шпоры по рус. лит.. Шпоры по детской литературе. 1. Фольклор. Потешки, пестушки, их значение. Педгогическая ценность. Примеры наизусть
Скачать 313 Kb.
|
1. Фольклор. Потешки, пестушки, их значение. Педгогическая ценность. Примеры наизусть. Лучшие образцы фольклора помогают родителям сделать общение с ребенком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане. Пестушки. «Пестушки, (от слова «пестовать» - воспитывать) связаны с ранним периодам развития ребёнка. Стишки просты. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет садиться, ползатьименно в этот период мама пестует младенца: играет ручками, поглаживает по животику, делает «топотушки» ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает: «Потягушечки! Порастушечки!Поперек толстушечки,Руки - хватушечки. Ноги - бегушечки». Все это физически оздоровляет малютку, доставляет ему массу удовольствия. Происходящее вызывает эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, желание повторить движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша. Занимат. качание на ноге, «подскоки» и колыхание на коленях: Поехали, поехали С орехами, с орехами! Поскакали, поскакали с калачами, с калачами! Вприпрыжку, вприскочку По кочкам, по кочкам – В ямку - бух! Взрослый подбрасывает ребенка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз, зажимает коленями и вновь сажает. ПотешкиПостепенно пестушки сменяются потешками - песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются, что они рассчитаны на активность ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, похлопывания ручками («ладушки»). Например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша выполнять цепь игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками. Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки. Что вы ели? Кашку. Пили? Простоквашку. Простоквашка вкусненька,Кашка сладенька,Бабушка добренька! Попили, поели, шу-у-у…Домой полетели, На головку сели, Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке). Желание вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых старались накормить ребенка. Пришел кисель, На лавочке присел,На лавочке присел, Поесть Оленьке велел. С тех пор, как появились потешки, прошло много лет, а до сих пор не утратили актуальности. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко выразить чувство. Народное слово - «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь. Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы в конкретной ситуации, понимать их настроение. 2. Колыбельные песни. Педагогическая ценность Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песни поют младенцу в колыбели, не научившемуся еще понимать. Ученые доказали благотворную роль песни в психическом развитии ребенка в утробе матери. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. Колыбельная песня предназначена младенцу. Назначение убаюкать, усыпить ребенка. Основное содержание колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка. Лисицы спят Все по кусточкам, Куницы спят Все по норочкам,Соколы спят Все по гнездышкам,Соболи спят, Где им вздумалось,Маленькие детки В колыбелях спят. В колыбельной песне нежность матери представлена концентрированно: девочку называют «моей милой», «моей хорошей», «моей пригожей, употребляются разные варианты ласкательных имен, повторяются ласковые слова «люли», - «баю». Детям, засыпающим в колыбели, ласково и серьезно рассказывают о делах отца («пошел за рыбою»), матери («пошла пеленки мыть»), бабушки («пошла дрова рубить»). Вот в такой простой форме преподносится мало что понимающему ребенку колыбельного возраста своеобразный курс «родиноведения», построенный на предметах и явлениях самой близкой действительности. В колыбельных песнях матери рассказывают об окружающей действительности, вслух думают о цели и смысле жизни, выговаривают свои заботы, радости и печали. У всех народов были свои поэты, создававшие колыбельные песни. Современные психологи считают бесспорным существование памяти детства. Психологический портрет человека складывается до пяти лет. Поэтому в высшей степени необходимо, чтобы с первого своего дня ребенок слушал хорошую поэзию и музыку. 3. Пословицы. Их роль в жизни ребенка Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности и с той поры сопутствуют народу во всем, на протяжении всей истории. Под пословицами, в широком смысле, мы понимаем краткие народные изречения, имеющие поучительный смысл и передаваемые народом из поколения в поколение. Пословица ярко и образно украшает русскую речь. Уникальность пословиц состоит в том, что в столь краткой форме отражается вся глубина мысли, жизненного опыта, переживаний русского народа. Пословица воспитывает, наставляет на правильные поступки, высмеивает человеческие слабости. Пословица тесно переплетается с действительностью. Часть изречений устаревает и выходит из обращения, но появляются новые злободневные меткие высказывания. Пословиц существует великое множество: о дружбе, о работе, о книге, о времени и др. Старый друг лучше новых двух. Из-за нового приятеля не теряй старого. Встречают по одёжке, провожают по уму. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Красота приглядится, а ум всегда пригодится Без труда не выудишь и рыбку из пруда. Землю солнце красит, а человека труд. Птица радуется весне, а младенец матери Педагогическая ценность пословицы – возможность высказать свою точку зрения, моральную оценку, ссылаясь на авторитет общественного мнения, закрепленного в пословице, не рискуя вызвать психологическую защиту по типу "отрицание". Изучение пословиц позволяет ввести в лексикон ребенка слова и понятия, обозначающие нравственные отношения; развитие духовно-нравственных ценностных предпочтений. 4. Загадки, их познавательная и воспитательная ценность Загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию. Загадки играют важную роль в развитии мышления детей. Для отгадывания загадок, нужно припоминать виденное, сравнить, сопоставлять различные процессы и явления. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого умственного состязания. Это умственное состязание, развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность. Педагогическая ценность загадки была подмечена еще древними. В первобытном обществе загадка играла «экзаменационную» роль, она была средством испытания. Загадки, будучи разнообразны по тематике и содержанию, едины по своей сущности, по проявлению своей главной особенности. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами. Загадка, построенная на перечислении признаков предмета, явления. (величина, цвет, форма, материал, назначение). Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, любит морковку Здесь перечислены 4 признака, свойственные кролику. Загадки, в которых характеристика дается кратко, с одной-двух сторон. Рук нет, а строить умеет. (Птичка); Чтобы решить подобную задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с этим единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке. Загадки, построенные на основе отрицательного сравнения. Сер, да не волк, Длинноух, да не заяц, С копытами, да не лошадь. (Осел) Метафорические загадки. Красненьки сапожки в земельке лежат. (Свекла) Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных областей, увидеть в них черты сходства, и на основе этого определить загаданное. Таким образом, в основе разных загадок лежат различные логические механизмы. Загадка занимает особое место в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленить, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. 5. Русская народная сказка и роль в жизни ребенка Сказки знакомы нам с детства. Их любят и дети и взрослые. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание Народные сказки делятся на три группы: - сказки о животных. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив. - бытовые сказки - герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости. - волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Композиция сказки: Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”). Основ. часть. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать”,“Устроили пир на весь мир…”). Герои сказок: Любимый герой русских сказок - Иван-царевич, Иван-дурак. Бесстрашный, добрый герой, побеждает врагов, помогает слабым. Важное место в русских сказках отведено женщинам - красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная. Воплощением зла в чаще выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга. Особенности русских народных сказок: В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; ни в сказке сказать, ни пером описать … Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: маленьк –ий, брат-ец, петуш-ок…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» 6. Сказка о животных. Волшебные сказки. Сказка о животных – сказка, в которой в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. Сказки о животных — своеобразная разновидность сказочного жанра. Возникнув в глубокой древности, они отразили наблюдения над животными человека первобытного общества — охотника и зверолова, а затем и скотовода. Смысл этих сказок в те времена состоял прежде всего в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире. В начале складывались простые рассказы о животных, птицах и рыбах. Позже, с развитием художественного мышления, рассказы превратились в сказки. Жанр формировался длительное время, обогащался сюжетами, типами персонажей, вырабатывая определенные структурные особенности. В сказках о животных действуют и животные, и птицы, и рыбы, а в некоторых и растения. Выделяют 6 групп сказок этого вида: 1) о диких животных (сказки о лисе, которая крадет рыбу из саней, и о волке у проруби; о лисе, попавшей в горшок со сметаной; известные сказки: битый небитого везет (лиса и волк), лиса и журавль (приглашение друг друга, в гости)), 2) о диких и домашних животных (волк в гостях у собаки, волк и козлята); 3) о человеке и диких животных (о мужике, медведе и лисе (мужик обманывает медведя при дележе урожая)); 4) о домашних животных (о лошади собаке); 5) о птицах, рыбах (о журавле и цапле (несостоявшемся сватанье) о разбитом золотом яичке); 6) о прочих животных, растениях (о колобке и животных, о морозе, солнце и ветре). Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки - о проделках животных ("Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), "Волк у проруби", "Лиса обмазывает голову тестом (сметаной), "Битый небитого везёт". Волшебная сказка Волшебная сказка имеет в основе четкую композицию и сюжет. А также, чаще всего, узнаваемый набор неких универсальных «формул». Это начало – «Жили-были в некотором царстве в некотором государстве…», финал «И я там был, мед-пиво пил…». Волшебная сказка состоит из экспозиции (причины, породившие проблему), зачина (обнаружение ущерба, потери), развития сюжета (поиск), кульминации (бой со злыми силами) и развязки (решение, преодоление проблемы). Ну, а заключением становиться свадебный пир, на котором «и я был, мед-пиво пил…», и награда в виде царства. Именно к волш. сказке чаще всего обращаются те, кто ищет в обычных детских сказках следы древних знаний, бережно хранимых и передаваемых из уст в уста нашими далекими предками. Но даже в этих, дошедших до нас сказках несложно найти простые общечеловеческие ценности – что добрым быть лучше, чем злым, щедрым – чем жадным, трудолюбивым – чем ленивым. Что зло и обман в конце концов бывают наказаны, а доброта, отвага и честность – вознаграждены. Может быть, именно умные волшебные сказки помогут нашим детям сделать этот мир лучше и добрее. Именно в волшебной сказке легко найти себе героя «по душе» - то есть похожего на тебя самого. А потом пройти с ним вместе долгий путь испытаний и вернуться из него другим – обновленным, более мудрым. Волшебная сказка – великолепный учитель. Она отражает культурное наследие человечества, способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей ребенка, помогает взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию. Герои волшебной сказки всегда имеют четкую моральную ориентацию. Добрый – или злой, хороший – или плохой. При этом положительный герой волшебной сказки всегда находится в более выгодной, интересной, привлекательной позиции, поэтому чаще ребенок отождествляет себя именно с ним. Положительный герой притягивает ребенка на свою сторону - сторону добра, тем самым прививая ребенку тягу к добру, к воспитанию у себя положительных качеств. 7. В. А. Жуковский как детский писатель. Стихи, сказки для детей. Их связь с фольклором, особенности содержания и формы, воспитательное значение. У В.А Жуковского способности к сочинительству проявились рано. У Жуковского мало оригинальных произведений; большая часть - это переводы и переложения произведений, чем-то затронувших его воображение. Особенно известны в детском чтении - «Людмила», «Светлана», «Лесной царь». Стихотворение «Лесной царь» - перевод баллады И.В Гёте, адресованный Великой княгине Александре Федоровне, будущей императрице. Фольклорная основа баллады - северное поверье об эльфах, похищающих детей для увеличения своего народа. Ж. значительно развил принятую в литературе рубежа 18 - 19 вв. традицию волшебных сказок. Самую страшную сказку - «Тюльпанное дерево» - он написал в 1845 году в Германии. В мире баллад и сказок Ж. всегда присутствует тайна - прекрасная или страшная. Баллады оканчиваются почти всегда трагически - в отличие от сказок, требующих победы героя над силами зла. В круг чтения младших детей вошли - «Три пояса» - единств. сказка в прозе, «Кот в сапогах» (перевод ск. Ш. Перро), «Спящая царевна» (по мотивам ск.братьев Гримм «Царевна-шиповник»), «Сказка об Иване-царевиче и Сером волке». «Спящая царевна» - сюжет дает основания для сопоставления с пушкинской поэмой - «Сказкой о мертвой царевне и 7 богатырях». В отличие от Пушкина, стремившегося выразить народный идеал, Ж. подчинил свою сказку духу высшего света. Вас. Андр. Жуковский был известным поэтом, переводчиком и прозаиком. Он является автором гимна «Боже, Царя храни!», а также поэт был воспитателем Александра II – наследника Рос. престола. Стихи Жуковского для детей отличаются особой теплотой, поэтичсностью и нежностью. «Котик и козлик», «Птичка» и «Жаворонок» - все эти произведения любят дети на протяжении многих десятилетий: На солнце тёмный лес зардел, в долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. Также Василий Андреевич написал знаменитую сказку «Мальчик с пальчик», в которой мальчик обманывает барина. Жил маленький мальчик: Был ростом он с пальчик, Лицом был красавчик, Как искры глазенки, Как пух волосенки. Известный критик Белинский из всех произведений поэта рекомендовал стих Жуковского для детей в виде сказки «Овсяной кисель». В ней рассказывается об овсяном киселе и истории его появлении до того, как он пришел на детский стол. Данная сказка Вас. Андр. пропитана теплыми чувствами, обогащена рассуждениями о жизни и обогащена нравственностью: Слушайте ж, дети: в каждом зернышке тихо и смирно Спит невидимкой малюютка-зародыш. Долго он, долго Спит, как в люльке, не ест, и не пьет, и не пикнет, доколе В рыхлую землю его не положат и в ней не согреют. Также Василий Андреевич, кроме сказок, писал небольшие детские стихи на разнообразную тематику. Процитирую немного «Кольцо души девицы»: Ищи, кто хочет, в море Богатых янтарей... А мне — мое колечко С надеждою моей. 8. Басни И. А. Крылова в детском чтении. Черты русского национального характера в баснях И. А. Крылова |