Главная страница
Навигация по странице:

  • Основу предмета

  • 2.Философия как методологическая основа профессиональной этики. Этика и мораль.

  • 3.Сущность и структура морали

  • Моральная деятельность

  • Моральные отношения

  • 4.Свойства морали(нормативность, императивность, оценочность.)

  • 5.Нравственный императив и принцип свободы человека

  • 1. Этиканаука о морали, ее предмет. Роль морали как всеобщего регулятора поведения людей


    Скачать 439.6 Kb.
    Название1. Этиканаука о морали, ее предмет. Роль морали как всеобщего регулятора поведения людей
    Дата18.01.2018
    Размер439.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаDokument_Microsoft_Office_Word.docx
    ТипДокументы
    #34544
    страница1 из 20
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    1.Этика-наука о морали, ее предмет. Роль морали как всеобщего регулятора поведения людей.

    Этика — это философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности. Существует, стало быть, мир явлений морали и нравственности и существует теория, его описывающая и изучающая. Это аналогично тому, как мы различаем явления жизни, с одной стороны, и биологию как науку о них, с другой, или явления психики, душевной жизни и науку психологию. Этика(обычай, характер)- область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль во всех областях ее проявления.

    Основу предмета этики составляет учение о социальной природе нравственной деятельности, моральных отношений и морального сознания, отражающиеся в категориях этики.

    Мораль, или нравственность (лат. moralis - нравственный), - это одна из самых важных и обширных областей духовной жизни общества. Она появилась вместе с возникновением общества и существует для того, что бы удовлетворять определенные потребности человека и общества, регулировать взаимоотношения между людьми. Под моралью понимается совокупность норм или принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу, санкционированных личным убеждением, общественным мнением и традициями. Мораль регулирует поведение и сознание людей во всех сферах их общественной жизни. Нормы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет многовековую культуру межчеловеческих взаимоотношений. Наличие у общества таких норм позволяет ему оценивать поступки людей с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости, честности и бесчестия.

    Мораль не опирается непосредственно на какие-то специальные учреждения и организации, которые принуждали бы человека соблюдать моральные нормы и правила. Она предстает как личная позиция каждого человека, как его нравственное отношение к действительности. В то же время человеку не просто нарушить общепринятые нравственные заповеди и нормы, требующие от него строго определенного поведения в данном обществе. Ведь большинство моральных требований обращено не к внешней целесообразности в поведении человека, а к моральному долгу, т.е. носит форму императива, прямого и безусловного повеления. И.Кант, размышляя над этими свойствами нравственных требований, пришел к выводу, что в морали люди действуют так, как если бы существовал Всевышний, кто дал им эти заповеди и отвечает за их истинность.

    В рамках марксистской этики (этика - философская наука о морали) делается вывод, что мораль имеет земные корни. При этом подчеркивается, что моральные понятия и нормы не существуют сами по себе в качестве некого универсального кода, годного для всех времен и народов. Мораль включена в живую ткань человеческих интересов, каждая эпоха, каждый класс вкладывает в нее свое содержание. Нет морали вообще, есть исторически определенные типы морали, смысл нормативных требований которых не одинаков. Так, требования справедливости в античности, в средние века, в Новое время - это разные по своему содержанию требования.

    Конечно, не только историческая эпоха, но и каждый человек относится к моральным требованиям не как к абстракциям, а применяет моральные нормы всякий раз очень конкретно, решая, что есть добро или справедливость. Но от того, что нормы морали трактуются своеобразно, они не перестают быть регуляторами человеческих поступков, имея при этом обобщенный, мировоззренческий характер. Мораль воплощает в себе общечеловеческие представления о нравственном поведении, фиксируя их с помощью таких категорий, как “добро”, “зло”, “справедливость”, “честь”, “совесть”, “долг”, “достоинство” и многих других. Эти представления о нравственном поведении воспроизводятся повседневно в человеческих взаимоотношениях силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в людях убеждений и побуждений.

    2.Философия как методологическая основа профессиональной этики. Этика и мораль.

    Любой человек располагает определенными знаниями об этике и морали на уровне, так сказать, обыденных представлений. Нам же предстоит познакомиться с этикой как с научной теорией. Начнем с основных определений.

    Этика (от греч. еthos, лат. еthiса — обычай, характер) — область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль во всех формах ее проявления.

    Мораль (от лат. mогеs - характер, нрав, проявляющийся в общении) — форма общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая общесоциальной основой его регулирования. В отличие от права мораль носит в основном неписаный характер, предоставляет личности широкую возможность выбора и санкционируется воздействием общественного мнения. Требования морали фиксируются в общественном сознании в виде обычаев, традиций и общепринятых представлений.

    Нравственность — практическая воплощенность моральных идеа- лов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними[1].

    Поскольку этика относится к области философских наук, то здесь зачастую приходится прибегать к языку философских категорий, не говоря уже о том, что ее сущность и все основные принципы базируются на философской методологии.

    Главной составляющей философской основы этики является диалектический метод познания. Диалектический метод отличается от так называемого «обыденного» познания (и знания) тем, что он рассматривает каждый объект познания, во-первых, в процессе движения и развития, а во- вторых, во взаимосвязях с другими объектами и учитывает их взаимовоздействие. Это главное. Кроме того, необходимо принять во внимание следующие положения диалектики, сформулированные еще Г. Гегелем:

    • абстрактной истины нет, истина конкретна; и процесс познания есть прежде всего процесс движения «от абстрактного — к конкретному»;

    • одноплановых явлений не существует, всякое явление представляет собой единство противоположностей (и их борьбу), причем иногда может осуществиться их взаимопереход; применительно к этике в ряде ситуаций то, что воспринималось как зло, начинает рассматриваться как добро, и наоборот;

    • всякое количественное изменение, перейдя определенную границу, называемую мерой, придает явлению новое качество[2].

    Коренное отличие этики от других сфер философской науки заключается в том, что ее принципы, категории, нормы и т.д. носят по преимуществу не понятийный, а ценностный, т.е. аксиологический характер (аксиология — наука о ценностях).

    знания вырабатываются на основе оценки человеческих отношений и явлений социальной действительности. Главными критериями оценки являются представления людей о том, что есть добро и что есть зло — его антипод. Это основные категории этики и вместе с тем основные критерии морального и аморального, нравственного и безнравственного. Таким образом создается общественная и индивидуальная системы нравственных ценностей. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем у каждого человека носят своеобразный, только ему присущий характер, являя собой диалектику объективного и субъективного. В том случае, когда индивид признает приоритет общественной системы ценностей, он легко адаптируется к общественной системе, активно участвует в общественной жизни и одним из его главных мировоззренческих устоев становится принцип коллективизма. В противном случае человек сосредоточивается на своих личных интересах и его главной мировоззренческой установкой становится принцип индивидуализма. Когда «противостояние» общественного и личного, коллективного и индивидуального приобретает ярко выраженный, более того, непримиримый, антагонистический характер, человек «выламывается» из общества, становится диссидентом.

    наиболее уместно использовать диалектическое соотношение категорий «общее», «особенное» и «отдельное, единичное», где общее — это общесоциальная, общечеловеческая мораль, особенное — моральные принципы и нормы, диктуемые спецификой (если говорить о профессиональной эгике) той или иной профессиональной среды (в нашем случае — спецификой служебной деятельности правоохранительных органов вообще), и, наконец, единичное — действующее исключительно в сфере определенной службы, В последнем случае некоторые моральные нормы могут иметь парадоксальньтй характер — вплотъ до противостояния общечеловеческим нормам морали (например, в оперативно-розыскных службах).

    Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому сотруднику органов внутренних дел, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни, а человек провозглашен Конституцией высшей ценностью и на первый план выдвигаются гарантии его прав и свобод. А в любой полицейской профессии основным «объектом» является человек. Более того, деятельность сотрудников касается важнейших интересов и благ людей, к тому же нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав личности, принятием решений, влияющих на судьбу человека.

    В системе ценностей любого работника правоохранительных органов особое место занимают проблемы профессиональной этики. Это обусловлено рядом объективных причин. Во-первых, борьба с преступностью и иными правонарушениями - это не только правовая, но и моральная проблема, поскольку нельзя вести борьбу с преступностью и причинами ее порождающими, не укрепляя моральные устои общества, а без борьбы с преступностью невозможно обеспечить всемерное развитие и проявление морального фактора в его конструктивной, созидательной роли.

    Во-вторых, сотрудникам органов внутренних дел приходится иметь дело, как правило, не с лучшей частью общества, что, с одной стороны, весьма неблагоприятно воздействует на их моральный облик и способно при определенных условиях привести к моральной деформации, а с другой стороны, служебная этика обязывает каждого сотрудника проявлять такт, выдержку, морально воздействовать на задержанного, арестованного, осужденного. К тому же, как показывает практика и исследования, нравственная культура сотрудников органов внутренних дел оказывает заметное дисциплинирующее, воспитательное воздействие на граждан. Не секрет также, что в условиях демократизации и гуманизации общества, расширения гласности о деятельности правоохранительных органов значение профессиональной морали их сотрудников заметно возрастает.

    Профессиональная этика включает в себя определенные категории этики и моральные принципы, лежащие в основе деятельности людей той или иной профессии, моральные качества, которыми они должны обладать, нравственные нормы, регламентирующие их служебную деятельность, и ряд других моральных аспектов профессиональной деятельности. Профессиональная этика характеризуется такими категориями как «профессиональный долг», «служебное достоинство», «профессиональная честь» есть мундира». Имеют вполне определенное профессиональное звучание в практике органов внутренних дел и такие этические категории как «ответственность», «справедливость», «гуманизм», «коллективизм» и ряд других.

    Как правило, сотрудник определяет свою линию поведения, конкретные поступки, отношение к службе и людям, сверяя их с его пониманием «личного и служебного достоинства», «профессионального долга и чести». Если его предполагаемые действия соответствуют представлениям работника о долге, чести, достоинстве, то он охотно выполняет свои обязанности, действует инициативно, не боится взять на себя ответственность, т. к. морально он одобряет и поощряет свои действия.

    3.Сущность и структура морали

    Мораль (от лат. moral's — нравственный, mores — нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений.

    С этой точки зрения структура морали, нравственности многоярусная и многоплановая. Охватить ее одновременно невозможно, не соблюдая биологический, психологический, социологический, нормативный, личностный, философский подходы. Очень простой вариант структуры морали был намечен в древности. Ведь нравственность — это, с одной стороны, понятие, убеждения, намерения, а с другой стороны — поступки, практические действия. Соединение же слова и дела составляет суть нравственных отношений между людьми, поэтому в морали в неразрывном единстве находятся сознание, деятельность и отношение.

    Иначе в структуре нравственности выделяются:

    • нравственное сознание (общественное и индивидуальное);

    • нравственная практика;

    • нравственные отношения.

    Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности, отражающей нравственное бытие людей. Особенность этого сознания — в восприятии всех явлений с точки зрения ценности. Главная задача заключается не в объяснении явления, не в раскрытии его причин, а в его оценке. Ценностное отношение к действительности — важная характеристика нравственного сознания. Особое место в иерархии ценностей занимает идея о должном. Эта идея определяет конечную цель деятельности человека (или общества).

    Исходя из этого, нравственное сознание позитивно или негативно оценивает поступки людей (в категориях добра и зла). Это является важной характеристикой, предписывая модель действия. Нравственное сознание реализуется в двух формах: общественной и индивидуальной. Общественное сознание является элементом социальной жизни. В нем аккумулирован и систематизирован нравственный опыт многочисленных поколений, позволяющий отдельного человека воспитывать как полноценную личность.

    В общественном нравственном сознаний выделяется два уровня:

    обыденный и теоретический.

    Первый уровень представляет собой так называемую «житейскую мудрость» и «здравый смысл», повседневные суждения и оценки, непосредственно связанные с жизнью людей. Его представления зачастую нечетки, неустойчивы и противоречивы, что связано с жизненными обстоятельствами.

    Второй уровень — теоретический — характеризуется системностью, трациональностью. На этом уровне решаются «смысложизненные» вопросы бытия. В теоретическом нравственном сознании главную роль играет моральная философия, т. е. этика.

    Моральная деятельность-важнейший и определяющий компонент морали,проявляющийся в поступках.Только совокупность поступков ,характеризующая поведение личности,дает представление о подлинной ее моральности.

