Главная страница
Навигация по странице:

  • «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»

  • В фокусе история Задание с открытым ответом

  • Вспо­ми­на­ем.

  • Цитата

  • Вспо­ми­на­ем. ОдаОда

  • Аллитерация

  • Пер­со­на­лии.

  • За­да­ние с от­кры­тым от­ве­том.

  • Раскрываем особенности восприятия жизни в ранней поэзии Бродского

  • Бродский. Знакомимся с биографией И. А. Бродского Иосиф Александрович Бродский


    Скачать 3.68 Mb.
    НазваниеЗнакомимся с биографией И. А. Бродского Иосиф Александрович Бродский
    Дата23.03.2023
    Размер3.68 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБродский.docx
    ТипСтатья
    #1009636
    страница2 из 3
    1   2   3

    примерами слов из стихотворения И. Бродского «Зимним вечером в Ялте». При этом одно слово может относиться и к нескольким разделам таблицы. Возможно, вам удастся дополнить таблицу своими графами. Сделайте вывод об особенностях лексического строя произведения. Дайте аргументированный ответ на вопрос: какой эффект создаёт употребление разностилевой лексики в стихотворении?

    Приступить к выполнению

    В стихотворении создаётся и характерная для поэзии Бродского непринуждённая интонация речи, которая напоминает живой разговор. Этому способствуют и наличие в произведении разговорной лексики, и особенности синтаксиса.

    Ялта зимой

    Анализируем стихотворение «Зимним вечером в Ялте»

    Проанализируйте строение предложений в произведении, опираясь на вопросы и задания.

    1. Равны ли предложения по длине?

    2. Как с помощью длины предложений выделяются важные картины и образы стихотворения?

    3. Найдите в стихотворении переносы. Чего достигает поэт с помощью такого обилия переносов?

    4. Какую интонацию придаёт произведению его синтаксис?

    Напишите свои ответы здесь

    В стихотворении «Зимним вечером в Ялте» И. Бродский не только создаёт особый мир, не принадлежащий, кажется, ни одному времени, отнесённый к особому пространству. Поэт высказывает и своё отношение к миру, к жизни.

    Идея стихотворения «Зимним вечером в Ялте»

    Сделайте выводы о миропонимании и идейном смысле произведения, ответив на вопросы.

    1. Какой образ или слово понравились, заставили о чём-то задуматься или, наоборот, показались далёкими, непонятными?

    2. Каким чувством проникнуто это стихотворение?

    3. О чём это стихотворение?

    4. Какую картину вы представляете, читая это стихотворение?

    5. Какие строки являются ключом к пониманию его главной мысли?

    6. Каким вы видите лирического героя этого стихотворения?

    7. Каким предстаёт мир в стихотворении Бродского «Зимним вечером в Ялте»?

    Напишите свои ответы здесь

    Очень важны для понимания смысла стихотворения Бродского его последние строки. Здесь читатель встречается с одним из самых характерных для его поэзии приёмов — реминисценцией. В данном случае Бродский обращается к самой известной фразе из поэмы И. В. Гёте «Фауст».

    Прочитайте отрывок из статьи «Энциклопедического словаря крылатых слов и выражений» (2003 г.). Сделайте вывод о том, как изменяет знаменитое высказывание Бродский, какой смысл придают последние строки всему произведению, как отражают отношение поэта к жизни.

    Напишите свой ответ здесь

    «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»

    Из трагедии «Фауст» (1808) великого немецкого учёного и писателя Иоганна Вольфганга Гёте (1749–1832). Слова Фауста (ч. 1, сцена 4 «Кабинет Фауста»).

    Это слова, которые произносит Фауст, излагая своё условие сделки с дьяволом — Мефистофелем. Тот готов выполнить все желания учёного, но последний боится, что однажды настанет момент, когда ему и желать уже будет нечего, и он утратит смысл жизни, будет томиться и страдать. Потому Фауст просит Мефистофеля прервать его земное существование, когда он достигнет наивысшего счастья и захочет, чтобы оно продлилось ещё немного («Остановись, мгновенье!») — и вот в тот же миг Мефистофель должен остановить время жизни Фауста и забрать его с собою в преисподнюю.

    Обычно употребляется в буквальном смысле как фраза–символ наивысшей степени счастья, удовольствия, восхищения чем–либо (полнотой жизни, красотой и т.д.).

    (Из «Энциклопедического словаря крылатых слов и выражений» В. Серова)

    Классичность поэзии Бродского «умышленная», поэтому новая, оригинальная. Обращаясь к классическим формам, жанрам и образам, он оказывается поэтом современным. Связь его произведений со стихотворениями русских и мировых классиков проявляется и в цитатах, и в образном строе, и в мотивах.

    Стихотворение «На смерть Жукова»

    Прочитайте стихотворение И. Бродского «На смерть Жукова» (1974 г.).

    На смерть Жукова


    Вижу колонны замерших внуков,
    гроб на лафете, лошади круп.
    Ветер сюда не доносит мне звуков
    русских военных плачущих труб.
    Вижу в регалиях убранный труп:
    в смерть уезжает пламенный Жуков.

    Воин, пред коим многие пали
    стены, хоть меч был вражьих тупей,
    блеском манёвра о Ганнибале
    напоминавший средь волжских степей.
    Кончивший дни свои глухо в опале,
    как Велизарий или Помпей.

    Сколько он пролил крови солдатской
    в землю чужую! Что ж, горевал?
    Вспомнил ли их, умирающий в штатской
    белой кровати? Полный провал.
    Что он ответит, встретившись в адской
    области с ними? «Я воевал».

    К правому делу Жуков десницы
    больше уже не приложит в бою.
    Спи! У истории русской страницы
    хватит для тех, кто в пехотном строю
    смело входили в чужие столицы,
    но возвращались в страхе в свою.

    Маршал! поглотит алчная Лета
    эти слова и твои прахоря.
    Всё же, прими их — жалкая лепта
    родину спасшему, вслух говоря.
    Бей, барабан, и военная флейта,
    громко свисти на манер снегиря.

    (Иосиф Бродский

    Подумайте о том, в каком стиле выдержано это произведение, в каком веке и какие поэты могли бы его написать.

    Напишите свой ответ здесь

    Тренируемся. Образец

    Укажите, к стилистике какого времени близко стихотворение Бродского «На смерть Жукова» (1974 г.).

    время Державина, XVIII в.
    время Пушкина, Баратынского, начало XIX в.
    Серебряный век русской поэзии, начало XX в.
    Англия XVI в., эпоха Шекспира

    Стихотворение Бродского «На смерть Жукова» следует особенностям одического жанра, который восходит к русской классицистической оде XVIII в. и далее — к античной поэзии. В 1800 г. на смерть великого русского полководца А. Суворова написал оду Г. Р. Державин. И в стихотворении Иосифа Бродского присутствуют реминисценции этого произведения.

    Ода Г. Р. Державина «Снигирь»

    Почитайте оду Державина «Снигирь», найдите в стихотворении «На смерть Жукова» её отзвуки. Сделайте вывод о значении этих реминисценций для раскрытия идей произведения Бродского.

    Напишите свой ответ здесь

    Стихотворение Бродского, как и ода Державина, звучит плачем. Особенно в первой строфе произведения ненавязчивая звукопись с помощью повторов «у» и «р», а также сам ритм произведения воспроизводят интонации похоронного марша. Но в оде Державина читатель слышит только восхищение и скорбь: умер Суворов, доблестный полководец и удивительный человек, которого поэт любил и глубоко почитал. Отношение Бродского к Жукову неоднозначно.

    Маршал Советского Союза Г. К. Жуков

    Отношение поэта к маршалу Г. К. Жукову

    Перечитайте стихотворение И. Бродского. Найдите в тексте ответы на вопросы.

    1. Какие деяния и качества характера Жукова прославляет поэт?

    2. В чём упрекает полководца в третьей строфе?

    3. Как вы понимаете строки «смело входили в чужие столицы, но возвращались в страхе в свою»?

    4. Как бы вы определили отношение Бродского к Жукову?

    Напишите свои ответы здесь

    Для понимания произведения Бродского важны и упомянутые в стихотворении античные полководцы, с которыми сравнивается Жуков. Все эти образы объединяют не только исторические победы, но и судьба изгнанников.

    Изучите отрывок из книги П. Вайля и А. Гениса «В окрестностях Бродского», посвящённый образам полководцев в стихотворении Бродского «На смерть Жукова». Сделайте вывод о том, какова роль образов полководцев для раскрытия судьбы и личности Жукова в произведении.

    Напишите свой ответ здесь

    Античные аналогии доминируют в одном из немногих отчётливо публицистических стихотворений Бродского — «На смерть Жукова». Стихи эти были написаны, как рассказал сам Бродский, в Голландии, где он прочёл о смерти маршала в газетах. ...в тексте — Ганнибал, Помпей, Велизарий. Полководцы древности, вошедшие в историю не только стратегическим талантом, но и трагической судьбой. Карфагенянин Ганнибал — в бегах, вдали от родины, преданный союзниками — принял яд. Византиец Велизарий — по ложному доносу евнуха обвинён в заговоре, умер в безвестности. Римлянин Помпей — избежал опалы только потому, что был убит, заколот бывшими друзьями. Жуков провёл опальные годы на маршальской пенсии, дожив даже до шумного успеха своих мемуаров. Но маршальская пенсия — это мечта генерала. Для Жукова же, в шестьдесят два года полного сил, отставка была позором и провалом. Вокруг опальных героев всегда возникают завихрения фронды. Жуков и его микродвор ждали, надеялись, что позовут обратно. Позвали же после двухлетней опалы Суворова драться с французами. Но всё не нападали французы, не восставала Польша, не бунтовал Пугачёв. С Чехословакией справились без Жукова. Его так и не позвали, и войска всего ещё раз вытянулись перед ним по стойке «смирно» — но он этого уже не увидел.

    (Из книги «В окрестностях Бродского» П. Вайля, А. Гениса, 1990 г.)

    В фокусе история

    Задание с открытым ответом
    Образ Жукова

    Каким предстаёт Жуков в стихотворении И. Бродского? Насколько, на ваш взгляд, этот образ соответствует историческому? Свой ответ аргументируйте.

    Приступить к выполнению

    Вспо­ми­на­ем.'>Вспо­ми­на­ем.Ав­тор­ские нео­ло­гиз­мы

    Вспо­ми­на­ем.Ре­ми­нис­цен­ция

    Реминисценция — это неявная цитата, цитирование без кавычек. Реминисценции могут присутствовать не только в самом тексте, но и в названии, подзаголовке или названиях глав рассматриваемого произведения. Реминисцентную природу могут иметь художественные образы, детали, фамилии литературных персонажей, отдельные мотивы или стилистические приёмы.

    Вспо­ми­на­ем.Ал­лю­зии

    Аллюзии — введение одних текстов в другой во фрагментарном виде, «включения» и «отсылки» к предшествующим литературным фактам

    Вспо­ми­на­ем.Ци­та­та

    Цитата — дословная выдержка из какого–либо текста или чьи–либо дословно приводимые высказывания.

    Вспо­ми­на­ем.Пе­ре­нос в сти­хе

    Перенос в стихе — несовпадение интонационно–фразового и метрического членения в стихе, когда фраза, начатая в одном стихе (строке), переносится на следующий стих.

    Вспо­ми­на­ем.Ода

    Ода — один из жанров лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, прославление, посвящённое какому–либо событию или герою.

    Вспо­ми­на­ем.Зву­ко­пись и её ви­ды

    Вспоминаем. Звукопись и её виды

    Звукопись — приём усиления изобразительности текста путём такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине, выражаемому настроению.

    Аллитерация — повтор согласных для усиления звуковой выразительности речи: Когда гРемел мазуРки гРом, в огРомном зале всё дРожало. (А. Пушкин)

    Ассонанс — повтор гласных для усиления звуковой выразительности речи:

    Над долИной мглИстой в выси сИней
    ЧИстый-чИстый серебрИстый Иней.

    Над долИной, — как ИзвИвы лИлИй,
    Как ИзвИвы лебедИных крылИй.

    (А. Белый

    Пер­со­на­лии.Г. К. Жу­ков

    Персоналии. Г. К. Жуков

    Георгий Константинович Жуков (1896—1974 гг.) — российский военачальник, маршал Советского Союза (1943 г.), четырежды Герой Советского Союза (1939, 1944, 1945, 1956 гг.). С 1940 г. — командующий войсками Киевского ВО. В январе–июле 1941 г. — начальник Генштаба — заместитель наркома обороны СССР. В Великую Отечественную войну проявил себя как талантливый полководец в Ленинградской и Московской битвах (1941—1942 гг.). С августа 1942 г. — заместитель наркома обороны СССР и заместитель Верховного Главнокомандующего. От имени Верховного Главнокомандования 8 мая 1945 г. принял капитуляцию фашистской Германии. В 1945—1946 гг. — главнокомандующий Группой советских войск и глава Советской военной администрации в Германии. С марта 1946 г. — главнокомандующий Сухопутными войсками и заместитель министра Вооружённых Сил СССР. В том же году отстранён от должности И. В. Сталиным. С июня 1946 г. — командующий войсками Одесского, с 1948 г. — Уральского ВО. С 1953 г. — 1–й заместитель министра, с 1955 г. — министр обороны СССР. В октябре 1957 г. освобождён от обязанностей министра по распоряжению Н. С. Хрущёва, в 1958 г. уволен из Вооружённых Сил. Автор книги «Воспоминания и размышления» (первое издание, 1969 г.; десятое издание дополнено по рукописи автора, т. 1—3, 1990 г.).

    Пер­со­на­лии.А. В. Су­во­ров

    Персоналии. А. В. Суворов

    Александр Васильевич Суворов (1730—1800 гг.) — русский полководец, граф Рымникский (1789 г.), князь Италийский (1799 г.), генералиссимус (1799 г.). Начал действительную военную службу в 1748 г. в чине капрала и хорошо узнал настоящую солдатскую жизнь, что во многом помогло ему впоследствии находить с нижними чинами общий язык. Свои взгляды по вопросам военной подготовки, впоследствии сформулированные в его наставлении «Наука побеждать», он изложил в инструкции по службе и обучению рекрутов. Во время Русско–турецкой войны (1768—1774 гг.) Суворов одержал победы при Туртукае, Гирсове (1773 г.) и Козлудже (1774 г.), где с 18 тысячами человек обратил в бегство 40–тысячную турецкую армию. Направленный на Урал в 1774 г. для разгрома Е. И. Пугачёва, прибыл в район восстания, когда основные силы бунтовщиков были уже разбиты. Он доставил Пугачёва в Симбирск и уничтожил остатки мятежных отрядов. До 1787 г. командовал войсками в Крыму, на Кубани и других местах, занимался укреплением Черноморского побережья, готовил экспедицию против Ирана. С началом Русско–турецкой войны 1787—1791 гг. в чине генерал–аншефа был направлен командовать корпусом в армию г. А. Потёмкина и одержал серию блистательных побед при Кинбурне (1787 г.), под Фокшанами и Рымником (1789 г.); за последнюю был пожалован Екатериной II титулом графа Рымникского. В 1790 г. штурмом овладел неприступной крепостью Измаил, реализовав свой гениальный военный план и тем решив успех всей войны. В 1794 г. подавил польское национально–освободительное восстание; за взятие Варшавы был произведён в фельдмаршалы. В 1795—1796 гг. командовал войсками в Польше, потом на Украине, занимаясь с подчинёнными по своей системе обучения и воспитания. В феврале 1797 г., вскоре после вступления на престол Павла I, Суворов, не согласившийся с введением в армии прусских порядков, был уволен в отставку и сослан в имение Кончанское. В 1799 г. Павел I был вынужден согласиться на требование военных союзников по антифранцузской коалиции (Англии и Австрии) поручить Суворову командование союзными войсками в Италии. Победными сражениями на р. Адде, р. Треббии и при Нови он завершил Итальянскую кампанию, освободив Италию от французов быстрее, чем её завоевал Наполеон, и был пожалован титулом князя Италийского. Направленный в Швейцарию соединиться с корпусом А. М. Римского–Корсакова для последующего нападения на Францию, взял перевал Сен–Готард и Чёртов мост, но русский корпус к этому времени уже был разбит, и 22–тысячная армия Суворова оказалась окружённой 80–тысячной армией французов. Он сумел с боем пробиться из окружения и даже вывел 1400 пленных. Хотя цель Швейцарского похода не была достигнута, он показал в тяжелейших условиях альпийского перехода, на что способны русские «чудо–богатыри»; получил высшее воинское звание — генералиссимус. Вернувшись в Петербург, вновь попал в опалу к Павлу I и вскоре умер. Полководец, не проигравший ни одного сражения, любимец солдат, человек самостоятельных независимых суждений, он внёс свой вклад в развитие мирового военного искусства. Воспитал талантливых русских военачальников М. И. Кутузова, Н. Н. Раевского, П. И. Багратиона, А. П. Ермолова и др.

    За­да­ние с от­кры­тым от­ве­том.Го­то­вим­ся к ЕГЭ. Об­ра­зы ис­то­ри­чес­ких дея­те­лей

    В каких стихотворениях русских поэтов так же, как и у И. Бродского, встречаются образы исторических деятелей и в чём их можно сопоставить с данным стихотворением?

    Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём — 5—10 предложений). Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

    За­да­ние с от­кры­тым от­ве­том.Ви­зуаль­ные ас­пек­ты жиз­ни

    За­да­ние с от­кры­тым от­ве­том*.Го­то­вим­ся к олим­пиа­де. Ин­тер­пре­та­ция со­не­та

    За­да­ние с от­кры­тым от­ве­том.Воп­рос и от­вет

    Тре­ни­ру­ем­ся.Зна­ме­ни­тая фра­за

    Тре­ни­ру­ем­ся.Лек­си­ка

    Тре­ни­ру­ем­ся.Пол­ко­вод­цы

    Раскрываем особенности восприятия жизни в ранней поэзии Бродского

    Страсть к путешествиям, странствиям никогда не покидала поэта, он был одержим желанием постичь неизведанное. Стихотворение Бродского «Пилигримы» (1958 г.) задало один из ведущих внешних сюжетов его творчества — движение в пространстве среди хаоса предметов.

    Стихотворение «Пилигримы»

    Прочитайте стихотворение И. Бродского «Пилигримы». Подумайте о том, какое отношение к миру и смыслу человеческой жизни выразил в нём поэт.

    Напишите свой ответ здесь

    Уже эпиграф к произведению, строка из В. Шекспира: «Мои мечты и чувства в сотый раз Идут к тебе дорогой пилигримов», сразу же обозначает условность образа пилигримов, его символичность.

    Эпиграф к стихотворению

    Людей путешествующих называют по–разному: странники, скитальцы, бродяги, паломники, пилигримы. Найдите толкование этих слов в словарях. Сделайте вывод о том, почему именно так называется стихотворение, именно о пилигримах идёт речь.

    Напишите свой ответ здесь

    Путешествие пилигримов — духовное. Описание этого путешествия составляет первое предложение стихотворения. Простроенное на основе перечисления и анафоры, оно содержит не указание на то, куда и зачем идут пилигримы, а «мимо» чего.

    Анализируем первую часть стихотворения «Пилигримы»

    Проанализируйте начало произведения. Ответьте на вопросы.

