Главная страница

Лекции по Фонетике (2 курс). Лекции. Знаков, которая характеризуется


Скачать 210.96 Kb.
НазваниеЗнаков, которая характеризуется
АнкорЛекции по Фонетике (2 курс
Дата21.01.2020
Размер210.96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекции.docx
ТипДокументы
#105243
страница1 из 3
  1   2   3

Предмет и задачи фонетики

Язык – сложное и многоплановое явления. По своему устройству язык – это система знаков, которая характеризуется планом содержания (значения) и планом выражения (звук). В плане содержания воплощена мысль, которую один человек передает другому. План выражения служит формой существования мысли. План выражения языка представлен звуками. Все, что есть в языке является порождением фонетического уровня. При этом письмо это «перевод» устной речи в графическую оболочку. По образному выражение И.А. Б де К., «смешивать звук и букву – все равно, что путать человека и его паспорт». Буква – «паспорт» звука.

Система звуковых единиц образует его звуковую сторону. Звуковая сторона языка выполняет две функции: образующую и опознавательную. Образующая функция проявляется в том, что звуки играют роль строительного материала, из которого создаются звуковые оболочки. Например, слово «Город» - это пять звуков, расположенных в определенной последовательности. Опознавательная функция проявляется в том, что, благодаря постоянной связи данного звукового комплекса и значения, носители языка могут опознавать единицы языка. Звуковые комплексы, имеющие значение, являются словом. Наука, изучающая звуковую сторону языка, называется фонетикой.

Учение о звуковой стороне языке включает изучение не только звуков, но и других единиц: ударение, интонации. Самой древней и главной частью фонетики, является учение о звуках речи.

Фонетика рассматривает сложную природу звуков, законы их сочетания и изменения, создает классификацию звуков. Все эти проблемы можно рассматривать с разных сторон. В связи с чем, в фонетике выделяются следующие дисциплины:

- общая фонетика – раздел языкознания, изучающий на материале языков различных языков теоретические вопросы образования звуков речи, природу ударения, структуру слога, отношение звуковой стороны языка к его грамматической системе.

- фонетика описательная – раздел языкознания, изучающий звуковой строй конкретного языка в синхронном плане

- фонетика историческая – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка в ее развитии. То есть в диахроническом плане.

Например, если сравнить фонетическую систему современного русского языка с древнерусским языком, то можно выявить утрату звука обозначаемого звуком «», утрату редуцированных звуков [Ъ][Ь], появление мягких заднеязычные согласных, отвердение шипящих Ж,Ц,Ш,

- фонетика экспериментальная – изучение звуков речи с помощью инструментальных методов исследования.

- фонетика сопоставительная – раздел языкоза, сравнивающих звуки речи разных языков. Сопоставление звуков родного и иностранного языка помогает лучше понять звуковые особенности чужого языка.

- фонология – раздел языкоза, изучающих звуки речи как средства различения звуковых оболочек, слов и морфем.

- акцентология – раздел языкоза, изучающих вопросы ударения (природу, типы, функции)

- интонология – раздел языкоза, изучающих вопросы интонации

- орфоэпия – раздел языкоза, занимающийся изучением нормативного, литературного произношения.

Фонетический уровень противопоставляется всем другим (лексическому, морфологического) как низший. Его единицы имеют только план выражения (звучания), и не имеют плана содержания. Но над проблемой фонетического значения ученые задумывались давно. Например, Ломоносов был уверен в том, что звуки обладают некоторой содержательностью, и рекомендовал использовать эти свойства звуков для предания худ. произведениям большей выразительности. Например, он писал: «В российском языке часто повторение звука [а] может способствовать изображения великолепия, пространства, глубины и вышины. Звуки [и][э] – способствую изображению нежности, ласкательности или малых вещей». Но все же идея фонетического значения считалась беспочвенной фантазией. Пока в 70-е года 20 века не были найдены убедительные доказательства. Это сделал А.П. Журавлев в своем труде «Фонетическое значение» (Л., 1974). Позже ученые популярно изложил идеи фонетического значения в книге, адресованной школьникам, «Звук и смысл» (М. 1991).

Выявление фонетического значения может осуществлено только с помощью специальной регистрации языковых реакций многих носителей языка. Критерием правильности служит сходство реакций большинства информантов. Например, у звука [А] были выявлены следующие реакции: хорошее, большое, сильное, гладкое, величественное, округлое, радостное, могучее. У звука [ф] – плохое, грубое, грустное, трусливое, медлительное.

