Главная страница
Навигация по странице:

  • 38. А. Барто. Тематика, нравственное содержание, художественные особенности стихотворений для детей.

  • 39. С. В. Михалков. Тематика, нравственное содержание, художественные особенности стихотворений для детей.

  • 40. Н. Носов Проблема «типичного» мальчика

  • 41. Н. Дубов. Рассказы и повести для детей. Их тематика, проблематика, нравственное содержание.

  • 42. Детство и дети в произведениях русских и зарубежных писателей.

  • Писатели ХХ века

  • шпоры по рус. лит.. Шпоры по детской литературе. 1. Фольклор. Потешки, пестушки, их значение. Педгогическая ценность. Примеры наизусть


    Скачать 313 Kb.
    Название1. Фольклор. Потешки, пестушки, их значение. Педгогическая ценность. Примеры наизусть
    Анкоршпоры по рус. лит
    Дата09.11.2021
    Размер313 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры по детской литературе.doc
    ТипДокументы
    #266921
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    "Голый король" (1934), "Красная Шапочка" (1936), "Снежная королева" (1938), "Золушка" (1946), "Обыкновенное чудо" (1954)

    Переработка сюжетов и переосмысление образов мировой классики в сказочных пьесах Е. Л. Шварца

    Шварц был во многих отношениях первооткрывателем, а у истинного первооткрывателя всегда есть предшественники. Шварц честно и бескорыстно продолжил поиск, начатый задолго до него. Именно Андерсен, не одним только словом, но и всем своим художественным делом утвердил Шварца в очень простой, по вечно плодотворной истине.

    О нравственном значении решимости размышлял Ганс-Христиан Андерсен, когда создавал характеры своих героинь, когда убеждался в том, что решимость возникает вовсе не обязательно там, где есть преимущество в силе, но почти всегда в тех случаях, когда есть преимущество в убежденности. В этом смысле Шварц пошел по проложенному им пути. К благородной мысли Андерсена он присоединил глубокую веру в то, что в любом случае не жизнь должна подражать сказке в ее доброте и человечности, а сама сказка обязана учиться у жизни ее молодой и бессмертной мудрости.

    Следуя своему убеждению, что жизнь в сказках развивается совершенно по тем же законам, что и в действительности, Шварц наполнял взаимоотношения своих сказочных персонажей реалиями, которые, бесконечно знакомы каждому из нас, но далеко не каждым из нас в достаточной степени осмыслены.

    В "Снежную королеву" пришел в качестве действующего лица всех происходящих в сказке событий Сказочник — добрый, деятельный "молодой человек лет 25", избравший для себя благородное поприще друга, помощника и руководителя ребят, попадающих в беду. Сказочник явился вестником надежной человеческой взаимопомощи и бескорыстного товарищества.

    Пересоздавая старые сказочные сюжеты, Шварц не только обновлял их конструкцию и наполнял их новым психологическим содержанием, но и придавал им новый идейный смысл. У Андерсена Герда из "Снежной королевы" подавленная отступает перед несчастьем, случившимся с Кеем.

    Бедная андерсеновская Герда считала Кея погибшим, и ничто не могло ее утешить. В сказке Андерсена маленькая разбойница сама просит Северного оленя доставить Герду во владения Снежной королевы.

    В сказке Шварца все это происходит по-другому. "Олень, — спрашивает Герда, — ты знаешь, где страна Снежной королевы?" И когда олень утвердительно кивает головой, маленькая разбойница восклицает: "Ах, знаешь, — ну, тогда убирайся вон! Я все равно не пущу тебя туда, Герда!". Маленькой разбойнице гораздо больше с руки оставить Герду при себе и превратить ее в свою очередную забаву, чем самой упрашивать оленя выручить девочку. Во всем, что случается с девочкой, для Шварца более всего важен характер, собственная воля Герды, ее самообладание и решимость. Только в подлинно новой сказке мог так преобразиться удивительный характер маленькой разбойницы, которую мать ее, свирепая атаманша, безобразно избаловала.
    38. А. Барто. Тематика, нравственное содержание, художественные особенности стихотворений для детей.
    В творчестве А. Барто (1906—1982) ощущается стремление освоить все лучшее, что уже было достигнуто в области детской литературы. В 1928г. появляется знаменитая книжка А. Барто для маленьких «Братишки», посвященная детям разных народов, отцы которых погибли в борьбе за свободу и счастье людей. Написанная в жанре колыбельной песни, эта книжка гуманистична по содержанию, заключенному в доступную детям, конкретную, образную форму. В цикле песен, которые поют четыре матери у колыбелей своих детей, создаются портреты то «черненького братца», то «желтого братишки, косоглазого мальчишки», то «третьего братика», «светло-шоколадного»; то «белого мальчонки». Эта книжка поэтессы стала значительным событием в детской литературе. Много раз издавалась она и в нашей стране, и за рубежом.

    К сильным сторонам творчества А. Барто относятся юмористические и сатирические мотивы многих ее стихотворений. А. Барто широко пользовалась средствами юмора и тогда, когда она рассказывала маленьким детям об игрушечных зайке, мишке, бычке, лошадке (цикл «Игрушки»). Каждая игрушка в изображении поэтессы приобретает индивидуальность. Игрушки у Барто — полноправные участники детской жизни, друзья малышей. В творчестве А. Барто раскрывается поэзия детской личности, начиная с самого раннего возраста, когда ребенок едва начинает ходить («Машенька»). Малыш в этот период — открыватель мира, он только получает самые первые впечатления.

    Ритмическая и интонационная структура стихотворений Барто, адресованных детям дошкольного возраста, рассчитана на восприятие маленького читателя. Стихи для дошкольников естественны, динамичны, близки к разговорным. В художественных образах поэтесса стремится обратить внимание маленького читателя на то, что происходит в его родном городе, стране. Так появляются стихотворения с конкретными указаниями места действия и с точными зарисовками событий: «На станции «Сокольники»...» («Мы едем на метро»), «В огнях «Охотный ряд»...», «Сегодня площадь Пушкина в серебряном дожде...» («Что случилось на каникулах»); «На Красной площади».

    Поэзия А. Барто способствует формированию у ребенка радостного, жизнеутверждающего мировосприятия, ощущения тесной связи его собственной жизни с жизнью всего народа. Сегодня можно говорить, что некоторые социологические мотивы поэзии Барто, обусловленные временем, на которое пришлось ее творчество, устарели. Но ей удавалось выйти и на общечеловеческую проблематику, коснуться вопросов, значение которых не менее актуально и для сегодняшних дней. Умение находить новые возможности поэтического самовыражения, передавать эстафету традиций — одна из важнейших особенностей творчества А.Барто на протяжении не одного десятилетия. Талант А.Барто не останавливался в своем развитии, каждому новому юному поколению читателей она стремилась сказать новое поэтическое слово.

    39. С. В. Михалков. Тематика, нравственное содержание, художественные особенности стихотворений для детей.
    С.В.Михалков откликался на важные события в жизни страны. Он известен как писатель, умеющий разговаривать с детьми («А что у вас?», «Мимоза», «Про Фому»).

    Произведения Сергея Михалкова для детей остроумны и проникнуты любовью к детям. В соответствии с лучшими традициями поэзии для детей Михалков и в веселых стихах чужд пустого развлекательства. Обычно в основе юмористического стихотворения поэта лежит нравственная идея.

    Так, стихотворение «А что у вас?» на первый взгляд представляет собой неприхотливую запись с натуры непринужденной болтовни случайно собравшихся ребятишек («Дело было вечером, делать было нечего»). Разговор сначала течет неторопливо и бесцельно, детская неустойчивая мысль перескакивает с предмета на предмет. Но вот в разговоре появляется ведущая тема — разгорается спор, чья мама важнее, лучше, и поэт подводит читателя к главной мысли, что разнообразные дела, которыми заняты матери, достойны уважения, любви.

    Имя веселого, доброго и мудрого героя тетралогии «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер уже стало нарицательным. Михалкову удалось создать обаятельный образ взрослого человека — благородного, гуманного, отзывчивого старшего друга «всех ребят со всех дворов». Отношение дяди Степы к людям определятся по-детски естественной верой в торжество добра, утверждение справедливости. В стихотворениях о дяде Степе проявились наиболее сильные стороны таланта Михалкова — детского писателя: оптимистический взгляд на мир, светлая вера в человека, жизнерадостная, подчас озорная выдумка, мягкий юмор. Дядя Степа — «самый главный великан» — живое воплощение спокойной, благожелательной силы, которая так пленяет ребенка в героях народной сказки. Но у Михалкова это обыкновенный человек, который работает, задумывается, развлекается. Герой постепенно растет от произведения к произведению, вместе с расширением кругозора, увеличением интеллектуальных и нравственных возможностей юного читателя.

    Со времени появления героя С. Михалкова минуло немало десятилетий. И все-таки история о дяде Степе и в современных условиях сохраняет для дошкольников и младших школьников значительный нравственно-воспитательный потенциал. Писатель сумел вызвать симпатию к персонажу, в доступной детям форме подчеркнув и укрупнив его положительные человеческие качества. А в дальнейшем они же становятся основанием его достойного и высокого поведения как гражданина своего города, Отечества. Патриотизм, гражданственность всегда будут ценностями, затребованными здоровым общественным организмом. Ненавязчивое воспитание этих качеств требуется начинать уже с самого юного возраста. Именно в этой области и проявляется талант создателя образа доброго, великодушного, храброго, мудрого великана Степана Степанова.

    Лучшим произведениям С.В.Михалкова присуща широта обобщений, острота проблематики, глубина содержания и доступность формы. Его творчество вошло в отечественную детскую литературу страницами тонкого, жизнерадостного юмора, искреннего веселья, остроумного розыгрыша, сменяющихся серьезным размышлением, неплакатной гражданственной интонацией, искренним пафосом патриотизма.
    40. Н. Носов Проблема «типичного» мальчика.

    Книги писателя Носова Н.Н. занимают особое место в детской литературе. Герои рассказов Носова — дети - фантазеры, непоседливые и неуемные выдумщики, которым часто достается за их затеи. В центре внимания Носова - активный, уверенный в своих неограниченных возможностях герой, фантазёр и неустанный выдумщик. Писатель любит такого деятельного подростка, которому каждое дело кажется лёгким.

    Во многих рассказах («Мишкина каша», «Тук-тук-тук», «Телефон», «Огородники» и др.) сквозным оказывается один персонаж — Мишка Козлов.

    Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование ведется от лица друга Мишки. Мишка активен, он постоянно в действии. Мишка — фантазер и искатель; он не просто выпутывается из затруднительных обстоятельств, а увлеченно и энергично борется с ними.

    Рассказы Носова всегда включают воспитательное начало. Есть оно в рассказе об огурцах, украденных на колхозном огороде («Огурцы»), и о том, как Федя Рыбкин «разучился смеяться на уроках» («Клякса»). Писатель рассказывает о необходимости взаимопомощи, о доверии и уважении ребят друг к другу, об их стремлении к новому, неизведанному.

    Неизменной любовью ребят пользуются сказки писателя: «Бобик в гостях у Барбоса», «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Последние три сказки объединены общими героями и представляют собой роман-трилогию. Незнайка, главный герой,— хвастунишка и невежда; он постоянно попадает в комические положения из-за своей беспечности и самоуверенности. В веселой, эмоциональной форме преподносится обширный познавательный материал из различных областей науки, техники и искусства, решаются морально-этические вопросы. За всеми веселыми приключениями ненавязчиво присутствует мысль о несовместимости бахвальства, зазнайства с подлинными человеческими отношениями между людьми, даже если это самые маленькие дети. Книга учит уважать знание, труд, товарищество, скромность.

    Творчество Носова имеет большое значение в детской литературе. Очень важными особенностями его юмористического таланта были способность откликнуться на актуальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме решать важные морально-этические проблемы.

    Есть у детской литературы одно свойство, без которого она не была бы собою. Это свойство - юмор. Оно обусловлено натурой ребенка, у которого "есть великая потребность смеяться". Важно дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности. Смешат ребенка не только для веселья. Смешат для того, чтобы воспитать в нем чувство юмора. Справедливо говорят о том, что нередко именно юмор является кратчайшим расстоянием от идеи воспитателя до сознания воспитанника.

    Однако самое главное, конечно, характеры героев Носова. У мальчишек стремления и способы достижения цели нередко не соответствуют. Расхождение стремлений и поступков, которые определяются свойствами характера и возраста, и создает комические ситуации (например, как Витя Малеев воспитывает волю). Серьезность героя, совершающего нелепый поступок или произносящего кажущиеся ему важными слова, и реальная их оценка, как правило, не совпадают.

    Носов - мастер диалога, и внутренняя динамика его сюжетов развивается через диалог. Очень выразительна интонация диалогов писателя, выражающая способ мышления носовских персонажей.

    В детстве воображение особенно живо и активно. Мир для ребенка сказочен, фантазия врывается в реальность. В детской книге живет осуществленная детская мечта.

    41. Н. Дубов. Рассказы и повести для детей. Их тематика, проблематика, нравственное содержание.
    Свою первую книгу для детей Николай Иванович Дубов написал в 40 лет. Это была совершенно правильная книга. Т. е. в этой книге все происходила так, как должно было бы происходить, если бы все вокруг было правильно и хорошо. Взрослые учили детей уму-разуму, а дети активно у них учились, молодой геолог дядя Миша объяснял своим юным друзьям всякие интересные законы науки, сельсовет далекого алтайского села наградил пионеров радиоприемником, а пионеры в свою очередь приняли участие в уборке урожая, организации клуба и радиофикации деревни. повесть называлась «На краю земли» и была написана твердой, умелой рукой, потому что автор перед этим достаточно долго был журналистом, редактором и даже драматургом.

    Через несколько лет вышла в свет повесть «Сирота». В этой повести есть один очень важный момент. Главный герой, Лешка, тот самый сирота, куоторый измучился, избегался и вообще никому больше не верит, попал наконец в детский дом. И директор там – добрая женщина. Другие взрослые чего-то без когда обещали, может даже и вправду некоторые хотели помочь, а Людмила Сергеевна просто заплакала. Заплакала вместе с Лешкой. И он с ней остался. Этот эпизод надо запомнить. Он объясняет, почему на много лет, и даже по сей день, читатель остался с писателем Дубовым.

    Грустная и трудная Лешка закончилась хорошо: вместе с друзьями он плывет на швертботе «Бойкий» по утреннему морю и кричит навстречу поднимающейся заре: «Полный вперед!...»
    +++

    42. Детство и дети в произведениях русских и зарубежных писателей.

    43. Природа в произвед. современных русских писателей.

    В современной детской литературе книги о природе занимают одно из пер­вых мест. Детям необходим разговор о природе. В этой теме заклюю­чается масса возможностей для воспитания нравственности и добрых эмо­ций. При всем разнообразии жанров, сюжетов, персонажей, книг о при­роде, творческой манеры каждого из писателей общее в них — решение проблемы современной литературы: проблемы гуманизации человека.

    Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

    Писатели ХХ века в своих произведениях показывают, какими должны быть отношения человека в бурный век научно-технической революции к природе.

    Каждому знакомо имя поэта С. Есенина. Всю жизнь Есенин поклоняется природе родного края. Все люди, животные и растения у Есенина - дети одной матери - природы. Человек - часть природы, но и природа наделена человеческими чертами.

    Другой известный русский писатель Иван Алексеевич Бунин писал о гармонии природы. В его произведениях звучит неподдельный восторг перед природой. Поэт хочет воссоединиться с ней. Лучшее стихотворение Бунина - поэма "Листопад" занимает почетное место в мировой пейзажной лирике. Рассказ "Антоновские яблоки" - это гимн природе, наполненный неудержимой радостью.

    Творчество Мих. Пришвина полно глубокой любви к родной природе. Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам. В своих произвед. он учит любить и понимать природу, нести ответствен­ность перед ней за ее использование. В произвед. "В краю непуганых птиц" Пришвин тревожится отношением человека к лесам. Об этой же проблеме идет речь в книге очерков "Северный лес" и в "Корабельной чаще". В "Лесной капели" Пришвин пишет о черемухе, которую во время цветения так неразумно ломают горожане, унося охапки белых душистых цветов. В любом произведении писателя звучит высокая любовь к природе.

    Одним из продолжателей пришвинских традиций в литературе стал Паустовский. Рассказ "Дождливый рассвет" переполнен гордостью, восхищением красотой родной земли, вниманием к людям, влюбленным в эту красоту, тонко и сильно чувствующим ее прелесть. Особенностью писателя является его манера недоговаривать, недорисовывать, он предоставляет читателю завершить в воображении картину.

    Нельзя не отметить произведение Бор. Васильева "Не стреляйте в белых лебедей", в котором каждая строка проникнута любовью к родной природе. Главный герой этого произведения Егор Полушкин живет в единстве с природой и пытается противостоять миру безнравственности, миру «зверства». У него «золотые руки», но часто он меняет работу из-за своего трепетного отношения к природе и животному миру: замечательно вырыл траншею для канализации, но в одном месте обогнул муравейник, сделав лишнюю петлю. У Егора есть сын Колька, который хочет стать лесничим, а пока отдал спиннинг за шаловливого щенка, которого со зла хотел утопить двоюродный брат Вовка. Избитый до полусмерти, Егор умирает в больнице, но он ненапрасно жил, ведь сын подрастает и мечтает пойти «по ступеням отца», Егор – настоящий человек.

    Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью. Все писатели доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным. Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться. Ведь природа – источник нравственной красоты человека.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта