Главная страница
Навигация по странице:

  • Природа для Толстого.

  • «Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья.»

  • «Нет, жизнь не кончена и тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей.»

  • «Природа глазами Наташи»

  • пейзажи война и мир. Пейзажи в романе Война и мир. Пейзаж в романе Война и мир


    Скачать 16.27 Kb.
    НазваниеПейзаж в романе Война и мир
    Анкорпейзажи война и мир
    Дата13.03.2022
    Размер16.27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПейзажи в романе Война и мир.docx
    ТипДокументы
    #394726

    Пейзаж в романе «Война и мир»

    Лев Толстой часто использует затейливые картины природы, как эффективное художественное средство передать чувства персонажа. Роль пейзажа в романе «Война и мир» заключается в возможности понять состояние героя, подчеркнуть атмосферу происходящих событий. Величием, чистотой, естественностью деревьев, облаков, автор передает сущность настоящих жизненных ценностей. Пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого психологического анализа состояния героев, для усиления картин каких-либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развертывается то или иное действие.

    По созданию того или иного пейзажа можно судить об отношении автора к своим героям, о его взглядах на природу, о ее роли в жизни общества и человека. Поэтому пейзаж является одним из основных средств психологического анализа.

    Природа для Толстого.

    Для Толстого природа - это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек «естественный», близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе. Она органично входит в жизнь «ищущих» героев Л.Н. Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже изменить ее.

    С точки зрения Толстого-философа, природа олицетворяет собой величие и вечное обновление жизни, благие начала бытия, поэтому становится, по воле автора, свидетелем и участником духовного поиска героев.

    Происходящие внизу войны - это массовые убийства, которые нужны эгоистическим стремлениям правителей. Люди рождаются для других целей – жить созиданием добра, справедливости, мира. Пейзажем Лев Толстой передает не столько описание неба, он оценивает формирующиеся нравственные идеалы героя.

    Дуб весной

    К образу дуба Лев Толстой обратился, передавая мрачное настроение князя Болконского, переживающего кончину жены, поражения австрийских сражений. Природа просыпалась после зимней спячки. Березы, молодая поросль леса, красовались белизной, почки издавали запах свежести. Трава зеленела особо ярко на фоне весеннего неба и солнечных лучей. Птицы пели, приветствуя теплую пору года. Пестрые цветы застелили лужайки сплошным ковром. Все радовалось приходу весны и оживало вместе с ней.

    Перед взором князя возник дуб, старец, по сравнению с березами, выше их вдвое, намного больше по обхвату ствола. Кора, местами кем-то содранная или отпавшая, оставила плешивые пятна, поросшие мхом. Только изуродованные суки торчали, как свидетели богатого жизненного опыта. Силуэт был некрасивый, растопыренный, грустный. Казалось, ничто не интересует этого дуба, ни до чего ему нет дела. Вся радость, бурлившая вокруг, была не для него.

    «Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья.»

    Болконский сравнивал себя с дубом, испытания сломали его. События сражений, в которых он принимал участие, изменили его отношение к военному делу, а потеря жены повергла в глубокое горе. Андрей принял твердое решение не проникаться суетой, дожить жизнь в спокойной душевной пустоте, как дуб, который стоит, но не распускает листья.

    Дуб летом

    После встречи с юной графиней Ростовой душа героя встрепенулась, ему захотелось жить. По дороге домой, уже в июле, князь искал глазами силуэт знакомого дуба у края дороги. Но чуть не пропустил дерево, потому что оно преобразилось. Крона стала темно-зеленой, листва шумела уверенно, жизнеутверждающе, переливая оттенками в вечерних лучах солнца. Было видно, что дуб согрелся, он довольно колыхал могущественными ветками.

    Картина предстала прекрасная, под густой листвой не стало видно ран, обломанных сучьев. Жизнь промелькнула перед Болконским, состоящая из коротких мгновений, как печальных, так и победоносных. Перед ним возникло свежее лицо Наташи Ростовой, которая умела любить всех и все вокруг, раскрывая этим смысл счастья.

    «Нет, жизнь не кончена и тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей.»

    С этого момента мужчина меняет свою жизнь. Руководимый желанием делиться боевым опытом во благо государства, Болконский занимается составлением нового военного устава. Вместе с министром обороны Сперанским Андрей осуществляет армейские реформы, начиная новый этап своей жизни. Зерно романтического влечения к девушке Наташе уже брошено в его душу и скоро взойдет. Образ дуба в этом эпизоде автор изобразил, как символ возрождения.

    «Природа глазами Наташи»

    Ночь в Отрадном запала в душу Андрею великолепием и одухотворенностью. В ней созидательная сила будущего, вдохновение на новый жизненный этап, который для Болконского является сложным выбором. Фраза, которая заставила мужчину влюбиться еще не осознанно, на уровне чувства, не поднявшегося на поверхность сознания, не оформившейся в мысль, звучала из уст Наташи так:

    «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!»

    Особо трепетно Лев Толстой описывает ночь перед Рождеством, когда семья Ростовых едет на святой ужин. Из-под пера автора дорога превращается в сказочный путь:

    «Вот какой-то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких-то зверей.»

    Таковы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" функции пейзажа, для воссоздания которого автор использовал различные художественные особенности. Раскрывая внутренний мир героев, писатель рисовал картины природы, созвучные душевным переживаниям того или иного образа, или контрастно противопоставлял состояние души героев и природу, чтобы оттенить глубину внутренних волнений персонажей.

    Таким образом, пейзаж помогает проанализировать душевное состояние героя, картины природы рисуют обстановку, в которой происходят события, выражают мысли, чувства и переживания самого автора. И, конечно, созданные писателем яркие, красочные картины природы прекрасны в художественном отношении.


    написать администратору сайта