Таким образом фонетическое значение – это ассоциации, которые возникают в сознание носителей языка при произношении того или иного звука.

Но фон.значение это не тоже самое, что привычное для нас лексическое значение слова, которое соотносится с понятием. Фонетическое значение – это лишь впечатление от звука.

Звуковая значимость не связана с понятием. Нельзя объяснить значение звука [д], так же как например значение слова [дом]. Можно только выявить коллективное впечатление от звука и описать эти впечатления с помощью оценочных признаков. Таким образом фонетическое значение – особая специфическая значимость.

План:

  1. Язык – система знаков, которая характеризуется планом выражения и планом содержания.

  2. Система звуковых единиц образует его звуковую сторону. Функции зв. Стороны: образующая (звуки как стройматериал) и опознавательная (опознавать ед. языка).

  3. Фонетика – звуковая сторона (звуки, ударение, интонации):

- Общая фонетика

- Фонетика описательная (строй конкретного языка в синхронном плане)

- Фонетика историческая (звуковая сторона языка в диахроническом плане)

- Фонетика экспериментальная (изучение с помощью инструментальных методов)

- Фонология (звуки речи как средства различения звук. оболочек, слов и морфем)

- Акцентология (вопросы ударения)

- Интонология (вопросы интонации)

- Орфоэпия (правильное произношение)

4. Фонетический уровень противопоставляется другим как низший, потому что у него нет плана содержания. Но еще Ломоносов задумывался над фонетическим значением. Доказал существование фонетического значения Журавлев в труде «Фонетическое значение». Ф. знач – это ассоциации, которые возникают у носителей языка.
Фонетическое членение звучащей речи. Текст, фраза, синтагма (речевой такт) как единицы членения звучащей речи. Фразовое и синтагматическое ударение.
Если мы вслушаемся в звучащую речь и сравним ее с другими звуками живой и не живой природы, то убедимся, что речевой поток не является сплошным. Речевой поток членится на определенные части, то есть человеческая речь членораздельна. Членить речь можно по-разному. С точки зрения грамматики речь членится на: предложения, словосочетания, слова и морфемы, - это семантико-грамматическое членение. В фонетике иное, произносительное членение. Различие между этими членениями можно показать на следующих пример. Например в 1 выделяется морфема, а во 2 - слог. Слог можно выделить в потоке речи без знания языка, только на основе произношения. Морфема это минимальная двусторонняя единица языка, обладающая значение. Ее без знания языка выделить невозможно. Результаты этих двух членений могут быть различными.

Фонетическое слово – единица членения звучащей речи. Слово – это единица семантико-грамматического членения. Единицами фонетического членения являются: текст, фраза, синтагма, фонетическое слово, слог.

Текст(речь) – исходная величина фонетического членения. Текст имеет коммуникативный характер. Он является единицей коммуникации. Но в то же время у него есть фонетические характеристики: ограничен паузами, имеет звуковую сторону. В интонационном отношении текст членится на фразы.

Фраза – отрезок звучащей речи, характеризующийся интонационной законченностью. Особенностью фразы является то, что она заключена между двумя глубокими паузами. У многих лингвистом термин «фраза» совпадет с термином «предложение». Фраза характеризуется наличием особого фразового ударения. То есть выделение голосом отдельных речевых тактов (Синтагма). Фразовое ударение, выделяет последнюю синтагма.

Фраза в ритмико-интонационном отношение членится на более мелкие частицы: речевые такты, синтагмы.

Синтагма – единица речи, образуемая группой слов в составе фразы, объединенных в смысловом и ритмо-мелодичном отношении.

«Шум походил на то/, как бы вся комната/ наполнилась змеями»

Каждая из синтагм представляет собой единое целое. В основе выделения синтагм лежит единый смысл. Следовательно, для определения синтагмы важны синтаксические и семантические критерии. По этой причине синтагма называется семантико-синтаксической единицей речи. В отдельных случаях синтагмы во фразе могут выделятся по-разному. Разное выделение синтагм может влиять на смысл фразы.

Равзое членение фразы на синтагмы может быть обусловлено:

- смыслом, который вкладывает говорящий во фразу.

- возможностями грамматического строя языка.

Синтагма может состоять из одного слова, нескольких слов или целого предложения.

Синтагма может совпадать или не совпадать со словосочетанием. Но между ними всегда есть различия:

- синтагма является во фразе, предложении. Является результатом членением фразы. И существует только во фразе. Тогда как словосочетание не только выделяется в предложении, но и на ряду со словом служит готовым строительным материалом для предложения. И является результатом не разложением на элементы, а результатом синтеза элементов.
План:

  1. Речь делится на члены.

  2. Семантико-грамматическое членение: речь делится на предложения, словосочетания, слова и морфемы

  3. Фонетическое членение: текст, фраза, синтагма, фонетическое слово, слог

  4. Текст (речь) – исходная величина фонетического членения. Ограничен паузами, имеет звуковую сторон, членится на фразы

  5. Фраза – отрезок звучащей речи, интонационно законченный. Характеризуется наличием особого фразового ударения (выделение особых речевых тактов)

  6. Синтагма – единица речи, образуемая группой слов в составе фразы, объединенных в смысловом и ритмо-мелодичном отношении

  7. Синтагма – семантико-синтаксическая единица речи. В отдельных случаях синтагмы могут выделяться по-разному. Это обусловлено:

- смыслом, который вкладывается во фразу

- возможностями грамматического строя языка.

Различия между словосочетанием и синтагмой:

  1. Синтагма является во фразе. Является результатом членения фразы. Словосочетание не только выделяется в предложении, но и служит строительным материалом для него

Деление одного и того же предложения на синтагмы может быть различным в зависимости от контекста, ситуации, экспрессивной окраски, разного осмысления содержания предложения. Этой подвижности синтагматического членения противостоит устойчивое, основанное на определенных моделях построения словосочетаний. В отличии от фразы синтагма характеризуется интонационной незаконченностью. Исключение составляет последняя синтагма во фразе, интонационная законченность которой перешла к ней от фразы. Каждая синтагма имеет синтагматическое ударение, которое наслаивается на словесное ударение и, как правило, падает на последнее слово синтагмы. В соответствии с этим, происходит увеличение длительности последнего ударного слога в синтагме. Интонация незаконченности, имеющаяся в любой незаконченной синтагме, характеризуется повышением тона. Для конечной синтагмы характерно понижение тона.

Пример фразы, которая делится на две синтагмы:

«Большая черная собака (повышение тона)/ бегала по двору (понижение тона)»

3.

Фонетическое слово

Следующей единицей членения речевого потока после синтагмы, является фонетическое слово. В целом, в составе синтагм могут быть слова, несущие и не несущие на себе ударение. Первые называются «полноударными», вторые – безударными. Кроме них выделяются слабоударные слова, то есть слова с ослабленным побочным ударением. Как правило, это некоторые из слов служебных частей речи. Обозначается значком «акут», побочное ударение – значком «гравис». Безударные слова по своему отношению к полноударным делятся на проклитики и энклитики.

Проклитики ( в переводе «наклоняю вперед) – это безударные слова, стоящие перед словами, имеющими ударение и примыкающие к ним в отношении ударения: «на столе», «подо мной», «о друге».

Энклитики (в переводе «склоняюсь»). Безударные слова, стоящие после слов, имеющих ударение и примыкающие к ним. «сделал бы», «он же». Ингогда энклитиками могут быть слова самостоятельных частей речи: «под руки», «без вести».

Кроме ударных и безударных слов существуют слабоударные слова. ПО типу примыкания к полноударным они делятся на элементы проклитического и энклитического типа. Это могут быть союзы («что»), предлоги «между», «поперек», местоимения и наречия, выступающие в роли союзных слов («который», «куда», «где»). Фонетическое слово – это полноударное слово, выступающее отдельно или с примыкающими к нему безударными словами и словами с побочным ударением. Фонетическое слово – это комплекс звучания, объединяемый словесным ударением.
План:
1. В составе синтагм могут быть безударные и полноударные слова. А также слабоударные.

2. Проклитики – безударные, стоящие перед ударными

3. Энклитики – безударные после ударных

4. Фонетическое слово – это полноударное слово, выступающее отдельно или с примыкающими безударными.
4.

