Значение логики
Скачать 223.39 Kb.
|
Лекция 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ 1. Предмет логики 2. Логический закон 3. Возникновение и основные этапы развития формальной логики 4. Значение логики в деятельности юриста Лектор: Кузнецов Андрей Владимирович Логика. Лекция 1 Логика - наука о том, как правильно, т.е. не допуская ошибок, мыслить. Ценность этой науки заключается в том, что помимо теоретических знаний, она дает и практические навыки. Изучение логики - наиболее продуктивный способ формирования логической культуры, т.к. эта наука систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки мышления. Знание логики позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, намечать системы оперативных действий, не допускать ошибок при составлении официальных документов. 1. Предмет логики Логика изучает мышление. Познание мира, как его отражение в сознании, осуществляется в двух формах: чувственное и абстрактное познание. Мышление изучается многими науками. Предметом изучения логики являются формы мышления, законы выводного знания, законы связи мыслей. Логика изучает формы правильного рассуждения. Традиционная формальная логика исследует законы связи между сложившимися мыслями, методы оперирования ими. Формальной эта логика называется потому, что она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Символическая логика использует для анализа форм и законов мышления средства и методы, традиционно принадлежащие математике. Различия в определениях предмета логики не всегда являются лишь различными словесными описаниями одного и того же, но иногда выражают различия программного характера. Реализация этих программ приводит чаще всего к существенно различным определениям места и роли логики в системе научного знания. В отечественных учебниках по логике принято определять логику как науку о законах и правилах мышления. Однако имеется и определение логики как науки, правила которой являются правилами оперирования с логическими знаками. Под логикой понимается и применение формального метода математики к области традиционной логики. По традиции, восходящей к И. Канту, логика определяется как наука о рассуждениях. Можно встретить определение логики как науки, предметом которой являются тавтологии. Разбирая различные точки зрения на предмет логики, можно прийти к следующим выводам. По самой этимологии слова «логика», которое было заимствовано из греческого языка, логику можно понимать, как науку о мышлении, задачей которой является исследование законов правильного мышления. При таком определении нет сомнения в том, что логика есть философская наука, ибо исследование процессов мышления всегда было одной из задач философии, такое толкование предмета логики можно оценить, как традиционное и верное для начального этапа развития этой науки. Однако впоследствии было осознано, что мышление как объект исследования имеет множество аспектов, каждый из которых обладает относительной самостоятельностью. Каждый из этих аспектов изучался сначала внутри философии, а затем оформился в качестве предмета отдельной науки, например, психологии, физиологии ВНД и т.п. Возникает вопрос о том, как сказались вышеуказанные изменения на предмете науки логики. Эти изменения привели к тому, что за логикой остался рассужденческий аспект мышления. В качестве существенной характеристики рассуждений можно выделить следующую: быть средством оформления (выражения) в языке результатов процесса мышления. О «результатах процесса мышления» здесь говорится постольку, поскольку логику интересует не то, каким образом человек мыслит, что входит в круг интересов психологии, но то, каким образом он оперирует результатами мышления. Об «оформленности в языке» говорится потому, что как само мышление, так и его результаты являются некоторыми идеальными сущностями, которые становятся доступ- ными логическому исследованию только после их материализации в языке. Итак, предметом науки логики являются рассуждения, а сама она есть наука о рассуждениях. Задачей логики как науки является установление законов и правил, которым подчиняются рассуждения. Основной принцип логики гласит, что правильность рассуждений определяется только его логической формой или структурой и не зависит от конкретного содержания входящих в него утверждений. Само название «формальная логика» подчеркивает, что эта логика интересуется только формой рассуждения Логическая форма - это способ связи содержательных частей рассуждения (доказательства, вывода и т.д.) Логическая форма представляется посредством логических констант (постоянных) и логических переменных. Логические константы («не», «и», «есть», «некоторые» и т.п.) не имеют самостоятельного содержания, но с их помощью из одних содержательных выражений могут быть получены новые содержательные выражения. Переменные, напротив, обладают самостоятельным содержанием. Например, два высказывания: «Все законы должны выполняться» и «Все реки впадают в море» различны по своему содержанию, причем первое истинно, а второе ложно. Отвлекаясь от содержания высказываний, можно заменить их части переменными S и P. Получим единую для данных высказываний логическую форму: «Все S есть P». Содержательно разные суждения «Если есть огонь, то есть дым» и «Если логика - наука, то она имеет свои законы» также имеют одинаковую логическую форму: «Если А, то В» Итак, логическая форма той или иной мысли является строение этой мысли, т.е. способ связи частей ее конкретного содержания. В отличие от других наук, изучающих мышление человека, логика изучает мышление как средство познания. Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания. Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов (форма, цвет, запах, вкус) Восприятие - целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств. Представление, чаще - сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Представлением также является образ предмета, не существующего реально (например: «кентавр», «русалка»). Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах и их внешних свойствах, но человек стремится установить причинны явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества, а это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах. Основные формы мышления - понятие, суждение, умозаключение. Понятие - это форма мысли, отражающая предметы в их существенных и общих признаках, называется понятием. Признак предмета - это то, чем предметы сходны друг с другом или чем они отличаются друг от друга. С помощью понятий осуществляется познание объективных законов природы. Вне общих понятий нельзя было бы сформулировать ни одного закона, выделить предметную область той или иной конкретной науки, создать научные теории, т.е. нельзя было бы дать научного обоснования и самой практике. Языковой формой выражения понятий является слово или группа слов. Суждение - это форма мысли. В которой отражаются связи между предметами и их свойствами. Суждение представляет собой такую мысль, в которой при высказывании ее нечто утверждается или отрицается о предметах действительности и которая объективно является либо истинной, либо ложной и при этом непременно одной из двух. Суждение, как форма мысли, в процессе познания играет чрезвычайно важную роль. Всякое знание существует в логической форме суждения. От того, насколько обладаем мы навыками правильно строить суждения, зависит в значительной мере четкость и ясность нашей речи. Предмет мысли, т.е. понятие, означающее тот предмет, относительно которого нечто утверждается или отрицается, называется субъектом суждения (S), а понятие означающее тот признак, который мы утверждаем или отрицаем относительно субъекта называется предикатом (Р). При отыскании субъекта и предиката суждения следует помнить, что суждение (мысль, заключенная в предложении) содержит лишь три элемента: субъект, предикат и связку — (“есть” или “не есть”). Слова, выражающие связку, в русском языке обычно не употребляются. Как субъект, так и предикат в суждении могут быть выражены несколькими словами. Так, например, в предложении: “Некоторые осужденные к лишению свободы не содержатся в исправительных колониях” — слова “некоторые осужденные к лишению свободы” выражают субъект, слова “содержатся в исправительных колониях” выражают предикат, а частица “не” означает связку “не есть” Умозаключение - это такая форма мышления, с помощью которой мы из одного или нескольких суждений с необходимостью выводим суждение, заключающее в себе новое знание. Суждения, из которых делается вывод, называются посылками умозаключения. Суждения, которые являются выводом умозаключения, называются заключением. Например: Все металлы электропроводны. Медь - металл. Следовательно, медь электропроводна. В приведенном умозаключении из двух посылок "Все металлы электропроводны" и "Медь - металл" (посылки) выводится заключение, в котором содержится новое знание, - "Медь электропроводна". От того, насколько умело человек умеет пользоваться умозаключением, т.е. получением (с необходимостью!) выводного знания, зависит стройность и логичность рассуждений. Юрист обязан обосновывать получаемые знания, ведь нарушения правил логики в правовой сфере может привести к непоправимым последствиям. Можно выделить четыре основных особенности мышления: Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется (от лат. «отвлечение») от единичного, выделяет в предметах общее, существенное, повторяющееся. Так, например, создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета, правоспособности и т.д. Мышление - это процесс опосредованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на органы чувств. Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно. А на основе уже имеющихся знаний. Процесс получения знания без обращения в каждом конкретном случае к опыту, называет выведением. Так, не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых или косвенных улик установить преступника. Мышление неразрывно связано с языком. Всякая мысль возникает и существует лишь на основе языкового материала, в словах и предложениях. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной деятельности, обмениваются знаниями, добиваются понимания. Мышление - процесс активного отражения действительности. Человек преобразует полученные знания, выражая их н5 только средствами естественного языка, но и символах формализованного языка, играющего важную роль в современной науке. Итак, обобщенный и опосредованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения - вот основные особенности мышления. Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи. Благодаря этому мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности. Однако не следует приуменьшать и значение чувственного познания. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. Главный предмет логики - анализ правильности рассуждения, формулировка законов и принципов, соблюдение которых - необходимое условие для получения истинных заключений. При правильном рассуждении заключение является логически необходимым следствием посылок. Общая схема подобного рассуждения принимает форму логического закона. Например, в выражение «Неверно, что р и не-р», представляющее закон непротиворечия, вместо переменной р должны подставляться высказывания. Все результаты подобных подстановок являются истинными высказываниями. (Об основных законах логики речь пойдет в отдельной лекции) Логический закон - это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Итак, логика - это наука, изучающая формы мышления с точки зрения их структуры, законы и правила получения выводного знания, общие логические приемы, используемые человеком при познании действительности. |