Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Основные понятия и законы теории коммуникации.

  • 3. Антропосоциогенезис и социальная коммуникация. Письменность. Книгопечатание.

  • Вопрос №4. Коммуникативные революции в антропосоциогинезе

  • Вопрос №5. Особенности развития социальных коммуникаций в ХХ и ХХ I веке

  • 1. коммуникация и общество. Тк как наука и дисциплина. Предмет и задачи коммуникации


    Скачать 468.19 Kb.
    Название1. коммуникация и общество. Тк как наука и дисциплина. Предмет и задачи коммуникации
    Дата02.10.2019
    Размер468.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаbiznes_kommunikatsii.docx
    ТипДокументы
    #88297
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    • Бизнес-коммуникации

    1.КОММУНИКАЦИЯ И ОБЩЕСТВО. ТК КАК НАУКА И ДИСЦИПЛИНА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КОММУНИКАЦИИ.

    Теория коммуникации — одна из наиболее перспективных отраслей современного научного знания. Коммуникация — явление универсальное, ее содержание и формы попадают в поле зрения многих наук социально-гуманитарного, естественно-научного и технического циклов. 
    Цель данного курса состоит в том, чтобы дать основы коммуникативного знания всем, кто ясно понимает, что условием успешности их профессиональной и общественной деятельности является умение правильно общаться и взаимодействовать с людьми.
    В широком смысле предмет теории коммуникации – это социальные (в широком понимании), психологические, семиотические и другие явления, процессы и отношения, возникающие между различными субъектами в процессе коммуникации, общения, обмена информацией (смыслами), т. е. в процессе их взаимодействия. 

    Задачи теории коммуникации:
    1. Моделирование коммуникативного акта, события, процесса;
    2. Исследование коммуникативных процессов в различных социальных сферах;
    3. Типология участников и элементов коммуникации;
    4. Разработка типологии культур и языковых коммуникативных систем;
    5. Разработка типологии коммуникативной личности и исследование особенностей коммуникативного поведения;
    6. Выявление стереотипов, предрассудков и барьеров коммуникации в монокультурной ситуации контраста культур;
    7. Разработка коммуникативных технологий в сфере монокультурного и межкультурного общения.

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ ТК
    основные значения:
    • универсальное (предельно широкое), при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира;
    • техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других материальных и идеальных объектов из одного места в другое
    • биологическое, широко используемое в биологии,например при исследованиях сигнальных способов связи у животных
    • социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. В данном случае речь идет о социальной коммуникации — коммуникационных процессах в обществе.

    Конечная цель исследования коммуникации — выявление и формулирование ее законов. Она заключается в следующем:

    а) законы коммуникации носят объективный характер. Объективность обусловлена тем, что они раскрывают движение объективно суще ствующих коммуникационных потребностей, интересов и действий людей;
    б) законы отражают взаимосвязи в обществе в целом и его отдельных частях.;
    в) есть законы коммуникации динамические (отражающие жестко детерминированную связь явлений) и статистические (отражающие нелинейные зависимости явлений и потому ос нованные на статистических фактах, определенным образом измеренных и организованных);
    г) законы коммуникации действуют в совокупности с другими социальными и природными законами— экономическими, психологическими, техническими и пр;
    д) информационный обмен в природе и обществе возможен лишь при выполнении определенных условий. Эти законы-условия гласят:
    1) всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, характеризующееся обменом разного рода информацией, 
    2) Ядром исследования коммуникации является изучение используемых в ее процессе знаков, а также правил, которым подчиняются как эти знаки, так и те, кто их использует.
    ;4) «закон минимального основания»: для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и приемника основания в виде системы знаков или правил приема и передачи;
    5) «закон гетерогенности коммуникативных систем» - коммуникация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных потенциалов взаимодействующих систем.

    2. Основные понятия и законы теории коммуникации. 

    Коммуникацией традиционно принято называть обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности. 
    Основные значения: 
    • универсальное (предельно широкое), при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира; 
    • техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других материальных и идеальных объектов из одного места в другое 
    • биологическое, широко используемое в биологии, например при исследованиях сигнальных способов связи у животных 
    • социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. В данном случае речь идет о социальной коммуникации — коммуникационных процессах в обществе. 
    Конечная цель исследования коммуникации — выявление и формулирование ее законов. Она заключается в следующем: 
    а) законы коммуникации носят объективный характер. Объективность обусловлена тем, что они раскрывают движение объективно существующих коммуникационных потребностей, интересов и действий людей; 
    б) законы отражают взаимосвязи в обществе в целом и его отдельных частях.; 
    в) есть законы коммуникации динамические (отражающие жестко детерминированную связь явлений) и статистические (отражающие нелинейные зависимости явлений и потому основанные на статистических фактах, определенным образом измеренных и организованных); 
    г) законы коммуникации действуют в совокупности с другими социальными и природными законами— экономическими, психологическими, техническими и пр; 
    д) информационный обмен в природе и обществе возможен лишь при выполнении определенных условий. Эти законы-условия гласят: 
    1) всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, характеризующееся обменом разного рода информацией. 
    2) всякая коммуникация как информационное взаимодействие основана на принципе обратной связи, которая выступает необходимым условием осуществления коммуникативного акта («закон обратной связи»); 
    3) всякая коммуникация имеет знаковый характер. Ядром исследования коммуникации является изучение используемых в ее процессе знаков, а также правил, которым подчиняются как эти знаки, так и те, кто их использует; 
    4) «закон минимального основания»: для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и прием-пика основания в виде системы знаков или правил приема и передачи., кодирования и декодирования информации. Чтобы коммуникация полностью разрушилась, не должно остаться ни одного знака, ни одного правила, общего для приемника и передатчика; 
    5) «закон гетерогенности коммуникативных систем» - коммуникация возможна лишь при несовпадении- (неполном совпадении) информационных потенциалов взаимодействующих систем. Это означает, что полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов совершенно обесценивает какой-либо обмен информацией между ними.



    3. Антропосоциогенезис и социальная коммуникация. Письменность. Книгопечатание. 

    Антропогенез - процесс формирования. Этот процесс завершился приблизительно 40 тыс. лет назад, после чего дальнейшая эволюция человека стала носить социаль ный характер. 

    Человеческая психика имеет длительную историю развития. Спо собы отражения действительности, средства коммуникации, меха низмы регуляции поведения, деятельность современного человека, по предположению ряда палеоантропологов, формировались в течение миллиона лет. 
    Питекантроп совмещал те лесные особенности человекообразной обезьяны и человека и был признан промежуточным звеном, объединяющим представителей различных ступеней эволюции. Признаком, послужившим для отнесения найденного суще ства к человеку, служили найденные рядом с ним древние орудия труда — камни, на которых заметна обработка одного из краев, другой край удобен для захватывания рукой. 
    Следующим из найденных предков человека был пекинский синантроп. Найдены свидетельства культуры синантропа - ка менные орудия труда и остатки кострищ. 
    Неандертальцы обладали черепами вытянутой формы с выраженным надглазничным вали ком, обитали в пещерах. Остатки других зверей показывают, что неандертальцы вели интенсивную охоту, в то время как более древние люди добывали пищу в большей степени собиранием плодов и корней. 
    Человек верхнего палеолита — кроманьонец — отличался телесным строением, приближающимся к современному человеку. Его череп имел прямой лоб, надбровные дуги вместо надглазнично го валика, подбородочный выступ. У кроманьонцев было более высокое, чем у первобытного неан дертальца, социальное объединение — род. Регуляция поведения на уровне инстинкта уступала место более совершенным механизмам социальной регуляции. 
    Известный палеопсихолог Б.Ф. Поршнев доказывал, что на самых ранних этапах развития предка человека в качестве регу ляторов взаимодействия работают механизмы имитации и интер дикции, а на этапе возникновения человеческого общества ведущи ми механизмами становятся суггестия и контрсуггестия. 
    Основные функции суггестии заключаются в подавлении по ведения, непосредственно связанного с потребностями индивида, и пробуждении поведения, направленного на интересы взаимодей ствия. В процессе эволюции сформировался контрсуггестив ный механизм регуляции, заключающийся в отказе от непосредст венного выполнения суггестии. 