Слоги

Фонетические слова делятся на слоги – минимальные, далее неделимые произносительные части звукового потока. Как бы не была замедлена речь, далее, чем на слоги она не делится. У слога имеются два признака: чисто произносительный характер и минимальная предельность в этом плане. Своим первым признаком слог отличается от звука (конечно же я не отправлю лекцию, лол», в котором звуки не произносятся о отдельности. Они вычленяются из звукового потока как акустические различители слов. Правда могут быть слоги, состоящие из одного звука. Вторым признаком слоги отличаются от фонетических слов.
План:

  1. Слоги – минимальные, далее неделимые части звукового потока.

  2. Признаки: чисто произносительный характер, минимальная предельность (этим отличаются от фон. слов)



5.

Сегментные и суперсегментные единицы.

В речевом потоке различают линейные (сегментные – от лат. Сегментум - отрезок) единицы – это звуки или их сочетания, располагающиеся последовательно друг за другом. Каждая из единиц речи складывается из более мелких компонентов, к которым прибавляется некоторое фонетическое качество, придающее им цельность. Например, звуки речи объединяются в слог, благодаря слогообразующей силе одного из звуков. Слоги образуют фонетическое слово, благодаря словесному ударению. Слова образуют синтагму при помощи интонаций и пауз. Все эти средства (ударение, интонация) нельзя произнести отдельно. Они как бы накладываются на линейные единицы языка и называются суперсегментными или просодическими (от лат. Просодия – припев, ударение). Таким образом, ранг фонетической единицы, ее место на лестнице политических единиц зависит от суперсегментного признака. Один и тот же сегмент меняет свое качество в зависимости от сопутствующих суперсегментных накладок. Например, сегмент [рот] может выступать как разная фонетическая единица. Может быть слогом, может быть фонетическим словом, может быть речевым тактом. Например, «род, к которому принадлежал Пушкин, восходит к легендарному Рюрику». Может быть фразой: «- Что это?» «- Род». Таким образом, аккумулируя все больше просодических черт, сегмент повышает свой ранг. Причем его уровень определяется одной чертой – суперсегментным знаком отличия

Одной из главных просодических черт является Интонация. Существует много взглядов на это явление. Для русской лингвистической школы характерно широкое понимание интонации, как многокомпонентного единства. Например, А.М. Пешковский включал в понятие интонации мелодику, ритм и тембр. Панов считал, что интонация - это повышение или понижение тона, а все остальные признаки, это тень движения тона.

Термин интонация восходит к латинскому слову, которое означает «громко произносить». Составными компонентами интонации является:

- мелодика речи, осуществляемая повышением и понижение голоса во фразе. Это хорошо видно на примере повествовательных и вопросительных предложений.

- ритм речи. Чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Проза и поэзия.

- интенсивность речи. Сила или слабость произношения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания

- темпы речи. Скорость или медленность протекания речи во времени. Паузы между речевыми отрезками.

- тембр речи. Звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные отрезки.

- фразовое и логическое ударение, служащее средство выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе.

Интонация выполняет разные функции:

  1. Коммуникативная. Интонация способна формировать коммуникативный тип предложения. Повествование. Побуждение. Вопрос.

  2. Эмоциональная функции. Интонация способна передавать различные эмоции.

  3. Лично-социальная функция. Можно понять пол говорящего, его возраст, социальное положение, состояние здоровья.

  4. Эстетическая функция. Способность интонации воздействовать на слушающего, вызывая у них соответствующие эстетические переживания

  5. Ритмообразующая. Интонация формирует ритмический строй различных видов текста, что выражается в способности интонации членить текст на части. И в то же время объединять части в целое

  6. Стилеобразующая. Что выражается в способности интонации формировать различные по стилю тексты

Исследователей давно интересовал вопрос: Каков минимум интонационных различий необходимых для овладения русской речью. Для изучения русского языка, особенно как иностранного, большую роль играет овладение русской интонации. Проблема своеобразия русской интонации впервые поставлена в трудах Брызгуновой.

Существует минимум интонационных конструкция для овладения русской речью. Смотри материалы семинаров.

Другим важнейшим просодическим средством является ударение – выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц. В зависимости от того, с какой сегментной единицей соотносится ударение различают: словесное, тактовое (синтагматическое), фразовое.

Особый вид ударение – логическое. Заключается в смысловом подчеркивании наиболее важного слова. Логического ударения во фразе может и не быть. Но если оно есть, оно обычно снимает синтагматическое ударение.

Некоторые ученые выделяют эмфатическое (эмоциональное) ударение. Положительные эмоции в области ударения могут передаваться более длительным произношением гласных звуков. Отрицательные передаются более длительным произношением согласных звуков.