    Поступок,в свою очередь,содержит 3 компонента:

    1.Мотив-побуждение к действию,нравственно осознанное или же мотивация-совокупность мотивов

    2.Результат-материальные или духовные последствия поступков ,имеющие определенное значение

    3.Оценка окружающими как самого поступка,так и его результата или мотива

    Моральные отношения-это те отношения, в которые вступают люди.совершая моральные (аморальные) поступки.Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного(побуждения,интересы,чувстваиндивида) и объективного(нормы,идеалы,нравы,обычаи). Вступая в моральные отношения, люди возлагают на себя моральные обязательства и вместе с тем приобретают определенные моральные права.Устойивые моральные отношения присущи стабильному состоянию обществу, социальной группы,профессионального коллектива.

    Нравственные отношения в служебном коллективе подразделяются на 3 уровня:

    1.Субординированные-отношения между начальником и подчиненными

    2.между коллегами

    3.с гражданами

    В каждой правоохранительной структуре и в определенной степени в каждом служебном коллективе эти формы отношений приобретают свой характер и формируются по принципу диалектического сочетания общего,особенного и отдельного

    4.Свойства морали(нормативность, императивность, оценочность.)

    Мораль является одной из форм общественного сознания.

    1. Императивность морали

    2. Нормативность морали

    3. Оценочность морали императивность (от лат. imperative - повелевать) - требование определенного поведения, выполнения предписаний морали.

    Императивность:

    • согласует интересы личности с интересами общества;

    • утверждает приоритет общественных интересов;

    - в то же время не ограничивает свободу личности (за исключением ее негативных проявлений). Императивность - форма выражения требований и распоряжений морали, способ реализации ее норм и принципов.

    Нормативность-процесс превращения объективного распоряжение в субъективную действие, единство того и другого. Моральная норма становится такой, когда превращается из внешнего побуждения во внутреннюю установку лица. Важную роль здесь играет такая существенное свойство морали как оценка. Мораль всегда предполагает одобрения или осуждения явлений социальной действительности, связанных с поведением человека, общности людей и т.д.. Оценка устанавливает соответствие или несоответствие поступка. Формы оценки могут быть разными в зависимости от содержания поступка: похвала, одобрение, согласие, неприятие, осуждение, благодарность и т.д.. Оценка является способом определения нравственной сути человека.

    5.Нравственный императив и принцип свободы человека

    По теории И. Канта, при выборе своего поведения человек должен руководствоваться не только своими желаниями, но и общечеловеческими правилами, являющимися для него категорическим императивом (безусловным повелением).

    Суть категорического императива И. Кант формулирует следующим образом: ≪Поступай так, чтобы максима твоего поведения, на основе твоей воли, могла стать общим естественнымзаконом≫. Кант выдвигает три максимы поведения:

    1) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;

    2) в своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью, его никогда нельзя использовать только как средство;

    3) все поступки должны быть ориентированы на общее благо.

    Диалектическая взаимосвязь второй и третьей максимы является основой гармонизации отношений между обществом и индивидом, между государством и гражданином, а первая максима фиксирует абсолютное нравственное требование, состоящее в осознании человеком своего долга. Основой нравственного долга выступает свободная и разумная воля.

    Все вещи в мире, указывает И. Кант, имеют относительную ценность, и только разумная и свободная личность имеет безусловную ценность сама по себе.

    Мораль не выводится из чего бы то ни было, она содержит свою причину в себе. Кант вырывает мораль из многообразия жизненных связей, он возвышает ее над миром и противопоставляет ее реальному миру.

    По Канту, нравственные требования должны иметь абсолютный характер безусловного веления, что он и называет категорическим императивом. А таким императивом, как он утверждает, является осознание человеком своего долга, имеющего абсолютное значение, который не может быть средством для чего-нибудь,.а только цель сама п себе (все вещи в мире имеют относительную ценность), и только разумная и свободнаяличность имеет безусловную ценность: человек должен быть свободным и разумным — таков моральный закон.

    А моральный закон требует ≪поступать таким образом, чтобы признавать в себе и других свободную и разумную волю целью, а не средством ≫. Исходя из этого, Кант требует от каждого ≪действовать так, чтобы правило, руководящее твоей волей, могло быть так же основой всемирного законодательства≫. Именно поэтому, по Канту, абсолютное уважение к личности является нравственным основанием морали и права. Однако это в реальной жизни невозможно, поскольку в природе человека существует ≪изначальное зло≫, которое он называет эгоизмом, якобы свойственном природе человека (себялюбие, стремление только к собственному счастью, которое неистребимо).
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта