Главная страница

Лекцмя. 1. Эволюция представлений оправе


Скачать 139.54 Kb.
Название1. Эволюция представлений оправе
Дата27.02.2023
Размер139.54 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛекцмя.pdf
ТипДокументы
#957518
Тема 27. Основные концепции правопонимания. План
1. Эволюция представлений оправе. Основные концепции правопонимания.
1. Эволюция представлений оправе.
Правопонимание – научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Право – сложный, уникальный, общественно необходимый феномен. В науке сложилось множество течений, идей, точек зрения по поводу того, что есть право. Идея естественного права. Доктрина естественного права сопровождала действующее право на всем его историческом пути.Основной смысл идеи естественного права с самого начала ее зарождения состоял в том, что естественные права человека выдвигались в качестве некоего ориентира, своего рода критерия для оценки правового содержания закона (писаного права. Естественное право не является какой-либо особой системой юридических норм оно представляет собой некий набор социально- правовых притязаний общества, обращенных к государству и основанных на идее существования у человека естественных, неотчуждаемых прав, обусловленных самой его человеческой природой, таких как право на жизнь, свободу, равенство, право на счастье, на справедливое отношение к человеку и др. Как теория идея естественного права оформилась в XVII-XVIII вв., став идеологическим оружием буржуазии против феодально-абсолютистских порядков. Основателем теории естественного права признается Гуго Гроций
(1583-1645 гг.). В дальнейшем она получила развитие в трудах французских просветителей XVIII в. - Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтера и др. В России ее сторонником являлся Александр Николаевич Радищев. Для классического учения XVII-XVIII вв. характерно то, что естественные права понимались как вечные и неизменные, рази навсегда установленные человеческой природой. В XX в. естественные права стали уже связываться с природой человека как существа социального, субъекта социальных связей и получили свое дальнейшее выражение в форме социально-экономических и политических прав. Немецким теоретиком права и философом Рудольфом
Штаммлером (1856-1938 гг.) была выдвинута идея естественного права сменяющимся содержанием. В литературе начала XX в. такой подход именовали возрожденным естественным правом. (К настоящему времени этот термин вышел из употребления) Среди моментов, характеризующих содержание и развитие доктрины естественного права, можно назвать а) утверждение о существовании естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменных прав человека, обусловленных самой его природой б) различение права и закона в) идею естественного права с изменяющимся содержанием, учитывающую реальные процессы развития прав человека вместе с развитием общества г) существование различных направлений развития естественно- правовой теории. Юридический позитивизм. Основные положения юридического позитивизма были изложены в работе английского юриста Д. Остина Чтение по юриспруденции (1832 г. Право – реальный факт, как и явления природы. Реальность праву придает государство, которое закрепляет конкретные нормы в принимаемых им письменных источниках в целях руководства разумной сущностью. Право образуют четыре элемента приказ санкция обязанность исполнения суверенная власть. Сущность права составляет приказ власти, адресованный подчиненному под угрозой применения санкции в случае его невыполнения. Из такого понимания права задача юридической науки сводится к анализу принятых государством законов и иных нормативных правовых актов, не вдаваясь в оценку содержащихся в них норм с позиции нравственных категорий. Единственным источником права признается государство. От него субъекты получают права и свободы. Право отождествляется с законом вне закона нет права, любой закон совершенен. Такое представление оправе приводит к выводу об октроированном дарованном) характере прав и свобод и допускает существование неправовых законов и произвол государства. Однако юридический позитивизм имеет определенные достоинства. В рамках позитивизма были разработаны правовые средства, конструкции, способные обеспечить действие права, принудительные меры к правонарушителям обоснованы важнейшие принципы теории права, такие как
- верховенство закона и наличие иерархической связи между законами и иными нормативными правовыми актами
- недопустимость отказав правосудии по мотивам наличия в действующем законодательстве пробелов или неясных норм. Свое логическое завершение юридический позитивизм получил в нормативистской теории права.

Нормативистская теория права Правовое учение нормативизма имеет свои корни в формально-догматической юриспруденции XIX в. и сложилось на основе методологии, выработанной в юридическом позитивизме. Родоначальником нормативистской школы является австрийский юрист Ганс Кельзен (1881-1973 гг.). Сам автор называл разработанное им учение чистая теория права, итак же называется самая известная его работа на эту тему. Нормативизм развивает тезис позитивизма о том, что право следует познавать лишь из самого права, и подкрепляет его ссылкой на постулат кантианской философии, согласно которому должное - это особая, доопытная сфера, создаваемая человеческим разумом и независимая от сущего (то есть природы и общества. Поскольку право представляет систему правил должного поведения, оно лежит в сфере должного и, следовательно, независимо от сущего.
Кельзен определяет право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке. Под чистой теорией права автор понимает юридическую науку, которая исключает в изучении права его экономическую, политическую, идеологическую, моральную и др. оценки. То есть юридическая доктрина должна заниматься не установлением различных оснований права, а изучать его специфическое содержание, понимать его из самого себя. В этой связи Кельзен являлся противником и теории естественного права. Основная норма непосредственно связана с конституцией и звучит следующим образом Должно вести себя так, как предписывает конституция. Таким образом, придается легитимность существующему правопорядку, в том числе и государству, поскольку, по Кельзену, государство - это тот же правопорядок, только взятый под иным углом зрения государство есть следствие, продолжение права, которое возникает раньше, чем государство. Полезно в нормативизме то, что он обращает внимание на такие качества права, как нормативность, формальная определенность, иерархичность, что способствует совершенствованию права как системы. Историческая школа права сложилась впервой половине XIX в. в Германии. Ее основателями были видные немецкие юристы - Гуго, Пухта,
Савиньи, которые находились в оппозиции к естественно-правовой доктрине и разработали свою теорию в противовес ей. Хотя позднее, уже вначале в, представители социологической школы в Германии Е. Эрлих и Г.
Канторович обвинили историческую школу в том, что она не освободилась от концепции естественного права, согласно которой судья только познает и применяет право, ноне создает его. Общим у исторической школы права с естественно-правовой теорией можно считать положение о том, что право не создается законодателем, не творится его произволом. Основоположники исторической школы представляли процесс образования и развития права как стихийный, спонтанный, практически независимый от законодательной деятельности государства, также как формирование духа народа и его языка. При этом главным источником права считался обычай, а законным то, что ранее установилось и существует. В соответствии с этим законы производны от обычного права, которое проистекает из недр национального духа. Право – это выражение духа народа. Историческая школа права складывалась под влиянием процессов, происходящих вправе средневековой Европы, когда рецепция римского права требовала исторического анализа правового материала. В этой связи данное теоретическое направление способствовало становлению исторического метода в юридической науке. А историзм как метод вызвал к жизни новую науку - историю права. И во всем этом большая заслуга исторической школы права. Социологическая юриспруденция начала формироваться на исходе
XIX в, когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний. Социологические теории права складывались двумя путями с одной стороны, путем формирования правовых концепций в рамках общей социологии, ас другой - путем распространения социологических методов познания в юриспруденции. К родоначальникам социологической юриспруденции относятся Р. фон
Иеринг (Германия, Л. Дюги и Ф. Жени (Франция, Е. Эрлих (Австро-
Венгрия), С. Муромцев (Россия. Характерный тезис всех вариантов социологического направления -свобода судейского усмотрения Под правом, - говорит американский судья и правовед Оливер Вендел Холмс (1841-1935 гг.), - мы понимаем нечто иное, как предвидение того, что фактически сделает суд. Представители социологической школы противопоставили позитивному праву как мертвому, книжному праву право живое, право в действии. Значительную роль в развитии социологического направления сыграл
Роско Паунд (1870-1964 гг.) - американский юрист, который многие годы был деканом Гарвардской школы права. Он утверждал, что право — это фактический правовой порядок и процесс деятельности суда. Сторонники социологического направления критиковали формально- догматический, нормативный подход к праву, который называли юриспруденцией понятий. Социологическая юриспруденция также, как и доктрина естественного права, выходит за рамки закона (писаного права, однако не в сторону естественных прав и свобода в сферу реализации права, правоприменительной практики. Хотя негативное отношение к позитивизму эти направления объединяет. Положительным моментом в этой теории является учет реальных процессов, происходящих в правовом регулировании, их изучение на основе конкретно-социологических методов. В этом же русле находится постановка вопроса об эффективности правовых норм, которой в свое время уделялось значительное внимание в советской юриспруденции.
Российская правовая доктрина в настоящее время по многим аспектам теоретических исследований ориентирована от нормативного подхода к социологическим методам познания правовой системы. Проблематика юридической практики, разработка понятия правовой системы, включение социологии права (наряду с философией права и специально-юридической теорией) в качестве компонента в общую теорию права - все это находится в русле социологического направления. Недостатком социологического направления является то, что возникает опасность размывания понятия права, утраты правом своих границ и, как следствие - появляется больше возможностей для нарушения закона, произвола судебных и административных органов. Психологическая теория права создана вначале в. российским ученым Львом Иосифовичем Петражицким (1867-1931 гг.). Наиболее полно она изложена в его труде Теория права и государства в связи с теорией нравственности. В числе последователей этой теории можно назвать А.
Росса, Г. Гурвича, МА. Рейснера. Психологическая теория вообще оказала большое влияние на пути дальнейших правовых исследований, в том числе и на современную американскую теорию права. В свое время русский юрист И. Покровский заметил поэтому поводу Если юриспруденцию XIX века упрекали в том, что она была юриспруденцией понятий, то нынешняя юриспруденция тяготеет к тому, чтобы стать юриспруденцией чувств. ЛИ. Петражицкий сосредоточил внимание на психологической стороне формирования правомерного поведения. Он полагал, что специфическая природа явлений права коренится в области эмоционального, импульсивного, в области переживаний, а не в области разума. Такое право он называл интуитивными противопоставлял его праву позитивному (нормам, велениям, запретам, обращенным к лицам, подчиненным праву и правоотношениям. Интуитивное право определяется психологическим отношением адресата к праву объективному, официальному позитивному. Таким образом, ЛИ. Петражицкий признавал существование и позитивного права, хотя придавал ему весьма ограниченное значение. Автор теории подчеркивал, что интуитивное право является чисто психологическим явлением, явлением индивидуальной психики и не может быть представлено как объективная реальность. Реальным в правовом регулировании ЛИ. Петражицкий считал только индивидуальное правосознание, субъективное переживание индивидом сознания двусторонней, императивно-атрибутивной связанности воли. Именно эта связь императивных, повелительных (в отношении других лиц) притязаний и атрибутивных (обязательных для субъекта) притязаний, существующая в психологической сфере индивида, отличает право от других социальных регуляторов и, по мнению Петражицкого, правом и является. Право – это совокупность императивно-атрибутивных эмоций. Согласно теории ЛИ. Петражицкого, роль государства в отношении права незначительна, практически ничтожна. Критикуя взгляд направо как веление государства, автор отмечал, что реально правом оказывается не
только многое такое, что находится вне ведения государства, не пользуется положительным официальным признанием и покровительством, но и многое такое, что со стороны государства встречает прямо враждебное отношение, подвергается преследованию и искоренению, как нечто противоположное и противоречащее праву в официально-государственном смысле. Достоинством теории ЛИ. Петражицкого является то, что она обращает внимание на психологическую сторону действия права, тесно связана с проблемой психологического механизма формирования правомерного поведения. Право не может регулировать поведение иначе, как через интеллектуально-психологическую сферу человека. Однако нельзя весь сложный механизм формирования правомерного поведения сводить исключительно к психологической, эмоциональной сфере индивида и объяснять все только ей и из нее. Специально-юридические и общесоциальные факторы и механизмы имеют здесь не меньшее значение.
Марксистско-ленинское учение оправе и государстве. Право – это возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Основные черты марксистско-ленинского учения оправе и государстве Обусловленность генезиса и природы государства и права как надстроечных явлений экономической сферой общества и прежде всего — характером производственных отношений (экономическим базисом общественно-экономической формации. Объяснение происхождения и сущности государства и права расколом общества на антагонистические классы. Идея отмирания государства и права -
одна из наиболее важных в марксизме-ленинизме: государство должно исчезнуть вместе с делением общества на классы. При этом праву предстоит отмереть вместе с государством.
В целом для марксизма характернынедооценка роли права, тезис об отсутствии у него исторических перспектив, скептическое отношение к идее правового государства. В этой связи многие западные авторы относят марксистское учение оправе даже к числу юридико-нигилистических. Вместе стем в рамках теории марксизма было высказано и немало теоретически ценных положений оправе и его природе. В частности, оценка права как равного масштаба, применяемого к неравным отношениям. Таким образом, критически пересматривая марксистско-ленинское учение оправе и государстве, следует сохранить те теоретические положения, которые прошли проверку временем и представляют ценность для современной юридической науки и обществоведения в целом. В первую очередь, это касается общеметодологических принципов и подходов, таких как принцип историзма, принцип диалектики, подход к праву и государству как социальным явлениям, зависимым от материальной жизни общества и его дифференциации на большие социальные группы, и др. Эволюция представлений оправе в отечественной юриспруденции.
До Октябрьской революции 1917 г. Россия входила в романо- германскую правовую семью, и основные черты русской юриспруденции второй половины XIX в. сформировались под определяющим влиянием
правового позитивизма подхода, отождествляющего право с положительным, писаным правом. Причем для России был характерен
этатический позитивизм (позитивизм, рассматривающий право как порождение и инструмент государства. Вначале в. российский этатический позитивизм вступил в кризисное состояние ираспался на два направления а)
формально-догматическое основанное на логической интерпретации юридических понятий) - Е.В. Васьковский, Д.Д. Гримм, А.А. Рождественский и др б социологизированное
(основанное на проблеме интереса вправе С.А. Муромцев, НМ. Коркунов и др. В это же время значительная часть российских теоретиков права отошла от позитивизма и образовала несколько школ. Возникла психологическая школа права (ЛИ. Петражицкий, ПА. Сорокин). Накануне первой мировой войны социальные процессы в России приобрели жестокий и неуправляемый характер, что послужило почвой для возрождения этатического позитивизма. И наиболее ярким его представителем выступил Г. Ф. Шершеневич. Сразу после Октябрьской революции, впервые годы советской власти отношение к праву среди ученых-правоведов и интерпретаторов марксизма было явно нигилистическим (МА. Рейснер, Е.Б. Пашуканис, ПИ. Стучка и др. Однако потребности самой жизни и бурная нормотворческая деятельность Советской власти объективно требовали теоретических разработок права и четкого определения позиции в правопонимании. В этой связи в конце х - начале х годов началось развитие правовой теории. При этом наряду с марксистским направлением в теории права (ПИ. Стучка и Е.Б. Пашуканис) появились и другие концепции. Так, имели место попытки возродить традиции психологической школы права (МА. Рейснер и др. Становление тоталитарного режима Сталина требовало соответствующего теоретико-правового обеспечения ив г. на Всесоюзном совещании работников науки советского права была принята дефиниция, предложенная правовым идеологом сталинского режима
Вышинским: Советское социалистическое право есть совокупность правил поведения (норм, установленных или санкционированных социалистическим государством и выражающих волю рабочего класса и всех трудящихся, правил поведения, применение которых обеспечивается принудительной силой социалистического государства. По сути, это определение составляло основу всех последующих дефиниций советского права. Во второй половине х годов рядом российских правоведов была выдвинута идея широкого понимания права. Предлагалось наряду с нормами включать вправо и правоотношения (С.Ф. Кечекьян, А.А.
Пионтковский), правоотношения и правосознание (Я.Ф. Миколенко),
субъективные права (Л.С. Явич). По существу, это была попытка
социологизации правопонимания в рамках позитивистской концепции. Как заметил проф. B.C. Нерсесянц, широкое понимание права еще не означало различения права и закона. Сначала х годов в советском правоведении начали появляться работы, в которых стало проводиться различение права и закона (B.C.
Нерсесянц, ДА. Керимов, Г.В. Мальцев, Р. Лившиц, Л.С. Мамут, В.А. Туманов и др. В тоже время проблема поиска новых определений права остается открытой.
2. Основные концепции правопонимания. Право существует в трех проявлениях (формах идея, норма, правоотношение. В зависимости оттого, что является исходным в подходе к праву и влияет на понимание права, все множество представлений оправе в соответствии с этими формами достаточно условно подразделяется натри основных направления позитивно-нормативное, естественно-правовое нравственное, социологическое. Сточки зрения позитивно-нормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью. Социологическая концепция права основана на понимании права как порядка общественных отношений в действиях и поведении людей. То есть в социологической концепции акцент переносится с содержания юридических правил на практику их действия, их практическую реализацию. С позиций нравственной школы право рассматривается как форма общественного сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им. Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое правосознание, официальное правосознание. Поэтому право (в соответствии сданной концепцией) - не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты. Для школ, относящихся к нравственному типу правопонимания, исходным является то положение, что человек есть мера всех вещей, а право является (или должно быть) отражением разумных, правильных идей, свойств, интересов и представлений человека. К этому направлению (которое объединяют под названием философия права) относится концепция естественного права Для позитивно-нормативной концепции исходным началом является государство. Оно объединяет юридический позитивизм, нормативистскую и классовую теории. Право для этих школ - продукт государственной воли, суверенной власти, которая таким образом устанавливает необходимый и обязательный порядок отношений в обществе.
Социологическое направление в правопонимании отталкивается от понятий общества, реальной жизни. Для них более важным, чем право в книгах, представляется право в жизни, то есть практика правового регулирования. Эти школы относят себя к социологии права (или
«социологической юриспруденции и их представители уделяют особое внимание конкретным правовым отношениям, массовому правосознанию и т. п. В настоящее время в науке происходит определенная интеграция этих направлений их сближает общее признание основных принципов правовой государственности, хотя в прошлом взаимоотношения этих направлений носили характер взаимного отрицания, критики и противоборства. Так, позитивистская доктрина, к примеру, формировалась как отрицание естественного права - важнейшего понятия философии права. Надо заметить, что каждое из направлений в правопонимании имеет свои основания, выражая ту или иную реальную сторону права, и поэтому они имеют право на одновременное существование. Так, нравственное видение права важно и для правового воспитания, и для развития действующего права. Без позитивно-нормативного понимания права практически недостижимы определенность и стабильность правовых отношений, законность в деятельности государственных органов и должностных лиц. Наконец, лишь через социологическое понимание право обретает конкретность и практическое осуществление, без него оно остается декларацией, системой текстов или моральных пожеланий. При этом каждое из правопониманий выступает как необходимый противовес другому. Проф.
О.Э. Лейст замечает, что быть может, польза и социальное назначение каждой из концепций в томи состоит, чтобы через критику уязвимых сторон других концепций высветить негативные свойства и опасные тенденции самого права. Юридическая наука предлагает и иные критерии для выделения типов правопонимания. Проф. B.C. Нерсесянц кладет в основу типологии правопонимания момент различения или отождествления права и закона и на этой основе проводит принципиальное различие между двумя противоположными типами:
юридическим (от «ius» - право) и легистским
(от «lex» -закон. При этом он подчеркивает, что для легистского подхода вопроса что такое право практически не существует право для него - это уже официально данное, действующее, позитивное право. У легизма есть лишь трудности с определением (дефиницией) того, что уже есть и известно как право. То есть легистским Нерсесянц называет такой подход к пониманию права, при котором отождествляются право и писаный закон. Юридический тип правопонимания охватывает различные прежние и современные философско-правовые концепции понятия права, основанные на различении права и закона. При этом естественно-правовая концепция - лишь частный случай (исторически наиболее распространенный, ноне единственный) юридического типа правопонимания.
Анализ изложенных подходов к пониманию права позволяет сделать вывод, что в основном существует три таких подхода и каждый из них имеет право на существование, обладая собственным основанием. К таким основаниям относятся следующие положения а)закон (официальные формы выражения права) может быть неправо- вым, ибо объективно существует определяющая его содержание социальная основа - естественное право, от принципов которого закон может отклоняться. То, что называют естественным правом, правом в собственном смысле не является, но позволяет определить, правовую или неправовую природу имеет тот или иной закон б) права не может быть вне определенных форм его внешнего выражения — закона (официальных форм выражения права, поэтому правом может считаться только единство правового содержания (правил, соответствующих природе права) и форм его объективирования, внешнего выражения и закрепления. Другими словами,право есть правовой закон в)между писаным правом (законом) и его практическим воплощением в вариантах фактического поведения лежит целый пласт опосредующцх звеньев в виде различных правовых и неправовых (в частности, психологических) механизмов, что и дает основание различать право в книгах и право в жизни.


написать администратору сайта