Различают компонента ударения

- Интенсивность, которая достигается увеличением мускульного напряжением и усилением выдоха. Ударение в котором преобладает этот компонент называют Динамическим или силовым

- Высота тона. Когда преобладает этот компонент ударение называют мелодическим или музыкальным

- Длительность. Ударение способствует долготе произношения. При преобладание этого компонента ударение будет количественным или долготным.

Для разных языков характерно разное по типам ударение.

До сих пор ведутся споры о природе русского ударения. Например в конце 19, начале 20 века, такие ученые как Фортунатов, Шахмотов считали, что русское ударение чисто силовое, динамическое. Лингвисты середины 20 века Аванесов, сидоров относили русское ударение к музыкальному, мелодическому и к количественному, долготному. Современные лингвисты (златоустова) полагают, что русское ударение является силовым и количествами с элементами музыкального.
План:


  1. Сегментные единицы – это звуки или их сочетания, располагающиеся последовательно друг за другом.

  2. Суперсегментные единицы (просодические) – те, которые нельзя произнести отдельно (интонация, ударение)

  3. Ранг фонетической единицы зависит от суперсегментного признака

  4. Просодические черты:


Интонация.

  1. Для русской лингвистической школы характерно широкое понимание интонации, как многокомпонентного единства.

  2. Интонация – мелодика, ритм и тембр (Пешковский)

  3. Интонация - это повышение или понижение тона, а все остальные признаки, это тень движения тона (Панов)

  4. Компоненты интонации:

- мелодика речи (повышение и понижение голоса во фразе)

- ритм речи (чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов)

- интенсивность речи (сила или слабость произношения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания)

- темпы речи (скорость или медленность протекания речи во времени. Паузы между речевыми отрезками)

- тембр речи (звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные отрезки)

- фразовое и логическое ударение, служащее средство выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе




Функции интонации:

- Коммуникативная

- Эмоциональная функции

- Лично-социальная функция

- Эстетическая функция

- Ритмообразующая

- Стилеобразующая

Ударение


  1. Ударение – выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц.

  2. Выделяют: словесное, тактовое (синтагматическое), фразовое.

  3. Особый вид – логическое – подчеркивание важного слова.

  4. Эмфатическое (эмоциональное) ударение. Положительные эмоции могут передаваться более длительным произношением гласных. Отрицательные – длительным произношением согласных.

  5. Компоненты:

- Интенсивность, которая достигается увеличением мускульного напряжением и усилением выдоха. Ударение в котором преобладает этот компонент называют Динамическим или силовым

- Высота тона. Когда преобладает этот компонент ударение называют мелодическим или музыкальным

- Длительность. Ударение способствует долготе произношения. При преобладание этого компонента ударение будет количественным или долготным.
6.Лингвисты середины 20 века относили русское ударение к музыкальному, мелодическому и к количественному, долготному. Современные лингвисты полагают, что русское ударение является силовым и количествами с элементами музыкального.
Проблема слога и слога деления в отечественном языкознании

План:

  1. Теория слога и слогаделения.
    -Теория древних греков и индийцев
    -эксператорная теория
    мускульное напряжение
    теория сонорности, звучности

  2. Типы слогов (по структуре, по положению, по акустическому строению)

  3. Слогораздел внутри слова

Слоги

Слог - это фонетическая единица, в существовании которой никто не сомневается. Но для определения слога недостаточно выяснить его сущность, самое главное - определить границы слогоделения. А это является одной из трудных задач фонетики. Слог не имеет смысла, значения. Семантика слова не зависит от деления на слоги. Например, слова “окно”, “сестра”, “парта” включают по два слога, но какие это слоги семантикой слова не обусловлено. Лингвистические критерии при характеристике слога тоже не приемлемы, так как слог это результат, физиологическая последовательность движений артикуляционных органов, что дает определенный акустический результат. Именно это явилось причиной разногласий в определении слога и, особенно, в установлении принципов слогоделения. Эти вопросы интересовали ученых с древности. Например, у древних греков и индийцев была теория, согласно которой количество слогов в слове определяется количеством гласных. Эта теория, в принципе, верна, но она не дает ответа на вопрос, где проходит граница слогоделения при скоплении согласных. Есть также языки, в которых слогообразующими являются не только гласные, но и сонорные согласные. Например, чешский, сербский, словацкий, таким образом, теория древних греков и индийцев не достаточна, так как она не охватывает все случаи слогоделения. Античную теорию, получившую распространение в разных языках, сменили другие теории.

