Главная страница
Навигация по странице:

  • Ничто

  • 3.Конфуцианство: этические и социальные воззрения

  • 4. Характерные особенности и значение древнегреческой философии.

  • Эллинистическая философия

  • Особенности древнегреческой философии в целом

  • 5.Характеристика милетской школы.

  • Космос. Об отношении идей к вещам.

  • Идея — центральная категория в философии Платона.

  • О познании и диалектике.

  • Воззрения на общество и государство.

  • 7.Философские, этические и политические воззрения Аристотеля.

  • Этические взгляды

  • Политическая доктрина Аристотеля

  • философия. 1. Философия буддизма


    Скачать 41.69 Kb.
    Название1. Философия буддизма
    Анкорфилософия
    Дата06.12.2021
    Размер41.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипДокументы
    #293657

    1.Философия буддизма

    Буддизм является одной из самых древних религий мира. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

    Основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.

    Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

    Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

    В буддизме есть основные истины, открытые Буддой:

    • Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.

    • Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.

    • Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.

    • Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.

    Восьмеричный путь спасения предполагает:

    • правильное понимание – первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;

    • правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;

    • правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);

    • правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;

    • правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;

    • правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;

    • правильные помыслы – главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;

    • правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

    2. Даосизм как философская система.

    Традиционное китайское учение Дао — это сочетание философии и религии. Философия даосизма объединяет разные виды духовных практик, направленных на достижение истинного просветления. Познание Дао — это жизненный путь и одновременно сама суть жизни. Главный учитель древнекитайской философии — Хуан Ди, Желтый император.

    Желтый император создал основу учения о Дао, но его главным автором является Лао Цзы. Он написал знаменитый трактат «Дао Дэ Цзин», в котором изложил основные понятия и идеи учения.

    Даосизм лег в основу государственной философии Китая. Даосизм определяет жизненные ориентиры большинства современных китайцев. Его основные идеи не изменялись со времен Конфуция, и остаются актуальными. Основные понятия даосизма:

    • Дао — путь, безличная сила, управляющая всеми явлениями во Вселенной; Дао никто не создавал, и не может уничтожить, оно безгранично и проявляет себя буквально во всём. Его нельзя увидеть, услышать, осязать, оно не имеет формы и названия. Это Ничто, в котором потенциально существует ещё не рожденное, не обретшее очертаний - Всё. Оно порождает многообразие форм природы и мироздания, является «вечным двигателем» всех процессов Вселенной, определяет путь развития и исчезновения всего, что есть в Природе.

    • Дэ — сила духа, добродетель, которой Дао наделяет правителей Китая;

    • Ци — жизненная энергия, присутствующая во всех существах;

    • У-вэй — принцип недеяния, согласно которому лучшая стратегия поведения — не вмешиваться в естественный ход вещей;

    • Пу — энергия пустых предметов.

    Основная суть даосизма — поиск истинного пути. Даос стремится стать единым целым с окружающим миром, обрести просветление. Дао бесконечное и многозначное, оно — универсальный закон бытия. Познать его органами чувств нельзя, только просветленный может постигнуть великий закон, которому следует даже Небо. Чтобы познать истинное счастье, человек должен познать Дао и пройти свой жизненный путь осознанно. После физической смерти бессмертный дух сливается с Дао, но задача человека — достичь этого слияния при жизни. Главная идея даосизма заключается во всеобщем равенстве людей, равных правах на жизнь и свободу. Эти идеи сразу привлекли к новой религии множество сторонников из низших слоёв населения.

    3.Конфуцианство: этические и социальные воззрения

    Потребность в философском переосмыслении настоящего была крайне велика, Китаю требовался новый взгляд на его судьбу, на проблемы взаимоотношения между людьми, на строение государства и общества, по этой причине все перечисленные концепции значительное внимание уделяют социально-этическим вопросам, либо полностью посвящены им. Конфуций происходил из знатного аристократического рода, однако в раннем детстве его отец погиб, и мать воспитывала сына в одиночку, так что будущий философ познал все тяготы положения беднейших слоев общества. Царившие в современном ему Китае порядке совершенно не удовлетворяли Конфуция, отмечавшего повсеместное падение нравов, хаос и разруху, бесплодные войны и конфликты. Конфуций настаивал на необходимости возврата к древним нормам и правилам поведения, главное из которых – «золотое правило нравственности»: «Не делай по отношению к другим того, чего не желаешь себе». Воспитание нравственных качеств должно основываться на самодисциплине и начинаться в семье: «почтительность младших к родителям и старшим братьям – основа человеколюбия».

    Главной целью своего учения Конфуций видел воспитание и нравственное преображение населения, в первую очередь его высших слоев – правителей, аристократии, а также создание гармоничных социальных отношений. Для этого им был создан нравственный идеал человека, к которому должен стремиться, и которому должен соответствовать каждый, в особенности тот, кто наделен значительной властью. Эта концепция получила название цзюнь-цзы – «благородный муж».

    Благородный муж должен был обладать рядом нравственных качеств:

    «Сяо» - сыновья покорность,

    «Жэнь» - человеколюбие,

    «Ли» - соблюдение ритуалов,

    «И» - долг,

    «Чжи» - разумность,

    «Синь» - благонадежность.

    Сяо является одной из центральных категорий концепции цзюнь-цзы. Поскольку Конфуций рассматривал все государство в качестве единой семьи с верховным отцом-правителем, то социальные отношения внутри государство строились на системах вертикального соподчинения, при которых более младшие должны были выказывать сыновью почтительность более старшим, и сами в тот же момент являлись старшими, по отношению к еще более младшим членам общества.

    Не менее важным качеством является жэнь. Жэнь – это гуманизм в самом широком его понимании, включающий в себя и милосердие, и доброту, и справедливость, и человеколюбие, и понимание и многое другое.

    Ли – это этическая категория предполагающая неукоснительное соблюдение правил и ритуалов, нравственно предписанных образцов поведения во всех жизненных ситуациях для каждого члена общества от крестьянина до царя.

    И – это долг, который благородный муж, познавший жэнь сам накладывает на себя из сознания своих обязанностей.

    Чжи понимается как разумное, сознательное отношение к жизни, себе, обществу и нравственным правилам, не бездумное следование, но разумное подчинение.

    Наконец, синь или благонадежность – это своеобразное вместилище всех добродетелей цзюнь-цзы, точка его завершенности.

    Конфуция рассматривал общество как большую семью, отношения в которой между социальными группами должны строится не на насилии и произволе, но на нравственных правилах. Конфуций отрицал силовые методы решения проблем в любом направлении, полагая что отдаленные народы могут быть приведены под власть истинного правителя исключительно путем культурной экспансии, распространения и привития им нравственно-этических ценностей.
    4.Характерные особенности и значение древнегреческой философии.

    Родоначальницей всей европейской философии считается древнегреческая философия. Со времени своего появления (VII в. до н.э.), она сразу отличалась от восточной. Прежде всего, потому что последняя опиралась на идею деспотического правления, поддерживала культ предков, чтила их обычаи и совсем не способствовала развитию свободомыслия.

    В соответствии с принятой периодизацией историю античной философии разделяют на три периода:

    Ранняя греческая философия (до V в. до н. э.)
    Классическая античная философия (V—IV вв. до н. э.)
    Философия эллинизма
    - Ранний эллинистический период (кон. IV—I вв. до н. э.)
    - Поздний эллинистический период (кон. I в. до н. э.-VI в.)

    Досократовский период

    Сами античные авторы, задававшиеся вопросом об историческом начале философии, указывали как на её родоначальников на фигуры семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский, со времени Аристотеля считается первым философом Греции. Он — представитель милетской школы, к которой также принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и др.

    За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия. К ней принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Одновременно с этой школой существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа, к которой наряду с другими принадлежали Филолай.

    Великими одиночками являются Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор. Демокрит, с его энциклопедически всеохватывающим мышлением, вместе со своим полулегендарным предшественником Левкиппом и демокритовской школой, является завершением досократовской космологии.

    Классический период

    Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу, Платону и Аристотелю — Афины примерно на 1000 лет стали центром греческой философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.

    Сторонники Платона группируются в школу, известную под названием Академии; важнейший представитель средней Академии — Аркесилай; новой — Карнеад; за Академией следует т. н. «средний» (в отличие от «нового») платонизм (куда наряду с др. входили Плутарх Херонейский (ок. 45 — 120) и Фрасилл (комментатор Платона и придворный астролог Тиберия).

    Сторонники Аристотеля, большей частью известные учёные, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних перипатетиков наряду с другими известны ботаник и характеролог Теофраст, теоретик музыки Аристоксен (ок. 350 до н. э.), историк и политик Дикеарх из Мессины; среди более поздних перипатетиков — физик Стратон, географ и астроном Аристарх Самосский (ученик Стратона, ок. 250 до н. э.) и Клавдий Птолемей (ок. 150 н. э.), врач Гален, комментатор Аристотеля Андроник Родосский (ок. 70 до н. э.).

    Эллинистическая философия

    В эллинистический и римский периоды получили развитие многие школы философии. На античную философию этого времени имели влияние также элементы индийской философии. Самые известные школы эллинистической философии: эпикуреизм; скептицизм; стоицизм; неоплатонизм.

    Особенности древнегреческой философии в целом

    В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:
    - материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);
    - древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руко­водство обществом;
    - стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
    - на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);
    - допускалось существование богов;
    - древнегреческие боги были частью природы и близки людям;
    - человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
    - были заложены два направления в философии — идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.
    5.Характеристика милетской школы.

    Милет, руины которого находятся в современной Турции, некогда был крупным культурным центром античного мира. Именно тут в начале VI в. до н. э. возникла классическая греческая философия, позже распространившаяся на соседние азиатские области, средиземноморские острова, Италию и, наконец, Афины. Человеком, положившим начало не только философии, но и многим естественным наукам, был житель Милета – мыслитель Фалес.
    Представители Милетской школы и их идеи

    Говоря о Милетской школе, специалисты, как правило, подразумевают творчество трёх мыслителей: Фалеса; Анаксимандра; Анаксимена.

    Общими чертами в идеях этих философов были: постановка вопроса о мировом первоначале, который милетские мыслители считали основным для науки; материализм; стремление рассматривать мир с учётом его разнообразия и динамики.
    Фалес

    Фалес, по легенде, был первым греком, занявшимся наукой. О жизни Фалеса известно крайне мало, все его идеи дошли до нас только благодаря устным пересказам, ни одного его прижизненного сочинения не сохранилось. Философу приписывают следующие идеи: суть души – движение: только существа, способные перемещать предметы, являются одушевлёнными (на этом основании Фалес делал вывод, что душой обладают многие объекты неживой природы, например, магнит); земная твердь покоится на воде, поскольку Земля очень тяжела она при этом совсем не двигается; исходя из предыдущего высказывания, Фалес утверждал, что начало всего сущего – это вода. Подтверждением этому служило также и то, что живые существа и растения не могут долго жить без воды. По-своему, Фалес совершил настоящую научную революцию. Он не только нашёл мировое первоначало не где-то за пределами земного мира (в виде божественных эманаций и т. п.), а совсем рядом, но и посмотрел на мир рационально, не примешивая к своей теории сверхъестественные силы. По сути, это была первая попытка посмотреть на мир как на материальную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.
    Анаксимандр

    Об идеях ученика Фалеса – Анаксимадра – современным исследователям известно намного больше. С его сочинениями, пусть и дошедшими до них во фрагментарном виде, были знакомы Аристотель и Платон. Главным интересом Анаксимандра была физика (в те времена под физикой подразумевали науку о самых разных природных явлениях). Он первым высказал идею о происхождении видов и человека. По его мнению, когда-то на земле не было никаких животных, но со временем жизнь зародилась в воде. Потом животные стали постепенно выходить на сушу. Для того же чтобы приспособиться к новым условиям существования, они стали менять свой облик. Человек, по мнению Анаксимандра, тоже, скорее всего, происходил от рыб, но иного рода. Такой вывод мыслитель делал на основании того, что человек, в отличие от прочих животных, очень долго нуждается в молоке матери.

    Также Анаксимандр оставил любопытные астрономические наблюдения. Землю он считал центром мироздания. Её окружают трубки, наполненные огнём, а прорехи в этих трубках люди, находящиеся на Земле, видят как небесные светила – солнце, луну и звёзды. В основе космического устройства лежит чёткая система и симметрия: Земля находится в покое именно потому, что она равноудалена от всех пределов мира, её движение нарушило бы логический порядок. В отличие от своего учителя, Анаксимандр не считал мировым первоначалом воду. По его мнению, 4 стихии были важными элементами мира, но начало всему сущему дало нечто иное, что Анаксимандр называл «апейроном». Всё в мире состоит из апейрона и, погибая, снова становится этой первосубстанцией. Всё сущее пребывает в бесконечном движении, поскольку бесконечен и апейрон. Гибель одного становится толчком к рождению другого, и этот цикл будет продолжаться вечно.

    Анаксимен

    Анаксимен был учеником Анаксимандра. В целом, он придерживался идей своего учителя, но внёс в них некоторые поправки. Во-первых, он попытался пояснить, в чём заключается бесконечное движение всего сущего на Земле, о котором говорили Анаксимандр и Фалес. Для этого Анаксимен ввёл в свои теории тезис о том, что настоящим первоначалом является воздух. Мировое движение сгущает или разрежает воздух, за счёт чего появляются разные предметы и природные явления. Максимально разрежённый воздух превращается в огонь, но если сгустить воздух до его предельного состояния можно получить землю и камни. Для Анаксимена понятия воздуха, дыхания и души были очень близкими. По его мнению, дыхание (по сути, циркуляция воздуха) живых существ указывало на наличие у них души.

    Как и его учитель, Анаксимен продолжил изучение астрономии и движения небесных светил. Более поздние авторы приводят цитаты из работ Анаксимена, в которых излагается довольно поэтичная картина устройства космоса. Мыслитель считал, что небо представляет собой кристальную или ледяную поверхность, в которую как гвозди вбиты звёзды. Оно окружает неподвижную Землю, вокруг которой перемещаются плоские луна и солнце.

    В отличие от своих предшественников, Анаксимена интересовали причины возникновения тех или иных погодных явлений. Например, образование снега и града мыслитель объяснял соединением воздуха и воды воедино. Современные исследователи по праву считают Анаксимена одним из основоположников метеорологии.
    6. Философские, этические и политические воззрения Платона.

    Платон (427–347 до н. э.) — великий мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру; он — предмет нескончаемых споров в истории философии, искусства, науки и религии. По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого дало нам философию.

    Космос. Об отношении идей к вещам. Платон говорит: «Мир — это не просто телесный космос, и не отдельные предметы, и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое — с человеческим». Космос — это своего рода художественное произведение. Он прекрасен, он — цельность единичностей. Космос живет, дышит, пульсирует, преисполненный различных потенций, а управляется он силами, образующими общие закономерности. Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей вечных, нетленных. По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии.

    Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное, идея — это смысл, сущность вещи. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления, при этом между ними существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея — это идея абсолютного добра — она своего рода «Солнце в царстве идей». Платон доказывает существование Бога чувством нашего сродства с его природой, которое как бы «вибрирует» в наших душах. Существенной составляющей мировоззрения Платона является вера в богов. Платон считал ее важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка.

    Идея души. Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о мире идей». Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь, судьба. Таким образом, Душа, по Платону, — бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделеющая. Разумная часть души основа добродетели и мудрости, пылкая — мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Как для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила, способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным началом, кормчим души, управляющим телом, которое само по себе лишено способности к движению.

    О познании и диалектике. В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Он даже советовал для познания истины «закрыть глаза и заткнуть уши», дав простор разуму. Платон подошел к познанию с позиций диалектики. Особенно подробно Платон разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя. Платон отличал знание от субъективного ощущения.

    О категориях. Ранняя греческая мысль в качестве философских категорий рассматривала стихии: землю, воду, огонь, воздух, эфир. Затем категории приобретают вид обобщенных, отвлеченных понятий. Так они выглядят и поныне. Первая система из пяти основных категорий предложена Платоном: сущее, движение, покой, тождество, различие.

    Мы видим здесь вместе и категории бытия (сущее, движение) и логические категории (тождество, различие). Платон трактовал категории как последовательно вытекающие друг из друга.

    Воззрения на общество и государство. Свои взгляды на происхождение общества и государства Платон обосновывает тем, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т. д. В рассмотрении проблемы общества и государства он опирался на излюбленную им теорию идей и идеала. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Такое «идеальное государство» Платон противопоставил античной демократии, допускавшей народ к участию в политической жизни, к государственному управлению. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. А земледельцы и ремесленники, по мысли Платона, должны добросовестно выполнять свою работу. Охранять государство должны стражи порядка, образующие силовую структуру, причем стражи не должны иметь личной собственности, обязаны жить изолированно от других граждан, питаться за общим столом. «Идеальное государство», по Платону, должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых.

    Этические взгляды. Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Нравственное миросозерцание мыслителя «благо» как единство добродетели и счастья, прекрасного и полезного, доброго и приятного. Затем Платон переходит к идее абсолютной морали». По мысли Платона, высшее благо (идея блага, а она превыше всего) пребывает вне мира. Стало быть, и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. По Платону, чувственный мир несовершенен — он полон беспорядка. Этика — учение о нравственности, и политика — учение о государстве у Платона тесно связаны: государство подобно человеку, а человек — государству, справедливость в человеке и в государстве одинакова. Поэтому человек может быть нравственно совершенным лишь в правильно организованном государстве. «Образец совершенного государства» и «прообраз человека» — таков предмет этико-политического учения Платона.

    7.Философские, этические и политические воззрения Аристотеля.

    Прежде всего Аристотель утверждал, что существует множество наук, которые можно разделить на три категории: теоретические (физика, математика и «первая философия», то есть метафизика), практические (этика и политика) и творческие.

    Одной из наиболее важных наук для Аристотеля была метафизика.

    Размышляя о причинах всего сущего, он вывел теорию о четырёх «первоначалах»:

    • Материя – то, из чего состоят окружающие предметы. Материя вечна, она не может появиться из ниоткуда или исчезнуть в никуда. Материя пассивна и инертна. Бесформенная материя – это небытие. А первичное оформление материя получает в виде пяти первоэлементов – воздух, вода, огонь, земля и эфир.

    • Форма – сущность предметов, их внешнее оформление, стимул и цель. Бытие каждой вещи, таким образом, представляет собой слияние материи и формы.

    • Производящая причина – момент времени, с которого вещь начинает своё бытие. Самой главной причиной всего, согласно Аристотелю, является бог.

    • Цель, или конечная причина – то, ради чего вещь существует. Конечной, высшей целью всего является благо.

    Отдельная область исследований Аристотеля – этика, понятие о которой он также ввёл в науку. Под этикой он понимал учение о добродетелях, имеющихся в человеческом характере и поступках.

    Этические взглядыЗначительное место в философии Аристотеля занимают этические проблемы. Именно после его трудов по этике она становится фактически самостоятельной философской дисциплиной. А. выстраивал социальную систему моральных отношений и в общественных же отношениях искал основной принцип нравственности. В отдельном (изолированном от общества) индивиде не может проявиться нравственность, считал он, и только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Добродетельное поведение отличает его сознательный характер, доброе намерение и целенаправленность, прежде всего, на достижение справедливости. Справедливость же понимается Аристотелем как-то, что соответствует законам. Поэтому всякий, кто нарушает закон — несправедлив.

    А. считал, что добродетели человека – это приобретаемые качества. Добродетели:

    • Мудрость

    • Справедливость

    • рассудительность

    • Щедрость

    • Мужество

    • Великодушие

    Цель человека – стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели – это приобретаемые качества, среди них наиважнейшие - мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Гармо­ничным сочетанием всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться. Они выступают сере­диной, компромиссом благоразумного человека: "ничего слиш­ком...". Великодушие есть середина между тщеславием и мало­душием, мужество - середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость - середина между расточительством и скупостью. Этику в целом Аристотель определяет как практи­ческую философию.

    Политическая доктрина Аристотеля — это целостное учение о политике, включая ее содержание и назначение в обществе. Он определял политику в качестве области объединения всех граждан в сообщество в качестве цивилизованной формы общности. Их цель состояла не в благе одного человека, а в народном и государственном благе.

    Обосновывая суть политики, Аристотель брал за основу природу человека. Он считал человека «по природе своей существом политическим». Это значило, что он, во-первых, наделен от природы желанием общаться, жить с кем-то. Во-вторых, «от других животных его отличает то, что он обладает сознанием о добре и зле, о справедливости и ее отсутствии». Аристотель рассматривал справедливость в качестве общего блага, достижению которого и должна помогать политика, так как это ее главная цель.

    Реализация потребности в общении и воспитании гражданской добродетели происходит в рамках государства, служащему «общему благу». Оно представляет собой высшую форму человеческого общежития. Как и «совершеннейшая форма жизни», для государства характерно определенное политическое устройство, которое Аристотель рассматривал в качестве «порядка, лежащего в основе распределения государственных властей». Политическое устройство состоит из: трех ветвей власти: законодательной, административной и судебной; власти закона, который представляет собой «бесстрастный разум» или основания, в соответствии с которыми властвующие лица должны властвовать и защищать эту форму государственного быта против ее нарушителей.

    В трактате «Политика» Аристотель произвел классификацию форм государства по нескольким составляющим:

    количественная (количество правящих: один, меньшинство, большинство);

    качественная, включая цели правления;

    имущественная (власть, принадлежащая бедным или богатым).

    По первым двум критериям можно выделить 3 правильные формы: 

    монархия (власть царя);

    аристократия;

    политика.

    Существуют и 3 неправильные формы: 

    тирания; 

    олигархия;

    демократия.

    Неправильные формы не служат общему благу и противостоят правильным формам государства.

    8.Особенности, периодизация, предпосылки возникновения средневековой философии.

    Развитие средневековой философии

    Философия средневековья была лишена скептицизма и рационализма, предшествующего периода – античности. Мир не представлялся больше понятным и постижимым, его познание происходило через веру. Известно три этапа развития средневековой философии:

    1. Патристика – литература, оставленная отцами церкви. Такими считались духовные наставники с определенным учительским авторитетом. В патристику были заложены основы христианских догматов. Важнейшим вопросов патристики был вопрос соотношения веры и знаний, религии и философии. Религия опирается на веру, а философия на знание. Поскольку, это было время господства христианства, главенство религии было неоспоримым, но необходимо было прийти к выводу, что делать с философией: оставить ее подпоркой религии, и дальше переплетать в тесную нить, или отвергнуть, как богопротивное занятие, приносящее вред религии и вере.

    2. Схоластика – максимальное подчинение теологии, объединение догматических предпосылок и рационалистической методики, интерес к формально-логической проблематике. Цель схоластики – доступность догматики для простых людей. Ранняя схоластика возродила интерес к знаниям. Основными проблемами развития ранней схоластики были: отношение веры и знания, проблема универсалий, согласование аристотельской логики и других форм познания, согласование мистики и религиозного опыта. Расцвет схоластики – это время появления университетов и широкого распространения трудов Аристотеля. Поздняя схоластика – это время упадка средневековой философии.

    3. Мистика – осмысление религиозной практики единения человека с Богом. Мистические учения наполнены иррациональными и интуитивными чертами, часто намеренной парадоксальностью.

    Выделяют следующие особенности средневековой философии:

    1. Теоцентризм – реальность, определяющая, что все сущее является Бог, который представлен, как личность над миром.

    2. Философские мышления периода средневековья приобрели религиозный характер и связаны с церковью.

    3. Размышления о сверхъестественном начале изменяют мировоззрение человека. Начинается переоценка истории, поиск целей и смысла жизни.

    4. Ретроспективность мышления – «чем древнее, тем настоящее, чем настоящее, тем истиннее».

    5. Традиционализм – акцент средневековой философии сделан на отрицании новаторства, использование которого считалось гордыней и грехом. Ценностью была не креативность и индивидуализм, а приверженность традициям.

    6. Авторитарность – обращение к Библии.

    7. Комментаторство. Комментаторский жанр в средние века преобладал над остальными жанрами.

    8. Источник философских знаний (священное писание) – не поддается анализу или критике, разрешено только его толкование.

    9. Дидиктизм – присущ философии средневековья. Поэтому, философия приобретает характер учительства, проповедничества.

    Помимо теоцентризма, для средневековой философии характерны и следующие особенности:

    1. Монотеизм – Бог не только един, но и отличен от всего сущего.

    2. Креационизм – понимание мира, как сотворение Богом из ничего.

    3. Провиденциализм – непрерывное осуществление божественного замысла – спасение мира и человека, на протяжении истории.

    4. Эсхатологизм – учение о конце исторического процесса, и представление человека особым существом, который уподоблен Богу в безгрешности, святости и любви.

    Проблемы философии средневековья:


    • Отношение к природе. Природа более не рассматривается как нечто самостоятельное, поскольку над всем стоит Бог, которому подвластно сотворение природы и чудес. Античные познания природы ушли в прошлое, теперь внимание сконцентрировано на изучении и познании Бога, человеческой души.

    • Человек – это образ и подобие Бога. Определение понятию «человек» во все времена было разнообразным, не стало исключением и средневековье. Главным определением было то, что человек – это образ и подобие Божье. Платон и Аристотель пришли к мысли, что человек – это разумное животное.

    • Проблема души и тела. Христианское вероучение гласит, что Бог воплотился в человека для искупления грехов человека и спасения мира.

    • Проблема самопознания (разума и воли). Бог даровал человеку свободу воли. Воля, в эпоху средневековой философии, выносится на первый план, в отличие от античности, когда основой основ был разум. Воля и Бог помогают человеку творить добро, а не зло.

    9.Основные направления средневековой философии – патристика и схоластика. Спор об универсалиях.
    Средневековое мировоззрение представляло собой длительный период истории в европейской философии, который был взаимосвязан с религией христиан. Указанный промежуток отличался разработкой религиозных взглядов на мир в условиях прекращения восточной античной теории и ликвидации инакомыслия. В средневековой философии выделялись этапы патристики и схоластики.

    Патристика представляла собой комплекс богословских, философских и социально-политических теорий христианских мудрецов. Эти мыслители являлись духовными наставниками с непреклонным авторитетом в конфессиональной среде, в отличие от западных течений.

    Патристика включала три направления:

    • апологетика имела значение в оформлении и становлении христианских идей;

    • традзаключительный промежуток стабилизировал христианскую теорию

    • иционная патристика формулировала мировоззрение и фундамент учения.

    Особенностью патристики являлись принципы единства узкогрупповой истины, опоры на основные классические догмы и одобрения отцов при незыблемом авторитете Писания. Выразители рассматривали вопросы божественной сущности, продвижения истории к итоговой цели, соотношения спасения души и свободы волеизъявления, обсуждали проблемы корреляции разума и веры. Патристика в Средние века в плане подтверждения идей обращалась к древнему и открытому авторитетному источнику — библии. Сборник текстов представлял собой собрание истин, которые людям сообщил бог. Понятие смысла библейских сюжетов являлось основой для получения ответов на все волнующие вопросы.

    Черты схоластики

    Схоластикой называется направление религиозной философии, науки, теологии, которое характеризовалось подчинением богословия, единением христианских догматик с рационалистическим способом мышления. Патристика равномерно перетекает в схоластику по мере обоснованного оформления христианской теории в рамках борьбы с язычеством.

    Исторический период развития схоластики включал этапы:

    • Начальной схоластики, основанной на фундаменте неразделенности науки и религии. Этап характеризовался становлением ценности и разумного осмысления естественного окружения.

    • Средней схоластики, выражавшей окончательное отслаивание натурфилософии и науки от богословских верований. Практиковалось внедрение западного мировоззрения Аристотеля.

    • Позднего этапа, который включал адекватную систематизацию и последующее формирование естественного мышления, окончательное отделение теологии от мистики.

    Схоластика продолжала считать основой библию, проповедовала направления философии, характерные для патристики. Одновременно в обиход вводилось наследие Аристотеля, Платона для того, чтобы рационализировать и осмыслить окружающий мир.

    Схоласты были убеждены, что сущность окружающей действительности может быть познана в результате использования человеческого разума. Но требовалась исключительная точность в использовании определенных понятий и выделении отличий в некоторых теориях. Гармония достигалась основательной разработкой логического способа, опирающегося на практические знания.
    Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях. В решении вопроса о природе универсалий философы разделились на 3 лагеря:
    1. реалисты - общие понятия (идеи) имеют реальное существование и предшествуют единичным вещам и предметам. Основные представители реализма - Ансельм Кентерберийский и Иоганн Скотт. Реализм - продолжение традиций Платона и его теории идей
    2. номиналисты - отрицали онтологическое значение универсалий и утверждали, что общие понятия существуют только в мышлении, а не в действительности. Основные представители - Дунс Скотт, Оккам. Номинализм - продолжение традиций Аристотеля
    3. концептуализм - умеренная позиция в споре об универсалиях. Отвергался крайний реализм и утверждалось, что в единичных предметах существует нечто общее, выражаемое понятием. Основные представители концептуализма - Фома Аквинский, Петр Абеляр.
    Спор об универсалиях Схоластическое философское мышление сосредоточивалось в сущности на двух проблемах: с одной стороны на споре номинализма и реализма, с другой- на доказательстве существования бога.


    написать администратору сайта