност предметов и событий.Выделение двух стадий обработки информации — сенсорных и перцептивых процессов (ощущений и восприятия) — во многом является абстракцией. Трудно отделить их друг от друга, как последовательные действия театрального спектакля. Если мы находимся в нормальном состоянии, то,идя по ночной улице, мы воспринимаем здания, тротуар, фонари и автомобили, а не просто ощущаем шорохи, блики и вибрации.
    физиологические критериВО:1.измеряемо,2.объективно 3.неонятно как идет процесс 4.непонятно на что ориентир человек 5.не всегда понятно с чем имеем дело,с ОЩ или С ВО.
    психологические критерии:1.узавание(пред стимула,выявление из ряда других,можно точно установить критерии стимула,непонятно на что ориентир человек) 2.словестный отчет(можем качественно посмотреть то что увидел,-обман,-имеем дело с образом в памяти,избирательность памяти,-замена незнакомого знакомым,склонность логизировать) 3. воспроизведение(дает мало представление о процессе,нужны доп методы)

    билет15.Теория перцептивных действий.Запорожец.
    Деятельность-особая форма активности,свойственна человеку из 3уровней,целостная активность,выработка иерархий цепей,операции. ВО-психич,познав процесс.этапы развития:1эт развитие ориентировочной ф-ии ВО.2эт.повыш активности,возможность захвата предмета.3эт понятие размеров через св-ва,воздействие предметом на предмет. 4эт.деятельность.
    формирование перцептивных действий:1.формирование новых перцептивных действий,проблема решается в практическом плене,с помощью внеш воздейстаия на предмет 2.сенсорные процессы превращаются в своеобразные перцептивные действия 3.перцемтивные действия свертываются по времени,ВО начинает производить впесатления перцептив процесссов.
    ВО ориентир практическаю дея-ть субъекта,зависит в своем развитии от условий и хар-ра этой деятельности.
    Особенности нпрактич дея-ти ребенка и её возрастное измененик оказывает влияние на онтогенез человеческого ВО.
    Развитие как дая-ти в целом так и входящих в её состав процессов происходит не спонтанно.Усвоение эталонов.
    Перцептивные действия предвосхощают преобразования,которые могут происходить в результате практической деятельности билет16.Восприятие как функция стимуляции (Гибсон).
    восприятие является функцией стимуляции,а стимуляция есть функция окружающей среды,следовательно ВО явл фун-ей окружающей среды.ВО основано на ОЩ,которые зависят от стимуляции. понимается:ВО-процесс,с помощью которого индивид поддерживает контакт с окружеющей средой. Под стимуляцией понимается различные виды и переменные физической энергии среды.эта теория рассматривает отношение стимуляции к внешнему миру. ВО в полне определенно можно объяснить как поддержание контакта с внешним миром. если свойства объектов точно задают переменные стимуляции,а эти переменные определяют хар-ки ВО,то образы ВО будут связаны с объектами,с той степенью точности,кот характеризует связь объектов со стимульными переменными.стимуляция-это нечто такое что возбуждает орган в целом а не клетку.
    психофизический эксперимент в восприятии включает использование искаственой стимуляции,кот в отличчи от естественной можно изменять. ПСихофизическое соответствие между переменной перцептивного опыта и переменной световой и звуковой энергии определяется рецнпторами и нервной системой.
    стимуляция находится в ценре той цепи причинных связей,началом кот служит внешняя среда,а концом воспириятие.
    основная ф-ия ВО-обратная связь построения поведения.целостность механизмов

    билет17.Теория перцептивной готовности (Брунер).
    Во включает акт категоризации,происходит избирательное отнесение объекта к той или иной категории.Одна из главных характеристик вВО совпадает с хар-ми познавательных процессов.
    ВО-ест процесс категоризации,это движение признаков к категории.Результат такой категоризации-репрезентативы.
    1.первичная категоризация-явление перцептивно изолируется и оказывается обладающим простанств,времен и колич хар-ми.
    2.поиск признаков соответствие между свойствами категории и признаками.
    3.подтверждающая проверка пробы-проверки ВУдвортс
    4.завершение проверки окончание поиска признаков,открытость доп признакам пости исчезает.
    категория-набор правил.Правили говорят о том какие признаки нужно смотреть.Упорядочивание готовности-установка зависит от мотивации,прошлого опыта,контекста ситуации.
    Механизмы перцептивной готовности.
    1.Группировка и интеграция,2.упорядичивание готовности(установка)3.установка соответствия,описание устройства перцептронов. 4. блокировка входов.
    Ошибки готовности:-в связи с несоответствиям категории -неадекватное упорядочивание гоовности
    билет18.Проблема восприятия в гештальтпсихологии.
    в гештальтПС главное не элементы а структура.законы:
    1.качественного сходства.2.з-н интенсивности(тенденция воспринимать как единое целое)3.з-н пространственной близости 4.з-н временной близости(мелодия как единое целое) 5.з-н целого или замкнутого 6.з-н хорошего продлжения
    фигуро фоновые отношения.
    фигура меньше фона,фиг имеет замкнутый контур,фигура выступает над фоном,фигура обладает большей отчетливостью и ясностью,тенденция усреднения цветовых характеристик отдельными элементами фигуры.Фон не меняется под действием контура и не прерывается фигурой.Линия всегда пренадлежит фигуре. фон имеет субстанциональных характер(материал,текстура).юа фигура вещный характер(предметна) билет19.Предметность, целостность и осмысленность восприятия.
    целостность -заключается в том,что мы видим не сумму отдельных характеристик объекта,а целостный образ.фигуро фоновые отношения.
    фигура меньше фона,фиг имеет замкнутый контур,фигура выступает над фоном,фигура обладает большей отчетливостью и ясностью,тенденция усреднения цветовых характеристик отдельными элементами фигуры.Фон не меняется под действием контура и не прерывается фигурой.Линия всегда пренадлежит фигуре.1.качественного сходства.2.з-н интенсивности(тенденция воспринимать как единое целое)3.з-н пространственной близости 4.з-н временной близости(мелодия как единое целое) 5.з-н целого или замкнутого 6.з-н хорошего продлжения.
    предметность ВО. св-во обеспечиват компановку Ощ в отдельные объекты.
    Леонтьев-чувтвенная ткань образа,гибсон-видимое поле.
    предметность проявляется в феноменах инвертирования,псевдоскоп и инвертоскоп.базир на целостности,связано с избирательностью и предвосхищением.
    Осмысленность.присуща только человеку.это такое свойство которое позволяет управлять предметом при помощи внешних свойств. связано с предметностью,избирательностью,константностью,аперцептивностью.

    билет20.Константность и историчность восприятия.
    константность свойство восприятия,кот позволяет сохранить сравнительную инвариантностьхар0
    -к образа ВО отностительно хар-к стимула. константность не абсолютна,при сильных изменениях хар-к стимула изменение образа происходит.виды:конст цвета,формы,величины. позволяет сохранить стабильность зрительного мира.
    взаимодействие константностис разными формами восприятия. Когда изображение предметно,константность повышается. то что мы знаем воспринимается более константно.Целосностьпрактич необходимое условие константности.константность развивается,но тем неменее в знач виде в младенчестве.
    историчность. более высокий уровень отношения к перцепции. Событийность более низкий уровень входящий в восприятие. Событийность такое св-во ВО кот обеспечивает целостность в временном плане.связано с целостностью,событие воспринимается к контексте личной истории.
    активность субъекта познания при восприятии окружающей действительности

    билет21.Апперцептивность, скорость и объем восприятия,антицепация.
    апперцептивность. зависимость ВО от общего собержания нашей психической жизни называется апперцепцией.огромную роль играют знания человека,его прошлый опыт.важную роль играют эмо и установки,кот могут изменить содеожание ВО.
    антицепация-предвосхищающее вос,тесно связано связано с субъектиностью,обеспечивает возможность предвосхищения событий,формирование образов.
    объемность. связана со скоростью,вычислена средняя скоростьот 20 до 40 бит в сек.по психологич показателям от 1-190 бит в сек. связано с реконструированием инфо.трудность незнакомой ситуации.мгновенное восприятие примерно 30бит в сек. билет22.Влияние установки на восприятие.
    уствновка-это отношение потребности к ситуации,кот опред функциональный статус личности в данный момент.
    узнадзе,Брунер,найз. установка-настройка анализаторов под воздействием инфо,получена непосредственно этим анализатором или другим. Влияние предыдущего опыта.Речевая установка задает пареметры ВО.установка может быть сознанной и бессознательной.
    -Эффект бессознательной установки существует
    -преимущественно он связан с изменением аффективного аомпонента.
    -внушаемый аффектбессозн кстановки сильно преувеличен,убеждений она не меняет.
    -возможно сравнить саму потребность хочу пить,но не её модальность.
    установка-психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в опредленной ситуации.

    билет23.Восприятие и личность (мотивация, эмоции).
    чем меньше интенсивность сигнала,тем больше мотивационные факторы.критерий риска и осторожности-актуальная мотивация.
    левин выделил 2 типа мотивации:-достижение цели,устойчивость к временным неудачам,-избегание непричтности,осторожность поведения,сохранение мотивационной ценности.
    а типа мотивационных феноменов:-актуальная мотив-ия(здесь и сейчас),-устойчивые мотивации-система ценностей,напраленность личности.
    Актуальная мотивация-деформирует образ ВО.
    закой йеркса-додсона-оптимум мотивации.
    Рубинштейн-эффект специфичности мотивации.специфич-внутренняя мотивация,неспецифич-внешняя мотивация.
    ценностная мотивация.Ценность-устойчивое свойство,связанная с преписывание субъективной значимости фактам,объектам.
    влияние эмо.
    1.дистракция. Аффект-кратковрем интенсивное эмо состояние,связанная с частичным изменением сознания и полной утратой волевого контроля.происходит при аффекте:сужение поля зрения,снижается потербность и детальность ВО.,актуальный образ деформируется. все это Тоннельное ВО.,т.е. мы смотрим на мир через узкую трубку.Основной эффект аффекта мобилизационный. Стресс и фрустрация-эмо состояниядлительные по времени,связанными с переживаниями нахождения в неблагопр среде.
    фазы:1фактор стесса действителен.2 мобилизационная фаза,хар-ся повышениемактивности чел,снижение порогов ОЩ.,повыш скорости переработки инфо,повыш бдительности. 3 плато,организм готовит себя к переживанию неблагопр условий.отличие-закрытие сенсорных входов,усиление эффекта ригидности.--переход в стадию дистесса,нарушается активность субъекта,ВО снижается,отсутствует поисковая активность,повыш пороги чув-ти,сниж константность ВО,от образа мира-к чувственной ткани.Регрессия в поведении. Фрустрация-длительное состояние,связ с невозможностью удовлетворения потребности. при длительной фрустрации:-снижение двиг активности,-снижение объективности отражения.-усиление эмо отношения к элементам ситуации.
    2.фасилитация-легкий вариант. соответствие эмо оценки стимулу ведет к бытрому во.сильная гипотеза-положительн эмл мы видим быстее,основная роль-валентность эмо. Слабая гипотеза-для снижени поргов нужна так же содержательная сторона.преемственность между эмо и перцепцией.это явление представляеткатегориально осознанные отношения билет24.Индивидуальные различия в восприятии. Когнитивные стили.
    дифференциальный подход лежит в основе психодиагностики. когнитивная ПС(дружиние,холодная)
    УИТКИН(аварийность среди молодых курсантов,неумении соотносить самолет со взлетно посадочной полосой.)
    Полезевисимые и поленезависимые.(легко абстрагируются от ситуации,могут воспримнимать фигуру и фон в двойном изображении.
    когнитивный стиль-это характерный для личности способ изучения реальности или индивидуально-своеобразные способы переработки инфо о своем окружении.когнитивные стили так же рассмотривались как проявление личностной организации в целом.,поскольку индивидуальные способы переработки инфо оказались тесно связаны с потребностями,мотивами.
    уитки: методика стержень-рамка:полезависимые подравнивали стержень под рамку,поленезав. и так и так.
    методика регулирования положения тела.в освещенной комнате ,комната может менять угол наклона.
    методика Вкюченные фигуры.
    способность предпологать возможность линейной оценки с точки зрения продуктивности деятельности.
    импульсивность и рефлективность.(тенденция анализа инфо)

    билет25.Развитие ощущений и восприятия в онтогенезе.
    ОЩ развивается сразу после развития ребенка1эт развитие ориентировочной ф-ии ВО,кожная чувствительность,ощущение тепла.обоняние на метренское молоко.2эт.повыш активности,возможность захвата предмета.3эт понятие размеров через св-ва,воздействие предметом на предмет. 4эт.деятельность.игра,манипляция предметами. уровень развития Ощ у разных людей не одинаков,развитие ОЩ осуществляется методом постоянных тренировок.
    развитие восприятия. 1.вырвботка рефлексов,эксперименты с генерализацией и дифференцировкой 2.изучение раннего развития.-измерение времени фиксации,изучение привыкания к предмету.-реакция удивления.3.патологии 4.сами формируются 4изучение микрогенеза зрительного образа путем затруднения восприятия (ломов,веккер,брунер) исследование на зрительном и гоптическом во.
    врожденность или приобретенность ВО.
    основные механизмы Во формируются очень рано,участие в формировании по типу импритинга,эксперимент безусловного отчета.опыт играет важную роль.

    билет26.Движение глаз и методы их изучения.
    в зрительном процессе большую роль играют границы и контурывоспринимаемых изображений.Движения глаз отражают процессы чаловеческого мышления,записи позволяют судить о последовательности обращения глаз и мысли наблюдателя.движениям глаз принадлежит исключительное местов деятельности человека.их главная роль-обслуживание процессов зрения.Движения глаз делятся на 3вида:1.фиксации 2.скачки(саккады)3.плавное слежение(только в присутствии движущегося объекта) фиксациооные движение не произвольны и неосознаваемы. микросаккады-единственный вид движений в организме кот сочтает в себе быстроту и точность.
    2 теории:теория деятельности Лентьева и теория уровней построения движений Бернштейна.По бернштейну задача-результат,к которому организм стемится. по леонтьеву задача-уель,данная в определенных условиях.
    задачи:1.глазодвигательные 2.зрительные 3. незрительные.
    1.содержат прямое указание произвести действие.
    2.возникают в связи с построением зрительных перцептивных целей.
    3билет27.Эксперименты со зрительными искажениями (инвертоскоп, псевдоскоп).
    псевдоскопические эффекты. с человеческим лицом,с выпуклой скульптурой,Вогнутая маска воспринималась выпуклой. если наблюдатель видит через псевдоскоп неизвестную ему форму,то объект воспр в обратных глубинны отношениях.Влияние сознания на восприятие формы.цветные пробирки.
    инвертированное зрение.очки перевертывающие зрительный мир.(стрятон,снайдер,делд,логвинеко,иверт)
    -по мере адаптации к инверсии испытуемые теряли способность оценивать ориентацию своих зрительных образов.-авторы упускали момент наступления правильного видения.перевернутость визуального поля даже в конце адаптационного периода,1.потеря константности видимого изображения.2.исчезает константность видимой формф. 3.нереальность визуального пространства.
    происходит моторная адаптация,моторная адаптация ведет за собой перцептивную,адаптация к инверсии является разновидностью перцептивного научения.

    билет28.Иллюзии восприятия. Виды искажений и иллюзий восприятия.
    иллюзия стелы мюллера -лаера и иллюзия железнодорожных путей,илллюзия луны.иллюзии-икажения вызываемые фоном -искажения самой фигуры.теории кторые можно опровергнуть:1.глазодвигательная теория 2.теория ограниченности остроты зрения 3.теория нарушения работы зрительной системы 4.теория сопереживания отождествления себя с частью рисунка. теория стуктурности или хороших форм 6. теория перспективы.
    те части рисунков которые изображают отдаленные предметы,при восприяти увеличиваются,а в близи уменьшаются.Рисунки вызывающие иллюзии,являются типичными рисунками с перспктивой.Иллюзорные нарушения это результат действия нарушающего механизма константности при его направленном использовании. механизм константности работает в соответствии с видимым расстоянием. рисунки,вызывающие иллюзии как правило кажутся плоскими,константность регулируется признаками глубины. можно прямо соотнести видимую глубину с иллюзиями. 1.кажущиеся движения(фифеномен). 2.индуцированное движение за чтет реально движущегося объекта мы воспринимаем как неподвижный 3.автокинетическая иллюзия пляшущий огонек сигареты.

    билет29.Восприятие формы.
    2 модальности:зрительная и осязательная. 2 типа процесов.
    1.топ-даун(восходящие)латеральное троможение(нейром имеет теденцию оказывать тормозящее влияние,которое пропорцинально собственной силе,на соседние участки,светлота и контастность)восходящие механизмы восприятия формыпаттерные(блок-портрет)разложение на пиксели. концепция текстонов(бела джулез)предположил что выделение фигуры на фоне имеет в своей основе анализ текстуры поверхности,чем они более различаются тем проще выделить фигуру.
    2.болтон-ап.(нисходящ.)мехенизм геона Бидерман.ведро + ручка.цилиндра конусы,сферы.людой объект представляет собой компановку геонов.опознание объекта происходит на основе геоной,из которых он состоит.
    построение объемного мира на стчатке.в гештальт-целостность.решение происходит благодаря реботе систем,в которых зрительная система выступает в роли одного из блоков. билет30.Восприятие движения.
    анализаторы:зрительные,вестибюлярные,слуховые,тактильные.
    -наличие или отсутствие движения,-восприятие напрвления движения,-восприятие скорости движения,-восприятие собственно подвижности.
    зрительное восприятие движения.(грегори)клетки-детекторы-движение на разных уровнях(от сетчаски до вставочных нейронов,клетки новизны реагируют в зрительном поле)акинетопсия-отсутствие движения,видят форму но плохо реагир на расположение его в пространстве.
    механизмы ВО движения:
    1.изображение-сетчатка.изображение движущегося объекта пробегает по сетчатке,когда сами глаза остаются неподвижными.
    2.глаз-голова.глаз следует за движущимся объектом,изображение остается на сетчатке,но мы продолжаем видеть движения. во время норамальных движений глаз эти механизмы тормозят друг друга,в результате чего возникает стабильность зрительного мира.
    Индуцированное движение: заключается в том, что реально движущийся объект кажется неподвижным, а неподвижный – двигающимся (эффект луны и облаков). Изображение объектов на сетчатке сокращается. С точки зрения наблюдателя эта ситуация двусмысленна (любой объект теоретически может двигаться относительно любого). Тенденцию двигаться будет иметь тот объект, который воспринимается как фигура.
    Кажущееся движение: полное впечатление движения может возникнуть и при быстрой смене неподвижных картин. Это называется «стробоскопическим движением» или «фи-феноменом».
    Автокинетическое движение: основным стимульным условием его возникновения является отсутствие зрительного окружения световой точки. Играют роль и различные позы тела: на напрвление и размахь автокинетического движения могут влиять положение глаз, головы, шеи, туловища по отношению к нормальной оси зрения.
    Пороговые значения для восприятия движения — минимальная скорость, которая может быть обнаружена, — зависят от многих физических и психофизиологических факторов, а не только от скорости движения как таковой. Порог восприятия движения зависит от таких факторов, как величина объекта и компоненты пространственной частоты, расстояние от движущегося объекта и его фон
    Эффект последействия движения, суть которого заключается в том, что восприятие движения может продолжаться и после прекращения воздействия движущегося раздражителя. Точно так же и неподвижная сцена покажется движущейся вверх, если до этого долго смотреть на падающую воду (на водопад).

    билет31.Восприятие времени.
    Восприятие времени не имеет физического стимула. Но физическое время является самым важным среди многих факторов, влияющих на восприятие времени. Следовательно должен существовать механизм, преобразующий физические интервалы в сенсорные сигналы. «биологические часы». На восприятие времени оказывают влияние медикаменты, например, алкоголь заставляет течь время медленнее, кофеин его ускоряет. Многие исследователи утверждают, что оценки времени могут отражать работу двух различных механизмов. Оценка короткого интервала есть собственно «восприятие времени» и может рассматриваться как ответ на некоторый стимул. «Суждение о времени» - для интервала больше 10 секунд, где оказывается необходимым запоминание длины интервала.
    Точность оценки короткого интервала: существует тенденция переоценивать отрезки времени меньше 1 секунды и недооценивать больше 1 секунды. Субъективная длительность промежутка времени увеличивается с увеличением количества дискретных стимулов, заполняющих данный интервал. Более коротким по времени кажется осмысленное предложение, чем совокупность бессмысленных слогов. По-видимому, заполненное время переоценивается, поскольку требует большего внимания. Интервалы, связанные с переживанием, переоцениваются.
    суждение о времени происходит по внешним признакам: часы, солнце, но даже при полном отсутствии внешних признаков ориентация во времени может быть довольно точной – ориентация на сонливость, голод.

    билет32.Восприятие глубины.

    Один из основных вопросов восприятия глубины и удаленности предметов состоит в том, почему и за счет чего мы видим мир трехмерным, если на сетчатке глаза мы имеем только двухмерное (плоское) изображение? Стремление ответить на поставленный вопрос привело к поиску признаков глубины и удаленности – особенностей стимульной ситуации, которые позволяют наблюдателю определить, насколько далеко объект находится от него и от других объектов.
    Пространственные признаки, которые могут восприниматься не только двумя, но и одним глазом, называются монокулярными признаками.(фокусировка,двоящееся изображение,бинакулярная диспарантность,гароптер,дпигательный пароллакс ,размер,наложение или перекрытие,тени,воздушная перспектива,градиенты)
    Интерпозицией, или частичным загораживанием, называется неполная маскировка, или перекрывание, одного объекта другим.
    Воздушная перспектива. Как правило, рассматривая какой-либо пейзаж, мы менее четко видим те предметы, которые удалены от нас, чем те, которые находятся поблизости.
    . Затененность и светимость. Как правило, наибольшей светимостью обладает та поверхность, которая ближе к источнику света. По мере удаления от источника света светимость поверхностей уменьшается и возрастает их затененность.
    Линейная перспектива предполагает планомерное уменьшение величины удаленных предметов и расстояний между ними.
    Градиент текстуры. Когда мы смотрим на какую-либо текстурированную поверхность, по мере ее удаления от нас ее текстура начинает казаться более тонкой,или более уплотненными.
    Относительный размер. Признак удаленности, называемый относительным размером, применим в тех случаях, когда две похожие или идентичные формы разной величины рассматриваются одновременно или непосредственно одна за другой. В таких ситуациях больший по величине объект кажется расположенным ближе к наблюдателю.
    Бинокулярные признаки удаленности: Конвергенцией называется тенденция глаз к сближению при скоординированной фиксации на объектах, расположенных вблизи от наблюдателя
    Сетчаточное изображение 2х глаз немного отличается. Разница между двумя ретинальными изображениями называется бинокулярной диспарантностью.
    Эффект Гороптера. Когда взгляд зафиксирован на небольшом объекте, его изображение проецируется на центральные ямки обеих сетчаток. Однако будет виден только один объект, поскольку оба глаза конвергированы и проецируют объект на идентичные, или корреспондирующие участки обеих сетчаток.
    Возможно также восприятие глубины и удаленности с помощью движения.

    билет33.Цветовые стимулы и пороги цветовых ощущений.
    Восприятие цвета определяется прежде всего длиной волны света, стимулирующего зрительную систему. Свет, способный вызвать у человека цветовое ощущение, имеет строго определенную длину волны: это лучи видимого электромагнитного спектра с длиной волны от 380 до 760 нм. Следовательно, говоря о «синем» или «красном» свете, мы на самом деле имеем в виду коротко- или длинноволновый свет соответственно, который таким образом воздействует на зрительную систему, что вызывает ощущение синего или красного (цветов). Цветоощущение — это совершенно субъективный результат воздействия на нервную систему отраженного луча, принадлежащего к видимой части спектра и имеющего определенную длину волны. Следовательно, цвет — это продукт деятельности зрительной системы, а не неотъемлемое свойство видимого спектра.
    Ощущение цвета определяется тремя атрибутами света: длиной волны, интенсивностью и спектральной чистотой. Каждому из этих параметров соответствует свой особый психологический аспект ощущения цвета; цветовой тон, яркость и насыщенность.
    Яркость представлена вдоль вертикальной оси и изменяется от белого цвета (верх) до черного (низ). насыщенность максимальна только при невысоких и средних уровнях яркости. 1.цветовой тон(отнести тон по тому или иному цвету) 2.насыщенность(в какой мере цветовой поток разбавлен цветовыми излучениями. монохром-100%насыщенности)3.светлота(видимая яркость)
    короткая длина волны--фиолет-синий-зеленый-желтозеленый-желтокраснжелтозеленый-желтокрасные.
    обычно выделяют виды цветовых стимулов:объекты испускающие электромагнитные излучения,отращающие его и поглащающие в разной степени излучени.
    Аддитивная модель предполагает, что при смешении в зрительной системе происходит «смешение» световых лучей с разной длиной волны. Это значит, что речь идет о наложении друг на друга результатов воздействия на зрительную систему световых лучей с разной длиной волны.
    Субстрактивная модель основана на способности объекта определенного цвета поглощать часть лучей.
    Между субтрактивным и аддитивным смешениями существует принципиальное различие, связанное с тем, где именно — непосредственно на сетчатке или вне ее — происходит сам процесс смешения.

    билет34.Теории цветового зрения
    1. Трехкомпонентная теория цветового зрения (Юнг-Гемгольц).Поскольку все цвета видимого спектра могут быть получены простым смешением в определенном соотношении всего лишь трех цветов с определенными длинами волн, можно предположить, что в сетчатке человеческого глаза присутствуют рецепторы трех соответствующих типов, каждый из которых характеризуется определенной, отличной от других, спектральной чувствительностью. В сетчатке содержатся колбочки трех видов, каждый из которых обладает максимальной чувствительностью к свету с определенной длиной волны. Подобная избирательность связана с тем, что в этих колбочках содержатся фотопигменты трех видов.
    2. Оппонентная теория цветовосприятия (Геринг) Геринг исходил из существования трех независимых механизмов, однако считал, что в основе каждого из них лежит пара оппонентных процессов (или нейрофизиологических систем) цветоразличения: сине-желтый, зелено-красный и черно-белый.
    Усовершенствованный подход: Разделяя идеи трехкомпонентной теории цветовосприятия, они исходили из того, что в сетчатке существуют рецепторы (колбочки) трех типов и что каждому из них соответствует свой пигмент, чувствительной к свету с определенной длиной волны. Однако они пошли дальше Геринга, предположив, что эти
    рецепторы связаны с тремя парами нейронных оппонентных процессов, протекающих на более высоких уровнях зрительной системы. По Гурвичу и Джеймсону, кодирование цвета – это двухстадийный процесс.

    35.Основные феномены цветового зрения.
    Последовательными образами называется форма проявления последствий воздействия визуальных раздражителей после того, как само их физическое воздействие прекратилось. Существует 2 вида последовательных образов: Положительным последовательным образам свойственно то же соотношение черного и белого и те же цвета, что и исходному образу. Обычно возникают после непродолжительной и активной стимуляции адаптированного к темноте глаза (так называемый «эффект вспышки»). Отрицательные последовательные или комплементарные образы имеют цвета, оппонентные данным, как на негативе. Участвуют механизмы цветовой адаптации, уменьшается чувствительность зрительной системы к определенному цвету. Адаптация также является механизмом дополнительного последовательного образа (перенасыщенный цвет) и уменьшения насыщенности цвета.
    Явления одновременного цветового контраста.После продолжительной фиксации взгляда на окрашенном предмете, расположенном на нейтральном или сером фоне, участки фона, непосредственно примыкающие к объекту, начинают казаться слегка окрашенными в цвет, комплементарный тому, в который окрашен предмет.
    Влияние знакомства с предметом и предшествующего опыта человека на восприятие им очевидного цвета связано с тем, что Геринг назвал эффектом принадлежности цвета. В известных пределах предметы и поверхности сохраняют присущий им цвет при изменении спектрального состава падающего на них света.
    Явление, в соответствии с которым цвет предмета остается постоянным, несмотря на изменение спектрального состава падающего на него света, называется константностью восприятия цвета. Факторы: влияние фона, цветовая адаптация.
    Черный и белый раздражители тоже способны вызвать ощущение цвета, и это называется субъективными цветами.

    билет36.Аномалии цветового зрения.
    В большинстве своем аномалии цветового зрения, не связанные с нарушениями в организме, передаются по наследству, причем в основном мужчинам.
    Нормальное цветовое зрение — трехкомпонентно, т. е. человеку с нормальным цветовым зрением для воспроизведения всех цветовых тонов спектра нужны три основных цвета. Лицам с аномальным трихроматизмом для той же самой цеди требуются другие количества основных цветов. Как правило, аномальный трихроматизм проявляется в форме протаномалии(кр) и дейтераномалии(зел)
    Людям, страдающим дихроматизмом, для воспроизведения всех цветовых тонов нужны всего два цвета, а не три, как требуется людям с нормальным цветовым зрением. Разновидностями дихроматизма являются дейтеранопия и протанопия, про- являющиеся в резком снижении чувствительности к зеленому и красному цветам соответственно.
    Тританопы плохо различают синий и желтый цвета, они видят лишь красный и зеленый и путают желтые, серые и синие оттенки.
    Монохроматизм — чрезвычайно редкий дефект цветового зрения. Для воспроизведения всех цветовых тонов спектра монохроматам нужен всего лишь один основной цвет. Страдающие этой аномалией люди вполне могут быть названы «цветослепыми». Как правило, они вообще не видят никаких цветов, а нередко имеют и другие дефекты зрения.


    написать администратору сайта