Следующая теория - эксператорная (дыхательная). Слог, согласно этой теории, определяется исходя из характеристики речевого дыхания. В рамках этой теории, слог - это группа звуков, произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха, а границей между слогами является момент самого слабого выдоха, но такое определение слога тоже не окончательное, так как иногда одним толчком выдыхаемого воздуха можно произнести два слога, когда в словах наблюдается скопление гласных: “ау!”, “аорта”. Есть случаи, когда наблюдается два толчка выдыхаемого воздуха, а слог - один. Это бывает при скоплении согласных. Например, слово “ткать” или “ткешь”. Таким образом, данная теория тоже не дает окончательного ответа на вопрос о границах слогоделения. Можно с помощью пламени свечи проверить количество слогов. В лингвистике также есть теория мускульного напряжения. Ее развивали французский ученый Мишель Граммон и Лев Владимирович Щерба. Эта теория говорит о различном мускульном напряжении во время артикуляции. Согласно этой теории, слог - это часть речевого потока, начинающаяся с усиления мускульного напряжения и кончающаяся его ослаблением. Граница между слогами находится в месте наименьшего мускульного напряжения. Без применения специальной аппаратуры нельзя установить место наибольшего и наименьшего мускульного напряжения.

Теория сонорности (звучности)

По этой теории слог представляет собой сочетание более звучного элемента с менее звучным. Эта теория восходит к идеям датского лингвиста Отто Есперсена, который исходил из того, что все звуки различаются по степени сонорности. Эту теорию приняли очень многие лингвисты. На русской почве ее развивал Аванесов. Аванесов построил шкалу звучности, и, если идти от менее звучного к более звучному звуку, то звуки русского языка будут располагаться в определённом порядке

1 ступень - шумные и глухие (состоят из одного шума)

2 ступень - шумные звонкие (состоят из шума и голоса)

3 ступень - сонорные

4 ступень - [j] [J]

5 ступень - гласные

Теория сонорности дает ответ на вопрос о границах слогоделения, которые проходят на месте наибольшего спада звучности. А слогов в слове столько, сколько точек наивысшего подъема звучности.

Эта теория объясняет многие факты деления на слоги при скоплении согласных, позволяет создать многие правила. Теория сонорности доказывает, почему верно утверждение, что в слове столько слогов, сколько гласных. Теория сонорности тоже имеет недостатки. Уязвимым местом теории сонорности является то, что в некоторых словах имеются несколько слогов, но при этом нет соответствующего спада звучности между этими слогами.

5. Теория сонорности. Теория Отто Есперсона. Слог – сочетание более звучного звука с менее звучным. В России развил Аванесов и составил шкалу звучности:

1 ступень - шумные и глухие (состоят из одного шума)

2 ступень - шумные звонкие (состоят из шума и голоса)

3 ступень - сонорные

4 ступень - [j] [J]

5 ступень - гласные

Слогов столько, сколько точек наивысшего подъема звучности.

Теория имеет недостатки: в некоторых словах есть несколько слогов, но нет соответствующего спада звучности.

При любом подходе к слогу, вершиной слога считается гласный звук. Это слогообразующий элемент, согласные звуки - периферия слога. Слог может состоять только из гласного звука. Русский язык в древности характеризовался тем, что слоги в нем были только открытыми и все слоги были слогами с восходящей звучностью. Такое свойство русской фонетической системы просуществовало до 12-13 вв. То есть до тех пор, пока не произошло падение редуцированных гласных звуков. После падения редуцированных в русском языке появились и редуцированные слоги.

После падения редуцированных в слабых позициях происходит образование закрытых слогов, но тенденция к открытости слога свойственна русскому языку и сейчас. Структура слога в русском языке тяготеет к открытому слогу то есть звуки в слове располагаются по восходящей звучности и заканчиваются наиболее звучным звуком - гласным. Наиболее полно это ощущается в срединных слогах. Исходя из всего сказанного, можно дать определение слогу. Слог - это часть звукового потока речи, состоящая из комбинаций разных по звучности звуков. Основным законом построения слога является закон восходящей звучности, который наиболее последовательно реализуется в срединных слогах. Слогораздел проходит на месте наибольшего спада звучности.

Типы слогов

В системе русского языка представлены различные типы слогов, которые можно объединить в несколько групп в зависимости от структуры, места в слове, акустическому строению и по наличию/отсутствию ударения.

По наличию/отсутствию ударения слоги делятся на ударные и безударные. По положению в слове слоги делятся на начальные, срединные, конечные.

По концу слоги делятся на закрытые (“ум”, “сон”, “лоб”) и открытые, которые оканчиваются на гласные. По началу слоги бывают прикрытые, те, которые начинаются с согласных звуков, например “вода” и бывают неприкрытые, например, “аул”. Слоги могут быть усеченными с начала и с конца. Усеченный с начала слоги - это те, которые начинаются с гласных, например, “ум”. Усеченные с конца - те, которые заканчиваются гласными. Бывают слоги, усеченные с начала и с конца - это те, которые начинаются и заканчиваются гласными. По характеру начала и конца бывают слоги с легким или тяжелым началом и с легким или тяжелым концом. Легкое начало у слога тогда, когда он начинается с одного согласного звука. В слове “вода” оба слога с легким началом. Легкий конец - когда заканчивается одним согласным звуком: “дом”, “соль”. Тяжелое начало или конец у слогов тогда, когда они начинаются (заканчиваются) несколькими согласными звуками.

План:

  1. Для определения слога главное – найти его границы.



  1. У греков и индийцев была теория, по которой кол-во гласных = кол-ву слогов. Но она не дает ответа на вопрос слогоделения при скоплении согласных.



  1. Эксператорная (дыхательная) теория – слог определяется из хар-ки речевого дыхания. Слог – группа звуков, произносимая одним толчком, а граница – момент самого слабого выдоха. Но есть случаи, когда два толчка, а слог один (ткать). А есть, когда два слога, а толчок один (ау)



  1. Теория мускульного напряжения. Развивали Граммон и Щерба. Слог – часть речевого потока, начинающаяся с усиления мускульного напряжения и кончающаяся ослаблением. Без применения аппаратуры их нельзя установить.



  1. Теория сонорности. Теория Отто Есперсона. Слог – сочетание более звучного звука с менее звучным. В России развил Аванесов и составил шкалу звучности:

1 ступень - шумные и глухие (состоят из одного шума)

2 ступень - шумные звонкие (состоят из шума и голоса)

3 ступень - сонорные

4 ступень - [j] [J]

5 ступень - гласные

Слогов столько, сколько точек наивысшего подъема звучности.

Теория имеет недостатки: в некоторых словах есть несколько слогов, но нет соответствующего спада звучности.

До 12-13 века на Руси все слоги были открытыми. Это изменилось с появлением редуцированных гласных. Но и сейчас русский язык тяготеет к открытым слогам.

Типы слогов: 1. ударные и безударные, 2. по положению в слове: начальные, срединные, конечные, 3. открытые, закрытые, 4. прикрытые, неприкрытые, 5. с тяжелым и легким концом

Слоги могут быть полными и неполными. Полные слоги начинаются и заканчиваются согласным звуком (являются прикрытыми закрытыми: сон, дом, парта – первый слог - полный), все остальные – неполные («вода» - оба слога неполные).

Слоги по акустическому строению.

Звуки речи различаются по звучности (сонорности). В зависимости от характера и порядка расположения звуков речи, образуется несколько типов слогов по акустическому строению.

Первый типслоги с ровной звучностью (слоги состоящие из одного гласного звука). Например, слово «окно», «о» - первый слог. Если мы описываем их структуру, эти слоги неполные, неприкрытые, открытые и характер начала и конца – усеченные с начала и с конца.

Второй типслоги с восходящей звучностью. В слове «вода» - все слоги с восходящей звучностью. Или слово «краска», здесь слогом с восходящей звучностью является «ка»

Третий типслоги с нисходящей звучностью. Например, слово «он». По структуре они неполные, неприкрытые, закрытые и усеченные с начала с начала.

Четвертый типслоги с восходящей-нисходящей звучностью. Например, «сон», «дом». Это полные, прикрытые, закрытые слоги.

Пятый типслоги с ровновосходящей звучностью. Неполные, прикрытые, открытые и начало обязательно тяжелое.

Шестой типслоги с ровнонисходящей звучностью. Например, слово «иск». Идут с пятой вниз и находятся на ровном уровне звучности. Неприкрытые, закрытые с тяжелым концом.

Седьмой типслоги с восходящей-ровнонисходящей звучностью. Например, слово «писк». Полный, прикрытый, закрытый, с тяжелым концом.

Восьмой типслоги с ровновосходящей-нисходящей звучностью. Например, «дверь».

Таким образом, основным законом строения слога в русском языке является закон восходящей звучности, сущность которого состоит в том, что звуки в слоге располагаются. Деление на слоги в русском языке в целом подчиняется этому закону, поэтому граница слогоделения чаще всего проходит после гласных перед согласными. Например, слова: «работа», «ученица», «краска».

Слогораздел внутри слова

Проблема слогоделения возникает там, где между гласными находится несколько согласных. Существует несколько формул слогоделения. При скоплении двух шумных согласных, два этих согласных отходят к последующему слогу.

При скоплении двух сонорных согласных , граница деления проходит после гласного и два сонорных отходят к последующему слогу.

При скоплении шумного и сонорного согласных . Два согласных отходят к последующему слогу

При скоплении сонорного и шумного согласных, граница слогоделения проходит после сонорного согласного

При скоплении йота (любой вариант) и любого согласного граница слогоделения проходит после йота.

При слогоделении при скоплении согласных чаще всего образуются открытые слоги, закрытые слоги образуются в том случае, если в середине слога сочетание сонорного согласного с последующим шумным (парта, карта) или сочетание йот с любым последующим согласным (чайка, чайник).

Формулы слогоделения:

1. Г/ССГ

2. Г/ШСГ

3. ГС/ШГ

4. ГЙ/С(Ш)Г

Слогоделение и перенос слова

Слогоделение – это фонетическое явление, а перенос слова – это явление вторичное, относящееся к орфографии, поэтому у переносов – вторичная (прикладная) функция. Деление слова на части для переноса подчиняется своим законам, но при этом одно из важнейших оснований для переноса – это слог, но опора на слог при переносе имеет ограничения: нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву, даже если она обозначает целый слог. Отсюда и наличие слов, вообще не допускающих переноса, например, слово «она» или «азия». Это правило обусловлено следующими соображениями: одна буква займет не больше места, чем знак переноса.

В отдельных случаях перенос допускает варианты. Например, слово «сестра» можно перенести как «сес-тра», «се-стра», «сест-ра». Таким образом, слог используется в качестве одного из оснований переноса, но это стало причиной почти полного вытеснения в умах обучающихся феномена слога. Слог в начальной и средней школе заменяется теми вариантами деления слова на части, который используется при переносе. В школьных учебниках можно увидеть неверное выделение таких слогов как: «боч-ка», а правильно – «бо-чка».

Правила переноса учитывают и морфемный состав слова, что связано с запрещением отрывать переносом конечные или начальные согласные буквы, приставки, корня, суффикса, частей сложносокращенных слов. Недопустимы переносы слова «ра-змах», «город-ской». Из этого правила есть исключение, связанное с переносом слов, корень которых начинается с буквы «ы». Например, «раз-ыскать». Когда наблюдается скопление двух одинаковых согласных в рамках одной морфемы или на стыке морфем, один согласный остается на одной строке, а другой – переносится. При этом морфема может и разрываться. Например, слово «Удивлен-ный». В целом, перенос слова подчиняется слогоморфемному принципу. Таким образом, слогоделение и перенос слова, а также морфемное членение – это разные явления, хотя у них есть общие черты. «(приставка)По(корень)крас(суффикс)к(окончание)а», слогоделение – «по-кра-ска», перенос – «по-крас-ка». Возьмем слово «(приставка)расскраска», слогоделение: «ра-скра-ска», перенос: «рас-крас-ка».

План:

1. Перенос опирается на слогоделение. Но есть ограничения:

А) Нельзя оставлять или переносить одну букву

Б) Перенос допускает варианты: сес-тра, се-стра, сест-ра

В) Нельзя отрывать переносом конечные или начальные согласные буквы, приставки, корня, суффикса, частей сложносокращенных слов (исключение, связанное с переносом слов, корень которых начинается с буквы «ы». Например, «раз-ыскать»)

Г) Когда наблюдается скопление одинаковых согласных, одна из них переносится даже, если при этом происходит разрыв морфемы.
  1   2   3


написать администратору сайта