4-рус. 1 аборигены Австралии, 2
Скачать 24.5 Kb.
|
Этнология Австралии Этнология Австралии делится на два блока: 1) аборигены Австралии, 2) англо-австралицы - нация эмигрантов, сложившаяся за последние 200 лет на территории континента. Аборигены Австории - темнокожее население, которое - по мнению некоторых - относится к большой чернокожей расе (африкацы), а по мнению других - ведо-австролойдная, четвёртая раса первого порядка. Отличия - они "кофейного цвета" и есть очень светлые, волосы у них не курчавые (как в Африке), а в Австралии - волнисто-волосые; отличаются грацильностью - высокий рост, вытянутные кости; есть архаичные особенности - у аборигенов Австралии форма головы напоминает форму яйца (заострённые), структура костных тканей отличается массивностью. Вопрос: как оказались на территории Австралии? Точно не изначально там сформировались, ибо Австралия - изначальное царство эндемиков (уникальных животных), сумчатые млекопитающие. Цвет кожи и внешний вид даёт основание предположить, что они попали из Африки (в таком случае - одна из первых территорий, осваиваемых из Африки). Процесс, очевидно, начался 100 000 лет назад - покидания Африки. Австралия - не позднее 60 000 лет назад. В литературе фигурирует цифра - 30 лет назад, но это не то. // Как бродячие охотники-собиратели перебрались через водные препятствия Океании? - В итоге выяснилось, что 60-30 тысяч лет назад - эпоха Вюрбского оледенения. Уровень Мирового Океана в тот период - на 150 метров ниже, шельфы континентов обнажились. Тогда острова Индонезии не были островами, а частью материка. Водные препятствия тогда были легко преодолимы, но они были - т.к. в середине XIX века некто Уоллес, оппонент Дарвина, обнаружил некую "линию Уоллеса", отделяющую австралийскую фауну от океанийской. Ныняшняя Австралия - пустынный континент, с благоприятными условиями жизни лишь только на востоке. Когда в Австралию прибыли люди, в Европе ещё находились неандертальцы - Европу освоили самой поздней. "Райская жизнь в Австралии" продлилась недолго, и где-то 14-7 тысяч лет назад наступил "термический максимум", период, когда образовались все ныне существующие пустыни. Австралия почти вся превратилась в пустыню; таяли ледники, уровень воды поднимался. На территории Океании образовались большие водяные пространства, и - "люди оказались в ловушке". Произошло "бутылочное горлышко". Аборигены могут найти воду в пустыне, охотятся на всех животных и едят все растения (Фредерик Роулс, "Австралийские Аборигены"). Могут выжить в самых сложных, экстремальных условиях. Судьба аборигенов оказалась трагической: в контакте с белыми людьми. Аборигены были беззащитны перед представителями новоевпроейской колонизационной цивилизации. До прихода белыъ по оценочных данным жило от 300 000 до полумиллиона аборигенов. К началу XX века осталось не более 60 тысяч. Белые принесли инфекции, но главное - аборигены мешали экономическому развитию. В те времена в Великобритании была компания, которая предлагала покинуть Британию и выделить им землю в Австралии бесплатно. Там люди принимались разводить овец. Аборигены охотились и на этих овец, что нарушает страшную заповедь британского джентельмена - "посягательство на частную собственность". Начались облавы и истребления аборигенов. Те аборигены признаны людьми лишь 1967 году в результате референдума из двух вопросов: "включать ли аборигенов в перепись наслеения и давать ли избирательное право?" Приняты даже патерналистские законы, дающие даже привелегии. Численность аборигенов восстановленна и, вероятно, превзошла изначальную: 470 тысяч где-то вместе с островитянами островов Таррисова пролива. Начиная с 80-ых годов прошлого века некоторые аборигены даже получили право на собственную землю. Полуострова Кимберли, Йохок - много полезных ископаемых, где многие получает права на устройство рудников. Предприниматели заинтересованы в получениях прав индивидами, однако если подобное право индивидуализировано, то аборигены быстро исчезают - получая "свои гроши" за акции и всё быстро растрачивают. В случае же коллективного управления создаётся фонд поддержки аборигенов. Первый Флот в Австралию прибыл под командованием капитана Филлипа - 11 кораблей с 750 осуждённых каторжан и 300 солдат, 26 января 1788. Основан форт Джексон. Каторжная колония там организована. Колонии стали возникать одна за другой, в штате Виктория и других штатах. Первоначальное накопление капитала ведёт к появлению "лишних людей". До начала XVIII века данных людей отправляли в Северную Америку, первые рабы в Северной Америке - не негры, а ирландцы. После революции в Америке стали решать, куда девать данных людей? Оказалось, что Австралия - идеальное место. Первые Австралийцы - либо каторжане, либо солдаты, их охранявшие. К 40-ым годам XIX века бОльшая часть уже - свободные поселенцы, каторги там запрещены. После 1881 года обнаружено золото - началась золотая лихордка, и из британских доминионов хлынула масса людей. Численность увеличилась на 1,5 млн человек за 10 лет - то были свободные люди, однако, естественно, "кладоискатели" - "люди не первого сорта". До рубежа XIX-XX веков Австралия дожила в качестве совокупности колоний, но лишь в 1901 году колонии договорились между собой и метрополия признала их доминионом. Австралия всегда отличалась "левизной" взглядов. Все писатели Австралии - социалисты преимущественно. Первая страна, где на выборах победила социалистическая партия - и сформировала в 1904 году правительство. В момент Кризиса Британской Империи - в ПМВ мощный удар по сознанию австралийцев, австралийские солдаты служили в составе АНЗАКа. АНЗАК высаживался в Галлиполи. Офицеры были британцы в том корпусе. В ВМВ австралийские солдаты были отправлены против Японцев в Сингапур, и были захвачены японцами. Одна из центральных тем в австралийском кино - японский плен. В итоге в 80-ых года был подписан "Австралийский акт", по которым Австралия получила полный иммунитет, но осталась в составе Содружества. НАРОДЫ АВСТРАЛИИЗаселение Австралийского континента произошло около 40 тыс. лет назад и ко времени появления первых европейских поселений на территории Австралии в конце XVIII в. его население, по различным оценкам, составляло около 300 тыс. чел., которые говорили примерно на 600 языках. По данным последней переписи, аборигенами считают себя около 350 тыс. чел., включая большое число лиц смешанного происхождения. Знание родного языка сохраняют лишь немногие группы аборигенов, примерно 70 тыс. чел. По принятой классификации традиционное (доконтактное) общество аборигенов Австралии представляет собой ХКТ бродячих охотников и собирателей, когда производство средств к жизни основано исключительно на присвоении готовых ресурсов окружающей среды. Основному способу добывания пищи соответствует естественное разделение труда между мужчинами, занимающихся по преимуществу охотой, и женщинами, уделом которых, в основном, является собирание растительной пищи. В рационе аборигенов до 90% занимала растительная пища, собираемая женщинами. Женщины также охотились на мелких животных. В зависимости от времени года и степени изобилия пищевых ресурсов группы аборигенов перемещались из одной местности в другую. Вместе с тем такие постоянные переходы имели не хаотический, а циклический характер в рамках определенных территорий, принадлежащих тем или иным наследственным группам. Цикличность событий повседневной жизни определяется не только зависимостью от природных условий, но и особенностями стереотипов поведения социального плана: запретов и предписаний, правил взаимоотношений между группами и отдельными индивидами, проведением различных ритуалов, представляющих собой достаточно жесткий каркас социальной жизни. Охота на крупных животных являлась не столько обязанностью, сколько привилегией мужчин. Основными поставщиками мясной пищи были младшие мужчины, для старших мужчин, достигших возраста 35–45 лет, главным занятием становилось проведение священных обрядов, которые рассматривались как средство обеспечения благополучия всех членов общества, в том числе как средство создания и поддержания изобилия природных пищевых ресурсов, животных и растений. Обучая молодых мужчин таинствам магических обрядов, старшие мужчины получали в качестве компенсации большую долю их охотничьей добычи. Мясо особо ценных видов животных рассматривалось как деликатес, но не столько по вкусу и питательности, сколько в соответствии с системой пищевых запретов, налагавшихся обычаем на женщин и младших мужчин. Например, в некоторых районах только старшим мужчинам разрешалось есть мясо игуаны или дюгоня. Обоснованием таких запретов служили священные мифы. При характеристике ХКТ аборигенов Австралии следует учитывать факты, говорящие о том, что охота и собирательство в зародыше уже содержат в себе некоторые элементарные навыки, сходные с приемами земледелия, например, ухаживание за дикими растениями, способствующее их росту и плодоношению. В связи с этим необходимо упомянуть термины "сельское хозяйство с горящей головней", "непассивное поведение аборигенов перед лицом природы" (имеется в виду сезонное выжигание травы в буше с целью продуцирования свежих побегов). Среди орудий труда австралийцев выделяется бумеранг, ставший своего рода символом аборигенной культуры. Бумеранг – это усовершенствованная метательная палица. В охоте бумеранги использовались мало – чаще как боевое или дуэльное оружие. Причем это были прямолетящие бумеранги. Одной из наиболее совершенных форм был так называемый бумеранг "лебединая шея", или бумеранг с крюком. Такой бумеранг цеплялся за кромку щита противника и, переворачиваясь, противоположным концом ударял его по голове. Бумеранги возвращающегося типа в качестве охотничьих орудий не использовались, поскольку сложная траектория полета не позволяла прицеливаться, и изначально они предназначались для игр и ритуальных состязаний. Основными орудиями охоты на крупных животных служили легкие деревянные копья, целиком вырезанные из стволов молодых деревьев. Копья с каменными наконечниками изготавливались только в некоторых районах Австралии, а затем распространялись путями обмена по всему континенту. Легкость копий, по-видимому, и обусловила использование при метании особого приспособления, так называемой метательной дощечки, или копьеметалки, с помощью которой копью придавалась высокая начальная скорость. С гой же целью охотник подкрадывался к жертве на очень близкое расстояние в 10–20 м. Традиционная культура аборигенов Австралии являет собой пример того, как бродячий образ жизни заставляет минимизировать число элементов материальной культуры. Это приводит к появлению полифункциональных орудий. В Центральной Австралии такое приспособление для метания копья, как копьеметалка, конструировалось в расчете на то, чтобы одновременно использоваться в качестве корытца и инструмента обработки деревянных изделий (в рукоятку с помощью смолы и волокон вставлялся каменный резец или скребло). Наряду с естественным разделением труда между мужчинами и женщинами существовало локальное разделение труда между жителями различных местностей. Эта специализация вызывала к жизни разветвленную сеть церемониального обмена ценностями, покрывавшего собой весь австралийский континент. Необходимость путей обмена объясняется как отсутствием на тех или иных территориях определенных источников сырья (например, кремневых пород или залежей охры), так и иррациональными представлениями об особых магических свойствах орудий, передаваемых по путям обмена из отдаленных местностей. Каждый мужчина, достигший зрелости, вовлекался в престижную систему обменных отношений, оказываясь на пересечении нескольких путей обмена. Это заставляло весьма интенсивно трудиться, поскольку неготовность сделать ответный дар в любом направлении, значительно понижает социальный статус индивида. Сложность положения усугубляется тем, что участие в церемониальном обмене сочетается с разносторонними обязательствами по линии обмена вещами и услугами, определяющимися родственными и матримониальными связями, т.е. производством самой жизни. Так, заключение брачного соглашения требует ответной компенсации материальными ценностями на долговременной основе. Как правило, это совпадает с обязательствами по отношению к наставнику при прохождении обрядов возрастной инициации. Каждый этап посвящения оплачивается продуктами охоты. С этим связана другая особенность материальной культуры аборигенов, которая заключается в том, что практические функции орудий труда не отделены от ритуальных. Порядок и приемы изготовления орудий труда обусловлены наложением целого ряда ритуальных запретов и ограничений. В частности, изготовление каменных наконечников копий связано с противопоставлением мужчин по линии старшинства. Деление на возрастные классы старших и младших мужчин имело характер четко выраженного социального института. Упомянутые пищевые запреты в каком-то смысле довершают собой картину материальной жизни аборигенов Австралии, учитывая невозможность абсолютно четкого разделения различных сфер деятельности. Наложение или снятие пищевых запретов является эффективным средством контроля над обществом со стороны старших мужчин, образующих собой привилегированную группу людей, имеющих почти неограниченное право повелевать остальными. |