    1. С какой целью автор употребляет так много анафор и эпифору, повторяя слово «мимо»?

    2. Проанализируйте перечисление объектов, мимо которых идут пилигримы, в 1—4 строках. Мимо какого мира они проходят?

    3. Но не только материальный мир проходят странники. Пилигримы проходят даже мимо Мекки и Рима. Почему мимо? И почему именно эти два города выбирает автор?

    Напишите свои ответы здесь

    В Библии сказано: «Каждый перед Богом жалок, наг и убог». Странники Бродского отражают эту мысль. Но в их описании встречаются и необычные метафоры.

    Пилигримы. Художник К. Часовских. (Данный материал публикуется с разрешения автора Кирилла Часовских http://illustrators.ru/illustrations/33635)

    Анализируем вторую часть стихотворения «Пилигримы»

    Проанализируйте вторую часть стихотворения «Пилигримы», опираясь на вопросы.

    1. Почему именно жалкими и увечными предстают пилигримы в изображении Бродского?

    2. Как вы понимаете фразу «глаза их полны заката, сердца их полны рассвета»? Для её истолкования можете обратиться к символическому смыслу ключевых слов.

    3. В следующих строках стихотворения движение пилигримов продолжается, но это уже другой мир, далёкий от человеческой цивилизации. Что это за мир? Каким предстаёт он у Бродского? Какое отношение имеет к странникам?

    4. Выражает своё отношение к миру и сам поэт. Какое это отношение? Как представляет себе окружающую действительность Бродский?

    5. Почему так много противопоставлений, антонимов во всём стихотворении? Как они выражают отношение поэта к миру?

    6. Самая важная мысль подчёркнута утверждением и повтором. Какая это мысль?

    7. Каково отношение лирического героя к Богу? Почему «не будет толка от веры в себя да в Бога»?

    Напишите свои ответы здесь

    Библейские мотивы в стихотворении

    В своём творчестве Бродский часто обращался к образам и высказываниям Библии. Сравните образы стихотворения «Пилигримы» с цитатами из трудов святых отцов церкви и Евангелия. Подумайте о том, в чём сходство и различие этих мыслей и идей произведения Бродского.

    Напишите свой ответ здесь

    Анализируем третью часть стихотворения «Пилигримы»

    Последняя часть стихотворения «Пилигримы» отделена многоточием и содержит вывод поэта, итог, начинающийся словами «и, значит...». Подумайте о том, какой вывод о существовании мира и человека в нём делает поэт.

    Напишите свой ответ здесь

    Песня на стихотворение «Пилигримы»

    Прослушайте песню Евгения Клячкина на стихотворение И. Бродского «Пилигримы» в исполнении Дмитрия Богданова. Подумайте о том, насколько музыка отвечает настроению и смыслу произведения Бродского, помогает ли она лучше понять текст.

    Напишите свой ответ здесь

    Стихотворение «Холмы»

    Понимание человеческой жизни отражено в другом раннем стихотворении И. Бродского «Холмы» (1962 г.). Прочитайте фрагмент из него. Проанализируйте его по вопросам.

    1. Каким настроением проникнуто стихотворение?

    2. Какие художественно–изобразительные средства использует поэт в отрывке? Какую роль они играют? Что нам подсказывают?

    3. В стихотворении огромное количество контекстуальных антонимов: «боль — гордость», «выше — больше», «свет — боль», «мечты — горе», «вчера и ныне», «улиц — канав», «смерть — жизнь». Почему их так много? Какое отношение к окружающей действительности и жизни человека они выражают?

    4. Какую поэтическую тему вводит в стихотворение финальная антитеза: «Смерть — это только равнины. Жизнь — холмы, холмы»?

    Напишите свои ответы здесь

    Жизнь, по Бродскому, полна противоречий, изменений. А человек в ней — вечный путешественник. Но в раннем творчестве Бродского это путешествие ещё не проникнуто столь трагическими мотивами, как в зрелом.
    1   2   3


    написать администратору сайта