    Письменность. Возникновение письменности, положившее нача ло переходу от словесной культуры к письменной, датируется при близительно 3-м тысячелетием до н.э. Самыми ранними формами письма были предметное письмо, в котором средствами передачи смысла служили различ ные предметы (например, стрела или меч могли означать объявле ние войны, а зеленая ветвь — предложение мира), а также узелковое письмо, получившее распростра нение у скотоводческих племен для учета поголовья стад, где коли чество узелков соответствовало количеству животных. 
    Книгопечатание. Книгопечатание обусловило пере ход от устной (преимущественно) культуры к книжной и значитель но увеличило размах коммуникаций. Книга, отпечатанная типо графским способом, стала достоянием широкого круга читателей. Промышленное производство книг повлекло за собой значи тельные социокультурные последствия. Во-первых, быстрый рост научной и образовательной сферы общества и увеличение доли гра мотного населения; Во-вторых, развитие книго печатания сказалось на развитии библиотечного дела. В-третьих, оно привело к возникновению целой отрасли производства — бу мажной промышленности.


    Вопрос №4. Коммуникативные революции в антропосоциогинезе

    История развития коммуникаций претерпела три коммуникационные революции:

    1) изобретение письменности; 2) изготовление печатного станка; 3) внедрение электронных массмедиа.

    Конечно, важнейшим событием для развития цивилизации было изобретение письменности,как результата эволюции иконического канала и одновременно – первооткрывателя ряда технических каналов, способствующих развитию не познавательно-эстетических ресурсов социальной коммуникации, а ее утилитарной эффективности: оперативности передачи, снижению себестоимости, повышению тиражности, увеличению дистанционности и комфортности. Первые памятники письменности относятся к III-IV тысячелетию до н.э. Они появились в древнейших локальных цивилизациях: древнеегипетской, месопотамской, индусской, критской и древнекитайской. Эти очаги возникли не случайно, а были обусловлены цивилизационным развитием: появлением городов, торговли и ремесел; образованием мощных централизованных государств, классовым расслоением населения. Варварские племена и их объединения не нуждались в письменности; письменность – новый коммуникационный канал, востребованный цивилизацией.

    Рукописание книг в ХI веке в Западной Европе сменило мануфактурное книгопечатание. В ХIХ веке произошла промышленная революция, благодаря которой документная коммуникация обрела полиграфическую и целлюлозно-бумажную промышленность, обеспечившую многотысячные тиражи газет, журналов и огромный книжный рынок.

    На стыке ХIХ и ХХ вв. произошла первая техническая революция в сфере социальных коммуникаций. Появились технические изобретения, значительно расширившие коммуникационные возможности исходных каналов: невербальный канал обогатился фотографией, а вербальный получил звукозапись; благодаря телефону вербальная коммуникация избавилась от пространственных ограничений; фотография бросила вызов реалистической живописи, а кино было объявлено могильщиком театра.

    Телеграф, изобретенный в XIX веке, позволил мгновенно передавать текстовые сообщения с одного материка на другой. Это изобретение ознаменовало начало новой эры массовых дистанционных непубличных коммуникаций. С созданием системы телеграфных коммуникаций тысячекратно повысилась скорость коммуникаций и резко возросло число участников коммуникативных взаимосвязей — коммуникантов. С изобретением радио и внедрением его в глобальную коммуникативную сеть скорость передачи информации в коммуникативном обмене достигла скорости света, а главное — информация и данное средство коммуникации стали массовыми. Практически всеобщая телефонизация урбанизированных регионов, по мнению некоторых исследователей, в 333 раза увеличивает пропускную способность информации и соответственно во столько же раз возрастает интенсивность коммуникаций.

    Повышение мобильных свойств (нестационарность, беспроводность аппаратов) телефонных аппаратов, по крайней мере, еще в 5—6 раз увеличивает эту возможность. Современные мобильные телефонные связи стали доступны большинству населения развитых стран. Благодаря интенсивности и всеобщности мобильной телефонной коммуникации такой способ взаимосвязи стал доминирующим и фактически превратился в самостоятельный вид многочисленной электронной мобильной коммуникации. Предполагается, что мобильная электронная коммуникация может в ближайшее время вытеснить значительную часть проводных телефонных коммуникаций.

    ХХ в. стал свидетелемвторой технической революции, плодами которой явились фототелеграф и телевидение, видеозапись и компьютерная связь, электронная почта, выросшая в конце 90-х гг. в глобальную коммуникационную систему Интернет.

    Телевидение, сразу став массовым явлением, сделало новый прорыв в увеличении скорости передачи информации массовой аудитории и пропускной способности канала коммуникации в 550 тысяч раз по сравнению с телеграфом. Резко увеличился и объем информации, передаваемой от источника коммуникации к реципиентам коммуникативной системы. Кроме того, телевидение стало возвращать естественную устность со слуховизуальным воздействием на людей, характерную для дописьменной культуры. Обратная связь от реципиента к источнику информации осу­ществляется через систему писем, телеграмм, телефонных звон­ков, факсов, поступаемых на телевидение. Интерактивное телевидение превратило данный канал передачи информации в полноправную сеть двусторонних интенсивных коммуникаций. Этот этап развития человечества, согласно теории Г. Маклюэна, знаменует конец эры Гутенберга, хотя во всех последующих периодах развития человечества книгопечатание продолжает играть огромную роль в развитии культуры.

    Вторая техническая революция знаменовала появление нового рода социальной коммуникации – электронной коммуникации,становление которой еще не завершено.

    До недавнего времени компьютеры являлись персональным средством обработки и анализа информации. Сегодня с включением в глобальную информационную сеть Internet, компьютеры стали самым мощным инструментом включения в систему массовых коммуникаций. Интернет-коммуникации активно интегрируются в общую сеть социальных коммуникаций.

    Интерактивное телевидение превратило данный канал передачи информации в полноправную сеть двусторонних интенсивных коммуникаций.

    Таким образом, в зависимости от материально-технического оснащения, т.е. от применяемых каналов, различают рода социальной коммуникации,которые представляют собой совокупность родственных коммуникационных каналов.Их три:

    Устная коммуникация, использующая, как правило, одновременно и в неразрывном единстве естественные невербальные и вербальные каналы; ее эмоционально-эстетическое воздействие может быть усилено за счет использования таких художественных каналов, как музыка, танец, поэзия, риторика. К устной коммуникации относятся путешествия с познавательными целями – экскурсии, туризм.

    Документная коммуникация, применяющая искусственно созданные документы, первоначально – иконические и символьные, а впоследствии письменность, печать и различные технические средства для передачи смыслов во времени и пространстве. (Документ – это стабильный вещественный объект, предназначенный для использования в смысловой коммуникации в качестве завершенного сообщения).

    Электронная коммуникация, основанная на космической радиосвязи, микроэлектронной и компьютерной технике, оптических устройствах записи.

    Все три рода взаимодействуют друг с другом, образуя смешенные, гибридные коммуникационные каналы, которые появляются благодаря использованию различных технических средств в устной и документной коммуникации.

    Внедрение Интернета открывает новую эру в развитии медиа-коммуникации. Всемирная «информационная паутина» сегодня не имеет ни физических, ни географических, ни административно-государственных, ни цензурных границ. Информационное пространство «захлестывает» «четвертая волна», которая одновременно увеличивает интенсивность коммуникаций и начинает ограничивать межличностные коммуникации и переводить их в виртуальную плоскость.

    Вопрос №5. Особенности развития социальных коммуникаций в ХХ и ХХI веке

    Изучение массовой коммуникации как социального явления началось в 20-е годы. Принято считать, что начало исследованиям массовой коммуникации положил немецкий социолог М. Вебер (1864-1920), основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Он обосновал необходимость изучения прессы в со­циологическом аспекте, обосновал метод анализа прессы, обратив внимание на ориентацию пери­одической печати на различные социальные структуры и на формирование человека, сформулировал социальные требования к журналисту.

    Классическая парадигма коммуникации, основанная американским политологом Гарольдом Лассуэллом (1902-1978) в 1948 году, базируется на последовательном ряде вопросов, касающихся передачи информации: кто передал, что передал, по какому каналу, кому и с каким результатом (какой эффект вызывает).

    В социальной коммуникации доминирующим является коммуника­тивный аспект массовой коммуникации, а информационно-содержательный элемент выполняет вспомогательную функцию. То есть в осуществлении социальных коммуникаций важно не только что используется, а кто участвует во взаимодействии, как используются информация и связи, кому адресуется информация и куда направлены коммуникативные связи. В. П. Конецкая в связи с этим, отдавая приоритет коммуникативной функции СМИ, заменяет понятие "средства массовой информа­ции (СМИ)" термином "средства массовой комму­никации (СМК). Она выделяет следующие проблемы массовой коммуника­ции:

    * обоснование сущности и функций массовой коммуникации;

    * механизм обратной связи;

    * моделирование массовой коммуникации;

    * роль социологических доминант в массовой коммуникации;

    * влияние массовой коммуникации на социальную нормативность речи;

    * специфика прессы, радио и телевидения как средств массовой коммуникации.

    Новая коммуникационная стратегия была принята 25-ой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1990 году. Она обращает внимание мирового сообщества на необходимость оказания помощи слаборазвитым странам в создании собственных информационных систем, подготовке кадров, способных развивать информационные технологии. Также обращается внимание на разработку и реализацию мер по реализации прав граждан на информацию.Функциональный подход к пониманию сущности массовой информации основывается на рассмотрении конкретной доминирующей функции. Доминирующим в этой теории может быть как идеологичес­кий, так и материально-экономический фактор.

    Наибольший интерес представляют теории, основанные на функции политического контроля, выраже­нии концентрации политической власти. По мнению профессора Чарльза Райта главным интегративным качеством современных коммуникативных систем является их общественно-массовый характер.

    Политикой теории, наиболее после­довательно использующей институты марксизма (английские социологи Г. Мердок и П. Голдинг), на первое место

    выдвигается роль политических факторов, определяющих функции средств массовой информации.

    Теория массового общества описывает и объясняет как патологию общества социальные и личностные отношения с точки зрения возрастания роли народных масс в истории, рассматривает взаимодействие различных социальных институтов, в результате чего СМИ оказываются интегрированными в них и тем самым оказывают большое влияние на политические решения, принимаемые органами власти. Эта теория особо выделяет роль СМИ в формировании общественного мнения.

    На первой ступени анализа рассматриваются политические особенности коммуникативных систем, на второй - их функциональные проявления в зависимости от типологии политических условий, на третьей - результаты использования тех или иных форм, структур, информационных процессов.

    В 18-19 вв. Э. Берк, Ж. Де Местр, Л. Г. А. Бональд выступили против разрушения общественных объединений (групп и корпораций), так как по их мнению это превращает общество в массу изолированных индивидов.

    Одним из пионеров проблематики массового общества является Блумер Герберт (1900, Сент-Луис, США). Массу он характеризовал как спонтанно возникающую коллективную группировку. Это усилило концептуализацию определений массовой коммуникации и дало методологическую предпосылку теоретических ориентаций в исследованиях массовой аудитории.

    Возникновение фашизма в 20-30-х гг. 20 в. изменило содержание теорий массового общества. В ней усиливается элемент защиты демократических прав от неограниченного господства властвующей элиты ( К. Манхейм, Э. Ледерер, Х. Арендт. После второй мировой войны Милл, Фромм, Рисман критикуют экономическое, политическое и социальное отчуждение, конформизм массового человека, распространение стандартизированной культуры.

    К теориям, основанным на доминировании материально-экономического фактора кроме теории массового обществаможно отнести и варианты теории, основывающиеся на классическом понимании роли средств массовой информации. «Массовой» называют социальную структуру, в которой человек нивелируется, становясь безликим элементом. В социально-экономической сфере массовое общество связывается с индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением, в сфере коммуникации - широким распространением различных средств массовой коммуникации. Миллс (Миллс Чарлз Райт: 1916, Уэйко, шт. Техас, США - 1962, Нью-Йорк), Фромм (Фромм Эрих: 1900, Франкфурт-на-Майне - 1980, Муральто, Швейцария), Рисмен (Рисмен Давид - 1909, Филадельфия) подвергают критике экономическое, политическое и социальное отчуждение, централизацию власти и упадок промежуточных автономных организаций, конформизм массового человека, распространение стандартизированной культуры.

    Рисмен рассматривает три типа характера, соответствующих аналогичным типам общественного устройства.

    Первый, «традиционно-ориентированный, конформный.

    Второй - «изнутри ориентированный», формируемый в индустриальном обществе, характеризуемом неразвитостью массовых коммуникаций, где ослабляются традиция, внутригрупповая коммуникация, контроль со стороны первичных групп.

    Фромм разработал учение о социальных характерах как форме связей между психикой индивида и социальной структуре общества. Миллс подвел критике искусственный язык Парсонса, который считал ширмой, скрывающей нищету реального содержания.

    В виде теории информационного общества доктрина получила широкое развитие в период компьютерного бума 1970-1980-х годов. Американский культуролог Олвин Тоффлер в книге «Третья волна» сделал заявление о том, что мир вступает в новую, третью стадию цивилизации, в судьбе которой решающую роль будут играть информационные демассированные средства связи, основу которой будут составлять компьютерные системы, соединяющие частные дома со всеми заинтересованными субъектами коммуникаций. Информация превращается в самый дорогой товар, революционно преобразовываются сами средства коммуникации, а СМИ - в мощный стимул для потребления информации и ее оценки, они также для развития коммуни­кативных технологий.

    Эффективность обмена информацией и всего процесса коммуникации во многом зависит от познаваемости субъектами коммуникации предмета обсуждения (обмена информации) и коммуникативной компетентности. Это касается, прежде всего коммуникаций, ставящих целью обмен научной информацией, т. е. научных коммуникаций.

    Возможности познания одного и того же объекта по поводу одного и того же предмета для различных сторон научной коммуникации неодинаковы. Познание существует в пределах познавательной деятельности индивидов. Индивиды в процессе познания пользуются объективно выработанной предыдущими поколениями системой знаний. Причем в процессе освоения знаний познаваемость на чувственном, мыслительном, эмпирическом и теоретическом уровне у сторон общения может очень существенно отличаться. Одни в большей мере воспринимают знания, информацию, полученные посредством восприятия, представления, т. е. то, что познается неотделимыми от субъекта, объективированными механизмами. Другие лучше воспринимают и, соответственно, доверяют больше текстовой информации или сведениям, полученным посредством вещей, находящихся вне индивида, но несущих в себе социально-культурный смысл. Те и другие так или иначе вынуждены делать определенные допущения, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Эмпиризм в сочетании с определенными допущениями о реальности и ее свойствах дает возможность предположить, что полученная и осознанная информация о познаваемом объекте является не плодом

    психического переживания субъекта, а отражает некоторые объективно существующие сущности.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта