Главная страница
Навигация по странице:

  • 21. Повесть Л. Толстого «Кавказский пленник» как образец прозы для детей.

  • 22. Рассказы Чехова («Каштанка», «Белолобый»). Их проблематика, центральные образы, нравственное содержание, художественные

  • 25. Рассказы Мамина-Сибиряка для детей («Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Приемыш»). Их тематика, центральные мотивы и образы, воспитательное значение.

  • 26. Сказки Мамина-Сибиряка для детей («Серая шейка», сб. «Аленушкины сказки»). Связь с фольклором, нравственный смысл, художественные особенности и воспитательное значение сказок.

  • Лягушка-путешественница

  • 28. Тема детства в русской литературе конца XIX – начала XX века (повесть Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство»).

  • Краткое содержание повести

  • 29. К. Чуковский как детский писатель. Сказки для детей.

  • 30. С. Я. Маршак как детский поэт. Стихи и сказки. Их тематика, проблематика, художественные особенности и педагогическая ценность.

  • 31. Б. Житков «Морские истории». Тематика, нравственное содержание и художественные особенности рассказов. Их педагогическая ценность.

  • 32. Рассказы Б. Житкова о животных

  • 33. Сказки Бианки для детей. Их тематика, жанровое своеобразие, педагогическая ценность.

  • 34. Книга В. Бианки «Лесная газета» - энциклопедия русской природы.

  • 35. М. Пришвин. Тематика, проблематика, нравственное содержание рассказов для детей. Цикл рассказов «В краю дедушки Мазая».

  • 36. Сказка-быль М. Пришвина «Кладовая солнца». Природа и дети в сказке.

  • 37. Е. В. Шварц. Сказки для детей. Традиции Андерсена в сказках Шварца.

  • шпоры по рус. лит.. Шпоры по детской литературе. 1. Фольклор. Потешки, пестушки, их значение. Педгогическая ценность. Примеры наизусть


    Скачать 313 Kb.
    Название1. Фольклор. Потешки, пестушки, их значение. Педгогическая ценность. Примеры наизусть
    Анкоршпоры по рус. лит
    Дата09.11.2021
    Размер313 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры по детской литературе.doc
    ТипДокументы
    #266921
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Мораль басен Толстого доступна детям, действие развертывается драматично, остро. Так, в басне «Осел и лошадь» нежелание лошади помочь ослу оборачивается против нее же. Осел не выдержал тяжелой ноши и упал мертвым, а лошади пришлось везти и поклажу, и ослиную шкуру: «Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот все тащу, да еще и шкуру».

    Басни Л. Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту («Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Старый дед и внучек»). Доброта и самоотверженность голубки, спасшей муравья, вызывают ответное стремление помочь, и, когда она попала в сеть, муравей спасает ее: «Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть». В басне «Отец и сыновья» отец показал наглядно непослушным сыновьям, что нужно жить в согласии, приказав сломать веник. Оказалось, что целиком его сломать невозможно, а по прутику — очень легко: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит».

    В басне «Лгун» высмеиваются легкомыслие и глупость мальчика-пастуха, который обманывал мужиков, крича: «Помогите, волк!» Когда же в самом деле пришла беда, крику мальчика не поверили, и все стадо было перерезано волком.

    Писатель добивается, чтобы мораль в его баснях была не отвлеченной, а живой и конкретной. Так, в басне «Два товарища» ее произносит тот, который был оставлен своим другом. В ответ на вопрос, о чем медведь говорил ему, он сказал: «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

    Басни Толстого описывают реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляют задуматься над отношением к старым и беспомощным. В басне «Старый дед и внучек» маленький Миша дает хороший урок своим родителям, которые оставляли без присмотра и заботы старого деда: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Басни Толстого воспитывают гуманные чувства, создавая живые, многообразные характеры, показывая сложную и противоречивую жизнь деревни. Глубокое содержание, художественность изложения, четко выраженная педагогическая направленность — характерные черты басен Л. Н. Толстого для детей.
    21. Повесть Л. Толстого «Кавказский пленник» как образец прозы для детей.

    Повесть «Кавказский пленник» - это реалистическое произведение, в котором ярко и жизненно описан быт горцев, изображена природа Кавказа. Оно написано доступным для детей языком, близким к сказочному. Повествование ведется от лица рассказчика. Основные события группируются вокруг приключений русского офицера Жилина, который попал в плен к горцам. Сюжет повести развивается динамично, поступки героя представлены как серия красочных, выразительных картин. Напряженно и драматично изображается побег Жилина, торопившегося скрыться затемно: «Он спешит, а месяц все скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор — бело, светло совсем, как днем».

    Основной прием повести — противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. «На всякое рукоделье мастер был», «Хоть невелик ростом, а удал был»,— подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л. Толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел». Контрастно показаны не только Жилин и Костылин, но и быт, обычаи, люди аула. Жители изображаются так, как видит их Жилин. В облике старика татарина подчеркиваются жестокость, ненависть, злоба: «нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка».

    Вызывает самую теплую симпатию образ девочки-татарки Дины. В Дине подмечены черты искренности, непосредственности. Она села на корточки, начала камень выворачивать: «Да ручонки тонкие, как прутики,— ничего силы нет. Бросила камень, заплакала». Эта маленькая девочка, очевидно обделенная лаской, постоянно оставляемая без присмотра, потянулась к доброму, по-отечески относившемуся к ней Жилину.

    «Кавказский пленник» — самое поэтическое и совершенное произведение в «Русских книгах для чтения». В нем воплотилось единство эстетического и педагогического начал. Л. Н. Толстой внес значительный вклад в развитие детской литературы. Произведения для детей тесно связаны со всем творческим наследием великого писателя. В советское время с каждым годом растет число изданий детских рассказов Толстого. Они выходят почти на всех языках нашей многонациональной страны.
    22. Рассказы Чехова («Каштанка», «Белолобый»). Их проблематика, центральные образы, нравственное содержание, художественные особенности. Воспитательное значение рассказов Чехова о животных.

    Известно, что Чехов любил животных и постоянно возился с ними. Он был глубоко убежден в большом воспитательном эффекте тесного общения детей с различными животными, и особенно домашними. Поэтому свои произведения о животных «Каштанка» и «Белолобый» он адресовал именно детям.

    Рассказ «Каштанка» (1892) сразу приобрел большую популярность среди маленьких читателей. В «Каштанке» Чехов пользуется широко распространенным в художественной литературе способом изображения животных - очеловечивания. Каштанка делит все человечество на «хозяев» и на «заказчиков». Первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право «хватать за икры». «Каштанка» - подлинно гуманистическое произведение. Человечность нового хозяина Каштанки, его отеческая забота о животных, дружба собаки, кота, гуся и свиньи, привязанность Каштанки к своим старым хозяевам - все это, несомненно, нравится маленьким читателям, обогащает их чувства.

    Рассказ «Белолобый» был напечатан в журнале «Детское чтение» (1895). В этом рассказе Чехов изобразил волчье семейство и щенка, любопытного, доверчивого, наивного, шаловливого. Голодная, слабая волчица всякими способами стремится добыть пропитание для своих волчат. Столкновение волчицы с Белолобым сопровождается комическими и драматическими эпизодами, вызывающими живой интерес ребят. Именно образ несмышлёного щенка в рассказе является связующим двух миров: мира людей и природы.


    Рассказы Чехова «Каштанка» и «Белолобый» по праву называют «детскими». Человечность в этих несомненно, нравится маленьким читателям, обогащает их чувства, вызывает живой интерес.
    +++

    23. Рассказы Чехова о детях в детском чтении («Детвора», «Ванька», «Спать хочется», «Беглец», «Событие», «Мальчики», «На страстной неделе»). Образы детей. Нравственный смысл, глубина психологической разработки характеров, проникновения в мир детства. Художественное мастерство.
    А. П. Чехов открыл своими произведениями новый этап в развитии детской литературы. Чехов объединяет несколько своих произведений о детях в сборник «Детвора» (1889). Сюда вошли рассказы «Детвора», «Ванька», «Беглец», «Событие». В изображении мира детства Чехов продолжает традиции Л. Н. Толстого, связанные с проникновением в психологию ребёнка, с раскрытием «диалектики его души» («Ванька», «Спать хочется», «Беглец», «Детвора», «Мальчики»). Герои этих произведений – обычные дети. Становление характера, приобщение ребёнка к сложному, противоречивому миру взрослых прослеживает Чехов в своих рассказах.

    Забота о подрастающем поколении, о его воспитании отражена во многих произведениях писателя, свыше двадцати рассказов о детях написано им. Писатель хорошо знал детскую психологию и тонко её раскрывал в своих рассказах.

    Рассказ «Детвора», открывающий сборник, как бы вводит читателя в своеобразный мир детства. Взрослые уехали на крестины. В ожидании их возвращения дети играют в лото. Им давно пора спать, «но разве можно уснуть, не узнав от мамы, какой на крестинах был ребеночек и что подавали за ужином?». Двумя-тремя штрихами писатель дает представление о том, как у каждого из них начинают проявляться индивидуальные особенности характера. Гриша завистлив, корыстолюбив и играет исключительно из-за денег. Аня тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл. Сонечка играет в лото ради процесса игры. Алеша еще очень мал: у него «ни корыстолюбия, ни самолюбия». Кухаркин сын Андрей по натуре мечтатель. К выигрышу он относится безучастно. Название рассказа «Детвора» как бы вызывает у читателя представление о детстве благополучном - счастливой, безмятежной поре.

    В рассказе «Событие» четырехлетняя Нина и ее брат Ваня, мальчик лет шести. Событие же, оставившее глубокий след в их душе, может показаться на первый взгляд незначительным: собака съела новорожденных котят. Для взрослых это забавное происшествие. Для детей - трагедия. «Наивные» дети оказываются куда более человечными, чем многоопытные взрослые, и родители совершили серьезную ошибку, не придав никакого значения случившемуся.

    Дети у Чехова - выразители высоких принципов морали, человечности, противостоящих установившимся шаблонам житейского поведения, обывательским предрассудкам.
    +++

    24. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Дети-труженники, их трагические судьбы в рассказах, вошедших в детское чтение («Вертел», «Кормилец»).
    Целый цикл рассказов посвящает писатель детям-труженикам. Он описывает нелегкую жизнь и раннюю смерть двенадцатилетнего кормильца семьи Прошки ("Кормилец"). Мамин-Сибиряк рассказывает о беспросветной работе мальчика Васи, отданного в ученики к сапожнику ("В каменном колодце"). Так писатель выполнял основную задачу своего творчества - готовил сознание молодого поколения к борьбе с общественным злом.
    25. Рассказы Мамина-Сибиряка для детей («Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Приемыш»). Их тематика, центральные мотивы и образы, воспитательное значение.

    В человеческих характерах Мамин-Сибиряк в первую очередь подмечает то, что роднит простого человека, труженика, с природой. Друзьями людей в рассказах писателя обычно оказываются собаки: Лыско у Емели, Музгарко у старика Елески. Уже в самом начале своего творческого пути писатель был обеспокоен вопросами гуманистического воспитания детей

    Один из ранних рассказов "Емеля-охотник" открывается превосходной пейзажной зарисовкой. Близость к природе определяет поведение охотника Емели, оставившего в живых олененка. Тема милосердия отчетливо звучит в этом рассказе.

    Емеля живет в непроходимой глуши, в деревушке с выразительным названием Тычки. Емеля с маленьким внучком, Гришуткой, живут в самой бедной избушке... Емеля – 70летний старик. Гришутка - сирота. От горячки умер отец, мать заели волки. Семидесятилетнему деду пришлось выращивать внучка одному, а тут еще с Гришуткой приключилась болезнь. Чтобы поправить здоровье внучка, Емеля отправился на охоту, за свежим мясом. Долго он не мог напать на его след, но когда это удалось, он не смог его убить. Вернулся Емеля домой без добычи. Зато зимними вечерами он часто рассказывал внучку, как искал теленка по лесу три дня и как тот убежал от него. Маленький внук смеялся вместе со старым дедом.

    Много сказочного и в рассказе "Зимовье на Студеной", особенно в описаниях природы. Ритмичность, применение инверсий, сравнения, эпитеты - все продумано, все создает живость, одухотворенность повествования.

    Много лет прожили Блеска Шишмарь с Музгаркой в далеком зимовье на реке Студеной. Их обязанностью было встречать и провожать редкие обозы богатых купцов, вывозивших в город с Печоры дорогую рыбу - семгу.

    Умирает от старости Музгарка. Завывание зимней пурги еще больше усиливает горе, постигшее одинокого старика. "Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула в снегу. Торчит без малого одна труба, да вьется из нее синяя струйка дыма... Воет пурга уже две недели, две недели не выходит из своей избушки старик и все сидит над больной собакой. А Музгарка лежит и едва дышит: пришла Музгаркина смерть". Не в силах выдержать полного одиночества, Блеска становится на лыжи и покидает избушку, надеясь прийти к людям, но... не дошел. Старик замерз по дороге в лесу.

    В рассказе "Приемыш" повествуется о том, что 90летний Тарас более 40 лет живет в глухом лесу и, несмотря на оторванность от остального мира, сохраняет бодрость и работоспособность. Удивительное слияние человека с природой раскрывается в рассказе об этом старике: он все лето ходил босой и без шляпы, но все зубы были целы и волосы на голове сохранились, а лицо было изборождено глубокими морщинами. На вопрос, не скучно ли ему одному, он отвечал, что он тут князь князем живу и все у меня есть... Заботливо выхаживает Тарас осиротевшего птенца лебедя.
    26. Сказки Мамина-Сибиряка для детей («Серая шейка», сб. «Аленушкины сказки»). Связь с фольклором, нравственный смысл, художественные особенности и воспитательное значение сказок.

    "Аленушкины сказки" занимают особое место в творчестве Мамина-Сибиряка. Они были сначала рассказаны писателем дочери во время ее болезни, а потом подготовлены для издания. Писатель тщательно работал над сказками, используя богатство русской народной речи ". Язык детских произведений Мамина-Сибиряка свеж и колоритен, полон пословицами и поговорками, остроумными и меткими присловьями. Привлекательна и легка для восприятия малышей форма устного повествования этих сказок. Следя за развитием занятного сюжета, веселыми приключениями своеобразных героев: лесных зверюшек, насекомых, птиц и рыб, ребенок как бы входит в мир их жизни. Трудно переоценить познавательное и воспитательное значение этих сказок, чудесно совместивших правду и вымысел.

    "Аленушкины сказки" представляют собой произведения подлинной детской литературы. Это гуманистическая книга, в которой сочетаются нравственные и общественные идеи. Аллегория сказок связана с перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей, рыб. Например, "Сказка про храброго Зайца" начинается с хвастовства Зайца: "Никого я не боюсь! - крикнул он на весь лес" Но трусом оказался страшный Волк. "Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И Волк убежал". С начала и до конца сказку пронизывает один мотив - "надоело бояться", "надоело прятаться". Условный мир зайцев и волков иносказательно отражает взаимоотношения слабых и сильных в мире и уязвимость тех, кто держит слабых в страхе. По-настоящему народны и точны характеристики сказочных героев: медведь - неуклюж и глуповат, заяц - отчаянно труслив, козел - упрям, воробей - птичка задиристая и хитрая, котишка - лукав и вороват, жизнь заставляет, собака - всегда верный друг человека.

    Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящему детские, и их цели и задачи осущест­вля­ются с учетом особенностей восприятия дошкольников. Таким образом, "Аленушкины сказки" - превосходный образец творчества для маленьких, они прочно вошли в чтение уже не одного поколения детей.

    Сказка "Серая шейка" - это история серой уточки со сломанным крылом, которая не смогла улететь со своей стаей в теплые края и зазимовала на севере. Динамичен язык и стиль сказки, высоко поэтичны картины северной природы. Сюжетными компонентами стали и холодный осенний ветер, и небо, затянутое неуютными серыми облаками, то и дело роняющими мелкий дождь, - все то, что так выразительно оттеняет грустное одиночество маленькой птицы. Пейзаж не только способствует знакомству детей с жизнью природы, но и помогает раскрытию сюжета, и является средством эстетического воспитания. "Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла на смерть. Всего опаснее были ясные звездные ночи, когда все затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом".

    +++

    27. Сказки В. М. Гаршина для детей («О жабе и розе», «Лягушка путешественница»). Связь с фольклором, традиции Андерсена в сказках Гаршина. Центральные образы, идеи, художественные особенности и воспитательное значение.

    Всеволод Гаршин придал сказкам особенный смысл. Его сказки не похожи ни на какие другие. Писатель высказывает в них свои самые сокровенные мысли. С изучением произведений В.М. Гаршина связаны большие возможности для развития эмоциональной сферы личности ребенка, его образного мышления, формирования у детей основ мировоззрения и нравственных представлений, расширения их кругозора.

    Есть у Гаршина специально для детей написанная сказка о лягушке-путешественнице. Впервые «Лягушка-путешественница» была издана в детском журнале «Родник».

    Сюжетная линия «Лягушки — путешественницы» проста. Жила Лягушка в своем болоте долго и счастливо, и прожила бы еще столько же, если бы не была умной, любопытной и хвастливой. С ней случилось целое приключение, когда ее пруд посетили улетающие на юг утки. Именно от них она узнала о чудных теплых краях, где водится много мошек и комаров. И тогда Лягушка придумала очень умный способ путешествия на утках. Утки согласились на просьбу взять ее с собой, чтобы лететь с ними в теплые страны. И все, возможно, закончилось бы лучшими условиями жизни для Лягушки, если бы не ее хвастливость. Хорошо еще, что Лягушка осталась жива, а не разбилась о дорогу. Но даже оставшись в живых, опыт для Лягушки не был показательным. «…Я заехала к вам посмотреть, как вы живёте, — сказала она. — Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила.» — такими словами Лягушка представила приключившуюся с ней трагедию путешествия жителям нового болота, куда попала случайно и к счастью.

    Бесценный опыт Лягушки показывает, как порою опасно быть хвастливыми. И как важно не уступать своим некоторым отрицательным чертам характера и сиюминутным желаниям. Подобного рода хвастовство можно часто наблюдать в детях. Говорить, что хвастать плохо и некрасиво, не то, чтобы глупо, скорее детям это не понятно. Для них это простой набор слов. А вот когда есть наглядный пример в виде Лягушки, да еще и с предположительным трагичным концом — это очень ярко впечатляет. Дети отлично понимают чувства Лягушки, и тут же видят ее со стороны.

    В круг чтения детей дошкольного возраста вошла и «Сказка о жабе и розе».

    +++++++++++++++++++++

    Все рассказы Гаршина проникнуты тихой грустью и имеют печальный конец. Основными аспектами творчества Гаршина являются искренняя и «всепроникающая» гуманность, жажда истребления неправды мира. Для его творчества характерны точность наблюдения и определенность выражений мысли.
    28. Тема детства в русской литературе конца XIX – начала XX века (повесть Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство»).
    Сложным путем ведет к нравственной зрелости героя своей книги «Детство Тёмы» Н.Г.Гарин-Михайловский К детству обращают писателя не одни воспоминания об этой счастливой и безмятежной поре человеческой жизни. К тому же у его автобиографического героя этой безмятежности нет и в детстве. Знаменательно и название первой главы – «Несчастный день» – и ее начало: как восьмилетний Тёма стоял над сломанным цветком и с ужасом вдумывался в безвыходность своего положения, предствляя жестокое возмездие.

    Краткое содержание повести

    Действие происходит в доме Карташевых. Глава семейства — отставной генерал с суровым характером. Мать Тёмы, женщина умная и образованная, придерживается иного взгляда на воспитание. По её мнению, любые воспитательные меры не должны уничтожить в ребенке человеческого достоинства. Восьмилетний Тёма, оказавшись между двумя полюсами понимания родительского долга и объясняя свои поступки себе и окружающим, пытается прогнозировать реакцию каждого из родителей. Тема проходит через различные обстоятельства, события, наказания, выдерживает экзамен в первый класс. Особенное значение имеет обретение в лице «доброго и кроткого» одноклассника Иванова друга, который оказывается, по сравнению с Тёмой, довольно начитанным мальчиком. Однако после неприятной истории Иванова исключают из гимназии, и дружба между ними прекращается. Впрочем, с Ивановым Тёма еще встретится в своей жизни, учась в Петербурге, а между тем у него появляются новые приятели, с которыми, преисполненный авантюрно-романтических мечтаний, он строит планы побега в Америку, а тем временем подошло время экзаменов, когда обнаружилось общее безделье. Страх провалиться на экзаменах рождает у Карташева различные фантазии, среди каковых оказывается мысль о «самоубийстве». Именно на это время приходится сближение Тёмы с отцом, который стал мягче, ласковее и все более искал общества семьи. Так, спустя почти двадцать лет случайно оказавшись в родном доме, он вспоминает место, где его секли, и собственное враждебное чувство к отцу.

    В окружающей Тёму среде опаснее всего – нетерпимое отношение к чувству человеческого достоинства, к поведению, руководимому понятиями чести и справедливости. Жестокость отца – это не вспышка гнева, это принцип отстаиваемой им системы. Образ матери борется против насилия над личностью ребенка.

    Вместе с писателем мы с интересом и горячим сочувствием следим за неравной борьбой маленького Тёмы против жестоких воспитательных принципов отца, против казенно-рутинной системы обучения и общепринятых нравов окружающих. Правдивый, искренний, добрый Тёма сопротивляется губительному воздействию насилия, равнодушие, лицемерной морали. Тёма наделен благородными задатками: в нем живет чувство справедливости, он самоотвержен в стремлениях к добру и правде, он искренен в раскаянии, когда совершает проступок.

    Среди испытаний, предложенных юному герою, два наиболее ответственных Гарин-Михайловский сопоставляет и противопоставляет.

    Тёма спасает Жучку. На рассвете, тайком от взрослых Тёма выбирается из дома в сад, находит в каретном сарае двое вожжей и длинную веревку и, рискуя жизнью, спускается на дно колодца, преодолевая страх.

    А вот другое окончилось для него катастрофически: он выдает товарища.

    Решение этих вопросов составляет важнейший этап в процессе нравственного самоопределения каждого человека. Поисками ответов на эти вопросы и определяется замысел повести «Детство Тёмы» (1892).

    29. К. Чуковский как детский писатель. Сказки для детей.

    Одним из самых выдающихся писателей, сочинившим прекрасные сказки для детей, является Корней Ив. Чуковский (1882). С ранних лет Чуковского интересовала поэзия: он писал стихотворения и даже поэмы.

    Сказки Чуковского просты для понимания маленьких читателей и, в то же время, имеют глубокий смысл. Такие сказки как «Крокодил», «Тараканище», «Бармалей», «Муха – Цокотуха», «Айболит» - на протяжении уже нескольких поколений детей, остаются любимыми книжками. Ведь они непринужденны, легко читаемы.

    Сказки наполнены добротой и любовью, прививают детям добрые нравы и бескорыстие. В сказках сохраняются чёткие границы между добром и злом. Например, когда Муха-Цокотуха попадает в беду и все её «друзья» разбежались, всё же нашелся храбрец –Комарик, спасший пленницу из лап паука. Сказки «Федорино горе» и «Мойдодыр» с самого раннего детства приучают малыша к чистоте и порядку. В своих произведениях Корней Иванович даже, казалось бы, отъявленному и неисправимому злодею - Бармалею дает шанс исправиться. Бармалей полюбил детей и обещал им пироги, кренделя и «мятные прянички». А в роли положительного героя выступает «добрый доктор» Айболит, который спешит на помощь зверятам, попавшим в беду.

     Веселые стихи Корнея Ив-ча дают понять, что героические поступки могут совершать обычные люди, способные прийти на помощь ближнему в трудную минуту.

    Можно отметить, что почти во всех стихах-сказках встречается крокодил. В «Путанице» он тушит горящее море. В «Мойдодыре» он гуляет по Таврическому саду, глотает мочалку и угрожает проглотить грязнулю. В «Краденом солнце» Крокодил глотает солнце; в «Бармалее» глотает злого разбойника; в «Тараканище» от испуга он проглотил жабу, а в «Телефоне», обедая в кругу семьи, глотает калоши.

    Наблюдая детей, Чуковский подметил, что ребенок не воспринимает вещи самих по себе. Поэтому в его сказках вещи двигаются по всем направлениям, летают, только успевай следить! Это увлекает и заставляет следить за бурными вихрями, которые с первой строчки подхватывают и гонят вещи, например, в «Федорином горе». В сказку «Тараканище» читатель попадает, как будто вскакивает на ходу в мчащийся трамвай.

    Самая завязка - это опасность, возникающая неожиданно. То ли это вылезший из подворотни «рыжий и усатый Та-ра-кан», то ли Крокодил, который глотает солнце, то ли болезнь, угрожающая зверятам в Африке, то ли старичок-паучок, который похитил Муху-Цокотуху, Умывальник, знаменитый Мойдодыр, - всегда опасность переживается как серьезная. И всегда героем оказывался самый маленький и слабый. В «Крокодиле» перепуганных жителей спасает мальчик Ваня. В «Тараканище» спасает крошечный Воробей. В «Мухе-Цокотухе» спасителем выступает неведомо откуда взявшийся комар.

    Неизменно повторяющийся в сказках Чуковского мотив победы слабого и доброго над сильным и злым своими корнями уходит в фольклор: в сказке угнетенный народ торжествует над угнетателями. Часто сказка заканчивается весельем. Например, в "Бармалее": Рада, рада детвора, Заплясала, заиграла у костра.

    У этих стихов и сказочных поэм славное прошлое - все-таки на них росли многие поколения наших соотечественников на протяжении почти целого столетия.

    30. С. Я. Маршак как детский поэт. Стихи и сказки. Их тематика, проблематика, художественные особенности и педагогическая ценность.
    Основная задача, которую выдвигал С. Я. Маршак перед детской литературой,— воспитание нового советского человека, формирование всесторонне развитой, творческой личности. По мнению С. Я. Маршака, поэзия для детей — труднейший вид литературной работы.

    Стихи, написанные С.Я.Маршаком это самые первые строчки в нашей жизни, а иногда и просто первые услышанные, воспринятые, понятые слова. Его имя сопровождает нас всю жизнь, с первых проблесков сознания и осталось там синонимом доброты, душевности, тепла.

    Творчество Самуила Яковлевича Маршака (1887 - 1964) является классическим образцом детской поэзии, оно вмещает в себя едва ли не всё многообразие жизни ребёнка. Но свою литературную деятельность Маршак начал не с детских стихов. Он занимался лирической и сатирической поэзией, переводил стихи английских поэтов. Потом у него появился интерес к детям. Он без всякой цели бывал в петербургских начальных школах и приютах, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх. Возможно, именно благодаря сближению Маршака с детьми, его детские стихи проникнуты мягким юмором, любовью и сочувствием к своим читателям, а потому с лёгкостью завоёвывают их сердца.

    В самых первых стихах Маршака для самых маленьких, например, "Великан", "Мяч", "Усатый-полосатый", "Ванька-встанька" и другие, предметом изображения являются самые простые и знакомые вещи: игрушки ("верный конь и слон домашний"), игры, домашние животные. В героях этих стихотворений маленький читатель с лёгкостью узнаёт самого себя - играющего ребёнка, и знакомится с окружающим миром через игру.

    Особую категорию в стихах у С. Я. Маршака занимают животные. Рассказывая детям о животных, он рассказывает им о людях. Изображение животных в его стихах имеет двойной смысл. Во-первых, автор учит маленького читателя сочувствовать и сопереживать тем, кто слабее, то есть учит жалеть животных, потому что они чувствуют то же, что и люди. Во-вторых, Маршак показывает своему читателю целый спектр человеческих эмоций: раз эти животные так похожи на людей, значит, и люди заслуживают сочувствия. Так автор снова приводит ребёнка к мысли о необходимости уважения ко всему живому и с самого раннего возраста воспитывает в нём человечность, не произнеся ни одного поучительного слова.
    +++ добавить
    31. Б. Житков «Морские истории». Тематика, нравственное содержание и художественные особенности рассказов. Их педагогическая ценность.

    В 1925 году вышла новая книжка рассказов Житкова "Морские истории". Она состояла из рассказов: "Джарылгач", "Голый король", "Дяденька", "Компас", "Черная махалка".

    Действие в рассказах, помещенных и в том и в другом сборниках, происходит на море - "на воде", "над водой" или "под водой", а если и на земле (как в рассказе "Дяденька"), то тоже в таком месте, где люди заняты морским делом - на судостроительном заводе.

    Главные герои "Морских историй" изображены во весь рост; их социальный облик, их возраст, их характер видны в каждой авторской ремарке, слышны в каждой интонации. С головы до ног они люди своего времени, своей социальной среды, своей страны, своей профессии.

    В "Морских историях" даны человеческие характеры в их столкновениях, в их развитии - вот чему служит сюжет.

    Самый значительный рассказ в книге - "Дяденька". Паренька из полуголодной рабочей семьи квартирант обещает устроить на заработки на судостроительный завод. Мальчик доволен. На заводе грубость, ругань. Люди друг с другом объясняются толчками, тычками. Мальчики все курят, и через каждое слово - брань. И парнишка за ними. Мать подала ему таз, чтобы умыться, вода показалась ему горяча - он хлоп; и таз перевернул. Форточка разбухла - он взял полено хлоп! - и выставил. Более всех на заводе досаждал мальчику "дяденька" старший клепальщик. То ему рано заклепку даешь - гонит, кулаком машет, то опоздал. Заел прямо". Изму­ченный, обиженный мальчик решает отомстить старику и выдергивает рейку над люком: "Если попадешь - так лететь на десять саженей - и прямо на ребра железные". А через минуту сам пугается того, что он сделал, и поднимает тревогу. Мальчика на веревке спускают вниз - искать "дяденьку". Но нет его там. Парнишку вытаскивают наверх - и вдруг "дяденька" оказывается тут же, в толпе, и мальчик счастлив, что он жив.

    Таков эпизод, занимающий в рассказе центральное место. Но содержанием этого эпизода далеко не исчерпывается содержание рассказа. Держится он не на внешнем драматизме - упал или не упал "дяденька"? спасут или не спасут? - а на столкновении наивного детского мира со страш­ным реальным миром предприятия, калечив­шего и тело и души рабочих, заставившего ребенка, доброго и нежного, грубо обращаться с матерью и чуть не стать убийцей. "Дяденька" рассказ остросюжет­ный, о том, как едва не совершилось убийство, по не в этом "приклю­чении" суть; "Дяденька" - рассказ разоблачительный, в нем разоб­лачена наси­льническая, грабительская сущность производ­ства - и притом рассказ глубоко психологи­ческий: читатель, не отрываясь, следит за тем, как ненависть сменяется нежностью в потрясенной душе мальчика,

    "Компас" из "Морских историй" не менее остросюжетная новелла. Удастся или не удастся смелым морякам пробраться на пароход, вывинтить компас и уйти незамеченными? Догонят их охранники или не догонят? Абстрактный конфликт между мужеством и трусостью постепенно наполнился конкретным содержанием социальной борьбы.
    +++


    32. Рассказы Б. Житкова о животных
    В книгу вошли лучшие рассказы писателя для детей и юношества о животных. Главная тема остросюжетных и драмматических рассказов Б. Житкова - это изображение отношений человека и животного, поведения человека в минуту опасности, любовь и дружба человека и зверя.

    33. Сказки Бианки для детей. Их тематика, жанровое своеобразие, педагогическая ценность.

    Виталий Валент-ч Бианки, биолог, исследователь и следопыт, писал сказки, рассказы, повести о жизни животных, охоте, природе. С детства он любил природу. Он открывал для себя родную природу на своей даче в Лебяжьем, которая в начале XX века в тёплое время года превращалась в центр культурной жизни посёлка. А еще он очень любил поэзию. За свою жизнь Бианки написал более трехсот рассказов, сказок, повестей и статей, которые вошли в 120 его книг.

    Первая В. В. Бианки для детей — «Лесные домишки» — вышла в 1923 году. Юным читателям хорошо известны его сборники: «Сказки», «Лесная газета», «По следам», «Где раки зимуют», «Рассказы об охоте», «Последний выстрел» и мн. др. Книги В. Бианки — произведения природоведческого характера; они уводят нас в полный неповторимой прелести мир живой природы.

    В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Создавая их, он стремился и ребят приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой. Бианки ведёт юного читателя по охотничьим тропам Алтая, поднимается с ним без дорог по горам Кавказа, бродит по тайге, тундре, степи…

    Но больше всего Бианки любит рассказывать о тех животных и растениях, которых всякий может встретить у себя в саду, на берегу соседней речки, в лесах и полях северной и среднерусской полосы нашей Родины. Нельзя не полюбить милых мохнатых и пернатых героев Бианки, когда он рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться. С волнением следим мы за приключениями маленького путешественника Пика из рассказа «Мышонок Пик», знакомимся с бедным муравьишкой, которому во что бы то ни стало нужно попасть домой до захода солнца.

     Книги Бианки зовут юного читателя наблюдать, сравнивать, думать, быть хорошим следопытом, исследователем. Бианки не только показывает, — он учит юного читателя раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей и птиц. Юный читатель многое узнает, прочитав рассказы и сказки Бианки. Он научится наблюдать, он станет бережливым хозяином богатств родной природы, он полюбит её.

    Чтобы заинтересовать, увлечь маленького читателя, он часто название своих книг дает в форме вопроса: «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?» и т. д. Он привлекает ребенка к самостоятельному решению вопросов и загадок, учит наблюдать и смотреть так, чтобы природа добровольно открыла свои тайны. Поэтому книги В. Бианки о природе — энциклопедия биологических знаний для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Он создал жанр научной сказки на фольклорной основе. Его сказки эмоциональны, оптимистичны, пронизаны любовью к родной природе («Лесные домишки», «Приключения Муравьишки», «Мышонок Пик» и др.).

    В каждом произведении Бианки чувствуется глубокая любовь к природе, к животному миру, к людям, разумно и доброжелательно относящимся к животным.
    34. Книга В. Бианки «Лесная газета» - энциклопедия русской природы.
    Одно из самых известных произведений Бианки - его «Лесная газета». Эта книга - энциклопедия русской природы, результат труда писателя, работавшего над ней на протяжении 30 лет. Удача этой книги во многом определена остроумной выдумкой автора: материал в ней подобран и расположен как в настоящей газете, со статьями и очерками, короткими заметками, занятными рисунками, загадками в конце номера. В основе газеты лежит повторяющийся цикл сезонных изменений в природе. Поэтому и названия месяцев в ее двенадцати номерах необычны: «Месяц Птенцов», «Месяц Стай», «Месяц Полных Кладовых» и т. д.

    В газете нередко сообщаются сведения на первый взгляд малозначительные. В отделе «Лесных происшествий» мы узнаем, например, что весной из-под снега показалась клюква, а гадюка приняла свою первую солнечную ванну. Такого же характера и «городские новости»: «над Невой показались чайки, на окраину города забрел лось, появилась гостья из моря - рыбка корюшка». Корреспонденты газеты сообщают разные новости из леса, с поля, с рек и озер. Просматривая газету далее, мы начинаем замечать, как сезонные изменения в природе отражаются и в деятельности человека.

    «Лесная газета» - это книга-игра. Читатель не остается пассивным. Автор все время втягивает его в наблюдения, в практические дела. В ней немало конкретных советов по узнаванию следов животных, работе в саду и огороде, по охоте, рыболовству, наблюдениям за погодой. Интересные факты и практические задания все время переплетаются с хитроумной выдумкой, головоломкой, забавным рассказом, занятным состязанием на сообразительность («Тир», «Остроглаз»).

    В маленьких по объему рассказах писатель умел многое сказать. Всего две странички занимает рассказ «На дереве», но в нем дано яркое сопоставление характеров охотника-ханта, «лесного человека», выдержанного и точного в своих поступках, и его слишком быстрого на решения городского друга. В «сказке-несказке» о том, почему у сороки длинный хвост, почему чайки белые, раскрыты очень сложные отношения между птицами и природной средой и высмеяно наивное представление о «птичке вообще», птичке без облика и имени.

    Произведения Бианки стоят у самых истоков научно-художественной литературы для детей. Находки и выдумки автора «Лесной газеты» и теперь помогают организовать занимательную беседу с детьми на научные темы.

    35. М. Пришвин. Тематика, проблематика, нравственное содержание рассказов для детей. Цикл рассказов «В краю дедушки Мазая».

    Замечательный писатель Михаил Михайлович Пришвин родился (1873- 1954) в купеческой семье под городом Елецк.

    Первая его книга - о русском Севере - "В краю непуганых птиц". Главная тема творчества - человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние. Пришвин описывает в своих рассказах не просто отношение людей к природе, а отношение их к природе в процессе своего развития, в процессе переделки своей собственной человеческой природы.

    Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе - он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник - искатель слов, точных и поэтических, искатель правды.

    Одностраничный рассказ "Лисичкин хлеб о силе поэтического слова, которое простой хлеб преображает в сказочный и тем делает его желанным.

    В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.

    Звери и птицы у Пришвина "шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат "; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам ("Золотой луг"); точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб ("Силач"); шепчет лес ("Шёпот в лесу"). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях ("Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки").

    Так, Пришвин в рассказе "Ёж" очень хорошо описал свои взаимоотношения с ёжиком, показал, как с помощью доброго отношения можно приручить дикого зверька. Рассказ "Ребята и утята" учит маленьких слушателей быть добрыми и внимательными к живым существам.

    Особенно близкой детям является идея единства человека и природы. Так в рассказе "Этажи леса" автор проводит параллель между людьми и животными. Как люди живут в многоэтажках на определённом этаже, так птицы и звери живут на своём этаже. Но если люди без труда могут спустится на другой этаж, поменяв квартиру на другую, то животные этого никак не могут..

    В текстах очень часто встречаются моменты, где автор служит примером в плане бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая рассказы, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни.

    Рассказ позволяет увидеть характер реального героя, способен разобраться в мотивах его действий и, что особенно важно, сделать вывод: следовать его примеру или нет. Понимание окружающего мира, его действительности также идёт через рассказ. Многие свои рассказы Пришвин наделяет долей сказочности, звери у него "разговаривают", "мыслят", почти как люди, но очеловечивание в произведениях писателя никогда не бывает полным, то есть звери и птицы могут думать, но про себя, слушать, смотреть, но не выполняют не свойственных им действий, так как живут в реальной для них обстановке.

    В творчестве Пришвина существуют и рассказы, и повести, и романы. В детских садах, в основном, для знакомства детей с природой используют рассказы писателя и небольшие зарисовки о природе.

    Пришвин считал, что птицы и звери, деревья и травы умеют разговаривать, есть у них свой язык.

    Человек часть природы. Вырубит он леса, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц - и сам не сможет прожить на мёртвой планете. Поэтому и обращается Пришвин к детям: "Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи и горы.

    Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину".

    Книга Пришвина "В краю дедушки Мазая" - азбука природы. Многому она научит, многое объяснит.

    Зимний лес. На снегу следы зверюшек и птиц. Ничего не сможете вы прочесть по этим следам, из рассказов Пришвина дети узнают о белочке, которая доставала свои запасы, припрятанные на зиму, о лисичке, которая пробежала к лесной речке водицы напиться. Есть в лесу и свой доктор - дятел. Дерево выслушал и "приступил к операции извлечения червя".

    Любил Михаил Михайлович лес. Шёл он туда за открытиями: "Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался", - писал Пришвин. Пусть и для вас каждая встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут книги Михаила Михайловича Пришвина.

    Рассказы Пришвина очень познавательные и добрые, их можно назвать энциклопедией природы, из которой дети могут узнать всё, что их интересует. Могут узнать, например, что можно грача научить разговаривать, а собак научить есть горох и многое другое. Дети многому могут научиться у героев произведений, таких как, например, Вася Весёлкин, который не только спас собаку, но и проявил скромность, скрывшись от благодарности. Услышав ложь, Вася Весёлкин "поднялся за правду, весь красный, вихрастый, взволнованный, с глазами, гневно устремлёнными" на лжеца. Такими должны быть все дети, именно этого хотел писатель, придумывая рассказ.

    Одни рассказы могут понять все дети, а другие ещё могут не дойти до сознания ребёнка, поэтому, отбирая то или иное произведение, важно, чтобы оно соответствовало возрасту детей, удовлетворяло их интересы, было направлено на развитие воображения, мышления, памяти.

    Наиболее распространенная причина негативного отношения к природе у детей дошкольного возраста - отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях, особенностях развития и их значимости. Жестокое отношение к природе - результат нравственной не воспитанности детей, когда они не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь.

    Дошкольнику свойственна подражательность, в силу которой он заимствует образы поведения, легко поддается внешним влияниям. В своих рассказах М.М. Пришвин воспитывает у детей любовь к природе.

    Герои рассказов и повестей Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру. Сделать это поможет ему книга. Основными задачами следует считать: ознакомление детей с природой, формирование любви и бережного отношения к ней.

    Всю свою жизнь Пришвин хранил в себе ребёнка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивлёнными глазами. Наверное, именно по этому рассказы писателя так легко воспринимаются детьми.

    36. Сказка-быль М. Пришвина «Кладовая солнца». Природа и дети в сказке.

    Пришвин один из писателей, который подарил множество рассказов, повестей, очерков о природе. Великая любовь писателя к природе родилась из его любви к человеку. Эта тема прослеживается в сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца".

    "В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесского, осиротели двое детей", так начинается замечательное произведение. Это начало напоминает сказку, где читатель входит в чудесный мир, где все живое взаимосвязано. На этом фоне появляются два образа Настя и Митраша. После смерти родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба, корова, золотой петух и поросенок. Дети заботились обо всех живых существах.

    Однажды решили они пойти в лес за клюквой. Взяли они с собой самое необходимое. Митраша взял сумку с компасом. Он хорошо помнит отцовские слова о компасе, то с ним не заблудишься. Кто знал, что дети столкнутся с природной стихией и воочию увидят Блудово болото. ". О Блудовом болоте ходила легенда, что "лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня..." С тех пор ель и сосна растут вместе. Пройдя полпути, Настя и Митраша сели отдохнуть. После отдыха дети решили идти дальше. Но не тут-то было, "довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой". Проявив свой характер, Митраша идет по слабенькой тропе, а Настенька по плотной. Вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. Даже волк в это время вылез из своего логова.

    Как и всякая сказка, сказка-быль М. М. Пришвина имеет счастливый конец. Митраша из-за своего упрямства оказался на Блудовом болоте. И в борьбе за жизнь ему помогла собака Травка. А Настя, увлеченная сбором ягод, на некоторое время забыла о брате.

    Под вечер голодный Митраша и уставшая Настя встретились. Им суждено было встретиться вновь в лесу и продолжить свой путь вместе, как уже двести лет "живут" на Блудовом болоте ель и сосна.

    37. Е. В. Шварц. Сказки для детей. Традиции Андерсена в сказках Шварца.

    В определенном смысле можно было бы сказать, что он пришел в сказку за правдой, которая всегда нужна людям и в любом случае выступает их помощником и другом. "Любые чудеса" совершаются в его сказках потому, что они не что иное, как естественные человеческие поступки, которые тем необыкновеннее и прекраснее, чем добрее и мужественнее совершающие их люди. Как бы ни изощрялись всевозможные волшебники в совершаемых ими превращениях, такие чудеса, как человечность, человеческая доброта и взаимопомощь, навеки останутся самыми большими из чудес, происходящих на земле. Об этом заставляют думать все без исключения сказки Евгения Шварца.

    Добро и зло сталкиваются и сражаются в его сказках с тем большим ожесточением, чем точнее отражается в этой борьбе неприукрашенная и непрепарированная суровая правда жизни. Сказка охотно и внимательно следит за тем, как жизнь меняется, хоть и остается похожей на себя самое.

    Из далекого детства перешла в сознание взрослого писателя наивная и непроизвольная потребность одушевлять окружавшие его предметы и явления, обращаться с ними как с живыми, наделять их человеческими индивидуальностями. Углубляясь в свой сказочный мир и уводя за собой читателей и зрителей, Шварц осмыслял сказочную действительность как непреложную реальность, строго и горячо судил о ней и вмешивался в нее.

    Шварц писал детские рассказы и стихи для журналов "Чиж" и "Еж" издавал детские книги. В 1929 Шварц написал свою первую пьесу Ундервуд. Сюжет ее прост: студент Нырков получил для срочной работы на дому пишущую машинку "Ундервуд", жулики решили ее украсть, а пионерка Маруся помешала им— она-то и оказывается главной героиней рассказанной Шварцем истории. Образу этому суждена была долгая и счастливая жизнь в сказках Шварца. Выступая под самыми разными именами, он неизменно воплощал в себе товарищество и взаимопомощь, дружбу и самоотверженность, которые неизменно оказывались непреодолимой преградой на пути корысти, зла и вероломства.

    В качестве одного из главных действующих лиц "Ундервуда" выступала отталкивающая старуха, Варвара Константиновна Круглова, по прозвищу Варварка. В ее доме воспитывалась маленькая Маруся. Уже самые повадки Варварки, ее черствое, бесчеловечное отношение к Марусе делали ее удивительно похожей на извечную человеконенавистницу — злую волшебницу или мачеху, а Марусю ставили в положение любимицы многих поколений детворы — Золушки.

    Героиня другой ранней пьесы Шварца ("Клад") — маленькая участница геологической экспедиции, смешная и строгая девочка Птаха. В Птахе получили дальнейшее развитие многие черты характера Маруси из "Ундервуда": настойчивость и озорство вместе с детской отвагой и тщеславием, высокое и чистое представление о любви и дружбе, смешанное с неутомимой и доверчивой любознательностью ребенка. Вместе со взрослыми участниками экспедиции Птаха попала в суровый и глухой горный край, где одиноким человеческим голосам отвечает таинственное, пугающее эхо, где на каждом шагу людей подстерегают обрывы и обвалы, опасность заблудиться и потерять друг друга. Простые и добрые люди назывались в "Кладе" чуть таинственными и пугающими именами: сторож горного заповедника — Иваном Ивановичем Грозным, юный приветливый пастух — богатырем Али-беком. Птаха по собственной неосмотрительности отстала от своих спутников, и обвал унес ее в пропасть.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта